Алиментные обязательства детей по содержанию родителей

Госпошлина

В соответствии с подпунктом 4) статьи 616 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» истцы по искам о взыскании алиментов освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах.

Учитывая, что иски об увеличении размера алиментов, о взыскании неустойки в связи с несвоевременной уплатой алиментов вытекают из прав взыскателя на получение алиментов, то по таким искам истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно части первой статьи 117 Гражданского процессуального кодекса государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства полностью или пропорционально удовлетворенной части иска.

Государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика в случае удовлетворения указанных исков, исчисляется в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 610 Налогового кодекса как для искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке.

Эти же правила исчисления размера государственной пошлины применяются к искам лиц, обязанных уплачивать алименты, об уменьшении размера алиментов, об освобождении от уплаты алиментов или от уплаты задолженности по алиментам.

В силу подпункта 5) части первой статьи 104 Гражданского процессуального кодекса цена иска определяется в исках о взыскании алиментов — совокупностью платежей за один год; подпункта части первой статьи 104 Гражданского процессуального кодекса в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач — общей суммой, на уменьшение или увеличение которой претендует заявитель, но не более чем за один год; подпункта 9) части первой статьи 104 Гражданского процессуального кодекса в исках о прекращении платежей и выдач — совокупностью оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год.

Подача лицами, обязанными уплачивать алименты, исков об уменьшении размера алиментов, об освобождении от уплаты алиментов или от уплаты задолженности по алиментам не связана с нарушением их прав взыскателями, в связи с чем понесенные заявителями судебные расходы по таким искам возмещению не подлежат.

На законодательном уровне установлены ситуации, когда второй супруг может потребовать денежные средства на свое содержание:

Акционерное общество работников (народное предприятие) как особая разновидность акционерного общества

Законодатель не “довольствуется” подразделением акционерных обществ только на типы (открытое и закрытое). Их разнообразию способствует и то, что специальными нормативными актами могут закрепляться особенности в отношении акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности, обществ в области агропромышленного комплекса, обществ, создаваемых при приватизации государственного и муниципального имущества и пр. (ст. 1 Закона об АО; см. 1.1.2 учебника).

Особым “ответвлением” акционерных обществ, напомним, являются акционерные общества работников, или народные предприятия. К ним применяются правила Закона об АО о закрытых акционерных обществах, если иное не установлено Законом о народных предприятиях.

В конструкции народного предприятия находит яркое, рельефное проявление идея соединения труда и капитала (что делает акционерное общество работников похожим на производственный кооператив), предполагающая преимущественное наделение акциями работников, взаимообусловленность акционерного и трудового статусов.

О привлечении работников к участию в делах и капиталах акционерного общества начали задумываться давно (еще на рубеже XIX–XX столетий). Различные механизмы вовлечения работников в управление обществами разработаны во многих странах (ФРГ, Франция, Норвегия, Бельгия, США и др.). Так, Закон ФРГ “Об акционерных обществах” 1965 г. предусматривает участие представителей работников в деятельности наблюдательного совета. В США реализуются “программа ESOP” и “схема 401-к”, направленные на акционирование работников.

По данному вопросу, в частности, см.: Кулагин М. И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Кулагин М. И. Избранные труды. – М.: Статут, 1997. – С. 112–120; Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. – М.: Статут, 2005. – С. 53–54.

Закон о народных предприятиях, проводя “в жизнь” данную идею, в том числе определяет, что:

  • – именно работникам должно принадлежать количество акций с общим номиналом более 75% уставного капитала (правда, допускается отсрочка в достижении данного параметра – см. п. 2 ст. 4), вследствие чего акционеры, не являющие работниками, не только не смогут пренебречь позицией акционеров-работников, но и блокировать ее;
  • – дополнительные акции, а также акции, выкупленные предприятием у акционеров, распределяются между всеми имеющими на то право работниками пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год (см. ст. 5);
  • – в случае увольнения работник-акционер обязан продать предприятию принадлежащие акции по их выкупной стоимости в течение трех месяцев с даты увольнения (п. 4 ст. 6);
  • – число работников, которые не являются акционерами, за отчетный финансовый год не должно выйти за пределы 10% количества всех работников (при этом среднесписочная численность работников не может составлять менее 51 человека, а общее число акционеров не должно превышать 5 тыс.) (ст. 9).

Таким образом, состав акционеров народного предприятия разбивается на две группы: первая (преобладающая в структуре акционерного капитала) представлена акционерами-работниками (физическими лицами), вторая – акционерами (физическими и юридическими лицами), не являющимися работниками. Кроме того, определенными правами наделяются и работники-неакционеры, в частности: а) они могут участвовать в работе общего собрания с правом совещательного голоса (п. 5 ст. 10); б) при списочной численности работников более 1 тыс. человек и при наличии в их составе более 2% работников-неакционеров один представитель работников-неакционеров должен входить в состав наблюдательного совета (п. 7 ст. 12).

