Порядок расчета обязательства по отпускным

Экономическое обоснование метода формирования оценочного обязательства на оплату отпусков

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.09.2017 2017-09-28

Статья просмотрена: 296 раз

С 2011 в бухгалтерском учете все организации должны формировать резерв на оплату отпусков. Исключение — организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 3 ПБУ 8/2010, ч. 4 и 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Счет 40160 Резервы предстоящих расходов и Счет 50209 Отложенные обязательства

Письмо Министерства финансов РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. дополнило информацию об учете операций с отложенными обязательствами и учете резервов предстоящих расходов.

Напомним, что изменения Инструкции №157н в редакции №89н от 29.08.2014г. коснулись такого раздела Единого плана счетов как «Финансовый результат». В частности появился «новый» для «бюджетников» счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов». Что же о нем говорится в Инструкции?

Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:

возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

§ предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

§ предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

§ иных аналогичных предстоящих оплат;

возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

В Приложении №1 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. Минфин дает отдельные рекомендации по формированию рабочего плана счетов учреждения, в частности рекомендует ввести в 23-й разряд детализацию вида резервов.

Исходя из определения счета, перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н (см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), а также последнего Письма Минфина РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. можно перечислить следующие хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в хозяйственной жизни учреждения:

1. Формирование резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) – КОСГУ 211.

2. Формирование резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) – КОСГУ 213.

3. Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225.

4. Формирование резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) – КОСГУ группы 200.

5. Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.

6. Формирование резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль. По этому пункту есть масса вопросов, т.к. Инструкции №174н и №183н не поясняют, какой КОСГУ будет у счета 240160000, исходя из определения счета резервов должен быть расходный КОСГУ 200 (например, КОСГУ 290), но налог на прибыль платится из доходов, т.е. КОСГУ 100 (например, КОСГУ 130). Получается довольно странная корреспонденция Дт 240110130 Кт 240160290. И скорее всего при автоматизированном формировании балансовой формы 0503721 могут возникнуть проблемы.

В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.

Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся на последнее число периода, предшествующего тому, для которого рассчитывают резерв. Хозяйственные операции по формированию резервов на следующий финансовый год проводятся последним днем 31.12 текущего года для отражения резервов следующего финансового года с добавлением проводок по счетам санкционирования 050209000 «Отложенные обязательства». В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств и отложенные обязательства также списываются. В конце года может остаться некое сальдо на счете 040160000. Списывать его не нужно, а нужно формировать новые резервы на разницу, т.е. чтобы сальдо на счете 040160000 было равно скалькулированным суммам новых предстоящих резервов расходов на будущий финансовый год. Также поступают и по счетам санкционирования, чтобы кредитовое сальдо на счете 040160000 было равно кредитовому сальдо счета 050209000.

На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2016 финансового года.

Приведем проводки по резервам предстоящих расходов и отложенным обязательствам согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 и Письма № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

Проводки по учету резервов предстоящих расходов

§ предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

Читайте также:  Выплата пенсий в декабре за январь

Оценочные обязательства по предстоящей оплате отпусков в ресторанном бизнесе: бухгалтерский и налоговый учет

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

В российской учетной практике относительно недавно появилось понятие «оценочное обязательство», которое было введено положением по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденным приказом Минфина России от 13.12.2010 №167н.

Субъекты малого предпринимательства имеют право не применять ПБУ 8/2010 и не создавать оценочные обязательства. Исключением являются субъекты малого предпринимательства – эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации.

Многие организации, работающие в сфере ресторанного бизнеса, такие как крупные рестораны и кафе, не относятся к субъектам малого предпринимательства. Они обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии со всеми требованиями бухгалтерского законодательства и применять ПБУ 8/2010.

Оценочное обязательство возникает

В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010 оценочным признается обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Оно может возникнуть:

❍ из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров;

❍ в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности.

К перечисленным в ПБУ 8/2010 обязательствам, которые отвечают критериям их признания как оценочных, относятся обязательства, возникшие, например, в связи с:

❍ предстоящей реструктуризацией деятельности организации;

❍ выявлением убыточности заключенных организацией договоров;

❍ допущенными организацией нарушениями законодательства, которые приведут к штрафным санкциям;

❍ участием организации в судебном разбирательстве;

❍ наличием обязательств организации по гарантийному обслуживанию;

❍ предстоящими выплатами работникам по итогам года;

❍ предстоящими выплатами отпускных работникам.

В соответствии с нормами ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» обязательства по предстоящей оплате отпусков являются оценочными и должны признаваться в бухгалтерском учете по состоянию на каждую отчетную дату.

