Уголовное расследование

Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

Следовательно, после получения первоначальной информа­ции о совершенном или готовившемся преступлении (после возбуждения уголовного дела) и до проведения судебного раз­бирательства необходимо осуществление целого комплекса раз­личных процессуальных действий и решений, направленных на установление всех имеющих значение для данного уголовного дела обстоятельств, на установление личности обвиняемого и предъявление ему стороной обвинения уголовно-правовой пре­тензии. Данная претензия, обусловливающая позицию стороны обвинения (предъявленное обвинение), выраженная по оконча­нии расследования в обвинительном заключении или обвинительном акте и станет впоследствии предметом судебного раз­бирательства по уголовному делу.

Рассмотрение и разрешение судом дел публичного и частно-публичного обвинения невозможно без производства предвари­тельного расследования.

Предварительное расследование — это стадия уголовно­го судопроизводства, которая проводится по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения и заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях

    1. уста­новления обстоятельств, имеющих значение для дела;
    2. установ­ления лица, совершившего преступление;
    3. выявления причин и условий, способствовавших совершению преступле­ния.

Расследование именуется предварительным, поскольку оно, являясь досудебной стадией, предшествует судебному разбира­тельству уголовного дела. Все выводы дознавателя или следова­теля о событии преступления, о виновности лица и о других имеющих значение для дела обстоятельствах носят предвари­тельный характер и в последующем судебном производстве яв­ляются лишь позицией стороны обвинения . Следовательно, в дальнейшем они подлежат всесторонней проверке и оценке су­дом в равной степени с доводами защиты.

Вместе с тем если в ходе предварительного расследования появятся основания для прекращения уголовного дела (ст. 24-28 УПК), то такое реше­ние дознаватель или следователь могут принять и самостоя­тельно (в некоторых случаях — с согласия руководителя следст­венного органа или прокурора), т. е. без передачи дела в суд.

Следовательно, после получения первоначальной информа­ции о совершенном или готовившемся преступлении (после возбуждения уголовного дела) и до проведения судебного раз­бирательства необходимо осуществление целого комплекса раз­личных процессуальных действий и решений, направленных на установление всех имеющих значение для данного уголовного дела обстоятельств, на установление личности обвиняемого и предъявление ему стороной обвинения уголовно-правовой пре­тензии. Данная претензия, обусловливающая позицию стороны обвинения (предъявленное обвинение), выраженная по оконча­нии расследования в обвинительном заключении или обвинительном акте и станет впоследствии предметом судебного раз­бирательства по уголовному делу.

Понятие расследования уголовных дел.

“Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации” от 18.12.2001 (ред. от 19.12.2016)

Глава 21. Общие условия предварительного расследования

Глава 22. Предварительное следствие

Глава 32. Дознание

Расследование преступлений — деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причинённого преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

К содержанию предварительного расследования относятся:

    1. сбор и проверка доказательств;
    2. осуществление уголовного преследования в отношении лица, совершившего преступление;
    3. привлечение этого лица в качестве обвиняемого;
    4. принятие мер, обеспечивающих его неуклонение от следствия и суда;

Является предварительным, поскольку Итоговое решение выносит только суд

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором. К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток (Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие). В случаях, связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами до 6 месяцев. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям. При установлении срока для производства дополнительного дознания не более 10 суток.

Дознание в сокращенной форме (15 суток, с продлением до 20). По окончании дознаватель составляет обвинительное постановление. производится при наличии одновременно следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений

2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда

Дознание не может производиться в сокращенной форме в следующих случаях:

1) подозреваемый является несовершеннолетним;

2) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера

3) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства

Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение 3 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям, устанавливая для этого срок не более 2 суток

Система органов дознания:

– Отделы дознания органов внутренних дел РФ.

– Следственный комитет при прокуратуре РФ.

– Пограничные органы федеральной службы безопасности РФ.

– Органы службы судебных приставов.

– Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

– Таможенные органы РФ.

– Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Органы дознания наряду с осуществлением полного раскрытия преступления небольшой тяжести призваны выполнять неотложные следственные действия. неотложные следственные действия – действия, осуществляемые после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования; Следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия (по горячим следам), после чего передает уголовное дело руководителю следственного органа.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение. Допускается участие понятых, специалистов, переводчиков.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела, с возможным продлением до 3. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок может быть продлен до 12 месяцев

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. Прокурор рассматривает уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия

  1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.
  2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.
  3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.
  4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 30 дней.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

“Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации” от 18.12.2001 (ред. от 19.12.2016)

12.2. Общие условия производства предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования – правовые положения основывающиеся на принципах уголовного судопроизводства, характеризующие сущность и содержание предварительного расследования.
Система общих условий предварительного расследования:
соблюдение правил подследственности;
индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел;
своевременное начало предварительного расследования;
сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании;
соблюдение сроков предварительного расследования;
привлечение к участию в расследовании широкого круга участников процесса;
производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, только по судебному решению;
недопустимость разглашения данных расследования;
общие правила производства следственных действий;
установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
использование специальных познаний и научно-технических средств;
взаимодействие органов расследования;
наличие прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля.
Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства.
Признаки подследственности (ст. 151 УПК и др.):
предметный (родовой);
персональный;
альтернативный (территориальный);
по связи дел.
Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией.
Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ).
Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел.
Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 8 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего.
Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса.
Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.
Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Общие условия предварительного расследования – правовые положения основывающиеся на принципах уголовного судопроизводства, характеризующие сущность и содержание предварительного расследования.
Система общих условий предварительного расследования:
соблюдение правил подследственности;
индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел;
своевременное начало предварительного расследования;
сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании;
соблюдение сроков предварительного расследования;
привлечение к участию в расследовании широкого круга участников процесса;
производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, только по судебному решению;
недопустимость разглашения данных расследования;
общие правила производства следственных действий;
установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
использование специальных познаний и научно-технических средств;
взаимодействие органов расследования;
наличие прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля.
Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства.
Признаки подследственности (ст. 151 УПК и др.):
предметный (родовой);
персональный;
альтернативный (территориальный);
по связи дел.
Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией.
Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ).
Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел.
Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 8 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего.
Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса.
Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.
Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Обратите внимание!