Другой основополагающей чертой народного предприятия является существенное усиление “демократических” начал управления таким предприятием. Наиболее значимые вопросы (в том числе касающиеся формирования всех органов общества и установления размера заработной платы (!) генерального директора) относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров, при этом голосование по многим из них (включая указанные вопросы) подчиняется принципу “один акционер – один голос”, а не классическому акционерному принципу “одна акция – один голос”) (см. п. 1 ст. 10).

Демократизму способствует и положение, в соответствии с которым один акционер-работник не может владеть количеством акций, номинальная стоимость которых превышает 5% уставного капитала; поэтому при превышении данного порога предприятие обязано выкупить соответствующее количество акций, а акционер-работник обязан продать их предприятию (выкуп производится по номинальной стоимости в течение трех месяцев с даты образования превышения) (п. 1 ст. 6). Такая дисперсная модель акционерной собственности “позволяет значительно уменьшить имущественное расслоение работников предприятия и усилить хозяйственную мотивацию трудового коллектива” [1] .

Продолжением идеи соединства труда и капитала является ограничение мобильности акций (намного более существенная, нежели в закрытых акционерных обществах). Работник- акционер вправе продать по договорной цене акции, но с серьезными ограничениями по части: а) их количества – число акций, которые могут быть реализованы в течение финансового года, устанавливается общим собранием акционеров, но не может быть более чем 20% акций, принадлежащих акционеру на дату окончания предшествующего финансового года; б) круга покупателей – в их роли могут выступить акционеры (кроме акционеров, являющихся генеральным директором, его заместителями или помощниками, членами наблюдательного совета, членами контрольными комиссии, иными лицами, названными в уставе) или само предприятие, а при их отказе работники предприятия, не являющиеся акционерами (т.е. иные третьи лица выведены за пределы возможных контрагентов). Второе ограничение действует и в отношении акционеров-неработников (однако они уже вправе продать акции в любое время и в любом количестве) (ст. 6).

Имеются и иные принципиальные расхождения с “обычными” акционерными обществами по большинству акционерных аспектов. Так, народное предприятие может выпускать лишь обыкновенные акции, причем с номинальной стоимостью не более 20% минимального размера оплаты труда (п. 1 ст. 4), тогда как “традиционным” акционерным компаниям разрешено размещать и обыкновенные, и привилегированные акции с любым номиналом; дивиденды народному предприятию правомерно выплачивать не чаще чем один раз в год (п. 2 ст. 7), тогда как Закон об АО (п. 1 ст. 42) допускает объявление дивидендов и по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года. Специфика присутствует и в управлении и контроле за деятельностью народного предприятия (ст. 10–15).

Институт народного предприятия как вида акционерного общества подвергается небезосновательной критике со стороны ряда исследователей. Так, по мнению Д. В. Ломакина, “изрядное количество отличительных признаков народного предприятия переходит в новое качество, в результате чего акционерное общество работников фактически можно охарактеризовать в качестве новой, неизвестной ГК РФ организационно-правовой формы коммерческой организации”, что грубо нарушает положение п. 2 ст. 50 ГК РФ об исчерпывающем перечне организационно-правовых форм коммерческих организаций (Ломакин Д. В. Типы и виды акционерных обществ // Вестник МГУ. Серия 11, Право . 2002. № 3. С. 80). С ним соглашается А. Б. Целовальников, замечающий, что “вряд ли оправдано. искажать принципиальные признаки акционерной формы предпринимательства” (Целовальников А. Б. Некоторые черты современной российской акционерной модели: отечественная традиция и зарубежный опыт // Возможности адаптации зарубежного опыта: сб. науч, статей. – Вып. 1. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 181). Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г., утв. Правительством РФ 18.05.2006, а также Концепция развития гражданского законодательства РФ (п. 1.1, 4.1.2 разд. III) постулируют целесообразность отказа от конструкции народного предприятия (“сомнительной модификации хозяйственных обществ”). Провоцирует трактовку народного предприятия как самостоятельной организационно-правовой формы и ниже следующие предписания о его создании.

Народное предприятие может быть создано только путем преобразования коммерческой организации, за исключением: а) государственных и муниципальных унитарных предприятий, б) открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом (например, путем учреждения вновь) не допускается. “Технология” создания народного предприятия весьма специфична, можно выделить следующие основные этапы возникновения изучаемой организации.

Первый этап связан с принятием участниками коммерческой организации в установленном порядке решения о преобразовании в народное предприятие. При этом, защищая интересы лиц, не согласных с преобразованием, законодатель вводит правило, в соответствии с которым участники, голосовавшие против преобразования, могут в течение одного месяца после даты принятия решения предъявить требование о выкупе своих акций (долей, паев) полностью или частично; сам же выкуп (по цене, не превышающей рыночную стоимость акций) осуществляется после создания народного предприятия на основании договора купли-продажи, заключаемого не позднее одного месяца после даты создания народного предприятия.

Второй этап предполагает получение согласия на создание народного предприятия со стороны работников преобразуемой коммерческой организации, причем не менее чем 3/4 голосов от их списочной численности. Это согласие имеет решающее значение, ибо при его отсутствии решение о преобразовании считается несостоявшимся.

