Учреждения культуры вправе работать без ККТ

Кому обязательно надо ставить онлайн-кассу и можно ли работать без ее применения

Согласно действующей редакции закона о применении кассовой техники от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ст. 1.1, 1.2):

  • кассовую технику обязаны применять в обязательном порядке все компании и ИП при осуществлении расчетов не только наличными деньгами, но и в безналичном порядке;

ВАЖНО! ККТ не нужно использовать при безналичных расчетах организаций между собой или с ИП (за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с предъявлением). Это предусмотрено п. 9 ст. 2 закона 54-ФЗ).

  • из вышеуказанного требования могут быть исключения (если такие ситуации предусмотрены законом 54-ФЗ).

Причем применять ККТ необходимо не только при получении оплаты, предоплаты за товары, работы, услуги. В некоторых случаях требуется пробить чек и при выплате денег, например, при возврате товара покупателем или на возвращаемые суммы предоплаты.

Основная масса продавцов должна была приобрести и начать использовать ККТ к 1 июля 2019 года.

Таблицу со сроками перехода для различных групп продавцов см. здесь.

О том, кому не надо применять онлайн-кассы, расскажем далее.

  • при осуществлении видов деятельности, указанных в ст. 2 закона 54-ФЗ. Например, продаже бумажной периодики, торговле на розничных рынках ярмарках, разносной торговле непродовольственными товарами, продаже в киосках мороженого, разливных безалкогольных напитков, молока и др. Перечень длинный, смотрите его в указанной статье закона;
  • работе в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • расчетах по договорам займа, предоставленного для целей, не связанных с оплатой товаров (работ, услуг);
  • реализации товаров (работ, услуг), расчеты за которые с покупателями (клиентами) производит агент (платежный агент) и др.

Когда бюджетные учреждения должны применять ККТ

Бюджетные учреждения (БУ) являются некоммерческими и действуют в социально значимых сферах — здравоохранении, образовании, культуре, науке, спорте и некоторых других. Но это вовсе не означает, что в процессе своей деятельности они не производят расчетов. Такие учреждения активно работают с гражданами и реализуют свои услуги в том числе за плату. С этой точки зрения бюджетные учреждения ничем не отличаются от других субъектов хозяйственной деятельности и обязаны применять кассовую технику.

На организации рассматриваемого типа распространяются все правила, прописанные в законе 54-ФЗ. На практике это означает, что бюджетные учреждения должны применять ККТ при расчетах:

  • наличными денежными средствами;
  • с использованием банковской карты физического лица;
  • с использованием корпоративной карты (карты, оформленной на юридическое лицо), если для осуществления расчета она предъявляется продавцу;
  • посредством интернет-кошельков и других электронных средств платежа.

Такой порядок действует до 1 июля 2019 года. С указанной даты БСО нужно будет формировать с использованием специальной кассовой техники. То есть тем, кто привык работать с бланками, придется приобретать либо БСО-ККТ, либо обычный кассовый аппарат.

Бухгалтеру

Об этапах перехода на применение онлайн-ККТ см. Письмо Минфина России от 18.07.2018 N 03-01-15/50059.

Почему все же лучше готовиться к применению онлайн-ККТ?

Законодателем закреплен переход на новый порядок практически для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих наличные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Необоснованное освобождение тех или иных лиц от применения ККТ создаст условия для занижения налогооблагаемой базы, в том числе посредством применения различных схем уклонения от налогообложения, а также окажет негативное влияние на равные условия ведения бизнеса за счет создания условий для получения недобросовестными хозяйствующими субъектами незаконных преимуществ в виде неуплаты налогов (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 № 03-01-15/1016).

С 01.07.2017 в обязательном порядке на использование онлайн-касс уже перешли организации торговли, включая тех, для кого продажа товаров за наличный расчет является не основным, а вспомогательным видом деятельности. У предприятий сферы услуг и для малого бизнеса (где не было обязанности применять ККТ) будет еще год для перехода на новый порядок – для них он становится обязательным с 01.07.2018.

Если учреждения физической культуры и спорта и занимаются предпринимательской деятельностью, то в сфере оказания услуг, а поэтому до указанной выше даты, как и раньше, могут обходиться без кассовых аппаратов при условии выдачи бланка строгой отчетности (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Однако после 1 июля 2018 года упомянутым учреждениям, оказывающим платные услуги населению, придется БСО заменить на кассовый чек и применять онлайн-ККТ.

В отдаленных от сетей связи местностях при численности населения не более 10 тыс. человек (Приказ Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 № 616) пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме (п. 7 ст. 2 Закона о применении ККТ). Региональными властями должны быть утверждены перечни местностей, удаленных от сетей связи, в которых можно использовать и продолжать ставить на учет обычные «несетевые» ККТ (Письмо ФНС РФ от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435).

