Банкротство И Финансовое Оздоровление Предприятия

Срок процедуры финансового оздоровление при банкротстве

Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления организации не превышающий 24 месяцев с даты принятия судом соответствующего решения. За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность.

Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:

  • нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
  • уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
  • организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.

подавать ходатайства об отстранении руководителей или административного управляющего;

Наблюдение

По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве

Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.

Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:

Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.

Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.

Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.

Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.

Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.

Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.

Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т.д. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.

На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.

В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

1. Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.

К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.

2. Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.

Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.д.

3. Выбор процедуры банкротства.

После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.

4. Привлечение внешнего реестродержателя.

Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.

5. Созыв комитета кредиторов.

Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.

От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.

Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.

Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.

Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.

Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.

Финансовое оздоровление как мера по восстановлению платежеспособности должника

Процедура финансового оздоровления (ФО) является одной из стадий процесса банкротства юрлица. Она вводится судебным решением для реализации мероприятий по восстановлению состоятельности предприятия и выплаты его долгов по разработанному графику. На время проведения ФО руководство фирмы не отстраняется от своей работы, но суд назначает управляющего, который контролирует деятельность организации.

  1. Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве
  2. Отличие финансового оздоровления от внешнего управления
  3. Финансовое оздоровление как процедура банкротства
  4. Порядок проведения
  5. Комплекс мер
  6. Цели финансового оздоровления
  7. План оздоровления предприятия
  8. Условия введения
  9. Права и обязанности участников финансового оздоровления
  10. Ограничения применяемые к должнику
  11. На какой срок вводится процедура
  12. Окончание финансового оздоровления и его последствия
  13. Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица
  14. Зарубежный опыт финансового оздоровления


К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать

zimmytws / Depositphotos.com

Около 50 тыс. российских компаний, как отметил на тематическом круглом столе в нижней палате парламента депутат Госдумы Василий Власов, проходят процедуру банкротства. При этом из них лишь единицы прибегли, по его словам, к институту финансового оздоровления (глава V Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, далее – закон о банкротстве).

Государство, по мнению депутата, должно быть заинтересовано в том, чтобы организации, особенно, если речь идет о градообразующих предприятиях, могли выходить из кризисных ситуаций и продолжать деятельность, поскольку они среди прочего обеспечивают рабочие места и поступление налогов в бюджеты разных уровней. Если речь не идет о преднамеренном банкротстве, то, представляется, что и сами предприятия должны быть заинтересованы в сохранении бизнеса. Однако на практике, например, такая реабилитационная процедура, как финансовое оздоровление, оказывается невостребованной.

Государство, по мнению депутата, должно быть заинтересовано в том, чтобы организации, особенно, если речь идет о градообразующих предприятиях, могли выходить из кризисных ситуаций и продолжать деятельность, поскольку они среди прочего обеспечивают рабочие места и поступление налогов в бюджеты разных уровней. Если речь не идет о преднамеренном банкротстве, то, представляется, что и сами предприятия должны быть заинтересованы в сохранении бизнеса. Однако на практике, например, такая реабилитационная процедура, как финансовое оздоровление, оказывается невостребованной.

План финансового оздоровления юрлица

План финансового оздоровления разрабатывается в том случае, если третьи лица не предоставили обеспечение исполнения обязательств должником по графику (по п. 1, 2 ст. 84 127-ФЗ). Если же такое обеспечение есть, то достаточно разработки только графика.

План оздоровления готовят учредители или участники общества, собственники унитарного предприятия. Он подлежит утверждению кредиторским собранием (утверждение такого плана является исключительной компетенцией собрания).

Возможные пути финансового оздоровления выбираются индивидуально в зависимости от специфики ситуации, так как к неплатежеспособности могли привести разнообразные факторы. Это, например, те, которые не зависели от предприятия: изменения в законодательстве, экономический кризис, рост конкуренции, снижение покупательской способности и пр. К внутренним негативным факторам можно отнести большой управленческий опыт, неэффективная инвестиционная политика, открытие дополнительных филиалов и пр.

План финансового оздоровления – ключевой документ на рассматриваемом этапе, который определяет механизм погашения задолженности. Основные положения плана, которые он должен содержать, приведены в ст. 84 127-ФЗ.

По своей сути план финансового оздоровления похож на бизнес-план и содержит указание на следующие аспекты:

  1. Обзор предприятия и его краткая характеристика.
  2. Сведения о текущем положении бизнеса.
  3. Финансовый анализ.
  4. Маркетинговая и сбытовая часть.
  5. План мероприятий для преодоления кризиса.
  6. План сбытовой и производственной политики.
  7. Источники финансирования при реализации плана.