Надо учитывать, что согласие работника на преобразование не влечет императивности его вхождения в состав акционеров народного предприятия: приобретение работником акционерного статуса носит добровольный характер и требует дополнительного волеизъявления (т.е. согласившись с созданием народного предприятия, работник может и отказаться от участия в нем в качестве акционера).

Третий этап выражается в заключении договора о создании народного предприятия. Субъектами данного соглашения выступают: во-первых, работники, которые выразили согласие на создание народного предприятия и решившие стать его акционером, и, во-вторых, участники коммерческой организации, подлежащей преобразованию. При недостижении согласия по условиям договора решение о преобразовании признается, опять же, несостоявшимся (см. ст. 2, 3 Закона о народных предприятиях).

Читайте также:  Наследники первой и второй очереди по закону ГК РФ

Народное предприятие может быть создано только путем преобразования коммерческой организации, за исключением: а) государственных и муниципальных унитарных предприятий, б) открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом (например, путем учреждения вновь) не допускается. “Технология” создания народного предприятия весьма специфична, можно выделить следующие основные этапы возникновения изучаемой организации.

Плюсы акционерных обществ

К плюсам акционерных обществ можно отнести следующие факторы:

Удобный механизм привлечения новых средств;

Возможность покупать нужное количество акций;

Свободная продажа акций;

Возможность объединения капитала;

Владельцы (акционеры) несут риски только в рамках потери своей части инвестиции;

Возможность получения прибыли в виде дивидендов.

Доминирование одного акционера. Если кто-то владеет 50% и 1 акцией, то фактически он может полностью определять вектор развития, не взирая на остальное общество;

Акционерные общества работников (народные предприятия)

В настоящий момент в Российской Федерации существует такая своеобразная форма ведения бизнеса, как народные предприятия. В ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее Закон «Об особенностях…») указано, что народные предприятия являются закрытыми акционерными обществами, но в то же время установлены такие особенности их деятельности, которые позволяют говорить о них, как о самостоятельной организационно-правовой форме.

При рассмотрении данного Закона возникают серьезные сомнения в возможности его существования в связи с противоречием ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах».

Статья 1 (п. 3, 4, 5) ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает, деятельность каких акционерных обществ должна регулироваться отдельными федеральными законами.

Следует обратить внимание на следующий момент. В Законе «Об особенностях…» для народных предприятий предусмотрена только форма ЗАО и указано, что к народным предприятиям применяется ФЗ «Об акционерных обществах», в частности не противоречащий данному Закону. Между тем, Закон содержит такое количество противоречий с ФЗ «Об АО», что по сути вводит новую организационно-правовую форму юридического лица. Так, установлен минимальный размер уставного капитала 1000 МРОТ, между тем как в ФЗ «ОБ АО» для ЗАО установлен минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ. В Законе «Об особенностях…» определено, что число акционеров народного предприятия не может превышать 5000, а в ФЗ «Об акционерных обществах» зафиксировано, что число акционеров ЗАО не может быть более 50.

Спорным является и вопрос о том, что один акционер народного предприятия, являющегося его работником, не может владеть количеством акций, номинальная стоимость которых превышает 5% уставного капитала народного предприятия, а в случае увеличения количества акций народное предприятие обязано выкупить у него акции, образующие превышение.

Неясно также, что происходит с участниками коммерческой организации, не являющимися ее работниками, при ее преобразовании в народное предприятие.

Закон «Об особенностях…» противоречит не только ФЗ «Об акционерных обществах», но и ГК РФ, так как в Кодексе указано, что правовое положение открытых и закрытых акционерных обществ (в частности, величина уставного капитала, вопросы управления обществом) устанавливаются Законом РФ «Об акционерных обществах». В силу этого указанные положения не могут быть установлены другими федеральными законами.

В тексте Закона «Об особенностях …» содержатся указания на то, что народное предприятие является особой организационно-правовой формой (так, согласно ст.3 заключается договор о создании именно народного предприятия). Вместе с тем ГК РФ содержит закрытый перечень коммерческих организаций, который не может быть расширен федеральными законами.[9]

Возникают серьезные сомнения в экономической стабильности данной формы ведения бизнеса. Например, спорным выглядит положение о том, что общество должно выкупать акции у увольняющихся работников, а также в случае, если количество акций у одного работника превышает 5% уровень. Статья 7 Закона «Об особенностях …» устанавливает, что выкупная стоимость акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров; при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30 % от стоимости чистых активов народного предприятия и, как правило, должна соответствовать их рыночной стоимости.

Не ясно, что делать в случае, если чистых активов общества недостаточно, и как в таком случае производить обязательную покупку акций у увольняющихся работников-акционеров. При этом установлено, что если число акций, принадлежавших работнику, превысило установленную норму, то они выкупаются у работника по номинальной стоимости (непонятно, почему не по рыночной, если она выше номинальной).