Оценочное обязательство данного вида представляет собой сумму исчисленных обязательств перед работниками по оплате отпусков, которые могут быть рассчитаны при предоставлении работнику очередного отпуска или при увольнении работника в виде компенсации за неиспользованный отпуск.

При этом сумма отпускных или компенсаций определяется из расчета среднего заработка, порядок расчета которого определен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922:

Σвыплат = Ср. з/плата * Кдн,

где Σвыплат – величина выплат; Кдн – количество заработанных дней отпуска; Ср. з/плата – средний заработок.

Взносы во внебюджетные фонды

Эти суммы также облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды – на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Иными словами можно сказать, что оценочное обязательство по предстоящей оплате отпусков – это та сумма денежных средств по состоянию на отчетную дату, на которую работники имеют право при предоставлении им очередного отпуска или увольнении плюс страховые взносы во внебюджетные фонды. На каждую отчетную дату оценочное обязательство по предстоящей оплате отпусков должно быть рассчитано по каждому работнику с учетом суммы страховых взносов.

Оценочное обязательство = Σвыплат * Количество работников + [(Σвыплат * Количество работников) * % отчислений в фонды].

Величина обязательства по бухгалтерскому балансу должна отражать наиболее вероятную величину платежей. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время в бухгалтерской практике не существует единых общепринятых подходов и методики расчета величины отпускных, подлежащих выплате работникам. Это объясняется как различными подходами к определению среднего заработка и количества заработанных дней отпуска, так и спецификой их расчета в различных отраслях и сферах бизнеса.

Так, например, в ресторанном бизнесе специфика расчета будет объясняться сменным графиком работ, работой в ночное и праздничное время, сезонным созданием дополнительных рабочих мест.

Упрощенный метод расчета

В связи с особенностями условий хозяйствования организациями может быть применен и упрощенный метод расчета величины оценочных обязательств. Он скорее всего будет менее точным, но при этом должен давать приближенный к точному результат.

Бухгалтерскими записями начисленные обязательства по предстоящей оплате отпусков и соответствующие суммы страховых взносов отражаются по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

Начисленные суммы отпускных и компенсаций, а также начисленные страховые взносы отразятся по мере начисления с дебета счета 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей» в кредит счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» соответственно.

Величина расходов по начисленным отпускным отчетного периода определяется как разница между конечным и начальным сальдо величин соответствующих обязательств.

При применении этого упрощенного метода в начале года определяется норматив расходов на предстоящую оплату отпусков. Он может определяться как в процентах, так и в абсолютных величинах.

В течение отчетного финансового года, если применяется норматив в виде процента, расходы на предстоящую оплату отпусков определяются путем умножения фактических затрат на оплату труда на норматив, с учетом соответствующих сумм страховых взносов.

В конце отчетного года проводится инвентаризация величины оценочных обязательств. Разница между начисленными и израсходованными суммами обязательств списывается на счета затрат или сторнируется.

В начале отчетного года главный бухгалтер ресторана «Балтийский» на основании данных за предыдущий год расчетным путем определяет, что норматив расходов на предстоящую оплату отпусков составляет 8% от сумм начисленной заработной платы. Отчисления в оценочный резерв на оплату отпусков будут формироваться поквартально с учетом сокращения расходов на оплату труда в низкий сезон посещаемости ресторана и увеличения ФОТ в период максимального спроса на 30%.

Планируемые расходы по предстоящей оплате отпусков (руб.) на отчетный год

на оплату труда

на предстоящую оплату отпусков

на оплату отпусков

на оплату отпусков

В конце отчетного года организация проводит инвентаризацию оценочных обязательств по отпускам и в нашем примере разницу 37 600 руб. проведет сторнировочной записью.

Учетная политика

Порядок определения величины оценочного обязательства, связанного с начислениями и выплатами в связи с предоставлением работникам отпусков, не установлен законодательно и в нормативных документах по бухгалтерскому учету не закреплен. Поэтому порядок их расчета должен быть закреплен в учетной политике организации.

Показатель бухгалтерского баланса «Оценочные обязательства» позволяет пользователям бухгалтерской отчетности – учредителям, контрагентам, кредитным организациям, контролирующим органам узнать, оценить и проанализировать реальное финансовое положение организации на отчетную дату, в том числе в отношении будущих обязательств перед третьими лицами и работниками организации.

