Сроки репатриации валютной выручки

Сроки репатриации валютной выручки

► Правовые услуги по валютным операциям ► Обязанность валютных резидентов репатриировать валюту

Требования пункта 1 части 1 статьи 19 закона 173-ФЗ обес­пе­чить получение от нерезидентов инвалюты / ва­лю­ты РФ в срок на счета в уполномоченных банках

Не применяются в отношении “рублевых” внеш­не­тор­го­вых до­го­во­ров, согласно ус­ло­ви­ям частей 4 и 5 статьи 2 закона № 265-ФЗ

Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты в отношении поставок нерезидентам товаров, услуг, работ, информации, прав и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2-5 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ. Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.

Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При осуществлении внешнеторговой деятельности . резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) . обеспечить:

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ)

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты в отношении предварительной оплаты (авансов) нерезидентам за товары, услуги, работы, информацию, права и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ. Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.

Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ

Статья 19. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации

1. При . предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные . договорами займа, обеспечить:

3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

Обозначенные выше исключения из требования / обязанности резидентов по репатриации валюты по займама и условия применения этих исключений предусмотрены частями 2-4 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ, а также Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”. Для удобства понимания они представлены в тезисной форме. При их практическом применении необходимо руководствоваться бук­валь­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми закона и правоприменительной практикой.

Часть 1.1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ:

1.1. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

(в ред. Федерального закона от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ)

1) о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) либо о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 г. № 398-ФЗ)

2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

3) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 64-ФЗ)

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ)

Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации установлена частями 1 и 2 статьи 193 Уголовного кодекса РФ.

Часть 1 статьи 193 Уголовного кодекса РФ:

Часть 2 статьи 193 Уголовного кодекса РФ:

Публикации по случаям возбуждения уголовных дел таможней в связи с нарушениями по репатриации валюты см. в колонке новостей справа на настоящей странице.

Неполучение выручки, средств по займам на сумму не свыше 100 млн. руб. . В соответствии с частями 4 и 5.1 статьи 15.25 КоАП и с учетом части 5.2 этой же статьи административная ответственность за неполучение валютной выручки или рублевой выручки за поставленные нерезидентам товары, услуги, работы, информацию, права и за неполучение денежных средств по займам нерезидентам по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям на сумму не свыше 100 миллионов рублей устанавливается в следующем порядке:

Необеспечение возврата уплаченных нерезидентам авансов на сумму не свыше 100 млн. руб. . В соответствии с частями 5 и 5.1 статьи 15.25 КоАП и с учетом части 5.2 этой же статьи административная ответственность за необеспечение возврата в Российскую Федерацию денежных средств , уплаченных нерезидентам за неполученные товары, услуги, работы, информацию, права по импортирующим сделкам, по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям на сумму не свыше 100 миллионов рублей устанавливается в следующем порядке:

Неполучение выручки, средств по займам, невозврат авансов на сумму свыше 100 млн. руб. . В соответствии с частью 5.2 статьи 15.25 КоАП, введенной в КоАП в апреле 2020 г., если сумма по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям по неполучению валютной выручки от нерезидентов, денежных средств по предоставленным нерезидентам займам, невозврату уплаченных нерезидентам авансов, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, административная ответственность за такие деяния устанавливается следующим образом:

Публикации по случаям возбуждения административных дел таможней в связи с нарушениями по репатриации валюты см. в колонке новостей справа на настоящей странице.

Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро “Проект-ВС” (Москва) • 2001-2020 • Контакты
© Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации установлена частями 1 и 2 статьи 193 Уголовного кодекса РФ.

Ответственность за репатриацию

Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Минфин вернулся к идее отмены репатриации валюты для несырьевых экспортеров

Запрос бизнеса на дерегулирование на фоне борьбы с последствиями пандемии позволил Минфину вернуться к ослаблению валютного контроля для экспортеров. Идею ранее критиковал ЦБ как противоречащую попыткам остановить вывоз капитала и требованиям международного антиотмывочного законодательства. Отказ от репатриации валютной выручки может быть запущен уже с 2021 года с полной отменой требования к 2025 году для несырьевого неэнергетического экспорта. Бизнес встретил инициативу с одобрением, однако ответственные за исполнение экспортного нацпроекта ведомства однозначную оценку ей дать затруднились.

