Обзор существующих льгот для пенсионеров РФ в 2020 году

Медицинские услуги и оздоровление

Здоровье пенсионеров России зачастую оставляет желать лучшего, и чтобы продлить их жизнь и улучшить её качество, государство предоставляет в 2020-ом году возможность лечения и профилактики.

Все российские пенсионеры бесплатно обслуживаются в государственных медицинских учреждениях, а также могут вызывать врачей на дом. Стационарная терапия в стенах клиник также не требует расходов. Лекарственными прописанными врачами препаратами обеспечиваются только инвалиды.

Если пенсионеру по показаниям требуется санаторно-курортное лечение, то он может выбрать одну из льгот:

  • полная оплата проезда до учреждения и обратно до дома (при этом само пребывание с лечением оплачиваются самим пенсионером);
  • бесплатное прохождение лечебных и профилактических процедур и лечение (расходы на проезд покрываются пенсионером).

Для получения рассматриваемой льготы обращайтесь в территориальное отделение ПФ и прилагайте к заявлению необходимый пакет документов, подтверждающий необходимость посещения санатория.

Полезная информация! В некоторых регионах пенсионерам также предлагается льготная оплата телефонной связи. Как правило, такие льготы автоматически применяются к тарифу при составлении квитанций.

Льготы работающим пенсионерам в 2020 году — последние новости

Собственно, все прочие льготы, которые могут иметь российские пенсионеры, также предоставляются на уровне региона. Например, льгота на проезд в городском и междугороднем транспорте и т.д. Такие меры помощи не гарантированы на уровне всей страны, и в отдельных регионах их вполне может и не быть.

Впрочем, для неработающих пенсионеров, которые вышли на пенсию недавно, также существует такая льгота — можно вернуть сумму налога, уплаченного ими за последние три года, то есть, получить вычет задним числом.


Впрочем, для неработающих пенсионеров, которые вышли на пенсию недавно, также существует такая льгота — можно вернуть сумму налога, уплаченного ими за последние три года, то есть, получить вычет задним числом.

Льготы для пенсионеров на транспорт на Крайнем Севере, в Московской области и других регионах РФ

В некоторых регионах РФ действуют следующие льготы на проезд в транспорте:

  1. Скидка на разовый проезд.
  2. Продажа проездных по льготной цене.
  3. Безвозмездное пользование муниципальным транспортом.
  4. Бесплатный проезд в электричках и пригородных поездах.

Пенсионеры, проживающие на Крайнем Севере и приравненным к ним регионам, имеют право на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно. Эту выплату можно получить дважды в год. Некоторые авиакомпании предоставляют скидки пенсионерам в частном порядке.

Пенсионеры в Москве и Подмосковье бесплатно пользуются метро, троллейбусами, монорельсовой дорогой, автобусами и трамваями. Они получают 100% скидку за проезд на пригородных поездах.

В некоторых регионах пенсионерам монетизируют транспортные льготы. Чтобы узнать последние новости о льготах на транспорт в вашем городе, обратитесь в службу социальной защиты или местное отделение пенсионного фонда.


Пенсионеры в Москве и Подмосковье бесплатно пользуются метро, троллейбусами, монорельсовой дорогой, автобусами и трамваями. Они получают 100% скидку за проезд на пригородных поездах.

Налог на землю

Дача, оформленная как земельный участок, подвергается перерасчёту по налогам.

Это федеральная льгота, которая распространяется на всех пенсионеров и предпенсионеров страны.

Реализуется льгота в виде вычета шести соток земли из общего надела (или нескольких наделов).

Пример 1: пенсионер владеет земельным участком площадью 8 соток. Он может написать заявление о вычете шести соток, после чего платит только за три сотки.

Пример 2: пенсионер имеет в собственности землю площадью 500 квадратных метров. Обратившись с заявлением в ФНС, он пользуется льготой и совсем не платит за свой надел.

Пример 3: в собственности у пенсионера два земельных участка: один 4 сотки, а другой 5. Заявление в налоговую службу даст ему право вычесть 6 соток из общего количества квадратным метров земли. Таким образом, налогом будут облагаться только три сотки с одного из участков.

Это федеральная льгота, которая распространяется на всех пенсионеров и предпенсионеров страны.