Народное предприятие как организационно-правовая форма практически полностью соответствует производственному кооперативу.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют должные правовые механизмы для воплощения института народного предприятия в жизнь. Законодательство в этой области требует дальнейшего совершенствования, и прежде всего на концептуальном уровне.

На сегодня в Российской Федерации функционирует около 50 народных предприятий. Образован даже союз народных предприятий. Поэтому целесообразно не отменять ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», а привести его в соответствие с ФЗ «Об акционерных обществах», предусмотрев в последнем возможность установления особенностей деятельности акционерных обществ работников отдельным законодательством.

Больше внимания следует уделять также кооперативу и способствовать более широкому распространению данной организационно-правовой формы, поскольку в настоящий момент не нашли отражения такие положения ФЗ «О производственных кооперативах, как предоставление налоговых и иных льгот этим организациям.

Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.

Больше внимания следует уделять также кооперативу и способствовать более широкому распространению данной организационно-правовой формы, поскольку в настоящий момент не нашли отражения такие положения ФЗ «О производственных кооперативах, как предоставление налоговых и иных льгот этим организациям.

Учредительные документы и уставный капитал

Учредительный документ АО, то есть документ, который является основанием для его деятельности, — это устав. В нем есть основные положения об обществе:

  1. Полное и сокращенное фирменные наименования.
  2. Местоположение АО.
  3. Информация об акциях АО и правах акционеров.
  4. Структура и компетенция органов управления АО и порядок принятия ими решений.
  5. Размер уставного капитала общества.
  6. Иные положения, которые предусмотрены законами.

Уставный капитал АО — это условная сумма, выраженная в рублях. Одна из главных его функций — распределение размера долей акционеров в АО. Уставный капитал АО разделен на определенное количество акций, которые имеют номинальную стоимость. Совокупность всех номинальных стоимостей и составляет сумму уставного капитала. Решение о том, сколько акций и какая будет у них номинальная стоимость, принимают акционеры, когда учреждают АО либо позже.

Акции бывают обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные предоставляют право голоса на общем собрании акционеров. Привилегированные права голоса не дают, но дают право получать фиксированную доходность при соблюдении определенных условий.

Привилегированные акции могут составлять не более 25% от уставного капитала АО и бывают разных типов: например, одни предоставляют один объем прав, другие — иной.

Объем прав устанавливается в каждом акционерном обществе индивидуально и зависит от того, какой акцией вы владеете — обыкновенной или привилегированной. Подробнее о правах, а также о том, какие права есть у миноритарных акционеров, мы уже писали.

  1. Утверждать и изменять устав АО.
  2. Принимать решения о реорганизации и ликвидации АО.
  3. Избирать ревизионную комиссию и назначать аудитора.
  4. Распределять прибыль по результатам отчетного года.

1. Что такое акционерное общество простыми словами

Уставный капитал разделен на определенное число долей. Каждая доля это какое-то число акций. АО является эмитентом этих ценных бумаг. При этом может его увеличить, но тогда надо увеличивать и уставной капитал. Для текущий держателей дополнительная эмиссия губительна, поскольку размывает их долю. Исключением является, если происходит крупное присоединение другой компании.

За каждую долю участники (учредители) вносят свой вклад. Эти средства становятся собственностью акционерного общества. Размер уставного капитала определяется номинальной суммой акции умноженной на их количество.

Акционерное общество несет ответственность по всем своим обязательствам. Владельцы (акционеры) не отвечают по обязательствам предприятия. Они могут лишь понести убытки от падения стоимости акций, находящимися в их владении.

Договор о создании акционерного общества называется . После регистрации общества как юр.лица, составляется устав АО.

  1. Право на получение дивидендов владельцам ценных бумаг;
  2. Участие в управлении;
  3. Риски распределены;
  4. Эффективный способ в организации управления;
  • Как купить акции — подробная инструкция
  • Доходность акций — из чего складывается
  • Инвестиции в акции — что следует знать


Устав — это документ, который позволяет предприятию осуществлять профессиональную деятельность. Содержит следующую обязательную информацию

Акционерное общество (АО) — это способ организации бизнеса

Цель коммерческого предприятия — получение прибыли. Но для этого обязательно нужны инвестиции. Как определить вклад участников совместного бизнеса и разделить между ними ответственность, убытки и прибыль?

Эти вопросы легко решаются с помощью акций (что это такое?).

Акцией называется ценная бумага, фиксирующая вклад её владельца в развитие компании, а само коммерческое предприятие, действующее на таких принципах, и является акционерным обществом.

Задачи, которые выполняют акции:

  1. дают возможность получать инвестиции;
  2. фиксируют и отражают вклад акционера и дивиденды, ему полагающиеся;
  3. отражают также и риск держателя акции.

Если коммерческое предприятие разоряется, акционер теряет только стоимость акций, при этом не несёт ответственность за убытки предприятия;

Способ управления АО — это получение права голоса на общих собраниях акционеров.

Любой вид правления АО открывает своим членам дополнительные возможности, получить которые невозможно при прочих формах хоз.деятельности.

