Транспортные средства

Мопеды, мотовелосипеды, мокики

Категория L1 — Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2 — Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт

Категория L5 — Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

KarpOff-270 › Блог › Тема 1. Общие положения. Часть 1

Представьте, что вы двигаетесь на автомобиле по одной из городских улиц. Вы не собираетесь никого обгонять. Вам не нужно никуда поворачивать. Вы просто двигаетесь вперёд, не совершая никаких манёвров. Но, при этом:
1. Скорость – не более 60 км/час!
2. Двигаться нужно, строго по полосам, не наезжая на продольные линии дорожной разметки!
3. Необходимо соблюдать безопасную дистанцию!
4. Необходимо соблюдать безопасные боковые интервалы!
5. Звуковой сигнал разрешено применять только в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП.
6. Тормозить разрешено только плавно! (Экстренное торможение разрешено применять только в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП).
7. В светлое время суток должны быть включены либо дневные ходовые огни, либо фары ближнего света, либо противотуманные фары, а в тоннеле – фары ближнего или дальнего света.
8. Водитель и все пассажиры должны быть пристёгнуты ремнями безопасности.
9. Водителю запрещено пользоваться во время движения телефоном (если он не оборудован техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук).

И всё это – требования Правил! Их надо знать и выполнять! И это — самый простой режим движения!

Ситуация усложнится, как только вы начнёте маневрировать (перестраиваться, обгонять, поворачивать, разворачиваться и т.д.). Или, скажем, будете проезжать какое-либо пересечение. А пересечения на вашем пути будут встречаться постоянно. Это и пешеходные переходы, и трамвайные пути, и выезды из прилегающих территорий, и железнодорожные переезды, и, конечно же, перекрёстки.

И на каждом пересечении Правилами установлен свой (особый!) режим движения!

Более того, и дороги могут быть разные – двухполосные, трехполосные, многополосные, с двухсторонним движением, с односторонним движением, с разделительной полосой, без разделительной полосы, с трамвайными путями, без трамвайных путей.

И на каждой из них тоже свой (особый!) режим движения.

А ещё есть дороги в населённом пункте и дороги вне населённого пункта, автомагистрали, дороги для автомобилей, дороги с полосой для маршрутных транспортных средств, а также дороги с реверсивным движением.

И везде — свой (особый!) режим движения.

А ещё есть остановки маршрутных транспортных средств, тоннели, мосты, а также прилегающие территории и жилые зоны.

И везде тоже свой (особый) режим движения!

Неудивительно, что в Правилах 53 специальных термина, свыше 300 дорожных знаков, 40 видов дорожной разметки и более 300 требований к участникам дорожного движения Запомнить это (всё и сразу) трудно. Поэтому мы пойдём другим путём. Мы попытаемся раскрыть логику каждого ограничения, содержащегося в Правилах. Тогда вам не нужно ничего запоминать, вы просто будете знать Правила дорожного движения.
А начнём мы с терминов, которые могут нам встретиться в тексте Правил. Согласитесь, что принципиально важно с самого начала чётко определиться, что именно кроется, например, за термином «Обгон», чем отличается «Остановка» от «Стоянки» или, скажем, что такое «Недостаточная видимость». В Правилах термины приведены в алфавитном порядке, мы же будем знакомиться с терминами, подчиняясь не алфавиту, а логике подачи материала.
И ещё. Здесь мы не будем вести речь подряд обо всех терминах. Я вправе рассчитывать, что вы в состоянии самостоятельно разобраться с тем, кто такой «Велосипедист» или кто такой «Регулировщик», или чем отличается «Пешеход» от «Пассажира», в Правилах (в Разделе 1) эти термины раскрыты чётко и понятно. Здесь мы поговорим только о тех терминах, которые действительно требуют комментария.

Что такое «транспортное средство», и какие они бывают. Категории транспортных средств.

Правила. Раздел 1. “Транспортное средство” — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

То есть получается, что ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО – это всё, что угодно, если оно может перевозить людей, или перевозить грузы, или перевозить самоё себя (вместе с установленным на нём оборудованием).

Транспортные средства бывают рельсовые и безрельсовые.

Рельсовые транспортные средства – это трамвай, метро, поезд. Всё остальное – безрельсовые транспортные средства. Метро изолировано от прочего городского движения, и с ним мы не пересекаемся. А вот пересечения с трамвайными и железнодорожными путями попадаются чаще, чем хотелось бы.
Рельсовые транспортные средства ограничены в маневрировании, обладают повышенной массой и, как следствие, большим тормозным путём. Да и вообще, им резкое торможение противопоказано — и с рельсов могут сойти, и пассажиры могут пострадать. Логично, что Правилами строго регламентировано поведение участников дорожного движения на железнодорожных переездах и вблизи них.

Да и трамваям Правила во многих случаях предоставляют преимущество в движении, с чем мы и познакомимся в недалёком будущем.

Безрельсовые транспортные средства могут быть механическими и немеханическими.

Немеханическое транспортное средство приводится в движение с помощью мускульной энергии (человека или животного).
К немеханическим транспортным средствам Правила относят гужевую повозку и велосипед (если он не оснащён двигателем), а человека, управляющего таким транспортным средством, Правила считают водителем.