Льгота на транспортный налог

Аналогична ситуация с освобождением или уменьшением транспортного налога. Размер, льготы в 2020 году будет устанавливаться региональными властями. В ряде ситуаций преимущество предусмотрено на государственном уровне. Не платят налог:

  • Владельцы автомобилем, приспособленным для перевозки инвалидов.
  • Собственники транспортного средства, которое было получено от социальной защиты. Мощность не должна превышать сто лошадиных сил.
  • Граждане, у которых автомобиль был похищен и официально зарегистрирован в розыске.
  • Владельцы лодок, весельных, моторных мощностью меньше 5 л.с.

В каждой из этой ситуации пенсионер получает 100% льготу от суммы налога. Действует она только на одно средство передвижения.


Льгота составляет 100%, однако, действует только при соблюдении следующих условий:

На сколько повысят пенсию с 1 января 2020 года

Отделение ПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре сообщает о том, что с 1 января 2020 года произойдет очередная индексация пенсии. Повышение коснется пенсионеров, получающих страховые пенсии по старости, инвалидности либо по случаю потери кормильца. Они получат прибавку за счет индексации стоимости одного пенсионного балла и величины фиксированной выплаты. Напомним, что два этих параметра применяются при расчете пенсионных выплат.

Индексация страховых пенсий с 1 января 2020 года составит 6,6%. При этом проиндексируют страховые выплаты только для неработающих пенсионеров.

У работающих пенсионеров пенсия будет проиндексирована после прекращения ими трудовой деятельности, так как пенсия работающих пенсионеров не индексируется с 2016 г., и 2020 в этом плане не исключение. Для этой категории граждан единственным повышением размера выплат является перерасчет за стаж работы, который ежегодно и автоматически проходит в августе.

Кроме того, повышение в январе коснется получателей минимальных пенсий независимо от вида — страховые, государственные или социальные. Прибавка будет назначена за счет установления в регионах РФ новой величины прожиточного минимума пенсионера на 2020 год.

Отметим, что повышение в 1000 рублей определяется относительно среднегодового размера пенсии в целом по РФ. В 2019 году эта величина для неработающих пенсионеров составляет 15459,85 рублей, а в течение 2020 г. она должна увеличиться до 16389,62 рублей. То есть доплату в 1 тысячу рублей получат пенсионеры, которые получает такую (или примерно такую сумму) — около 15,5 тыс. руб. и выше.

Льготы для пенсионеров по налогу на землю

Большинство земельных льгот передано в ведение региональных властей. На федеральном уровне пенсионеры могут рассчитывать только на одну льготу – это уменьшение налоговой базы.

Базу для расчета налога на землю можно уменьшить на величину кадастровой стоимости 600 м 2 площади. Льгота распространяется только на один земельный участок. Земля должна находиться в собственности пенсионера, бессрочном пользовании или владении по праву наследования.

Получить сведения о региональных льготах по налогу на землю можно в местной администрации, в отделении ФНС.

Получить сведения о региональных льготах по налогу на землю можно в местной администрации, в отделении ФНС.

Льготы при уплате налогов

Законодательство РФ предусмотрело налоговые льготы для пенсионеров. На получение послаблений могут претендовать россияне, достигшие определённого возраста, женщины – 55 лет, а мужчины – 60.

Пожилые люди могут рассчитывать на компенсацию НДФЛ на определённые источники доходов:

  • пенсия (исключая негосударственные выплаты);
  • материальная помощь от работодателя (в том числе денежная);
  • выплата из частного и государственного фонда соцзащиты.

Чтобы иметь возможность пользоваться вышеуказанными льготами пенсионерам в Москве и остальных регионах в 2020 году следует посетить местное отделение пенсионного фонда с необходимыми документами и написать заявление.

На фоне часто изменяющихся льгот для пенсионеров крайне важно быть в курсе последних новостей на эту тему.

В стране ещё свежи последствия кризиса 2015 г. Финансирование малообеспеченных граждан ещё оставляет желать лучшего. На фоне дефицита финансовых средств в государственном бюджете пенсионеров очень волнует вероятность отмены льгот.