Минфин вернулся к идее послабления валютного законодательства для российских экспортеров, следует из проекта поправок к закону о валютном контроле, опубликованного на regulation.gov.ru. Так, с 2021 года несырьевые неэнергетические экспортеры смогут не возвращать до 10% суммы контракта, с 2022 года — до 30%, в 2023 году — до 50%, в 2024 году — до 70%. Полная отмена требований для такого экспорта предусмотрена к 2025 году. При этом либерализация валютного контроля не затронет внешнеторговые контракты участников бюджетного процесса федерального уровня, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий. Послабления также не распространятся на ряд товаров, которые можно отнести как к сырью, так и к продуктам его переработки, в том числе минеральные продукты и топливо, недрагоценные металлы (сера, пески, смолы, кокс, газы, черные металлы, медь, цинк и пр.).

Требования о репатриации валютной выручки вводились для борьбы с выводом капитала. Однако, как ранее неоднократно писал “Ъ” (например, см. “Ъ” от 15 января 2018 года), а теперь прямо указывает сам Минфин, нормы об обязательном возврате выручки не приносят результатов. Вне требования обязательной продажи валютной выручки «применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса», пишут авторы проекта. При этом требование о репатриации ограничивает гибкость торговых отношений между резидентами и нерезидентами и снижает конкурентоспособность российских экспортеров за счет трансакционных издержек и трат кадровых и финансовых ресурсов. Ранее Минфину удалось добиться поэтапного отказа от возврата рублевой выручки для экспортеров РФ (см. “Ъ” от 14 июня 2019 года).

Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается. В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.

Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается. В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 20 ноября 2018 г. – Указание Банка России от 5 июля 2018 г. N 4855-У

Приложение 3
к Инструкции Банка России
от 16 августа 2017 года N 181-И
“О порядке представления резидентами
и нерезидентами уполномоченным банкам
подтверждающих документов и информации
при осуществлении валютных операций,
о единых формах учета и отчетности
по валютным операциям, порядке
и сроках их представления”

Об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации по договору, принятому на учет уполномоченным банком, представляемых резидентами, физическими лицами – резидентами в уполномоченные банки в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”

Пункт 1 изменен с 20 ноября 2018 г. – Указание Банка России от 5 июля 2018 г. N 4855-У

Репатриация резидентами валютной выручки. Административная и уголовная ответственность за нарушение требований валютного законодательства

Истории валютных правоотношений с давних времен известен институт валютного регулирования. Новоторговый устав 1667 г. тому подтверждение. В данном историческом документе была регламентирована деятельность по внешней и внутренней торговле России. В соответствии с Новоторговым уставом 1667 г. у иностранных купцов существовала обязанность по предъявлению иностранной валюты и ее обмену на таможнях на русские деньги, иначе она подлежала конфискации в пользу государства.

Читайте также:  Договорный режим имущества

И в настоящее время контроль со стороны государства направлен на предотвращения незаконного оттока капитала за рубеж.

Федеральный Закон Российской Федерации N 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» регламентирует порядок действий резидентов по осуществлению валютных операций при совершении ими сделок внешнеторгового характера.

Репатриация резидентами валютной выручки является одним из инструментов валютного регулирования.

Само слово репатриация латинского происхождение и дословно переводится «как возвращение на родину». Соответственно и репатриация резидентами валютной выручки несет такую же смысловую нагрузку.

Репатриация резидентами валютной выручки предусматривает обязанность резидентов обеспечить получение денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые были ему предоставлены, за переданные нерезиденту информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также обеспечить возврат денежных средств, перечисленных резидентом своему контрагенту-нерезиденту за не исполненный им договор (не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы), за непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, резиденты предоставляют уполномоченным банкам информацию, связанную с осуществлением внешнеторговой деятельности (о максимальных сроках получения валютной выручки, о максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств — передача резидентам товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. в счет произведенных авансовых платежей.

