антимонопольное законодательство

Государственный контроль за монополиями за рубежом

Реализация положений антимонопольного законодательства зарубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке.

В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Опыт антимонопольного законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования и пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности:

  • отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (например в таких странах: Испания, Швейцария , Австрия, ФРГ, Канада);
  • антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Франция, Италия );
  • антимонопольные или антитрестовские законы, а также и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (США, Великобритания).

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости, а именно:
члены правлений регулирующих органов, которые назначаются на продолжительный срок, не могут быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда;
предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, а также владение акциями регулируемых компаний (чтобы избежать преследование собственных интересов).

Состав антимонопольного законодательства РФ

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодатель­ство) основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовест­ной конкуренции. Эти отношения могут регулироваться постанов­лениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотрен­ных антимонопольным законодательством.

Таким образом, выстраивается определенная иерархия нор­мативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции:

1) Конституция РФ;

2) международные договоры;

4) ФЗ «О защите конкуренции»;

5) иные федеральные законы, регулирующие отношения, свя­занные с защитой конкуренции;

6) федеральные законы, регу­лирующие отношения, оказывающие влияние на состояние кон­курентной среды;

7) постановления Правительства РФ в случаях, предусмотрен­ных антимонопольным законодательством;

8) нормативные правовые акты федерального антимонополь­ного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным зако­нодательством.

Конституция РФ.Согласно Конституции РФ:

1) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имуще­ства для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1);

2) в Российской Федера­ции гарантируются единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, ч. 1);

3) на территории Российской Федерации не допускаются эко­номическая деятельность, направленная на монополизацию и не­добросовестную конкуренцию (ст. 34, ч. 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препят­ствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

3) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводить­ся в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74).

Международные договоры.Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы (например, соглашение между Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством экономики и реформ республики Молдова о сотрудничестве в области конкурентной политики; Конвен­ции по охране промышленной собственности).

Гражданский кодекс РФ. К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное за­конодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом, и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим по­ложением на рынке.

Статья 1222 ГК РФ устанавливает, что к обязательствам, возни­кающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно п. 7 ст. 1252 ГК РФ в случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельно­сти или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресече­нием монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправле­ния, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фон­ды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связан­ные с защитой конкуренции. Эти законы содержат нормы, непосред­ственно направленные на защиту конкуренции (например, Федераль­ный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Федеральные законы, регулирующие отношения, оказывающие влияние на со­стояние конкурентной среды.

Эти законы не ставят своей целью регулирование отношений по защите конкуренции, но их нельзя не учитывать, поскольку они устанавливают правила, оказывающие формирующее и опосредо­ванное воздействие на состояние конкурентной среды.

К их числу, в частности, следует отнести:

1) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», целью которого являет­ся развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения в т. ч. принципов добросовестной конкуренции;

2) Федеральный за­кон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. в целях развития добросовестной конкуренции;

3) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающий осо­бенности закупки товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов заказчиков (с участием в их капитале публично-правовых образо­ваний) в целях развития добросовестной конкуренции.

Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа в случаях, предусмо­тренных антимонопольным законодательством.

Эти нормативные правовые акты принимаются только в тех случаях, когда федеральными законами, составляющими анти­монопольное законодательство, Правительству РФ или федераль­ному антимонопольному органу прямо предписывается принять соответствующий акт.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России уполномочена издавать нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Для антимонопольного регулирования характерно использова­ние норм различных отраслей права (гражданского, администра­тивного, уголовного и др.), а их сочетание с учетом установления специальных механизмов правового регулирования позволяет осу­ществлять меры по защите конкуренции. Поэтому антимонополь­ное законодательство носит комплексный характер, сочетает диспозитивные и императивные нормы, частноправовые и публично-правовые начала.

4) ФЗ «О защите конкуренции»;

Законодательство Российской Федерации в сфере конкурентного права

Статья 10 ГК РФ содержит запрет на использование граждан­ских прав в целях ограничения конкуренции, а также на злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определены Феде­ральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку­ренции».

Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и преж­де всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О есте­ственных монополиях».

Помимо специального законодательства нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринима­тельской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 За­кона РФ «О недрах», ст. 32 Закона о банках, ст. 5 Федерального за­кона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст. 15, 17, 20 Закона о связи и другие акты.

Наряду с законами конкурентные отношения могут регулиро­ваться постановлениями Правительства РФ, нормативными право­выми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В качест­ве примера приведем: постановление Правительства РФ от 19 фев­раля 1996 г. № 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (далее -реестр), приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апре­ля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», приказ МАП России от 31 марта 2003 г. № 86, которым утверждены Мето­дические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

Отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые Федеральным законом «О защите конкуренции», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.
На уровне муниципальных образований.
Могут оказывать влияние на действие локальной монополии.