Задачи, которые выполняют акции:

Особенности правового положения народных предприятий

Cоздание НП допускается только путем преобразования коммерческой организации. В НП может быть реорганизовано любое хозяйственное товарищество, производственный кооператив и любое хозяйственное общество, за исключением открытых акционерных обществ, в которых работникам предприятия принадлежит менее 49% уставного капитала.

В качестве примера народного предприятия был взят «Совхоз им.Ленина»

Обсуждение по теме:

Смотреть документальный фильм о предприятии ЗАО «Совхоз им. Ленина», которое находится в Московской области, Ленинском муниципальном районе:


— позволяет обеспечить социальную справедливость — оплату и участие в распределении собственности по труду;

Народная акция

Опора на собственные силы

Один из ярких примеров НП – асбоцементный завод в Сухом Логу Свердловской области. Работают здесь около 500 человек, средняя зар­плата для маленького города неплохая – около 20 тысяч рублей, включая доход по акциям, 25 процентов годовых от их стоимости. Необычное предприятие нашло даже свой, “народный” способ модернизации – исключительно с опорой на соб­ственные силы. Сами разрабатывают новую “начинку” для технологических линий, повышают энергоэффективность, утепляя здания цехов с использованием собственной же продукции. У завода есть свой здравпункт, физкультурный зал, детский комбинат, общежитие и база отдыха.

– При таких расходах рентабельность невысока – от 1,5 до 10 процентов. Но при жесткой экономии средств хватает. Если не воровать, не выводить прибыль из производства, не выкачивать ее за рубеж, то даже на такие деньги можно жить нормально, – уверен директор завода Георгий Задирака.

Другое уральское НП – целлюлозно-бумажный завод в Туринске, где работает 1700 человек.

– Если сравнивать с другими свердловскими предприятиями отрасли, это будет одним из самых успешных: полностью восстановилось после кризиса, занимает социально-активную позицию – например, помогает школам, оказывает поддержку работникам, – говорит начальник отдела лесопромышленного комплекса областного мин­промнауки Вячеслав Тюменцев. – Но главное, сейчас завод реализует приоритетный инвестпроект, каких сегодня по всей стране не больше сотни, а у нас в области пока только три. Внедряют новое направление – производство современной санитарно-гигиенической продукции, которая не будет уступать зарубежным аналогам. Получили кредитную линию на полмиллиарда рублей, закупили оборудование. На восемь лет, пока оно не окупится, завод может рассчитывать на положенную по закону льготу – половину арендной ставки за использование лесных участков.

За океаном – другая модель

Известно, что в США компании с собственностью работников не диковинка. Но они существенно отличаются от наших. Работают американские “народные предприятия” в рамках программы ESOP (employee stock ownership plan), которая предусматривает передачу акций компании ее служащим (не обязательно большей части). Власти заинтересованы в этом как в механизме негосударственных пенсионных накоплений: те, кто отправляется на заслуженный отдых или увольняется, могут продать свои акции. Для предприятий, внедряющих программу, предусмотрены налоговые льготы. Американский опыт показывает, что передача акций работникам может спасти предприятия от банкротства. Правительство США даже внедряло программы выдачи кредитов рабочим на покупку акций таких компаний: считается, что НП более устойчивы к рейдерству, а “входной барьер” для перехода на такую форму отсутствует.

В России ситуация сложнее. НП у нас эффективно работают во многих отраслях. Невысокая рентабельность здесь редкость: заинтересованность работников-собственников, стремление к обновлению и эффективности труда играют важную роль, и ни одно народное предприятие еще не обанкротилось. Но таких не встретишь ни в металлургии, ни в машиностроении, плюс закон запрещает МУПам и ГУПам преобразовываться в НП.

Интересно, что почти половина сохранившихся в России НП – девять – входят в Уральский союз народных предприятий. Участники партнерства – компании не только из Уральского округа.

Фактически уральский союз остался единственным объединением активных единомышленников, которое продвигает идею собственности работников. Многие из его членов стояли у самых истоков создания такой формы собственности. Уральское объединение является прямым преемником федерального – Российского союза народных предприятий, который фактически прекратил деятельность, после того как его руководитель Владимир Тарасов погиб несколько лет назад в автокатастрофе.

По словам Татьяны Зиминой, профессора кафедры общеэкономической теории УрФУ и научного консультанта Уральского союза НП, в 1998 году, когда принимался закон, пришлось идти на любые условия, чтобы НП позволили существовать. В России было много арендных предприятий с коллективно-долевой собственностью, которым иначе пришлось бы стать обычными ОАО. Однако в законе были установлены очень высокие нормативы акций, которые должны принадлежать работникам, – 75 процентов. Но энтузиастов, готовых передать право собственности на большую часть уставного капитала, а уж тем более отказаться от своих акций в пользу работников, оказалось немного. Это одна из причин того, что число НП невелико.

Есть и другие. Например, считается, что в конце девяностых была актуальна проблема рейдерских захватов предприятий – что, соответственно, мешало возникновению ЗАО работников (НП).