Действующее законодательство предусматривает оформление паспорта сделки, в котором указываются сведения, необходимые для осуществления валютного контроля: сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; сведения о внешнеторговой сделке (сумма и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке и др.).

Данный паспорт сделки необходим, если сумма обязательств по контракту или кредитному договору равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

Требование о репатриации не распространяется на поступления в пользу резидента из-за рубежа, не основанные на внешнеторговом контракте.

За нарушение валютного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования устанавливается ст. 15.25 КоАП РФ:

— осуществление незаконных валютных операций в обход уполномоченных банков;

— представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке иностранного государства;

— непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации;

— нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;

— за неполучение резидентами на свои счета, открытые в уполномоченных банках или в банках за пределами РФ, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых оформляется паспорт сделки;

— невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);

— нарушение порядка отчетности за валютные операции;

— рецидивы вышеуказанных правонарушений.

Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Что касается уголовной ответственности, то специальный состав закреплен в ст. 193 Уголовного кодекса РФ и предусматривает ответственность за нарушение правил репатриации валюты: руководитель организации несет ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере (более 9 млн руб.).

Также специальный состав закреплен в ст. 193.1. Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении денежного перевода).

Кроме того, уголовная ответственность предусматривается за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, в том числе иностранной валюты и внешних ценных бумаг (ст. 186 УК РФ).

Таким образом, действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле нацелено на предотвращения незаконной утечки капитала за рубеж.

Репатриация резидентами валютной выручки предусматривает обязанность резидентов обеспечить получение денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые были ему предоставлены, за переданные нерезиденту информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также обеспечить возврат денежных средств, перечисленных резидентом своему контрагенту-нерезиденту за не исполненный им договор (не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы), за непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Какие сроки для процедуры установлены российским законодательством

В статье 19 Федерального закона №173-ФЗ сказано, что для совершения репатриации существуют специальные сроки. Такие сроки должны быть четко определены в рамках внешнеэкономического договора. Такая закономерность нужна для того, чтобы у сторон было право устанавливать индивидуальные договорные условия. Например, срок может исчисляться единоразово или ежедневно, ежеквартально или ежегодно.

Порядок оплаты также может быть установлен договором. Она может производиться стороной по факту доставки товара или выполнения услуги, или с применением авансового платежа (50%, 100%).

Правоотношения между нерезидентом и резидентом, которые считаются операторами интернациональной электросвязи, когда в расчетах между ними принимают участие специальные расчетные компании, зарегистрированные на землях государств-членов Интернационального союза электросвязи.

