Расследование несчастных случаев на производстве

Шаг 4.

Издать приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая. В состав комиссии должны входить:

  • представитель работодателя;
  • специалист по охране труда (лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда);
  • представитель профсоюзного комитета организации или другого уполномоченного работниками представительного органа;
  • уполномоченный по охране труда;
  • член комиссии организации по социальному страхованию. Возглавляет комиссию работодатель или уполномоченный им представитель.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая комиссия проводит в течение 3 календарных дней.

Подготовить и направить письменный запрос в медицинское учреждение о характере и степени повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, а также о нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Обязательства работодателя перед началом расследования

Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан обеспечить работника безопасными условиями и охраной труда. Осуществление данных гарантий не на должном уровне может обернуться несчастным случаем на производстве, при возникновении которого работодатель (его представитель) должен:

  • моментально организовать первую помощь и дальнейшую транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение (при необходимости);
  • принять срочные меры, направленные на локализацию чрезвычайной ситуации и воздействие повреждающих факторов на других лиц;
  • обеспечить для предстоящего расследования сохранность изначальной обстановки или зафиксировать ее документально, если существует угроза жизни и здоровью других лиц или возникновения аварийной ситуации;
  • безотлагательно поставить в известность о тяжелом несчастном случае или несчастном случае с летальным исходом уполномоченные федеральные органы, а также родственников пострадавшего;
  • обеспечить своевременность проведения расследования и правильность оформления его материалов.

О групповом (более одного человека), тяжелом или несчастном случае с летальным исходом на производстве работодатель обязан в течение суток проинформировать в установленной форме соответствующие государственные органы:

  • Государственную Инспекцию Труда;
  • Прокуратуру РФ по месту происшествия;
  • Территориальный орган профсоюза по месту регистрации организации;
  • Администрация района по месту регистрации организации;
  • Территориальный Фонд Социального Страхования по месту регистрации организации.
  • специалиста по охране труда и ответственное лицо, назначенное специальным распоряжением (за исключением профильного руководителя и лиц, которые несут ответственность за безопасность труда на объекте, где произошел несчастный случай);
  • представителей работодателя;
  • представителей профсоюзов.

Порядок расследования и оформления несчастных случаев на производстве

Для расследования несчастного случая на производстве (в организации) руководитель незамедлительно (в течение суток) издает приказ (распоряжение) о составе комиссии (не менее 3 человек). В состав комиссии включаются:

· Представитель работодателя (главный специалист отрасли (цеха), где произошел несчастный случай, главный инженер и др.)

· Представитель профкома организации (старший уполномоченный по охране труда).

· Инженер по охране труда или лицо, выполняющее его обязанности согласно приказа руководителя.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя – физического лица принимают участие:

– указанный работодатель или уполномоченный им работник (представитель),

– доверенное лицо пострадавшего,

– специалист по охране труда, привлекаемый к расследованию на договорной основе.

Несчастный случай на производстве, произошедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю, или происшедшим при выполнении работы в другой организации, а также совместителем при несчастном случае на совмещаемой работе, расследуется комиссией организации, где произошел случай с участием в комиссии представителя организации, направившего работника.

Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией с обязательным исследованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля (ГИБДД).

При расследовании несчастного случая на производстве с использованием оборудования, подконтрольного соответствующему надзорному органу Ростехнадзора и др., в комиссию вводят представителя этого надзорного органа, который и является в этом случае председателем комиссии.

Каждый пострадавший или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве.

Комиссия должна расследовать несчастный случай в течение 3 дней (ст. 229 ТК РФ) и передать Акт формы Н-1 на утверждение работодателю (руководителю); при условии, что в результате несчастного случая один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровью.

Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого (квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:

– характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;

– последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).

Признаками тяжелого несчастного случая на производстве являются также повреждения здоровья, угрожающие жизни пострадавшего (см. приложение 5).

Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве) и смертельного несчастного случая в состав комиссии включается:

– государственный инспектор труда;

– представитель органа исполнительной власти субъекта РФ (мэрии) или по согласованию органа местного самоуправления (муниципального объединения);

– представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов.

Комиссия работает во главе с государственным инспектором труда.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого и смертельного, проводится комиссией в течение 15 дней. При этом кроме акта Н-1 (форма 2), на каждого пострадавшего оформляется акт специального расследования (форма 4).

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю, или в результате, которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления названного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельства случая, получения (дополнительных) соответствующих медицинских и иных заключений и сведений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, руководителя работ, получает следующую необходимую информацию (документы) от работодателя:

· выписки из журналов о проведении инструктажей, обучения и протокола проверки знаний пострадавшим требований охраны труда;

сведения об оборудовании, использование которого привело к несчастному случаю (тип, марка, год выпуска, организация-изготовитель);

· документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов (планы, схемы, эскизы, протокол осмотра рабочего места, а при необходимости – фото и видеоматериалы, экспертные заключения специалистов (результаты расчетов необходимых исследований);

по возможности объяснения от пострадавших или очевидцев несчастного случая (форма 6);

· копии (выписки) документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

· выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственного инспектора по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу);

· выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

· медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения причиненного здоровью пострадавшего (форма 315-У), его карта нахождения пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсического опьянения;

· другие документы по усмотрению комиссии.

На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая (см. приложение 3), определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с его производственной деятельностью, квалифицирует несчастный случай, как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

В зависимости от конкретных обстоятельств могут классифицироваться, как несчастные случаи не связанные с производством:

-смерть, вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденные медицинским следствием или судебным органом;

– смерть или повреждения здоровья, единственной причиной которых явилось по медицинскому заключению алкогольное, наркотическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушением технологии использования технических спиртов, ароматических и иных токсических веществ;

Читайте также:  Какая должна быть температура радиаторов отопления?

– несчастный случай, произошедший при совершении уголовно наказуемых деяниях.

Если в результате расследования несчастного случая установлено, что основной причиной его было нарушение правил и норм охраны труда (неудовлетворительное состояние оборудования, проходов, освещения, необученность пострадавшего, неправильная организация или отсутствие надзора за производством работ), то несчастный случай должен быть признан связанным с производством.

Приложение 3

Классификатор причин несчастных случаев и видов происшествий согласно форм отчетности, утвержденных приказом Федеральной службы по труду и занятости № 21 от 21.02.2005г. Причины несчастных случаев

При расследовании несчастного случая на производстве с использованием оборудования, подконтрольного соответствующему надзорному органу Ростехнадзора и др., в комиссию вводят представителя этого надзорного органа, который и является в этом случае председателем комиссии.

Расследование несчастных случаев на производстве

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — законодательно установленная процедура обязательного расследования обстоятельств и причин повреждений здоровья работников и др. лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, при осуществлении ими действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве (далее — НС) установлен в ст. 229, 229 1 , 229 2 и 229 3 ТК РФ и в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Расследование НС проводится специальными комиссиями, формируемыми и возглавляемыми соответствующими должностными лицами в зависимости от характера происшествия, числа пострадавших работников и тяжести полученных ими повреждений здоровья. По общему правилу в состав комиссии включаются специалисты по охране труда, представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, а при расследовании НС с тяжелым или смертельным исходом — также должностные лица органов, осуществляющих в установленном порядке надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Расследование НС, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем на основе материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.

Каждый работник или его доверенное лицо имеет право на личное участие в расследовании НС, происшедшего с работником. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании НС может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии) обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Расследование обстоятельств и причин НС, в результате которых пострадавшие получили повреждения здоровья, относящиеся к категории легких, проводится в течение 3 календарных дней. Расследование НС, в результате которых пострадавшие получили повреждения, относящиеся к категории тяжелых либо со смертельным исходом (НС с тяжелыми последствиями), проводится в течение 15 дней.