Заслуживает внимание Письмо ФНС РФ от 03.04.2017 № ЕД-4-20/6181@, посвященное мотивации налогоплательщиков к переходу на новый порядок применения ККТ. Перейдя на онлайн-ККТ, организация (учреждение) получает следующие преимущества:

возможность регистрации контрольно-кассовой техники онлайн без визита в налоговый орган, что существенно экономит время и деньги налогоплательщика;

возможность направлять электронные чеки покупателю без затрат на чековую ленту;

отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ);

практически полное отсутствие проверок добросовестных налогоплательщиков;

ведение бизнеса в здоровых конкурентных условиях за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество;

сокращение издержек за счет отказа от обязательного технического обслуживания и увеличения срока службы фискального накопителя.

Эти преимущества будут актуальны для учреждений физической культуры и спорта, когда они уже не смогут оформлять наличные расчеты БСО, а будут вынуждены выдавать населению кассовые чеки, причем как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Причем учреждение с июля 2016 года вправе начинать применять онлайн-ККТ в добровольном порядке. Владельцы современных кассовых аппаратов могут в режиме реального времени следить за поступлениями денежных средств и получаемой выручкой от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Причем в составе кассового аппарата можно будет использовать современные мобильные устройства (телефоны и планшеты). Все это позволит снизить объем обычного бумажного документооборота ККТ.

В целом можно утверждать, что в бюджет на приобретение новой ККТ можно заложить общую сумму в размере 20 тыс. – 25 тыс. руб. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс. руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4 тыс. – 6 тыс. руб.

Как было и как стало (суть новшеств)

В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ( ССЫЛКА ) контрольно-кассовую технику получили возможность при определенных условиях не применять (с 7 июня 2019 года):

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

  • ТСЖ (при получении оплаты за оказание услуг участникам, за жилые помещения и жилищно-коммунальные услуги);
  • образовательные, физкультурно-спортивные, культурные организации (за оплату услуг, оказанных гражданам) .

О каких условиях идет речь? Указанные субъекты могут не применять ККТ, только если расчеты:

p, blockquote 4,0,1,0,0 –>

  • безналичные;
  • дистанционные (осуществляются через интернет).

Например, это могут быть расчеты, произведенные через сайт по карте, по платежному поручению или через мобильное приложение (письмо Минфина России от 05.07.2019 № 01-02-04/03-49678 — ССЫЛКА ). Если расчеты наличные или производятся по карте непосредственно в учреждении — ККТ применять нужно в общем порядке. Исключение в этом случае не работает .

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

В новой редакции Закона № 54-ФЗ — вступившей в силу 8 января 2020 года, появилась норма о том, что ККТ вправе не использовать в принципе (при любых типах расчетов — наличных, безналичных, через интернет или при оплате за услуги в самом учреждении) те культурные, спортивные и досуговые организации, которые:

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

  • являются муниципальными;
  • располагаются не в городах или ПГТ и не в районных центрах (кроме райцентров, являющихся единственными населенными пунктами в муниципалитете).

То есть — организации, располагающиеся в сельской местности. И, опять же, только при определенных условиях.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Рассмотрим перечень организаций, которым разрешено не использовать онлайн-кассу в соответствии со свежими поправками в законодательство, а также сущность дополнительных условий, при соблюдении которых данные организации вправе отказаться от применения ККТ, подробнее.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

ККТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ ДЕФАКТО И ДЕЮРЕ

1 июля официально завершилась так называемая «третья волна» кассовой реформы, обязывающая владельцев малого и микробизнеса по всей стране применять онлайн-кассы. Наиболее болезненным данный переход был, в частности, для учреждений культуры, в особенности региональных, из-за дороговизны оборудования, технических сложностей, таких как отсутствия интернета в сельской местности, и других. Недавно принятые поправки и последние предложенные законодательные инициативы призваны защитить самых уязвимых, однако всем остальным придется адаптироваться к новым условиям.

Реформа проводится с 2017 года в рамках исполнения принятых в 2016 году поправок к 54-ФЗ , согласно которым весь бизнес России должен работать с онлайн-кассами. За прошедшие два года на новые устройства успешно перешли крупный и средний бизнес. Этим летом настал черед малого предпринимательства.

Закон значительно расширил перечень субъектов, которые могут работать вообще без применения ККТ. В соответствии с новыми правилами, ККТ может не применяться следующими субъектами (п. 13 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

• товариществами собственников жилья (при расчетах за услуги ТСЖ и при приеме платы за жилье и коммунальные услуги);
• садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами (при расчетах за услуги товарищества и приеме платы за коммунальные услуги);
• жилищными и жилищно-строительными кооперативами (при расчетах за услуги кооператива и коммунальные услуги);
• иными специализированными потребительскими кооперативами (при расчетах за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности);
• образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования; физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами, музеями, библиотеками и другими подобными организациями при оказании услуг населению в области культуры.