А вот уже ролики и самокаты Правила не считают транспортными средствами, и человека, катающегося на них, не называют водителем. По Правилам – это пешеходы.

Правила. Раздел 1. «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.
К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Следует иметь в виду, что водители немеханических транспортных средств – полноправные участники дорожного движения. Правила разрешили им использовать для движения дороги общего пользования со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Правила. Раздел 1. «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Перечень механических транспортных средств обширен. Это и мопеды, и мотоциклы, и квадроциклы, и легковые автомобили, и грузовые автомобили, и автобусы, и троллейбусы, и тракторы, и самоходные шасси, и автокраны, и бульдозеры, и экскаваторы, и так далее, и так далее. Словом, механическое транспортное средство – это любая самоходная машина, если только она предназначена для перевозки людей и грузов (или для перевозки оборудования, установленного на нём).
Очевидно, что для управления мотоциклом нужны одни навыки, а для управления автомобилем совсем другие. Очевидно, что человек, уверенно управляющий легковым автомобилем, вряд ли будет чувствовать себя уверенно в кабине КамАЗа, и уж совсем растеряется, если его посадить за руль автопоезда (грузовой тягач с прицепом, а то и с двумя).
Логично, что все механические транспортные средства, по навыкам управления ими, разбиты на отдельные категории. Категории транспортных средств, которыми водителю разрешается управлять, указываются в его водительском удостоверении. Чтобы получить допуск к управлению той или иной категорией транспортных средств, необходимо пройти курс специальной подготовки.

Классификация транспортных средств, принятая в России с ноября 2013 года.

Но для тех, кто готовится управлять автомобилями категории «В», почти ничего не изменилось. По-прежнему разрешается управлять автомобилями с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн и числом сидячих мест не более 8-ми, не считая места водителя. Единственное изменение заключается в следующем – если вы сдавали экзамен в ГИБДД на автомобиле с автоматической коробкой передач, то и права вам выдадут с отметкой «АТ». А это означает, что вам разрешено управлять автомобилями только с АКПП. Если будете сдавать экзамен на механике, тогда всё, как и было – можете управлять любыми автомобилями категории «В».
Осталось только разобраться, где точно проходят границы между категориями транспортных средств.

Правила. Раздел 1. «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Получается, что по Правилам это велосипед, так как имеет три колеса и электродвигатель 0,25 кВт.

И если только на электротяге невозможно развить скорость более 25 км/ч, то и прав никаких не требуется. Катайтесь себе в удовольствие безо всяких прав.

Правила. Раздел 1. «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Если ваш двух- или трехколесный «друг» оснащён двигателем более 0,25 кВт, то это уже не велосипед.
Но ещё и не мотоцикл (если мощность не превышает 4 кВт, а максимальная скорость не более 50 км/ч).
Чтобы безнаказанно кататься на мопеде, никакие регистрационные документы и номерные знаки не требуются, но нужны права категории «М».

Правила. Раздел 1. «Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

То есть по Правилам, чтобы назваться мотоциклом совершенно не важно, сколько у тебя колёс (два, три или четыре), основной отличительный признак – это масса в снаряжённом состоянии! И если эта масса не более 400 кг, значит ты – мотоцикл.
А масса в снаряжённом состоянии это вот что – это масса транспортного средства полностью готового к эксплуатации. То есть со всеми необходимыми для эксплуатации принадлежностями (огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки), со всеми необходимыми эксплуатационными расходными материалами (моторное масло, охлаждающая жидкость), полным баком топлива, но без пассажиров и груза.

Ученик. Это что же получается, если сделать автомобиль, у которого масса в снаряженном состоянии не превышает 400 кг, то управлять им можно с правами мотоциклиста?
Учитель. Да, совершенно верно – управлять им можно (и нужно!) с правами категории «А». В противном случае при первой же проверке на дороге Вас отстранят от управления, а транспортное средство будет задержано и помещено на штрафстоянку.
Ученик. На каком основании?
Учитель. На основании части 1 статьи 12.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях: «Управление транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов, предусмотренных пунктом 2.1.1 ПДД».
А пункт 2.1.1 это вот что:

Правила. Раздел 2. Пункт 2.1.1. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Итак, если механическое ТС в полностью снаряжённом состоянии весит не более 400 кг — это мотоцикл, а если более 400 кг, это уже транспортное средство категории «В». То есть отсюда категория «В» начинается, а где она заканчивается? Где верхняя граница? А вот верхнюю границу Правила провели уже не по снаряженному состоянию, а по разрешённой максимальной массе.

Правила. Раздел 1. “Разрешенная максимальная масса” — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Как видим, теперь речь идёт не просто о снаряжённом транспортном средстве, но о снаряжённом транспортном средстве вместе с водителем, со всеми пассажирами и со всем их багажом.
Фактическая масса автомобиля в процессе эксплуатации может быть различной (то есть пассажиры, то их нет, то есть груз, то нет), но во всех случаях фактическая масса не должна превышать величину, установленную предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Разрешённая максимальная масса на то и МАКСИМАЛЬНО РАЗРЕШЁННАЯ, что переступать её нельзя!
В противном случае завод-изготовитель ничего вам не гарантирует – ни управляемость, ни надёжность.