– Нам повезло, – рассказывает Георгий Задирака, – мы хорошо работали, но в 1990-х накопили долгов, и благодаря такой репутации никто из бизнесменов не скупал акции завода. В 1999 году городская администрация хотела обанкротить предприятие, но мы договорились с кредиторами. Чтобы ликвидировать задолженность по зар­плате, по совету юристов наши работники, а их было почти 900 человек, написали заявление об отказе от долга и одновременно заявление на материальную помощь на ту же сумму. Суд поддержал нас и принял решение о заключении мирового соглашения с кредиторами. И с ними, и с рабочими рассчитались досрочно. С тех пор на заводе есть знак “За оборону предприятия” – им наградили всех, кто спас тогда завод.

Акционеры со стороны

Татьяна Зимина констатирует, что народное предприятие – переходная форма развития компании. Успешно работая, оно стремится выйти на новый уровень, и тогда возникает потребность в инвестициях со стороны.

Обычный способ – продажа акций внешним инвесторам – для российского НП по закону недоступен. Поэтому ЗАО работников принимают решение стать ОАО. Еще один фактор, который является безусловным благом на Западе, но вызывает споры в России, – выкуп у работников их акций при увольнении и выходе на пенсию. Это прекрасный накопительный механизм, но российская реальность такова, что отечественным НП каждый год на эти цели приходится изымать из производства очень большие оборотные средства, и это тормозит развитие.

По данным Уральского союза народных предприятий, еще в 2004 году в России было около полутора сотен ЗАО работников. Сейчас, как мы уже говорили, осталось 22. И два года назад в совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ даже задались вопросом, нужен ли вообще 115-ФЗ и специальная форма собственности “народное предприятие”? Мнения на это счет разные. Например, свердловские власти тогда направили письмо о необходимости сохранения НП – приведя в пример положительный опыт завода в Туринске. Защищали закон и многие производственники, и общественные организации, и политические силы. Был риск, что НП просто не найдется места в обновленном Гражданском кодексе – из-за того, что перестанет существовать такая форма, как ЗАО. Уральский союз в ответ на обеспокоенное письмо получил от федеральных властей заверение: НП планируется сохранить с формулировкой “хозяйственные общества работников (народные предприятия)”. Но те, кто заинтересован в существовании НП, опасаются, что это решение не окончательное.

По мнению экспертов, чтобы превратить НП из неповоротливых монстров в устойчивые и динамичные компании, сохранив при этом их уникальную форму собственности, нужно снизить законодательные требования к доле акций, принадлежащей работникам. Тогда и с внешними инвестициями проблем не будет.

В Уральском союзе рассказывают, что им нередко звонят и спрашивают, как преобразоваться в НП? В основном озабочены работники сельхозпредприятий, опасающиеся прихода собственников со стороны. Звонят и с останавливающихся производств, непривлекательных для инвесторов, с унитарных предприятий, сотрудники которых видят, что перспективы развития есть, но государству это не особенно нужно. Звонят люди, которые готовы взять на себя ответственность за судьбу компании. Но в большинстве случаев они слышат в ответ: пока никак.

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:

– Ситуация с НП демонстрирует нашу склонность бросаться в крайности – от полной госсобственности к приватизации любой ценой. У нас уже захлебнулось кооперативное движение, игравшее большую роль в освобождении народной творческой инициативы, и мы пришли к капитализму XIX века. У НП существуют определенные трудности в распределении средств между краткосрочными задачами и долгосрочными перспективами развития, однако я считаю их преодолимыми. В США около 20 тысяч НП, и они увеличивают свое влияние. Мы перенимали многие западные новшества без учета места и времени. Но способность вписаться в этот мировой тренд помогла бы России стать цивилизованной страной.

В 1998 году принят № 115-ФЗ, утвердивший правила работы ЗАО работников – народного предприятия. В таком ЗАО не менее 75 процентов акций принадлежит работникам, 90 процентов которых должны быть акционерами, при этом концентрация акций в одних руках не может превышать пять процентов. Ключевые вопросы – выборы гендиректора и наблюдательного совета, утверждение годового баланса, определение приоритетных направлений развития – решает общее собрание акционеров, каждый из которых имеет один голос независимо от того, сколько акций ему принадлежит. Новые работники наделяются акциями после трех месяцев работы, а у тех, кто выходит на пенсию или увольняется, предприятие выкупает их долю.

Есть и другие. Например, считается, что в конце девяностых была актуальна проблема рейдерских захватов предприятий – что, соответственно, мешало возникновению ЗАО работников (НП).

Акционерное общество работников: что это значит

Особую разновидность субъектов трудового права представляют организации народных предприятий. По своей сути эти организации воплощают в себе идеал соединения в одном лице работников и работодателя, труда и капитала. Иначе говоря, народные предприятия — это пример практического преобразования наемного труда в свободный труд, основанный на идее самоуправления трудящихся. Народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)”, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала.

В России Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» введен в действие с 1 октября 1998 г., однако широкого применения не нашел.

