Что относится к районам крайнего севера

Регионы и города, приравненные к районам Крайнего Севера

К Крайнему Северу относятся и приравниваются:

  • Местности Пермского края (Коми-Пермяцкая автономная область вошла в склад Пермского края): Косинский, Кочевский, Гайнский.
  • Территории Архангельська: Шенкурский, Устьянский, Красноборский, Виноградовский, Коношский, Няндомский, Котласский, Вельский, Ленский, Каргопольский, Вилегодский, Верхнетоемский районы и города:Котлас, Коряжма, Новодвинск, Архангельск, Онега.
  • В Тюменскую область входят: Ханты-Мансийск (не считая Березовский и Белоярский края) и Уватск.
  • Югра теперь отделилась от Ханты-Мансийска, и является отдельным Районом нашей страны.
  • Районы Карелии: Лоухский, Олонецкий, Калевальский, Кондопожский, Медвежьегорский, Беломорский, Пудожский, Сегежский, Прионежский, Муезерский, Кемский, Пряжинский, Лахденпохский, Суоярвский, Питкярантский. А также сюда входят и города Сортвала и Петрозаводск.
  • Автономная Республика Коми: Удорский, Усть-Вымский и Усть-Коломский, Сосногорский, Сыктывдинский и Вуктыльський, Княжпогостский, Сысольский, Корткеросский, Троицко-Печорский, Прилузский и Койгородский округа. И город Сыктывкар, а также Ухта и вся его территория.
  • Иркутск: Усть-Кутский и Усть-Илимский районы с их городами. Братский округ и его город, Бодайбинский вместе с городом, Казачинско-Ленский, Нижнеилимский, Киренский, Мамско-Чуйский местности.
  • Область Томска: Колпашевский и Бакчарский, Парабельский и Александровский, Верхнекетский и Чаинский, Кривошеинский и Тегульдетский, Молчановский и Каргасокский район. Тоже и город Стрежневой и город Колпашево.
  • Тунгиро-Олекминский, Каларский и Тунго-Коченский районы Читинской области.
  • Оставшаяся часть Сахалина. То есть, не считая той территории, которая в списке районов Крайнего Севера. Эта область практически целиком входит в перечень приравненных к ним местностям.
  • Красноярский Край: Лесосибирск и вся прилегающая к нему территория и Енисейск со своей местностью. Тоже и районы: Кежемский и Богучанский, да и Мотыгинский.
  • Автономный край Тыва. Сюда входят: Кызылский район кроме Шинаанской местности. Также Бай-Тайгинский, Чаа, Чеди и Сут-Хольский, Каа-Хемский, Пий и Улуг, а также Тес-Хемский районы. Барун-Хемчикский и Дзун-Хемчикский, Овюрский и Эрзинский, и Тандинский тоже в их числе. А из городов, приравниваемых к Северным районам — Кызыл.
  • Автономная республика Бурятия включает Муйский, Баунтовский, Баргузинский, Окинский, Северо-Байкальский и Курумканский районы.
  • Хабаровск и его округи: Омминский, Ванинский, Тугуро-Чумиканский, Вознесенский, Верхнебуреинский, Советско-Гаванский, Падалинский, Комсомольский, Солнечный, Ачанский, Джуенский, Николаевский и Ульчский районы. Входят и города: Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и сам Амурск. А также сюда относится и трудовой городок Эльбан, в Амурском районе со всей прилегающей к нему территорией.
  • Область Амурска и ее округи: город Тында со всей местностью, надлежащей к его городскому Совету и город Зея. Также: Тындский, Зейский и Селемджинский район.
  • Автономная республика Горного Алтая и ее районы: Улаганский и Кош-Агачский округа.
  • Приморская территория: Ольгинский, Дальнегорский, Тарнейский и Кавалеровский районы. Поселочек для работников — Восток, который находится в Красноармейском районе и вся местность, находящаяся под руководством поселочного совета этого же города. И районы: Красноармейский, Мельничный, Богуславецкий, Рощинский. Входят и Вострецовский, Таежненский, Дальнекутский и Измайлихинский округа.