Иначе говоря, разрешённая максимальная масса это предел, граница, цифра, которая в обязательном порядке указывается в инструкции по эксплуатации каждого автомобиля, и каждый водитель обязан знать и помнить эту цифру.

Итак, любое механическое ТС, которое в снаряжённом состоянии весит чуть более 400 кг, но при этом с водителем, пассажирами и грузом ему разрешено весить не более 3,5 тонн (то есть разрешённая максимальная масса которого не превышает 3, 5 т) – это есть транспортное средство категории «В».
Но это ещё не всё! Если даже эти два условия выполнены, но число сидячих мест для пассажиров более 8-ми, то это уже автобус, и для управления таким транспортным средством требуются права категории «D».
И это ещё не всё! Правила разрешают владельцам транспортных средств категории «В» ездить с прицепом, но только при условии, что это небольшой прицеп. А прицеп – это тоже транспортное средство (только без двигателя), и у него тоже есть своя разрешённая максимальная масса. Так вот, если разрешённая максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, можете смело с ним ездить. Если превышает, тогда прав категории «В» недостаточно, необходимо к категории «В» еще и добавить категорию «Е».

Читайте также:  Что делать, если обманули юристы на крупную сумму?

Грузовые автомобили отличаются от легковых, прежде всего, своим назначением.

Если легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров и багажа, то грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов. При этом к грузовым автомобилям относятся и пикапы – маленькие грузовички, по весу и габаритам уступающие даже некоторым легковым автомобилям, и карьерные самосвалы – истинные гиганты, у которых одни только колёса выше человеческого роста.

В результате деления на категории небольшие грузовики (с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т) оказались в одной компании с легковыми автомобилями, а большие грузовики (с разрешённой максимальной массой более 3,5 т) заняли свою обособленную нишу – категорию «С». И это правильно, ибо по навыкам управления небольшие грузовики гораздо ближе к легковым авто, нежели к своим большим собратьям.

Отдельного разговора заслуживают маршрутные транспортные средства.

Маршрутные транспортные средства – это автобусы, троллейбусы и трамваи. Но не все, а только те, которые предназначены для перевозки людей, двигаются по строго установленному маршруту, останавливаются только для посадки-высадки пассажиров и только в местах обозначенных остановок. Для водителей маршрутных транспортных средств дорога – это их рабочий цех. Понятно, что Правила должны содержать требования, дающие им некоторые преимущества.
В своё время мы познакомимся с содержанием Раздела 18 «Приоритет маршрутных транспортных средств», а пока отметим только следующее — участники дорожного движения должны понимать, что маршрутные транспортные средства могут отступать от требования Правил. Вам на «кирпич» нельзя, а у него здесь проложен маршрут, и он, конечно, поедет. Вам здесь запрещена остановка, а у него как раз здесь специально обозначенное место для посадки и высадки пассажиров, и он, конечно же, остановится, не взирая ни на какие знаки.

Правила. Раздел 1. “Маршрутное транспортное средство” — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

На сегодня все. Пишите, комментируйте, будем обсуждать))
Продолжение следует
Переход к >

Если ваш двух- или трехколесный «друг» оснащён двигателем более 0,25 кВт, то это уже не велосипед.
Но ещё и не мотоцикл (если мощность не превышает 4 кВт, а максимальная скорость не более 50 км/ч).
Чтобы безнаказанно кататься на мопеде, никакие регистрационные документы и номерные знаки не требуются, но нужны права категории «М».

Виды ТС по Конвенции

Она включает в себя несколько категорий:

  • А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
  • B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
  • С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
  • D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
  • Е – грузовой транспорт, тягачи.

Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.

С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.

Виды транспорта по назначению

Под назначением подразумевается та сфера, в которой конкретный вид транспорта используется чаще всего. То есть это могут быть транспортные средства:

  • Специального пользования. К таковым относится военный (бронеавтомобили, танки) и технологический транспорт (путевые машины).
  • Общего пользования. К этой категории относятся все виды водного, воздушного и наземного транспорта, используемые в сфере торговли и предоставления услуг. Например, грузовик, который перевозит товары, уже является транспортом, подходящим к категории общего пользования.
  • Индивидуального пользования, т. е. те транспортные средства, которыми человек пользуется лично. Самый распространенный индивидуальный транспорт – это личный автомобиль или мотоцикл.

Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.

Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.

L – мототранспортные средства

К данной категории относятся:

L3 или классические мотоциклы – двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает > 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает > 50 км/ч.

Категории транспортных средств в техническом регламенте (M1, M2, M3, N)

Добрый день, уважаемый читатель.

В 2020 году в России применяется технический регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Этот нормативный документ содержит требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобилей. Соответствие данным требованиям проверяется в том числе и в ходе технического осмотра транспортного средства.

Технический регламент таможенного союза вступил в силу достаточно давно, однако далеко не каждому водителю приходилось с ним сталкиваться. Особенность регламента заключается в том, что в нём используются специальные категории транспортных средств, которые ранее в нормативных правовых документах не встречались.

В этой статье речь пойдет о категориях ТС в регламенте, а также о транспортных средствах, к которым эти категории относятся:

Технический регламент таможенного союза вступил в силу достаточно давно, однако далеко не каждому водителю приходилось с ним сталкиваться. Особенность регламента заключается в том, что в нём используются специальные категории транспортных средств, которые ранее в нормативных правовых документах не встречались.

