Утвержден новый порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Оставить заявку

Минфин установил новый порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Речь, в том числе, идет об исправлении технической ошибки в записях реестров. Теперь, если записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на электронных носителях не соответствуют сведениям в документах, на основании которых внесены такие записи, то инспекторы отдадут приоритет информации «на бумаге». Кроме того, в реестрах теперь будут сохраняться ранее внесенные сведения. Вносить записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП будут инспекции, на которые возложены полномочия по госрегистрации. Сейчас такие записи вносят органы ФНС по месту нахождения компании или месту жительства предпринимателя. То есть новый порядок допускает экстерриториальный принцип регистрации. Ранее налоговая сообщила об ускорении регистрации компаний и ИП с 29 апреля 2018 года. Приказ вступит в силу 1 марта 2018 года.

119180, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

  • О компании
  • Все услуги
  • Цены
  • Выигранные дела
  • Отзывы
  • Пресс-центр
  • Клиенты
  • Часто задаваемые вопросы
  • Контакты
  • Недвижимость
  • Спорт
  • Банкротство физических лиц
  • Судебные споры
  • Недвижимость
  • Регистрация компаний и внесение изменений
  • Судебные споры и взыскание долгов
  • Интеллектуальная собственность
  • Юридические обслуживание бизнеса
  • Банкротство
  • Спорт

3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

Обновлены правила предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП

30 июня 2015 г. вступят в силу новые правила предоставления ФНС России сведений и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП физичес­ким и юридическим лицам, а также государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам.

Минфин России утвердил сразу два приказа, регламентирующих порядок предоставления сведений и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и заменяющих правила, утвержденные приказами Минфина России от 23.11.2011 № 158н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов» и № 157н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов», а именно приказ от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и до­кументов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» (зарегистрирован в Мин­юсте России 12.05.2015 № 37242, далее — приказ № 5н) и приказ от 18.02.2015 № 25н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам» (зарегистрирован в Мин­юсте России 12.05.2015 № 37243, далее — приказ № 25н).

При этом новые приказы будут регулировать предоставление сведений одновременно из двух реестров — ЕГРЮЛ и ЕГРИП, различия зависят только от того, кому конкретно данные сведения предоставляются.

Так, приказ № 5н будет регулировать предоставление сведений из реестров для физичес­ких и юридических лиц.

В частности, согласно утвержденному регламенту сведения и документы из ЕГРЮЛ/ЕГРИП будут предоставляться по запросу заявителя. Запрос о предоставлении государственной услуги может быть представлен:

  • в виде бумажного документа путем направления по почте, представления непосредственно в налоговый орган, уполномоченную организацию либо через многофункциональный центр;
  • в электронной форме с использованием интернет-технологий, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (при наличии технической возможности).

Общий срок предоставления сведений и документов не изменился и по-прежнему не должен превышать пяти дней со дня получения налоговым органом соответствующего запроса. При этом появилось так называемое срочное предоставление, которое осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса. За срочность нужно будет заплатить в два раза дороже — 400 руб.

Кроме того, установлено, что устранять технические ошибки в реестрах могут только те органы, которые вносят соответствующие записи. При этом исправление допускается по заявлению заинтересованного лица или при самостоятельном обнаружении ошибки регистрирующим органом.

На отказ налогового органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в документах, либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений можно подать жалобу.

Приказ № 25н определяет порядок предоставления сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам.

Предоставление сведений органам власти, так же как и прежде, будет осуществляться в электронном виде, в том числе с использованием интернет-технологий или с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. Внесение записей в базы данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП осуществляется налоговыми органами, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту их нахождения или месту жительства соответственно.

Напомним, что с 30 марта 2015 г. действует новая редакция п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (см. Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в час­ти обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), в соответствии с которой предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.

  • в виде бумажного документа путем направления по почте, представления непосредственно в налоговый орган, уполномоченную организацию либо через многофункциональный центр;
  • в электронной форме с использованием интернет-технологий, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (при наличии технической возможности).

Получение сведений через интернет-сервис

Организация или индивидуальный предприниматель может получить выписку о себе в форме электронного документа с помощью интернет-сервиса на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru/rn77/service/egrip/). Для этого ИП или представитель организации должен иметь действующий сертификат ключа проверки электронной подписи (сертификат CryptoPro), выданный аккредитованным удостоверяющим центром (п. 103 и п.104 Регламента). В полученной выписке будет стоять электронная подпись налоговой инспекции, и этот документ будет равнозначен «бумажному» аналогу.

Отметим, что в статье 7 Закона № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.03.15 № 67-ФЗ) сказано следующее: «Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно». Исходя из данной формулировки, можно предположить, что бесплатно предоставляются электронные выписки о любой организации или индивидуальном предпринимателе. Однако комментируемым Регламентом предусмотрено, что с помощью интернет-сервиса на сайте ФНС можно получать выписку только о самом себе.

Запрос в уполномоченную организацию можно представить в бумажном виде (непосредственно или по почте), а также (при наличии технической возможности) направить в электронном виде (п. 26 Регламента). Рекомендуемая форма такого запроса приведена в приложении № 1 к Регламенту.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 23 ноября 2011 г. N 158н г. Москва “Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов”

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 апреля 2012 г. Регистрационный N 23734

В соответствии с подпунктами 5.2.3.1 и 5.2.3.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 “О Министерстве финансов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

1. Утвердить Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Настоящий Приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 “О Едином государственном реестре юридических лиц” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2585, N 46, ст. 4597; 2003, N 33, ст. 3270, N 43, ст. 4238; 2004, N 10, ст. 864; 2005, N 51, ст. 5546; 2006, N 49, ст. 5220; 2007, N 34, ст. 4237, N 32, ст. 4146; 2008, N 50, ст. 5958).