Стоит учесть, что план оздоровления и график погашения задолженности – это разные документы. С позиции закона определяющее значение для должника имеет соблюдение графика погашения долгов, так как именно нарушение графика ведет к досрочному прекращению процедуры финансового оздоровления. Тогда как за следованием плану никто в процедуре банкротства не следит.

  1. График погашения задолженности по реестру.
  2. Гарантию обеспечения обязательств (это могут быть банковская, государственная или муниципальная гарантии), залоговое обеспечение или поручительство.
  3. План финансового оздоровления.
Читайте также:  Расчетный лист при увольнении

Наращиваем доходы

Наращивание доходов – основная задача финансового оздоровления.

Увеличение доходности достигается не только за счет экономии в расходовании средств, но и с помощью мероприятий по повышению эффективности использования имеющихся в распоряжении фирмы активов.

Должник в ходе банкротства может разработать и реализовать подходящие конкретно для него мероприятия по увеличению прибыли. Это могут быть:

  • повышение качества товаров или услуг;
  • увеличение объема выпуска продукции;
  • снижение себестоимости производимой продукции за счет более рационального использования материальных, временных и трудовых ресурсов;
  • диверсификация производства;
  • работа по привлечению новых клиентов;
  • расширение рынка сбыта и т.д.

Как ни парадоксально, корни некоторых источников доходов произрастают непосредственно из финансового кризиса. В частности, из обстоятельств, которые явились причиной ущерба для организации. Это могут быть:

  • штрафы, которые можно взыскать с нарушителей договоров;
  • единовременные доходы от успешного истребования дебиторской задолженности.

Увеличить прибыль можно также с помощью антикризисного маркетинга. К примеру, проведением простых, но оригинальных PR-акций и стратегий.

  • штрафы, которые можно взыскать с нарушителей договоров;
  • единовременные доходы от успешного истребования дебиторской задолженности.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива по его проведению может исходить от

  • участников (учредителей),
  • собственника имущества должника – унитарного предприятия,
  • третьего лица (третьих лиц).

Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения :

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека),
  • банковская гарантия,
  • государственная или муниципальная гарантия,
  • поручительство.
  • не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Внешнее управление

По требованию кредиторов арбитражный суд может назначить внешнего управляющего банкротирующей компании. Внешний управляющий заступает на должность на срок, не превышающий 18 месяцев. Во время осуществления внешнего управления должнику не начисляются штрафы или пени по его долгам.

В статье 101 пункте 6 вступившей в силу редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что внешний управляющий не вправе распоряжаться депонированным имуществом должника, являющегося депонентом по договору условного депонирования (эскроу).


Финансовое оздоровление — это процедура, призванная спасти предприятие от ликвидации. Оно направлено на восстановление платежеспособности и покрытие долгов. Для этого проводится реструктуризация долгов и разрабатывается специальный график их погашения, утвержденный арбитражным судом. На этой стадии управляющий не имеет права принимать решения, приводящие к увеличению долга предприятия, он должен согласовывать свои действия с собранием кредиторов. Этот этап может растянуться на срок до 2 лет.

Особенности окончания финансового оздоровления

После того, как собраны все необходимые документы, проанализирована ситуация, арбитражный суд может вынести решения такие решения:

  • закрыть дело о несостоятельности;
  • ввести внешнее управление;
  • объявить лицо банкротом.

Если суд признает лицо банкротом, начинается стадия конкурсного производства, которая подразумевает реализацию имущества должника. Необходимо учитывать реестр требований кредиторов, в котором числятся все взыскания, накопленные должником.

Учитывая ряд негативных факторов, связанных с процедурой объявления неплатежеспособности, стоит внимательно отнестись к восстановлению финансовой ситуации. Одним из таких последствий является продажа имущества должника с торгов.

Статус участников

Полномочиями наделяются все участники процесса признания организации банкротом. Речь идет о заимодавцах, непосредственно организации-должнике, а также об управляющем.

Основное право компании на грани риска банкротства состоит в возможности подать запрос на применение оздоровления. Также она может продолжать вести свою деятельность, однако, с некоторыми оговорками. В обязанности предприятию вменяется разработка плана, четкое соблюдение графиков платежей и написание отчета в конце.

Кредиторы вправе претендовать на возврат денежных средств, подать запрос на отстранение управляющего или администрации. Кроме того, они могут знакомиться с отчетом компании-должника.