Резерв на оплату отпусков

Читайте также:  Правила ведения трудовых книжек

Большинство организаций, работающих в сфере общественного питания, применяют специальные налоговые режимы, такие как ЕНВД и УСН. Но некоторые организации (рестораны с большой площадью зала), не подпадающие под ЕНВД и не соответствующие критериям ст. 346.12 Налогового кодекса РФ для применения УСН, обязаны применять общую систему налогообложения. В целях оптимизации налогообложения такие организации при условии, что они применяют метод начисления, вправе создавать резерв на оплату отпусков и в налоговом учете (если часть сотрудников организации занята в деятельности на ЕНВД, то такие сотрудники в расчет резерва не включаются).

Порядок создания и использования такого резерва регламентирует ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации. В учетной политике для целей налогообложения организация закрепляет порядок формирования резерва, а в приложении к учетной политике нужно составить расчет предельной суммы отчислений (организация устанавливает ее самостоятельно, например, исходя из расчетов за предыдущие налоговые периоды) и ежемесячный процент отчислений в резерв, который определяется по формуле:

Ор = Ро / Рот * 100%,

где Ор – процент отчислений в резерв; Ро – предполагаемая годовая сумма расходов на отпуска, включая сумму страховых взносов; Рот – предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая сумму страховых взносов.

Налоговый учет

Если при составлении учетной политики организация не утвердит все элементы, необходимые для расчета резерва, налоговая инспекция может оспорить законность решения о его создании и исключить отчисления в резерв из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

В течение года организация будет ежемесячно начислять резерв, умножая сумму фактических расходов на оплату труда на полученный процент. В налоговом учете организации данные отчисления учитываются в составе расходов на оплату труда соответствующих категорий сотрудников и отражаются в отдельном налоговом регистре.

Ресторанный бизнес может включать и производство, и торговлю, и оказание сервисных услуг. Поэтому калькуляция себестоимости и распределение расходов (в том числе на прямые и косвенные) в данной отрасли представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс. Решение о том, к каким именно расходам (прямым или косвенным) относить отчисления в резерв, бухгалтер принимает самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Инвентаризация резерва

В соответствии с п. 3 ст. 324.1 НК РФ в конце года по состоянию на 31 декабря организация проводит инвентаризацию начисленного за год резерва и корректирует его в соответствии с фактическими данными о продолжительности неиспользованных отпусков:

❍ если фактические расходы превышают начисленный за год резерв, то сумма превышения в конце декабря включается в расходы;

❍ если сумма резерва на конец года больше суммы фактических расходов на отпуска, то в соответствии с п. 3 ст. 324.1 НК РФ недоиспользованные на последний день текущего года суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего года в составе внереализационных доходов.

Если работниками были использованы не все отпуска в соответствии с графиком отпусков на текущий год, то часть неиспользованного резерва переносится на следующий год. Если суммы резерва недостаточно, то она доначисляется за счет внереализационных расходов. Для подтверждения результатов инвентаризации резерва можно использовать справки кадровой службы.

Для сближения бухгалтерского и налогового учета оценочных обязательств по предстоящим расходам на оплату отпусков, а также в связи с тем, что в бухгалтерском учете организация обязана создавать резервы, следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения одинаковые методики их расчета.

Источник: энциклопедия «Ресторанный бизнес», ИД «Деловой Петербург»

Величина расходов по начисленным отпускным отчетного периода определяется как разница между конечным и начальным сальдо величин соответствующих обязательств.

Кто обязан создавать

Обязанность создать резерв по отпускам в бухгалтерском учете предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное приказом Минфина от 13.12.2010 № 167н.

Создавать его обязаны все компании, за исключением тех, кто вправе вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлено законом о бухучете № 402-ФЗ для следующих организаций:

  • субъектов малого предпринимательства;
  • некоммерческих организаций;
  • участников проекта «Сколково».

Все остальные компании обязаны создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Правила его формирования организация определяет самостоятельно и прописывает в своей учетной политике. При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства. Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Резерв на оплату отпусков, проводки:

Такой принцип формирования является наиболее простым для учета, но некорректен для признания расходов, поскольку на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам. Они могут уволиться, компания может набрать новых сотрудников и оценка окажется неверной.

Социальная пенсия: условия назначения

Важнейшее различие страховой и социальной пенсии в том, что при назначении второй не имеют значения стаж и ИПК. Их вообще может не быть — если человек в принципе не работал (либо получал зарплату «в конверте»). Главный критерий получения социальной пенсии — достижение установленного законом возраста.

Он существенно выше того, который определен для страховой пенсии. Но не считая данного нюанса, социальная пенсия и страховая пенсия имеют большое количество иных различий по существу — в частности, с точки зрения:

  • условий трудоустройства при получении пенсии;
  • определения величины пенсионных выплат;
  • условий получения пенсии досрочно — до наступления установленного законом пенсионного возраста;
  • условий передачи пенсии в управление в НПФ;
  • условий индексации.