Определение степени тяжести повреждений здоровья при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии со Схемой определения тяжести повреждений здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 г. № 160.

НС, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств НС, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

В каждом случае расследования НС комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований ОТ, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.

При расследовании НС по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, др. экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов, экспертов;

фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и др. средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

В ходе расследования НС подготавливается и оформляется ряд обязательных документов в соответствии со ст. 229 2 и 230 ТК РФ и с упомянутым Положением. Комиссия работает на основании собранных документов и материалов:

устанавливает обстоятельства и причины НС;

определяет, был ли пострадавший в момент НС связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением трудовых обязанностей или задания работодателя;

определяет лиц, допустивших нарушения правил безопасности, требований ОТ, законов и иных нормативных правовых актов;

определяет меры по устранению причин и предупреждению НС;

квалифицирует происшествие как “несчастный случай на производстве” или как несчастный случай, не связанный с производством, выносит соответствующее решение о его надлежащем оформлении.

Если при расследовании НС, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

Результаты расследования НС оформляются актом о несчастном случае на производстве. Формы документов (формы 1—9), необходимые для расследования и учета НС, приведены в Приложении № 1 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

В целях реализации ст. 230 ТК РФ в части надлежащего оформления несчастных случаев на производстве приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 г. № 275 утверждены учетная форма Медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести (форма № 315/у), Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве (форма № 316/у) и рекомендации по заполнению указанных форм.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

В ходе расследования НС подготавливается и оформляется ряд обязательных документов в соответствии со ст. 229 2 и 230 ТК РФ и с упомянутым Положением. Комиссия работает на основании собранных документов и материалов:

Алгоритм расчета

Размер выплат пострадавшему в результате несчастного случая рассчитывается таким образом:

  1. Средний заработок сотрудника за последние два года делят на число дней этого периода, то есть на 730.
  2. Результат умножают на количество дней больничного.
  3. Итог сравнивают с принятыми законом ограничениями. Максимальный размер пособия за 2019 г. – 300 728 руб. Если доходы пострадавшего превышают это значение, финансы перечисляются из расчета 9892,37 руб. за один рабочий день.
  4. При перечислении пособия в обязательном порядке удерживается НДФЛ. Денежные средства должны быть перечислены в день ближайшей выплаты аванса или заработной платы.
  5. В случае гибели сотрудника его родственникам выплачивается компенсация в размере 1 млн руб.

Средства на реабилитацию рассчитываются и выплачиваются дополнительно.


Последствия для работодателя зависят от тяжести травмы, полученной сотрудником. Виновники произошедшего привлекаются к дисциплинарным взысканиям. В дальнейшем комиссия оценивает степень допущенных нарушений их последствия. Должностные лица и работодатель могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности. Самая строгая мера наказания – лишение свободы.

Какой срок расследования для сокрытых НС и случаев, о которых работодатель узнал не сразу

Сокрытие несчастного случая является правонарушением со стороны работодателя. Расследованием такого НС занимается государственный инспектор по труду единолично. Срок расследования такого НС — 1 месяц.

Еще реже случается ситуация, когда работник получил легкую травму, но сообщил об этом своему работодателю гораздо позже. Например, он может принести больничный с кодом «производственная травма», а работодатель даже не знал, что с работником произошло несчастье, так как все — и кадровик в том числе думали, что работник просто заболел.

Читайте также:  Налог на старые автомобили в России

Так как работник не сообщил, что получил травму, а очевидцев не было, работодатель не мог догадаться, что произошел НС. Это работник был обязан поставить в известность о случившемся своего непосредственного руководителя. Поскольку несчастный случай легкий, а не смертельный, сделать это он был в силах (ст. 21 ТК РФ).