Задача и в то же время право административного управляющего заключается в согласовании сделок. Кроме того, он может знакомиться с любыми данными о состоянии и положении должника. Круг обязанностей управляющего достаточно широк. От него потребуется написать перечень кредиторов, контролировать исполнение плана и составить итоговое заключение о результатах.

Определенные последствия наступают сразу же после того, как суд принял решение о начале финансового оздоровления. К ним относятся:

Банкротство И Финансовое Оздоровление Предприятия

Диагностика банкротства и финансовое оздоровление предприятия [c.530]

Глава 5 Банкротство и финансовое оздоровление предприятий [c.94]

Изучая вопросы, связанные с процедурами банкротства и финансового оздоровления предприятий, а также учитывая то обстоятельство, что в России конфликт между должником, не способным выполнять СБОИ обязательства, и его кредиторами может быть урегулирован как в судебном, так и во внесудебном порядке, следует уделить необходимое внимание следующим правовым актам [c.360]

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий заключается в следующем/Главным государственным органом по делам регулирования несостоятельности (банкротства) является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН РФ). Она была создана Постановлением Правительства РФ О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению от 17.02.98, № 202. Перечень прав и обязанностей ФСДН РФ определен Постановлением Правительства РФ О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 01.06.98, № 537. [c.184]

Федеральная служба по делам о банкротстве и финансовом оздоровлении рассматривает (после соответствующих согласований) и утверждает план финансового оздоровления (бизнес-план) неплатежеспособного предприятия. [c.96]

Внешний управляющий обязан опубликовать объявление о продаже предприятия на открытых торгах в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов. [c.372]

Степень неплатежеспособности предприятий должна оцениваться по трем критериям, характеризующим удовлетворительность структуры баланса по коэффициенту текущей ликвидности, коэффициенту обеспеченности собственными средствами и коэффициенту восстановления (утраты) платежеспособности. На основании указанной системы критериев государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению принимаются следующие решения [c.303]

Подобные, пока немногочисленные, но весьма радикальные меры, применяемые к предприятиям-должникам, будут иметь значительные экономические и социальные последствия для трудовых коллективов. В связи с этим для обоснования реальных достижений науки финансового оздоровления предприятий необходимо выполнение объективно четких критериев банкротства, классификации причин его возникновения. Только при таких условиях финансовые и административные меры, применяемые к предприятиям — потенциальным банкротам, будут своевременны, экономически и законодательно обоснованны. [c.266]

Процессы, происходящие в экономике России, имеют свою специфику по сравнению с аналогичными процессами на Западе. Процессы банкротства — не исключение. Примером тому является факт, что по западным критериям 80% предприятий России можно признать банкротами. Так, по данным Федеральной службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению, более 1600 российских предприятий, в которых доля государственной собственности в капитале превышает 25%, были признаны к середине марта 1997 г неплатежеспособными и подверглись процедурам санации. [c.317]

По результатам анализа должна быть разработана программа и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из “опасной зоны” путем комплексного использования внутренних и внешних резервов. [c.672]

Финансово-экономический анализ и экспертиза финансового состояния предприятия-должника. В процессе разработки бизнес-планов финансового оздоровления предприятия существенную роль играет финансово-экономический анализ, который, как известно, должен лежать в основе любых управленческих решений. Ныне действующий Закон О несостоятельности (банкротстве) прямо указывает на необходимость проведения финансового анализа, экспертиз финансового состояния предприятий-должников как самими предприятиями, так и привлекаемыми независимыми экспертами по одной из действующих методик. [c.482]

Нормативно-методические материалы о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. — М., 1998. — 85 с. [c.786]

В целях предупреждения банкротства учредители (собственники) предприятия, кредиторы до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом обязаны принять меры, направленные на финансовое оздоровление предприятия. Этому может способствовать предоставление финансовой помощи предприятию-должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности. В этом случае имеет место досудебная санация. [c.233]

ФСФО России выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием. Служба разрабатывает и реализует мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, проводит государственную политику по предупреждению банкротств, обеспечивает условия реализации процедур банкротства, обеспечивает защиту интересов государства при решении вопросов о несостоятельности предприятий, осуществляет внешний мониторинг финансового состояния экономически и социально значимых предприятий, участвует в разработке федеральных и межгосударственных программ по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий, организует привлечение инвестиций, вносит предложения по приватизации государственных предприятий-должников, влияет на принятие решений об отстранении от должности руководителей этих предприятий, участвует в разработке мер по социальной защите работников несостоятельных предприятий, участвует в про- [c.55]