В случае лечения, предварительное следствие может быть приостановлено.

Правила по определению сроков:

Понятие предварительного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Расследование преступлений, как самостоятельная функция следователя в российском уголовном процессе

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 14.04.2015 2015-04-14

Статья просмотрена: 1013 раз

Ключевые слова:следователь, расследование преступлений, процессуальные функции, уголовный процесс, законодательство.

Комментарии к статье 150 УПК

Предварительное расследование УПК РФ четко регулирует. Во избежание разного рода ошибок выделяют три самостоятельных этапа процедуры, каждый из которых имеет свои особенности и определенную важность для производства:

  • Первым этапом считают общее расследование, оно осуществляется пока нет обвиняемого, то есть производится по отношению к неопределенному кругу лиц. Главной цель этого этапа следствия является установление признаков преступления, а также установление подозреваемых в совершении злодеяния. В ходе общего расследования подготавливаются материалы для вручения подозрения.
  • Вторым этапом отмечают суммарное расследование, то есть вручение обвинения конкретному лицу, его допрос, определение его позиции защиты, а также избрание для него меры пресечения.
  • Третий этап − это проведение специального расследования, которое направлено на подтверждение или опровержение позиции обвиняемого. Можно сказать, что на данном этапе проводится сбор доказательств, которые подтвердят обвинительный приговор. Завершается процедура выдвижением обвинительного заключения.
Читайте также:  Виды Преступлений Против Половой Свободы

Некоторые правоведы в предварительное расследование вмещают еще и четвертый этап – деятельность прокурора, который своим постановлением может отменить обвинительный акт или одобрить его, и направить в суд.

Люди часто путают формы предварительного следствия между собой, иногда даже считают их одним и тем же процессом. На самом деле между ними имеется множество различий.

Первым различием является список должностных лиц, которые осуществляют дознание и следствие. Орган дознания − это самостоятельная структура, которая в своем штате имеет конкретных специалистов. Второе отличие заключается в сроках проведения процедур.

Максимальны срок дознания не может превышать 60 дней, а вот следствие может затянуться до 12 месяцев, в некоторых случаях и до 18. Определенную важность имеет и степень процессуальной самостоятельности. Когда предварительное расследование характеризуется большей сложностью, соответственно, вести ее будет следователь, имеющий более высокий процессуальный статус, чем дознаватель.

Дознание проводят в течение 30 суток, в редких случаях срок может быть увеличен прокурором. Если дело рассматривают по ускоренной модели, то срок дознания может быть сокращен до 20 суток.

Этапы уголовного расследования

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Уголовное расследование

В последующем в криминалистике наиболее распространенным стало мнение о двух этапах расследования: начальном и последующем, хотя не всегда содержание этих этапов понималось одинаково. Окончание первого этапа обычно связывают с моментом предъявления обвинения, второго — с окончанием расследования. Эта периодизация совпадает и с принятой большинством процессуалистов, которые за редкими исключениями также делят предварительное расследование на те же два этапа или части. Правда, И. Д. Перлов разделил эту стадию процесса не на две, а на шесть частей, однако его предложение поддержки не получило.

Все чаще стали раздаваться голоса о том, что двухчленная периодизация расследования должна уступить место трехчленной.

Признавая, в основном, правильной существующую в криминалистике периодизацию этапа расследования, И. А. Возгрин в то же время отметил ее незавершенность и, исходя из этого, выделил третий, заключительный, этап расследования. “Во временном отношении, — писал он, — третий этап должен начинаться с момента принятия следователем решения об окончании расследования, т.е. с момента прекращения следственных действий, направленных на собирание, исследование и оценку новых доказательств, и заканчивается направлением дела прокурору или вынесением постановления о прекращении уголовного дела”. С криминалистической точки зрения содержание этого этапа, по его мнению, составляют особенности оценки доказательств, особенности производства дополнительных и повторных следственных действий, анализ наиболее часто встречающихся заявлений и ходатайств обвиняемых при окончании расследования конкретной категории преступлений.

Три, но иные, этапа назвал Н. К. Кузьменко: неотложный, первоначальный и последующий. Границы первого этапа — от возбуждения уголовного дела до производства последнего неотложного действия или передачи дела по подследственности (следователю от органа дознания). Второй этап охватывает производство всех остальных следственных действий до привлечения в качестве обвиняемого. “Третий этап посвящен сбору дополнительных доказательств после допроса обвиняемого с целью обеспечения дальнейших задач уголовного судопроизводства. Заканчивается он составлением обвинительного заключения”.

И. Ф. Герасимов, акцентируя внимание на раскрытии преступления, делит процесс работы по делу до предъявления обвинения на три этапа, которые он называет этапами раскрытия преступления. Это: обнаружение и выявление преступления или его признаков; собирание сведений о лице, совершившем преступление; установление всех обстоятельств преступного события и лица, совершившего это деяние. Можно было бы представить, что, поскольку автор говорит о деятельности, предшествующей предъявлению обвинения, он допускает еще один, последующий, этап расследования. Однако далее он пишет: “. раскрытие любого преступления (а, в конечном счете, предварительное расследование в целом) проходит через указанные этапы”. Этим смысл его рассуждений затемняется и становится неясным, охватывают ли указанные три этапа все расследование или только его начальный (по принятой терминологии) этап.

Схема И. Ф. Герасимова, если не считать некоторых чисто словесных различий, весьма напоминает указанную схему И. Н. Якимова. Общность их схем проявилась и в общем, весьма сомнительном, на наш взгляд, тезисе, что задача установления всех обстоятельств преступного события решается еще де предъявления обвинения.