Поэтому работник должен написать заявление для проведения расследования в тот день, когда принес больничный лист. Это следует из статьи 229.1 ТК РФ. Расследовать его нужно комиссией работодателя в течение 1 месяца со дня поступления заявления от пострадавшего. — вне зависимости от тяжести НС. В остальном процедура расследования не отличается от обычной.

Так как работник не сообщил, что получил травму, а очевидцев не было, работодатель не мог догадаться, что произошел НС. Это работник был обязан поставить в известность о случившемся своего непосредственного руководителя. Поскольку несчастный случай легкий, а не смертельный, сделать это он был в силах (ст. 21 ТК РФ).

Субъекты права

Подать иск в судебную инстанцию о признании договора недействительным могут:

  • Участники приватизации.
  • Третьи лица, заинтересованные в этом (члены семьи кого-либо из собственников).
  • Попечители или опекуны.
  • Прокурор.
  • Орган попечительства и опекунства, выступая в защиту интересов недееспособного (несовершеннолетнего).
  • Органы госвласти и местного управления.
  • Участники приватизации.
  • Третьи лица, заинтересованные в этом (члены семьи кого-либо из собственников).
  • Попечители или опекуны.
  • Прокурор.
  • Орган попечительства и опекунства, выступая в защиту интересов недееспособного (несовершеннолетнего).
  • Органы госвласти и местного управления.

Расприватизация или деприватизация?

Есть ли разница между терминами «расприватизация» и «деприватизация» квартиры? С бытовой точки зрения – нет (хотя лингвисты могут с нами поспорить). И то и другое означает возврат жилья в собственность города или государства.

Но некоторые особо щепетильные юристы считают, что расприватизацией следует называть признание договора приватизации недействительным (согласно статьям 168-172 и 175-179 ГК РФ). А деприватизацией следует считать добровольное (по инициативе владельца) расторжение договора передачи квартиры в собственность (согласно статьям 450-453 ГК РФ).

Расприватизация квартиры в виде признания договора передачи недействительным может происходить только через суд. Причинами могут служить нарушения в оформлении самого договора или нарушенные права тех жильцов, которые должны были участвовать в приватизации, но почему-то не участвовали. Тогда по иску этих жильцов или по иску самого собственника суд может признать договор передачи жилья в собственность недействительным, и вернуть квартиру на баланс города.

Расприватизация квартиры через суд может происходить и в случае, когда муниципальные власти отказываются от добровольного возврата жилплощади на баланс города.

Если же город не возражает против принятия жилья обратно в муниципальный фонд, то расприватизация (деприватизация) квартиры происходит в обычном порядке, без суда. Такая процедура предусматривает не расторжение действующего договора передачи жилья в собственность, а заключение нового отдельного договора деприватизации. Точнее – договора передачи жилья в собственность города.

Расприватизация квартиры через суд может происходить и в случае, когда муниципальные власти отказываются от добровольного возврата жилплощади на баланс города.

Особенности современной расприватизации в России

Термин «расприватизация» обозначает возвращение приватизированного ранее жилого фонда в государственную собственность. Сохранение возможности дальнейшего проживания на бывшей ранее приватной жилой площади подразумевает заключение договора найма в этом уже муниципальном или принадлежащем государству жилье.

Прекращение права собственности на приватизированную жилплощадь сможет произойти двумя способами:

  • путем расприватизации;
  • способом деприватизации.

Первый из методов заключается в доказательстве грубых нарушений правил приватизации при прохождении процедуры перехода жилья из государственной в частную собственность. Расприватизация квартиры реализуется в процессе судебного производства. Согласно законодательству бывший собственник теряет возможность проводить сделки с недвижимостью, а также приватизировать квартиру во второй раз.

Деприватизация протекает абсолютно добровольно, жилье переходит в муниципальную собственность безвозмездно.

Объективными причинами, вызывающими у владельцев собственных квартир желание возвратить их обратно государству, являются следующие:

  1. Появление налога на недвижимость, вследствие чего некоторые малоимущие россияне стараются избавиться от собственности чтобы не платить налог.
  2. Ветхое состояние дома, в котором находится приватизированная квартира. Ставки на его капитальный ремонт для многих не по карману.

