Налог на велосипед в России. Правда ли?

Налог на владение велосипедом в России: инициатива депутата Милонова

Депутата Государственной Думы Виталия Милонова сложно воспринимать серьезно, тем не менее, данный гражданин имеет право на внесение законодательных инициатив, и ряд законы с его подачи были приняты и благополучно работают.

В конце мая 2018 года Милонов выступал с новым предложением – обложить налогом владельцев велосипедов в России и заставить их выучить ПДД, а впоследствии заниматься еще и постановкой данных «транспортных средств» на учет.

Множество из предложений Милонова на самом деле имеют определенный смысл. Российским велосипедистам не помешало бы хорошенько изучить по крайней мере раздел Правил об управлении велосипедом. Это лишь 10 пунктов, в числе которых многие велосипедисты увидят множество удивительного для себя. Скажем, запрет пересекать проезжую часть по пешеходному переходу либо ехать по тротуару при наличии иных возможностей для передвижения.

Предложение налога на велосипеды депутатом объясняется тем фактом, что велосипедисты просят создать для них инфраструктуру, и в то же время не хотят ее «оплачивать».

По замыслу Милонова, велодорожки должны по крайней мере частично оплачиваться непосредственно владельцами велосипедов.

В принципе, парламентарий рассуждает логично. В то же время, создание высококачественной инфраструктуры для велосипедистов выгодно и государству. Прежде всего, множество автомобилистов могут пересесть на велосипеды для преодолевания маленьких расстояний в черте города, если это и правда станет удобно и безопасно. Пример передовых в этом плане городов страны наглядно демонстрирует: сезонность велосипедного движения не более чем миф. Если велодорожки будут содержаться в адекватном состоянии, то люди без проблем передвигаются по ним от дома до работы и зимой. Это дало бы возможность несколько разгрузить дороги от машин.

Также, чем большее количество людей использует велосипедный транспорт, тем в принципе здоровее будет нация в общем. Не самый подвижный образ жизни является малополезным времяпровождением. А поездки на личном авто либо на общественном транспорте не назовешь особой активностью для организма.

Наконец, власти, если примут закон о введении налога на велосипеды в России и обязательной регистрации данного транспорта, просто станут выглядеть глупо. Даже если вообразить, что все велосипедисты пойдут ставить на учет этот транспорт, то появится большой риск коллапса всей системы. В России многие миллионы велосипедов, зарегистрировать их в один заход просто нереально. Не представляется возможным также осуществлять контроль за всеми велосипедистами на дороге – возможностей ГИБДД едва достаточно для того, чтобы уследить за привычными транспортными средствами. Законодательство изначально получится неработающим.

Подобные соображения являются наиболее очевидными, особенно, если исходить из того, что налог на велосипеды в России вряд ли когда-либо будет введен в формате, предложенном Милоновым. Но у власти имеются и иные идеи.


Фото: pixabay.com


Подобные соображения являются наиболее очевидными, особенно, если исходить из того, что налог на велосипеды в России вряд ли когда-либо будет введен в формате, предложенном Милоновым. Но у власти имеются и иные идеи.

Все нам задают вопрос: «А к чему тут паровоз?!»

3. Гордость Тихорецка – железнодорожный техникум, один из лучших в стране. И Тихорецкая дортехшкола, где готовят машинистов и других специалистов для железной дороги, – тоже в числе лучших.

Кому выгоден закон о маркировке велосипедов в России?

Многие эксперты утверждают, что маркировка велосипедов в первую очередь нужна для того, чтобы защититься от дешевых несертифицированных товаров из Китая и других стран. Низкая стоимость и массовость таких велосипедов значительно снижает прибыль крупных поставщиков и официальных дистрибьюторов. В связи с этим близкие к властным коридорам предприниматели решили обратиться в правительство с целью лоббирования своих интересов и вытеснения с рынка неугодных конкурентов. Но так как это неминуемо приведет к увеличению совокупных издержек, цены на велосипеды в России от введения обязательной маркировки вскоре наверняка вырастут.

Но на поверку оказывается, что маркировка велосипедов выгодна те только крупным продавцам и производителям этого вида транспортных средств, но и приближенным к властям олигархам. Всю техническую часть маркировки велосипедов планируют поручить не Федеральной налоговой службе, а частной компании под названием «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Владельцами этой компании наполовину являются структуры, подконтрольные Алишеру Усманову, а сама ЦРПТ уже занимается маркировкой ряда других видов подакцизной продукции. До 2024 г. под эгидой этой компании в России должна появится целостная национальная система слежения за маркированными товарами, под что из бюджета, конечно же, выделены сотни миллионов рублей. Помимо бюджетных ассигнований, ЦРПТ также будет получать доходы от производителей и импортёров.