Стоит отметить, что в перечисленных случаях все равно потребуется применять ККТ при расчетах наличными деньгами, а также расчетах с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

Положения, в которых оговаривается, что вне зависимости от вида деятельности от введения онлайн-касс освобождаются предприниматели, которые находятся в труднодоступных и отдаленных местностях (поселения, деревни, села, рабочие поселки и разъезды), продолжают действовать (п. 2 и п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Альтернативой ККТ в подобных случаях служат, например, автономные кассы.

Таким образом, к 1 июля 2019-го все-таки должны были начать работать с онлайн-кассами:
ИП на ЕНВД и патенте, которые продают товары несобственного производства и у которых нет наемных работников;
предприниматели на ЕНВД и патенте, которые оказывают услуги или выполняют работы и у которых есть наемные работники;
организации и ИП, которые ранее выдавали БСО с наемными сотрудниками;
вендинг без наемных работников.

Предприниматели, которые не попали под отсрочку и не успели установить кассу до обозначенного срока, рискуют получить штраф от налоговой: для юридических лиц и ИП — от ¾ до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от ¼ до ½ суммы, но не менее 10 тыс. рублей.

Читайте также:  Заявление о присвоении звания ветеран труда - бланк 2020

После 01.07.2019 изменился также порядок формирования бланков строгой отчетности (БСО), который раньше регулировались Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техник», а конкретно учреждения культуры ориентировались на Приказ Министерства культуры РФ от 17.12.2008 № 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности» (оба документа прекратили действие вследствие завершения переходного периода).

Под БСО теперь понимается «первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники» (ст. 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ).

Тогда как Автоматизированная система для бланков строгой отчетности (АС БСО), согласно определению, — это «контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях».

Это означает, что БСО может быть сформирован любой моделью ККТ с принтером, а не только теми ККТ, которые в реестре ФНС помечены как «АС БСО». Традиционные формы БСО (квитанции, билеты) — остаются, утратив фискальную часть, а значит их применение не может считаться условием освобождения от использования ККТ.

В пункте 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечислены обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в чеке ККТ или БСО. Этот перечень с 01.07.2019 был дополнен (Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ).

Важно отметить, что кассовый чек и БСО могут содержать, помимо обязательных, дополнительные реквизиты, учитывающие особенности сферы деятельности, в которой производятся расчеты (п. 7 с. 4.7 Федерального закона 54-ФЗ), а также любую другую информацию, не подтвержденную фискальным признаком, но отвечающую интересам бизнеса (в ФНС она не попадает).

Так как традиционные БСО (например, билеты), не были упразднены и учреждения культуры по-прежнему вправе их использовать, на сегодняшний день существует три варианта их интеграции с обязательными для выдачи документами ККТ:
кассовый БСО печатается с помощью ККТ в виде одного единого документа, куда включается вся необходимая для предприятия дополнительная информация (например, ряд и место в зале);
традиционный БСО и кассовый чек;
традиционный БСО, на который нанесен QR-код, ссылающийся на кассовый чек.

Если по каким-то причинам напечатать QR-код нет технической возможности, достаточно, чтобы на БСО были указаны шесть необходимых для идентификации чека реквизитов, а именно: дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа (п. 5.8 ст. 1.2 Федерального закона 54-ФЗ).

В ФНС пояснили (письмо ФНС РФ от 30.05.2019 № СД-4-3/10485), что, принимая плату от физлиц за вышеназванные билеты, предприятия вправе применять освобождение от НДС при выдаче документов в одной из следующих комплектаций:
• БСО, соответствующий требованиям закона о ККТ;
• билет в соответствии с приказом №257 и чек или БСО согласно закону о ККТ.

При безналичных расчетах компаний и ИП за билеты, кроме платы с использованием ЭСП, продавцы освобождаются от НДС, предоставляя клиенту один документ по выбору: БСО, удовлетворяющий требованиям закона о ККТ, или билет по установленной приказом №257 форме. Если организация заплатила по безналу, в этом случае будет достаточно одного билета.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождается от обложения НДС реализация организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, — говорится в письме ФНС.

В Законе также предусматриваются случаи, когда можно применять ККТ удаленно, то есть касса может располагаться вне места проведения расчетов (новый п. 5.6 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ):
• при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (за исключением расчетов в безналичном порядке в интернете и через торговый автомат, на дисплее которого показывается QR-код);
при расчетах по месту выполнения работ, оказания услуг, когда работы выполняются (услуги оказываются) вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;
при расчетах, предусмотренных п. 5.8-5.10 ст. 1.2 Федерального закона 54-ФЗ (при оказании услуг населению с использованием утвержденных БСО, продаже проездных билетов в салоне транспортного средства, расчетах за услуги ЖКХ).