Читайте также:  Заявление о возврате денег за некачественный автомобиль

В стране ещё свежи последствия кризиса 2015 г. Финансирование малообеспеченных граждан ещё оставляет желать лучшего. На фоне дефицита финансовых средств в государственном бюджете пенсионеров очень волнует вероятность отмены льгот.

Ветераны труда

Данный разряд пенсионеров получает возможность использовать безвозмездный отпуск, помимо предусмотренного законодательством трудового кодекса, сроком на один месяц. А также:

  • бесплатное посещение поликлиник;
  • получение медикаментозных препаратов, назначенных врачом, со скидкой 50%;
  • проезд в городском общественном транспорте, не требующий оплаты (кроме такси).

  1. Работодатель обязан предоставить должность, которая соответствует группе инвалидности.
  2. Использование ежегодного отпуска сроком до двух месяцев.
  3. Сокращённая рабочая неделя для инвалидов второй группы.
  4. Полное освобождение от налога на имущество.
  5. Получение единовременной денежной выплаты.
  6. По желанию набор социальных услуг можно заменить денежной компенсацией.

Льготы в отдельных регионах

Есть льготы федеральные, то есть действующие в абсолютно всех российских регионах. Но муниципалитеты субъектов вправе устанавливать собственные меры социальной поддержки, назначаемые после выхода на пенсию по старости. Например, в Москве и в другом городе федерального значения, коим является Санкт-Петербург, перечень льгот шире, чем в других населённых пунктах.

В столице пенсионеры могут бесплатно или со скидкой ездить на общественном транспорте, бесплатно пользоваться телефонной связью и некоторыми коммунальными услугами, такими как вывоз мусора (он после «мусорной» реформы стал платным для всех). Также неработающим пенсионерам-москвичам доступно бесплатное протезирование зубов с использованием недорогих конструкций, ремонт протезов. Держателям социальных карт коренным жителям предлагаются скидки не только на ЖКХ, но и на покупки в некоторых магазинах, аптечных пунктах, организациях общепита.

В 2020-ом году сохранятся все льготы в Ростовской области, где в 2020-ом году пенсионеры будут получать бесплатно стоматологическое лечение, проезд на общественных видах транспорта, санаторно-курортное лечение при наличии мед. показаний, а также пятидесятипроцентную скидку на топливо при отсутствии в жилище центрального отопления.


Отменят ли льготы, доступные пенсионерам в 2019 году? Нет, их перечень сохранится. Кроме того, власти отдельных регионов могут расширить списки привилегий и сделать жизнь пожилых людей ещё более приятной.

Проезд

Во всех регионах страны для пенсионеров предусматриваются льготы на проезд в видах общественного транспорта либо муниципальных, либо городских направлений. Предоставляется или скидка на приобретение разовых билетов и проездных, или полностью бесплатный проезд, или денежная компенсация при отказе от привилегии в виде доплат к пенсии.

Полезно знать! Льготы распространяются и на авиабилеты, а также на билеты на пригородные электрички и поезда с дальним следованием.

  • полная оплата проезда до учреждения и обратно до дома (при этом само пребывание с лечением оплачиваются самим пенсионером);
  • бесплатное прохождение лечебных и профилактических процедур и лечение (расходы на проезд покрываются пенсионером).

Военнослужащие и участники боевых действий на пенсии

С октября 2020 года неработающие военные и бывшие участники ВОВ получат проиндексированную выплату. Она положена экс работникам ФСБ, МЧС, ФСИН и МВД.

Если у бывшего военного есть долг по ипотеке или любому другому кредиту и его доход менее 2 МРОТ, его ждет рассрочка по старой задолженности. Ветераны боевых действий освобождаются от выплаты земельного, имущественного налогов.

Военные и участники боевых действий имеют право вне очереди пользоваться услугами связи и культурно-просветительными учреждениями. Лицам должны без очереди продавать проездные билеты.

Если у бывшего военного есть долг по ипотеке или любому другому кредиту и его доход менее 2 МРОТ, его ждет рассрочка по старой задолженности. Ветераны боевых действий освобождаются от выплаты земельного, имущественного налогов.