И.о. Министра финансов Российской Федерации А. Силуанов

Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов

1. Настоящий Порядок определяет правила ведения Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и предоставления содержащихся в нем сведений и документов.

2. ЕГРЮЛ содержит записи, в которые включаются сведения о юридических лицах, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 52, ст. 5037; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754; N 49, ст. 6079; 2009, N 1, ст. 20, ст. 23; N 52, ст. 6428; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409) (далее – Федеральный закон), а также документы, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи.

3. Внесенной в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица либо первой внесенной в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., присваивается основной государственный регистрационный номер (далее – ОГРН), который указывается во всех последующих записях, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, а также в документах, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица. Каждой последующей записи, вносимой в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, присваивается государственный регистрационный номер (далее – ГРН).

Для каждой записи указывается дата ее внесения в ЕГРЮЛ, наименование налогового органа, осуществившего внесение записи в ЕГРЮЛ, реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ (в случае, если указанный документ оформлен на бумажном носителе).

4. ГРН записи, вносимой в ЕГРЮЛ, состоит из 13 знаков, расположенных в следующей последовательности:

С (1-й знак) – признак отнесения записи:

к ОГРН – 1 или 5;

к ГРН – 2, 6, 7, 8, 9;

ГГ (со 2-го по 3-й знак) – две последние цифры года внесения записи в ЕГРЮЛ;

КК (4-й, 5-й знаки) – кодовое обозначение субъекта Российской Федерации, установленное Федеральной налоговой службой в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации, определенным статьей 65 Конституции Российской Федерации;

ХХХХХХХ (с 6-го по 12-й знак) – номер записи, внесенной в ЕГРЮЛ в течение года;

Ч (13-й знак) – контрольное число.

5. Ведение ЕГРЮЛ осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях.

6. Ведение ЕГРЮЛ на электронных носителях осуществляется путем внесения записей, содержащих сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящего Порядка, в территориальные базы данных ЕГРЮЛ, их последующего включения в базы данных ЕГРЮЛ соответствующих субъектов Российской Федерации и в федеральную базу данных ЕГРЮЛ.

Внесение записей в территориальные базы данных ЕГРЮЛ осуществляется территориальными органами Федеральной налоговой службы по месту нахождения юридических лиц, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц.

Внесенные в течение рабочего дня в территориальные базы данных ЕГРЮЛ записи не позднее следующего рабочего дня включаются управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в базы данных ЕГРЮЛ соответствующих субъектов Российской Федерации.

Внесенные в течение рабочего дня в базы данных ЕГРЮЛ соответствующих субъектов Российской Федерации записи не позднее следующего рабочего дня включаются Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных в федеральную базу данных ЕГРЮЛ.

7. Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и документы о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу с указанием полного или сокращенного наименования юридического лица, его ОГРН или идентификационного номера налогоплательщика.

8. Запрос о предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и (или) документов о конкретном юридическом лице представляется:

в виде бумажного документа путем его направления по почте либо представления непосредственно в налоговый орган заявителем или его представителем;

в электронной форме с использованием веб-сервисов (при наличии технической возможности).

9. Запрос о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ в виде бумажного документа представляется (направляется) в любой территориальный орган Федеральной налоговой службы, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРЮЛ, независимо от адреса (места нахождения) юридического лица, о котором запрашиваются сведения.

10. Запрос в виде бумажного документа о предоставлении копии содержащегося в ЕГРЮЛ документа (документов) представляется (направляется) в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения юридического лица, уполномоченный на предоставление копий содержащихся в ЕГРЮЛ документов.

11. Запрос о соответствии или несоответствии сведений о персональных данных конкретного физического лица, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, представляется в виде бумажного документа непосредственно физическим лицом, запрашивающим такие сведения (далее – заявитель), в любой территориальный орган Федеральной налоговой службы, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРЮЛ. Одновременно с запросом заявителем представляется документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Адреса территориальных органов Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, уполномоченных на предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и (или) документов, публикуются на официальном сайте управления Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации.

13. В случае, если в соответствии с Федеральным законом предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов осуществляется за плату, размер которой в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации, одновременно с запросом о предоставлении сведений и (или) документов представляется документ, подтверждающий оплату.

Читайте также:  Заявление о регистрации ККТ изменят

14. Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения предоставляются в виде:

выписки из ЕГРЮЛ по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. При отсутствии сведений по какому-либо показателю данный показатель в выписку не включается;

справки о соответствии или несоответствии сведений о персональных данных физического лица, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

15. Содержащиеся в ЕГРЮЛ документы представляются в виде копии соответствующего документа.

16. При отсутствии в ЕГРЮЛ запрашиваемых сведений или документов либо при невозможности определить юридическое лицо, в отношении которого запрашиваются сведения или документы, заявителю выдается справка об отсутствии запрашиваемой информации.

17. Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, включая сведения о конкретном юридическом лице, органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления осуществляется в виде выписки из ЕГРЮЛ в форме электронного документа, подписанного электронной подписью налогового органа.

Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений по межведомственному запросу в целях оказания государственных и муниципальных услуг осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ).

При отсутствии технической возможности использования СМЭВ предоставление сведений из ЕГРЮЛ осуществляется в виде бумажного документа.

18. Срок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня получения соответствующего запроса налоговым органом, указанным в пунктах 9-11 настоящего Порядка.

Предоставление сведений из ЕГРЮЛ по межведомственному запросу в целях оказания государственных и муниципальных услуг осуществляется не позднее пяти дней со дня получения такого запроса, если иной срок ожидания ответа не указан в межведомственном запросе.

19. Предоставление органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления копий содержащихся в ЕГРЮЛ документов осуществляется не позднее пяти дней со дня получения соответствующего запроса территориальным налоговым органом, в котором хранятся запрашиваемые документы.

20. Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения предоставляются заинтересованным лицам в электронном виде в порядке и сроки, установленные приказом Федеральной налоговой службы от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@ “Об утверждении порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2009 г., регистрационный номер 14081; “Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”, 2009, N 27).

справки о соответствии или несоответствии сведений о персональных данных физического лица, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Что такое ЕГРЮЛ

ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) – это федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России. Ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой, согласно законодательству Российской Федерации.

Для поиска сведений о юридическом лице необходимо ввести ИНН или ОГРН юридического лица, либо указать наименование и регион места нахождения. Вам будет предоставлен список компаний, при выборе нужной организации всплывает окно с краткой информацией и основными данными, которые сайт предоставляет совершенно бесплатно. Далее нужно оплатить выписку и получить ее в электронном виде на почту, указанную вами или скачать самостоятельно в разделе «Узнать готовность заказа».

Введите название, ИНН или адрес

Для поиска сведений о юридическом лице необходимо ввести ИНН или ОГРН юридического лица, либо указать наименование и регион места нахождения. Вам будет предоставлен список компаний, при выборе нужной организации всплывает окно с краткой информацией и основными данными, которые сайт предоставляет совершенно бесплатно. Далее нужно оплатить выписку и получить ее в электронном виде на почту, указанную вами или скачать самостоятельно в разделе «Узнать готовность заказа».

Всё о выписке из ЕГРЮЛ

Чтобы юридическое лицо могло совершать какие-либо действия, имеющие юридическое значение, ему необходимо истребовать в налоговом органе выписку из ЕГРЮЛ. Как документ, выписка из ЕГРЮЛ представляет собой комплекс информации о юридическом лице, полученный из Единого государственного реестра юридических лиц.

Выписка из ЕГРЮЛ может потребоваться собственно самой организации при получении доверенности у нотариуса, при открытии счета юридического лица в банке, для регистрации права собственности, при ликвидации предприятия, для получения кредита или лицензии. Без выписки из ЕГРЮЛ невозможно будет получить новые коды статистики при смене видов деятельности предприятия или встать на учет во внебюджетные фонды. Выписка из ЕГРЮЛ может быть истребована и любой другой организацией для получения информации о конкурентах, для обращения с иском в суд, для уточнения статуса юридического лица – является ли оно действующим либо ликвидировано и т.п.

Виды выписки из ЕГРЮЛ

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (Правила ведения ЕГРЮЛ) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438. Информация, содержащаяся в выписке из ЕГРЮЛ, включает полные сведения о юридическом лице. Различают информационную и официальную выписки.

Информационная выписка не является официальным документом, так как ее можно получить в электронном виде в сети Интернет любому заинтересованному лицу. Эту выписку еще называют онлайн выписка. Она содержит достаточно большой объем сведений, но не может быть использована в качестве официального документа. Этот вид выписки из ЕГРЮЛ может быть платным и бесплатным. Бесплатная онлайн выписка содержит в себе сведения в меньшем объеме, чем платная онлайн выписка.

Платная онлайн выписка практически совпадает по своему содержанию с обычной официальной выпиской, которая является юридически значимым официальным документом, подписанным и заверенным печатью выдавшего ее налогового органа. Как правило, выдается такая выписка для предоставления ее в судебные, нотариальные органы, в банк и т.д., а содержит она самые полные сведения о юридическом лице.

Официальная выписка из ЕГРЮЛ бывает срочной и не срочной в зависимости от срока ее оформления и предоставления. Срочная выписка предоставляется в течение 1 дня, а не срочная – в течение 5 дней. Другая классификация выписки из ЕГРЮЛ по объему содержащихся в ней сведений подразделяет ее на расширенную и обычную. Все официальные выписки, в свою очередь, подразделяются на обычные (бесплатные) и платные выписки. Различие их состоит в объеме предоставляемых сведений. Самыми полными сведениями обладает расширенная официальная выписка.

Содержание расширенной выписки из ЕГРЮЛ

Расширенная выписка из ЕГРЮЛ содержит наиболее полный перечень сведений о юридическом лице, по сравнению с другими выписками. В этот перечень входят сведения, перечисленные в Приложении № 2 Правил ведения ЕГРЮЛ:

  • данные о заявителе при регистрации;
  • документы, представленные для внесения записи в ЕГРЮЛ;
  • основной государственный регистрационный номер юридического лица(ОГРН);
  • код причины постановки на учет (КПП)
  • государственный регистрационный номер юридического лица(ГРН);
  • идентификационный номер налогоплательщика(ИНН);
  • юридический адрес предприятия (адрес местонахождения);
  • контактные телефоны/факс (при их наличии);
  • учредители (участники) юридического лица ;
  • физические лица, имеющие право действовать без доверенности в интересах и от имени юридического лица;
  • паспортные данные физических лиц (серия и номер, кем и когда выдан, адрес места жительства, дата и место рождения, контактный телефон, ИНН);
  • уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, паевые взносы) юридического лица;
  • сведения о банковских счетах этого юридического лица (номер счёта, дата открытия, банковские реквизиты, номер договора об открытии счета);
  • держатель реестра акционеров акционерного общества;
  • образование юридического лица (его способ образования, дата регистрации, наименование органа, который зарегистрировал ЮЛ);
  • количество и виды экономической деятельности юридического лица (коды статистики ОКВЭД), которыми занимается организация;
  • сведения о лицензиях, выданных юридическому лицу;
  • учёт юридического лица в ИФНС;
  • статус юридического лица;
  • филиалы и представительства юридического лица;
  • данные о прекращении деятельности юридического лица;
  • юридические лица, правопреемники при реорганизации;
  • юридические лица, участвующие в реорганизации;
  • крестьянское (фермерское) хозяйство, на базе имущества которого созданы хозяйственное товарищество или производственный кооператив;
  • регистрация юридического лица в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования (ФСС), в территориальном органе Пенсионного фонда (ПФР), в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) и в территориальном фонде обязательного медицинского страхования (ТФОМС);
  • сведения о запрете юридическому лицу на регистрационные действия;
  • записи, внесённые в ЕГРЮЛ на основании представленных документов;
  • выданные свидетельства, подтверждающие внесение записи в ЕГРЮЛ;
  • подпись должностного лица и печать налогового органа.

