Неправомерное применение физической силы

Ответственность сотрудников милиции за неправомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник милиции принимает, как правило, самостоятельно и поэтому полностью отвечает за последствия их применения. Закон РФ «О милиции» не устанавливает особых правил применения сотрудником милиции специальных средств и оружия, в зависимости от того действует он в составе отдельной группы или подразделения (например, во время проведения специальных операций в условиях чрезвычайных происшествий криминального характера). В таких случаях они применяются, как правило, по команде руководителя операции, но это не снимает ответственности с непосредственного исполнителя за правомерность соответствующих действий[122].

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О милиции» при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом. Следовательно, сотрудник милиции, выполнивший явно для него незаконный приказ о применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, привлекается к ответственности наряду с должностным лицом, отдавшим подобный приказ.

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона «О милиции» применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет для сотрудника милиции ответственность, установленную законом. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной, материальной, уголовной.

Специальной нормы, устанавливающей ответственность за незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками милиции в Уголовном кодексе Российской Федерации, нет. С учетом обстоятельств происшедшего сотрудникам вменяется, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности, должностного преступления либо превышение пределов необходимой обороны, крайней необходимости или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Если сотрудник милиции, незаконно, вне связи с возложенными на него служебными обязанностями, применяет против кого-либо физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (мотивы могут быть различными: ревность, месть, хулиганский или корыстный мотив и т. п.), то он несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. 105 «Убийство», ст. Ш «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 3 ст. 213 «Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» УК РФ. В зависимости от обстоятельств дела такие действия могут быть также квалифицированы по ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта», ст. 117 «Истязание». Если указанные деяния имели место в ходе совершения иных преступлений против личности, собственности и т. п., то необходима квалификация по совокупности преступлений.

Умышленное нарушение установленных законом оснований и порядка применения сотрудником милиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.

При анализе содержания п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, в соответствии с которым «применение оружия» является квалифицирующим признаком, отягчающим ответственность должностного лица в связи с превышением им должностных полномочий, следует исходить из более широкой трактовки данного юридического понятия, в сравнении с Законом РФ «О милиции». Под «применением огнестрельного оружия» здесь понимается использование его как для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения телесных повреждение в том числе и в результате ударов оружием, так и для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность[123]. Примером подобного рода должностного преступления может быть ситуация, когда сотрудник милиции, домогаясь у задержанного лица показаний, извлекает пистолет из кобуры или служебного сейфа и угрожает им этому лицу.

Если, исполняя служебные обязанности, сотрудник милиции обнажит огнестрельное оружие, а затем в результате собственных неумелых или неосторожных действий произведет случайный выстрел при отсутствии для этого законных оснований, причинивший кому-либо вред, то он будет нести уголовную ответственность по ст. 109 («Причинение смерти по неосторожности») или 118 («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности») УК РФ.

Незаконное применение сотрудником милиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если в момент применения указанных мер он превысил пределы необходимой обороны, крайней необходимости или мер по задержанию лица, совершившего преступление, влечет уголовную ответственность по ст. 108 («Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление»), ст. 114 («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление») УК РФ.

Использование полномочий по применению особых мер воздействия является правом сотрудника милиции. Поэтому, сам по себе факт неприменения огнестрельного оружия сотрудником милиции в ситуации, когда для этого имелись основания, учитывая исключительный характер данных мер, не должен влечь дисциплинарную ответственность, а тем более уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ или по ст. 293 УК РФ (халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе), даже если предпринятые сотрудником иные меры воздействия не смогли предотвратить существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

На практике имеют место случаи применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудниками милиции в условиях мнимой обороны.

Пленум Верховного Суда СССР в этой связи указал, что необходимо «различать состояние необходимой обороны и так называемой мнимой обороны, когда отсутствует реальное общественно опасное посягательство, и лицо лишь ошибочно предполагает наличие такого посягательства. В тех случаях, когда обстановка происшествия давала основания полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применившее средства защиты, не сознавало и не могло сознавать ошибочность своего предположения, его действия следует рассматривать как совершенные в состоянии необходимой обороны. Если же лицо причиняет вред, не сознавая мнимости посягательства, но по обстоятельствам дела должно и могло это сознавать, действия такого лица подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за причинение вреда по неосторожности»[124].

Из этого разъяснения Пленума следует, что сотрудник милиции, применивший физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, не несет юридической ответственности за причиненный вред, если он находился в состоянии так называемой «извинительной» мнимой обороны.

Говоря об «извинительной» мнимой обороне, следует иметь в виду, что добросовестно заблуждающееся лицо обязано соблюдать все условия правомерности причинения вреда в таком состоянии. Как указал Пленум Верховного Суда СССР в п. 13 вышеназванного постановления, «если . лицо превысило пределы защиты в условиях соответствующего реального посягательства, оно подлежит ответственности как за превышение пределов необходимой обороны».

Если же сотрудник милиции, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, находился в состоянии «неизвинительной» мнимой обороны, когда он не сознавал, но должен был и мог сознавать ошибочность своего предположения о наличии оснований для применения оружии, он будет привлечен к ответственности за неосторожное преступление.

Поскольку в то же время покушения на совершение неосторожного преступления быть не может, поскольку применение сотрудником милиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в состоянии «неизвинительной» мнимой обороны, которое не повлекло вредных последствий, ни при каких условиях не должно влечь уголовной ответственности сотрудника милиции (возможна дисциплинарная ответственность).