РЕПАТРИАЦИЯ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

Н. ПИКСИН, Т. ОКСЮК
Николай Пиксин, адвокат, партнер, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.
Тарас Оксюк, адвокат, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.
С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (в ред. от 29 июня 2004 г., далее – Закон) существенные изменения претерпел институт репатриации валютной выручки российскими резидентами, призванный предотвратить “бегство капиталов” из России и обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля. Участникам гражданского оборота важно четко знать, в чем состоят требования к порядку репатриации валютной выручки, в том числе при проведении посреднических внешнеторговых операций. В противном случае резиденты несут существенные экономические и правовые риски.
Обязанность по репатриации валютной выручки
Данная обязанность определена ст. 19 Закона и имеет два аспекта.
Первый связан с обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона).
Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.
Данное определение подлежащей репатриации валютной выручки через основание ее получения является новеллой валютного законодательства. Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” (п. 1 ст. 5) такого признака репатриируемой выручки не предусматривал, и обязанность по репатриации по общему правилу распространялась на все виды поступлений резидента в иностранной валюте.
Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то здесь покупателем (заказчиком), несущим обязанность по оплате, является резидент.
При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации).
Ранее согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ” такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ. Таким образом, сейчас требования Закона о сроке репатриации валютной выручки более либерально для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент сегодня имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, нежели 90 дней, срок для оплаты товаров нерезидентом (с учетом, разумеется, требований ст. 7 Закона).
Формально Указ Президента N 1163 до сих пор не отменен. Однако в настоящее время он не может применяться как противоречащий Закону (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), и суды при разрешении спора по вопросам репатриации валютной выручки должны следовать положениям нормативного акта, имеющего большую силу, – Закона, а не нормам Указа Президента РФ (ч. 2 ст. 13 АПК РФ).
Из правила есть исключения
Из общего правила об обязательной репатриации валютной выручки ст. 19 Закона установлены 4 исключения. Следует иметь в виду, что их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Итак, резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:
а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет (пп. 1 п. 2 ст. 19 Закона).
Таким образом, если, например, в настоящее время российская и германская компании заключают договор займа на срок более 2 лет, то компания – резидент РФ вправе использовать свою выручку по внешнеторговому контракту для погашения задолженности по договору займа, перечисляя их сразу на заимодавца либо сначала на свой счет в зарубежном банке, а потом – на счет заимодавца. Разумеется, в связи с этим возникает вопрос о контроле за совершением компаниями – резидентами РФ таких операций для избежания ситуаций необоснованного оставления валютной выручки за рубежом под надуманным предлогом исполнения обязательств по договорам займа. Механизм контроля предусмотрен гл. 2 Инструкции ЦБ от 15 июня 2004 г. N 117-И и включает в себя в том числе открытие резидентом паспорта сделки по такому договору займа, а также предоставление им уполномоченному банку справок о расчетах через счета за рубежом по договору займа;
б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств (пп. 2 п. 2 ст. 19 Закона). Данное правило действует на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
в) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ, для покрытия расходов по их проведению (пп. 3 п. 2 ст. 19 Закона). Данное исключение действует в период проведения этих мероприятий;
г) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ (пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона). На данное основание следует обратить особое внимание.
По ранее действовавшему законодательству проведение зачета требований по внешнеторговым контрактам, служившее основанием для незачисления валютной выручки в РФ, допускалось в любом случае при наличии разрешения ЦБ, даже если расчеты производились в валюте РФ. (См.: П. 1 Обобщения практики применения нормативных актов ЦБ по вопросам валютного регулирования // Вестник Банка России. 2001. N 31. 16 мая.) В настоящее время возможность проведения зачета по внешнеторговым контрактам существует только для российских резидентов, оказывающих транспортные услуги или занятых в сфере рыбного промысла. В любых иных случаях проведение зачета недопустимо, несмотря на положения ст. 410 ГК РФ. Данный случай является ярким примером того, как нормы частного права не могут применяться, как противоречащие публичному праву.
Резидент за репатриацию в ответе
Согласно ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет согласно п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
Однако на практике привлечение резидентов к ответственности по п. 2 или п. 3 ст. 15.25 КоАП РФ порождает массу вопросов. Например, подлежит ли ответственности компания-резидент, если все ее попытки вернуть в РФ ранее уплаченные суммы по неисполненному внешнеторговому контракту не увенчались успехом в силу отказа нерезидента-контрагента от исполнения обязанности по возврату сумм? Подлежит ли юридическое лицо – резидент ответственности за неисполнение обязанности по репатриации выручки, если нерезидент просто не платит за переданные ему товары, выполненные работы или оказанные услуги?
В таких ситуациях должны применяться подходы, выработанные в правоприменительной практике, в том числе и судебно-арбитражной, в период действия еще прежнего валютного законодательства.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ необходимым признаком состава административного правонарушения является вина лица. Согласно п. 2 этой же статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении резидента к ответственности следует разрешить вопрос: были ли приняты им все необходимые разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации выручки на каждой стадии подготовки, заключения, исполнения договора и взыскания задолженности? В частности, при решении вопроса о привлечении его к ответственности за невозврат в РФ сумм, уплаченных по неисполненным импортным контрактам, могут быть приняты во внимание следующие факторы:
1. На стадии преддоговорной подготовки. Выяснение через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации.
2. На стадии заключения контракта. Внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).
3. Применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения обязательств нерезидента по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг (оплата после исполнения обязательств нерезидентом, оплата с использованием аккредитива и т.д.).
4. Разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор.
5. После неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств. Ведение претензионной работы, предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.
Таким образом, если резидент, в отношении которого нерезидент не исполняет обязательства по оплате или возврату средств, предпринял все разумные и необходимые меры для исключения ситуации невозможности репатриации выручки (возврата) уплаченных по неисполненному контракту сумм, то его вина в нерепатриации выручки в РФ отсутствует. Следовательно, отсутствует и состав административного правонарушения как основание для привлечения лица к ответственности Вопрос о достаточности принятых мер решается органом валютного контроля и судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
Любопытной является ситуация, когда нерезидент исполняет обязанность по передаче товаров представителю резидента за пределами РФ, а потом товары оказываются утраченными (уничтоженными) в силу форс-мажорных обстоятельств или выбывают из владения резидента (его представителей) в силу действий (актов) компетентных органов иностранного государства (например, реквизиции, конфискации и т.д.), вследствие чего такие товары не могут быть ввезены в РФ. Представляется, что в таком случае вина резидента в невозврате уплаченных сумм отсутствует, равно как и основания для предъявления требований нерезиденту о возврате уплаченных сумм резиденту, поскольку поставщик-нерезидент надлежащим образом исполнил свои обязательства по поставке товаров.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Проверка бонусов Эльдорадо по номеру карты

“КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N 173-ФЗ
“О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ”
(принят ГД ФС РФ 21.11.2003)
“АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 14.06.2002)
“КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ” от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
“ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)” от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ЗАКОН РФ от 09.10.1992 N 3615-1
“О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ”
УКАЗ Президента РФ от 21.11.1995 N 1163
“О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И
“О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК”
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.06.2004 N 5859)
Бизнес-адвокат, N 4, 2005

Н. ПИКСИН, Т. ОКСЮК
Николай Пиксин, адвокат, партнер, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.
Тарас Оксюк, адвокат, Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle.
С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (в ред. от 29 июня 2004 г., далее – Закон) существенные изменения претерпел институт репатриации валютной выручки российскими резидентами, призванный предотвратить “бегство капиталов” из России и обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля. Участникам гражданского оборота важно четко знать, в чем состоят требования к порядку репатриации валютной выручки, в том числе при проведении посреднических внешнеторговых операций. В противном случае резиденты несут существенные экономические и правовые риски.
Обязанность по репатриации валютной выручки
Данная обязанность определена ст. 19 Закона и имеет два аспекта.
Первый связан с обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона).
Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.
Данное определение подлежащей репатриации валютной выручки через основание ее получения является новеллой валютного законодательства. Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” (п. 1 ст. 5) такого признака репатриируемой выручки не предусматривал, и обязанность по репатриации по общему правилу распространялась на все виды поступлений резидента в иностранной валюте.
Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то здесь покупателем (заказчиком), несущим обязанность по оплате, является резидент.
При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации).
Ранее согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ” такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ. Таким образом, сейчас требования Закона о сроке репатриации валютной выручки более либерально для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент сегодня имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, нежели 90 дней, срок для оплаты товаров нерезидентом (с учетом, разумеется, требований ст. 7 Закона).
Формально Указ Президента N 1163 до сих пор не отменен. Однако в настоящее время он не может применяться как противоречащий Закону (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), и суды при разрешении спора по вопросам репатриации валютной выручки должны следовать положениям нормативного акта, имеющего большую силу, – Закона, а не нормам Указа Президента РФ (ч. 2 ст. 13 АПК РФ).
Из правила есть исключения
Из общего правила об обязательной репатриации валютной выручки ст. 19 Закона установлены 4 исключения. Следует иметь в виду, что их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Итак, резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:
а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет (пп. 1 п. 2 ст. 19 Закона).
Таким образом, если, например, в настоящее время российская и германская компании заключают договор займа на срок более 2 лет, то компания – резидент РФ вправе использовать свою выручку по внешнеторговому контракту для погашения задолженности по договору займа, перечисляя их сразу на заимодавца либо сначала на свой счет в зарубежном банке, а потом – на счет заимодавца. Разумеется, в связи с этим возникает вопрос о контроле за совершением компаниями – резидентами РФ таких операций для избежания ситуаций необоснованного оставления валютной выручки за рубежом под надуманным предлогом исполнения обязательств по договорам займа. Механизм контроля предусмотрен гл. 2 Инструкции ЦБ от 15 июня 2004 г. N 117-И и включает в себя в том числе открытие резидентом паспорта сделки по такому договору займа, а также предоставление им уполномоченному банку справок о расчетах через счета за рубежом по договору займа;
б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств (пп. 2 п. 2 ст. 19 Закона). Данное правило действует на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
в) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ, для покрытия расходов по их проведению (пп. 3 п. 2 ст. 19 Закона). Данное исключение действует в период проведения этих мероприятий;
г) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ (пп. 4 п. 2 ст. 19 Закона). На данное основание следует обратить особое внимание.
По ранее действовавшему законодательству проведение зачета требований по внешнеторговым контрактам, служившее основанием для незачисления валютной выручки в РФ, допускалось в любом случае при наличии разрешения ЦБ, даже если расчеты производились в валюте РФ. (См.: П. 1 Обобщения практики применения нормативных актов ЦБ по вопросам валютного регулирования // Вестник Банка России. 2001. N 31. 16 мая.) В настоящее время возможность проведения зачета по внешнеторговым контрактам существует только для российских резидентов, оказывающих транспортные услуги или занятых в сфере рыбного промысла. В любых иных случаях проведение зачета недопустимо, несмотря на положения ст. 410 ГК РФ. Данный случай является ярким примером того, как нормы частного права не могут применяться, как противоречащие публичному праву.
Резидент за репатриацию в ответе
Согласно ч. 4 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет согласно п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
Однако на практике привлечение резидентов к ответственности по п. 2 или п. 3 ст. 15.25 КоАП РФ порождает массу вопросов. Например, подлежит ли ответственности компания-резидент, если все ее попытки вернуть в РФ ранее уплаченные суммы по неисполненному внешнеторговому контракту не увенчались успехом в силу отказа нерезидента-контрагента от исполнения обязанности по возврату сумм? Подлежит ли юридическое лицо – резидент ответственности за неисполнение обязанности по репатриации выручки, если нерезидент просто не платит за переданные ему товары, выполненные работы или оказанные услуги?
В таких ситуациях должны применяться подходы, выработанные в правоприменительной практике, в том числе и судебно-арбитражной, в период действия еще прежнего валютного законодательства.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ необходимым признаком состава административного правонарушения является вина лица. Согласно п. 2 этой же статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении резидента к ответственности следует разрешить вопрос: были ли приняты им все необходимые разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации выручки на каждой стадии подготовки, заключения, исполнения договора и взыскания задолженности? В частности, при решении вопроса о привлечении его к ответственности за невозврат в РФ сумм, уплаченных по неисполненным импортным контрактам, могут быть приняты во внимание следующие факторы:
1. На стадии преддоговорной подготовки. Выяснение через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации.
2. На стадии заключения контракта. Внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).
3. Применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неисполнения обязательств нерезидента по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг (оплата после исполнения обязательств нерезидентом, оплата с использованием аккредитива и т.д.).
4. Разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор.
5. После неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств. Ведение претензионной работы, предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.
Таким образом, если резидент, в отношении которого нерезидент не исполняет обязательства по оплате или возврату средств, предпринял все разумные и необходимые меры для исключения ситуации невозможности репатриации выручки (возврата) уплаченных по неисполненному контракту сумм, то его вина в нерепатриации выручки в РФ отсутствует. Следовательно, отсутствует и состав административного правонарушения как основание для привлечения лица к ответственности Вопрос о достаточности принятых мер решается органом валютного контроля и судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
Любопытной является ситуация, когда нерезидент исполняет обязанность по передаче товаров представителю резидента за пределами РФ, а потом товары оказываются утраченными (уничтоженными) в силу форс-мажорных обстоятельств или выбывают из владения резидента (его представителей) в силу действий (актов) компетентных органов иностранного государства (например, реквизиции, конфискации и т.д.), вследствие чего такие товары не могут быть ввезены в РФ. Представляется, что в таком случае вина резидента в невозврате уплаченных сумм отсутствует, равно как и основания для предъявления требований нерезиденту о возврате уплаченных сумм резиденту, поскольку поставщик-нерезидент надлежащим образом исполнил свои обязательства по поставке товаров.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  Обзор изменений законодательства за август 2020 года