Антимонопольные акты и правовые нормы

Антимонопольная политика в РФ направлена на запрет создания монополистических организаций и развитие конкурентной среды. ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в 1991 году, но действует и по сей день. Благодаря ему уже в том году прекратили свою деятельность 30 крупных организаций.

Он содержит 3 задачи:

  1. Развитие конкуренции для создания благоприятной рыночной среды.
  2. Запрет на создание монополистических организаций.
  3. Контроль за исполнением законов, направленных на запрет монополии.
Читайте также:  Акт рекламации, бланк, образец

Следующим фундаментальным законом является ФЗ «О защите конкуренции», принятым в 2006 году. Он содержит меры для защиты конкуренции, а также способы ослабления действий монополистических компаний. ФЗ «О естественных монополиях» регулирует отношения естественных монополий.

Их создание иногда необходимо, когда выпуск одного товара возможен только единственной компанией (например, РЖД)


Видео об ответственности за нарушение законодательства:

На каких уровнях принимается антимонопольное законодательство

Фактически, на текущий момент указанные уровни делятся на три основных вида:

  1. Федеральный или государственный;
  2. Принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации. В данном случае законодательство берет на себя обязанность по регулированию цен в определенной экономической отрасли, в том числе и естественных монополиях;
  3. Принимаемые местным самоуправлением. На данном уровне может регулироваться деятельность локальных монополий. Так, например, деятельность организаций занимающихся теплом или водоснабжением.


Помимо федеральной нормативной базы, в антимонопольное законодательство входят и региональные документы. К ним относятся:

Антимонопольное законодательство

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 07.06.2018 2018-06-07

Статья просмотрена: 998 раз

Следует отметить, что на сегодняшний день, большая роль в обеспечении экономической безопасности страны отводится монополистическим образованиям и механизмам борющихся с ними. Для некоторых публично значимых целей государство защищает определённые сферы хозяйствования от конкуренции, устанавливая там режим монополии. В то же время следует отметить, что чрезмерное увлечение созданием легальных монополий, особенно не имеющих никаких объективных предпосылок для монополизации, может нарушить баланс конкурентных и монопольных рынков и принести вред развитию экономики и интересам потребителей.

Общая характеристика антимонопольного законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, органы государственной власти, Федеральная антимонопольная служба, законодательство, правовые аспекты.

Общая характеристика антимонопольного законодательства

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. В России антимонопольное регулирование — это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.

Понятие конкуренции определено в ч.7 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции»: конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие развитой конкурентной среды является одним из основных факторов развития экономики. Высокий уровень конкуренции в экономике является залогом эффективного использования компаниями ресурсов, снижения себестоимости продукции с одновременным улучшением ее качества (благодаря внедрению новых технологий), а, следовательно, формирования оптимальных (не монопольно высоких и не монопольно низких) рыночных цен.

Цели антимонопольного законодательства:

1) обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации;

2) защита конкуренции;

3) определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (данная цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству);

4) обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств. Обозначенная цель имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из направлений деятельности всего гражданского законодательства;

5) достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Однако, правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «О естественных монополиях», Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовного кодекса РФ, иных федеральных законов.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основано на Конституции РФ (ст. 8, 34, 55, 74), ГК РФ (ст. 1, 10) и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения по защите конкуренции. Установление правовых основ единого рынка, согласно ст. 71 Конституции РФ, отнесено к ведению Российской Федерации, что обусловливает федеральный уровень актов антимонопольного законодательства.

Основой антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ГК РФ содержит аналогичные нормы (ст. 10). В соответствие с ч.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ «Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».

Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме ФЗ “О защите конкуренции”, можно назвать следующие:

· Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях”;

· Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” и др.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции. Закон действует на территории РФ, действие распространяется и в отношении соглашений или действий, совершаемых за пределами РФ, но оказывающих влияние на состояние конкуренции в России. Нормы Закона непосредственно адресованы хозяйствующим субъектам (группам лиц), органам власти всех уровней и другим лицам.

Федеральный закон «О естественных монополиях» содержит понятие естественной монополии, субъекта естественной монополии, определяет естественно – монопольные сферы деятельности, правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и особенности их правового статуса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Данные кодифицированные акты содержат нормы об административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Значительное число иных законов содержат нормы антимонопольной направленности, например Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Особенностью российского законодательства является отсутствие специального федерального закона о защите от недобросовестной конкуренции, хотя подобная ситуация характерна не только для России, но и для ряда зарубежных стран (Великобритания, США). Нормы, направленные на защиту от недобросовестной конкуренции, содержатся в ГК РФ (ч. IV), Законе о защите конкуренции, иных законах.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, могут регулироваться и нормативными правовыми актами Правительства РФ и федерального антимонопольного органа (Федеральной антимонопольной службы). В частности, постановлениями Правительства РФ определены особенности регулирования деятельности финансовых организаций.