В этих случаях кассовый чек и БСО клиенту можно передать одним из двух способов (п. 5.7 ст. 1.2 Закона о ККТ):
• отправить на email или на телефон клиента информацию, которая позволит идентифицировать кассовый чек на сайте ФНС или ОФД;
• дать возможность клиенту в момент расчета считать QR-код с любого удобного устройства. Это позволит найти чек в приложении ФНС и при необходимости распечатать его. Такой чек равнозначен чеку, сформированному на ККТ или отправленному в электронной форме.

Однако поправки не отменяют возможность использовать обычную онлайн-кассу в месте расчета.

Напоследок отметим, что в конце июля группа сенаторов Совета Федерации РФ внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект № 761631-7 с поправками в Федеральный закона № 54-ФЗ, в котором предлагается освободить от применения ККТ муниципальные учреждения культуры.

Политики сослались на данные Росстата, согласно которым, в 2017 году количество организаций культурнодосугового типа (в сельской местности) по стране составляли 38 тысяч. При стоимости ККТ в среднем 23-25 тыс. рублей (вместе с регулярным обслуживанием) их повсеместное внедрение приведет к дополнительным расходам отрасли культуры, оценивающееся в 900 млн рублей. Это, в свою очередь, неизбежно повлечет удорожание себестоимости услуг.

Как отмечается в пояснительной записке, городские учреждения имеют финансовые возможности для приобретения ККТ, а наличный оборот их средств зачастую бывает значительным. При этом у муниципальных учреждений культуры, расположенных преимущественно в сельской местности, небольшие финансовые обороты (до 100 000 рублей в год). Приобретение ККТ будет для них накладным.

Однако под освобождение не будут подпадать организации, расположенные в городах, районных центрах, поселках городского типа. По мнению авторов законопроекта, такие учреждения имеют финансовые возможности для приобретения ККТ.

1 июля официально завершилась так называемая «третья волна» кассовой реформы, обязывающая владельцев малого и микробизнеса по всей стране применять онлайн-кассы. Наиболее болезненным данный переход был, в частности, для учреждений культуры, в особенности региональных, из-за дороговизны оборудования, технических сложностей, таких как отсутствия интернета в сельской местности, и других. Недавно принятые поправки и последние предложенные законодательные инициативы призваны защитить самых уязвимых, однако всем остальным придется адаптироваться к новым условиям.

… но штрафовать не будут?

Госдума обещает ввести годичный мораторий на штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники при расчетах. Об этом стало известно в ходе заседания Комитета Госдумы по бюджету и налогам, на котором обсуждались поправки в Закон о ККТ.

Глава комитета и инициатор «отсрочных» поправок Андрей Макаров поблагодарил ФНС России за предоставление актуальной информации относительно готовности регионов и отраслей бизнеса к реализации закона о ККТ. Он отметил, что полученная картина свидетельствует о том, что далеко не все субъекты РФ подготовились к реализации закона. Парламентарий пояснил, что отложить реализацию закона с 1 июля невозможно, поэтому встал вопрос о том, как быть с теми, кто не готов. В ходе исполнения возникнет целый ряд доработок. В связи с этим предлагается, что, вводя закон с 1 июля, будет убрана административная ответственность за неприменение ККТ на год, то есть будет введен мораторий на штрафы до 1 июля 2020 года. Таким образом, все смогут спокойно войти в режим, чтобы ни организации, ни люди не ходили под угрозой наказания. Конечно, «пообещать – не значит жениться», но все же надежда есть.

компании и ИП при продаже в салоне транспортного средства билетов и талонов для проезда в общественном транспорте (допустимо иметь одну кассу на предприятие).

Что важно для тех, кто оказывает услуги населению

Во-первых, уже с 27.11.2017 (дата официального опубликования поправок) ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ звучит так: организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона), до 1 июля 2019 года.

Во-вторых, никаких поправок в ч. 9 этой статьи внесено не было, то есть в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего федерального закона) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года.

Таким образом, УК и ТСЖ, оказывающие услуги населению, вправе не применять онлайн-ККТ до 01.07.2019 при условии выдачи ими БСО в прежнем порядке.

Это хорошая новость для тех, кто принимает наличные платежи непосредственно в кассу, а также ведет расчеты с использованием платежных карт, если такие карты предъявляются плательщиком при непосредственном взаимодействии с представителем УК (ТСЖ). Именно в этой ситуации работник УК (ТСЖ) может выдать физическому лицу БСО, подтверждающий прием денежных средств.

