Зарплата учителей: условия и особенности

Хватает ли в России учителей

По данным Высшей школы экономики, в 2018—2019 учебном году в российских государственных школах насчитывалось 1,067 млн педагогов. Почти треть — это учителя начальных классов, их 312 тысяч человек. На втором месте — учителя русского и литературы: 125 тысяч. На третьем — математики: 98 тысяч.

Статистический сборник «Индикаторы образования», ВШЭPDF, 4,5 МБ

В среднем на одного учителя в России приходится 17 школьников. Это столько же , сколько в Японии, Великобритании и Канаде. Но, например, в Италии на педагога приходится 11 школьников, в Швеции — 13, а в США — 15.

Дефицит педагогов в России есть, но он небольшой: школы укомплектованы на 97,2%. То есть в стране не хватает около 30 тысяч учителей. Каждая пятая вакансия — учитель начальных классов, стране нужно 6,3 тысячи таких педагогов. Кроме того, свободно 3,7 тысячи ставок преподавателей иностранного, 3,3 тысячи — русского и литературы, 2,8 тысячи — математики.

Но есть другая проблема: четверть учителей в России старше 55 лет, из них каждый пятый старше 65. Учитывая, что школьные преподаватели имеют право выйти на пенсию после 25 лет работы, в ближайшие годы эта сфера может столкнуться с дефицитом кадров.

А еще, по статистике, школьный учитель в России — это чисто женская профессия: по данным ВШЭ, педагогов-мужчин в стране всего 6,5 тысячи человек — меньше одного процента. Хотя в это верится с трудом: в России около 42 тысяч школ. Если в каждой работает хотя бы один учитель-мужчина — физрук или трудовик, то число таких педагогов должно быть примерно в шесть раз выше.

Сильнее всего реальные и официальные зарплаты различаются в Московской области: в вакансиях предлагают 31,7 тысячи рублей — 42,4% от 55 тысяч, о которых говорит Росстат. На втором месте по этому показателю — Липецкая область: здесь предлагают 14,1 тысячи, что составляет 45,2% от средней зарплаты по данным статистиков — 31,3 тысячи. На третьем — Оренбургская область: обещают платить в среднем 17,3 тысячи рублей, то есть 46,1% от заявленных Росстатом 32 тысяч.

Повышение зарплат в 2018 году по регионам

В таблице представлены данные Росстата о повышении зарплат педагогам по различным регионам страны, а также средние данные по Российской Федерации.

Субъект2017 гЯнварь 2018 г.Рост на начало 2018 годаИюнь 2018 гРост за I полгода
г. Москва75783 руб80646 руб106,42%83679 руб103,76%
Центральный федеральный округ46228 руб48285 руб104,45%53767 руб111,35%
Северо-Западный федеральный округ40274 руб42033 руб104,37%46499 руб110,63%
Южный федеральный округ26799 руб27039 руб100,90%33149 руб122,60%
Северо-Кавказский федеральный округ21248 руб21595 руб101,63%24439 руб113,17%
Приволжский федеральный округ26716 руб27812 руб104,10%31889 руб114,66%
Уральский федеральный округ40076 руб40855 руб101,94%51695 руб126,53%
Сибирский федеральный округ30304 руб31880 руб105,20%39050 руб122,49%
Дальневосточный федеральный округ47198 руб49089 руб104,01%61759 руб125,81%
В среднем по России34921 руб36265 руб103,85%42226 руб116,44%

Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.


Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.

Оплата труда учителей в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки России

В настоящее время для исчисления оплаты труда работников общеобразовательных организаций используется несколько систем платы труда, в том числе модели «Базовый оклад», основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах; «Все включено», основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю; «Ученико-час», основанная на «ученико-часе», позволяющая при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя.

Однако, их применение, как отмечено в Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, разработанным Минобрнауки России (далее — Методические рекомендации), привело к разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников; нарушению норм федерального законодательства, непосредственно связанного с оплатой труда педагогических работников; значительной неоправданной дифференциации фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников; значительному снижению в ее структуре заработной платы постоянной части и необоснованному увеличению переменной; применению понижающих коэффициентов по должностям, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование и др.

