Свобода вероисповедания

Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.».

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением

Статья 28 Конституции РФ в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

– верующий человек имеет право заменить военную службу на альтернативную, если это противоречит его убеждения;.

– никто не обязан сообщать о своей вере никому, и никто не вправе требовать этого от других людей;

– никому не может быть запрещено принимать участие в богослужениях, но и никто не может быть принуждён к этому;

– священнослужитель не может быть привлечен за отказ от дачи показаний по фактам, ставшим ему известным из исповеди;

– верующие могут объединяться в различные группы и организации. Объединение граждан может, как иметь регистрацию, так и не иметь;

– закон позволяет проводить религиозные встречи, как в специальных местах, так и в жилых помещениях;

– религиозные организации вправе проводить богослужения в больницах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых;

– религиозные организации вправе производить, распространять, продавать и покупать религиозную литературу, аудио и видео материалы и иные предметы религиозного назначения.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Право на свободу совести признано за ребенком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По просьбе родителей или лиц их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусмотрена ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148).

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусмотрена ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148).

III. Свобода вероисповедания (проповеди, религиозные собесе­ дования, мощи и т. д.

КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН МОЖЕТ ИСПОВЕДЫВАТЬ ЛЮБУЮ РЕЛИГИЮ, ИЛИ НЕ ИСПОВЕДЫВАТЬ НИКАКОЙ; ВСЯКИЕ ПРАВОЛИШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОВЕДАНИЕМ КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ВЕРЫ ИЛИ НЕИСПОВЕДАНИЕМ НИКАКОЙ ВЕРЫ, ОТМЕНЯЮТСЯ.

Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

(Конституция ст. 13).

СВОБОДА ИСПОВЕДАНИЯ.

1. Каждый гражданин и гражданка получают право исповедовать по своему убеждению любую религию, поскольку религиозные действия не сопровождаются контрреволюционными и уголовно-наказуемыми деяниями.

Верующим и их обществам декрет обеспечивает полную возможность думать, верить и учить, согласно внутреннему убеждению.

Только теперь искренно верующие получили полную возможность свободно исповедовать свои религиозные взгляды и проявлять их в храмах, молитвенных домах, не стремясь к собственническому стяжанию, не испытывая гонений и не цепляясь за подачки и за поддержку государственной власти.

(Р. и Ц. № 2, стр. 38. Цирк. НКВД 28/II – 1919 г. № 123037).

2. Воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан, карается – принудительными работами на срок до шести месяцев.

(Ст. 125 Уголовн. кодекса).

3. Произнесение проповедей, поскольку таковые являются неотъемлемой составной частью богослужения данного культа, допускается при непременном однако условии, чтобы по содержанию своему проповедь имела исключительно религиозный характер.

(Постановл. ВЦИК 13/VI – 1921 г. Рев. и Пер. 1921 г.).

4. В качестве репрессивной меры по отношению к служителям культов некоторыми Совдепами применяется абсолютное запрещение в храмах какой бы то ни было проповеди на чисто-религиозные темы. Мера эта явно противозаконна и не достигает цели. Необходимо помнить, что с религиозными предрассудками и темнотой народных суеверий следует бороться не столько карами и репрессиями, сколько хорошей школой, пропагандой коммунизма И организацией хозяйства на коммунистических началах.

(Циркул. НКЮ 3/I – 1919 г. § 12).

5. Отправление культа, а также произнесение проповедей, поскольку таковые являются неотъемлемой составной частью богослужения данного культа, допускаются свободно без какой-либо предварительной цензуры при условии, чтобы по содержанию своему они фактически имели исключительно религиозный характер (постановл. ВЦИК-а от 13/VI 1921 г.). Также свободно без предварительного на каждый раз разрешения функционируют и молитвенные собрания, устраиваемые группами верующих в находящихся в их пользовании помещениях, независимо от числа участников, а также собрания, посвященные вопросам о содержании храма и управлении культовым имуществом.

(Инструкция НКЮ и НКВД 1923 г. § 5).

6. О религиозных собеседованиях на дому (с разрешения местной власти).