Квадрициклы

Категория L6 — Четырехколёсное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L7 — Четырехколёсное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Категория L6 — Четырехколёсное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

1.5. Общие положения. Транспортное средство. Виды транспортных средств

Помните самое начало «Золотого теленка» Ильфа и Петрова? «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть».

Как водитель со стажем, позволю себе не согласиться с данным – явно устаревшим – утверждением. Подавляющее число пешеходов просто не знают о Правилах дорожного движения. Мало того – даже не хотят знать о них.

Или наивно полагают, что ПДД написаны не для них, а для водителей. В крайнем случае, — для пассажиров. Это в корне неверная позиция и весьма опасное заблуждение.

Хотя, справедливости ради, стоит согласиться с тем, что львиная доля Правил касается движения именно транспорта. Вот о нем и поговорим более подробно.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Весьма простое и исчерпывающее определение. Все, что придумано человеком для облегчения передвижения и перевозки и при этом способно двигаться по дорогам, — это транспортное средство. И видов транспортных средств – огромное количество.

Так, они бывают рельсовыми (двигающимися по рельсам) и безрельсовыми.

Или самоходными (снабженными двигателем) и несамоходными.

Однако Правила дорожного движения оперируют другими понятиями при квалификации видов транспортных средств:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Транспортные средства, не относящиеся к механическим.

Это наиболее распространенная классификация.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Судя по определению, главной характеристикой механического транспортного средства является обладание двигателем. Каким двигателем? Да любым: бензиновым, дизельным, газовым, электрическим, водородным или атомным (последнее – не дай Бог, конечно!).

Правда, здесь есть еще один скрытый критерий: данное транспортное средство должно быть предназначено для движения по дорогам. Это уже как бы само собой разумеющееся…

Следовательно, перечень механических транспортных средств невероятно велик. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и прочие самоходные машины и пр.

В этой связи становится понятно, почему велосипед не относится к механическим транспортным средствам. Ведь он не снабжен двигателем.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Однако существует еще одна категория транспортных средств, которая снабжена двигателем, но механическим транспортным средством не считается. Это – мопеды (или скутеры).

Спросите, почему? Все просто.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Если выбрать из всей этой словесной шелухи рациональное зерно, то принципиальными в определении мопеда будут два критерия:

  1. Двигатель с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров;
  2. Максимально допустимая заводом-изготовителем скорость, не превышающая 50 км/ч.

Иными словами, перед нами два критерия отнесения транспортного средства с двигателем к НЕМЕХАНИЧЕСКИМ. И в эту же группу Правила включают еще и мокики, скутеры, «газульки» (велосипеды с подвесным двигателем) и подобные им, снабженные, казалось бы, двигателем транспортные средства.

Что это означает? Управление данными транспортными средствами пока (именно – ПОКА!) не требует наличия водительского удостоверения. А само транспортное средство не проходит процедуру регистрации и выдачи государственных регистрационных знаков (номеров).

Однако лица, управляющие подобными транспортными средствами, являются водителями, а, следовательно, обязаны свято соблюдать Правила дорожного движения.

А теперь — давайте вернемся к понятию «Транспортное средство» и отметим еще ряд принципиальных моментов.

Особой характеристикой любого транспортного средства является его РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Прокомментируем первую часть понятия. Важно понять эти два термина, связанные с массой транспортного средства: 1) разрешенная; 2) максимальная.

«Максимальная» масса – это предельно допустимая масса транспортного средства – с водителем, пассажирами и грузом. Превышения данной массы недопустимо. Почему? Да потому что сам корпус автомобиля, его подвеска, двигатель, тормозная система и рулевое управление не гарантируют нормальное их функционирование при превышении допустимой массы.

Например, тормозная система будет неэффективна, т.к. превышающая показатель масса транспортного средства – это большая инерция при движении и большая центробежная сила.

Итак, «максимальная» масса означает предел допустимой массы транспортного средства.

А кто устанавливает этот предел? Конечно же, завод-изготовитель. А это уже объяснение термина «разрешенная» масса. Именно производитель обусловливает – разрешает – эту самую максимальную массу.

И еще. Разрешенная максимальная масса – это некая «теоретическая» масса, прописанная в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.

Эту массу не стоит путать с фактической («сейчашной»), то есть той, которой транспортное средство обладает в настоящий момент (сейчас). И если фактическая масса автомобиля – это явление чрезвычайно динамичное, постоянно изменяющееся, то разрешенная максимальная масса – это клеймо на всю жизнь.

Еще один важный момент. Разрешенная максимальная масса – это и критерий разграничения категорий транспортных средств. Дело в том, что грузовые автомобили различаются по данному показателю на 2 вида:

  1. Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн (категория В) – например, грузовая «ГАЗель»;
  2. Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (категория С) – например, «КамАЗ».

Показатель в 3,5 т – это своеобразный индикатор размера грузовика. Именно поэтому грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, относятся к категории, в которую входят и легковые автомобили.

Читайте также:  Как организовать хранение в ванной и санузле

А теперь давайте вспомним вторую часть понятия «Разрешенная максимальная масса».

«За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав».