Логичнее выглядит концепция А. К. Гаврилова, в основе которой также лежит раскрытие преступления, связываемое им, как упоминалось, с предъявлением обвинения. Процесс предварительного расследования он делит на три этапа: производство первоначальных неотложных следственных действий; дальнейшее расследование с целью выявления оснований для предъявления обвинения; окончание расследования, когда “следователь принимает меры к возможному выявлению новых преступлений, а также завершает полное расследование. Раскрытие преступления — задача первого, а при необходимости и второго этапов. На третьем этапе следователь уже работает по делу, по которому преступление раскрыто”.

Наконец, Л. Я. Драпкин в одной из своих работ также указал три этапа собственно расследования: начальный этап, последующее исследование, завершение расследования45. Вернувшись к этому вопросу в более поздней работе, он вновь назвал три этапа: начальный, последующий и заключительный.

Мы полагаем, что единая периодизация процесса расследования не может исходить из содержания действий по раскрытию преступления, хотя бы потому, что не каждое преступление нужно раскрывать, но каждое — расследовать. Еще одно обоснование такой точки зрения заключается в том, что преступление может быть раскрыто — в том смысле, как мы понимаем раскрытие — на начальном этапе расследования, причем еще до его завершения, то есть до решения всех задач этого этапа.

Раскрытие преступления может совпасть с завершением начального этапа расследования. Однако, как показывает практика, бывает, что преступление раскрывается лишь на этапе последующих следственных действий, если не связывать начало этого этапа с предъявлением обвинения. В тех случаях, когда раскрытие преступления связывают с предъявлением обвинения, а завершение начального этапа расследования также обозначают этим процессуальным актом, как это делал, например, И. М. Лузгин, деятельность по раскрытию преступления полностью укладывается в границах этого этапа и, следовательно, даже в этом случае едва ли может служить основанием для периодизации всего процесса расследования.

Мы пришли к выводу о целесообразности деления процесса расследования не на два, как считали ранее, а на три этапа.

Основанием деления служит направленность выполняемых на каждом из этих этапов следственных (но не вообще процессуальных) действий и сопутствующих им оперативно-розыскных мероприятий:

I. Начальный этап (или этап первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий). Основная направленность этапа — интенсивный поиск, обнаружение и закрепление доказательств в тех целях, которые мы характеризовали ранее. На этом этапе осуществляется основная работа по раскрытию преступления (опять-таки в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие). Действия следователя и оперативных работников на этом этапе характеризуются максимальной оперативностью, в большинстве случаев массированностью, неотложностью. На этом этапе главный определяющий фактор — время.

Начальный этап фактически может иметь своим исходным моментом осмотр места происшествия, производимый до возбуждения уголовного дела, но, как правило, — принятие дела к производству расследования. Момент окончания этого этапа нельзя зафиксировать в общем виде, связав его категорически с каким-то определенным процессуальным решением по делу. Он может завершиться с накоплением достаточной для предъявления обвинения доказательственной информации, однако может окончиться и раньше, когда характерный для этого этапа ускоренный темп действий будет по каким-либо причинам утрачен.

Мы не можем согласиться с Н. А. Хлюпиным, считающим, что “начальный этап расследования не завершается окончанием проведения неотложных и первоначальных следственных действий, поскольку в этот период чаще всего по делам о преступлениях против личности, социалистической собственности и другим) не удается в достаточном объеме добыть достоверные данные о преступлении и преступнике. Поэтому можно считать, что первоначальный этап расследования начинается с момента обнаружения преступления и завершается временем предъявления обвинения и допроса обвиняемого по конкретному делу”. Именно потому, что начальный этап характерен условиями и спецификой проводимых на нем действий, а не непременным достижением указанной Н. И. Хлюпиным цели, не следует искусственно продлевать его за пределы первоначальных действий по делу.

Мы бы рискнули сравнить начальный этап расследования с первым этапом наступления, когда войска в условиях дефицита времени, прилагая максимум усилий, добиваются успеха. Развивая его, они продвигаются вперед до тех пор, пока наступление не выдохнется, пока не потребуется перегруппировка сил и введение в действие резервов для новых усилий или пока не будет просто выполнена задача первого этапа наступления. Ясно, что такое сравнение дает весьма приблизительное представление о предмете нашего описания, но оно помогает представить себе конечный момент этого этапа расследования: все наличные доказательства обнаружены и закреплены, все неотложные действия выполнены, все, что представлялось необходимым в этих условиях, сделано. А дальше?

А дальше следствие может идти по одному из двух путей:

1. Преступление раскрыто, то есть преступник найден. Начинается этап его изобличения, детального установления всех обстоятельств дела, всех элементов предмета доказывания.
2. Преступление не раскрыто. Систематизируются, анализируются и оцениваются собранные доказательства. Определяются пути дальнейшего поиска, производится перегруппировка сил для нового “наступления”.

Таким образом, видно, что второй этап расследования не всегда начинается предъявлением обвинения. Случается, что привлечение в качестве обвиняемого осуществляется и в его середине и даже фактически в его конце. Именно поэтому мы и не считаем правильным связывать окончание первого этапа расследования и начало второго этапа с этим процессуальным “рубежом” дела. По существу, и А. К. Гаврилов, признавая, что раскрытие преступления, как деятельность, может охватывать собой и первый, и второй этапы расследования, тем самым не связывает окончание первого этапа с привлечением виновного к уголовной ответственности.

Экстремальные условия работы следователя (дефицит времени, дефицит полезной информации, большой объем работы, решение сложных мыслительных задач в условиях высокой степени неопределенности, необходимость организации многостороннего взаимодействия и т. п.) характерны именно для начального этапа расследования. В некоторой, но далеко не в такой степени они могут повториться при окончании расследования, когда истекают установленные для него сроки. Но там уже идет речь не о напряженном поиске, а лишь о выполнении в срок работы, то есть о количественной, а не качественной напряженности.

II. Последующий этап (или этап последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий). Основная направленность этого этапа — развернутое, последовательное, методическое доказывание.