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций разработаны Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02) в соответствии с поручением Правительства РФ по итогам Всероссийского августовского совещания 2016 г. и направлены на совершенствование действующей системы оплаты труда, которая вызывает существенные нарекания со стороны работников общеобразовательных учреждений.
Общероссийским Профсоюзом образования подготовлен Комментарий к ним.
Как отмечается в Методических рекомендациях, совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников общеобразовательных организаций осуществляется в целях обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности; недопущения различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.
В Методических рекомендациях оплату труда учителей рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Примечание. Ставка заработной платы — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Например, учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

При установлении размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано:
не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установление диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда;
не устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.
Примечание. Квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп должностей работников образования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н. Учителя относятся к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников 4 квалификационного уровня. Сюда же отнесены и педагог-библиотекарь, преподаватель, преподаватель-организатор ОБЖ, руководитель физического воспитания, старший воспитатель, старший методист, тьютор, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед).
Определено, что ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организаций без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.
Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
Заработная плата учителя состоит из 3 частей: базовой, компенсационной и стимулирующей.
Базовая часть оплаты труда — это размер оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы.
Положениями Методических рекомендаций исчисление размера оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) или педагогической работы рекомендовано осуществлять исходя из конкретных размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) (далее – повышения) за квалификационные категории или по иным основаниям.
За педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником организации с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, рекомендуется производить оплату из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки или педагогической работы. Исключением являются случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов, установленной за ставку заработной платы в неделю в соответствии с приказом у Минобрнауки России № 1601, например, учителям начальных классов.
Таким образом, месячный заработок учителя (преподавателя) за фактическую учебную нагрузку должен быть рассчитан путем умножения размера ставки заработной платы, установленного по квалификационному уровню ПКГ, на фактический недельный объем учебной нагрузки, деления полученного результата на 18 (норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы.
Зфн ═ Ст × Фн
Нч
где:
Зфн – зарплата учителя (преподавателя) в месяц за фактический объем учебной нагрузки в неделю;
Ст – размер ставки заработной платы учителя (преподавателя) в месяц, установленный по квалификационному уровню ПКГ за норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю;
Фн – фактический объем учебной нагрузки учителя (преподавателя) в неделю;
Нч – норма часов учебной (преподавательской) работы учителя (преподавателя) в неделю за ставку заработной платы в месяц.
Примечание. Методическими рекомендациями определено, что упорядочение структуры заработной платы работников организации обеспечивается путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации без учета средств, направляемых на применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера отнесены выплаты:

Читайте также:  Как проверить налог на квартиру через интернет

— работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда;
— за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
— за выполнение сверхурочных работ;
— за работу в ночное время;
— за выполнение работ различной квалификации.
— при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
— при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся
от нормальных: работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников;
— за особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах), в том числе:
за работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (или) нуждающихся в длительном лечении;
за работу в учреждениях:
расположенных в сельской местности;
для детей и подростков с девиантным поведением;
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за индивидуальное и групповое обучение детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.
(Подробности в нашем блоге в статье «На какие компенсационные выплаты может рассчитывать учитель в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ»)

Выплаты стимулирующего характера
К выплатам стимулирующего характера Методическими рекомендациями отнесены выплаты:
— за наличие квалификационной категории
— за стаж непрерывной работы.
— за интенсивность и высокие результаты работы.
— за качество выполняемых работ.
— премиальные выплаты по итогам работы.
(Подробности в статье в нашем блоге «Установление выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательных организаций в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ»)

Применение повышений за квалификационные категории, а также за работу в организациях, расположенных в сельской местности, за специфику работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением и по другим основаниям, рекомендовано осуществлять к размеру оплаты за фактический объем учебной (преподавательской) и (или) педагогической работы.
При наличии у работников права на применение повышений по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендуется определять отдельно.
Согласно Методическим рекомендациям размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и других дополнительных видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ.
Для учета всех видов выплат, гарантируемых педагогическому работнику в месяц, рекомендуется применять унифицированную форму — Тарификационный список, — приведенную в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
Методическими рекомендациям за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены (приостановки) для обучающихся учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплату труда педагогических работников, а также лиц из числа руководителей, их заместителей, иных работников, замещающих в течение учебного года должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором (то есть ведущих учебную (преподавательскую) работу, в том числе занятия с кружками), рекомендуется производить из расчета заработной платы, установленной на период, предшествующий началу каникул, отмены (приостановки) учебных занятий по указанным основаниям.