Наряду с привлечением к уголовной ответственности к сотруднику милиции, незаконно применившему физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, потерпевшим может быть предъявлен гражданский иск о возмещении ущерба в связи с полученными телесными повреждениями, а также морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. Как указывается в ч. 2 ст. 40 Закона РФ «О милиции», вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Говоря о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате применения или использования огнестрельного оружия, следует отметить, что в соответствии со ст. 1066 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы, возмещению не подлежит.

Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред (ч. 1 ст. 1067 ГК).

Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

Если же ущерб причинен третьим лицам сотрудником милиции в результате его профессиональной деятельности (при исполнении), то ответственность за него несет по нормам гражданского законодательства орган внутренних дел (ст. 1068 ГК), который, возместив причиненный ущерб, может предъявить регрессный иск своему сотруднику о возмещении сумм, выплаченных по его вине, По нормам материальной ответственности сотрудника милиции.

Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ (§ 2), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

За нарушение правил применения и использования огнестрельного оружия, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, сотрудники милиции несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

Глава 7. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В АДМИНИСТРА ТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Дата добавления: 2014-12-17 ; Просмотров: 2348 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Если сотрудник милиции, незаконно, вне связи с возложенными на него служебными обязанностями, применяет против кого-либо физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (мотивы могут быть различными: ревность, месть, хулиганский или корыстный мотив и т. п.), то он несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. 105 «Убийство», ст. Ш «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 3 ст. 213 «Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» УК РФ. В зависимости от обстоятельств дела такие действия могут быть также квалифицированы по ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта», ст. 117 «Истязание». Если указанные деяния имели место в ходе совершения иных преступлений против личности, собственности и т. п., то необходима квалификация по совокупности преступлений.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Ст. 19 Федерального закона “О полиции”:

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

Условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств. Порядок их применения

Закон РФ «О полиции» содержит специальный раздел, посвященный вопросу применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Раздел 4 статьи 12-16). Российские законодатели поступили в точном соответствии с Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые требуют от государств – членов ООН законодательного регулирования применения полицейскими силы и огнестрельного оружия и доведения соответствующих норм до сведения населения .
Статья 12 Закона РФ «О полиции» раскрывает условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию .
Полиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел – Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При применении физической силы, специальных средств или oгнестрельного оружия сотрудник полиции обязан:
– предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместньм или невозможньм;
– стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;
– уведомить прокурора о случаях смерти или ранения.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
Применение полицией физической силы. Физической силой в соответствии с законодательством о полиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудников полиции, направленные против воли людей, животных либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности людей, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими–либо предметами, а также в причинении боли или телесных повреждений, в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому–либо имущества в целях пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников полиции .
Применение полицией физической силы может причинить серьезные телесные повреждения правонарушителю и привести его к смерти. Поэтому законодатель регламентирует ограничение личной безопасности граждан указанным способом.
Основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками полиции, является закон РФ «О полиции». Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий:
– четкого правового регулирования ее применения;
– уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя.
Статья 13 Закона «О полиции» гласит: «Сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей».
Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например, применением физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции держат его «под руки» и т. д.
Боевые приемы борьбы как разновидности физической силы, применяемой сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя – боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т. п. либо не входить не в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов была соразмерной характеру и степени общественной опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, то есть не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 3 ст. 23 Закона РФ «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности.
Исходя из содержания статьи 13 Закона РФ «О полиции» физическая сила используется:
Во-первых, при пресечении преступлений и административных правонарушений. Необходимо отметить, что правомерным применением физической силы следует считать пресечение правонарушений и преступлений, которые совершаются путем действия;
Во-вторых, для задержания лиц, совершивших преступление или административное правонарушение.
В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например, разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны, задержание, а значит и физическая сила, может применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения.
По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции. В таком случае появляется еще и третье основание применения сотрудниками полиции физической силы – преодоление противодействия законным требованиям.
Для того, чтобы применение физической силы сотрудниками полиции соответствовало закону, необходимо, чтобы каждое из перечисленных оснований, было дополнено второй частью – если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату.
Специальные средства – это технические устройства (предметы), животные, которые предназначены для оказания непосредственного воздействия на человека или объект.
Согласно Перечню специальных средств сотрудниками органов внутренних дел применяются следующие специальные средства: резиновые палки и резиновые пули, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки, электрошоковые устройства и спирали.
Специальные средства применяются в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей. В статье 14 Закона РФ «О полиции» перечислены случаи применения специальных средств и какие средства и в каком случае применяются.