Создание резерва на ремонт основных средств: проводки

Списывать текущие расходы на ремонт предприятие может напрямую (как в указанных примерах), либо распределив их по затратам года равномерными долями, для чего следует образовать резерв. Это актуально для компаний, планирующих большие объемы ремонтных работ. Создание резерва закрепляют в учетной политике (УП) компании, и после этого списывать расходы напрямую предприятие уже не вправе.

Формируется резерв постепенным переносом стоимости ремонта на себестоимость продукции. Учитывают его на счете 96, открыв субсчет резерва. На практике процесс начисления резерва осуществляется исходя из общей первоначальной стоимости амортизируемого имущества на начало года, в котором образуется резерв, и норматива отчислений, утверждаемого в УП в целях налогообложения (п. 2 ст 324 НК РФ):

  • Компанией определяется предельная сумма отчислений в резерв на основе плана ремонтов на год (она не может превышать среднюю стоимость ремонтов, проведенных за 3 последних года);
  • Если планируется дорогостоящий ремонт на несколько лет, то фирма вправе увеличить предельный размер стоимости планируемых ремонтов на пропорциональную периоду сумму (если ранее подобные ремонты не проводились);
  • Рассчитывают среднюю стоимость ремонтов за 3 предыдущих года (не включая дорогостоящие проекты);
  • Вычисляют поквартальную или помесячную сумму отчислений в резерв на ремонт (в зависимости от отчетного периода по налогу на прибыль).

– стоимость проведенных ремонтов за три предшествующих года: в 2015 – 500 000 руб., в 2016 – 430 000 руб., в 2017 – 510 000 руб.;

Особенности учета затрат на ремонт основных средств

Учет затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учетах может происходить по разным правилам. Вместе с тем в них много общего. Рассмотрим эти сходства и различия.

Проведение ремонта в отличие от модернизации (реконструкции) никак не отражается ни на первоначальной, ни на остаточной стоимости объекта. Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).

Ремонт основных средств с учетом положений федерального стандарта

Автор: Сильвестрова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Деятельность любого учреждения невозможна без использования имущества. Объекты материальных ценностей, отвечающие признакам, установленным п. 7 ФСБУ «Основные средства», относятся к категории основных средств. В ходе эксплуатации объекты выходят из строя и требуют ремонта. Как отражаются в учете операции по ремонту объектов основных средств?

Ремонт – это комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта и (или) его составных частей (ГОСТ 18322-2016 «Межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения»).

Ремонт включает операции локализации, диагностирования, устранения неисправностей и контроль функционирования.

Устранение неисправностей и восстановление первичных характеристик объекта производятся:

силами работников учреждения;

посредством привлечения сторонней организации (физического лица).

Основные вопросы, которые возникают у учреждения при отражении в учете операций по ремонту основных средств, таковы:

являются ли работы капитальным или текущим ремонтом;

изменится ли балансовая стоимость объекта после проведенных работ;

как на счетах бухгалтерского учета отразить данные операции?

Ответы на эти вопросы представим далее.

силами работников учреждения;

Нюансы бухгалтерского учета ремонта ОС

Особенности бухучета затрат на ремонт основных фондов должны отражаться в учетной политике конкретного предприятия и оформляются соответствующим приказом. Как правило, эти средства вносятся в состав издержек производства или обращения, для чего выбирается один из путей.