Отдел Высшего Судебного Контроля обратился в 5-ый Отдел с просьбой дать заключение по вопросу о допустимости частных религиозных собеседований на дому, при условии разрешения таковых местной властью.

V-ый Отдел разъяснил, что эти собрания сами по себе не представляют нарушения закона; вопрос об их преступности есть вопрос факта, в зависимости от содержания самих бесед (16/III –1922 г. № 126).

7) 14/II – 1919 г. состоялось постановление Коллегии Наркомюста о судьбе мощей и признана желательной передача их в местные музеи, в отделы церковной старины, по истечении времени, достаточного для убеждения масс в обмане.

(Р. и Ц. № 2, стр. 44).

8) Исследование мощей производится по инициативе местного трудового населения с разрешения Губисполкома или Губернского съезда советов. Никакого разрешения от центральных властей на вскрытие мощей не требуется (Р. и Ц. 1919 № 1, стр. 42).

Вскрытие мощей должно производиться в наиболее благоприятное для даной операции время, отнюдь не во время богослужения и не в дни какого-либо скопления в храме молящихся. Для участия при акте вскрытия необходимо пригласить представителей, по возможности, от всех отделов Губисполкома, представителей от Горисполкома, от губернского комитета РКП, от рабочих организаций, от волостных совдепов и пр., кроме того, при вскрытии должны непременно присутствовать врачи, которые и составят за своими подписями особый акт медицинского освидетельствования всего содержимого в раке. Сам процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и прочьего содержимого в раке) необходимо поручить представителям духовенства, которые должны быть обязательно привлечены к осмотру мощей, лучше всего во главе с местным епископом. Под актом осмотра мощей подписи служителей культов крайне важны. Было бы также полезно пригласить на вскрытие мощей оператора с кинематографическим аппаратом и самый процесс вскрытия запечатлеть на особой ленте (Р, и Ц. 1919 № 1, стр. 42).

9. Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей.

Н. К. Ю. предлагает к исполнению следующее: а) Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и! планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.

б) Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол я т. п. осуществляется путем передачи их в музеи.

в) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплоатации темноты как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, Прокуратура возбуждает судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важнейшим делам, а самое дело разбирается три условиях широкой гласности.

Источник: Церковь и государство по законодательству Р.С.Ф.С.Р. : Сборник узаконений и распоряжений с разъяснениями V Отд. НКЮ / П. В. Гидулянов, консультант V Отд. Нар. ком. юст. ; Под ред. П. А. Красикова. – Москва : Юрид. изд-во Наркомюста, 1923. – 100 с.

(Ст. 125 Уголовн. кодекса).

Свобода совести и вероисповедания

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно актуальна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода совести служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18).

Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта. Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции.

Читайте также:  Содержание договора подряда в 2020 году

Свобода совести и вероисповедания регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 6 июля 2016 г.). Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди — ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан, пропагандой религиозного превосходства, повреждением имущества, преследуется в соответствии с законом. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей. Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливаются особенности применения законодательства о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов: «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами» (ст. З 1 ).

Богослужения, религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых помещениях, на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Публичные богослужения в общественных местах в условиях, требующих обеспечения общественного порядка и безопасности, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Религиозные организации являются юридическими лицами и действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями. Эти организации создаются гражданами в целях совместного исповедования и распространения веры, они являются собственниками принадлежащего им имущества и подлежат государственной регистрации.

Религиозные организации пользуются большой самостоятельностью. Они, в частности, вправе заключать трудовые договоры с работниками, устанавливать условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе в части религиозного образования. Закон не запрещает осуществления миссионерской деятельности, направленной на распространение информации о своем вероучении, в том числе и со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории России. Но не допускается деятельность, направленная на нарушение общественной безопасности и порядка, осуществление экстремистской деятельности, принуждение к разрушению семьи, нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, использование наркотических и психотропных средств и гипноза, совершение развратных действий, склонение к самоубийству и другие противозаконные действия.

Законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий. Речь идет о различных изуверских сектах и объединениях, все еще нелегально действующих в стране.

Согласно закону не могут быть учредителями или членами религиозной организации иностранец, о котором принято решение о нежелательности его пребывания в России, а также лица, нарушившие Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» или Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».

Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 ноября 1999 г. отметил: «Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (ч. 4), 14, 19 (ч. 1 и 2) и 30 (ч. 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из ст. 71 (п. «в» и «о») и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.

При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение ст. 17 (ч. 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т. п.».

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возрождает духовные силы России. Благодаря возвращению церкви храмов, религиозных ценностей, восстановлению религиозных учебных заведений создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод — свободы вероисповедания. Указом Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г. осужден «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий».

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений, а также иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Религиозные организации вправе претендовать на финансовую поддержку субъектов РФ по сохранению находящихся в их собственности объектов культурного наследия. Но недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия, находящиеся в собственности религиозных организаций, может отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность или в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.

В то же время, как отметил Конституционный Суд РФ (определение от 23 мая 2006 г.), при передаче религиозным организациям находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения должны обеспечиваться конституционные гарантии лицам, владеющим этим имуществом на законных основаниях, с тем чтобы соблюдался баланс прав и интересов религиозных организаций и владельцев имущества. Что же касается статуса земельных участков, то Федеральным законом от 3 октября 2004 г. в Земельный кодекс РФ была включена норма о том, что религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, соответствующие земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта. Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Ключевые слова: совесть; вероисповедание; религиозное объединение; ограничение права; толерантность; экстремизм.

Свобода религии, свобода вероисповедания, свобода церкви

Важны определения содержания понятий свобода совести, свобода религии, свобода вероисповедания, свобода церкви и соотносительности их.

Свобода совести и свобода религии – понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Если первое понятие охватывает своим содержанием широкую сферу духовного бытия человека, в которой она самоопределяется и самореализуется, то второе – свобода религии – выступает как свобода выбора и самоутверждения индивида только в системе религиозных координат. Структура понятия свобода религии имеет два основных компонента: свобода вероисповедания и свобода церкви.

Свобода вероисповедания является составляющей свободы совести и выступает как свобода выбора религии, отправление религиозного культа и проявляет себя как внутренняя способность личности к религиозному самоопределению и самореализации, как ее естественное право. А понятие свобода церкви характеризует социально-правовые возможности функционирования церкви, религиозных объединений, общин верующих. Это понятие связано с понятием свобода совести, однако не является составной частью (элементом) ее структуры. Свобода церкви – это вид общественной свободы. Она включает: свободу создания, управления и функционирования религиозных организаций, свободу хозяйственной, финансовой деятельности их и др.

Эти замечания и объяснения необходимы для более четкого осмысления содержания свободы совести, ее структуры, форм практического проявления в контексте рассмотрения ее как категории права.

Известно, что религиозная нетерпимость, беспощадное подавление любого инакомыслия активно проявились еще в процессе формирования монотеизма, преобразования христианства в государственную религию, укрепление союза “алтаря и трона”. Христианская церковь активно использовала всю систему государственной власти Римской империи для борьбы с язычеством, иноверцами, инакомыслящими, еретиками. Скажем, уже в 391- 392 годах (во время правления императора Феодосия I) возникает на государственном уровне институт, задачей которого было выявление инакомыслящих, борьба против еретиков и язычников.

1.2 Понятие свободы вероисповедания

При характеристике отношения человека к религии в ст. 28 Конституции РФ помимо понятия «свобода совести» употребляется и термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии».

Понятие «свобода вероисповедания» поставлено в ст. 28 Конституции РФ как однопорядковое «свободе совести», но не равнозначное ей. 4 В ст. 52 Конституции СССР 1977 г. понятие «свобода совести» в значительной степени было равнозначным понятию «свобода вероисповедания». Данная статья гарантировала свободу совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду. То же самое повторяется и в ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г. Но при изменении данной Конституции 15.12.1990 г. уже указывается, что гарантируется «свобода совести и вероисповеданий». Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. назывался «О свободе вероисповеданий».

Читайте также:  Письмо на замену товара

Это связано, прежде всего, с религиозной многообразностью, исторически сложившейся на территории нашего государства. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализации свободы вероисповедания. 5

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии с этим учением. Данная свобода [вероисповедания], таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, то есть как право человека, равнозначным является понятие свободы религии. 6

В свободе вероисповедания можно выделить такие составляющие, как: равноправие всех религий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущение дискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию.