Читайте также:  Журнал учета проверок

№ п/п
Случаи применения специальных средств
Виды специальных средств

1 отражение нападения на граждан и сотрудников полиции резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, служебные собаки, электрошоковые устройства

2 пресечение оказываемого сотруднику полиции сопротивления резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, служебные собаки, электрошоковые устройства

3 задержание лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться наручники, служебные собаки, электрошоковые устройства

4 задержание лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства
Продолжение таблици

5 доставление задерживаемых лиц в полицию, конвоирование и охрана задержанных или осужденных, а также лиц подвергнутых административному аресту или заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику полиции наручники, служебные собаки

6 освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки

7 пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы и бронемашины

8 остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться средства принудительной остановки транспорта

9 выявление лиц, совершающих или совершивших преступление специальные окрашивающие средства, служебные собаки

10 проведение операций по задержанию преступников, блокированию путей движения групп правонарушителей и усиление защиты охраняемых объектов спирали

Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться сотрудниками полиции лично или в составе подразделения для:
1) защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
2) отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
3) освобождения заложников;
4) задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающего скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
5) отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
6) пресечения побега из-под стражи:
– лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления;
– лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
– лиц, осужденных к лишению свободы;
– для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.
Право на применение специальных средств имеют сотрудники ОВД, прошедшие соответствующую специальную подготовку и выдержавшие ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением. Сотрудники, не сдавшие зачет по правилам использования специальных средств, аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законом ответственность.
В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, сотрудники ОВД обязаны проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.
При применении спецсредств должно быть обеспечено предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление в возможно короткий срок их родственников. О фактах ранения или смерти, связанных с использованием спецсредств, немедленно уведомляется прокурор.
В случаях использования специальных средств для обеспечения крупномасштабных операций задействуются работники медицинской службы системы органов внутренних дел.
Разрешение на вооружение личного состава ОВД спецсредствами дают:
а) средствами индивидуальной защиты (защитными касками, шлемами, жилетами, бронещитами, противоударными щитами, пулезащитными куртками), палками резиновыми специальными (ПР-73 и ПР-89), наручниками (БР и БР-С), аэрозольной упаковкой «Черемухой-10» – дежурный ОВД;
б) спец. карабином «КС-23», насадкой к карабину, патронами с резиновой пулей «Волна-Р», патронами с газовыми гранатами «Черемуха-7» и «Сирена-7», пистолетом газовым с боеприпасами, ручными гранатами: «Черемуха-6», «Черемуха-12», «Сирень-6», «Сирень-12», светошумовой гранатой «Заря» и светошумовым устройством «Пламя», малогабаритными взрывными устройствами «Ключ» и «Импульс», устройствами остановки автотранспорта «Еж-Диана» – начальник органа внутренних дел или его заместитель;
в) бронемашинами (БМД-1, БТР-60 ПБ, БРНД-2), водометом (автоцистерной пожарной АЦ-40), ранцевым аппаратом «Облако» жидкостным – министр внутренних дел республик в составе РФ, начальник управления (главного управления) и ОВД края, области, автономной области и автономного округа, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, начальник управления (отдела) внутренних дел на транспорте.
Министр внутренних дел РФ и его заместители вправе давать разрешение на вооружение личного состава любыми видами перечисленных специальных средств.
Решение о непосредственном применении спецсредств принимает руководитель конкретной операции. Сотрудники ОВД, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим рапортом непосредственному начальнику.
Рассмотрим особенности применения отдельных видов специальных средств:
– резиновые палки. Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.
– наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков;
– слезоточивые вещества. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения, в период действия этих веществ.
Специальные средства «Черемуха-12», «Сирень-12» и «Облако» применяются только на открытой местности; «Чсремуха-6, 7, 10», «Сирень -6, 7» и пистолеты газовые с боеприпасами – на открытой местности и в помещениях.
Запрещается забрасывать гранату «Черемуха-6» и «Сирень-6» в двойном исполнении в помещение, объем которого менее 60 куб. метров;
– патроны с резиновой пулей «Волна-Р». Отстреливаются на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части его ног;
– светозвуковые средства отвлекающего воздействия «Заря» и «Пламя» применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей;
– средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»). Запрещается применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе 2 метров от человека;
– устройства остановки автотранспорта. Запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий ;
– водометы. Используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации очагов пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже ОС;
– бронемашины. Применяются для проведения операции по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы;
– специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминисцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т. п.). Применяются для выявления лиц, совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

7 пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы и бронемашины

Применение силы негосударственной (частной) охраной при задержании правонарушителя

Обстоятельства при задержании, когда охранник имеет право применить специальные средства, могут возникнуть уже на первом уровне задержания, когда правонарушитель не оказывает физическое сопротивление, то есть лежит и не желает идти. Однако правонарушитель оказался значительно сильнее охранника, и в результате большой его тяжести охранник не может перенести правонарушителя сам с помощью других охранников или вызвать милицию. Здесь охранник в основном применяет резиновую палку. Спецсредства применяются и тогда, когда правонарушитель пытается убежать. Здесь используются наручники, физическая сила, вплоть до подручных средств.

Уголовная ответственность за неправомерное применение сотрудником полиции специальных средств и физической силы

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Для выполнения стоящих перед сотрудниками полиции задач они наделены правом применения государственного принуждения, осуществляемого от имени государства. Применение физической силы, специальных средств является достаточно распространенным средством принуждения, применяемым сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. С одной стороны, при их применении сотрудники полиции глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан, т.к. это сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой стороны, это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Несоблюдение сотрудниками полиции соответствующих нормативных правовых предписаний в ряде случаев может повлечь уголовную ответственность.

Как свидетельствует судебная практика, в преимущественном большинстве случаев применению подлежит ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное:

– с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»);

– с применением оружия или специальных средств (п. «б»);

– с причинением тяжких последствий (п. «в»).