Выполнение условия, названного в ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ (о выдаче БСО в прежнем порядке), возможно только при непосредственном взаимодействии физического лица и представителя организации (ИП). При осуществлении платежа с использованием платежной карты в Интернете БСО в прежнем порядке выдать невозможно, поэтому освобождение, продленное до 01.07.2019, в данной ситуации не действует. Значит, применять онлайн-ККТ при оплате услуг через Интернет с использованием платежной карты необходимо без каких бы то ни было отсрочек.

Читайте также:  Нужен переводчик в суде. К кому обратиться?

Кто может работать без кассы до 1 июля 2021 года

Каждый год правительство вносит уточнения и изменения в 54-ФЗ. Самые свежие заработали 1 июля 2019 года: одним предпринимателям дали отсрочку, у других она закончилась, а третьим касса нужна, но штрафов пока можно не бояться. А ещё теперь можно формировать QR-коды вместо чеков и использовать удалённые, в чеках изменились два реквизита и старые БСО больше не работают. Мы разобрались в нововведениях и рассказываем вам.

Кто может работать без кассы до 1 июля 2021 года

ИП без работников. Некоторые ИП могут работать без кассы, если соблюдают сразу два условия ( ст. 2 закона № 129-ФЗ ):

  • продают товары, которые производят сами, выполняют работы или оказывают услуги;
  • работают в одиночку — в штате нет ни одного сотрудника с трудовым договором.

Если ИП нарушает хотя бы одно условие, например, принимает на работу сотрудника, придётся купить кассу.

ИП, которые торгуют билетами с рук. Продавцы билетов в театр могут не пробивать чеки, если соблюдают сразу два условия ( п. 14 ст. 2 закона 54-ФЗ ):

  • торгуют абонементами или входными билетами в государственные и муниципальные театры;
  • продают билеты с рук или с лотка.

Если продаёте билеты на частное представление или торгуете через интернет, касса нужна.

Образовательные, спортивные и культурные организации. Те, кто получает оплату по интернету или банковским переводом со счёта на счёт, могут работать без кассы ( п. 13 ст. 2 закона 54-ФЗ ):

  1. Некоммерческие детские сады, школы, гимназии. Если у вас коммерческая частная школа, касса нужна с 1 июля 2019.
  2. Дома культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития.
  3. Cпортивные секции, кружки, клубы и школы.

Эта льгота действует, только если организация оказывает услуги и только по своему профилю. Например, если спортивная секция продаёт абонементы на фитнес, можно обойтись без чека, но если торгует протеином для похудения или предлагает массаж — нужна касса.

Если клиент платит банковской картой или наличными на месте, продавец обязан выдать ему чек.

ТСЖ и кооперативы. ТСЖ и кооперативы могут принимать взносы, арендную плату и коммуналку без чеков ( п. 13 ст. 2 закона 54-ФЗ ). Без чека можно принимать деньги только удалённо — по интернету или через кассу банка. Если жилец пришёл заплатить лично картой или наличными, чек нужен.

В формулировке есть слова «оказание услуг своим членам», но Минфин объяснил, что правило действует для всех — не имеет значения, кто платит.

Продавцы бахилл. К числу бизнесов, которым не нужна касса, прибавилась продажа бахил — в розницу и через механические вендинговые автоматы ( п. 2 ст. 2 закона 54-ФЗ ).

Кому теперь нужна касса

С 1 июля 2019 года некоторые прошлые отсрочки закончились. Вот в каких случаях организациям и ИП теперь нужна касса:

  • при безналичных расчётах с физлицами (кроме перечисленных выше исключений, когда касса не нужна);
  • при приёме платы за аренду, коммуналку и капремонт, если в доме нет ТСЖ и жильцы платят управляющей компании;
  • при предоплате и возврате предоплаты или аванса — формировать чек нужно в тот момент, когда клиент передаёт деньги;
  • при продаже товаров, работ, услуг в кредит;
  • при предоставлении или получении встречного предоставления — это такой способ оплаты вроде бартера;
  • при продаже проездных билетов в транспорте.

Старую отсрочку не продлили, но некоторые послабления всё же есть.

  1. Раньше, если предприниматель оказывал услуги и брал деньги вперёд, чек нужно было сформировать в течение суток. Например, в сфере ЖКХ, перевозок или образования. Теперь у предпринимателя есть на это десять календарных дней ( п. 2.1 ст. 1.2 закона 54-ФЗ) .
  2. Для транспортников и ЖКХ установили мораторий на штрафы. До 1 июля 2020 года кондукторов, ТСЖ и управляющие компании не будут штрафовать за неправильную работу с кассой ( ст. 2 закона 171-ФЗ ).