Для уяснения этого положения обратимся еще к двум понятиям – автопоезд и прицеп.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Бывает так, что механическое транспортное средство двигается с прицепом (который, кстати, тоже требует регистрации). И вот в этом случае разрешенная максимальная масса будет исчисляться как сумма разрешенных максимальных масс, с одной стороны, самого механического транспортного средства и, с дугой стороны, прицепа.

Давайте подведем итог. Разрешенная максимальная масса – это предельно допустимая масса транспортного средства (с водителем, пассажирами и грузом), которая устанавливается заводом-изготовителем в качестве максимальной для данного транспортного средства.

И последний термин, который следует рассмотреть в данном блоке понятий.

МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Данное транспортное средство относится к особой категории. Его критериями являются:

  1. Принадлежность к инфраструктуре перевозки людей (пассажиров);
  2. Движение по обозначенному (утвержденному) маршруту;
  3. Осуществление остановок в обозначенных местах (а также и остановок по требованию.

Иными словами, маршрутное транспортное средство – это тот самый общественный транспорт, который двигается по дорогам и целыми днями (а иногда – и ночами) перевозит людей.

Важно отметить, что маршрутное транспортное средство является таковым только тогда, когда находится на маршруте (в рабочем режиме). Например, пассажирская «ГАЗель», направляющаяся после трудового дня в гараж или к месту парковки, уже не считается маршрутным транспортным средством.

А та же самая «ГАЗель», выдвигающаяся утром к месту посадки пассажиров, пока еще не является таковым.

Почему мы об этом так подробно? Дело в том, что водитель маршрутного транспортного средства вправе проигнорировать действия некоторых дорожных знаков – запрещающих, предписывающих знаков, знаков особых предписаний.

Более того, для маршрутного транспортного средства предназначается и специально выделенная полоса, обозначаемая соответствующими знаками и разметкой.

Наконец, текстом Правил предусмотрены и иные послабления и привилегии, действующие в отношении маршрутных транспортных средств. Об этом мы говорили в разделах «Дорожные знаки» и «Дорожная разметка».

Рядовой водитель должен помнить о данных обстоятельствах и не копировать слепо действия своего коллеги из маршрутного транспортного средства. В противном случае, он может грубо нарушить Правила.

Давайте вершить четвертый блок понятий. Мы убедились в том, что транспортные средства представлены в своем многообразии и великолепии. Однако если Вы мечтаете стать настоящим водителем, то механическое транспортное средство – это Ваш выбор

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Давайте подведем итог. Разрешенная максимальная масса – это предельно допустимая масса транспортного средства (с водителем, пассажирами и грузом), которая устанавливается заводом-изготовителем в качестве максимальной для данного транспортного средства.

Изотермический кузов

Он обшит специальным теплоизоляционным материалом, благодаря чему способен некоторое время поддерживать температуру определенного уровня. Такой кузов не боится жары, холода, атмосферных осадков, резких перепадов температур и предназначен для тех грузов, которые требуют особого температурного режима хранения и транспортировки (как правило, это — продукты питания ).

Однако при выборе для перевозки автомобиля с изотермическим кузовом следует учитывать тип и привередливость груза, а также расстояние его транспортировки. Ведь изотерм всего лишь сохраняет, но никак не создает определенный уровень температуры. А значит, чем дольше груз будет ехать, тем выше вероятность его остывания или нагрева.

Кстати, способность поддерживать нужный климат зависит от толщины стенок кузова, а значит, количества теплоизоляционного материала.

Причем выбор рефрижераторов выходит за пределы одного-двух вариантов: в зависимости от температурного режима выделяют 6 классов кузова . И каждый из этих классов отвечает условиям перевозки и хранения какого-то определенного круга грузов.

Классификация транспортных средств

В настоящее время в международной практике применяют классификацию дорожных транспортных средств (ТС) двух видов — по типам и по категориям ТС .

Классификация по типам (рис. 1) является самой распространенной.

В качестве наиболее общего критерия используется наличие двигателя. При этом ТС делятся на механические (оборудованы двигателем) и буксируемые (не оборудованы двигателем). Механическое и одно или более буксируемых ТС могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Рис. 1. Схема классификации дорожного транспорта по типам

Механические ТС подразделяются на автомобили, мототранспортные средства и тракторы.

Автомобиль — это механическое ТС, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и (или) грузов, буксирования ТС, предназначенных для перевозки людей и (или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется на ТС, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные ТС, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Мототранспортное средство — это двух-, трехколесное средство передвижения, снабженное двигателем внутреннего сгорания; существенным признаком такого ТС является верховая посадка водителя на седле. К мототранспортным средствам личного пользования относят мотоциклы, мотороллеры и мопеды.

Трактор — самодвижущаяся (гусеничная или колесная) машина, выполняющая сельскохозяйственные дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, подвесными или стационарными машинами.

Буксируемые ТС подразделяются на прицепы и полуприцепы.

Прицеп — это ТС без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельносцепное устройство.

Характерным признаком классификации автомобилей является их основное назначение. Они могут служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Грузовые автомобили как транспортные средства предназначены для выполнения всевозможных транспортных работ, таких как внутригородские перевозки относительно малых партий грузов, транспортировка грузов по дорогам общего пользования и вне их, междугородние перевозки больших партий грузов, перевозки значительных объемов грунта, породы и руды во внедорожных условиях, перевозки скоропортящихся грузов в специальных фургонах и др.