В соответствии с диспозицией ст. 286 УК РФ под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий в том числе относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, где отсутствовали правовые основания для этого);

– никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (например, нанесение побоев или причинение вреда здоровью задержанному лицу).

Данная форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между сотрудником полиции и потерпевшим.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, которые закрепляются в различных нормативных правовых и иных актах.

В п. 22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснить, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Кроме того, применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, специальных средств от правомерных действий должностных лиц, следует учитывать, что основания, условия и пределы применения специальных средств определены

в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в ФЗ «О полиции»).

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами сотрудник полиции выступает именно как должностное (официальное) лицо. В иных случаях он может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление.

Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенные ему специальные средства или огнестрельное оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность на общих основаниях в зависимости от причиненного вреда – по ст. 116 УК РФ «Побои», ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 105 УК РФ «Убийство».

Читайте также:  ОКВЭД: рекламная деятельность

Следует отметить, что не во всех случаях неправомерного применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств подлежит применению ст. 286 УК РФ. Если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, вменяется норма об ответственности за принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ).

В то же время ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер.

Например, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.

Отдельное внимание следует уделить вопросам уголовно-правовой оценки применения сотрудником полиции физической силы и специальных средств я в состоянии необходимой обороны, то есть при защите своих интересов или интересов других лиц от общественно опасных посягательств, а также при задержании лица, совершившего преступление.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление, распространяются положения ст. 37 и 38 УК РФ, предусматривающие условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление. Причем следует акцентировать внимание на том, что правила вышеуказанных статей УК РФ применяются и в том случае, если сотрудник полиции действует в нарушение требований иных нормативных правовых актов, предусматривающих запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

При этом если в результате превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указанные лица совершат убийство или умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное ими при наличии соответствующих признаков подлежит квалификации по ст. 108 или 114 УК РФ.

Не влечет уголовной ответственности умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время органам внутренних дел все чаще приходится сталкиваться с организованной преступностью, хорошо оснащенной средствами нападения (различные виды огнестрельного и холодного оружия). Наибольшую опасность, представляет применяемое преступниками огнестрельное оружие отечественного и зарубежного производства: автоматы, пистолеты, револьверы, ружья.

Анализ практической деятельности органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, местах содержания под стражей, при задержании вооруженных преступников в различных условиях, ликвидации бандитских формирований, освобождении заложников и при пресечении захвата воздушных судов свидетельствует, что успешное выполнение задач достигается высоким знанием личным составом своих обязанностей и прав, строгим соблюдением законов и других нормативных актов, владением основными тактическими способами действий в различных ситуациях, высокой моральнопсихологической подготовкой, полным и своевременным материальнотехническим обеспечением, знанием тактико-технических характеристик вооружения и специальных средств.

Задача органов внутренних дел сводится к пресечению преступных действий путем подавления их сопротивления, а в крайних случаях – уничтожения. Поэтому охрана правопорядка, защита конституционных прав граждан постоянно сопряжена с риском для жизни сотрудников органов внутренних дел. Одним из важных направлений успешного выполнения служебных задач является правильное, умелое использование и применение средств индивидуальной защиты и активной обороны.

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами сотрудник полиции выступает именно как должностное (официальное) лицо. В иных случаях он может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление.

Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия.

Принятие Федерального закона «О полиции» конкретизировало и увеличило основания применения специальных средств полицией, определило основания применительно к каждому из этих средств и значительно расширило запреты, связанные с их применением.

Специальные средства – это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации разрешено осуществлять опытную эксплуатацию не предусмотренных перечнем специальных средств, прошедших приемочные испытания либо состоящих на вооружении государственных военизированных организаций Российской Федерации или правоохранительных органов иностранных государств.

В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоят следующие специальные средства:

· палки специальные резиновые (ПР-73, ПР-89, ПР-90, ПР-Тонфа, ПР-Таран и др.);

· ручные газовые гранаты «Черемуха-6», «Черемуха-12» и их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами «Черемуха-7», «Сирень-7», аэрозольная упаковка «Черемуха-10», ранцевый жидкостной аппарат, пистолет газовый с боеприпасами;

· наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);

· светозвуковые средства отвлекающего воздействия (светошумовые гранаты «Заря», «Факел», изделие «Гном», светошумовое устройство «Пламя»);

· средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»);

· средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун»);

· водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40);

· бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП);

· специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина);

· сторожевые, караульные, розыскные и патрульные служебные собаки разных пород;

Однако этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен подзаконными актами Правительства РФ. Так, в Перечень специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345, вошли не указанные в законе резиновые пули ударного непроникающего действия.

В ст. 21 Федерального закона «О полиции» выделены следующие признаки специальных средств:

1. в качестве специальных средств Закон допускает применение химических веществ (газов, окрашивающих и маркирующих средств), технических устройств и приспособлений, а также служебных животных;

2. они представляют повышенную опасность для человека;

3. прежде чем поступить на вооружение полиции, эти средства должны пройти специальную процедуру допуска в целях определения характера их воздействия 1 Так, в соответствии с приказом МВД России, ФСБ России, Минюста России, Минздравсоцразвития России от 3 марта 2010 г. «О создании Межведомственной экспертной комиссии» специальные средства соответствующего назначения, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, состоящие на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран, по результатам экспертного заключения и комиссионного рассмотрения материалов могут быть включены в утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации перечни образцов огнестрельного оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, а также специальных средств и иных видов вооружения, состоящих на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, органов ФСБ и ФСИН.;

4. эти средства используются только в ситуациях, прямо разрешенных законом в целях борьбы с правонарушениями.