Согласно Методическим рекомендациям система оплаты труда работников организаций устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом отмечается, что заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Когда это будет?

В письме Минобрнауки РФ, в самих Методических рекомендациях, а также в Комментарии к ним не содержится указаний или рекомендаций о конкретных сроках применения предложенного порядка формирования систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

Согласно Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, утвержденному 6 декабря 2017 г, это должно произойти в течение 2018-2020 годов. При этом вначале орган власти субъекта РФ, орган местного самоуправления должен принять соответствующий распорядительный акт, а уже на его основании организация формирует систему оплаты труда, разрабатывает коллективный договор, локальные акты (положения) по вопросам оплаты труда работников, которые являются приложением к коллективному договору. Таким образом, чем раньше будет принят распорядительный акт на региональном уровне, тем раньше будет осуществлен переход на новый порядок оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных
с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.

Согласно Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, утвержденному 6 декабря 2017 г, это должно произойти в течение 2018-2020 годов. При этом вначале орган власти субъекта РФ, орган местного самоуправления должен принять соответствующий распорядительный акт, а уже на его основании организация формирует систему оплаты труда, разрабатывает коллективный договор, локальные акты (положения) по вопросам оплаты труда работников, которые являются приложением к коллективному договору. Таким образом, чем раньше будет принят распорядительный акт на региональном уровне, тем раньше будет осуществлен переход на новый порядок оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

Сколько зарабатывает учитель в Москве

Средняя заработная плата учителя в Москве составляет 92,9 тыс. рублей.

Для сравнения: зарплата педагога в Южном федеральном округе — 27,5 тыс. рублей, а на Северном Кавказе – 21,9 тыс. рублей. На втором месте в рейтинге показателей средней зарплаты учителя стоит Дальневосточный федеральный округ — 49,7 тыс. рублей.

Зарплата учителя в Москве гораздо выше, чем заработок региональных коллег. Поэтому педагоги с периферии переезжают в столицу.


Репетиторство является дополнительным заработком, в свободное от школьных уроков время. В Москве преподаватели берут от 1000 рублей за астрономический час занятий.

Из чего складывается зарплата учителя в России

Зарплата учителя – это:

  1. Базовый оклад – за ведение уроков, проверку тетрадей и дополнительные занятия
  2. Стимулирующие надбавки – за олимпиадников, стаж, квалификацию, внедрение новых технологий
  3. Компенсации – за работу с детьми-инвалидами, сельским учителям за коммунальные платежи
  4. Премии – устанавливаются самим образовательным учреждением

Зарплата учителей даже в одной школе может существенно отличаться и зависит от стажа, категории, нагрузки и, наконец, самой школы. Поэтому в Госдуме предложили приравнять базовую часть оклада учителя к МРОТ.

Но МРОТ, который в 2019 году составляет 11 280 рублей, – это далеко не средняя зарплата по региону. Молодой учитель, работающий на 1 ставку, получает зарплату намного ниже той, которую ему гарантирует Указ Президента.

Минпросвещения рекомендует властям регионов установить базовую часть оклада учителя в размере 70% от средней по экономике региона.

В топ-10 регионов с самой высокой зарплатой учителей вошли:

Порядок и сумма начисления зарплаты в 2021 году

С 2020 года начисление заработной платы бюджетникам и учителям ( в том числе) производится по новой тарифной системе, которая включает в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок работников бюджетной сферы складывается из следующих составляющих:

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.
Читайте также:  Продажа земельного участка с обременением в 2020 году

Пока неизвестно, как будет производиться расчет окладов других категорий, но введенные звания уже известны:

  • учитель — начинающий педагог, ни разу не повышавший квалификацию и не получавший дополнительного образования;
  • старший учитель — преподаватель, который кроме обучения школьников занимается написанием методических программ для проведения занятий и развития дисциплин, а также участвует в коррекционной работе;
  • ведущий учитель — координирует работу педагогического коллектива, занимается организацией процесса обучения.

Еще одно нововведение — экзамены, проведение которых обусловлено подтверждением квалификации педагога. Оклад преподавателя, успешно прошедшего экзаменационное испытание, также увеличится.

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

Что учредителю можно делать с деньгами компании и чего никак нельзя

Любой расход компании должен быть обоснован. Именно поэтому просто так снять деньги нельзя. В противном случае организация как минимум получит замечание от обслуживающего банка. А как максимум — серьезные проблемы с налоговой.