Грузовые автомобили подразделяются по ряду признаков: назначению, грузоподъемности (классам), колесной формуле, полной массе, проходимости.

По назначению грузовые автомобили разделяют на бортовые, самосвалы, прицепные и седельные автопоезда, специальные и специализированные.

Бортовые автомобили имеют грузовую платформу, расположенную за кабиной. Имея самое широкое назначение, бортовые грузовые автомобили используются для перевозки всевозможных грузов. Груз при этом размещают на грузовой платформе и при необходимости укрывают тентами.

Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих грузов (грунта, пород, удобрений и т.д.). Грузовая платформа таких грузовых автомобилей рассчитана на управляемое опрокидывание назад или на три стороны для быстрой разгрузки груза.

Прицепные автопоезда представляют собой тягачи (в виде бортовых грузовых автомобилей) с присоединением к ним одного или нескольких двухили трехосных прицепов.

Седельные автопоезда — это автомобили-тягачи, имеющие так называемое седло, на которое опираются специальным посадочным устройством полуприцепы (несамоходные ТС), имеющие в задней части одну ось или более. Возможен также вариант сложного автопоезда, который представляет собой автопоезд из тягача, полуприцепа и прицепа (в данном случае к полуприцепу специальным сцепным устройством присоединен двухили трехосный прицеп). Сложный автопоезд обеспечивает большую (по сравнению с одиночным автомобилем) грузоподъемность.

В отличие от грузовых автомобилей, выполняющих функцию транспортного средства, специальные грузовые автомобили рассчитаны на выполнение определенных технологических задач. Например, пожарные автомобили предназначены для транспортировки выдвижных лестниц, доставки к месту пожара емкости с водой при наличии оборудования для тушения пожаров. Грузовые краны выполняют функцию доставки грузов на большой высоте. Цементовоз в процессе перевозки цементной смеси обеспечивает ее перемешивание. К специальным автомобилям относятся разного рода боевые автомобили, используемые в военных целях.

Автомобили с особой конструкцией кузова, предназначенные для перевозки строго определенного типа груза, называются специализированными. Примером могут служить цистерны, хлебовозы, рефрижераторы для перевозки пищевых продуктов, панелевозы, самосвалы и др.

Специализированные ТС обладают рядом преимуществ перед универсальными:

  • большая сохранность количества и качества перевозимого груза;
  • более высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ;
  • возможность перевозить специфические виды грузов (например, разогретый асфальт, битум, сжиженные газы и др.);
  • повышение безопасности и улучшение экологических характеристик при перевозках определенных видов грузов;
  • увеличение производительности труда работников, участвующих в транспортном процессе;
  • обеспечение в ряде случаев совмещения перевозки с технологией приготовления продукта (например, получение однородного состава бетона в бетоновозах);
  • доставка груза за пломбой отправителя без взвешивания и пересчета товара.

Благодаря преимуществам специализированного подвижного состава его удельный вес в структуре грузового парка составляет порядка 60…70 %.

Однако использование специализированных ТС имеет и свои недостатки, которые необходимо учитывать при выборе подвижного состава для перевозки того или иного вида груза.

К наиболее существенным недостаткам специализированных ТС, в сравнении с универсальными, относят: большую стоимость; снижение грузоподъемности; повышение трудоемкости обслуживания и ремонта; потребность в более квалифицированных водителях; уменьшение коэффициента использования пробега.

Применяемые в настоящее время в перевозках разновидности специализированного подвижного состава могут быть объединены в классификацию (рис. 2), основаную на принципе устройства их несущей части и грузового помещения. Основным классификационным признаком специализированного подвижного состава следует выделить тип кузова. Именно в его выборе проявляется, в первую очередь, специализация автомобильного подвижного состава, предназначенного для перевозок определенной номенклатуры грузов.

Рис. 2. Классификация специализированного подвижного состава

В классификации по грузоподъемности различают грузовые автомобили особо малые (менее 1 т), малые (1…2,5 т), средние (2,5…8,0 т), большие (8,0…15,0 т), особо большие (8,0…26,0 т) и сверх особо большие (свыше 26 т).

По общему числу колес и числу ведущих колес автомобили условно обозначаются колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая — число ведущих колес. Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4 × 2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью, 6 × 6 — трехосный автомобиль со всеми ведущими осями, 6 × 4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями.

Грузовые автомобили подразделяют на классы по полной массе. Под технически допустимой полной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации. Основной фактор, от которого зависит полная масса ТС, — максимально допустимая нагрузка на одинарную ведущую и ведомую (поддерживающую) оси автомобиля или автопоезда, которая не должна превышать 11,5 и 10,0 т соответственно. Для автомобилей со спаренными осями нагрузка зависит от межосевого расстояния и составляет для двухосной тележки 16…19 т, трехосной — 21…24 т. Полная масса двухосного автомобиля не должна превышать 18 т, из которых 6,5 т приходится на переднюю ось и 11,5 т — на заднюю.