В ряде случаев специальные средства могут быть применены только посредством производства выстрела из огнестрельного оружия. Например, пули травматические ударного непроникающего воздействия «Волна-Р» (пуля резиновая сферической формы); пули ударного комбинированного останавливающего действия «Волна-1», «Волна-2»; патроны со светозвуковой гранатой для имитации взрыва и психического воздействия «Звезда» и фанатами раздражающего действия «Черемуха-7», «Черемуха-7М», «Сирень-7».

Применение специальных средств допустимо и законно только в случае активных насильственных действий. Пассивное поведение правонарушителя (неповиновение) не является основанием для их применения. Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, когда безуспешно использованы все ненасильственные способы воздействия на правонарушителя.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении у полиции, в следующих случаях:

1. отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2. пресечения преступления или административного правонарушения;

3. пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4. задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5. задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6. доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7. освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8. пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9. остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10. выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11. защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Кроме того, работникам полиции разрешается использовать все специальные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью потенциальной опасности специальных средств по отношению к огнестрельному оружию.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О полиции» запрещается применять специальные средства против:

1. женщин с видимыми признаками беременности;

2. лиц с явными признаками инвалидности;

3. малолетних (в соответствии со ст. 28 ГК РФ лицо, не достигшее 14 лет).

Исключение составляют случаи оказания указанными лицами вооруженного сопротивления и совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

Статья 22 Федерального закона «О полиции» впервые на законодательном уровне определила не только запреты на применение специальных средств, но и ограничения, связанные с их применением:

1. не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2. не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3. не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4. установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники полиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» для применения перечисленных специальных средств сотрудники полиции вправе применять служебное огнестрельное оружие.

Огнестрельное оружие – это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, определен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1980 года, утвердившей Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

Современное применение полицией специальных средств и огнестрельного оружия предусмотрено федеральными конституционными законами Российской Федерации: «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и федеральными законами Российской Федерации: «О полиции», «О внутренних войсках МВД Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др. Указанные законы Российской Федерации базируются на основных нормативно-правовых установках международного гуманитарного права и, в частности: «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», «Венской декларации о преступности и правосудии» и т.д. Основанием для применения специальных средств и огнестрельного оружия, являются условия, при которых не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Так, применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. Пределами применения специальных средств и огнестрельного оружия являются законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

В соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ «О полиции» в ряде случаев сотрудникам полиции позволяется, при отсутствии у них необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, использовать любые подручные средства и даже оружие, не состоящее на вооружении полиции, например, спортивное, охотничье, наградное. В законе дается исчерпывающий перечень этих случаев, таких как: состояние необходимой обороны, крайней необходимости и задержание лица, совершившего преступление.

Согласно ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Состояние крайней необходимости по ст. 39 УК РФ характеризуется тем, что для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, причиняется вред, если эта опасность не могла быть устранена иначе, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 УК установлено понятие превышения пределов крайней необходимости. Такое превышение имеет место, если умышленно причиняется вред, явно не соответствующий характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Характер опасности определяется ценностью общественных отношений, которым грозил вред, а степень опасности выражается в ее интенсивности, продолжительности воздействия.

Умышленное нарушение установленных законом оснований и порядка применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении специальных средств или огнестрельного оружия, когда применение специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость», ст. 40 УК РФ «Физическое или психическое принуждение», ст. 41 «Обоснованный риск», ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения».

Кунцевская межрайонная прокуратура

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

· наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с избиением, то вам следует помнить, что:

В результате избиения может наступать не только вред здоровью, но и смерть потерпевшего. В этом случае для надлежащей квалификации будет иметь значение изначальный умысел преступника. Если целью избиения не являлась смерть гражданина, ответственность будет наступать по соответствующей части одной из указанных выше статей.

Доклад “Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина”


Так, 27 июля 2019 г. на углу Центрального детского магазина, расположенном на пересечении ул. Рождественка и Театрального проезда, имело место применение неустановленным сотрудником специального средства – палки специальной в отношении одновременно нескольких неустановленных лиц, которые находились на предназначенной для отдыха граждан лавочке, не совершали нападения на сотрудников правоохранительных органов и не оказывали им сопротивления. Даже если исходить из того, что данные граждане совершали административное правонарушение, к моменту применения специального средства оно уже было пресечено, а необходимость в его применении отсутствовала (http://vk.com/video-29534144_456247198).

В каких случаях полицейский получает право использовать служебное огнестрельное оружие

Не зная принципов законодательства, регулирующего работу полиции, можно ошибочно подумать, что оружие выдается сотруднику полиции и он свободно может применять его, как это нередко показывают в большинстве фильмов на криминальную тематику. В отличие от фильмов, в реальной жизни на применение силы или спецредств, а тем более огнестрельного оружия, существует немало ограничений, которые полицейскому при несении службы предписывает строго соблюдать Закон «О полиции». В России, кроме этого закона, использование оружия полицейским, правила ношения и порядок применения спецсредств и оружия, регулируются также конституционными законами РФ. К тому же для несения полицией служебных обязанностей могут использоваться исключительно огнестрельное оружие и марки и модели специальных служебных средств, указанными в Перечне, утвержденном правительством РФ.