Если преступник найден и собрано достаточно доказательств для привлечения его к ответственности, то на последующем этапе расследования осуществляется скрупулезная проверка оснований обвинения, выявляются все соучастники и все эпизоды преступной деятельности, изучаются все связи между элементами состава преступления, устана-вливаются во всей возможной полноте причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Однако содержание последующего этапа и в этом случае нельзя сводить лишь к проверке и анализу уже имеющихся данных о событии преступления и роли в нем участников преступления, как полагает Н. И. Хлюпин. Из сказанного нами следует, что задачи этого этапа гораздо шире, тем более в тех случаях, когда на начальном этапе расследования преступление раскрыть не удалось. Тогда после анализа и оценки собранных доказательств, с учетом имеющейся ориентирующей информации, составляется развернутый план дальнейшего расследования для решения в первую очередь задачи раскрытия преступления и только затем уже — всестороннего доказывания формулы обвинения.

Такая подвижность границ между начальным и последующими этапами расследования соответствует динамике и индивидуальному характеру этого процесса, который каждый раз протекает со своими специфическими особенностями. Иными словами, момент окончания одного этапа и начала другого — это вопрос факта, конкретного акта расследования.

III. Заключительный этап расследования, как уже отмечалось, ранее не назывался нами, как и большинством криминалистов. Однако некоторые аргументы в пользу этого этапа, появившиеся позже в литературе, побуждают нас пересмотреть свою точку зрения.

Обосновывая необходимость выделения заключительного этапа расследования, И. А. Возгрин указывает, что “по содержанию третий этап должен включать в себя оценку собранных по делу доказательств, принятие решения об окончании расследования, определение порядка окончания расследования и тактические приемы его проведения”. На этом основании он предлагает включать соответствующий структурный элемент и в каждую частную криминалистическую методику.

Не все в рассуждениях И. А. Возгрина бесспорно. Содержание заключительного этапа составляют процессуальные действия, однако в его перечислении — это не те следственные действия, тактику которых призвана разрабатывать криминалистика. Здесь его позиция смыкается с позициями криминалистов, в частности, И. Ф. Герасимова, полагающих, что следует разрабатывать тактику предъявления обвинения, тактику предъявления материалов законченного производства, тактику составления обвинительного заключения и т. п., с чем мы согласиться не можем, имея в виду, что тактика присуща не всем процессуальным действиям, а лишь тем, которые относятся к следственным и направлены на собирание, исследование, оценку и использование доказательств в доказывании. Это, кстати, является и одним из оснований, по которому мы не считаем нужным выделять в частной криминалистической методике в качестве ее структурного элемента заключительный этап расследования. Его содержание с тактической и методической стороны вполне охватывается таким структурным элементом, как последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Иными словами, этот элемент методики охватывает два этапа расследования — последующий и заключительный.

Важные соображения, могущие быть использованными при определении содержания заключительного этапа расследования, высказаны В. П. Бахиным, В. М. Быковым и Н. Л. Макаровым. Они поставили вопрос о разработке тактики повторного следствия, под которым понимают как повторение всей или части работы по делу, так и повторное производство отдельных следственных действий.

Известно, что расследование приходится осуществлять повторно (частично или в целом) либо дополнять при возвращении дела прокурором или судом для дополнительного расследования, при отмене приговора кассационной или надзорной инстанцией и направлении дела для нового расследования, при возобновлении производства по приостановленному делу или в связи с отменой постановления о прекращении дела. Здесь возможны два варианта: повторные действия начинаются со второго этапа расследования и захватывают заключительный этап (1) либо повторные действия проводятся только на заключительном этапе (2). Это зависит от содержания и объема требуемой повторной работы.

Дополнительное расследование по своей структуре неоднородно. Оно может включать в себя проведение только дополнительных, то есть ранее не проводившихся следственных действий. Они вписываются в рамки заключительного этапа, который как бы расширяет при этом свои границы. Это не повторное следствие, как полагают названные авторы, поскольку имеется в виду работа, ранее не выполнявшаяся. Но дополнительное расследование иногда требует и повторного проведения тех или иных следственных действий то ли в силу допущенных процессуальных нарушений или тактических ошибок, то ли потому, что ранее они проводились в других целях, и в силу этого их результаты страдают неполнотой. Такое расследование действительно будет являться повторным в буквальном смысле слова.

Повторным является и производство по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет. Однако и в этом случае оно состоит, по нашему мнению, только из двух этапов — второго и третьего, так как начальный этап, отличающийся, как мы указывали, не перечнем следственных действий, а условиями их проведения, повторен быть не может.

Таким образом, можно заключить, что в содержание заключительного этапа входят:

• процессуальные действия по завершению производства расследования;
• дополнительные следственные действия, проводимые по ходатайству обвиняемого или его защитника, указанию надзирающего прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел, а также по определению суда;
• повторные следственные действия, проводимые по тем же основаниям, а также в связи с возобновлением производства по приостановленному или прекращенному делу, возвращением дела со стадии судебного разбирательства или после отмены приговора;
• организационные и организационно-технические мероприятия, необходимые для завершения расследования.

Естественно, что в каждом конкретном случае содержание заключительного этапа будет определяться задачами расследования и не обязательно, чтобы наличествовали все перечисленные элементы. Приведенный перечень является по своему составу максимальным.

Уголовное наказание
Уголовное право
Уголовное преследование
Уголовное преступление
Уголовное судопроизводство

Мы не можем согласиться с Н. А. Хлюпиным, считающим, что “начальный этап расследования не завершается окончанием проведения неотложных и первоначальных следственных действий, поскольку в этот период чаще всего по делам о преступлениях против личности, социалистической собственности и другим) не удается в достаточном объеме добыть достоверные данные о преступлении и преступнике. Поэтому можно считать, что первоначальный этап расследования начинается с момента обнаружения преступления и завершается временем предъявления обвинения и допроса обвиняемого по конкретному делу”. Именно потому, что начальный этап характерен условиями и спецификой проводимых на нем действий, а не непременным достижением указанной Н. И. Хлюпиным цели, не следует искусственно продлевать его за пределы первоначальных действий по делу.

