Кто ответит за травму ребенка, полученную в школе?

Кто ответит за травму ребенка, полученную в школе?

Уважаемая Татьяна Ивановна.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ, за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14-ти лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

В силу ч. 1 ст. 1085 Гражданского кодекса РФ, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В силу п. 1 ст. 1087 Гражданского кодекса РФ в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14-ти лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

Возмещение вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14-ти лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), производится в порядке, определенном ст. 1087 Гражданского кодекса РФ. С причинителя вреда подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с повреждением здоровья (расходы по уходу за потерпевшим, на его дополнительное питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и другие фактически понесенные в связи с увечьем расходы, в которых нуждался потерпевший).

Также учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В соответствии с абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”, в случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, лицее), медицинской организации (например, в больнице, санатории) или иной организации, осуществлявших за ним в этот период надзор, либо у лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, эти организации или лицо обязаны возместить причиненный малолетним вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”, при рассмотрении дел по искам о возмещении вреда, причиненного малолетними и несовершеннолетними, необходимо учитывать следующее: родители (усыновители), опекуны, попечители, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ), отвечают в соответствии с п. 1 и 2 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.).

Обязанность по воспитанию на указанных лиц возложена статьями 63, 148.1 и 155.2 Семейного кодекса РФ.

Образовательные, медицинские и иные организации, где малолетний временно находился, а также лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора (п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ), отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда.

В сложившейся у Вас ситуации, прежде всего, Вы должны обратить внимание учителя Вашего класса на произошедшее событие. Зафиксируйте все на бумаге, подав письменное заявление или жалобу учителю, укажите в нем все, что случилось, когда, каким образом. Укажите также на то обстоятельство, что Вашему ребенку потребуется лечение и что расходы на это лечение Вы будете взыскивать с родителей причинившего вред мальчика. Также обратитесь к учителю за содействием и помощью в урегулировании конфликта, возможно, что вызвав родителей причинившего вред мальчика, Вы все вместе сможете найти выход из сложившейся ситуации. Возможно, что родители другого мальчика будут согласны возместить расходы на лечение Вашего ребенка добровольно и не дожидаясь суда. В случае, если этого не произойдет, Вам надлежит сохранять все документы, подтверждающие Ваши расходы на лечение своего сына.

После того, как Вам окажут врачебную помощь, с документами, подтверждающими расходы на лечение, обращайтесь в суд с иском к школе о возмещении причиненного вреда здоровью и требованиями о выплате компенсации за моральный вред. Вы вправе в качестве соответчика указать и родителей причинившего вред ребенка. Но суды, как правило, взыскивают расходы на лечение именно со школы.

Суды, как правило, рассматривают подобные дела с учетом нижеследующих обстоятельств.

При предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного малолетним в период его временного нахождения под надзором образовательной, медицинской или иной организации либо лица, осуществляющего над ним надзор на основании договора, суды учитывают, что пределы ответственности родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных, медицинских и иных организаций либо лица, осуществляющего над малолетним надзор на основании договора, на которых в силу ст. 1073 Гражданского кодекса РФ может быть возложена обязанность по возмещению вреда, различны.

В связи с этим суд, исходя из обстоятельств каждого дела, вправе на основании ч. 3 ст. 40 ГПК РФ привлечь к участию в деле в качестве соответчиков родителей (усыновителей), опекунов либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ), в случаях предъявления иска к образовательным, медицинским или иным организациям либо к лицу, осуществляющему над несовершеннолетним надзор на основании договора, или образовательные, медицинские и иные организации либо лицо, осуществляющее над несовершеннолетним надзор на основании договора, если иск предъявлен только к родителям (усыновителям), опекунам либо организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ).

Если будет установлено, что ответственность за причинение малолетним вреда должны нести как родители (усыновители), опекуны, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ), так и образовательные, медицинские, иные организации или лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого.

Разрешая заявленные требования, суды исходят из того факта, что несовершеннолетний ребенок в момент происшествия находился под временным надзором образовательной организации – школы, учеником которой он является и что образовательное учреждение не осуществило должный надзор за ребенком в момент причинения им вреда, в связи с чем должно отвечать за вред, причиненный им.