Маркировка велосипедов, очевидно, является только первым шагом на пути введения полноценного налога на велосипеды. С ростом популярности и разнообразия данного вида транспортных средств, подобные налоги начинают появляться в разных странах, поэтому Россия в этом плане не будет первопроходцем. Так, еще в 2017 подобный налог появился в американском штате Орегон, где местные власти решили прибавить к стоимости этих двухколёсных транспортных средств фиксированный сбор в 15$. Это сделало США первой страной в мире, где появился подобный налог, в связи с чем о чем-то похожем начали задумываться и в других странах.

Что изменится после введения налога

Стоимость великов российского производства останется прежней, а вот иностранного однозначно увеличится. В поддержку введения нового налога выступает и глава развития веломотоиндустрии РФ.

При одобрении законопроекта российские производители великов получат компенсацию на манер автомобилестроителей.

На данный момент велопродукция в России представлена в основном иностранными моделями, основная часть которой китайская. Согласно статистике, ее доля равна 70 процентам всей аналогичной продукции.

Подоходный налог на переводы по картам.


По статистике, россияне предпочитают приобретать велосипеды иностранного производства. И введение нового налога вряд ли изменит ситуацию.

Будет ли введен налог в России

Если его одобрит Госдума, то он должен быть подготовлен к октябрю 2019 года. Введение его является одной из мер, направленных на увеличение спроса на продукцию из алюминия. По замыслу экспертов, размер выплаты будет равен 10 процентам от стоимости велика.

По идее, дополнительные выплаты коснутся только техники иностранного производства, а вот цены на велосипеды российского производства останутся на прежнем уровне. Все это, по мнению разработчиков, должно дать дополнительный стимул на развитие российского производства.

Отмечается, что предложения и идеи Минпромторг должен предоставить на суд Госдумы до октября 2018. И если по итогам налог будет введен, то закон будет подготовлен к октябрю следующего.

Внимание! В секретариате Козака было получено подтверждение, что совещание на тему развития алюминиевой промышленности уже проведено, в Минпромторге на такой же запрос не ответили.


Уже неоднократно указывалось, что налог коснется только иностранного производителя. Тем самым российские власти решили поддержать отечественных производителей, выпускающих велосипеды с содержанием алюминия в конструкции, компенсируя им траты на уплату налога из казны.

Каким образом это будет поддерживать производство алюминия?

Производитель велосипеда и рамы (фактически сборы налагаются именно не нее) будет платить утилизационные сборы и взамен получит компенсационные выплаты с бюджета. Такая ситуация сейчас действует в сфере выпуска автотранспортных средств. Авто ВАЗ выплачивает такие налоги, как и импортеры. Потом из государственного бюджета выделяются суммы в форме специальной субсидии.

Эта схема позволяет правительству избежать нарушений в требованиях Всемирной торговой ассоциации, членом которой является наше государство. В этой организации запрещены меры протекционистского характера, которые подразумевают равную конкуренцию в каждом из отдельно взятых государств. Исходя из этого, у нас в стране существенно снизилась пошлина на импортный автомобиль, но ее заменили на утилизационные сборы. По факту, его обязан платить и импортер, и местный производитель. Но в этом случае предприятия автопрома в стране освобождены от такой пошлины, поскольку из бюджета выделяются субсидии равные сумме сборов.

Такая же система будет применяться при производстве и продаже велосипедов. В случае принятия закона, наши модели велосипедов станут дешевле импортного аналога. В теории, это должно положительным образом отразиться на продажах, и поспособствовать увеличению производства алюминиевой рамы для велосипеда внутри страны.


Как введение этого закона отразится на практике – сложно ответить. Именно это явилось причиной столь долгого рассмотрения законопроекта. Нужно было изучить целесообразность нововведения.

Читайте также:  Консультация по брачному договору: бесплатно

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для расследования несчастного случая работодатель немедленно создает комиссию в составе не менее трех человек, которая возглавляется работодателем или уполномоченным им представителем. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в комиссию включаются:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.

Следует учитывать, что руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Если несчастный случай произошел у работодателя – физического лица, в расследовании несчастного случая принимают участие:

  • указанный работодатель или уполномоченный его представитель;
  • доверенное лицо пострадавшего;
  • специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Если несчастный случай произошел с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, он расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В данном случае в состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Если несчастный случай произошел с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, он расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству.

Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области надзора и контроля.

Для расследования несчастного случая на производстве, происшедшего на судне, комиссия формируется из представителей командного состава, судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии – из представителей команды. Комиссию возглавляет капитан судна, приказом которого утверждается состав комиссии.

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с работником на производстве.

В состав комиссии по расследованию группового или тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом также включаются следующие лица:

  • государственный инспектор по охране труда, возглавляющий комиссию;
  • представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);
  • представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов.