  • Появление гарантии защищенности одиноких лиц или пенсионеров, которые часто становятся жертвами квартирных аферистов. Государственное жилье для таких преступников не представляет интереса.
  • На фоне все возрастающих платежей за коммунальные услуги более привлекательно выглядят суммы коммунальных платежей в муниципальном жилом фонде.
  • Высокие расходы на содержание дома и прилегающей территории для малоимущих граждан.
  • Веской причиной является ошибочное мнение о возможности получения квартир большей площади в случае сноса ветхого и аварийного жилья из государственного фонда.

    Первый из методов заключается в доказательстве грубых нарушений правил приватизации при прохождении процедуры перехода жилья из государственной в частную собственность. Расприватизация квартиры реализуется в процессе судебного производства. Согласно законодательству бывший собственник теряет возможность проводить сделки с недвижимостью, а также приватизировать квартиру во второй раз.

    Препятствия

    Существует ряд ограничений, при наличии которых расприватизацию провести нельзя:

    • квартира заложена в банке. В этом случае запрет на проведение процедуры может наложить банк или поручитель, поскольку возврат жилья государству нарушит их права;
    • один из собственников несовершеннолетний;
    • после приватизации по данному адресу получили прописку новые жильцы;
    • один из собственников против расприватизации;
    • собственник владеет ещё одним жильём;
    • жилплощадь получена по наследству, по договорам купли-продажи или обмена;
    • в квартире проведена незаконная перепланировка.

    На основании «Закона о приватизации», все это является причиной для отказа в проведении процедуры расприватизации.

    Если подобные препятствия будут устранены собственником, то признание договора приватизации недействительным станет возможным.

    Запрещена расприватизация бывших ведомственных квартир в военных городках.

    Судебные разбирательства, связанные с вопросами возврата государству подобной жилплощади длятся годами, потому что выяснить ведомственное жильё расприватизируется или нет достаточно сложно.


    Рсприватизация проводится в следующем порядке:

    Права на жилье после деприватизации квартиры

    Гражданин сдает свидетельство о собственности и заключает договор с администрацией о найме социального жилья. После расприватизации не потребуется освободить занимаемую жилплощадь. Ответственный квартиросъемщик и его семья остаются на прежнем месте и регистрация за ними сохраняется. Права семьи регламентируются договором, указанными в нем правами и обязанностями.

    Основные права граждан после расприватизации:

    • пожизненное право всех бывших собственников проживать на данной площади;
    • оформлять субаренду после официального согласования с муниципалитетом;
    • распорядиться недвижимостью нельзя, но можно прописать на площадь членов семьи.

    Взаимоотношения администрации и квартиросъемщиков регламентируются ЖК РФ и положениями жилищного отдела муниципалитета.

    • пожизненное право всех бывших собственников проживать на данной площади;
    • оформлять субаренду после официального согласования с муниципалитетом;
    • распорядиться недвижимостью нельзя, но можно прописать на площадь членов семьи.

    Добровольная деприватизация через жилищный фонд

    Владелец доли может добровольно отказаться от своего имущества в пользу муниципалитета только в том случае, если остальные сособственники предоставят на это письменные согласия.

    Исключение составляет только такая доля, которая соответствует изолированной комнате и конкретно выделенным квадратным метрам в коммунальной квартире. Данную жилплощадь можно попробовать деприватизировать в пользу государства, даже если остальные сособственники не дадут на это своего одобрения.

    При отсутствии письменных согласий ситуация может быть урегулирована через суд. Если же письменные согласия от совладельцев будут получены, собственнику доли понадобится составить специальное заявление в адрес жилищного органа по месту своего жительства. Здесь указывается:

    • наименование жилищного органа и адрес его месторасположения;
    • ФИО и контактная информация заявителя;
    • просьба о принятии в муниципальную собственность квартиры, расположенной по определенному адресу;
    • ссылка на ст. 20 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ;
    • опционально – просьба о последующем заключении договора социального найма в этом же жилом помещении;
    • список прилагаемых документов;
    • подпись заявителя и дата составления.