Поэтому встает вопрос: как можно обосновать выдачу средств? Вариантов тут не так много. Во-первых, деньги можно получить взаймы. Во-вторых, взять средства можно под отчет. И в-третьих, компания может выплатить своим учредителям дивиденды. Первые два варианта проще. Однако что заем, что подотчет изначально предполагают возврат средств. Конечно, учредитель может оставить эти деньги себе. Но тогда с них придется заплатить налог. Расскажем о каждом варианте подробнее.

Вопрос №2 На каких условиях можно взять заем?

Договор займа компания может заключить с любым учредителем: и тем, кто работает в компании (скажем, директором), и тем, кто в штате не числится. Ограничений по суммам и срокам возврата тут тоже нет. Как только договор будет подписан, средства можно перечислить на счет собственника или выдать из кассы.

Кстати, если учредитель является директором компании, то он может подписать договор займа с двух сторон — как заемщик и как официальный представитель заимодавца. Закон этого не запрещает.

Казалось бы, получать займы очень удобно. Но тут есть одна загвоздка. Если средства будут выданы под нулевой или даже минимальный процент, у учредителя возникнет доход. И с него компания будет обязана удержать НДФЛ. Этот своего рода виртуальный доход называется материальной выгодой, которая есть не что иное, как экономия на процентах. Ведь если бы учредитель получал деньги в банке, ему бы пришлось некоторый процент за это заплатить. А тут, ясное дело, никаких процентов нет.

Единственный случай, когда с материальной выгоды по займу не нужно удерживать НДФЛ, — это ситуация, когда полученные средства человек потратил на новое жилье.

Как рассчитывают материальную выгоду? Сначала берут 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Потом вычитают из этого показателя процент по займу, который в нашем случае равен нулю. Результат делят на 365 или 366 дней (в зависимости от того, какой год — високосный или нет), умножают на сумму займа и период, в течение которого учредитель пользовался деньгами. В итоге как раз и получается сумма матвыгоды, с которой бухгалтерия должна удержать НДФЛ. Причем не по стандартной ставке 13 процентов, а по повышенной — 35. Налог этот будет исчислен в тот день, когда учредитель вернет заем.

Бухгалтер будет обязан удержать НДФЛ из любых доходов владельца бизнеса. Если учредитель никаких доходов от компании получать не будет, об исчисленном НДФЛ бухгалтер будет обязан в течение месяца сообщить в налоговую инспекцию.

Вопрос №3 Что будет, если заем не вернуть?

Можно ли не возвращать заем? Конечно, можно. Но НДФЛ с матвыгоды все равно будет исчислен — в день, когда долг будет официально прощен или истекут три года (срок исковой давности). То есть 35 процентов с данного виртуального дохода придется заплатить в любом случае. Кроме того, невозвращенный заем станет доходом учредителя. И с него придется заплатить стандартные 13 процентов. Их бухгалтерия также удержит из любых других доходов либо сообщит об исчисленном налоге в инспекцию.

Учредитель ЗАО «Юпитер» Н.А. Петров является директором этой компании. 15 сентября 2009 года он взял в качестве беспроцентного займа у своей организации 50 000 руб. Спустя год заем был официально прощен. Соответствующее соглашение было подписано ЗАО «Юпитер» и Петровым 15 сентября 2010 года. За период пользования беспроцентным займом Петров получил материальную выгоду в виде экономии на процентах. С нее бухгалтер «Юпитера» удержал НДФЛ. Сумму материальной выгоды он рассчитал исходя из ставки рефинансирования на дату прощения долга — 7,75 процента. При погашении займа сумма материальной выгоды составила: 2/3 × 7,75% × 50 000 руб. : 365 дн. × 107 дн. = 757 руб. — за 2009 год; 2/3 × 7,75% × 50 000 руб. : 365 дн. × 258 дн. = 1826 руб. — за 2010 год.

НДФЛ с суммы матвыгоды составит 904 руб. ((757 руб. +1826 руб.) × × 35%). НДФЛ с дохода учредителя составит 6500 руб. (50 000 руб. × × 13%). Таким образом, из ближайшей зарплаты Петрова бухгалтер удержит дополнительно 7404 руб. (904 + 6500).

Если же речь идет об учредителе, который не является директором, платить взносы не придется.

Вопрос №4 Когда можно взять средства под отчет?