Что ещё нового

QR-коды вместо чеков. В новой версии закона больше подробностей про работу с QR-кодами. Предпринимателям не обязательно печатать чек. Вместо этого можно сформировать QR-код и показать его покупателю на экране планшета или отправлять на почту. В нём должны быть зашифрованы все те же реквизиты, что и в обычном бумажном чеке. QR-код приравнивается к чеку: с ним покупатель может вернуть товар или обратиться в налоговую.

Чтобы распознать код, покупателю нужно мобильное приложение:

Удалённая касса для продажи на выезде. Раньше по закону нужно было пробивать чек в месте расчётов: там, где торгуете или оказываете услуги. Это создавало проблемы, например, курьерам или парикмахерам, которые выезжают к клиенту. Теперь те, кто вместо бумажного или электронного чека формируют QR-код, могут использовать удалённую кассу. Это касса, которая находится не там, где покупатель платит за товар, а в другом месте — магазине, офисе или салоне.

Удалённой кассой можно пользоваться, если вы:

  • занимаетесь разносной торговлей или торгуете дистанционно — например, продаёте косметику по каталогу;
  • торгуете или оказываете услуги не у себя на точке, а дома у покупателя или где-то ещё;
  • принимаете плату за жильё и коммунальные услуги по интернету или через кассу банка — неважно, кто вы: собственник, организация или ТСЖ;
  • продаёте билеты в общественном транспорте.

Это удобно для интернет-магазинов: теперь курьеру не обязательно носить с собой кассу и выдавать покупателю бумажный чек. Чек можно сформировать удалённо, в офисе магазина, и выдать курьеру планшет, с которого покупатель считает QR-код с чеком. Ещё чек можно отправить покупателю на почту или телефон — уточните контакты покупателя заранее.

Изменения в реквизитах чеков.

  1. В чеках есть обязательный реквизит «форма расчёта»: из него видно, как покупатель расплатился с продавцом. Раньше, если клиент платил картой, в чеке указывали значение реквизита «электронными», теперь его поменяли на «безналичными» ( приказ ФНС № ММВ-7-20/605@ ). С наличными всё осталось по-старому.
  2. Появился новый обязательный реквизит «код товара» ( постановление Правительства № 174 ). Этим реквизитом помечаются товары с маркировкой: сейчас это только сигареты, дальше будут шины, духи, фотоаппараты и вспышки и текстиль. Если продаёте что-то из этого списка, в чеке нужно указывать код товара.

Чтобы работать по новым правилам, обновите программное обеспечение на кассе.

Типографские БСО больше не работают. Раньше ИП и организации, которые оказывают услуги, могли вместо чеков выдавать клиентам бумажные бланки строгой отчётности — БСО. Теперь налоговая хочет получать данные обо всех операциях онлайн и требует, чтобы в БСО были те жереквизиты, что и в чеках.

У тех, кто раньше выдавал клиентам БСО, есть два пути:

  1. Подключить автоматизированную систему БСО — это как онлайн-касса, но выдаёт только БСО, а значит, использовать её можно только тем, кто оказывает услуги.
  2. Купить онлайн-кассу и выдавать чеки. Это удобно, если кроме услуг вы захотите продавать товары — в этом случае обязательно выдавать чек, а не БСО.
  1. До 1 июля 2021 года без кассы могут работать:
    — ИП без работников, если они продают товары своего производства, выполняют работы или оказывают услуги;
    — продавцы билетов в государственные и муниципальные театры, если они торгуют с рук или лотков;
    — образовательные, спортивные и культурные организации, ТСЖ и кооперативы, если они принимают платежи по интернету или через кассу банка.
  2. Вместо чеков можно формировать QR-код и показывать его покупателю.
  3. Тем, кто торгует на выезде, разрешили использовать удалённую кассу — такую, которая расположена не там, где покупатель платить за товар.
  4. Кондукторы и водители в общественном транспорте теперь должны выдавать чеки или QR-коды, которые к ним приравниваются. Но штрафы за работу без кассы начнут работать только с 1 июля 2020 года.
  5. При расчётах за жильё и коммуналку можно обойтись без чека, если принимать деньги по интернету или через кассу банка.
  6. Изменились реквизиты чеков: слово «электронными» поменяли на «безналичными», а маркированные товары (например, табак) нужно помечать специальной графой.
  7. Типографские БСО больше не работают: теперь организациям и ИП, которые оказывали услуги и выдавали бумажные БСО, нужно перейти на автоматизированную систему БСО или онлайн-кассу.

Если продаёте билеты на частное представление или торгуете через интернет, касса нужна.

Какие требования предъявляются к ККТ?

Чтобы поставить кассовую машину на учет, а в дальнейшем применять ее в работе, компании необходимо задействовать только те модели, которые отражены в государственном реестре. Чтобы определить, имеется ли модель в перечне или нет, достаточно заглянуть в реестр или поверить при покупке кассовой машины наличие сверху специальной бирки с надписью «Государственный реестр» и указанием требуемого года.