Полная масса трехосного автомобиля ограничена 25 т (с пневмоподвеской задних колес — 26 т). Полная допустимая масса четырехосных грузовых автомобилей, а также прицепов не должна быть больше 32 т, автопоездов — 40 т (контейнеровозов — 44 т). Однако следует отметить, что национальные законодательства некоторых стран Европы позволяют эксплуатировать и более тяжелые автопоезда (например, в Финляндии и Швеции разрешено эксплуатировать автопоезда полной массой до 60 т, в Нидерландах и Норвегии масса прицепных автопоездов ограничена 50 т).

Наиболее распространенными являются средний и тяжелый классы ТС.

Многие европейские фирмы, такие как Mersedes-Benz, MAN, Iveco и др., производят довольно широкую гамму машин средней грузоподъемности. Например, Mersedes-Benz предлагает два семейства автомобилей этого типа — Т2 и LK, где только основных моделей — 22. Они различаются полной массой (от 5,99 до 15 т) и мощностью двигателей (от 88 до 240 л.с.).

Тяжелый класс TС — это грузовики полной массой свыше 15 т.

Удельный вес автомобилей данного класса в общем количестве грузовых ТС не превышает 5…6 %. Тяжелые грузовики предназначены для перевозки крупных партий грузов на большие расстояния. В структуре тяжелого класса ТС преобладают седельные тягачи, предназначенные для буксировки различных прицепов и полуприцепов. Одиночные тяжелые грузовики (точнее их шасси) используют, как правило, в качестве специальных шасси для установки самосвального кузова, бетономешалки, мусоронакопительного кузова, всевозможных грузозахватных устройств и др. Особенностью этого класса машин является то, что они полностью используют предельные значения массы и габаритов, а также нагрузок на оси, разрешенные соответствующими законодательствами.

По проходимости, т.е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости.

Читайте также:  Как отправить письмо содержащемуся в СИЗО?

Автомобили дорожной проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и в условиях бездорожья. Такие автомобили способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более.

Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6 × 6 и 8 × 8.

Имеется ряд промежуточных типов ТС, характеризуемых какой либо особенностью:

  • одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом;
  • автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским;
  • прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Транспортные средства делятся на категории следующим образом:

  • категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:
    • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
    • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
    • категория L3— мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
    • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
    • категория L5— трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
    • категория L6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг (без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства) и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся: при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
    • категория L7— квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
  • категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
    • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения;
    • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения; максимальная масса не превышает 5 т;
    • категория М3— транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения; максимальная масса превышает 5 т;
  • категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
    • категория N1— транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
    • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
    • категория N3— транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
  • категория О — прицепы (включая полуприцепы):
    • категория О1— прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
    • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
    • категория О3— прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
    • категория О4— прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

ТС повышенной проходимости относят к категории G. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).

По параметрам надежности и категории пробега используется следующее обозначение ТС в справочниках и специальной литературе: легковые ТС миникласса категории 1.1–1.2, 2.2; среднего класса: 3.3, 4.4; высокого класса — с цифрой более 5. Для грузовых ТС также вводится нормативный годовой пробег.

Нормативный годовой пробег используют для определения среднестатистического (нормированного) пробега конкретного класса ТС (см. приложение 2). При осмотре ТС устанавливается его пробег и в дальнейшем сравнивается со среднестатистическим (нормированным) пробегом аналогичного ТС. На основе полученной разности пробега определяется величина перепробега (если реальный пробег больше среднестатистического), если же реальный пробег меньше, то принимается понятие недопробега. В зависимости от величины перепробега или недопробега (см. приложение 3) проводится коррекция рыночной стоимости ТС.

ТС повышенной проходимости относят к категории G. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).

Что такое транспортные средства индивидуальной мобильности?

4 июня завершилось общественное обсуждение проекта изменений в Правила дорожного движения, подготовленного Минтрансом РФ. Новая версия документа была доработана с учетом замечаний, поступивших во время проходивших осенью 2019 года общественных слушаний. В поправках в ПДД говорится в том числе об интеграции так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ) в систему дорожного движения.

Поправки содержатся в проекте постановления «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090». В документе также дается определение термина «средство индивидуальной мобильности». Это устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека, за исключением велосипедов и инвалидных колясок. Это могут быть роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства.

Какие транспортные льготы родителям детей инвалидов с детства и детей-инвалидов действуют в 2020 году

Ранее перечень транспортных льгот для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливался на федеральном уровне и регламентировался Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов”. Но было принято решение о допущении монетизации льгот, когда родитель ребенка-инвалида мог написать заявление об отказе от ряда льгот из набора социальных услуг (НСУ) в пользу денежной компенсации, увеличивающий размер пенсии.

С тех пор утверждение транспортных льгот стало делом региональных властей. Теперь, чтобы знать наверняка, какими транспортными привилегиями обладает сам ребенок-инвалид и его родители, необходимо обращаться в органы местного самоуправления или в территориальное отделение органов социальной защиты населения. Перед вами пример принятия регионального законодательного акта об утверждении транспортной льготы в виде освобождения одного из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида от уплаты налога на транспортное средство:

“Принято решение о том, что мы освобождаем от транспортного налога родителей, опекунов, попечителей, усыновителей, совместно проживающих с ребенком-инвалидом и имеющих зарегистрированное транспортное средство. Это может лодка, один из видов техники, в том числе легковое транспортное средство. Речь идет о налоге на одно транспортное средство одного из родителей, усыновителей, приемных родителей, проживающих совместно с ребенком. Поводом для разработки законопроекта стало обращение региональной общественной организации по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, и их семьям”.