    Заявление дополняется следующим комплектом материалов (в оригиналах и копиях):

    • паспорт заявителя;
    • паспорта всех содольщиков, участвовавших в приватизации ранее и участвующих в деприватизации сейчас (для несовершеннолетних лиц – свидетельства о рождении);
    • письменные согласия содольщиков на проведение деприватизации;
    • выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности на жилое помещение;
    • договор приватизации жилого помещения;
    • справка об отсутствии долгов по коммунальным платежам;
    • справка из налоговых органов о выплате всех налогов на недвижимость в полном объеме;
    • выписка из домовой книги;
    • технический паспорт на квартиру из БТИ;
    • справка об отсутствии арестов, обременений и ограничений из Росреестра;
    • квитанция об оплате госпошлины, которая устанавливается каждым субъектов РФ в индивидуальном порядке(точный размер можно узнать в Департаменте жилищной политики по своему городу);
    • опционально – письменное разрешение от ООП, если деприватизация затрагивает интересы несовершеннолетнего/недееспособного/ограниченно дееспособного лица.

    От лица малолетних (до 14 лет), недееспособных и ограниченно дееспособных граждан на официальных бумагах расписываются их опекуны. Если кто-либо из содольщиков не может присутствовать при подписании договора о деприватизации, ему необходимо заблаговременно составить доверенность на имя своего представителя.

    Договор о передаче квартиры в ведение муниципалитета требует обязательной регистрации в Росреестре, где уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей. После того, как информация о праве собственности будет изменена в единой базе данных, квартира официально перейдет во владение местной администрации.

    Квартира, передаваемая государству, должна выступать единственным местом постоянного проживания для бывших сособственников. Поэтому ожидается, что впоследствии между жильцами и муниципалитетом будет заключен договор о социальном найме данного жилья. Так бывшие владельцы получат право пожизненного проживания на указанных квадратных метрах.

    Рассмотрение дела в суде занимает куда больше времени, чем при урегулировании ситуации в добровольном и полюбовном порядке. Здесь каждый случай оказывается строго индивидуальным – и конечный результат, и сроки будут зависеть от того, как именно заявитель аргументирует свою позицию.

    Куда обращаться

    Для начала процедуры нужно подать соответствующее заявление в Жилищный отдел местной администрации. Делается это по адресу регистрации собственника.


    Для начала процедуры нужно подать соответствующее заявление в Жилищный отдел местной администрации. Делается это по адресу регистрации собственника.

    Расприватизация через суд

    Расприватизация жилья через суд – это судебный порядок признания недействительным договора безвозмездной передачи жилого помещения муниципального жилого фонда в собственность граждан.

    За длительный период осуществления приватизации жилья на практике, мы стали свидетелями совершенно противоположных прецедентов, когда граждане, приватизировавшие жилое помещение, по определенным причинам приняли решение отказаться от права частной собственности на приватизированное жилое помещение. В юридической науке данный отказ граждан и возвращение жилого помещения в государственную или муниципальную собственность обозначают термином “деприватизация” или “расприватизация”. Стоит обратить Ваше внимание, что указанные определения не являются официальными, так как не закреплены в действующем законодательстве о приватизации жилых помещений.

    Мы уже говорили о том, что расприватизация жилья может проходить добровольно или через суд. Естественно, в случае несогласия одной стороны на передачу жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность, спор решается в порядке искового производства. По общему правилу исковое заявление о расприватизации через суд направляется в соответствии с местом нахождения спорного объекта недвижимого имущества, его содержание зависит от многих обстоятельств дела: начиная с несогласия одной стороны и заканчивая законными основаниями расприватизации жилого помещения.