  • Местности Пермского края (Коми-Пермяцкая автономная область вошла в склад Пермского края): Косинский, Кочевский, Гайнский.
  • Территории Архангельська: Шенкурский, Устьянский, Красноборский, Виноградовский, Коношский, Няндомский, Котласский, Вельский, Ленский, Каргопольский, Вилегодский, Верхнетоемский районы и города:Котлас, Коряжма, Новодвинск, Архангельск, Онега.
  • В Тюменскую область входят: Ханты-Мансийск (не считая Березовский и Белоярский края) и Уватск.
  • Югра теперь отделилась от Ханты-Мансийска, и является отдельным Районом нашей страны.
  • Районы Карелии: Лоухский, Олонецкий, Калевальский, Кондопожский, Медвежьегорский, Беломорский, Пудожский, Сегежский, Прионежский, Муезерский, Кемский, Пряжинский, Лахденпохский, Суоярвский, Питкярантский. А также сюда входят и города Сортвала и Петрозаводск.
  • Автономная Республика Коми: Удорский, Усть-Вымский и Усть-Коломский, Сосногорский, Сыктывдинский и Вуктыльський, Княжпогостский, Сысольский, Корткеросский, Троицко-Печорский, Прилузский и Койгородский округа. И город Сыктывкар, а также Ухта и вся его территория.
  • Иркутск: Усть-Кутский и Усть-Илимский районы с их городами. Братский округ и его город, Бодайбинский вместе с городом, Казачинско-Ленский, Нижнеилимский, Киренский, Мамско-Чуйский местности.
  • Область Томска: Колпашевский и Бакчарский, Парабельский и Александровский, Верхнекетский и Чаинский, Кривошеинский и Тегульдетский, Молчановский и Каргасокский район. Тоже и город Стрежневой и город Колпашево.
  • Тунгиро-Олекминский, Каларский и Тунго-Коченский районы Читинской области.
  • Оставшаяся часть Сахалина. То есть, не считая той территории, которая в списке районов Крайнего Севера. Эта область практически целиком входит в перечень приравненных к ним местностям.
  • Красноярский Край: Лесосибирск и вся прилегающая к нему территория и Енисейск со своей местностью. Тоже и районы: Кежемский и Богучанский, да и Мотыгинский.
  • Автономный край Тыва. Сюда входят: Кызылский район кроме Шинаанской местности. Также Бай-Тайгинский, Чаа, Чеди и Сут-Хольский, Каа-Хемский, Пий и Улуг, а также Тес-Хемский районы. Барун-Хемчикский и Дзун-Хемчикский, Овюрский и Эрзинский, и Тандинский тоже в их числе. А из городов, приравниваемых к Северным районам — Кызыл.
  • Автономная республика Бурятия включает Муйский, Баунтовский, Баргузинский, Окинский, Северо-Байкальский и Курумканский районы.
  • Хабаровск и его округи: Омминский, Ванинский, Тугуро-Чумиканский, Вознесенский, Верхнебуреинский, Советско-Гаванский, Падалинский, Комсомольский, Солнечный, Ачанский, Джуенский, Николаевский и Ульчский районы. Входят и города: Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и сам Амурск. А также сюда относится и трудовой городок Эльбан, в Амурском районе со всей прилегающей к нему территорией.
  • Область Амурска и ее округи: город Тында со всей местностью, надлежащей к его городскому Совету и город Зея. Также: Тындский, Зейский и Селемджинский район.
  • Автономная республика Горного Алтая и ее районы: Улаганский и Кош-Агачский округа.
  • Приморская территория: Ольгинский, Дальнегорский, Тарнейский и Кавалеровский районы. Поселочек для работников — Восток, который находится в Красноармейском районе и вся местность, находящаяся под руководством поселочного совета этого же города. И районы: Красноармейский, Мельничный, Богуславецкий, Рощинский. Входят и Вострецовский, Таежненский, Дальнекутский и Измайлихинский округа.

Нормативная база, регулирующая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2020 году

Основную нормативную базу по вопросу категории местностей, относящихся к Крайнему Северу, составляют регламентирующие документы, сформированные в СССР. В частности:

  1. Постановление № 1029 от 10.11.1967г. «О порядке применения…», в котором приводится основной список земель, относящихся к Крайнему Северу.
  2. Постановление № 12 от 03.01.1983г. «О внесении изменений…», основной целью которого является корректировка Постановления № 1029.