Чтобы ККТ могла быть включена в госреестр, она должна соответствовать ряду требований. Вот только некоторые из них:

  • Возможность фиксации информации в памяти устройства, на ленте и чеке с учетом параметров и технических характеристик.
  • Обеспечение печати кассовых документов, а также возможность долговременного хранения данных.
  • Наличие опции, позволяющей эксплуатировать аппарат в фискальном режиме.
  • Исправность и обеспечение технической поддержкой со стороны поставщика.
  • Наличие паспорта установленного типа, а также идентификационного знака.
  • Прочие требования (наличие часов, корпуса, накопителя памяти и других опций).

В госреестре, кроме списка допущенных моделей, содержатся данные по реквизитам, требующим отражение в чеке ККТ. Список необходимых реквизитов может различаться в зависимости от вида деятельности ООО. Следовательно, при выборе кассовой машины стоит брать во внимание, в какой сфере она будет применяться. Это может быть торговля, реализация билетов или оказание услуг людям.

Многие руководители путают ККТ с ЧПМ (машинками для печати чеков). В них не предусмотрен блок памяти, поэтому отнести такие устройства к категории контрольно-кассовой техники и, соответственно, поставить на учет не получится.

В госреестре, кроме списка допущенных моделей, содержатся данные по реквизитам, требующим отражение в чеке ККТ. Список необходимых реквизитов может различаться в зависимости от вида деятельности ООО. Следовательно, при выборе кассовой машины стоит брать во внимание, в какой сфере она будет применяться. Это может быть торговля, реализация билетов или оказание услуг людям.

Просим разъяснить вопрос применения онлайн-кассы в образовательных учреждениях.

Вопрос: Просим разъяснить вопрос применения онлайн-кассы в образовательных учреждениях. В ведомстве ЦБО находится ДШИ и детские сады, которые относятся к образовательным учреждениям. Данные учреждения предоставляют платные услуги:

  • присмотр и уход за детьми
  • дополнительные платные образовательные услуги (танцы, лепка, английский, логопедия )

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Законом.

Читайте также:  Некачественный ремонт отказываются переделывать

При этом п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ, в том числе при оказании услуг по присмотру и уходу за детьми, больными, престарелыми и инвалидами (см. также Письмо Минфина России от 12.12.2017 N 03-01-15/83007).

Из приведенной нормы следует, что учреждение (детский сад), оказывающее услуги по присмотру и уходу за детьми, применять ККТ не должно, причем как до 01.07.2019, так и после указанной даты. Отсрочка обязательного использования ККТ до 01.07.2019, установленная ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ, в отношении названного учреждения не действует.

Обратите внимание! При оказании учреждением других платных услуг ККТ применяется.

Что касается документа, выдаваемого банкоматом при оплате квитанций банковской картой, при совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме (п. 3.1 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П).

Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и служит подтверждением их совершения. Этот документ не заменяет чек ККТ, который обязан выдавать пользователь ККТ при осуществлении расчетов в установленных Федеральным законом N 54-ФЗ случаях.

В рассматриваемой ситуации ККТ не применяется, соответственно, кассовые чеки не выдаются.

Данное обоснование изложено в Письме Минфина (п.2 Подборки) и Консультации эксперта (п.1 Подборки).

Перечислим случаи, когда без касс смогут работать при безналичных расчетах
(п.3 Подборки)
:

– товарищества собственников недвижимости (включая ТСЖ), жилищные, жилищно-строительные кооперативы и другие специализированные потребительские кооперативы;

– образовательные организации при оказании населению образовательных услуг;

физкультурно-спортивные организации при оказании населению услуг в области физкультуры и спорта.

– дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, дома ремесел, дома досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг населению в области культуры.

Отметим, что данное положения не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

В силу пункта 1 статьи 862 ГК РФ безналичные расчеты могут осуществляться в форме расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями.

Большинство коммерческих сделок осуществляется, как правило, при помощи платежных поручений. В соответствии со статьей 863 ГК РФ платежное поручение как форма безналичных расчетов представляет собой обязательство банка плательщика произвести платеж в пользу третьего лица (получателя средств) по распоряжению плательщика – владельца счета.

Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе (пункт 5.4 Положения N 383-П). Реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены Приложениями 1 – 3 к Положению N 383-П.