Получать деньги под отчет могут только сотрудники компании. И только в пределах определенного лимита — он должен быть прописан в учетной политике организации. В том же документе есть максимальный срок, в течение которого нужно вернуть подотчетные суммы или отчитаться по ним. То есть сдать авансовый отчет, в котором придется подробнейшим образом расписать, на что были потрачены деньги. Предполагается, что средства берутся для того, чтобы потратить их во благо предприятия.

А если учредитель-директор потратит деньги на личные нужды? Или просто не вернет средства, не отчитавшись? Тут почти так же, как и в предыдущем случае, деньги становятся доходом учредителя, с них удерживают 13-процентный налог, а компания начисляет страховые взносы. Зато материальной выгоды при выдаче денег под отчет не возникает. А значит, платить35 процентов с виртуального дохода не придется.

Вопрос №5 В каком случае учредитель может получить деньги в виде дивидендов?

Дивиденды — это прибыль компании, которую учредители могут распределить между собой. Поэтому получать деньги в качестве дивидендов можно только тогда, когда предприятие работает без убытка. Ставка НДФЛ с дивидендов составляет 9 процентов.

Если у компании нет прибыли по итогам прошедшего года или хотя бы квартала, но есть нераспределенная прибыль прошлых лет, можно направить ее на выплату дивидендов. Конечно, при условии, что это не приведет к такому состоянию, при котором выплата дивидендов запрещена. А запрещена она вот когда.

Нельзя выплачивать дивиденды, если чистые активы компании меньше уставного и резервного капитала. Последние два показателя есть в балансе. А чистые активы рассчитывают по специальной формуле. Грубо говоря, это все оборотные и внеоборотные средства компании за вычетом ее обязательств. Все эти показатели также есть в балансе.

Допустим, компания работает с прибылью. Величина чистых активов также позволяет выплатить дивиденды. Чтобы получить их, учредителям придется провести общее собрание участников и принять на нем решение распределить заработанное.

Вопрос №6 Как часто можно получать дивиденды?

Периодичность выплаты дивидендов должна быть прописана в уставе компании. В то же время законодательство разрешает платить дивиденды не чаще чем раз в квартал. Если учредители хотят воспользоваться таким правом, но в уставе прописан более долгий срок, то прежде нужно внести изменения в устав. Решение об этом должно быть принято единогласно на общем собрании участников. Возможно, учредители хотят получать дивиденды каждый месяц. С точки зрения законодательства это невозможно. Однако ничто не мешает компании уже распределенные суммы перечислять учредителям не сразу, а по 1/3 каждый месяц.

Статья напечатана в журнале “Главбух” № 19, 2010

Вопрос №5 В каком случае учредитель может получить деньги в виде дивидендов?

Зачем директору подавать заявление о банкротстве

Это нужно для защиты прав кредиторов, чтобы компания не копила долги и не избавилась от активов, а сразу перешла к процедуре банкротства или ликвидации. Если с заявлением о банкротстве в суд обращаются кредиторы, значит, все уже настолько плохо, что платить совсем нечем. То есть директор или учредители — при определенных условиях — должны заметить предпосылки сами и первыми обратиться в суд: я, мол, банкрот, платить не могу, простите.

Читайте также:  Обжалование действий заказчика участником

Если директор не сделал этого вовремя, то как будто уже нарушил требование закона — есть повод требовать долги фирмы лично с него.

Банкротство — это не всегда конец бизнеса. Существуют процедуры, которые помогают спасти компанию, и при этом она может погашать долги. Например, так работает финансовое оздоровление, но это тема для отдельной статьи.

Своим правом требования к руководителям должника вы можете распорядиться тремя способами:

Как взять деньги в долг у организации и что будет, если не вернуть долг?

  • Сумму,
  • Сроки возврата,
  • Проценты по займу,
  • Проценты за просрочку.

О чем нужно знать должнику

Открытие ООО сопровождается внесением в уставный капитал своей доли каждым учредителем. Размер доли при этом определяет ту ответственность, которая возлагается на ее собственника. Для упрощения разрешения сложных ситуаций собрание учредителей избирает генерального директора, представляющего интересы всей компании.

В случае образования долгов компания обязана вернуть деньги, выполнить работы или перевести свое имущество в пользу кредитора. Поэтому возникает закономерный вопрос: Можно ли взыскать долг ООО с учредителя и директора? Ответ: Да! Но это не значит, что отвечать по обязательствам должен один генеральный директор.