С момента формирования РФ и отдельных федеративных субъектов, перечень рассматриваемых местностей также изменялся, исходя из современных тенденций развития общества, экономики и климатического состояния планеты. В частности, основываясь на ПП РФ № 245 от 24.04.2007г. «Об отнесении населенных пунктов…», к районам с усложненными климатическими условиями были отнесены территории республики Коми, а, исходя из ПП РФ № 170 от 03.03.2012г., тот же процесс последовал и для некоторых районов Ханты-Мансийского Автономного Округа (ХМАО).

Впрочем, при исчислении особых экономических льгот для жителей указанных местностей, основным документом, определяющим правомерность причисления конкретного региона к районам Крайнего Севера, выступает Постановление СССР № 12. Однако во внимание также принимаются все коррективы, вносимые Правительством РФ в перечень рассматриваемых территорий.

  1. Привлечение сотрудников для работы на указанных территориях в целом, а также в труднодоступных и отдаленных местностях в частности.
  2. Освоение новых месторождений ввиду недостаточной исследованности рассматриваемых территорий.
  3. Обеспечение уже живущих там граждан достаточным уровнем социальных гарантий.

Народы и коренное население

Хотя восточные и северные земли страны имеют мало развитых городов с большой численностью населения, по всем этим территориям разбросаны поселения коренных жителей общей численностью почти 500 000 человек.

Читайте также:  Оплата госпошлины ФНС

Многие из этих этнических групп жили в северных краях задолго до их освоения и застройки. К северным народам относятся:

  • тувинцы;
  • карелы;
  • якуты;
  • коряки;
  • чукчи;
  • саамы;
  • эвенки;
  • алеуты.

Большая часть этих народов ведёт кочевой образ жизни. Основной род деятельности у них это рыболовство, охота и собирательство.

Закон 116-ФЗ: читать документ о промышленной безопасности далее.

Все о лишении родительских прав читайте здесь.


Отличительной особенностью трудоустройства в таких регионах является углубленная медицинская проверка. Это связано с тем, что работать в таких условиях крайне тяжело, и работники должны обладать хорошим физическим здоровьем. Если у гражданина по факту медицинской проверки будут выявлены противопоказания, то работать ему в данных регионах будет запрещено.

Что относится к районам крайнего севера

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы трудового права ›
  • Особенности труда работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ›
  • Какие территории относятся к районам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей?

24. Бурятская АССР – районы: Баунтовский и Северо-Байкальский, с 1 июня 1992 года Баргузинский, Курумканский и Окинский, с 1 октября 1992 года Муйский

Содержание

  • 1 Районы Крайнего Севера в России
  • 2 Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
  • 3 Льготы в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности
  • 4 История
  • 5 Население
  • 6 Литература
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера

Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 27.02.2018) “О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029” (вместе с “Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях”, утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029)

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 3 января 1983 г. N 12

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ПЕРЕЧЕНЬ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЕЙ,

ПРИРАВНЕННЫХ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, УТВЕРЖДЕННЫЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ОТ 10 НОЯБРЯ 1967 Г. N 1029

В связи с изданием Свода законов СССР и в целях устранения множественности нормативных актов о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Совет Министров СССР постановляет:

Внести в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 “О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера” (СП СССР, 1967 г., N 29, ст. 203), изменения и дополнения, изложив его в новой редакции (прилагается).

Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.

Постановлением Совета Министров СССР

от 10 ноября 1967 г. N 1029

РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЕЙ, ПРИРАВНЕННЫХ

К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

ДЕЙСТВИЕ УКАЗОВ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

ОТ 10 ФЕВРАЛЯ 1960 Г. И ОТ 26 СЕНТЯБРЯ 1967 Г.

О ЛЬГОТАХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В ЭТИХ

РАЙОНАХ И МЕСТНОСТЯХ

Постановлением Совета Министров СССР

от 3 января 1983 г. N 12

УТРАТИВШИХ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР О ВКЛЮЧЕНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ МЕСТНОСТЕЙ,

ПРИРАВНЕННЫХ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

1. Постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1970 г. N 1032 “О включении отдельных территорий Красноармейского района Приморского края в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера”.

2. Постановление Совета Министров СССР от 17 апреля 1971 г. N 225 “О включении отдельных территорий Комсомольского района Хабаровского края в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера”.

3. Постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1975 г. N 114 “О включении территорий города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района Хабаровского края в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера”.

4. Постановление Совета Министров СССР от 18 января 1977 г. N 47 “О включении в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, рабочего поселка Вершино-Дарасунского Шилкинского района Читинской области и территории, находящейся в административном подчинении Вершино-Дарасунского поселкового Совета народных депутатов трудящихся”.

5. Постановление Совета Министров СССР от 8 февраля 1977 г. N 110 “О включении отдельных территорий Амурского района Хабаровского края в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера”.

6. Предпоследний абзац Постановления Совета Министров СССР от 19 января 1982 г. N 39 “О включении в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, территории Богуславецкого сельского Совета народных депутатов Красноармейского района Приморского края”.

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

Сроки

В подобных процессах нет точных законодательных сроков. Вопрос решается аналогично остальным гражданским процессам в течение месяца.

За это время суду необходимо:

  1. Известить участников тяжбы, а также остальных заинтересованных лиц.
  2. Организовать заседание.
  3. Сформулировать акт, в котором будет дано разъяснение либо отказ в удовлетворении прошения заявителя.

Иногда при вынесении решения появляется необходимость в объяснении спорных и непонятных участникам моментов. Требовать пояснения могут стороны разбирательства, другие участники процесса и приставы. Ходатайство может быть подано, если гражданам не понятен процесс выполнения судебных предписаний, используемых председательствующим терминов и формулировок.

Разъяснение решения суда по гражданскому делу

Разъяснение позволяет разъяснить позицию суда при дальнейшем его исполнения в виду наличия описок, опечаток и арифметических ошибок. Право на обращение в суд с заявлением о разъяснении решения суда предусмотрено частью 1 статьи 202 ГПК РФ.

Разъяснение направлено на устранение неясности и противоречивых моментов, и используется в двух случаях:

  • При возникновении неясностей в резолютивной части документа, влекущих за собой возможные неточности в его исполнении. Чаще всего в этом случае с просьбой о разъяснении обращаются судебные приставы-исполнители.
  • При наличии противоречивых моментов в мотивировочной части. В этом случае разъяснение выносится для более четкого понимания мотивов, послуживших основанием к выводам суда.

Заявление о разъяснении решения суда (форму см. ниже) может быть подано в суд, который вынес решение в том случае, если оно изложено неясно настолько, что его невозможно исполнить.

Подача заявления производится по определенным правилам, помогающим избежать отказа в его рассмотрении:

  • Заявление подается в суд, вынесший спорный судебный акт.
  • Подача ходатайства осуществляется до начала исполнения судебного акта и до истечения срока, в который он может быть принудительно исполнен. Если судебный акт был исполнен в части, то просьба о разъяснении должна касаться еще не исполненной части.

Суд по гражданскому делу выносит разъяснение или отказ в форме определения

Статья 202 ГПК РФ. Разъяснение решения суда

Новая редакция Ст. 202 ГПК РФ

В случае неясности решения суда суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

Читайте также:  Кредит овердрафт для юридических лиц - что это

Разъяснение решения может касаться только вопросов, разрешенных судом.

Статья 202. Разъяснение решения суда

Статья 202. Разъяснение решения суда

В случае неясности решения суда суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

В соответствии с частью 1 статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.

Разъяснение решения суда: особенности и образец заявления

Как же правильно составить ходатайство о разъяснении решения суда?

Иногда после получения судебного решения ясности в деле не прибавляется. Неясные выводы, неопределенные положения и нечеткие формулировки – все это является поводом к подаче заявления о разъяснении решения суда. Как же правильно составить ходатайство и как избежать ошибок при его подаче?

Разъяснение судебного решения: понятие и необходимость применения

Разъяснение судебного решения – законный способ устранить неточные формулировки в судебном акте. Он направлен на устранение неясности и противоречивых моментов, и используется в двух случаях:

  • При возникновении неясностей в резолютивной части документа, влекущих за собой возможные неточности в его исполнении. Чаще всего в этом случае с просьбой о разъяснении обращаются судебные приставы-исполнители.
  • При наличии противоречивых моментов в мотивировочной части. В этом случае разъяснение выносится для более четкого понимания мотивов, послуживших основанием к выводам суда.