Особенности предварительного расследования по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера

Уголовные дела об общественно опасных деяниях лиц с психическими расстройствами возбуждаются государственными органами и должностными лицами на общих основаниях и в порядке, предусмотренном УПК РФ. Это объясняется тем, что на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не всегда имеется возможность определить психическое состояние лица, совершившего преступление. Особенности проведения предварительного расследования по уголовным делам об общественно опасных деяниях невменяемых и лиц, заболевших психическими расстройствами после совершения преступления, заключаются в следующих положениях.

По указанной категории дел обязательно производство предварительного следствия (ч. 1 ст. 434 УПК РФ). Распределение уголовных дел между органами предварительного следствия осуществляется по правилам определения подследственности (ст. 150 и 151 УПК РФ). Если уголовное дело было возбуждено органом дознания, а затем в ходе дознания установлены фактические данные, указывающие на наличие психического расстройства лица, в связи с совершением деяния которого было возбуждено дело, оно незамедлительно передается в соответствующий орган предварительного следствия. То есть расследование в форме дознания по этим делам проведено быть не может. Нельзя рассматривать такие дела и в порядке частного обвинения мировым судьей. Однако данные требования не всегда выполняются.

Законом предусмотрен особый предмет доказывания, о котором написано выше. Выяснение таких обстоятельств необходимо, поскольку после выздоровления такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. В число обстоятельств, подлежащих установлению по делам данной категории, должны быть включены причины и условия, способствовавшие совершению деяния.

При обнаружении в поведении подозреваемого или обвиняемого неадекватности, а также при наличии иных данных о его нездоровом психическом состоянии (например, сведения из медицинских учреждений) должностные лица, проводящие расследование, обязаны назначить судебно-психиатрическую экспертизу. К обстоятельствам, вызывающим сомнения в психической полноценности лица, могут быть отнесены, например, наличие данных о том, что ему ранее оказывалась психиатрическая помощь ( у него диагностировалось врачами психическое расстройство, ему оказывалась амбулаторная психиатрическая помощь, он помещался в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, признавался невменяемым по другому уголовному делу, негодным к военной службе по состоянию психического здоровья и т.п.), о нахождении его на обучении в учреждении для лиц с задержкой или отставанием в психическом развитии, о получении им в прошлом черепно-мозговых травм, а также странности в поступках и высказываниях лица, свидетельствующие о возможном наличии психического расстройства, его собственные высказывания об испытываемых им болезненных (психопатологических) переживаниях и др. Проведение экспертизы обеспечивается подготовительными действиями.

Следователь должен по возможности получить сведения о личности подследственного, условиях ее формирования, состоянии психического здоровья. С этой целью следователь проводит допросы родственников обвиняемого, его учителей, соседей и других лиц, которым он хорошо известен. При назначении экспертизы необходимо учитывать данные о поведении обвиняемого в период, предшествующий преступлению, сведения о заболеваниях обвиняемого, для чего к делу приобщаются истории болезни, справки и другие документы лечебных учреждений. Судебно-психиатрические экспертизы назначаются как по инициативе следователя, так и по ходатайству обвиняемого, его защитника. Отказ следователя в удовлетворении ходатайства о назначении судебно-психиатрической экспертизы является необоснованным, если в деле есть данные о получении обвиняемым травмы головы и признании его негодным к исполнению воинской обязанности со снятием с учета по болезни. На разрешение экспертов ставятся вопросы, позволяющие выяснить характер и степень психического расстройства во время совершения общественно опасного деяния, в ходе предварительного расследования или рассмотрения дела судом.

Необходимо установить, могло ли лицо в указанные периоды осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Перед экспертами следует ставить также вопросы: связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него и других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда, нуждается ли такое лицо в применении ПММХ и каких именно, а также может ли это лицо с учетом характера и степени психического расстройства лично осуществлять свои процессуальные права. Экспертиза может быть проведена амбулаторно или стационарно. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом соответствующее постановление. Общий срок производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 20 дней с момента начала экспертных исследований до момента окончания экспертизы. Срок производства экспертизы приостанавливается в случаях заявления экспертами письменного ходатайства о предоставлении дополнительных материалов и возобновляется с момента получения указанных материалов.

Если указанное ходатайства экспертов в течение 30 дней не будет удовлетворено, эксперты в письменной форме сообщают лицу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение. Если при производстве амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не представляется возможным дать ответы на поставленные перед экспертом вопросы, то составляется мотивированное постановление о необходимости производства стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Для производства такой экспертизы подозреваемый (обвиняемый) помещается либо в психиатрический стационар, либо в судебно-психиатрический экспертный стационар. Поскольку помещение лица в стационарные условия существенно ограничивает его конституционные права, УПК РФ закрепил следующее правило: если при назначении или производстве судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, не содержащегося под стражей, то он может быть помещен в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, только на основании судебного решения, принимаемого в порядке ст. 165 УПК РФ. Но, если это лицо содержится под стражей в качестве меры пресечения (то есть на основании судебного решения), то дополнительного решения суда о его переводе в стационар не требуется, это производится на основании постановления следователя.

С постановлением о назначении экспертизы должен быть ознакомлен законный представитель лица, в отношении которого будет проводиться экспертиза, а также его защитник. Указанные лица вправе знать содержание этого документа, суть поставленных перед экспертом вопросов, характер предоставляемых в его распоряжение материалов и объектов и другие обстоятельства, связанные с применением специальных познаний.

Судебно-психиатрическим экспертом может быть только врач-психиатр. Для решения вопроса о степени расстройства волевой сферы лица, непосредственно влияющей на его психическое состояние, в состав экспертной комиссии нередко практикуется включение эксперта-психолога. Обвиняемые, не содержащиеся под стражей, в период производства судебно-психиатрической экспертизы пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Время пребывания лица в психиатрическом стационаре при производстве судебно-психиатрической экспертизы засчитывается в срок содержания под стражей, а также в срок назначенного судом наказания в виде лишения свободы (ст. 109 и 308 УПК РФ). На обвиняемых, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрические стационары, распространяются нормы Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». На лиц с явными признаками тяжелых психических расстройств нормы, предусматривающие применение к указанным лицам мер взыскания и их материальную ответственность, не распространяются. Экспертиза проводится заочно, если очное экспертное освидетельствование гражданина невозможно, например, он находится вне пределов России, уклоняется от следствия. Экспертиза проводится на основе имеющихся материалов в уголовном деле.