Если директор сможет доказать в суде, что он сделал все, чтобы предотвратить разорение компании, то взыскать долг с него будет сложно. Возложить ответственность на руководителя получится в следующих случаях:

Решаем вопрос с «зависшим» займом

Любой заем отягощает пассив баланса — увеличивает общую сумму долгов компании и влияет на отдельные финкоэффициенты, а также на общее финансовое положение.

В каких расчетах участвует показатель заемного капитала фирмы, узнайте из статьи «Коэффициент финансового левериджа — формула для расчета».

Такая ситуация может быть с легкостью решена самим займодавцем — учредителем компании. В его силах избавить свою компанию от заемного бремени, простив задолженность по договору займа.

Если учредитель решил простить своей компании долг, необходимо:

  • учесть выполнение требований ст. 415 ГК РФ — учредитель может простить компании долг, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора;
  • прощение долга оформить соглашением или иным документом;
  • отразить прощеную задолженность в учете:
    • в бухучете путем включения прощеного долга в прочие доходы (Дт 66 (67) Кт 91);
    • в налоговом учете учесть сумму долга во внереализационных доходах, если доля учредителя, простившего свой долг компании, не дотягивает до 50% (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ); если его доля составляет 50% и более, доход в налоговом учете не отражается.

Учредитель может простить как часть долга по договору займа, так и полностью всю сумму беспроцентного займа.

Такая ситуация может быть с легкостью решена самим займодавцем — учредителем компании. В его силах избавить свою компанию от заемного бремени, простив задолженность по договору займа.

Как вносить и снимать деньги со счета ООО

Андрею срочно понадобилось пополнить счет фирмы, чтобы расплатиться с поставщиками, и он положил свои деньги на расчетный счет. Налоговики сочли это доходом и заставили заплатить налог.

Алине нужна была наличность, она решила снять крупную сумму со счета фирмы, а документы оформить позже. Но банк отказался проводить операцию и заблокировал счет.

В статье расскажем, как владельцам компаний правильно вносить и снимать деньги, чтобы не было проблем с налоговой и банком.

Если на счете не хватает денег для расчетов с поставщиками, сотрудниками или налоговой инспекцией, вы можете помочь фирме и внести личные деньги на время или безвозвратно. Сделать это можно тремя способами.

Оформить финансовую помощь учредителя

Учредитель дарит деньги фирме. Для этого оформляют соглашение о безвозмездной финансовой помощи.

После этого учредитель вносит деньги в кассу или перечисляет на расчетный счет с назначением платежа «Безвозмездная помощь учредителя по соглашению №_____ от __________».

Уставный капитал от такой помощи не меняется, доля учредителя не увеличивается.

Лучше, если деньги внесет учредитель с долей более 50%, тогда такая помощь не считается доходом, налоговая не берет с нее налоги. Если доля учредителя 50% и меньше, налог придется заплатить. Сумма зависит от системы налогообложения.

Учредитель может дать деньги компании не насовсем, а в долг, с процентами или без. Это оформляют договором займа, в котором прописывают сумму и условия.

Заемные деньги не считаются доходом фирмы, их возврат не будет ни расходом фирмы, ни доходом учредителя. Но если заем процентный, фирма должна удержать с процентов НДФЛ, а сумму процентов может включить в расходы.

Учредитель вправе простить долг фирме и не требовать деньги обратно. Для этого оформляют соглашение о прощении долга.

Если доля учредителя-заимодавца 50% и меньше, фирме придется заплатить налог с прощенного долга, потому что он считается доходом.

Внести дополнительные вклады в уставный капитал

Это самый долгий, хлопотный и затратный вариант. Все участники вносят дополнительную сумму в уставный капитал, при этом номинальная стоимость доли каждого участника увеличивается, а соотношение долей — нет.

Этап 1. Участники общества проводят общее собрание, принимают решение увеличить уставный капитал за счет дополнительных взносов, оформляют протокол. Единственный учредитель оформляет решение единственного участника.

Этап 2. В течение двух месяцев участники вносят дополнительные вклады.

Этап 3. В течение месяца проводят еще одно собрание, чтобы утвердить итоги внесения дополнительных вкладов и изменения в уставе.

Этап 4. Оформляют заявление по форме Р13001 и отправляют в налоговую, затем получают итоговые документы.