Читайте также:  Отец не хочет платить алименты ребенку

Право сотрудников полиции в определенной ситуации пользоваться служебным огнестрельным оружием, как и специальными средствами, закреплено в ст. 18 Закона «О полиции». Воспользоваться этим законным правом полицейский может, оказавшись в ситуации, когда выполнение его служебных обязанностей невозможно без применения силовых методов.

Цели, принципы, порядок и случаи применения служебных специальных средств, оружия и физической силы регулирует Закон «О полиции», ст. 18-24.

Исходя из статьи 23 рассматриваемого в этой статье закона, сотрудник (группа сотрудников) полиции обладает правом на применение огнестрельного оружия: для пресечения нападения, связанного с применением насилия, считающегося опасным для жизни и здоровья (в том числе вооруженного или группового нападения на здания, организации и прочее), освобождения удерживаемых лиц-заложников, для задержания гражданина, совершающего тяжкое преступление или оказывающего вооруженное сопротивление, пресечение побега из МЛС.

Есть и другие ситуации, когда применение оружия полицейским допустимо: предупредительный выстрел, для остановки движущегося транспорта, разрушения замков, препятствующих проникновению в здание, обезвреживания животного (при угрозе жизни и здоровью).

Нарушение оснований правил и (или) порядка применения специальных средств, силы или служебного оружия, которые регламентирует Закон «О полиции», ст. 18-24, совершенное сотрудником полиции умышленно, будет являться уголовно наказуемым превышением должностных полномочий.

4. Средства (или устройства) для принудительной остановки транспорта (далее – СПОТ).

Ответственность граждан за неправомерное применение оружия

Лицо, применившее оружие, может быть привлечено к ответственности при превышении пределов необходимой обороны, крайней необходимости и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, а также за умышленное причинение вреда (провокация обороны) и за применение в пределах необходимой обороны или крайней необходимости оружия, имеющегося у гражданина на незаконном основании (неучтенного, незарегистрированного и т.п.).

Превышением пределов необходимой обороны, влекущим уголовную ответственность, признаются только умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства (ч.3 ст. 37 УК РФ). Таким образом, закон защищает интересы обороняющегося, так как освобождает его от ответственности за неосторожное причинение вреда посягающему. При этом не всякий умышленно причиненный вред относится к превышению пределов необходимой обороны, а только тот, который явно не соответствует степени или характеру опасности посягательства. Если при защите посягающему причинен любой вред (вплоть до причинения смерти, тяжкого вреда здоровью и т.п.) в результате неосторожных действий, защищающийся ответственности не несет.

Явно не соответствующим характеру и степени общественной опасности посягательства признается вред чрезмерный, не вызванный обстановкой. Важно отметить, что причинение средней тяжести и легкого вреда здоровью, а также побоев укладывается в пределы необходимой обороны, и поэтому за причинение перечисленных видов телесного повреждения обороняющееся лицо к уголовной ответственности не привлекается. Этим новое уголовное законодательство отличается от ранее действовавшего (см. ст. 111 УК РСФСР) – оно расширяет права граждан на оборону от преступных посягательств.

Убийством с применением оружия при превышении пределов необходимой обороны, за которое предусмотрено наказание в соответствии с ч. 1 ст.108 УК РФ, является умышленное лишение жизни того, кто нападает, в целях защиты личности и прав обороняющегося или других лиц, а также собственности от общественно опасного посягательства, когда причинение вреда явно не соответствует характеру и степени общественно опасного посягательства.

Причинением тяжкого вреда здоровью посягающего с применением оружия при превышении пределов необходимой обороны, за которое предусмотрено наказание в соответствии с ч. 1 ст. 114 УК РФ, является умышленное противоправное и виновное причинение вреда здоровью посягающего, опасное для жизни в момент причинения, либо повлекшее потерю какого-либо органа или его функций, душевную болезнь либо иное расстройство здоровья, сопряженное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на 1/3, когда этот вред явно не соответствует характеру и степени общественно опасного посягательства. Характер и степень тяжести повреждений определяются судебно-медицинской экспертизой.
Причинение вреда при превышении пределов необходимой обороны связано со способами и средствами нападения и защиты.
В новом законодательстве отсутствуют положения ч. 2 ст. 13 УК РСФСР о том, что правомерной является защита, когда нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. При подобном способе нападения защищающийся имел право причинить противнику любой вред. Такая формулировка запрещала, а в ряде случаев ограничивала применение некоторых способов и средств защиты, так как упоминалось только о жизни защищающегося и других лиц. Значит, если посягательство было направлено не на жизнь, а здоровье, а обороняющийся в это время имел возможность защититься от нападения только с помощью огнестрельного оружия (например, инвалид, который не может передвигаться, человек преклонного возраста и т.п.), он не мог быть уверен в правомерности своих действий. Впрочем, как и при причинении любого вреда посягающему с помощью огнестрельного оружия, когда нападение было связано с посягательством на собственность, с нарушением неприкосновенности жилища, вымогательством и т.п. В новом УК РФ формулировка изменена. Причем вред, причиняемый посягающему, может быть и больше характера и степени общественно опасного посягательства, важно только чтобы не было резкого, значительного несоответствия причиненного в процессе обороны вреда и степени опасности.