Читайте также:  Ходатайство в арбитражный суд: образец 2020

Между всеми перечисленными участниками антикризисного регулирования формируются взаимоотношения по поводу повышения компетентности и прав в решении проблем финансового оздоровления предприятий. Они основаны на единстве и целостности государственной политики, проводимой в данной области. Механизм взаимодействия государственных структур, ответственных за осуществление процедур банкротства предприятий, с органами исполнительной власти играет главную роль в антикризисном регулировании. [c.58]

ПОЛИТИКА АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ — часть общей финансовой стратегии предприятия заключается в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и включения механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспе- [c.230]

При рассмотрении дела о банкротстве должника-предприятия (организации) применяются следующие процедуры наблюдение внешнее управление конкурсное производство мировое соглашение иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом. Порядок проведения вышеназванных процедур банкротства должника изложен ниже, однако очень важно осуществить меры по предупреждению банкротства, по финансовому оздоровлению должника, о чем рассказывается в п. 9 данного раздела Справочника. Так, ФСДН должна вести учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых организаций и представлять предложения по финансовому оздоровлению в Правительство РФ. [c.74]

Применение методов реструктуризации предприятий применительно к решению задач финансового оздоровления предприятий в рамках судебных и внесудебных процедур банкротства — актуальная проблема, от успеха решения которой во многом зависит оздоровление российской экономики. [c.281]

Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и включении” механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния. [c.483]

ПОЛИТИКА АНТИКРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ – часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и “включения” механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния. Реализация П.а.ф.у. предприятием при угрозе банкротства предусматривает а) периодическое исследование финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства б) определение масштабов кризисного состояния предприятия, которое может идентифицироваться как “легкий кризис”, “глубокий кризис” и “катастрофа” в) изучение основных факторов, обусловивших (и обуславливающих в предстоящем периоде) кризисное развитие предприятия. Факторы группируются по основным определяющим признакам исследуется степень влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансового состояния предприятия прогнозируется развитие основных факторов, оказывающих такое негативное влияние г) формирование целей и выбор основных механизмов антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства. Они должны соответствовать масштабам кризисного состояния предприятия и учитывать прогноз развития основных факторов, определяющих угрозу банкротства. Финансовый менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей обеспечение финансового оздоровления предприятия за счет реализации внутренних резервов хозяйственной деятельности достижение финансового оздоровления предприятия за счет внешней помощи и частичной его реорганизации прекращение хозяйственной деятельности и начало процедуры банкротства (в связи с невозможностью финансового оздоровления). Соответственно этим целям формируют- [c.131]

Реорганизационные процедуры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из “опасной зоны” путем комплексного использования внутренних и внешних резервов (рис. 26.1). [c.684]

В разделе V Сведения о наличии признаков банкротства сообщается о наличии признаков банкротства (имеются или не имеются), данные о просроченной задолженности по денежным обязательствам и по обязательным платежам и указываются меры, принятые руководителем в целях финансового оздоровления предприятия. [c.555]

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы [c.579]

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999 г. О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности . Сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы. f 1. Участники системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель должника, арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), арбитражный суд, инвесторы, дебиторы, саморегулируемая организация арбитражных управляющих. [c.649]

Изложенные рекомендации представляют собой лишь общие направления работ по предотвращению банкротства. Для выхода из кризиса и дальнейшего развития необходима разработка программы по финансовому оздоровлению предприятия. [c.89]

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры. Так, рыночной экономикой выработана обширная система финансовых методов, позволяющих своевременно привести в действие специальные финансовые механизмы защиты или обосновать необходимость проведения определенных реорганизационных процедур. Если эти механизмы и процедуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного их осуществления не привели к финансовому оздоровлению предприятия, то речь идет о необходимости добровольного или принудительного прекращения его хозяйственной деятельности и начале ликвидационных процедур. [c.43]

Меры по финансовому оздоровлению предприятия могут быть предприняты как в судебных процедурах несостоятельности (банкротства), как и во внесудебных процедурах. [c.361]

Применение методов реструктуризации предприятий применительно к решению задач финансового оздоровления российских предприятий как в рамках судебных, так и внесудебных процедур банкротства является очень актуальной проблемой, от успеха решения которой во многом зависит оздоровление российской экономики. При этом существенное значение имеет и овладение техникой разработки планов финансового оздоровления предприятий. [c.372]