Если в ходе предварительного расследовании по делам о групповых преступлениях будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из них наступило психическое расстройство после совершения преступления, то уголовное дело в отношении этих лиц может быть выделено в отдельное производство (ст. 436 УПК РФ). Расследование дел этой категории связано с необходимостью тщательного исследования психического состояния лица, проведения судебно-психической экспертизы. Все это может надолго затянуть расследование. Поэтому, установленное ст. 436 УПК РФ правило о выделении уголовного дела преследует цель создать необходимые условия для производства в отношении лиц, участвовавших в совершении деяния в соучастии с лицом, страдающим психическим расстройством. При решении рассматриваемого вопроса необходимо учитывать требования ст. 154 УПК РФ о том, что выделение дела допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного следствия и разрешения уголовного дела.

О выделении дела следователь выносит постановление, в котором должны быть изложены обстоятельства совершенного деяния, сведения о лицах, участвовавших в преступлении, основания выделения дела, а также указано, какие материалы, в том числе в подлинниках или копиях, выделяются. В выделенное дело в подлинниках приобщаются, как правило, материалы, касающиеся личности душевнобольного (документы, истребованные из лечебных учреждений и подтверждающие наличие у данного лица психического заболевания в прошлом, заключение судебно-психиатрической экспертизы, протоколы допросов его близких родственников, иных лиц и т.д.). Материалы, выделенные в отдельное производство в качестве самостоятельного уголовного дела, допускаются в качестве доказательств при условии соблюдения всех предусмотренных законом правил выделения дела. Если приобщаемые к выделенному уголовному делу документы надлежаще заверены и имеют отношение к деяниям, совершенным лицом с психическим расстройством, то необходимости проведения тех же следственных действий не имеется. Срок предварительного расследования по выделенному уголовному делу в данном случае исчисляется с момента возбуждения уголовного дела, из которого произошло выделение. В случае невозможности принять решение о выделении уголовного дела порядок предварительного расследования в отношении этих лиц осуществляется с учетом правил, установленных гл. 51 УПК РФ.

Лицу, в отношении которого ведется производство о применении ПММХ, должно быть предоставлено право лично осуществлять принадлежащие ему и предусмотренные ст. 46 и 47 УПК РФ процессуальные права, если его психическое состояние позволяет ему осуществлять такие права. При этом учитывается заключение экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и, при необходимости, заключение медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях. Психическое расстройство указанных лиц, лишающее их возможности осознавать характер и общественную опасность своих действий или руководить ими, как правило, исключает их участие в производстве процессуальных действий.

Невозможность участия в производстве процессуальных действий должна быть подтверждена заключением эксперта или официальной справкой соответствующего учреждения. Однако, нельзя вовсе исключать такое лицо из процесса расследования. Оно может быть привлечено (с учетом состояния здоровья) к участию в проведении отдельных действий, не требующих от него активной личной деятельности (например, при предъявлении для опознания, освидетельствовании, при изъятии образцов для сравнительного исследования и т.п.). Производство следственных действий с участием лица с психическим расстройством возможно с учетом заключения врача по этому поводу. Лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении ПММХ, на стадии предварительного расследования имеет право лично знакомиться с материалами уголовного дела, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении, продлении и прекращении применения указанных мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения.

По указанной категории уголовных дел участие защитника обязательно (п. 3 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). Обязательное участие защитника предназначено для защиты прав и особого статуса психически больных лиц. Отказ от защитника по этим уголовным делам не может быть принят лицом, производящим расследование, судом (то есть, даже, если само лицо отказывается от адвоката, его мнение не принимается во внимание и защитник продолжает принимать участие в деле). Защитник участвует в уголовном деле с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если он ранее не участвовал в данном уголовном деле (ст. 438 УПК РФ).

В производстве о применении ПММХ участие законного представителя обязательно. Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении ПММХ, привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда. При отсутствии у данного лица близких родственников законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства. Представляется, что момент появление в уголовном деле законного представителя должен решаться одновременно с приглашением защитника (то есть не позже вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы). Законному представителю разъясняются его права, о чем составляется протокол. В соответствии со ст. 437 УПК РФ данный участник вправе:

  • знать, в совершении какого общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом, уличают представляемое им лицо;
  • заявлять ходатайства и отводы, представлять доказательства;
  • участвовать с разрешения следователя в следственных и иных процессуальных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству защитника;
  • знакомиться с протоколами следственных действий, делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
  • знакомиться по окончании предварительного следствия со всеми материалами уголовного дела;
  • получать копии постановлений о прекращении уголовного дела или направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера;
  • участвовать в судебном разбирательстве дела;
  • обжаловать действия (бездействие) и решения должностных лиц (следователя, прокурора и суда);
  • участвовать в заседаниях судов.

В отношении невменяемого лица или лица, заболевшего психическим расстройством после совершения преступления, не выносится постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. В случае помещения подозреваемого в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение в соответствии со ст. 172 УПК РФ, прерывается до получения заключения экспертов.

По окончании предварительного расследования не составляется обвинительное заключение. Вместо этого документа следователь оформляет постановление о направление уголовного дела в суд для решения вопроса о применении ПММХ. Предварительное расследование может быть окончено и в связи с вынесением следователем постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. О прекращении уголовного дела или направлении его в суд для решения вопроса о применении к лицу ПММХ следователь уведомляет законного представителя и защитника, а также потерпевшего и разъясняет им право знакомиться с материалами уголовного дела. Ознакомление с материалами уголовного дела, заявление и разрешение ходатайств о дополнении предварительного следствия производятся в порядке, установленном ст. 216–219 УПК РФ.