В каких регионах будут назначать РСД в 2020 году

Всего региональные доплаты к пенсии от соцзащиты в 2020 году будут получать пенсионеры из 31 региона страны. Из них в 15 субъектах они будут выплачиваться впервые, а именно в:

  1. Амурской области;
  2. Вологодской области;
  3. Иркутской области;
  4. Калининградской области;
  5. Новгородской области;
  6. Новосибирской области;
  7. Псковской области;
  8. Смоленской области;
  9. Томской области;
  10. Забайкальском крае;
  11. Красноярском крае;
  12. Кабардино-Балкарской Республике;
  13. Республике Карелии;
  14. г. Севастополе;
  15. г. Санкт-Петербурге.

Размеры доплат РСД будут рассчитывать по следующей формуле:

  • ПМП — величина регионального ПМП в 2020 г.;
  • МО — материальное обеспечение пенсионера, включающее в себя назначенные пенсии, срочные пенсионные выплаты, ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), в том числе НСУ и иные формы социальной поддержки в денежном выражении.

Все данные по региональным социальным доплатам в 2020 году представим в виде таблицы:

Субъект РФ, в котором в 2020 году будут назначать РСД для пенсионеровСумма, до которой будут доплачивать (величина ПМП в регионе)
Амурская обл.10021
Архангельская обл.10955
Вологодская обл.9575
г. Санкт-Петербург9514
г. Севастополь9597
Еврейская авт. обл.11709
Забайкальский край9829
Иркутская обл.9497
Кабардино-Балкарская Респ.9598
Калининградская обл.9658
Камчатский край16756
Красноярский край10039
Магаданская обл.15943
г. Москва12578
Московская обл.9908
Мурманская обл.14354
Ненецкий АО17956
Новгородская обл.9423
Новосибирская обл.9487
Приморский край10775
Псковская обл.9529
Респ. Карелия11846
Респ. Коми11534
Респ. Саха (Якутия)14076
Сахалинская обл.12333
Смоленская обл.9460
Томская обл.9546
Хабаровский край10895
ХМАО-Югра12730
Чукотский АО19000
Ямало-Ненецкий АО13510

В регионах, не указанных в таблице, в 2020 г. будут назначать федеральные доплаты (см. таблицу ПМП на 2020 год). Их назначением и выплатой занимается Пенсионный фонд РФ. Получателям таких выплат ничего переоформлять не нужно.

В регионах, не указанных в таблице, в 2020 г. будут назначать федеральные доплаты (см. таблицу ПМП на 2020 год). Их назначением и выплатой занимается Пенсионный фонд РФ. Получателям таких выплат ничего переоформлять не нужно.

Мораторий на налоговые проверки: все ли так однозначно?

В статье автор рассматривает вопрос принятия органами государственной власти мер поддержки бизнеса в виду угрозы распространения коронавирусной инфекции в виде введения моратория на осуществления налогового контроля и применение санкций, а также вопросы фактического соблюдения налоговыми органами введенных запретов, противоречия введенных запретов иным нормативным актам и разъяснениям государственных органов, что свидетельствует о несистемности законодательной техники, и необоснованном позиционировании данных мер в качестве мер поддержки в принципе.

Вопрос поддержки бизнеса и населения Российской Федерации в связи с применением ограничительных мер, введенных в большинстве субъектов в виду угрозы распространения коронавирусной инфекции, стал одним из наиболее актуальных в информационной повестке.

С начала апреля 2020 г. было принято существенное число норм, меняющих налоговое законодательство. Тем не менее, нельзя сказать, что принятые нормативные акты затрагивают налоговые обязательства большого количества налогоплательщиков, поскольку направленность данных норм имеет два основных критерия: принадлежность налогоплательщика к субъектам малого, среднего предпринимательства и его причастность к наиболее пострадавшим отраслям, определяемым Постановлением Правительства РФ № 434 от 03.04.2020 г. «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». В этой связи, действительное число субъектов, к кому бы относились меры поддержки ничтожно мало.

Вопрос вызывает и содержание принятых норм, так как трудно представить, чтобы отсрочка, рассрочка уплаты налогов, страховых взносов, авансовых платежей, либо отсрочка сдачи налоговой отчетности являлись потенциальными генераторами дохода для предпринимателей, либо снимали с бизнеса установленную обязанность по уплате налогов, страховых взносов, либо авансовых платежей.