Таким образом, суд может прийти к выводу о том, что ответственность за причиненные ребенку телесные повреждения и нравственные страдания должна нести школа, и, учитывая степень физических и нравственных страданий, должен будет взыскать со школы расходы на лечение Вашего ребенка и компенсацию морального вреда.

В силу п. 1 ст. 1087 Гражданского кодекса РФ в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14-ти лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

Ответственность родителей

Стоит подчеркнуть, что практически любой вид спорта, кроме, разве что, шахмат, в большей или меньшей степени травмоопасен, так как по определению связан с большими физическими нагрузками.

Существует несколько рейтингов травмоопасности, составленных медиками и физиологами. Эти списки отличаются в деталях, но практически в каждом из них есть: хоккей, футбол, бокс, лыжи, мотоспорт, скалолазание. Некоторыми из этих видов спорта ребенку до 10–12 лет, в принципе, не разрешат заниматься. Относительно других вы должны принять ответственное решение сами. Отдавая своего наследника в футбольную или хоккейную секцию, вы должны осознавать, что те или иные травмы будут практически неизбежны, и это будет вашей личной ответственностью.

Существует ряд юридических моментов, осознать которые важно и родителям, и тренеру: это позволит максимально снизить риск травматизма и предотвратить неприятные последствия, если избежать травмы все-таки не удастся.

Кто виноват, если ребёнок пришёл из школы с синяками и переломами

  • здоровье
  • школа
  • что делать

Пока ребёнок находится на территории школы, ответственность за его жизнь и здоровье всегда лежит на школе, это установлено законодательно (статьи 32 и 51 закона «Об образовании в РФ»). Обеспечение безопасности входит в обязанности работников школы как во время занятий, так и во время перерывов между ними (приказ Минобрнауки от 27 марта 2006 г. N69). Семейный кодекс (статья 56) уточняет, что во время уроков за ребёнка отвечает учитель, на переменах, до и после уроков — дежурный педагог.

В каких случаях медики сообщают в полицию о травме ребенка (статья)

Источник: Можайское обозрение

Самая незначительная травма вашего ребенка может послужить поводом для разбирательства в полиции

В Московской области, как и во всех регионах страны, существует директива, по которой врачи обязаны информировать о каждом случае поступления к ним ребенка с травмой, даже самой незначительной. Однако шишки и ссадины, а нередко и более серьезные травмы, — обычные спутники детской шалости, и ни одну семью чаша сия не миновала. Получается, что теперь даже заботливые, ответственные родители подумают трижды, стоит ли им обращаться в травмпункт или лучше попытаться помочь ребенку самостоятельно. Ведь обращение за медицинской помощью может стать причиной унизительных проверок и допросов. По сути, определять, носит ли детская травма насильственный характер, особенно при бытовом травматизме, первоначально предлагается врачам. Вот, например, что нам рассказала читательница «МО» Елена Андреева:

— Совсем недавно моя 14-летняя дочь, отрабатывая навыки игры в баскетбол, ушибла себе палец. Место ушиба слегка припухло и мы, опасаясь, что это может быть перелом, поехали в травмпункт.
Когда мы пришли в приемный покой хирургического отделения Можайской районной больницы и объяснили дежурной медсестре причину нашего обращения, она, прежде, чем вызвать доктора, честно предупредила меня, что обо всех случаях детского травматизма обязана сообщить в полицию. Я немного растерялась, но потом кивком головы дала свое согласие (в данный момент меня волновало только здоровье дочери).
Пришел врач, очень быстро произвел осмотр места ушиба, сказал, что это небольшой вывих, дал устные рекомендации и ушел. Все это заняло 1,5-2 минуты, не более. Мы, счастливые от того, что травма незначительна, собрались идти домой, но дежурная медсестра уже набрала номер полиции и по телефону сообщала наши данные и описывала характер травмы.
По разговору я поняла, что в дежурной части полиции свободной машины сейчас нет, так что у нас два выхода – либо ждать приезда инспектора в приемном покое (причем, сколько придется ждать, никто вразумительно сказать не мог), либо ехать в полицию самостоятельно.
Наверно был и третий вариант — спокойно уйти домой, но мы, как законопослушные граждане, честно поехали в дежурную часть. В итоге мы с дочерью оказались в кабинете инспектора по делам несовершеннолетних, где, в течение 40 минут подробно рассказывали: где, когда и при каких обстоятельствах моя дочь получила данную травму.
Инспектор все это записал сначала с моих слов, потом со слов моей несовершеннолетней дочери. На мой вопрос, зачем все это вообще нужно, он ответил, что это – простая формальность и, поскольку ребенок получил травму самостоятельно, бумаги, подписанные нами, просто сдадут в архив.
В итоге, для того, чтобы получить устные рекомендации врача о том, что ушибленный палец просто нужно бинтовать, мы потратили 1,5 часа своего времени, прошли довольно неприятную процедуру объяснения в полиции и подписали бумаги, которые непонятно где могут быть использованы.
Хочется задать вопрос: на каком основании медицинское учреждение сообщает о простом вывихе пальца в полицию? На каком основании полиция проводит расследование по столь незначительному поводу? Почему данные об этом случае заносятся в полицейскую картотеку, а не остаются в медицинском учреждении, как это и делалось раньше? Есть ли закон, разрешающий такие действия, или это директива местного масштаба?