Устранение неясностей осуществляется при помощи расшифровки имеющихся формулировок, восстановления или раскрытия логической связи между сделанными выводами для предотвращения невозможности исполнения судебного решения. При устранении неточностей суды не могут даже частично изменять содержание основного документа. Обязанность судебного органа при вынесении определения о разъяснении – изложить спорные моменты основного документа в наиболее полной и четкой форме.

Правила подачи и порядок рассмотрения

Согласно ст. 202 ГПК РФ правом подачи такого ходатайства наделены все лица, участвовавшие в рассматриваемом деле. Также закон наделяет правом подачи и судебного пристава – это сделано для того, чтобы предотвратить неточности при осуществлении исполнительного производства. Подача заявления производится по определенным правилам, помогающим избежать отказа в его рассмотрении:

  • Заявление подается в суд, вынесший спорный судебный акт.
  • Подача ходатайства осуществляется до начала исполнения судебного акта и до истечения срока, в который он может быть принудительно исполнен. Если судебный акт был исполнен в части, то просьба о разъяснении должна касаться еще не исполненной части.

Полезный совет: если период предъявления решения к исполнению был восстановлен, срок для его разъяснения также можно продлить.

Порядок рассмотрения

Порядок рассмотрения заявления, поданного с целью разъяснения решения суда, состоит из двух этапов:

  • Подача ходатайства. После обращения с просьбой суд назначит заседание, о времени и дате которого извещают всех участников дела.
  • После рассмотрения обращения суд вынесет определение о разъяснении решения суда. Если доводов в пользу вынесения «разъяснительного» определения судом будет не обнаружено, в просьбе он откажет:

Определение Верховного суда № 5-КГ13-85 от 07.08.2013

Вынесенное определение оформляется отдельным документом. При необходимости разъяснение решения суда по гражданскому делу может быть оспорено при помощи подачи жалобы в вышестоящую инстанцию. Например, как это было сделано в споре о защите чести и достоинства:

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 09 февраля 2015 г. по делу N 33-465/2015

Что нужно указать при составлении?

Чтобы избежать ошибок и наиболее полно отразить всю суть дела, в ходатайстве о разъяснении необходимо указывать следующие данные:

  • Информацию о суде, в который подается документ. Если известна фамилия судьи и номер судебного участка – они также указываются.
  • Контактная информация о заявителе: паспортные данные, адрес места проживания либо регистрации, номер телефона.
  • Конкретные неточности и неясности в существующем определении по делу. При составлении заявления о разъяснении для правильного исполнения решения суда стоит максимально подробно указывать все неточности.

Обратите внимание: государственная пошлина при подаче такого ходатайства не оплачивается.

Если ходатайство подается судебным приставом-исполнителем, в нем также стоит указать факты, препятствующие осуществлению исполнительного производства.

Скачайте образец заявления о разъяснении решения суда, чтобы избежать неточностей при составлении ходатайства, воспользовавшись готовой формой: Obrazets_zayavlenia_o_razyasnenii_reshenia_suda

Правила подачи и порядок рассмотрения

Подача заявления

Данный документ передается лично судье, в канцелярию, либо направляется заказным письмом с уведомлением о доставке.

По факту его принятия, судьей назначается заседание, на которое стороны должны явиться в назначенное время и место. Лица, участвовавшие в деле, могут предоставить свои возражения относительно необходимости предоставления разъяснений.

При подаче заявления о разъяснении решения суда внесение госпошлины не предусматривается.

Если стороны не явились на заседание, вопрос все равно будет рассмотрен. После принятия решения, судья разъясняет постановление по делу, либо отказывает в просьбе заявителя. Решение об отказе может быть обжаловано в апелляционной инстанции.


При подаче заявления о разъяснении решения суда внесение госпошлины не предусматривается.

Заявление о разъяснении решения суда

Неманским городским судом Калининградской области 20 декабря 2021 г. вынесено решение о признании за Кобриной Вроникой Степановной права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Неман, ул. Морская, дом 45. Решение суда в полном объеме вынесено и вручено заявителю 20.12.2021 г., вступило в законную силу 21.01.2022 г.