Наиболее своеобразным средством поддержки бизнеса можно назвать введенные моратории на осуществление контрольно-надзорных функций государственных органов и применение ряда санкций.

Читайте также:  Можно продать долю в родительском доме?

С целью наибольшего погружения в данный вопрос предлагаем обратиться к соответствующей нормативно-правовой базе.

В первую очередь, следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов») (далее — Постановление № 409), которым предусмотрено 2 группы норм: первая — в поддержку субъектов предпринимательской деятельности из пострадавших отраслей, вторая — общего характера. Среди норм общего характера обращают на себя внимание пункты 3, 4 и 7 данного Постановления.

В пункте 3 Постановления № 409 продлены сроки сдачи бухгалтерской, налоговой отчетности, отчетности по страховым взносам (но не продлены сроки уплаты налогов), а также продлены сроки для реагирования налогоплательщиков на требования налоговых органов, а именно:

— на 20 рабочих дней продлены установленные ст. 93, 93.1 НК РФ сроки представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации) пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

— на 10 рабочих дней продлен установленный п. 3 ст. 88 НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно.

При этом, Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ Президента РФ № 239) установлены нерабочие дни на период до 30 апреля 2020 года включительно. В этой связи, логично, что налогоплательщики, не составляющие перечень исключений, отраженных в п. 4 Указа Президента РФ № 239, должны соблюдать введенные ограничительные меры, а значит, находятся в нерабочем режиме. Тем не менее, п. 3 Постановления № 409 допускает направление в адрес налогоплательщиков требований, продляя лишь срок ответа на них, несмотря на введенный Указом Президента РФ № 239 режим нерабочих дней.

У налогоплательщиков в этой связи вопросы простые: каким образом обеспечивать получение требований, если налогоплательщик обязан соблюдать режим нерабочих дней, а также, каким образом налогоплательщику отвечать на данные требования, если окончание срока ответа на требование приходится на нерабочий день.

Также на себя обращает внимание пункт 4 Постановления № 409, где Правительство постановило приостановить до 31 мая 2020 г. включительно:

— вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

— проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

— течение сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении проверок, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

— течение сроков, предусмотренных статьей 101.4 НК РФ;

— инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;

— проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г. В указанных случаях проведение проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и осуществление административного производства могут продолжаться только в части таких нарушений;

— вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Кодекса решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.

Содержание данного пункта прямо показывает, что налоговые органы вправе продолжать осуществление камеральных налоговых проверок, и соответственно, истребовать необходимые документы (информацию), пояснения, исходя из ст. 88 НК РФ, что опять же входит в некоторое противоречие с установленным в Указе Президента РФ № 239 режимом нерабочих дней до 30.04.2020 г.

Также обращаем внимание, что по вопросам камеральных проверок по декларациям 3-НДФЛ есть специальное Письмо ФНС России от 09.04.2020 № БС-4-11/6022@ «О проведении КНП деклараций 3-НДФЛ», из которого следует прямое указание ФНС продолжать камеральные налоговые проверки по данному виду деклараций.

Конечно же, с точки зрения своевременного получения налогоплательщиками налоговых вычетов по НДФЛ, продолжение камеральных проверок — это разумное решение ФНС, между тем, встает вопрос соотношения данного письма ФНС с Указом Президента РФ № 239, Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, если налоговому органу потребуется провести допрос налогоплательщика, контрагентов в условиях введенных ограничительных мер, учитывая, что не все региональные нормативные акты, предусматривающие режим повышенной готовности, обращают внимание на приведенный аспект.

В развитие Постановления № 409 ФНС России издано и доведено до территориальных налоговых органов Письмо от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@, где содержание п. 4 Постановления № 409, диспозиция содержащихся в нем норм, практически полностью переиначена, путем введения следующих указаний ФНС:

— Если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении, налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания срока, установленного пунктом 4 Постановления № 409.

— Приостановления, предусмотренные в соответствии с пунктом 4 Постановления № 409, и их возобновление 01.06.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.

— Необходимо учитывать, что приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 100 НК РФ, не препятствует совершению налоговыми органами соответствующих процессуальных действий досрочно, то есть до 01.06.2020. Например, составить акт выездной налоговой проверки и направить его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка. В данном случае процессуальный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 100 НК РФ, для представления лицом, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, возражений на акт налоговой проверки, начинает течь 01.06.2020.