В соответствии с Законом о конкуренции государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган.

Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.

Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.

Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:

1) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

2) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

3) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

На обеспечение единообразия в применении антимонопольного законодательства направлены акты ВАС РФ, в частности постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 30).

При характеристике антимонопольного законодательства следует учитывать, что международные акты являются составной частью правовой системы России. Так, РФ является участницей Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). Интеграционными процессами, проходящими в рамках Таможенного союза, продиктовано подписание Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции (Москва, 9 декабря 2010 г.), которое направлено на обеспечение конкуренции на трансграничных рынках. Данное соглашение прекратило действие с 1 января 2015 года на основании международного договора от 29 мая 2014 года. Также в числе международных договоров в сфере конкурентного права можно упомянуть соглашение о согласовании антимонопольной политики, подписанное странами – участниками СНГ 12 марта 1993 г.

Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции. Закон действует на территории РФ, действие распространяется и в отношении соглашений или действий, совершаемых за пределами РФ, но оказывающих влияние на состояние конкуренции в России. Нормы Закона непосредственно адресованы хозяйствующим субъектам (группам лиц), органам власти всех уровней и другим лицам.

Читайте также:  Содержание избирательных правоотношений

Гражданская ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Субъекты, занимающиеся экономической деятельность с нарушением положений, предусмотренных антимонопольным законодательством, могут быть привлечены к гражданской ответственности.

Субъекты, экономические интересы которых нарушаются, вправе в соответствии со ст. 1095 ГК РФ обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу лица, а также с иском о возмещении упущенной выгоды, об опровержении публично недостоверных сведений, о возмещении морального вреда.


Субъекты, занимающиеся экономической деятельность с нарушением положений, предусмотренных антимонопольным законодательством, могут быть привлечены к гражданской ответственности.

Направления, которые контролирует антимонопольное законодательство

Антимонопольная политика Российской Федерации создаёт единую торговую платформу, устанавливает свободное хождение товаров и добивается полноценного функционирования рынков. К основным задачам отрасли относится:

  • Формирование здоровой конкуренции.
  • Предоставление свободного выхода для торговли вновь образованным производителям.
  • Государственное регулирование экономических отношений.
  • Ограничение влияния монополий на реализацию и приобретение товаров.

Являясь основным инструментом регулирования экономических отношений, антимонопольный закон в Российской Федерации выделен в отдельную отрасль законодательства, использует административные, конституционные, гражданские и уголовные нормы права. Применяется закон на разных уровнях общественных формирований: федеральном, муниципальном или в отношении к отдельным субъектам. Антимонопольное законодательство РФ состоит из перечня правовых документов, направленных для пресечения незаконных действий.

К основным нормативам относятся законы о защите конкуренции № 135-ФЗ от 26.07.2006, естественных монополиях от № 147-ФЗ 17.08.1995, недрах № 2395-1 от 21.02.1992, запрещающих нецелевое использование ископаемых ресурсов, поставках продукции для государственных нужд от 13.12.1994 № 60-ФЗ и других. Кроме этого, контролирующие органы опираются на постановления правительства Российской Федерации и законодательные документы специальных служб.

  • Продвижение договорённостей, ограничивающих конкуренцию.
  • Использование организациями главенствующего положения.
  • Навязывание заключения заведомо невыгодных соглашений.
  • Ведение политики неправильного формирования цен.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Лекция 8. Антимонопольное регулирование

1. Содержание и методы антимонопольного регулирования.

2. Антимонопольное законодательство, его цели и задачи.

Содержание и методы антимонопольного регу­лирования

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства.

Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Это такое соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники.

Конкуренция является одним из важнейших элементом рынка, поскольку именно конкуренция заставляет участников хозяйственных отношений заниматься необходимой обществу деятельностью, является механизмом отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

Антимонопольная политика – это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления:

1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после Второй мировой войны: во Франции – в 1945 г., в Японии – в 1947 г., в Англии – в 1948 г., в ФРГ – в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

В России же необходимость антимонопольного регулирования была осознана государственной властью лишь к 1990 году, когда и был создан предшественник ныне действующей Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. А в 1991 году принят основополагающий в области антимонопольного регулирования Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.
Цели и методы антимонопольного регулирования в России.
Антимонопольное регулирование действует в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года.