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные». 7

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

Можно сделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека. 8

Подводя итог первой главе, отметим, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также любой человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми. Но пользуясь религиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принцип личной и социальной ответственности; гражданское общество имеет право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, и потому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти. На гражданскую власть возлагается и первостепенная обязанность охранять и поддерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящими средствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиозной жизни. 9

В свободе вероисповедания можно выделить такие составляющие, как: равноправие всех религий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущение дискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию.

СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА РЕЛИГИОЗНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Одна из свобод, закрепленная в ст. 28 Конституции РФ, которая гласит, что каждому в Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Очень часто свободу совести считают тождественной свободе религиозного вероисповедания. В принципе — это близкие, хотя и самостоятельные понятия. Свобода совести — это свобода морально-этических воззрений человека (что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т. д.). Свобода вероисповедания — это возможность верить в существование какого-то необычного (божественного) существа — самого честного, справедливого, гуманного, думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему (все это и сближает ее со свободой совести).

Свобода вероисповедания как юридическая категория выражается в праве гражданина либо отдать предпочтение какой-то религии (конфессии), либо вообще не исповедовать никакой. Права верующих в России гарантируются Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях от 19 сентября 1997 г.

Согласно ст. 14 Конституции РФ, Россия — светское государство. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Детализируя данные положения, указанный Закон называет основные гарантии свободы вероисповедания. Все граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни, независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрепят-ствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, пропагандой религиозного превосходства, уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с Законом. Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается. Вместе с тем отказ граждан от исполнения обязанностей по религиозным мотивам не допустим. Однако законодательство может предусмотреть для таких случаев замену выполнения одной обязанности другой, в том числе, согласно Конституции РФ (ст. 59) и указанному Закону, возможна замена военной службы альтернативной гражданской.

Отделение религиозных объединений от государства означает, в частности, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Государство не возлагает на религиозные объединения осуществление функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, согласно Закону, не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Таким образом, религиозные объединения не могут выдвигать кандидатов в депутаты и на выборные должности, не ведут предвыборной агитации.

Разумеется, в личном качестве члены религиозных объединений вправе наряду с другими гражданами участвовать в политической жизни, быть депутатами, выборными должностными лицами, высказываться за или против кандидатов. Согласно Закону, отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения права их членов участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.

Закон разрешает религиозным организациям создавать свои образовательные учреждения.

Согласно Закону, религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповеданием; совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Религиозная группа — это такое добровольное объединение верующих, которое осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7 Закона). Помещения и необходимое для ее деятельности имущество предоставляются в пользование религиозной группы ее участниками. Если граждане, образовавшие религиозную группу, намерены в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, они уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Религиозная организация — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, которое в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности.

Для создания местной религиозной организации учредителями должны выступить не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, имеющую подтверждение ее существования на протяжении последних 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной религиозной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций в соответствии с собственными установлениями.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

В судебном порядке религиозные организации или религиозные группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена по следующим основаниям:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения:

Читайте также:  Как узнать, кому по номеру?

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом -гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления.

Религиозные организации самостоятельны в своей внутренней деятельности. Государство уважает их внутренние установления, если эти установления не противоречат законодательству РФ.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах и интернатах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Закон предусматривает, что в собственности религиозных объединений могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Причем государство передает в собственность религиозных организаций для использования в функциональных целях культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения безвозмездно.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. (С. А.)

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

К вопросу о наднациональном характере Конвенции о защите.

Европейский суд, правовое государство, Российская Федерация, государство, свобода, Конституция, свобода человека, судебная защита, Европейская конвенция, международный договор.

Европейский суд, Европейская Конвенция, свобода человека, защита. История развития принципа уважения прав человека и основных свобод.

Публикация Международной Церкви Саентологии

«Мы, в нашей Церкви, верим, что все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев».