По требованию пострадавшего, а в случае смерти пострадавшего по требованию его родственников, в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Если имело место острое отравление или радиационное воздействие, превысившее установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители общероссийского объединения профессиональных союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа. На судне состав комиссии формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами рыболовства, в соответствии с принадлежностью судна.

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

В некоторых случаях при расследовании несчастных случаев на производстве возникает необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений. В таких случаях сроки, отведенные для расследования, могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности – объяснения от пострадавшего.

При расследовании несчастного случая в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  • выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
  • фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
  • предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

При расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяются председателем комиссии.

Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливаются следующие документы:

  • приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  • планы, эскизы, схемы, а при необходимости – фото- и видеоматериалы места происшествия;
  • документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  • выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний по охране труда, имеющихся у пострадавших;
  • протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  • экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
  • медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
  • выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
  • другие документы по усмотрению комиссии.
Читайте также:  Освобождение от наказания несовершеннолетних

Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, происшедшего у работодателя – физического лица, перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование.

Собранные документы и материалы позволяют комиссии по расследованию несчастного случая на производстве:

  • установить обстоятельства и причины несчастного случая;
  • определить был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя;
  • квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;
  • определить лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов;
  • определить меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации.

При групповом несчастном случае на производстве акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником сторонней организации, то акт по форме Н-1 составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (являлся) пострадавший, третий экземпляр акта по форме Н-1 и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.

При несчастном случае на производстве с застрахованным лицом составляется дополнительный экземпляр акта по форме Н-1.

Акт формы Н-1, введенный в действие с 1 января 2003 года Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года №73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”.

Следует обратить внимание на несчастные случаи, произошедшие на производстве и подлежащие расследованию, но по решению комиссии не являющиеся несчастными случаями на производстве. Такие несчастные случаи не учитываются и оформляются актом произвольной формы. К ним относятся:

  • смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения или следственными органами;
  • смерть, единственной причиной которой по заключению учреждения здравоохранения явилось алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;
  • несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно- наказуемого деяния.

Акты о расследовании несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследования как не связанные с производством, вместе с материалами расследования хранятся работодателем в течение 45 лет. Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследования направляются председателем комиссии в соответствующую государственную инспекцию труда.

Если несчастный случай произошел с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, он расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

Порядок проведения расследования при наступлении несчастного случая на производстве

Согласно требованиям статьи 228 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и вывить причины случившегося.

При тяжелом или смертельном несчастном случае в комиссию включают представителей фонда социального страхования, трудовой инспекции и администрации населенного пункта или района, в котором зарегистрировано предприятие.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 229 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Из этой статьи вы узнаете все о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: основы классификации происшествий, кого включать в комиссию, как долго она работает, какую документацию оформлять, какими нормативными документами руководствоваться. А также причины несчастных случаев на производстве и порядок расследования профессиональных заболеваний.


НС, которые не относятся к этим категориям (произошли в нерабочее время, когда работники не выполняли работ в интересах работодателей), классифицируются как бытовые.

Как сформировать комиссию по расследованию НС

В состав комиссии по расследованию НС включите нечетное количество членов — не менее трех. Итоговый состав комиссии зависит от квалификации НС.

Лиц, которые непосредственно контролируют работу пострадавшего лица, в состав комиссии по расследованию НС не включают (ч. 3 ст. 229 ТК РФ).

Расследование НС проводят объективно и беспристрастно, без возможного конфликта интересов должностных лиц организации. Представители надзорных органов обязаны сообщить о самоотводе в том случае, если пострадавший или работодатель являются аффилированными в его отношении лицами (родственники, друзья, бывшие коллеги и т.п.). В противном случае государственных служащих привлекут к ответственности.

Для расследования НС работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включают:

  • специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • представителей работодателя;
  • представителей профсоюза или иного представительного органа работников;
  • уполномоченных по охране труда.

Как правило, комиссию возглавляет работодатель организации или его представитель.

При групповом НС с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включают также представителей инспекции по труду и объединения профсоюзов. Возглавляет комиссию руководитель ГИТ — главный государственный инспектор труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании НС в организации или на объекте, которые подконтрольны Ростехнадзору, — руководитель Ростехнадзора (ст. 229 ТК РФ).

Комиссия по расследованию НС обязана осмотреть место происшествия, опросить очевидцев несчастного случая, зафиксировав в протоколе, опросить пострадавшее лицо, если нет противопоказаний по здоровью, а также должностных лиц, которые допустили нарушение требований охраны труда, повлекшее НС: от руководителя организации до непосредственного руководителя работ.

Читайте также:  Командировки в статьях трудового кодекса

Расследование несчастных случаев на производстве

Критерии отнесения несчастного случая к несчастному случаю на производстве. Рабочее время. Рабочее место. Работа по заданию работодателя или в его интересах. Легкий и тяжелый несчастный случай.