Проходить этот квест только чтобы пополнить счет фирмы, нецелесообразно. Лучше оформить финансовую помощь или заем от учредителя.

Пока деньги принадлежат фирме, снимать их на личные нужды нельзя. Есть несколько официальных способов перевести деньги на счет владельцев бизнеса.

Выплатить дивиденды участникам

Дивиденды можно выплачивать с периодичностью, которая прописана в уставе: раз в квартал, полугодие или год.

На дивиденды можно направить только чистую прибыль, которая осталась после уплаты всех налогов. В бухгалтерском балансе нераспределенную прибыль можно увидеть в строке 1370. Соответственно, чтобы выплатить дивиденды, сначала составляют бухгалтерскую отчетность, чтобы убедиться, что прибыль есть.

Выплачивать дивиденды нельзя, если:

  • фирма сработала в убыток и чистой прибыли нет;
  • чистые активы меньше уставного капитала;
  • уставный капитал внесли не полностью;
  • есть признаки банкротства.

Этап 1. Участники ООО проводят собрание, принимают решение выплатить дивиденды и оформляют протокол. В нем прописывают, какую сумму направят на дивиденды.

На дивиденды можно направить только чистую прибыль, которая осталась после уплаты всех налогов. В бухгалтерском балансе нераспределенную прибыль можно увидеть в строке 1370. Соответственно, чтобы выплатить дивиденды, сначала составляют бухгалтерскую отчетность, чтобы убедиться, что прибыль есть.

Способ первый: «PR-воздействие»

Если ООО дорожит репутацией, является участником тендеров, не признано банкротом и имеет реальную (или потенциальную) возможность погасить долг, можно простимулировать должника с помощью PR-воздействия.

Для этого нужно найти уязвимые точки должника и предупредить руководство ООО о намерении привлечь к конфликту СМИ. Проинформировать деловую среду и общественность о недобросовестности компании. К примеру, разослать пресс-релизы и письма клиентам и партнерам должника, провести пресс-конференцию, дать интервью в местные печатные издания и т.д.

Имидж нарабатывается годами, но теряется в одно мгновение. Поэтому должник зачастую находит деньги, и проблема решается.

Если ООО дорожит репутацией, является участником тендеров, не признано банкротом и имеет реальную (или потенциальную) возможность погасить долг, можно простимулировать должника с помощью PR-воздействия.

Свежие записи

  • Отмена деклараций в 2019 году на основании закона от 15.04.2019 №63-ФЗ
  • Как отразить аванс в 6-НДФЛ
  • Сроки уплаты страховых взносов в 2018 году с ООО, ИП
  • Как рассчитать отпускные в 2017 году.
  • Частичный вычет НДС по одному счету-фактуре
  • (760 руб. +1376 руб.) × 35% = 748 руб.

    Как составить иск к ООО и рассчитать сумму долга

    Для подачи иска необходимо составить заявление и направить его в арбитражный суд. В нем должно содержаться правильно составленное требование о взыскании долга, а также подробное описание обстоятельств, подкрепленное доказательствами. При расчете исковых сумм необходимо руководствоваться финансовой отчетностью ООО. Желательно просмотреть баланс за продолжительный период и выдвигать на погашение максимальные требования, чтобы гарантированно покрыть и долг, и понесенный от просрочек и тяжбы ущерб, а также неустойку.

    В заявлении для суда, помимо суммы, должны содержаться следующие пункты:

    • реквизиты обеих сторон с данными о руководстве, учредителях и документах, на основании которых работает общество — решения, устав и так далее;
    • обоснование возникновения обязательств и описание ситуации, в которой они появились — максимально подробно, чтобы ответчик не обжаловал решение суда на основании недостаточности данных;
    • доказательства полноценно и законно проведенной досудебной работы;
    • список с документами, которые прикладываются к заявлению;
    • дата, подписи и печать организации-истца.

    Если суду были предоставлены действительно значимые факты о наличии долга, он удовлетворяет требования истца. Положительное решение официально подтверждает, что должник обязан выплатить сумму. Если общество отказывается добровольно это делать, разворачивается принудительное взыскание по обязательствам.

    «Центр эффективного взыскания» поможет быстро и в рамках закона получить долг. Опытные юристы подберут максимально действенные рычаги и окажут заказчику всю необходимую поддержку.

  • Добавить комментарий