134 статья ТК РФ об индексации заработной платы

Но так ли это?

Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:

“Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами”.

Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится “волшебных” слов “вправе”, “может” или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.

Получается, принимать соответствующие “повышающие” меры работодатель обязан.

Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г. № 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.

Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст. 134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).

Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.

В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

СТ 134 ТК РФ.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает
индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные
учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Ст 134 ТК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Ст 134 ТК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

1. Индексация – установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации – поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).

Статья 134. “Трудовой кодекс РФ” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Читайте также:  Если агент на УСН - принципал на ОСНО

Индекс роста потребительских цен на 2020 год для индексации зарплаты

В декабре 2019 г. рост цен на товары и услуги составил 4,26 % по отношению к декабрю 2018 г, из них:

  • цены на продовольственные товары выросли на 4,66%;
  • на непродовольственные – на 4,10%;
  • на услуги – на 3,94%.

На эти показатели и следует ориентироваться работодателям при установлении коэффициента индексации зарплаты. Все данные содержатся на официальном сайте Росстата .

Допустимо устанавливать более высокий коэффициент при условии указания его размера в локальных нормативных актах.

Рассчитать индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) за произвольный период можно путем перемножения индексов за соответствующие месяцы. Например, с января по апрель 2019 года:

100,01 × 101,45/100 × 101,77/100 × 102,07/100 = 105,39%

На эти показатели и следует ориентироваться работодателям при установлении коэффициента индексации зарплаты. Все данные содержатся на официальном сайте Росстата .

Комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Реальная заработная плата – это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”. Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

Читайте также:  Дефинитивные нормы в конституции рф примеры

Что говорит закон об индексации зарплаты

Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!

По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.

Повышение заработной платы персонала организации зависит от финансовых возможностей и желания работодателя, а индексация — это государственная гарантия по зарплате всем работающим по трудовым договорам работникам. В ст. 130 ТК РФ сказано: меры, которые обеспечивают увеличение реального содержания зарплаты, входят в систему госгарантий работникам. К этим мерам по ст. 134 ТК РФ относят индексацию заработной платы с учетом повышения потребительских цен.

Получается, что индексирование ЗП должны проводить все работодатели: государственного и коммерческого секторов. Только госучреждения делают это по нормам ТК РФ и других правовых актов, а коммерческие предприятия — по установленному коллективным договором или локальным нормативным актом порядку. ТК РФ не делает исключений для ИП и малых предприятий в плане индексации зарплат работников, поэтому в типовую форму трудового договора для микропредприятий включены условия индексирования зарплаты — п. 13 и п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Важно! В отношении физлиц, которые выполняют работы по ГПХ, индексирование заработной платы не проводится.

Коммерческая организация самостоятельно выбирает, где прописать условия индексации зарплаты сотрудников. Это может быть отдельное Положение по организации или раздел коллективного или трудового договора. В любом случае документ должен содержать:

Судебная практика по ст. 134 ТК РФ

Дело № 83-АПГ13-3
от 17 июля 2013 г.
Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Дело № 44-КГ12-5
от 25 января 2013 г.
Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 26-КГ12-13
от 21 декабря 2012 г.
Судебная коллегия по административным делам, кассация

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Имеет ли работодатель основания отказать в повышении зарплат

Работодателю грозит ответственность.

Многие работодатели в целях экономии бюджета стараются избежать данного процесса не внося данные об индексации в свои нормативные документы думая, что порядок изменений не установлен, но такие наниматели ошибаются.

При ближайшей проверке трудовой инспекции, факт нарушения будет обнаружен. По такому нарушению применяется система штрафов и предписаний. Руководство организации обязано заниматься индексацией доходов подчиненных, необходимо проводить ее для всего действующего штата, трудящегося в соответствии с ТК.

Ответственные предприниматели учитывают рост ценовой политики и своевременно проводят процедуру индексирования доходов своих подчиненных.

Индексирование для коммерческих организаций можно произвести двумя способами:

  1. Учет изменения индексов ценовой категории;
  2. По уровню инфляции.

Посмотреть данные по уровню инфляции можно в законе о федеральном или региональном бюджете.

Необходимость в организации такого процесса обуславливается снижением потребительской способности работников. Цены повышаются, а доход граждан остается на неизменном уровне.

Следовательно, качество жизни работающего населения падает. Для этого и разработана система индексирования оплаты труда.

У некоторых работодателей предусмотрено ежегодное повышение зарплаты. Данная процедура не имеет ничего общего с индексацией, и она только на усмотрение работодателя. Индексация – это обязательная процедура и от воли нанимателя она не зависит.

Работники, которые не принимали участия в индексировании своего дохода, имеют все основания для обращения в соответствующие государственные органы.


Наниматель имеет право указать так: зарплата индексируется каждые полгода при условии роста цен в регионе на продовольственные товары выше 5%;

Можно ли не индексировать зарплату, если она выше МРОТ

Работодатель обязан платить за работу в сумме не меньше, чем установленный МРОТ. Если же этот показатель изначально выше, то обязательная индексация зарплаты для коммерческих организаций проводится в рамках параметров, установленных в нормативных актах.