— Также приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 101 НК РФ, не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 НК РФ, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные Кодексом процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно 01.06.2020 начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение.

Таким образом, данное письмо наглядно показывает видоизменение со стороны ФНС России приведенных в п. 4 Постановления № 409 положений о необходимости приостановления проведения каких-либо контрольно-надзорных мероприятий в отношении налогоплательщиков.

Позиция ФНС России основана на устоявшейся, с учетом п. 14 ст. 101 НК РФ, догме о том, что главное не нарушать права налогоплательщика в части возможности предъявления возражений налоговому органу на акт проверки, а также возможности обжалования принятых в порядке п. 7 ст. 101 НК РФ решений о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Читайте также:  Если страховка без ограничений нужна ли доверенность?

Уникальность такой поддержки заключается и в том, что Письме ФНС от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ также обращается внимание на то, что до 01.06.2020 необходимо исключить проведение вне рамок выездных налоговых проверок мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган и т.п.).

Данное требование со стороны ФНС России является прямым напоминанием существования Приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, установившего запрет на проведение мероприятий налогового контроля. Прямое напоминание связано это с тем, что данный приказ повсеместно игнорировался территориальными налоговыми органами вплоть до момента введения в субъектах ограничительных мер на передвижение граждан. Следовательно, с одной стороны государством создавались меры для предотвращения распространения коронавируса, с другой стороны, само же государство в лице налоговых органов, на протяжении длительного времени, плодило факторы распространения инфекции.

Более того, полагаем, не будет секретом, если сказать, что налоговые органы продолжают осуществление не только камеральных проверок, но и предпроверочных мероприятий, направленных на отбор налогоплательщиков на выездные налоговые проверки.

В рамках данных мероприятий производится не только истребование документов, но и вызов для дачи пояснений налогоплательщиков, их представителей, вызов на допрос свидетелей. Естественно, данные проявления находят не повсеместный характер, но такая практика налогового администрирования имела место быть в практике налогового консультирования.

Помимо этого, встречаются случаи приостановления операций по счетам (хотя это также запрещено, исходя из п. 4 Постановления № 409). Более того, по данному вопросу можно сослаться и на материалы существующей судебной практики.

Так, обратило на себя внимание Определение Арбитражного суда Курганской области от 06.04.2020 по делу № А34-3201/2020 о принятии обеспечительных мер. Суд приостановил взыскание доначисленных налогов и блокировку счетов налогоплательщика в том числе из-за запрета ФНС России до 31.05.2020 выносить решения о приостановлении операций по счетам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках мер по борьбе с коронавирусом.

Помимо этого, обращает на себя внимание и тот факт, что в Постановлении № 409 в отношении моратория на применение налоговых санкций в число правонарушений, ответственность за которые не применяется, при их совершении в период с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно, входит лишь ст. 126 НК РФ, тогда как появившаяся в практике очевидная неопределенность в сроках сдачи отчетности и уплате налогов, зависящая от статуса налогоплательщика, прямо требует также освобождения и неприменения к налогоплательщикам в рассматриваемый период времени санкций, предусмотренных ст. 119, 122, 123 НК РФ, а также исключения применения ст. 75 НК РФ (начисление пеней) в ситуациях возникшей повсеместно неопределенности в вопросе наличия/ отсутствия у налогоплательщиков права на осуществление деятельности вследствие введения в регионах режима повышенной готовности.

Таким образом, очевидно, что субъекты нормотворчества, а также правоприменители оказались неготовыми к созданию оптимальных условий для работы бизнеса, которые бы действительно можно было квалифицировать в качестве меры поддержки предпринимателей, и принятая нормативно-правовая база, по справедливому замечанию многих представителей юридического сообщества, может быть охарактеризована как «нормативные акты, принятые в состоянии аффекта».

Тем не менее, считаем возможным выразить надежду на дальнейшее развитие нормативных актов и расширение мер поддержки бизнеса в сложившихся тяжелых экономических условиях, которые будут отражать действительное понимание государства текущих проблем бизнеса и искренние намерения в эффективном устранении последствий распространения коронавирусной инфекции и прочих факторов, повлиявших в 1 квартале 2020 г., на устойчивость экономики страны.

— вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Кодекса решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.

Приостановка проверок до 1 мая: кого коснется?

Глава Правительства России М.Мишустин 18 марта 2020 года издал поручение, в соответствии с которым федеральные органы власти должны приостановить до 1 мая назначение:

  • проверок, проводимых на основании Закона «О защите прав юрлиц и ИП» от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок.

Исключение — проверки на основании данных о рисках вреда жизни и здоровью граждан, проверки вследствие чрезвычайных ситуаций, а также проверки, по итогам которых хозяйствующий субъект должен получить то или иное разрешение, лицензию, аккредитацию.

Таким образом, проверки прекратят в отношении всего бизнеса (малого, среднего, крупного) в случае, если их проводят федеральные структуры.

В соответствии с поручением, которое подписал Мишустин, приостановка проверок уже начатых тоже предусмотрена. В поручении сказано, что в срок до 20 марта 2020 года федеральные органы власти должны рассмотреть вопрос о приостановлении уже назначенных мероприятий (подп. «а» п. 3 Поручения). Также федеральные органы должны были до 20 марта представить в Минэкономразвития сведения о количестве фактически приостановленных проверок и далее сообщать об их количестве еженедельно.

В свою очередь ФНС издала приказ о приостановке проверок от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, в соответствии с которым:

  • До 1 мая 2020 г. в отношении всех налогоплательщиков (в том числе налоговых агентов, плательщиков страхвзносов и сборов) текущие выездные проверки приостанавливаются, а новые запрещаются. Это касается любых мероприятий, которые включает налоговая проверка.
  • Приостановка по счетам в банках операций прекращена до 1 мая для субъектов, внесенных в реестр МСП (отдельное письмо ФНС № ЕД-20-8/32@ от 25.03.2020).
  • Инспекторам предписано исключить проведение контрольных мероприятий, предусматривающих непосредственный контакт с налогоплательщиками (работниками и представителями хозяйствующих субъектов).
  • Запрещено также лично вызывать людей на собеседования в налоговые органы, приходить на территорию фирм на инвентаризации, выемки и т.п.
  • Инспекторам предписано проводить действия, предусмотренные ст. 101 и 101.4 НК РФ (то есть, выносить решения и реагировать на налоговые нарушения) с использованием дистанционных каналов связи.

Таким образом, если проводится выездная налоговая проверка, приостановка ее обязательна.

Налоговики до 1 мая 2020 года не будут проводить проверки соблюдения законодательства о применении ККТ и о валютных операциях (кроме случаев, когда срок давности привлечения к ответственности истекает до 01.06.2020). При этом, если такие проверки уже начаты, то дальнейшие действия по ним инспекторам предписано производить в режиме дистанционного взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

Можно также отметить, что:

  • до 1 мая будут приостановлены проверки Счетной палатой (а до 1 июня 2020 г. не будут назначаться новые);
  • с 19 марта по 10 апреля 2020 г. ФАС России приостанавливает проверки и рассматривает дела дистанционно;
  • на неопределенный срок приостановлены Банком России проверки кредитных и некредитных финансовых организаций, а запланированные проверки перенесены на срок после 1 июля.

Постановление (поручение) о приостановке проверок, опубликованное Правительством, содержит рекомендацию, адресованную региональным и муниципальным властям — также прекратить назначение проверок до 1 мая и приостановить уже начатые. Вполне можно говорить о том, что органы власти на уровне субъектов РФ и местные власти к этой рекомендации прислушались. Так, например, было приостановлено проведение проверок:

При этом, из нормативного акта региона или муниципалитета не всегда однозначно следует, что инициирована приостановка плановых проверок (или внеплановых), которые уже начаты. Но во всех случаях, так или иначе, отменяются предстоящие проверки.

Что касается деятельности одного из главных «проверяющих» — ФНС, то на уровне конкретных регионов данным ведомством могут быть введены механизмы налогового контроля, не имеющие отношения собственно к проверкам. В их числе – мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов с использованием аналитических инструментов и взаимодействие с налогоплательщиками в режиме онлайн.

Добавить комментарий