Отметим, что если у плательщика – физического лица нет банковского счета, то он составляет распоряжение о переводе денежных средств, что следует из пунктов 5.7, 5.8 Положения N 383-П. При этом в распоряжении о переводе денежных средств на бумажном носителе должны быть указаны реквизиты плательщика, получателя средств, банков, сумма перевода, назначение платежа, а также может быть указана иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. Заметим, что распоряжение о переводе денежных средств может быть составлено в виде заявления. Форма распоряжения о переводе денежных средств на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателями средств по согласованию с банком. На основании распоряжения о переводе денежных средств кредитная организация составляет платежное поручение.

Таким образом организация не применяет ККТ в случае:

  • Оказания услуг по присмотру и уходу за детьми при любых формах расчетов
  • Оказания образовательных услуг, оплата которых осуществлена в безналичной форме посредством предоставления платежного поручения на перевод кредитной организации.

В остальных случаях ККТ применяется в общеустановленном порядке.

Подборка материалов по данному вопросу

Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс.

физкультурно-спортивные организации при оказании населению услуг в области физкультуры и спорта.

О применении БСО

Однако есть один весьма существенный нюанс. Сегодня законодательство позволяет не применять кассовую технику организациям любой организационно-правовой формы, если она занимается оказанием услуг населению. Но с одним условием — вместо чека клиентам следует выдавать бланк строгой отчетности (БСО). Многие бюджетные учреждения занимаются именно оказанием услуг — лечебно-оздоровительных, образовательных, культурно-просветительских, транспортных и так далее. И при оказании подобных услуг населению БУ вместо кассового чека могут выписывать своим клиентам бланки строгой отчетности.

Такой порядок действует до 1 июля 2019 года. С указанной даты БСО нужно будет формировать с использованием специальной кассовой техники. То есть тем, кто привык работать с бланками, придется приобретать либо БСО-ККТ, либо обычный кассовый аппарат.

Пока же в ходу бумажные бланки, которые печатаются в типографиях либо формируются посредством специальных информационных систем (обычный компьютер к ним не относится).

А вот расчеты с физическими лицами в рамках трудовых отношений проводятся без применения ККТ. Иначе говоря, при выплате сотрудникам БУ заработной платы, выдаче денежных средств под отчет или командировочных кассовая техника не применяется, поскольку это не связано с платой за товары или услуги.

Когда НКО вправе работать без ККТ

Некоммерческие организации могут не использовать ККТ, когда они:

  • принимают членские взносы, пожертвования, благотворительные взносы и другие поступления, которые не связаны с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • продают лотерейные билеты (абз. 4 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • оказывают услуги и выдают вместо кассовых чеков бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Кроме того, ККТ не применяют:

  • религиозные организации, когда реализуют предметы религиозного культа, религиозную литературу или оказывают услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний (абз. 14 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • адвокаты, когда получают вознаграждение по договору за оказание юридической помощи. ККТ не применяют, только если их деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ).

Во всех остальных случаях при продаже товаров (работ, услуг) применяйте ККТ в общем порядке .

  • религиозные организации, когда реализуют предметы религиозного культа, религиозную литературу или оказывают услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний (абз. 14 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • адвокаты, когда получают вознаграждение по договору за оказание юридической помощи. ККТ не применяют, только если их деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ).

Освобождены от применения ККТ бессрочно

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:

  1. Кредитные организации.
  2. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажа газет и журналов на бумажном носителе;
    • продажа ценных бумаг;
    • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
    • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
    • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
    • торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
    • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • ремонт и окраска обуви;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
    • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
    • вспашка огородов и распиловка дров;
    • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
    • розничная продажа бахил.
  3. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
  4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
  5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
  6. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
  7. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
  8. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
  9. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
    • товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
    • физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
    • домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
  10. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.

* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.

Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Однако, в пункте 2 статьи 1.2. Федерального закона № 54-ФЗ говорится, что «При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек … покупателю (клиенту) …» Упоминания о выдаче чека продавцу нет.

Кто заплатит за ККТ в бюджетных учреждениях?

Все торговые организации страны долго ждали, кому же будет компенсирована стоимость онлайн-касс. В результате закон 349-ФЗ дал право налогового вычета лишь индивидуальным предпринимателям, и то с рядом нюансов.

Государство возмещает ИП за приобретенную ККТ максимум 18000 рублей

Бюджетные организации ожидаемо остались без компенсации, потому что они, по определению, являются некоммерческими и не платят налог с прибыли. Фактически получение ими налогового вычета было бы только перераспределением финансов из одного фонда в другой. Поэтому госучреждения вынуждены изыскивать деньги на онлайн-кассы самостоятельно.

Организации, которые уже имели ККТ, могут сэкономить, усовершенствовав имеющуюся технику. Ведь ряд старых моделей кассовых аппаратов оперативно переделывается под онлайн-кассы. Узнать о возможности обновления ККТ можно в сервисном центре или в реестре сертифицированной техники на сайте ФНС.

4.Иные положения

Добавить комментарий