В постановлении о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении ПММХ должны быть изложены:

  • все обстоятельства, установленные по данному уголовному делу;
  • юридические и фактические основания для применения указанных мер (ст. 97 УК и ст. 433 УПК РФ) и доказательства, определяющие необходимость их назначения;
  • доводы защитника и законного представителя, оспаривающих: доказанность совершения деяния, запрещенного уголовным законом, данным лицом, либо иных обстоятельств, указанных в ст. 434 УПК РФ; основания для применения принудительных мер; характер и размер причиненного вреда.

К указанному постановлению, как и к обвинительным заключению, акту, прилагается список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, справка о движении дела с указанием времени возбуждения дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, назначения судебно-психиатрической экспертизы, о вещественных доказательствах, о гражданском иске, о процессуальных издержках, о времени окончания предварительного следствия и т.п. Копия постановления о направлении дела в суд вручается самому лицу, его защитнику и законному представителю. Следователь передает прокурору уголовное дело с постановлением о направлении его в суд для применения ПММХ. Прокурор, изучив материалы дела и постановление следователя, вправе принять по нему одно из следующих решений:

  • об утверждении постановления следователя и направлении дела в суд;
  • о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования и устранения выявленных недостатков;
  • о прекращении уголовного дела в случаях, если будет обнаружено, что характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо с возможностью причинения им существенного вреда и поэтому нет оснований для применения принудительных мер медицинского характера.

Прокурор принимает решение о возвращении дела для производства дополнительного расследования, если придет к выводу, что не исчерпаны все возможности для собирания доказательств, по делу допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона либо неправильно применен уголовный закон, что в деле отсутствуют достаточные основания полагать, что лицо является невменяемым или что у него наступило психическое расстройство после совершения преступления. Если в период расследования дела будет установлен факт психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора суд в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, принимает решение о переводе данного лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производится судом в порядке, установленном ст. 203 УПК РФ.

Законом предусмотрен особый предмет доказывания, о котором написано выше. Выяснение таких обстоятельств необходимо, поскольку после выздоровления такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. В число обстоятельств, подлежащих установлению по делам данной категории, должны быть включены причины и условия, способствовавшие совершению деяния.

До следствия: верная оценка, правильный подход

По сложным экономическим составам необходимо проводить полноценное адвокатское расследование на стадии подготовки заявления о преступлении в правоохранительные органы. Но практика показывает, что пострадавшие подготавливают толковые материалы крайне редко. Чаще правоохранительные органы получают необоснованно длинные и трудночитаемые заявления, в которых очень мало важного. Автор статьи, в прошлом работник прокуратуры РФ, не понаслышке знает, как сложно вникнуть в суть проблемы из каждого такого обращения, когда их количество превышает несколько тысяч в год. Напротив, лаконичные и содержательные заявления с актуальными приложениями помогут сотруднику вовремя принять законное решение.

Не менее важна роль адвокатских расследований в том случае, когда в отношении доверителя проводят доследственные проверки по заявлениям третьих лиц. Тут важно своевременно собрать и представить в правоохранительные органы материалы, которые подтверждают, что состава преступления нет. Если упустить время, можно втянуться в долгосрочную стадию предварительного следствия. Его начало уже само по себе – тактическая победа процессуального противника. Его признают потерпевшим, и он получит довольно широкие процессуальные права.

Большую ошибку совершают юристы предприятия или сотрудники службы безопасности, когда недооценивают доследственную проверку. Получив информацию о том, что она началась, они обычно убеждают руководство, что беспокоиться не стоит, ведь ничего противозаконного не совершалось. Это пример принципиально неверного подхода к обеспечению уголовно-процессуальной безопасности.

Во-первых, следственные органы всё чаще возбуждают уголовные дела не потому, что получили достаточные данные о преступлении, а лишь для того, чтобы проверить версию следственным путём. Во-вторых, промедление даёт возможность заявителю при надлежащей подготовке сформировать в сознании следователя выгодную ему картину мира, изменить которую объективно сложнее.

Например, при проведении адвокатского расследования в интересах владельца крупного холдинга в результате оцифровки собранных данных и их последующего анализа обнаружили устойчивую корреляцию между телефонными звонками одного из менеджеров и публикацией заведомо ложных сведений в отношении финансовых показателей компании.

Что говорит УК РФ о сроках предварительного расследования?

Своевременное завершение следствия досудебного характера без нарушения сроков способствует в максимально краткие промежутки времени раскрыть преступление, а также определить, зафиксировать и использовать найденные в процессе проверок и обысков доказательства. Это позволит создать прочную доказательную базу для разбора дела в суде, для обеспечения предоставления возможности сторонам и иным лицам в процессе принять необходимое содействие.

По основному правилу, длительность досудебного следствия и иные временные промежутки исчисляются в месяцах, поэтому такой срок заканчивается в тот день, когда заканчивается указанный месяц. Если отрезок времени заканчивается в выходной или выпадает на праздничный день, последний день срока передвигается на следующий за нерабочим.

Ст. 162 УПК РФ в действующей редакции рассматривает, когда начинают исчисляться сроки досудебного исследования дела и какова их максимальная продолжительность по любым преступлениям (к примеру, по делам о грабеже, мошенничестве и другим).

Согласно части первой рассматриваемой статьи провести расследование досудебного характера по различным делам, имеющим уголовную направленность, и завершить это дело ведущий дело сотрудник должен в двухмесячный срок после вынесения документа о возбуждении дела о совершённом преступлении.

Срок в два месяца на осуществление досудебных мероприятий следственного характера по делам в сфере уголовных нарушений заключительным не является, хотя, подчиняясь классическому законодательству, ведущий дело сотрудник должен реализовать все зависящие от него действия и процедуры, чтобы его не нарушить. Также ведущий дело сотрудник обязан пользоваться возникающими возможностями провести досудебное расследование быстрее.