В отличие от расширенной официальной выписки из ЕГРЮЛ, единственной выписки, которая содержит сведения о паспортных данных физических лиц и банковских реквизитах, бесплатную онлайн выписку может получить любое лицо в сети Интернет. Но она содержит минимальный объем необходимых сведений.

Порядок выдачи выписки

Для получения сведений заинтересованное лицо должно составить по определенной форме запрос и направить его через Интернет в ФНС. Имеются требования к заявителям: им может быть физическое лицо, имеющее право действовать без доверенности в интересах и от имени юридического лица и получающее сведения именно об этом юридическом лице. При этом физическое лицо должно иметь сертификат ключа подписи (СКП), выданный в установленном законом порядке. Кроме того, необходимо представить документ, удостоверяющие личность заявителя, и платежный документ, подтверждающий оплату за предоставление общедоступных и открытых сведений через сеть Интернет. Бесплатно выписка из ЕГРЮЛ предоставляется только органам государственной и местной власти, а также Банку России.

Выписка предоставляется в электронном виде в виде файла, содержащего только общедоступные сведения о юридическом лице. Не содержаться сведения о паспортных данных, месте жительстве и банковских реквизитах. Это, так называемая, онлайн выписка и доступна она пользователю только в течение 5 дней. Вина за пропуск срока получения онлайн выписки лежит только на заявителе. Выписки на электронных носителях (налоговые службы не выдают.

Если же требуется выписка на бумажном носителе, то компетентный налоговый орган оформляет ее в установленном порядке с прошивкой, нумерацией и подписью должностного лица, а затем направляет почтовым отправлением или выдает заявителю на руки в указанный им срок.

Ошибка в выписке

При получении выписки из ЕГРЮЛ есть вероятность того, что в ней могут оказаться ошибки. Чаще всего, ошибка может произойти ещё в момент процедуры регистрации юридического лица, когда при заполнении анкеты на регистрацию неправильно указали паспортные данные учредителя или заявителя, юридический адрес самого предприятия или адреса его учредителей и т.п. Достаточно пропустить или неверно указать одну цифру или букву, и возникнет достаточно длительная процедура восстановления или внесения правильных сведений. Ошибку может допустить как сам заявитель, так и работник регистрирующего органа, невнимательно относясь к проверке предоставляемых сведений. Ошибку сотрудника регистрирующего органа будут доказать достаточно сложно, поэтому вся тяжесть по устранению ошибки ложится на заинтересованное лицо. Если ошибка была допущена по вине заявителя, то реагировать надо немедленно путем подачи заявления по форме Р14001, где надо указать ГРН записи, в которой была допущена ошибка. Если же ошибка вышла по вине регистрирующего органа в его адрес направляется сопроводительное письмо произвольной формы, в котором указывается обнаруженная ошибка, номер реестра с ошибкой и в чем именно состоит вина сотрудника. В качестве доказательства своей позиции необходимо приложить к письму все документы, свидетельствующие о правильности представленного на регистрацию пакета документов. Ждать ответа приходится по-разному: от одной недели до полутора месяцев. И не всегда налоговая инспекция соглашается с доводами заявителя и признает ошибку своего сотрудника.

После внесения уточнений, регистрационным органом выдается свидетельство о внесенных изменениях с указанием государственного регистрационного номера (ГРН) записи, в которую вносилась корректировка, а также новая выписка из ЕГРЮЛ.

Чтобы юридическое лицо могло совершать какие-либо действия, имеющие юридическое значение, ему необходимо истребовать в налоговом органе выписку из ЕГРЮЛ. Как документ, выписка из ЕГРЮЛ представляет собой комплекс информации о юридическом лице, полученный из Единого государственного реестра юридических лиц.

НОВЫЕ ФОРМЫ .РФ

• Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация

Необходимая при заполнении форм информация:

• Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация

Утвержден новый порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП

  • Главная
  • Наши услуги
    • Разрешение хозяйственных споров
    • Юридическое сопровождение бизнеса
    • Помощь в процедурах банкротства
    • Корпоративная практика
    • Сопровождение в госзакупках
    • Концессионные соглашения
    • Налоговые споры
    • Кадровый учет и трудовые отношения
  • Истории успеха
  • О компании
  • Инфоцентр
    • Новости
    • Комментарии и статьи
    • Видеосоветы
  • Контакты

Кроме того, что задачи такого уровня сложности тренируют мозг и «юридическую мышцу», они заставляют смотреть шире и учиться думать по-другому. И на определенном этапе пришло понимание, что задачи со «звёздочкой» исключительно в юридической плоскости не решаются. А поскольку все говорит о том, что решение таких задач — наша миссия, я начала искать дополнительные инструменты для решения. И нашла))

Мы понимаем, что в современной действительности недостаточно быть просто юристом. Нужно слышать больше, чем говорит клиент, понимать глубже и смотреть на ситуацию в комплексе. Пишите, звоните, приходите. Придумаем, как вам помочь.

P.S. Любопытно, что в пространстве, которое мы создаём, не только мы помогаем своим клиентам, но и наши клиенты начинают помогать друг другу.

Не многие знают, что совершение “коррупционных” преступлений, таких как дача взятки должностному лицу или подкуп представителя коммерческой организации, влечет не только привлечение к уголовной ответственности, но может являться основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ. Интересно, что к ответственности по УК РФ этом случае привлекается виновное физическое лицо, по КоАП РФ – организация, в которой это лицо занимало какую-либо должность.