Стоит отдельно сказать, что в рамках программ пенсионного страхования (социального страхования) существует, наряду с пенсиями по старости, ряд иных разновидностей пенсий (с особыми условиями получения):

  • по инвалидности (которая может быть страховой или социальной);
  • по потере кормильца (страховая или социальная).

Есть различные ведомственные, корпоративные пенсии — но их назначение находится вне юрисдикции федеральных законов.

Рассмотрим наглядно, в чем разница страховой и социальной пенсии (условившись, что речь пойдет именно о пенсиях по старости), используя небольшую таблицу.

Стоит отдельно сказать, что в рамках программ пенсионного страхования (социального страхования) существует, наряду с пенсиями по старости, ряд иных разновидностей пенсий (с особыми условиями получения):

По старости

Если при страховом виде выплат женщины и мужчины могли выйти на пенсию в 55 и 60 лет, соответственно, то при социальном — назначается гражданам, которые достигли пенсионного возраста в 60 и 65 лет (женщины и мужчины, соответственно).

Таким образом, социальная пенсия – это ежемесячные пособия минимального размера, позволяющие гражданину в существующих условиях.

По утрате кормильца

Ее получают неработоспособные иждивенцы скончавшегося человека. К этой группе лиц причисляются:

  • сыновья, дочери, внуки, внучки умершего, не достигшие совершеннолетия;
  • члены семьи умершего, которые учатся в образовательном учреждении;
  • муж/жена, мать и отец умершего, которые достигли нужного возраста или потеряли источник дохода;
  • члены семьи умершего, которые не работают и ухаживают за его детьми младше 14 лет;
  • члены семьи умершего со статусом «инвалид» (группа инвалидности не имеет значения).
Читайте также:  Пособия на ребенка в Ленинградской области

  • наработанный стаж;
  • заработная плата;
  • субъект РФ, в котором работал пенсионер;
  • особенности пенсионного счета (с накопительной составляющей либо без нее).

Какая из них лучше?

В случае пенсии по старости ответ однозначен: лучше получать трудовую. Легко понять: во-первых, её назначают раньше, во-вторых, при соблюдении минимальных требований по накопленным ИПК страховая оказывается около 5700 рублей, а размер социальной – всего 5034 рубля 25 копеек.

А вот при назначении пенсий по инвалидности и потере кормильца не все так просто, ведь там нет минимальных требований по пенсионным баллам и стажу – достаточно, чтобы умерший кормилец или ставший инвалидом человек проработал хотя бы один день.

Если вы получаете социальную пенсию и у вас при этом есть или возникло право на страховую, вы всегда можете подать в Пенсионный фонд заявление о переводе с одной пенсии на другую.

Накопительная

Денежное довольствие пожизненное, сформированное за счет взносов при трудовой деятельности.


отличие страховой пенсии от социальной очевидны. Правительство государства способствует обеспечению денежными средствами всех тех, кто переходит в состояние старости, возможной нетрудоспособности. Для получения довольствия нужно посетить Пенсионный фонд;

Социальную на трудовую или наоборот

Разница между социальной и страховой помощью государства будет особенно чувствительна в плане размера. Это понятно и логично, ведь зарабатывать вторую нужно долгие годы, а первая может быть оформлена любым гражданином, который не приложил совершенно никаких усилий. Существует категория граждан, которые, получая социальные пособия, со временем обретают права и на получения страховых выплат. Тогда и возникает вопрос, как перейти на страховую пенсию с социальной и возможно ли вообще проделать нечто подобное.

Ничего сложного в переводе с одного типа на иной нет, нужно просто собрать необходимый пакет документации для оформления страховой пенсии по старости и предоставить его в ПФ РФ с заявлением о переводе. Бланк заявления можно скачать прямо с нашего сайта. В пункте, под номером три, нужно будет установить галочку, выбрав нужно направление перевода из предложенных. Эта возможность перехода с одного вида обеспечения на иное закреплена законодательно, а именно в статье за номером 166-ФЗ. Те же шаги придется проделать, собираясь перейти с трудовых выплат на социальные, при потребности.


Вне зависимости от гражданства, проживающие более пятнадцати лет в стране люди, имеют право оформить социальную помощь из-за нетрудоспособности. Зато граждане России, которые страховую пенсию могут получить где угодно, скорее всего оформить пособие не смогут, если живут за пределами родной страны.

Страховая

Выплата, которая назначается нетрудоспособным лицам, зарегистрированным в системе ОПС, называется страховой пенсией. По сути, она является компенсацией за утраченный заработок.