Например, на размер инфляции или какую-то заранее определенную величину. Во многих случаях выбирают ставку в 8%, но это не обязательное правило.

Учитывая сказанное выше, повышение оплаты труда зависит от МРОТ лишь частично. До тех пор, пока работник получает больше, чем установлено законом, увлечение оплаты упирается только в соответствующие договора и нормативные акты.

Иногда работодатели сами не понимают, должны ли коммерческие организации индексировать зарплату, из-за чего возникают многочисленные проблемы. В соответствии со ст. 134 ТК РФ, у фирмы обязан существовать документально утвержденный механизм повышения оплаты труда из-за роста цен.

Комментарий к Ст. 112 ТК РФ

1. В отличие от других праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дат в нерабочие праздничные дни работа не производится.

2. Привлечение работников к работе в нерабочие праздничные дни возможно с выплатой дополнительного вознаграждения в размере и порядке, которые определяются настоящей статьей, и только в исключительных случаях (см. комментарий к ст. 113 ТК РФ).

Читайте также:  Акт возврата жилого помещения Бланк

3. Перенос выходных и нерабочих праздничных дней на другие дни осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Освобождение от работы в такие дни нередко предусматривается в отраслевых соглашениях, коллективных договорах.

4. Как лучше совместить отпуск с праздниками?

Если на ваш отпуск приходится государственный праздник, этот день не засчитывается в отпуск. Например, если вы взяли отпуск на 14 дней, один из которых праздник, тогда вы отгуляете только 13 дней отпуска.

В отпуск не засчитываются только праздничные дни, но не присоединенные к ним выходные. Если в ваш отпуск попадут праздничные дни в мае, не засчитаются только 1 и 9 мая. Остальные выходные дни в мае — это присоединенные к праздникам дни, на которые отпуск не продлевается.

По Трудовому кодексу праздничными днями в Российской Федерации считаются:

  • с 1 по 6 и 8 января — новогодние каникулы;
  • 7 января — Рождество Христово;
  • 23 февраля — День защитника Отечества;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • 1 мая — Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая — День Победы;
  • 12 июня — День России;
  • 4 ноября — День народного единства.

Для спортсменов и представителей творческих профессий (работников СМИ, театров, цирков, сферы кино и телевидения и других) работа в выходные и нерабочие праздничные дни допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Полный перечень таких творческих профессий и должностей вы можете посмотреть в постановлении Правительства Российской Федерации.

Комментарии к ст. 112 ТК РФ

1. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти РФ вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”).

2. В нерабочие праздничные дни работники освобождаются от работы. В эти дни допускаются лишь работы в непрерывно действующих организациях, для выполнения неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, а также работ, связанных с необходимостью обслуживания населения. Причем они привлекаются к выполнению таких работ без согласия выборного органа первичной профсоюзной организации.

О других случаях привлечения к работе в нерабочие праздничные дни см. ст. 113 ТК и комментарий к ней.

3. В непрерывно действующих организациях, а также при суммированном учете рабочего времени работа в нерабочие праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

4. Некоторые субъекты РФ установили дополнительные праздничные дни. Так, в Республике Башкортостан праздничным днем является 11 октября – День Республики, 24 декабря – День Конституции Республики Башкортостан.

5. Работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

6. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

7. Согласно ст. 268 ТК запрещается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет; исключение установлено лишь для творческих работников (например, работников театров и др.).

8. В соответствии со ст. 290 ТК работники, заключившие трудовой договор на срок до 2 мес., могут быть в пределах этого срока привлечены с их согласия к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Эта работа компенсируется им не отгулом, а в денежной форме не менее чем в двойном размере.

9. Работодатель обязан выплатить работникам, за исключением получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Расходы на выплату такого вознаграждения относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

10. Работодатель не имеет права снижать заработную плату работникам, получающим оклад (должностной оклад), из-за наличия в календарном месяце нерабочих праздничных дней.

7. Согласно ст. 268 ТК запрещается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет; исключение установлено лишь для творческих работников (например, работников театров и др.).

Оплата в праздники

Согласно ст. 112 ТК РФ, если сотрудник не на окладе, то за нерабочие праздничные дни, в которые его не привлекали к работе, ему положено дополнительное вознаграждение. Размер и порядок его выплаты определяет:

  • колл. договором;
  • соглашения;
  • локальные нормативные акты, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • трудовым договором.

Расходы на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к затратам на оплату труда в полном размере.

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения зарплаты работникам на окладах.

Поскольку в 2020 году несколько праздничных дней совпадают с выходными, предложен следующий механизм переноса: выходные 4 и 5 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, планируется перенести на 4 и 5 мая соответственно (понедельник и вторник).

Добавить комментарий