Наш клиент (руководитель крупной строительной компании) неожиданно для себя узнал, что в отношении его компании Прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела по ст. 19.28 КоАП РФ и передала его на рассмотрение в мировой суд. Из материалов административного дела следовало, что якобы сотрудник нашей компании в ее интересах дал взятку должностному лицу.

Читайте также:  10 бизнес-идей для мужчин на дому

Клиент взял ипотеку на приобретение жилья для семьи и несколько лет подряд исправно платил по кредиту. С наступлением кризисных времен клиент обратился в банк за реструктуризацией платежей и попросил уменьшить ежемесячный платеж. Банк пошел на встречу и в качестве варианта предложил отсрочку погашения основного долга. В течение 1 года клиент платил только проценты.

После завершения льготного периода банк стал засчитывать поступающие платежи не в погашение основного долга и процентов, а только в счет “накопившихся” за время отсрочки процентов. График платежей банк предоставить отказывался. Пытаясь побудить банк к добросовестному исполнению своих обязательств, клиент принял решение прекратить платежи до получения графика платежей.

Банк на это действие клиента заявил требование о досрочном возврате кредита, однако в суд за взысканием обратился только спустя 4 года после этого.

Долгое время партнеры вели бизнес без официального оформления партнерских отношений. ООО было оформлено на второго участника, который одновременно являлся директором компании.

В определенный момент появилась возможность для роста бизнеса, но для получения кредита было необходимо официальное участие в бизнесе нашего клиента и оформление на него поручительства по кредитным обязательствам. Так и было сделано.

Спустя какое-то время наш участник случайно узнал, что его доля в компании уже принадлежит гражданскому супругу бывшего партнера, и партнер не хочет больше иметь общих дел.

Кроме того, что задачи такого уровня сложности тренируют мозг и «юридическую мышцу», они заставляют смотреть шире и учиться думать по-другому. И на определенном этапе пришло понимание, что задачи со «звёздочкой» исключительно в юридической плоскости не решаются. А поскольку все говорит о том, что решение таких задач — наша миссия, я начала искать дополнительные инструменты для решения. И нашла))

Пересечение данных с Росстатом

Данные о предприятиях (состав учредителей и их доли) сервис Контур.Фокус получает также из Росстата. В том случае если эти данные расходятся с информацией из ФНС – отображаются и те и другие.

Приоритетом пользуются сведения из ФНС, т.к. изменения вносятся через несколько дней после подачи заявления о государственной регистрации изменений в учредительные документы (форма № Р13001) в налоговую инспекцию. А в Росстате сведения актуализируются раз в год – во время представления годовой бухгалтерской отчетности организациями.

Доступ к перечисленной ниже информации НЕ может быть предоставлен:

Заявителям ответили на вопросы, касающиеся предоставления выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде

Межрайонная ИФНС России №5 по Орловской области в части предоставления сведений в виде выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) в электронном виде доводит до сведения ответы на вопросы, часто задаваемые заявителями.

1. Изменились ли условия предоставления сведений в виде выписок, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП?

С 18 августа 2015 года предоставление выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на бумаге, в том числе и юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о самом себе, осуществляется только за плату. Основание – постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 года № 809 “О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации”. Размер платы составляет 200 рублей (при предоставлении сведений не позднее пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса) и 400 рублей (при предоставлении сведений не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган).

2. С помощью какого сервиса можно бесплатно получить выписку в электронном виде?

Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронной форме можно получать в неограниченном количестве экземпляров о любом юридическом лице или индивидуальном предпринимателе бесплатно с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» на сайте ФНС России.

Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП формируется в формате PDF. Документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа. Кроме того, подпись визуализирована, в том числе при распечатывании выписки.

Для получения выписки сертификат ключа электронной подписи (СКП) заявителя не требуется.

При этом необходимо отметить, что исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» такая выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке (справке) на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.

3. Какие данные необходимо ввести на сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» для формирования выписки в электронном виде?

В заявке на формирование выписки в электронном виде следует указать ОГРН юридического лица или ОГРНИП индивидуального предпринимателя.

4. В течение какого времени можно скачать выписку в электронном виде?

Сформированную выписку можно скачать в течение пяти дней.

5. Пошаговая инструкция формирования выписки в электронном виде для всех заинтересованных лиц.

1. Выбрать сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа».
2. Для регистрации на сайте www.nalog.ru – необходимо ввести, e-mail и пароль.
3. Выбрать условие «Подать новую заявку» и ввести ОГРН организации или ОГРНИП индивидуального предпринимателя.
4. В списке заявок отразится статус: а) «Ожидание формирование выписки», далее б) «Выписка сформирована».
5. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП формируется в формате PDF и содержит усиленную квалифицированную электронную подпись и её визуализацию, в том числе при распечатывании выписки.
6. По номеру заявки можно отслеживать ход ее выполнения.

6. Предоставляются ли выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на бумажных носителях органам государственной власти и судам?

Действующий с 30 июня 2015 года «Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам», утверждённый приказом Минфина России от 18.02.2015 № 25н (далее – Порядок) предусматривает предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений в виде выписок органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, судам только в виде электронного документа.

Таким образом, после 30.06.2015, по запросам органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, судов выписки о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из ЕГРЮЛ и ЕГРИП представляются на электронном носителе, передаются по интернету или с использованием системы межведомственного взаимодействия.

Предоставление выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП на бумажных носителях действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Действующий с 30 июня 2015 года «Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам», утверждённый приказом Минфина России от 18.02.2015 № 25н (далее – Порядок) предусматривает предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений в виде выписок органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, судам только в виде электронного документа.