Наталья Кардакова, депутат собрания депутатов Ненецкого АО, “Новости Нарьян-Мар”

Проживая на территории любого субъекта РФ, родитель ребенка с ограниченными возможностями может рассчитывать на оформление следующих льгот, касающихся проезда в транспорте общего пользования:

В период с 1 октября по 1 мая.

Про возможность оформления каких-либо иных транспортных льгот, например, освобождения от уплаты транспортного налога, необходимо осведомиться в местных органах социальной защиты населения или в любом Многофункциональном центре региона.

Наталья Кардакова, депутат собрания депутатов Ненецкого АО, “Новости Нарьян-Мар”

Оформление бесплатного проезда к месту лечения

Одновременно с направлением на лечение представитель ребенка-инвалида должен получить документ «талон № 2». Органы соцзащиты или ФСС на основании талона № 2 предоставляют именные проездные документы одного из 2 видов бланков, применяемые в зависимости от типа транспорта. Документы предоставляются по заявлению лица в течение 5 дней с момента обращения. Выдача осуществляется в 2 экземплярах для обеспечения проезда в прямом и обратном направлении.

Проездные документы предоставляются в кассах. Дополнительно потребуется предоставить справку об инвалидности, удостоверение личности. Сервисные услуги оплачиваются отдельно.

Важно! При отказе от натуральной услуги по бесплатному проезду к месту лечения и получении взамен компенсации проездные документы не предоставляются. Инвалид и сопровождающее лицо будет оплачивать проезд собственными средствами.

Важно! При отказе от натуральной услуги по бесплатному проезду к месту лечения и получении взамен компенсации проездные документы не предоставляются. Инвалид и сопровождающее лицо будет оплачивать проезд собственными средствами.

2. Кому положен бесплатный проезд в электричке?

Бесплатный проезд в пригородных электричках положен таким зарегистрированным в Москве по месту жительства региональным льготникам, как:

  • предпенсионеры ;
  • пенсионеры, пенсия которым назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • граждане, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР» и «Почетный донор Москвы»;
  • родители, иные законные представители детей-инвалидов;
  • родитель инвалида с детства, обучающегося в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования — бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры — до 23 лет;
  • дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет (обучающиеся в школах — до 18 лет);
  • один из родителей в многодетной семье;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся за счет средств бюджета Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • один из опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (единственный опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель), воспитывающий ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте до 18 лет;
  • получатели городских мер социальной поддержки, которые не выбрали предоставление услуги в денежном эквиваленте . Это могут быть:
  • получатели ЕГДВ (ежемесячной городской денежной выплаты):
  • труженики тыла ;
  • ветераны труда и приравненные к ним лица;
  • реабилитированные лица ;
  • граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий .

А также независимо от места жительства в Москве:

  • участники пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (дети и приемные родители — на период участия в проекте).

И также таким зарегистрированным по месту жительства в Москве федеральным льготникам, как:

  • получатели набора социальных услуг, не выбравшие предоставление услуги в денежном эквиваленте . Это могут быть:
  • инвалиды (I, II и III группа);
  • дети-инвалиды;
  • ветераны и члены семей погибших (умерших) ветеранов;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • пострадавшие от воздействия радиации ;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей , а также Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, не получающие ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).

Дети до 5 лет могут ездить бесплатно независимо от места регистрации, от 5 до 7 лет — только зарегистрированные в Москве или Московской области.

Дети до 5 лет могут ездить бесплатно независимо от места регистрации, от 5 до 7 лет — только зарегистрированные в Москве или Московской области.

Какие льготы положены на работе родителям детей-инвалидов

Матери или отцу ребенка предоставляют дополнительные оплачиваемые выходные — до четырех дней в месяц. Их полностью берет или мать, или отец (один из двух родителей), или они делят эти четыре дня между собой. Если один из родителей не работает, работающему родителю предоставляют два дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Выходные не суммируются и используются только в текущем месяце, на другой месяц их не переносят. Чтобы получить дополнительный выходной, родители пишут заявление на имя работодателя.

На государственном уровне прописано, кому и когда положены дни по уходу за ребенком-инвалидом (зафиксировано в трудовом законодательстве РФ):

  1. Четыре оплачиваемых выходных в месяц.
  2. Возможность отказаться от работы в выходные и праздничные дни, отказаться от переработок и дальних командировок.
  3. Возможность перевестись на неполное рабочее время или неполную рабочую неделю. Оплата в этом случае пересчитывается с учетом количества отработанных часов, без уменьшения стажа и основного отпуска.
  4. Возможность выбрать время ухода в основной отпуск родителю, ухаживающему за ребенком.
  5. Запрещено расторгать с матерью или отцом ребенка-инвалида трудовой договор по инициативе работодателя (сокращение штата и численности сотрудников — не исключение).
  6. Матери или отцу (одному из них) положено досрочное оформление страховой пенсии по старости: в 55 лет — отцам (если есть 20 лет трудового стажа), в 50 лет — матерям (если есть 15 лет трудового стажа).

На какие льготы детям-инвалидам и их родителям в 2020 году стоит рассчитывать:

Добавить комментарий