Автор многочисленных книг по экономике промышленности и целого ряда публикаций в центральных периодических изданиях по проблемам приватизации, управления предприятием в условиях рыночной экономики, управления государственной собственностью, антикризисного управления предприятиями. Является одним из авторов книги Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению под ред. Г.П. Иванова и руководителем авторского коллектива учебников Теория и практика антикризисного управления и Управление государственной собственностью . Доктор экономических наук, профессор, ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства, член Научно-методического совета Министерства государственного имущества РФ, член учебно-методического совета Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству [c.485]

Система мероприятий, осуществляемых для предотвращения банкротства и в целях финансового оздоровления крупных предприятий, банков с помощью государства или крупнейших банков. К числу таких мероприятий относятся списание долгов государством, дотация из бюджета, пролонгация сроков платежей в бюджет, освобождение от уплаты налогов в бюджет, установление льготного режима кредитования, распродажа неиспользуемого имуще- [c.321]

Самострахование — совокупность мер, направленных на предотвращение рисков, создание резервных фондов материальных и финансовых ресурсов и др. Самофинансирование — один из методов финансового обеспечения воспроизводственных затрат, основанный на использовании субъектами хозяйствования собственных финансовых ресурсов. При недостаточности собственных средств предприятия используют финансовые ресурсы, привлекаемые на основе выпуска ценных бумаг. Санация предприятия — совокупность мер по оздоровлению финансового состояния предприятия и предотвращению банкротства, [c.503]

В первом случае государство должно оказывать помощь предприятиям по выходу из кризисной ситуации. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо. Наиболее распространенным является третий вид банкротства. Неосторожное банкротство наступает, как правило, постепенно. Для того чтобы вовремя предугадать и предотвратить его, необходимо систематически проводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его болевые точки и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики предприятия. [c.315]

IV класс – предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты [c.318]

С 2000 г. реализуется новая концепция государственной политики в области банкротства и финансового оздоровления предприятий, суть которой состоит в усилении влияния государства на экономические процессы, протекающие в стране, в результате более эффективного Применения цивилизованных мер гражданско-правового Характера в отношении должников. Механизмы антикри- [c.52]

В учебном пособии раскрывается сущность такого явления, как банкротство предприятий, с точки зрения цикличности в экономике, обобщенно и систематизированно излагаются важнейшие проблемы и методика диагностики и мониторинга состояния предприятия, определяются основные пути и методы кризисного регулирования и финансового оздоровления предприятий-банкротов. [c.3]

В настоящее время продолжается разработка пакета законов по антикризисному регулированию экономикой, в том числе О финансовом оздоровлении предприятия, организации , который позволит эффективно проводить финансовое оздоровление и реструктуризацию предприятий, не прибегая к применению процедур банкротства Об административной ответственности за правонарушения в сфере управления организациями (он устанавливает административную ответственность менеджеров за ненадлежащее управление делами организаций вплоть до лишения права занимать руководящие должности в течение определенного срока) Об экстренных мерах по выводу из кризиса национальной промышленности России , О мерах по восстановлению оборотных средств предприятий , Об основах ценовой политики в Российской Федерации , О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов , О поддержке депрессивных или высокодатируемых регионов , Об утверждении Положения о специализированном фонде Федеральной служ-6jbi по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению , О взаимодействии государственных органов и го- [c.54]

Читайте также:  Нужно ли работать в день увольнения

Российское законодательство о банкротстве предприятий, опирающееся на успешный зарубежный опыт, рас-смотренный в главе 1, имеет цивилизованный характер. Однако отношения по применению процедур банротства предприятий не урегулированы. Адаптация законодательства, т.е. привязка его к условиям России, происходит сложно — методом проб и ошибок, поскольку государственные органы по финансовому оздоровлению предприятий he имеют совершенного нормативного, методического, кадрового и технического обеспечения. [c.92]

Типовая форма плана финансового оздоровления предприятия утверждена распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКУГИ РФ Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления № 98-Р от 15 декабря 1994 г. [c.578]

Автор книги Основы экономической теории , соавтор учебников Теория и практика антикризисного управления под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина, Управление государственной собственностью под ред. В.М. Шупыро, В.И. Кошкина, книги Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению под ред. Г.П. Иванова. Автор ряда публикаций по финансовому анализу, бизнес-планированию, экономике убыточных предприятий, проблемам неплатежей. Участвовал во многих консультационных проектах по финансовому оздоровлению предприятий. Кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Инстититута народнохозяйственного планирования РАН, доцент кафедры экономики предпринимательства и антикризисного управления ВШПП [c.488]