Что же касается средств защиты, то в судебной практике особое внимание привлекает применение защищающимся огнестрельного оружия. В ст. 24 Закона об оружии речь идет об оружии вообще и не конкретизируется, когда можно и когда нельзя применять огнестрельное оружие или другие средства защиты.

Зато законодатель четко указывает, как должны применять средства защиты правоохранительные органы и частные охранные структуры: когда спецсредства, когда огнестрельное оружие, и даже предусмотрены случаи, когда запрещается применение физической силы (ст. 15 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. “О милиции” или ст. 18 Закона РФ от 11 марта 1992 г. “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” и др.).

Однако из содержания ст. 24 Закона об оружии не следует, что огнестрельное оружие можно применять в любой ситуации. Необходимо помнить, что оно может быть использовано как крайняя мера, когда в результате его неприменения возникает угроза жизни или может быть причинен значительный материальный ущерб, когда нападение осуществляется при таких условиях, что применение физической силы или другого оружия (газового пистолета, холодного оружия и т.п.) не дало или не даст нужных результатов, или иные средства защиты отсутствуют. Важно помнить следующее: целью должно являться не причинение смерти или тяжких повреждений с помощью огнестрельного оружия, а пресечение преступления.

Вопрос о наличии или отсутствии несоответствия между характером защиты и опасностью посягательства в каждом конкретном случае должен решаться с учетом опасности, угрожающей обороняющемуся, его силы и возможности отразить нападение. Также необходимо учитывать: количество посягающих и обороняющихся, их возраст, физическое состояние, наличие оружия, место и время посягательства, форму вины, мотивы и цели преступления, способы и стадии его совершения и другие обстоятельства, характеризующие степень опасности посягательства.

Характер общественной опасности посягательства определяется группой отношений, на которые посягает преступник. Это могут быть преступления против жизни и здоровья, преступления против собственности, преступления против власти и др.

В УК РФ предусмотрена ответственность за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.108 УК РФ), а также за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при тех же обстоятельствах (ст. 114 УК РФ). Следует отметить, что большинство лиц, привлекаемых по этим статьям, неправомерно применили огнестрельное оружие. Часто встречаются в судебной практике следующие случаи применения оружия с превышением пределов необходимой обороны:

а) применение огнестрельного оружия при малозначительности совершенного посягающим преступления, не создавшего угрозы причинения вреда личности, обществу и государству (ч. 2 ст. 14 УК РФ);
б) повторное применение огнестрельного оружия в отношении раненого невооруженного преступника;

в) причинение вреда выстрелом не преступнику, а постороннему лицу. УК РФ (ч. 2 ст. 39) так разъясняет понятие “превышение пределов крайней необходимости”: это причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Важно отметить, что за превышение пределов крайней необходимости лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только в случаях умышленного причинения вреда. Так как в УК РФ не предусмотрены специальные нормы об ответственности за превышение пределов крайней необходимости, то действия виновных в таких случаях должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ с обязательной ссылкой на ч. 2 ст. 39 УК РФ. Однако данное обстоятельство в соответствии с п. “ж” ст. 61 УК РФ, относится к смягчающим уголовное наказание.

По общим правилам ст.1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Но с учетом обстоятельств, при которых был причинен такой вред, обязанность возмещения ущерба по решению суда может быть возложена на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред. Причинивший вред или третье лицо могут также быть освобождены от ответственности полностью или частично. Если лицо применило оружие в результате физического или психического принуждения (ст.40 УК РФ) и при этом сохранило возможность руководить своими действиями, ответственность за эти действия наступает с учетом положений ст. 39 УК РФ.

Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч.2 ст. 38 УК РФ). Следует знать, что в практике встречаются случаи мнимой обороны, действия в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, а также провокации обороны. Мнимой признается оборона, когда отсутствует реальное общественно опасное посягательство, и лицо лишь ошибочно предполагает наличие такого посягательства. Здесь возможны два варианта. В первом деяние признается невиновным, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не предвидело.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав

В УК РФ предусмотрена ответственность за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.108 УК РФ), а также за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при тех же обстоятельствах (ст. 114 УК РФ). Следует отметить, что большинство лиц, привлекаемых по этим статьям, неправомерно применили огнестрельное оружие. Часто встречаются в судебной практике следующие случаи применения оружия с превышением пределов необходимой обороны:

Mobills

Перед началом работы Mobills предлагает выбрать аккаунт для входа в систему. Если один гугл-аккаунт введен на нескольких устройствах, то на них автоматически появляется ссылка на установку программы.

Основные принципы и достоинства программы перекликаются с описанным для предыдущих вариантов. Тоже интуитивно понятный интерфейс, переход из режима в режим одним кликом, возможность добавлять категории операций.

В Mobills можно не только вести учет движения средств, но планировать и контролировать будущие операции:

У программы обширный функционал:

  • Есть возможность синхронизации, хранения данных в облаке, экспорта данных в Excel и PDF.
  • Можно настроить геолокацию.
  • Есть напоминания о будущих событиях.
  • Есть удобные фильтры для обработки данных.
  • Итоговую информацию можно представить в виде графиков.

Не все отзывы о Mobills доброжелательны, но разработчики реагируют на них, объясняют и обещают исправить.

Основные принципы и достоинства программы перекликаются с описанным для предыдущих вариантов. Тоже интуитивно понятный интерфейс, переход из режима в режим одним кликом, возможность добавлять категории операций.