Народные предприятия создаются по инициативе самих работников на базе ликвидированных или преобразованных коммерческих организаций. В соответствии с законом о народных предприятиях среднесписочная численность такого предприятия должна быть не менее 51 человека, максимальное число акционеров — работников народного предприятия не должно превышать 5 тысяч. Число работников-неакционеров не должно превышать 10 процентов численности работников народного предприятия.

Суть акционерного общества работников (народного предприятия) состоит в том, что акционерами здесь выступают только работники, акции между ними распределяются по результатам труда пропорционально получаемой заработной плате. Это в принципе исключает эксплуатацию человека человеком и наемный характер труда, ибо купить трудовые акции сторонним гражданам практически нельзя.

В соответствии с Законом об акционерных обществах работников высшим органом такого предприятия является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относятся наиболее важные вопросы организации и деятельности предприятия: избрание генерального директора народного предприятия, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы; избрание председателя контрольной комиссии, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы; определение количественного состава наблюдательного совета, избрание его членов и досрочное прекращение его полномочий; определение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть работник народного предприятия; установление размера вознаграждении и компенсаций членам наблюдательного совета; принятие решения о ликвидации народного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (ст. 10 Закона).

Работник-акционер народного предприятия не может владеть количеством акций предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия. Если окажется превышение этой нормы, работник-акционер обязан продать их народному предприятию по номинальной стоимости в течение трех месяцев с даты такого превышения.

Народное предприятие обязано выкупить акции у уволившегося работника-акционера, а уволившийся обязан продать их по выкупной цене в течение трех месяцев с даты увольнения.

Руководство текущей деятельностью народного предприятия осуществляется генеральным директором, являющимся единоличным органом исполнения. Он избирается решением общего собрания акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное количество раз. Размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.

Народное предприятие обязано выкупить акции у уволившегося работника-акционера, а уволившийся обязан продать их по выкупной цене в течение трех месяцев с даты увольнения.

Виды деятельности

ПАО вправе заниматься любой деятельностью, не запрещенной по закону РФ. Но главной все-таки должна быть одна из них. При необходимости лицензирования, соответствующую процедуру и разрешительную документацию получают после того, как пройдена процедура регистрации организации в качестве ПАО.


Акционером признается лицо, которое приобрело акции ПАО. Акционерами данной организации могут стать как рядовые граждане, так и компании любой организационно-правовой формы. Акционеры в данном случае обладают тем же спектров прав, что и в ОАО. В частности, это:

Что нужно сделать компании, чтобы внести изменения в название?

Компании нужно сдать в налоговую инспекцию:

  • заявление по форме №Р13001, утвержденное приказом ФНС России от 25 января 2012 года
  • протокол общего собрания акционеров
  • новую редакцию устава в двух экземплярах.

При этом госпошлину уплачивать, согласно закону, не нужно.

Учредительные документы можно будет привести в соответствие с новыми нормами при первом изменении документов. ЗАО будет необходимо исключить из названия слово «закрытое».

После внесения изменений в учредительные документы компания должна будет:

  • изменить название и печати
  • переоформить банковские счета
  • предупредить партнеров.

ОАО и ЗАО ликвидировали в связи с внесением поправок в Гражданский кодекс РФ. Согласно внесенных изменений, теперь закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО) преобразуются публичные и непубличные компании:

ОАО — открытое акционерное общество

Это предприятие не ограничено в численности участников, но ограничено в уставном капитале — не менее 100 тыс. руб. Индивидуальной ответственности участники не несут. Организация ОАО — шаг, свидетельствующий о престиже компании и ее выходе на международный рынок. Акции общества регистрируются на рынке ценных бумаг и торгуются в свободном порядке. Предприятие обладает широкими возможностями, сложной структурой и полностью зависит от стоимости акций.


Итак, тип ИП подойдет тем, кто собирается вести бизнес для себя. Эта организация деятельности даст предпринимателю возможности юридического лица с упрощенной системой налогообложения и отчетности. ИП покрывает не все виды деятельности, и в случае банкротства владелец рискует всем имуществом.

Заключение трудового договора с акционером

1. Трудовые отношения акционерного общества – работодателя с работниками имеют некоторые особенности, которые будут раскрыты ниже.

Во-первых, в соответствии с положениями ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым договором. В комментируемом трудовом договоре сторонами выступают акционерное общество, т. е. работодатель, и член правления (коллегиального органа) акционерного общества, т. е. работник.

Во-вторых, основания возникновения трудовых отношений прописаны в ст. 16 ТК РФ. В нашем случае трудовые отношения возникают в результате заключения между работником (членом правления) и работодателем (акционерным обществом) трудового договора. Понятие трудового договора, его виды, порядок заключения приводятся в ст. ст. 56 – 71 ТК РФ. Данный вид трудового договора заключается в порядке, определенном указанными статьями Кодекса.

2. Поскольку комментируется трудовой договор с членом исполнительного органа, необходимо заострить внимание на том, что исполнительные органы осуществляют руководство текущей деятельностью акционерного общества.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” различает единоличный и коллегиальный исполнительный орган.