  1. Фактические расходы включаются в издержки обращения. Этот метод применяется в основном для текущих ремонтов: расходы списываются в тот же период, когда были произведены.
  2. Создается специальный ремонтный финансовый резерв. Организация выбирает порядок начисления резервных фондов относительно установленных во внутренних нормативных актах специальных лимитов для таких отчислений, размер которых зависит от группы основного средства.
  3. Отнесение ремонтных затрат в счет расходов будущих периодов с тем, чтобы потом их равномерно списывать. Такой способ удобнее, если предстоят крупные и масштабные ремонтные работы, а фонда или резерва для этого не создавалось. Если списать сразу большую сумму на эти расходы, нарушится отражение себестоимости работ.

СПРАВКА! Нормативные отчисления в счет будущих периодов не могут быть больше, чем средняя цифра, характеризующая этот показатель за предыдущие три года.

7. Учет ремонта основных средств.

Восстановление основных средств происходит посредством их ремонта (текущего и капитального), модернизации и реконструкции. Ремонт основных средств осуществляется для того, чтобы поддерживать их в исправном состоянии.

Текущий ремонт принято считать такой, при котором выполняются работы по исправлению или замене отдельных износившихся деталей основных средств, о также работы по поддержанию ремонтируемых средств в рабочем состоянии (побелка, покраска стен зданий, ремонт окон, дверей и т. п.). Периодичность текущего ремонта – календарный год.

Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата.

Капитальный ремонт зданий и сооружений – ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

Затраты на ремонт основных средств могут быть списаны в бухгалтерском учете тремя способами:

1) по мере возникновения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг);

2) по мере возникновения в счет расходов будущих периодов, с последующим равномерным списанием на себестоимость в течение срока, определенного организацией;

3) списанием за счет резерва на ремонт основных средств, образованного путем равномерных ежемесячных отчислений.

Выбор одного из способов должен быть отражен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а включаются в себестоимость готовой продукции.

Ремонт собственными силами организации. Расходы на проведение ремонта силами организации отражаются на счетах 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы” и т.п. Затраты на ремонт складываются из стоимости материалов, запасных частей, комплектующих, заработной платы работников, занятых проведением ремонта; страховых взносов, начисленных на сумму заработной платы; суммы амортизации основных средств и других расходов, непосредственно связанных с проведением ремонта.

Ремонт подрядным способом. Если для проведения ремонта привлекаются сторонние организации или физические лица, тогда между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор подряда.

В зависимости от выбранного способа отражения затрат в бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом.

Дт 97 – Кт 23/1,2 – списание затрат на ремонт основных средств на расходы будущих периодов, если недостаточно средств резерва на ремонт основных средств;

Ремонт подрядным способом

При ремонте с участием подрядчика расходы списываются следующей проводкой:

Дебет 20 (25,26,29,44…) Кредит 60 — списаны затраты на ремонт, выполненный подрядчиком.

Дебет 97 Кредит 10 (60, 69, 70…) – учтены затраты на капитальный ремонт ОС.

Виды ремонта ОС

Целью ремонта ОС является устранение функциональных и технических поломок, осуществление плановых мероприятий по профилактике, которые препятствуют преждевременной поломке, а также поддерживают работоспособность ОС.

Существует два вида ремонта ОС – текущий и капитальный.

Текущий ремонт подразумевает осуществление работ по починке или замене отдельных износившихся частей ОС, а также выполнение работ по поддержанию ремонтируемых объектов в рабочем состоянии. Такой ремонт фирмы проводят один раз в год.

Капитальный ремонт транспорта и спецоборудования подразумевает полную разборку объекта, восстановление его корпусных и базовых частей, восстановление или замену износившихся частей на более новые, а также сборку, регулирование и проверку объекта.

Капитальный ремонт строений предполагает замену изношенных конструкций на новые, наиболее крепкие конструкции, которые заметно повышают эксплуатационные возможности зданий.

Капитальный ремонт строений предполагает замену изношенных конструкций на новые, наиболее крепкие конструкции, которые заметно повышают эксплуатационные возможности зданий.

Добавить комментарий