    В отличии от добровольного порядка деприватизации жилых помещений, расприватизация квартиры через суд регламентирована нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации. Все нормы ГК РФ, устанавливающие основания для признания сделки недействительной, являются общими для всех видов договоров, заключаемых в рамках гражданских и иных правоотношений (семейных, трудовых, жилищных). Таким образом, основанием расторжения договора приватизации могут выступать, как общие нормы признания сделок недействительными, так и специальные нормы, позволяющие собственнику приватизированного жилого помещения в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора бесплатной передачи квартиры в собственность граждан.

    Одним из распространенных оснований расприватизации жилья через суд считается основание совершения сделки гражданско-правового характера под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, – статья 178 Гражданского Кодекса РФ. Среди других условий признания оспоримой приватизации недействительной применительно к договору бесплатной передачи в собственность граждан государственного или муниципального имущества, отметим: совершение сделки гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ); совершение сделки гражданином, неспособным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ); совершение сделки под влиянием обмана, насилия, угрозы (ст. 179 ГК РФ).

    В итоге, можно говорить о том, что расприватизация через суд является одной из возможностью отказаться от права собственности и снять с себя обязанности, возникающие у собственника жилого помещения. При этом, к таким лицам возвращается их право пользование квартирой, и должен быть оформлен договор социального найма жилого помещения. Но стоит также отметить, что лицо, которое добровольно отказалось от приватизированной квартиры и передало ее обратно в собственность государства, использовало свое право на получение квартиры в порядке приватизации. В случае, когда договор приватизации был признан недействительным, собственник жилого помещения, ныне наниматель муниципального жилья, не утратил своего права бесплатного получения государственной (муниципальной) квартиры в собственность.

    Чтобы разобраться в вопросах собственности и оспаривания договора приватизации муниципального жилого помещения потребуется не мало времени, поэтому советуем воспользоваться рекомендациями наших юристов, которые уже принимали участие в аналогичных делах, и могут поделиться своим опытом с каждым клиентом ООО “ЮК ТРИУМФ”. Кроме этого, мы составим для Вас письменные рекомендации, после изучения которых, Вы сможете взвесить все “за” и “против”, а после решить вопрос о необходимости процесса расприватизации или судебного процесса оспаривания договора приватизации.

    Чтобы все стало на свои места, и более не возникало сомнений, наши юристы проведут для Вас подробную консультацию по вопросам объема полномочий нанимателей и собственников жилых помещений. Со всем возникающими вопросами в области жилищных правоотношений можно обращаться к в офис компании по телефону: 8 (495) 899-04-20 или 8 (800) 333-64-32 (звонок по России бесплатный).

    Одним из распространенных оснований расприватизации жилья через суд считается основание совершения сделки гражданско-правового характера под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, – статья 178 Гражданского Кодекса РФ. Среди других условий признания оспоримой приватизации недействительной применительно к договору бесплатной передачи в собственность граждан государственного или муниципального имущества, отметим: совершение сделки гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ); совершение сделки гражданином, неспособным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ); совершение сделки под влиянием обмана, насилия, угрозы (ст. 179 ГК РФ).

    Госпошлина: размер и способ оплаты

    Для того чтобы иск был принят судом, требуется оплатить государственную пошлину. Сумма взноса для граждан составляет 300 рублей (Налоговый кодекс РФ, ст. 333.19).

    Оплата производится любым удобным для плательщика способом:

    • в офисе банка;
    • через платежный терминал;
    • онлайн;
    • в отделении почты России.

    Государство предусматривает льготы по освобождению от обязательных платежей для некоторых категорий истцов (Налоговый кодекс РФ, ст. 333.36).


    Государство предусматривает льготы по освобождению от обязательных платежей для некоторых категорий истцов (Налоговый кодекс РФ, ст. 333.36).

    Читайте также:  Можно ли оспорить дарственную или завещание?
    Добавить комментарий