Страховая часть выплачивается сверх базовой пенсии, сумма которой фиксирована и устанавливается государством. Величина страховки рассчитывается исходя из индивидуального коэффициента, который зависит от трех факторов:

  1. Суммы пенсионных перечислений со стороны работодателя (которая, в свою очередь, рассчитывается от зарплаты).
  2. Продолжительности страхового рабочего стажа.
  3. Наличия повышающих коэффициентов, индексаций и оснований для перерасчета.

В страховой стаж засчитываются следующие периоды:

  • военной службы;
  • выполнения оплачиваемых общественных работ;
  • проживания гражданского лица в военном городке (супруги военнослужащего) на протяжении 5 лет без возможности трудоустройства;
  • ухода за детьми возрастом до 1,5 лет;
  • пребывания в статусе безработного, зарегистрированного на бирже труда;
  • заключения до оглашения судебного приговора.

За каждый отработанный год гражданину начисляются пенсионные баллы.

Чтобы получить право на страховую пенсию, требуется соблюдение 2-х условий:

  • минимально необходимый стаж;
  • накопленные баллы.

Исключением из этих правил являются инвалиды: им достаточно выйти на официальную работу хотя бы на 1 день, чтобы рассчитывать на страховую пенсию.

Если человек потерял трудоспособность, заработав страховой стаж, при оформлении пенсии по инвалидности это учитывается. Размер пособия будет начисляться исходя из зарплаты.

Этот же принцип применяется при назначении пособия по утрате кормильца. Если гражданин работал и содержал иждивенцев, после его смерти нетрудоспособные члены семьи будут получать страховую пенсию.

Исключением из этих правил являются инвалиды: им достаточно выйти на официальную работу хотя бы на 1 день, чтобы рассчитывать на страховую пенсию.

Виды страховой пенсии

Основными условиями для назначения страховых пенсионных выплат являются:

  • Наличие минимального страхового стажа.
  • Определённое количество баллов ИПК.
  • Достижение пенсионного возраста, либо наличие других факторов, дающих право на социальные выплаты.

Факторы, дающие право на страховые пенсионные выплаты при наличии необходимого стажа и ИПК:

  1. Инвалидность.
  2. Достижение установленного законом пенсионного возраста.
  3. Утрата кормильца иждивенцами.
  • Наличие минимального страхового стажа.
  • Определённое количество баллов ИПК.
  • Достижение пенсионного возраста, либо наличие других факторов, дающих право на социальные выплаты.

Чем именно отличается страховая пенсия от социальной пенсии

Сумма материального эквивалента пенсии устанавливается высшими законодательными органами на основании исследований, проведенных государственными институтами. Перечень лиц, имеющих право на получение пенсионных выплат, создается на основании федерального законодательства. Основным органом, занимающимся вопросами пенсий и учетом пенсионеров, является Пенсионный фонд РФ. Чтобы понять, чем отличается страховая пенсия от социальной, нужно рассмотреть все нюансы каждого вида пенсионных выплат.


Право на получение трудовой пенсии получают граждане РФ, ставшие нетрудоспособными в связи с достижением преклонного возраста. Для получения прав на оформление такого вида пенсионных выплат нужно определенное время вести трудовую либо полезную деятельность. Такие пенсии начинают выплачивать, если человек стал старым.

Как и чем отличается страховая пенсия от социальной?

2002 год принес немало изменений. Прежде всего они коснулись пенсионных накоплений. Теперь трудовая пенсия разделилась на несколько составляющих. В связи с этим у будущих пенсионеров может возникнуть вопрос, чем отличается страховая пенсия от социальной пенсии и трудовой.


С 2015 года был введен балловый режим расчета страховой пенсии. То есть, по достижении установленного возраста вы должны иметь страховой стаж 15 лет, а общая балловая сумма за отработанные годы должна составлять 30 баллов.

Чем отличается страховая пенсия от социальной

3 главных отличия страховой пенсии от социальной:

  1. Страховые пособия выплачиваются лицам, имеющим определенный стаж работы, а социальные — при недостаточно долгом периоде трудовой деятельности.
  2. Страховые пенсии формируются, если работодатель выплачивает фиксированный взнос в ПФР за своего работника, то есть у человека в наличии официальная работа и “белая” зарплата.
  3. Трудовые пособия определяются размером отчислений из заработка застрахованного лица и рассчитываются индивидуально. Социальные имеют фиксированный размер и устанавливаются государством для определенных категорий льготников.

Рассмотрим различия по каждому виду пенсионного обеспечения.

Рассмотрим различия по каждому виду пенсионного обеспечения.

Добавить комментарий