Основной целью антимонопольного регулирования в России является контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который необходим для предотвращения их монополизации.
Исходя из этого, можно определить задачи антимонопольного регулирования:
– поддержка здоровой конкуренции;

– обеспечение свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

– пресечение монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

– недопущение создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

– создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции, является федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон «О защите конкуренции» определяет действующие организационные и правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках в России. К ним относятся: четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа; уточняется определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; дается принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности; приводится исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, и др.

Закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Законом запрещены: злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию; недобросовестная конкуренция.

Также законом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.

Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов и методов при ее проведении. Из сложившихся принципов и методов можно выделить:

– оценку влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

– антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

– применение ограничительных мер;

– противодействие недобросовестной конкуренции;

– контроль за экономической концентрацией;

– снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

– антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

– запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления;

– контроль в сфере размещения государственных заказов;

– обеспечение конкуренции на глобальном уровне.

Под ограничительными мерами понимают запреты на монополистическую деятельность; недобросовестную конкуренцию, которая может привести к ограничению конкуренции; прямое вмешательство государственных органов власти в деятельность предприятий и др.

Органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок.

Закон «О защите конкуренции» запрещает осуществлять согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые могут привести к: установлению монопольно высоких или монопольно низких цен; изъятию товара из обращения, с тем чтобы создать или поддержать дефицит; включению в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; побуждению контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам – либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

– распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

– введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

– некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

– продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

– незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Законом предусмотрен контроль за экономической концентрацией.Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Государственный контроль за концентрацией предназначен для недопущения ухудшения конкурентной среды и исключения возможности возникновения ситуации злоупотребления доминирующим положением. Поэтому наиболее крупные сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в разрешительном порядке после согласования с антимонопольным органом. Такой же порядок предусмотрен в отношении слияний и поглощений с участием иностранных фирм.

Читайте также:  Имеет право работник сместить время обеденного перерыва?

Законом предусмотреноснижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний. Возможность появления новых продавцов является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны фирм, уже действующих на рынке. Образование новых фирм также является важным элементом совершенствования конкурентоспособности.

Установлено антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии. Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких, как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п.

Однако даже для таких отраслей предусматриваются механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов:

1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом;

2) проведение проверок с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат;

3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм;

4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

Установлены запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Установлен порядок и контроль в сфере размещения государственных заказов (закупок). Если такие закупки превращаются в гарантированные для продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики. Для того чтобы этого не происходило, разработаны жесткие процедуры размещения и контроль соблюдения этих процедур.

Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ. Включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр осуществляется на основании приказа ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются содержание и методы антимонопольного регулирования?

2. Назовите задачи антимонопольного регулирования.

3. Сформулируйте цели и задачи антимонопольного законодательства.

4. Перечислите законодательные меры борьбы с монополистической деятельностью в экономике.

|следующая лекция ==>
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ|Большую роль играют сезонные различия освещенности и температуры.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 14564 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

– продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) “О защите конкуренции” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020)

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

8 июля 2006 года

14 июля 2006 года

8 июля 2006 года

Общие правила написания анонимных жалоб – что должно быть в тексте документа, и чего быть не должно?

Приведем примеры готовых бланков, которые вы сможете самостоятельно заполнить – и направить в любое ведомство или орган.

Анонимно – статьи, примеры документов, образцы

1. Содержание статьи должно соответствовать тематике журнала.

2. Перед публикацией все статьи проверяются программой eTXT Антиплагиат. К публикации принимаются статьи с уникальностью текста не менее 65%.

3. Таблицы в тексте должны нумероваться и иметь заголовки, размещенные над полем таблицы.

4. В статье должны быть указаны следующие данные:

  • название статьи;
  • cведения об авторах – фамилия, имя, отчество авторов (полностью), ученая степень, ученое звание, должность, место работы/учебы. Важно четко, не допуская иной трактовки, указать место работы/учебы и должность без каких-либо сокращений в именительном падеже;
  • аннотация об актуальности и новизне темы, главных содержательных аспектах.
  • ключевые слова по содержанию статьи (8–10 слов или словосочетаний). Каждое ключевое слово или словосочетание отделяется от другого запятой;
  • код УДК;
  • библиографический список

5. Включенные в пристатейный список библиографические описания цитируемых, рассматриваемых или упоминаемых в тексте статьи других документов связывают отсылками с конкретным фрагментом текста. При отсылке к произведению, описание которого включено в библиографический список, в тексте статьи после упоминания о нем (после цитаты из него) проставляют в квадратных скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке, и страницы, а в необходимых случаях том (выпуск, часть и т.д.), например: [1, т. 2, с. 25].