До настоящего времени исполнение решения суда затруднительно. В соответствии с ГК РФ право на земельный участок подлежит обязательной государственной регистрации. Я обратилась с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Калининградской области. Сотрудник Росреестра разъяснил, что судебное решение не содержит сведений о том, к какой категории земель относится земельный участок, а также разрешенный вид использования. Указанные сведения необходимы для получения услуги государственной регистрации права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 202 ГПК РФ,

  1. Разъяснить решение Неманского городского суда Калининградской области от 20.12.2021 г. по иску Кобриной В.С. к Администрации г. Немана о признании права собственности по приобретательной давности на земельный участок по адресу: г. Неман, ул. Морская, д. 45, в части отнесения земельного участка к определенной категории земель и указания вида разрешенного использования.
  1. Отказ Управления Росрееста в совершении регистрационных действий
  2. Уведомление об отправке заявления участникам дела

25.02.2022 г. Кобрина В.С.

Решение по ходатайству оформляется определением суда. Суд выносит определение в течение 10 дней с даты поступления заявления.

Цели получения разъяснения и его содержание

В подавляющем большинстве случаев за разъяснением итогового судебного акта обращаются, когда непонятно, как именно суд определил порядок и способы исполнение вынесенного решения. Бывает, что этот аспект недостаточно полно изложен в судебном акте, содержит противоречивые формулировки или допускает разные трактовки. В итоге – сторона процесса, пристав или другое лицо не совсем понимает, как исполнять решение так, чтобы все было сделано правильно. Если разъяснение требуется в части исполнения судебного акта, суд более детально и подробно останавливается только на этом аспекте.

Читайте также:  Выписка из книги продаж: образец для налоговой

Реже, но бывает, что участники дела или третьи лица не понимают содержания и (или) выводов самого решения. В этом случае, как правило, требуется своего рода переработка и переформулировка судебного акта таким образом, чтобы решение предстало в более полной и ясной форме. Вместе с тем, в разъяснениях не должно содержаться всего того, что выходит за пределы решения или изменяет его.

И, наконец, довольно-таки часто, разъяснения запрашиваются не столько потому, что сторонам процесса непонятна суть решения или порядок его исполнения, сколько для того, чтобы подготовить предельно мотивированную и обоснованную апелляционную (кассационную) жалобу. Обычно такие разъяснения запрашивают юристы (адвокаты). И цель здесь одна – получить ясную, категоричную и, возможно, еще раз подтвержденную позицию суда для того, чтобы оперировать в жалобе конкретными и четкими формулировками. Порой разъяснения судов истребуются участниками процесса или их юристами (адвокатами) для подготовки жалоб в Конституционный Суд. Цель – такая же, но тут своя стратегия действий.

Как правило, проблемы с непониманием судебных решений связаны с тем, что судья (суд):

  1. использует слишком сложные, тяжеловесные юридические формулировки;
  2. нарушает логическую стройность изложения;
  3. не до конца прописывает некоторые моменты, которые судье кажутся очевидными, а участникам процесса – нет;
  4. использует двусмысленные формулировки и не разъясняет, что именно имеется в виду;
  5. допускает описки, опечатки, арифметические ошибки.

Процессуальные законы не требуют от лиц, которые хотят подать заявление о разъяснении решения суда по гражданскому делу, указания каких-то конкретных оснований непонятности судебного акта. Но это крайне желательно, поскольку тогда суду будет ясно, на чем нужно сделать акцент при подготовке разъяснений.

Разъяснения могут касаться самых различных частей решения или всего судебного акта в целом. В законе не установлено, что можно разъяснять, а что – нет. Как правило, разъяснения требуют только отдельные моменты или какие-то конкретные формулировки. Однако, суд (судья) при даче разъяснение не могут вносить какие-либо изменения/дополнения в содержание решения или разъяснять то, чего в решении нет, несмотря на указание заявителя.

Дача разъяснений и исправление судом ошибок – сами по себе две разные процедуры по смыслу процессуального закона. Но, кроме того, их следует отличать от вынесения судом дополнительного решения. Это также может быть затребовано участниками процесса, и нередко путается с дачей разъяснений.

Комментарий к статье 202 ГПК РФ

1. Разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае неясности, противоречивости и нечеткости решения. Указанные обстоятельства затрудняют его исполнение на практике, что и влечет необходимость обращения к суду за разъяснением решения. В большинстве случаев неясность вызывает содержание резолютивной части решения, однако неясность может быть связана и с нечетким, неясным изложением судом своих мотивов и выводов по установленным обстоятельствам в мотивировочной части.