Для чего необходима выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

  • Для корректного выставления первичной бухгалтерской и юридической документации
  • Для определения регистрационных данных компании или ИП, ее учредителей, контактов
  • Для внутреннего контроля собственниками компании с целью предотвращения рейдерского захвата или передела собственности
  • Для проверки участия в учреждении других компаний в случае оформления сотрудника на государственную службу и т.д.

Выдается в общедоступном порядке с помощью сервиса налоговой службы и представляет собой общую информацию о компаниях или ИП.

Утвержден новый порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП

в виде бумажного документа,

  • направленного по почте, либо
  • представленного непосредственно в налоговый орган, уполномоченную организацию либо
  • через многофункциональный центр;

в электронной форме через Интернет, в том числе через портал gosuslugi.ru.

Срок не должен превышать пять дней со дня получения налоговым органом соответствующего запроса.

Срочное предоставление – не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.

Форма запроса – произвольная.

В запросе должна быть указана информация:

1) о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе, в отношении которого запрашиваются сведения и документы (копии документов):

  • полное или сокращенное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ОГРН юридического лица или ОГРНИП индивидуального предпринимателя;
  • ИНН;

2) о заявителе:

  • наименование юридического лица, ФИО гражданина, ОГРН или ОГРНИП, ИНН
  • номер контактного телефона, почтовый адрес или адрес электронной почты;
  • сведения документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ) – в случае представления запроса о предоставлении сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя либо о соответствии сведений о физическом лице, указанных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

3) о способе получения документа, удобном для заявителя:

  • заявителем или его представителем,
  • по почте,
  • в электронной форме с использованием официального сайта ФНС или Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Если в запросе не указан способ получения документа, то он направляется заявителю по почте.

В случае, если запрос заявителя представляется через представителя, полномочия представителя должны быть документально подтверждены.

По запросу можно получить из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

1)сведения и документы о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе:

  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (форма содержится в приложениях N 2 и N 3 к Административному регламенту);
  • копия документа, содержащегося в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП (форма предусмотрена в приложениях N 4 и N 5 к Административному регламенту);
  • выписка из ЕГРИП о месте жительства индивидуального предпринимателя (форма предусмотрена приложением N 6 к Административному регламенту);
  • справка об отсутствии запрашиваемой информации в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

2)информация о лицах, получивших из ЕГРИП сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя (форма утверждена приложением N 7 к Административному регламенту);

3)сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде:

  • уведомление о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с использованием Интернет-технологий, содержащее атрибуты доступа к сведениям из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • выписка в электронном виде о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;

4)уведомление о невозможности предоставления государственной услуги с указанием основания, предусмотренного пунктами 31 и 33 Административного регламента.

  • Приказ Минфина России от 18.02.2015 N 25н “Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам”.
  • Приказ Минфина России от 15.01.2015 N 5н “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей”.

    3)сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде:

    • уведомление о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с использованием Интернет-технологий, содержащее атрибуты доступа к сведениям из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
    • выписка в электронном виде о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;

    4)уведомление о невозможности предоставления государственной услуги с указанием основания, предусмотренного пунктами 31 и 33 Административного регламента.

    К вопросу о юридической значимости выписки из ЕГРЮЛ и выписки из реестра акционеров в ЗАО

    В практической деятельности возникает вопрос соотношения сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – выписка из ЕГРЮЛ) и выписке из реестра акционеров в закрытом акционерном обществе.

    Для установления характера взаимосвязи данных документов обратимся к вопросам правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.

    Из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) следует, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

    В силу подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ вносятся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам. Это приводит к тому, что при получении выписки из ЕГРЮЛ на акционерное общество в ней отражаются сведения не только об акционерах общества, но и о «размере доли» (видимо, речь идет о процентах акций) такого акционера.

    Таким образом, требования к информации, отражаемой в ЕГРЮЛ, в отношении обществ с ограниченной ответственностью применяются и к акционерным обществам в части указания на размер доли в уставном капитале.

    Подобная практика порождает споры, связанные с выбором надлежащего средства доказывания правового статуса акционера. Подробнее проблемные аспекты таких споров будут рассмотрены далее.

    В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Закона о государственной регистрации Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. Из формулировки данной нормы не ясно, каков характер сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, – справочный или правоустанавливающий.

    Судебно-арбитражная практика однозначно характеризует ЕГРЮЛ как информационный ресурс, то есть как совокупность данных информационного, справочного характера (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2009 по делу N А32-22235/2008-62/336, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.2009 по делу N А57-11985/06, Постановление ФАС Московского округа от 28.02.2008 N КГ-А40/728-08 по делу N А40-15031/07-57-126, Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2008 N КГ-А40/10576-08 по делу N А40-19493/08-83-137, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2012 по делу N А56-24931/2007).

    Читайте также:  Требование о переводе на вакантную должность

    Арбитражные суды указывают на то, что сведения в ЕГРЮЛ носят заявительный характер, а не правоустанавливающий.

    Однако подобная правовая позиция уязвима в силу следующих обстоятельств.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

    Завершение реорганизации либо ликвидации юридического лица поставлены законом в зависимость от того, внесены ли соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 57, пункт 8 статьи 64 ГК РФ).

    Таким образом, внесение определенных изменений в ЕГРЮЛ завершает фактический состав, наличие которого необходимо для возникновения, изменения либо прекращения гражданских правоотношений.

    Кроме того, пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации закрепляется презумпция достоверности сведений в ЕГРЮЛ. Следовательно, любое лицо, обратившееся к ЕГРЮЛ, должно признаваться добросовестным участником гражданского оборота в случае, если оно ссылается на такие сведения при защите своих прав и законных интересов.

    Из сказанного следует, что сведения в ЕГРЮЛ носят смешанный характер, то есть одни сведения являются справочными (о местонахождении юридического лица, учредителях (участниках) юридического лица, единоличном (коллегиальном) исполнительном органе), а другие правоустанавливающими (сведения о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица).