Срок следствия включает время с даты, когда дело было возбуждено, и до момента, когда ведущим дело сотрудником было вынесено и направлено прокурору заключение с предъявляемым обвинением.

При необходимости заключение обвинительного характера заменяется постановлением для суда об активации к задержанному принудительных мер медицинского характера. Если дело прекращается без выдвижения обвинения, то в день издания нужного постановления срок считается завершённым.

Из двухмесячного срока исключаются следующие периоды:

  1. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат документов по делу для осуществления других действий и мер процессуального характера.
  2. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат документов по делу для пересмотра обвинительных пунктов.
  3. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат дела для переквалификации преступных действий преступника.
  4. Когда прокурором принято решение возвратить следователю дело для устранения установленных вышестоящим лицом недочётов в вынесенном уполномоченным лицом обвинительном заключении.
  5. Период приостановления движения дела.

Эти версии оснований обязательны для исключения их из общего срока досудебного следствия.

В том случае, если в течение двухмесячного срока проведённые следственные действия не дали никаких результатов или в течение двух месяцев имя преступника не стало известным, дело считается не имеющим фигуранта. Дело находится как бы в состоянии «спячки», и при появлении новых данных продолжает рассматриваться.


  • дата возбуждения дела об уголовном правонарушении;
  • даты (периоды) предыдущих промежутков времени, в которые продлевались сроки досудебного следствия;
  • обоснование позиции о невозможности своевременного окончания досудебного следствия;
  • планируемые дознавателем или следователем процессуальные или следственные действия в период увеличения срока;
  • подробная информация о рассматриваемом деле (если необходимо).

Уголовное законодательство РФ (понятие, источники и содержание, структура уголовно-правовой охранительной нормы)

Ответы на ГОС по УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

Уголовный закон — это федеральный нормативный акт, принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности и наказания, а также иные общие положения уголовного законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовный кодекс принят 24 мая 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. Кодекс представляет в целом уголовное законодательство РФ. Принятый Государственной Думой новый уголовный закон подлежит обязательному включению в УК РФ.

УК РФ состоит из двух частей (Общей и Особенной). Каждая часть состоит из разделов, глав, статей, частей и пунктов. УК РФ содержит 12 разделов, 34 главы, около 360 статей.

Статьи общая части содержат общие понятия и институты УП, устанавливают обязательные принципы и положения уголовного права, дают понятия преступления, наказания и основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Статьи особенной части содержат описание признаков конкретных преступлений и предусматривают определенные виды и размеры наказаний за их совершение.

Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений.

Структура нормы права – ее внутреннее строение. Обычно норма права имеет трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Нормы Общей части состоят из диспозиций, лишь некоторые из них содержат гипотезы. Нормы Особенной части – из диспозиций и санкций.

Гипотеза – часть статьи Общей части, содержащая перечень условий, при которых норма действует.

Диспозиция – часть статьи Особенной части, которая указывает или описывает преступление. Виды диспозиции:

– простая – называет преступление без раскрытия его признаков (п. а ч.2 ст. 105 УК РФ)

– описательная – называет ряд признаков, наличие которых в совокупности определяет содеянное как преступление (ч.1 ст. 105 УК РФ);

– ссылочная – для установления признаков преступления в интересах устранения повторений отсылает к иной статье или части статьи УК РФ (ст. 112, 117 УК РФ);

– бланкетная – не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к нормам других отраслей права – гражданского, административного, трудового и т. д. (ст. 263, 264 УК РФ);

Санкция – это часть нормы, в которой предусматривается конкретная мера наказания за описанное в диспрозии преступление. Санкции могут быть:

– абсолютно определенные – содержат строго определенный вид и размер наказания;

– относительно определенные – указывают вид наказания и его размеры (пределы) – «от и до» или «до»;

альтернативные – включают два или более вида основного или дополнительного наказания;

– кумулятивные – в них предусмотрена возможность назначения как основного, так и дополнительного наказания.

Источники УП. Уголовное законодательство России основывается на Конституции РФ, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права. Например, в п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается: “Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено”.

Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Понятие уголовного закона Российской Федерации. Источники российского уголовного законодательства. 2. Система и структура российского уголовного законодательства. 3. Уголовно-правовая норма: понятие и виды. 4. Диспозиция уголовно-правовой нормы: понятие и виды. 5. Санкция уголовно-правовой нормы: понятие и виды.

В указанной статье Конституции говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [5] [6] . Следовательно, одним из источников уголовного законодательства РФ можно признать международный договор, участником которого является Россия [7] . Часть 3 ст. 331 УК РФ закрепляет положение о том, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

Основные черты уголовного закона

  1. Уголовный закон является формой выражения норм уголовного права (следовательно, закон является формой, а норма – его содержанием).
  2. Уголовный закон – федеральный закон, действующий на территории всей Российской Федерации. Субъекты Федерации неправомочны принимать уголовные законы.
  3. Уголовный закон имеет высшую юридическую силу – он постоянно действует, порождая юридические последствия. Отмена или изменение уголовного закона осуществляются только Федеральным Собранием РФ. Только Конституционный Суд правомочен прекратить действие тех уголовных законов, которые противоречат Конституции.
  4. Ни один нормативный акт не может противоречить уголовному закону. При наличии противоречия действует последний. УК РФ является единственным законом, регламентирующим применение уголовной ответственности, освобождение от нее или другие положения материального уголовного права.
  5. Уголовный закон характерен своей нормативностью, так как он регламентирует общеобязательное поведение людей в течение срока своего действия.
  6. Уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за конкретные деяния, являются запретительными.

УК РФ отражает тенденцию к мировой интеграции и подчеркивает приоритет Конституции РФ в сфере нормативной деятельности государства. В ч. 2 ст. 1 УК РФ указано, что он основывается на Конституции РФ и общепринятых принципах и нормах международного права.

Статья 1 УК РФ. Уголовное законодательство Российской Федерации

1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

БВС РФ. 1996. N 10. С. 7, 8.

Добавить комментарий