Обязанности работодателя при несчастном случае. Отправка извещения. Формирование комиссии по расследованию н/с. Расследование несчастного случая. Сроки расследования. Изучение обстоятельств приведших к травме.

Несчастные случаи не связанные с производством. Грубая неосторожность. Оформление акта Н-1. Рассмотрение разногласий.

Обязанности работодателя при несчастном случае. Отправка извещения. Формирование комиссии по расследованию н/с. Расследование несчастного случая. Сроки расследования. Изучение обстоятельств приведших к травме.

Порядок действий при несчастном случае на производстве

Порядок расследования несчастных случаев на производстве — строго регламентированная процедура, и выяснять обстоятельства произошедшего следует с учетом установленных правил. За отказ соблюдать утвержденный алгоритм действий или сокрытие несчастного случая организациям грозит штраф до 80 000 рублей, а руководителям и ИП — до 5000 рублей.

  • Изменение и прекращение обязательств
  • Обстоятельства непреодолимой силы
  • Приостановление взыскания налоговой задолженности
  • Действие разрешительных документов
  • Могут ли приставы арестовать Яндекс.Деньги
  • Помощь государства молодым специалистам
  • Как подтвердить доход самозанятому
  • Что такое непрерывно действующие предприятия
  • Как организовать тестирование сотрудников на коронавирус

Каждый работодатель обязан провести расследование несчастного случая, произошедшего в его организации. При этом он обязан соблюсти определенный порядок действий при несчастных случаях и травмах, который прописан в законодательстве.

Расследование несчастных случаев на производстве

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — законодательно установленная процедура обязательного расследования обстоятельств и причин повреждений здоровья работников и др. лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, при осуществлении ими действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве (далее — НС) установлен в ст. 229, 229 1 , 229 2 и 229 3 ТК РФ и в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Расследование НС проводится специальными комиссиями, формируемыми и возглавляемыми соответствующими должностными лицами в зависимости от характера происшествия, числа пострадавших работников и тяжести полученных ими повреждений здоровья. По общему правилу в состав комиссии включаются специалисты по охране труда, представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, а при расследовании НС с тяжелым или смертельным исходом — также должностные лица органов, осуществляющих в установленном порядке надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Расследование НС, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем на основе материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.

Каждый работник или его доверенное лицо имеет право на личное участие в расследовании НС, происшедшего с работником. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании НС может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии) обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Расследование обстоятельств и причин НС, в результате которых пострадавшие получили повреждения здоровья, относящиеся к категории легких, проводится в течение 3 календарных дней. Расследование НС, в результате которых пострадавшие получили повреждения, относящиеся к категории тяжелых либо со смертельным исходом (НС с тяжелыми последствиями), проводится в течение 15 дней.

Определение степени тяжести повреждений здоровья при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии со Схемой определения тяжести повреждений здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 г. № 160.

НС, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств НС, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

В каждом случае расследования НС комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований ОТ, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.

При расследовании НС по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, др. экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов, экспертов;

фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и др. средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

В ходе расследования НС подготавливается и оформляется ряд обязательных документов в соответствии со ст. 229 2 и 230 ТК РФ и с упомянутым Положением. Комиссия работает на основании собранных документов и материалов:

устанавливает обстоятельства и причины НС;

определяет, был ли пострадавший в момент НС связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением трудовых обязанностей или задания работодателя;

определяет лиц, допустивших нарушения правил безопасности, требований ОТ, законов и иных нормативных правовых актов;

определяет меры по устранению причин и предупреждению НС;

квалифицирует происшествие как “несчастный случай на производстве” или как несчастный случай, не связанный с производством, выносит соответствующее решение о его надлежащем оформлении.

Если при расследовании НС, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

Результаты расследования НС оформляются актом о несчастном случае на производстве. Формы документов (формы 1—9), необходимые для расследования и учета НС, приведены в Приложении № 1 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

В целях реализации ст. 230 ТК РФ в части надлежащего оформления несчастных случаев на производстве приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 г. № 275 утверждены учетная форма Медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести (форма № 315/у), Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве (форма № 316/у) и рекомендации по заполнению указанных форм.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — законодательно установленная процедура обязательного расследования обстоятельств и причин повреждений здоровья работников и др. лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, при осуществлении ими действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания.

Раздел 9. Отчётность по несчастным случаям

9.1. Ведение установленной отчетности по НС

Приложение 1 — Карточка учёта несчастного случая

Приложение 2 — Анкета расследования несчастного случая

Как видите, документ достаточно содержательный, а потому руководителю и специалисту по охране труда, нюансы расследования несчастного случая на производстве станут в помощь.

Дело за малым, осталось скачать, понять и простить 🙂

7.3. Проведение внеплановой проверки

Добавить комментарий