7 приложений для управления личными финансами

Первый шаг к финансовой грамотности — понять, куда уходят деньги.

9. Acasa

Acasa – это мобильное приложение одноимённого сервиса для контроля расходов на совместно используемые товары или жилье. Стартап из Великобритании с самого начала был запущен как удобная площадка для тех, кто снимает общую жилплощадь с кем-нибудь или живёт в общежитии. По сути, приложение позволяет понять, кто ещё не уплатил собственную долю за свет, воду, квартплату или новый кондиционер.

Отличительная возможность — оплата счетов непосредственно из интерфейса приложения. Помимо этого, можно переводить деньги другим сожителям, если в доме принято, чтобы расходы разом оплачивал кто-то один.

Acasa переводит один из самых некомфортных моментов совместного проживания на формальный уровень. Каждый пользователь общается один-на-один с сервисом, и никто не думает, что за свет или воду он платит в одиночку.

Главный минус Acasa – узкая специализация. Это приложение не относится к «универсальным солдатам», которые подсчитывают все ваши траты, синхронизируют данные разных банков и готовят выкладки по расходам за конкретный период. Однако в своей нише, пока что, Acasa лучше всех.

  • Удобный интерфейс с календарём планируемых выплат по счетам.
  • Возможность переводить деньги и оплачивать счета из приложения полностью или частично (указывается сумма, дата, номер счёта).
  • Выбор валюты пользователя.
  • Выгрузка отчётов на электронную почту в формате PDF, HTML или СSV.

ТОП-5 приложений для учета финансов

Начните год с чистого листа. Эти пять приложений помогут вам лучше планировать бюджет, больше экономить и просто знать, на что вы тратите деньги.

1. Wallet – Личные финансы, бюджет, банки и графики

Приложение Wallet позволяет вам следить за расходами и банковскими счетами, а также управлять бюджетом в разных валютах. Кроме того, с премиум-подпиской вы можете дать доступ к своему аккаунту еще девяти пользователям и синхронизировать аккаунт со счетом в банке.

Особенности и преимущества:

  1. Функция общего доступа позволяет управлять финансами совместно с другими пользователями.
  2. Простой и понятный интерфейс, в котором легко следить за бюджетом.
  3. Разделы “Бюджет” и “Цели” работают в связке: если вы сэкономили средства в разделе “Бюджет”, их можно перенести в “Цели”.

СКАЧАТЬ В GOOGLE PLAY

2. Monefy – удобный учет расходов

В приложении Monefy все, что потребуется для контроля бюджета, – это ввести сумму доходов и расходов. Никаких персональных данных. Все необходимые функции доступны абсолютно бесплатно, но, совершив разовый платеж, вы сможете добавить синхронизацию с Dropbox и новые категории расходов, а также менять значки категорий.

Особенности и преимущества:

  1. Простое и понятное управление ежедневными расходами.
  2. Красивые и настаиваемые виджеты, с которыми вы легко можете вести учет финансов и добавлять транзакции.
  3. Вся история расходов в одном приложении. Отслеживайте расходы за день, неделю или месяц.

СКАЧАТЬ В GOOGLE PLAY

3. Mobills: Личные финансы

Вести учет расходов еще никогда не было так просто. Приложение Mobills позволяет распределять свой бюджет по категориям, анализировать расходы при помощи наглядной инфографики и синхронизировать аккаунт с банковскими счетами. В платной версии доступен анализ расходов по кредитной карте, прогнозирование бюджета и другие функции.

Особенности и преимущества:

  1. Идеально подойдет тем, кому сложно дается планирование бюджета.
  2. Пользоваться приложением можно даже без подключения к интернету.
  3. В режиме путешествия приложение автоматически подсчитывает деньги, которые вы тратите во время поездки.

СКАЧАТЬ В GOOGLE PLAY

4. Bluecoins Финансы и бюджет

Планируйте ваш бюджет и тратьте деньги с уверенностью. Bluecoins поможет следить за денежными транзакциями и прогнозировать ваши расходы. Приложение поддерживает все валюты, а также синхронизирует с Google Drive и Dropbox.

Особенности и преимущества:

  1. Возможности прикреплять чеки и фотографии к транзакциям.
  2. Оповещения о счетах: теперь вы никогда не забудете вовремя сделать платеж.
  3. Интуитивно-понятный интерфейс, который упрощает навигацию по разделам приложения.

СКАЧАТЬ В GOOGLE PLAY

5. Money Manager Expense & Budget

Приложение Money Manager предназначено для тех, кто хочет тщательно контролировать свой бюджет. Управляйте акциями, следите за расходами и почувствуйте уверенность в вашем финансовом будущем.

Особенности и преимущества:

  1. Управление кредитными и дебетовыми картами: настройте автоматическое перечисление средств на карту.
  2. Возможность редактировать операции и данные с ПК.
  3. Отслеживайте расходы и доходы с помощью удобной и понятной инфо графики.

СКАЧАТЬ В GOOGLE PLAY

А каким приложением для учета финансов пользуетесь вы? Поделитесь своим мнением, оставив комментарий внизу страницы, возможно ваше сообщение окажется полезным и поможет определиться с выбором другим пользователям.

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 5


2. Monefy – удобный учет расходов

эксперт по семейным финансам

Возможности:

Добавить комментарий