    Бесспорно, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны быть актуальными, точными и достоверными.

    Данная задача решается посредством контроля за достоверностью и своевременностью предоставления документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

    По общему правилу, в течение трех рабочих дней с момента возникновения оснований для изменения сведений в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона о регистрации), то есть обратиться в территориальный орган Федеральной налоговой службы (п. 3 правил ведения ЕГРЮЛ, утвержденных Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (далее – правила).

    За ненадлежащее исполнение данной обязанности юридическое лицо подлежит административной ответственности на основании части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

    Стоит отметить, что Закон о государственной регистрации и правила прямо не возлагают на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы обязанность по проверке достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.

    Однако из системного толкования статей 23 и 25 Закона о регистрации, а также учитывая наличие ответственности за предоставление заведомо ложных сведений, следует, что регистрирующие органы осуществляют контроль за достоверностью сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в связи с чем они наделены правом и одновременно обязанностью отказать заявителю либо привлечь его к административной ответственности в случае нарушения закона.

    Таким образом, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют контроль за актуальностью, точностью и достоверностью сведений в ЕГРЮЛ, поскольку в противном случае презумпция правильности сведений в ЕГРЮЛ представляла бы угрозу для участников гражданского оборота.

    Краткий анализ правового регулирования ЕГРЮЛ позволяет сделать следующие выводы:

    1. ЕГРЮЛ – федеральная информационная база, содержащая определенные сведения об юридических лицах.
    2. Сведения в ЕГРЮЛ носят смешанный характер – одни являются справочными, другие правоустанавливающими.
    3. В отношении сведений из ЕГРЮЛ применяется презумпция достоверности сведений, содержащихся в таком реестре.
    4. Контроль за актуальностью, точностью и достоверностью сведений осуществляет Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

    Теперь обратимся к правовому регулированию ведения реестра акционеров.

    Упорядочение общественных отношений в данной сфере осуществляется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), а именно главой VI указанного нормативного правового акта.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона об АО в реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

    Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор (п. 3 ст. 44 Закона об АО).

    Держатель реестра акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций обязан подтвердить его права на акции путем выдачи выписки из реестра акционеров общества, которая не является ценной бумагой (ст. 46 Закона об АО).

    Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии – записями по счетам депо в депозитариях (ст. 28 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

    В силу пункта 3.4.4 Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» выписка из реестра акционеров должна содержать такие данные, как: полное наименование эмитента, место нахождения эмитента, наименование органа, осуществившего регистрацию, номер и дата регистрации; номер лицевого счета зарегистрированного лица; фамилия, имя, отчество (полное наименование) зарегистрированного лица; вид, количество, категория (тип), государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, с указанием количества ценных бумаг, обремененных обязательствами, и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций; вид зарегистрированного лица (владелец, номинальный держатель, доверительный управляющий, залогодержатель).

    Следовательно, выписка из реестра акционеров подтверждает правовой статус лица как акционера общества. Аналогичное толкование данной нормы можно встретить и в судебно-арбитражной практике: Постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 по делу N А12-4127/2011, Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2011 N КГ-А41/1765-11 по делу N А41-4895/10, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.07.2010 N Ф03-5083/2010 по делу N А51-9808/2009. Данный подход к правовому значению выписки из реестра акционеров является устоявшимся.

    Контроль за правильностью ведения реестра осуществляют: акционеры, номинальный держатель (ст. 45 Закона об АО), Федеральная служба по финансовым рынкам и ее территориальные органы (п. 5.4.7.12 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717).

    Для того, чтобы подчеркнуть особую важность реестра акционеров, законодатель установил различные виды ответственности за нарушение в данной сфере.

    Так, акционерное общество и регистратор несут солидарную гражданско-правовую ответственность перед акционером (абз. 2 п. 4 ст. 44 Закона об АО) за нарушение его прав при ведении реестра.

    Кроме того, за нарушение ведения реестра виновное лицо может быть привлечено к административной (ст. 15.22 КоАП РФ) либо к уголовной ответственности (ст. 185.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

    Таким образом, реестр акционеров и выписка из него, как документ, отражающий определенную часть сведений из названного реестра, носят соответственно правоустанавливающий и правоподтверждающий характер.

    Выписка из реестра отражает, в частности, фамилию, имя, отчество акционера, а также вид и размер его пакета акций. Аналогичную информацию содержит и выписка из ЕГРЮЛ.

    Однако бывают ситуации, когда сведения в выписке из ЕГРЮЛ противоречат выписке из реестра акционеров, то есть, другими словами, между данными документами возникает конкуренция.

    Рассмотрим правовое значение выписки из ЕГРЮЛ и выписки из реестра акционеров.

    Использование выписки из ЕГРЮЛ недопустимо для подтверждения наличия правового статуса акционера. Такой правовой статус подтверждается только выпиской из реестра акционеров.

    В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

    Исходя из толкования статьи 46 Закона об АО, только выписка из реестра акционеров является надлежащим средством доказывания правового статуса акционера. Следовательно, выписка по лицевому счету ДЕПО либо выписка из ЕГРЮЛ не подтверждают наличия у лица комплекса корпоративных прав.

    Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 22.06.2006 N Ф04-7967/2005(23943-А70-16), Ф04-7967/2005(22855-А70-16) по делу N А70-2689/20-03 указал: «выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в силу … норм ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «О рынке ценных бумаг» не является доказательством того, что М. С.И. является акционером».

    Другие суды обращают внимание на то, что сведения, вносимые в ЕГРЮЛ, носят заявительный характер, а не правоустанавливающий (Постановление ФАС Московского округа от 28.02.2008 N КГ-А40/728-08 по делу N А40-15031/07-57-126, Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2008 N КГ-А40/10576-08 по делу N А40-19493/08-83-137, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2012 по делу N А56-24931/2007).

    Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 30.06.2004 N 09-1-02/2698@ сообщило, что в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся сведения об изменениях состава акционеров акционерных обществ. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит сведений об акционерах общества, а также о лицах, которые уступили свои права на акции.

    Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ носит информационный, а не правоустанавливающий характер для целей подтверждения правового статуса акционера.

    Вместе с тем выписка из ЕГРЮЛ наряду с выпиской из реестра акционеров может быть использована для подтверждения правового статуса, с одной стороны, учредителя общества, а, с другой стороны, акционера.

    Из Постановления ФАС Московского округа от 12.05.2008 N КГ-А41/2890-07 по делу N А41-К1-6397/07 следует, что выписка из ЕГРЮЛ доказывает наличие правового статуса учредителя юридического лица, однако принадлежность лицу корпоративных прав подтверждается только выпиской из реестра акционеров.

    Таким образом, выписка из ЕГРЮЛ является надлежащим средством доказывания только правового статуса учредителя юридического лица.

    Следует отметить, что судебно-арбитражная практика не признает презумпцию достоверности сведений в ЕГРЮЛ, поскольку суды считают надлежащим средством доказывания правового статуса акционера только выписку из реестра акционеров. Думается, что суды при этом руководствуются тем, что выписку из реестра акционеров может получить только зарегистрированное лицо, в том числе, акционер. Выписку из ЕГРЮЛ может получить любое лицо. Следовательно, наличие у акционера выписки из реестра акционеров является доказательством наличия у него корпоративных прав по отношению к акционерному обществу, поскольку законом право на получение данного документа, предоставлено ограниченному кругу лиц (ст. 46 Закона об АО).

    Кроме того, выписка из реестра акционеров непосредственно отражает данные, содержащиеся в реестре акционеров, в то время как выписка из ЕГРЮЛ подтверждает правовой статус учредителя по отношению к акционерному обществу.

    Вместе с тем, невозможно представить ситуацию, когда лицо, будучи учредителем акционерного общества, не владеет ценными бумагами такого юридического лица.

    Так, из системного толкования пунктов 3 и 5 статьи 9 Закона об АО следует, что учредитель, внося в уставный капитал какое-либо материальное благо, получает взамен акции акционерного общества. Значит, любое лицо, указанное в выписке из ЕГРЮЛ в качестве учредителя акционерного общества одновременно является его акционером.

    Между тем остается нерешенным следующий вопрос: должны ли регистрироваться изменения в ЕГРЮЛ в случае, если один из учредителей акционерного общества произвел отчуждение своего пакета акций в полном объеме? Думается, что такие изменения не вносятся, так как учредительный договор содержит сведения о лицах, создавших акционерное общество (ст. 9 Закона об АО).

    В случае если акционер-учредитель отчуждает свое право собственности на акции, то его правовая связь с обществом прекращается, однако факт участия в создании общества это не прекращает (ст. 128, п. 1 ст. 235 ГК РФ), а, значит, в учредительный договор изменения не вносятся, как и в выписку из ЕГРЮЛ. Следовательно, из акционерного общества могут выбыть все его учредители, однако не исключено, что в выписке из ЕГРЮЛ в качестве таковых они всё же будут значиться.

    Таким образом, мы не склоны полностью нивелировать доказательственную силу выписки из ЕГРЮЛ при споре о наличии у лица определенных корпоративных прав, если такое лицо поименовано в этой выписке как учредитель акционерного общества и такой акционер не отчуждал свои права, вытекающие из акций.

    Общий итог в вопросе правового регулирования ЕГРЮЛ и реестра акционеров таков: за актуальностью, точностью и достоверностью данных, содержащихся в информационных ресурсах ЕГРЮЛ и реестра акционеров государство осуществляет контроль, а потому участники гражданского оборота могут доверять сведениям, полученным из этих баз данных.

    Однако необходимо учитывать, что при противоречии выписки из ЕГРЮЛ и выписки из реестра акционеров суды устраняют его в пользу выписки из реестра акционеров. Из этого следует, что выписка из ЕГРЮЛ может быть косвенным доказательством правового статуса акционера и только в случае если он является учредителем юридического лица (такой статус прекращается с момента отчуждения прав, вытекающих из акций).

    Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 22.06.2006 N Ф04-7967/2005(23943-А70-16), Ф04-7967/2005(22855-А70-16) по делу N А70-2689/20-03 указал: «выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в силу … норм ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «О рынке ценных бумаг» не является доказательством того, что М. С.И. является акционером».

    Вопрос 5 егрюл: значение и правовой статус. Порядок ведения егрюл и предоставления информации

    -учета юридических страны

    Какие сведения содержат

    Из ЕГРЮЛ можно получить следующую информацию и документы о юрлице:

    1. Полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма — ООО, ПАО, АО и т. д.
    2. Адрес.
    3. Способ образования — создание или реорганизация.
    4. Сведения об учредителях и участниках.
    5. Подлинник или нотариальная копия учредительного документа.
    6. Сведения о правопреемстве, если юрлицо создано в результате реорганизации.
    7. Способ прекращения деятельности.
    8. Сведения о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации, или о возбуждении производства по делу о банкротстве юрлица.
    9. Размер уставного капитала.
    10. ФИО, должность и паспортные данные лиц, которые вправе действовать от имени юрлица без доверенности.
    11. Сведения о лицензиях.
    12. Сведения о филиалах и представительствах.
    13. ИНН, КПП и дата постановки на учет в налоговом органе.
    14. Коды по ОКВЭД.
    15. Номер и дата регистрации в качестве страхователя в территориальном органе ПФР и в исполнительном органе ФСС.
    16. Сведения о том, что юрлицо находится в процессе реорганизации или уменьшения уставного капитала.

    Данные ЕГРЮЛ в электронном виде можно получить бесплатно.

  • Добавить комментарий