Суд не может под видом разъяснения решения изменить или разрешить вопросы, которые не были предметом судебного разбирательства. Предполагается, что, разъясняя решение, суд не может изменить (даже частично) существо решения, а излагает его в более полной и ясной форме (см. п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ “О судебном решении”) .

——————————–
См., например, Определения Верховного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. N КАС03-161, от 8 апреля 2003 г. N КАС03-116.

Формулировка ч. 1 комментируемой статьи предоставляет суду право, а не обязанность по разъяснению каждого судебного решения. Думается, что отказ в разъяснении вынесенного судебного решения допустим только в случаях, прямо предусмотренных данной статьей: при исполнении судебного решения и при истечении срока принудительного исполнения решения .

——————————–
См., например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2004 г. N 9-Г04-23.

Кроме того, в порядке комментируемой статьи подлежат разъяснению только судебные постановления в виде решений, однако принудительно исполняться могут не только они, но и некоторые определения, вынесенные судом. Например, определение об утверждении мирового соглашения, определение о применении мер по обеспечению иска. Думается, что в отношении указанных определений в случае невозможности их исполнения, связанного с неясностью содержания, следует применять правила комментируемой статьи по аналогии, на что указано в ч. 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 11 ГПК.

Разъяснение решения суда в порядке комментируемой статьи необходимо отличать от разъяснения, даваемого судом в порядке ч. 1 ст. 193 ГПК, согласно которой председательствующий судебного состава, принявшего решение, в случае его неясности разъясняет его содержание по собственной инициативе после объявления судебного решения. Инициативой разъяснения решения в порядке комментируемой статьи суд действующим процессуальным законодательством не наделен.

Круг лиц, которые могут поставить вопрос перед судом о разъяснении судебного решения, определен в законе. Ими могут быть лица, участвующие в деле, заинтересованные в исполнении решения (см. комментарий к ст. 34 ГПК), и судебный пристав-исполнитель. Предполагается, что заявление ходатайства о разъяснении судебного решения возможно этими лицами как непосредственно в суд, вынесший решение, требующее разъяснения, так и через судебного пристава-исполнителя, осуществляющего принудительное исполнение.

Возбуждение вопроса о разъяснении судебного решения возможно только до исполнения судебного решения или до истечения срока его принудительного исполнения (ч. 1 комментируемой статьи). После того как решение исполнено, оно не подлежит разъяснению, хотя бы еще и не истек срок, предусмотренный для его принудительной реализации, так как утрачивается смысл его разъяснения. При восстановлении срока принудительного исполнения восстанавливается и срок разъяснения решения.

В отношении решения, исполненного в части, подлежит разъяснению его неисполненная часть, если срок принудительного исполнения еще не истек.

Разъяснение решения, не подлежащего принудительному исполнению, не ограничено каким-либо сроком.

Право на разъяснение решения принадлежит вынесшему его суду. Если решением суда первой инстанции изменяется или выносится новое решение, разъяснение решения проводится судом, принявшим окончательное решение по делу.

В случае невозможности привлечения для дачи разъяснения конкретного судьи, вынесшего решение, разъяснение дает иной судья (суд в ином составе) того же суда, того же уровня, где было вынесено окончательное решение.

2. Вопрос о разъяснении решения разрешается по общим правилам в открытом судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Однако неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения вопроса о разъяснении решения, если суд придет к выводу о надлежащем их извещении (гл. 10 ГПК).

3. Разъяснение решения оформляется в виде отдельного процессуального документа – определения суда и должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к его содержанию (см. комментарий к ст. 225 ГПК). После вынесения определение приобщается к материалам дела и рассматривается как составная часть разъясняемого им судебного решения.

Определение суда по вопросу о разъяснении судебного решения может быть обжаловано в частном порядке в вышестоящую инстанцию (ч. 3 комментируемой статьи) либо совместно с судебным решением по общим правилам ГПК.

Разъяснение решения производится, если оно еще не исполнено или не истек срок исполнительной давности. Разъяснение решения, которое не подлежит принудительному исполнению, сроком не ограничено.

Добавить комментарий