«Когда религия не имеет веса в обществе или перестаёт оказывать на общество влияние, все заботы о нравственности граждан, все проблемы с преступностью и с нетерпимостью ложатся на плечи государства, — писал он. — И тогда ему приходится использовать полицию и наказания. Однако это не приносит успеха, ведь если нравственность, целостность и чувство собственного достоинства уже не присущи человеку, их не очень удаётся навязывать ему силой. Эти качества могут появиться лишь в результате духовного осознания, а также при помощи внушения их духовной ценности. Чтобы человек был нравственным и т.д., необходимо гораздо более серьёзное основание и гораздо более сильная эмоциональная мотивация, чем угроза мирского наказания».

Свобода вероисповедания в международном праве [ | код ]

В Новое время — развивалась в системе двусторонних отношений как защита прав меньшинств (например, защиту прав православных в Оттоманской империи гарантировали её соглашения с Российской империей); в многосторонних отношениях с 1878 г. [5]

На практике советская власть проводила политику государственного атеизма.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

Свидетельство о рождении в МФЦ

Раньше регистрация новорожденных детей осуществлялась исключительно в органах ЗАГС, но сейчас доступна возможность получить свидетельство о рождении в МФЦ. Такой документ является основным, удостоверяющим личность ребенка до 14 лет. И только потом возможно получить паспорт гражданина РФ.

В последние годы в Российской Федерации процедура оформления документа существенно модернизирована и упрощена по сравнению с получением свидетельства о рождении в органах ЗАГС. И в обоих случаях такая услуга абсолютно бесплатна – государственная пошлина не взыскивается.

В последние годы в Российской Федерации процедура оформления документа существенно модернизирована и упрощена по сравнению с получением свидетельства о рождении в органах ЗАГС. И в обоих случаях такая услуга абсолютно бесплатна – государственная пошлина не взыскивается.

поход на мфц (практически войной). оформление документов и пособий

Сегодня предприняла очередную попытку оформить бумажки в мфц. с частичным успехом. пишу свой опыт, может кому будет полезно.

Итак, после рождения ребенка надо оформить ему/ей документы. а именно: свидетельство о рождении, страховой полис, снилс и прописку.

Первые три сделать достаточно легко.

В роддоме вам дают справку о рождении ребенка. С этой справкой, своим паспортом, паспортом мужа и свидетельством о браке идете в ближайший мфц (можно не по месту прописки). Там сначала получаете свидетельство о рождении ребенка (заодно определяетесь с Именем и Фамилией). Потом с этим свидетельством и своим паспортом идете в другие кабинеты в этом же мфц и оформляете полис (выдается временный, за постоянным надо придти через месяц) и снилс (выдается справка, за самой карточкой надо придти через какое-то время).

Если вы пришли в мфц по месту прописки, то тут же можете оформить прописку (иначе регистрацию ребенка по месту жительства).(если нет, то езжайте в мфц по месту прописки, это можно сделать только там) Ребенка можно прописать либо к отцу, либо к матери. Согласие остальных родственников не спрашивается) Если вы прописаны все вместе, то любой родитель может сходить и прописать ребенка. Если вы прописаны в разных местах, то вам придется вместе ехать с паспортами и свидетельством о рождении ребенка в тот мфц, куда хотите прописать.

Так же, при рождении ребенка вам положены пособия. Учтите, что отдел соц.защиты работает только по будням.

Опишу те, которые положены мне.

1) пособие для вставших на учет и соц карта. (600р)

нужна справка из ЖК и паспорт. еще полис и снилс могут потребовать. карточку выдадут где-то через месяц.

2) единовременная выплата при рождении. (5500р)

нужны паспорта обоих родителей и свидетельство о рождении. могут спросить свидетельство о браке

3) пособие молодой семье (это если хотя бы один из вас москвич и вам нет 30 лет. около 50 тыс)

опять же паспорта, свидетельство о браке, свидетельство о рождении

4) единовременное пособие (14497,8) (выдается на работе вашей или мужа)

-заявление о назначении пособия,

— справка, которую выдадут вместе со свидетельством о рождении,

-свидетельство о рождении,

-справка от другого родителя (с работы или из мфц(если не работает)), что он не получал это пособие

5)ежемесячное пособие до 1,5 лет (можно на работе, можно в мфц). я не работаю, поэтому пытаюсь получить в мфц.