В качестве единоличного исполнительного органа может выступать директор, генеральный директор (возможны и другие его наименования, например, председатель правления, президент); в качестве же коллегиального – правление, дирекция.

Исполнительные органы подчиняются общему собранию и совету директоров, которые осуществляют их избрание, отстранение и контроль за их деятельностью.

Из вышесказанного следует, что основная цель деятельности исполнительных органов общества (как единоличного, так и коллегиального) – организация выполнения решений общего собрания акционеров и совета директоров общества.

Теперь необходимо определиться со статусом нашего работника, являющегося членом правления общества. Статья 70 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (с изм. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.) (далее именуется Закон) определяет статус коллегиального исполнительного органа акционерного общества, в нашем случае – правления.

Следует отметить, что создание коллегиального исполнительного органа не является обязательным; большинство акционерных обществ, как правило, на практике обходятся и без этого органа.

В случае образования акционерным обществом коллегиального исполнительного органа функции его председателя исполняет единоличный исполнительный орган.

Таким образом, создание коллегиального органа может преследовать цель своеобразного ограничителя полномочий единоличного исполнительного органа, связанного с необходимостью получать согласие на определенные действия и сделки; исключением из компетенции единоличного органа решения некоторых вопросов, которые могут быть им рассмотрены, только если коллегиальный орган выскажет соответствующее мнение.

Более конкретный статус коллегиального исполнительного органа определяется:

1) уставом общества (согласно ч. 8 п. 3 ст. 11 Закона должна быть определена структура и компетенция органов управления акционерным обществом, порядок принятия ими решений);

2) внутренним документом общества (например, положением, регламентом). Внутренний документ утверждается общим собранием акционеров. В нем, как правило, устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа, порядок принятия им решений и пр.

3. Кроме того, ст. 281 ТК РФ содержит некоторые особенности регулирования труда членов коллегиального исполнительного органа организации.

Во-первых, член коллегиального исполнительного органа управления организацией может состоять с организацией в трудовых отношениях на основе трудового договора, как в комментируемом мной случае.

Во-вторых, на него распространяются действующие нормы трудового законодательства с особенностями, предусмотренными в ст. 281 ТК РФ.

В отличие от общих норм трудового законодательства в регулировании его труда, на члена коллегиального органа могут распространяться особые нормы о труде руководителей организаций (ст. ст. 273 – 280 ТК РФ). Однако данное условие должно быть предусмотрено федеральными законами, учредительными документами организации.

Иные особенности регулирования труда членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций могут устанавливаться только федеральными законами.

4. Права и обязанности членов коллегиального исполнительного органа общества (в нашем случае правления) определяются федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”, иными правовыми актами Российской Федерации, а также трудовым договором, заключаемым каждым из них с обществом.

При этом договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” на отношения между обществом и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям указанного Закона.

5. Комментируя п. 14 трудового договора, остановимся на следующих существенных моментах (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ в ст. 71 Федерального закона N 208-ФЗ, вступающих в силу с 1 июля 2006 г).

В соответствии с п. 2 ст. 71 Закона члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами.

Кроме того, с учетом последних изменений, указанные лица несут ответственность перед обществом или акционерами за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения акций открытого общества, предусмотренный главой XI.1 Федерального закона N 208-ФЗ.

При этом в коллегиальном исполнительном органе общества (правлении) не несут ответственность члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

В любом случае при определении оснований и размера ответственности членов коллегиального исполнительного органа общества должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Вместе с тем общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену коллегиального исполнительного органа общества о возмещении причиненных обществу убытков.

6. Что касается прекращения действия комментируемого договора, то в силу п. 4 ст. 69 Закона общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий члена коллегиального исполнительного органа общества (правления).

В этой связи следует привести пример сложившейся судебной практики. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П (далее именуется Постановление) положения п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 4 ст. 69 Федерального закона “Об акционерных обществах”, в соответствии с которыми трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, в том числе советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку названные положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования предполагают, что расторжение трудового договора в данном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, т. е. по соглашению сторон, а в случае спора – решением суда.

Более того, конституционно-правовой смысл положений п. 2 ст. 278 ТК РФ и абз. 2 п. 4 ст. 69 Федерального закона “Об акционерных обществах”, выявленный в названном Постановлении, в силу ст. 6 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Однако, как следует из п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, если акционер (участник) хозяйственного общества состоит с последним в трудовых отношениях, то прекращение в установленном порядке указанных отношений само по себе не влечет изменения статуса данного лица как акционера (участника).

Сборник трудовых договоров с комментариями
Ю.К. Терехова

Во-вторых, основания возникновения трудовых отношений прописаны в ст. 16 ТК РФ. В нашем случае трудовые отношения возникают в результате заключения между работником (членом правления) и работодателем (акционерным обществом) трудового договора. Понятие трудового договора, его виды, порядок заключения приводятся в ст. ст. 56 – 71 ТК РФ. Данный вид трудового договора заключается в порядке, определенном указанными статьями Кодекса.

Читайте также:  Любые юридические вопросы в Челябинске
Добавить комментарий