Пристатейный библиографический список литературы размещается после текста статьи, предваряется словом «Библиографический список», оформляется в порядке упоминания или цитирования в тексте статьи (не в алфавитном порядке), нумеруется (начиная с первого номера).

Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте статьи другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.
Библиографические ссылки оформляются в виде затекстовых библиографических ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и ГОСТ 7.82-2001.Образцы оформления ссылок:
1. В тексте: [10, с. 81] В затекстовой ссылке: 10. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.
2. В тексте: [Бахтин, 2003, с. 18] В затекстовой ссылке: Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социальную поэтику. М.: Лабиринт, 2003. 192 с.
3. В тексте: [Целищев, ч. 1, с. 17] В затекстовой ссылке: Целищев В.В. Философия математики. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2002. Ч. 1-2.
Записи в библиографическом списке оформляются по правилам описания библиографических ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и могут быть использованы для описания библиографических ссылок статьи.

Примеры библиографических ссылок:

  1. Proffer K. The Silver Age of Russian Culture. Michigan Un., 1975 ; Boult G. The Silver Age: Russian Art of the Early 20th Century and the “World of Art Group”. Calif. Un., 1979.
  2. Кассу Ж. Энциклопедия символизма. М., 1998 ; Пайман А. История русского символизма. М., 1998.
  3. История русской литературы. ХХ век: Серебряный век. М., 1995.
  4. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900–1910-х гг. М., 1988 ; Его же. Художественная жизнь России начала ХХ в. М., 1976 ; Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала ХХ в. М., 1991.
  5. ГАРФ. Ф. 130. Оп. 6. Д. 305. Л. 32–35.
  6. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ в. М., 1997 ; Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997 ; Кассу Ж. Энциклопедия символизма. М., 1998 ; Власов В.Г. Стили в искусстве : словарь. В 3 т. СПб., 1995 ; The Cambridge History of Russian Literature. Camb. Univ. Press, 1992 и др.
  7. Милюков П.Н. Живой Пушкин. М., 1997.
  8. Оцуп Н.А. Современники: Воспоминания. Париж, 1961.
  9. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000.
  10. Вести. 1909. № 1.
  11. Вести. 1909. № 1.
  12. Дирина А.И. Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций // Военное право: сетевой журнал. 2007. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.09.2007).
  13. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 78–96.

Пример оформления статьи:

Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации

Иванова Ольга Владимировна

Московский государственный социальный университет

кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданского права

Аннотация

Данная статья посвящена обзору норм отечественного законодательства, регулирующих правовое положение несовершеннолетних. Проведенное исследование позволяет утверждать, что правовой статус несовершеннолетнего является межотраслевым институтом, включающим систему норм, регламентирующих права, свободы и обязанности человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: нормы российского законодательства, правовой статус несовершеннолетнего, ребенок, дети, малолетние, несовершеннолетние, молодежь.

Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) [1] в ст. 54 определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Понятие «дети» используется как форма множественного числа слова «ребенок» [2, с. 163]. Термин «молодежь» трактуется различным образом. Как правило, молодежью признают социально-возрастную группу в возрасте от 14 до 30 лет (возрастная классификация ООН – 14–25 лет) [3, с. 28].

Таблица 1 – Название таблицы

ТекстТекстТекстТекст
ТекстТекстТекстТекст

Рисунок 1. Название рисунка

Библиографический список

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011 № 363-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16 ; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2011).
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
  3. Ростовская Т.К., Ростовская И.В. О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3.

&copy 2020. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

3. Таблицы в тексте должны нумероваться и иметь заголовки, размещенные над полем таблицы.

Аннотация и ключевые слова

Пример оформления аннотации и ключевых слов

Размер аннотации не должен превышать 2-3 предложений (в некоторых изданиях 500 символов).

Также недопустимы ссылки на литературу , разделы статьи, формулы и т.п.

Подача информации должна быть лаконичной и легко читаемой.

Ключевые слова должны максимально отражать тему статьи, от 3 до 6 слов или словосочетаний.

Некоторые издания требуют еще и английскую версию резюме и ключевых слов. Настоятельно рекомендуется доверить перевод этих частей (если ваши познания в языке оставляют желать лучшего) профессионалу.

Размер шрифта аннотации может быть таким же, как и основной текст научной статьи. Слово “Аннотация” и “Ключевые слова” выделяются жирным шрифтом, при этом их содержание не выделяется. Встречаются случаи, когда аннотация и ключевые слова полностью выделяются курсивом.

Таблицы подлежат обязательной нумерации! Например, Таблица 1, Таблица 2 и т.д.

Добавить комментарий