-свидетельство о рождении,

-справка 2-НДФЛ с работы мужа (за последние 6 мес),

-копия трудовой мужа заверенная печатью (на нынешнем месте работы работы должно быть написано: работает по настоящее время, дата и подпись)

-копия трудовой матери (меня).

-справка 2-НДФЛ от матери (если работаете)

у меня нет трудовой, я закончила универ достаточно давно, поэтому от меня потребовали диплом об образовании и выписку из индивидуального лицевого счета (получается в пенсионном фонде, с собой нужен паспорт и снилс)

-справка с работы мужа, что он не получал это пособие.

Теоретически можно все эти пособия оформить через портал. теперь, после третьей попытки, я думаю у меня достаточно документов, чтобы и через него подать))

Если вы хотите вписать ребенка в свой паспорт (в графу дети), а заодно и оформить ему гражданство, то вам надо в УФМС. Он тоже находится в мфц. Но имейте ввиду. что график работы у него отличается от общего. С собой нужен паспорт(паспорта), свидетельство о рождении (если не по прописке, то свидетельство о временной регистрации)

Я задолбалась туда ходить уже, потому что каждый раз от меня требуют еще какую-нибудь бумажку. мне осталось оформить ежемесячное пособие и прописку. и в уфмс. То есть ехать в пенсионный, а потом опять к ним. А делать все это проблематично, так как Варьку не с кем оставить.

Живу я не по прописке, поэтому сегодня был совершен марш бросок с Варькой на машине — ее первая долгая поездка (до этого ездили только 5 мин до парка). Варька сдана бабушке гулять, а сама я поехала в этот мфц. Вернулась, встретила маму с коляской, покормила Варьку, поела сама и мы поехали обратно. Варюшка вела себя чудесно, спала почти всю дорогу в машине, спала всю прогулку, дома все с интересом рассматривала, гулила и улыбалась бабушке.

Первые три сделать достаточно легко.

Получение свидетельства о рождении по доверенности

Согласно Гражданскому кодексу, оформлять или менять документ могут:

  • взрослые и дети старше 14 лет;
  • родители детей, не достигших 14-летнего возраста;
  • органы опеки и попечительства;
  • родственники умершего человека;
  • законные представители (например, опекун инвалида или недееспособного человека).

В случае если человек не может лично подать заявку на получение или восстановление свидетельства о рождении (например, по причине болезни), он может передать эти полномочия другому лицу. При этом к стандартному перечню документации необходимо приложить оформленную у нотариуса доверенность с указанием в ней соответствующих полномочий и паспорт того, на чье имя выдана доверенность.

Если у проживающих на территории России иностранных граждан рождается малыш, для получения документа о рождении следует предъявить:

Пошаговая инструкция оформления

Через МФЦ можно получить свидетельство о рождении ребёнка, предварительно записавшись на приём. Это можно сделать тремя способами:

  1. Лично прийти в центр и зарегистрироваться через терминал. Получить талон регистрации с указанием даты и времени будущего посещения центра.
  2. Записаться в МФЦ через интернет и ждать подтверждения, которое должно прийти с соответствующими реквизитами на личную электронную почту.
  3. Встать в очередь на личный приём, предварительно записавшись по телефону горячей линии многофункционального центра, указанному на сайте нужного МФЦ. Оператор оформит ваши данные и в устной форме оповестит о сроках посещения.

Пошаговая инструкция оформления свидетельства о рождении ребенка через МФЦ:

  1. Собрать полный пакет документов. Подготавливается с учётом соблюдения нюансов (наличие одного или обоих родителей, рождение вне стен медицинского учреждения, и прочее).
  2. Предоставить соответствующие документы в МФЦ.
  3. Выждать срок, отведённый для проверки предоставленных бумаг.
  4. Явка лично в указанные сроки для заполнения граф в заявлении определённой формы.
  5. Получение свидетельства о рождении от сотрудников МФЦ.

Внимание

Возможность получения свидетельства на новорождённого непосредственно в день официального визита заявителей в центр, часто зависит от технической загруженности МФЦ. Велика вероятность получения свидетельства позже заявленного срока – от 2 до 7 дней.

Пошаговая инструкция оформления свидетельства о рождении ребенка через МФЦ:

Добавить комментарий