ФСФО — Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству ФУКО — Функционально-управленческая конфигурация предприятия ФФПМП — Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства ФФПР — Фонд финансовой поддержки регионов ЦАОР — Центрально-Американский общий рынок [c.299]

В целях предупреждения банкротства учредители (собственники) предприятия, кредиторы до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом обязаны принять меры, направленные на финансовое оздоровление предприятия. Этому может способствовать предоставление финансовой помощи предприятию-должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности. В этом случае имеет место досудебная санация. [c.233]

Финансовое оздоровление при банкротстве: важные особенности и сроки проведения

Существующий порядок банкротства юридических лиц состоит из нескольких процедур. Одна из них получила название — финансовое оздоровление, как процедура банкротства. Решение о её назначении принимается Арбитражным судом. Такой порядок установлен статьей 75 ФЗ №127, принятого в октябре 2002 года. На данном этапе банкротящейся компании существует огромное количество нюансов.

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

Банкротство: финансовое оздоровление

Чтобы понять существо процедуры финансового оздоровления, следует начать с определения самого явления банкротства. В качестве синонима этого термина можно привести такое понятие, как неплатежеспособность.
Однако если быть предельно точным, не всякая ситуация, где должник не имеет в достаточном количестве средств для исполнения взятых ранее на себя обязательств, может быть названа подобным образом. Лишь случаи абсолютной неплатежеспособности, носящей явно постоянный характер и сохраняющейся при обычном ведении дел фирмой, именуются банкротством.

Статус банкрота – всегда присваивается по результатам рассмотрения заявления по вышеуказанному факту судом. Причем, рассматривая конкретные обстоятельства, арбитражный суд ищет признаки, выделяемые в бюджетном законодательстве как неотъемлемые предпосылки банкротства:

– если сложить все требования кредиторов, которые не может удовлетворить организация, получится сумма не менее 300 тысяч рублей;

– юридическое лицо не исполняет свои обязательства более трех месяцев с момента, когда срок их исполнения наступил.

Соответственно, когда субъект оказывается в такой сложной ситуации, необходимо принимать меры, которые смогут:

  1. Восстановить платежеспособность организации, вернуть былое материальное положение, сделать возможным продолжение компанией нормальной экономической деятельности;
  2. Обеспечить выплату причитающихся кредиторам денежных средств, уберечь их от финансовых потерь.

Преследуя эти цели, законодатель предусмотрел ряд процедур, одной из которых и является финансовое оздоровление. Это второй после наблюдения этап восстановления платежеспособности компании, предполагающий введение более жестких мер и ограничений.

Преследуя эти цели, законодатель предусмотрел ряд процедур, одной из которых и является финансовое оздоровление. Это второй после наблюдения этап восстановления платежеспособности компании, предполагающий введение более жестких мер и ограничений.

Цели процедуры финансового оздоровления

Процедуру финансового оздоровления в законе о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве и в целом самого института несостоятельности одной из основных целей данного Закона является осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника (восстановление его платежеспособности), в связи с чем приоритет отдается реабилитирующим процедурам, в частности: процедуре финансового оздоровления, которая согласно абзацу четырнадцатого статьи 2 Закона о банкротстве применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Данная процедура соответствует интересам кредиторов должника, поскольку их требования удовлетворяются в полном объеме. Более того, восстановление платежеспособности должника служит интересам самого должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и так далее), и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.

Данная процедура соответствует интересам кредиторов должника, поскольку их требования удовлетворяются в полном объеме. Более того, восстановление платежеспособности должника служит интересам самого должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и так далее), и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к предприятию — должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия — должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет.

Инициаторами введения в отношении предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть: учредители должника; орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия; третье лицо (лица).
Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) предприятия-должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов.
Одновременно с вынесением определения о введении процедуры арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Общий срок процедур санации (финансового оздоровления и внешнего управления) – не более 2 лет.

Без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности.

Эти мероприятия могут носить следующий характер:

— экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества);
— организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев);
— финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств);
— информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.

Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление на сегодняшний день в практике практически не применяется, хотя готовится очередное изменение закона о банкротстве, которое должно сметить акцент как раз на санацию предприятий.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности.

Добавить комментарий