Елена АНДРЕЕВА,
житель поселка МИЗ

Комментарий
Александр Демидов, юрист, исполнительный директор Общественного совета Можайского района:

— В таких случаях медицинские учреждения, органы полиции, опеки и т.д., требуя от родителей дать объяснение по факту получения ребенком незначительных повреждений, руководствуются методическими рекомендациями и межведомственными инструкциями. Такие документы не являются законодательными актами и не обязательны для исполнения гражданами, да, собственно, не носят приказного характера и для самих сотрудников указанных органов. Однако, если гражданин вправе проигнорировать такие требования, то сотрудник медицинского учреждения вряд ли. Рекомендации начальства дорогого стоят.
Вопрос в том, для чего нужны сведения, требуемые от родителей? Ведь при серьезной травме, полученной ребенком, органы опеки вправе принять меры по привлечению родителей ребенка к административной ответственности, вплоть до лишения их родительских прав, а органы полиции возбудить уголовное дело. Так зачем же столь уважаемым учреждениям тратить столько времени на сбор информации о таком малозначительном происшествии, как вывих пальца? Формально все это делается с целью защиты прав ребенка. Однако есть опасения, что по мере продвижения в российской законодательной практике ювенальной юстиции, накопленная информация сможет позволить ставить вопрос об отобрании ребенка из семьи, на том основании, что родители ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по его воспитанию. Так, статья 77 Семейного кодекса России гласит, что при непосредственной угрозе здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей.
Вывих пальца — это угроза здоровью, разве не так? Ведь если ребенок получил травму, значит — родители недосмотрели. И обратите внимание: уже теперь отобрать ребенка и поместить его в детский дом органы опеки и попечительства имеют право без судебного решения.
Так что будьте очень внимательны ко всему, что касается ваших детей. При общении с должностными лицами правильно реагируйте на предложения дать объяснение или заполнить анкету. Ваше поведение может создать проблемы вам и вашей семье. Рекомендации о том, как себя вести в подобных ситуациях, можно найти на сайтах некоммерческого партнерства «Родительский комитет» http://www.r-komitet.ru и Региональной общественной организации «Московский городской родительский комитет» http://rkomitet.org/

А в это время в Москве…
Московские врачи больше не должны информировать полицию о случайных детских бытовых травмах

До недавнего времени в Москве действовал аналогичный Приказ Комитета здравоохранения города Москвы от 18.08.1998 г. №475, который обязывал врачей информировать органы внутренних дел о каждой травме, полученной несовершеннолетним пациентом. Органы внутренних дел проводили дознание и опрашивали родителей, чтобы выяснить, не они ли причинили ребенку травму. При любой травме ребенка, таким образом, родители рассматривались как потенциальные преступники.
Жители города Москвы, члены Межрегиональной общественной организации «За права семьи», обратились в нее с целью выяснить, законна ли такая ситуация. Правовой отдел нашей организации изучил требования приказа в их связи с нормами действующего законодательства и пришел к выводу, что он противоречит положениям закона. Приказ требовал «доносить» в правоохранительные органы при любой травме, а закон – только если она нанесла вред здоровью и при наличии достаточных оснований полагать, что она причинена в результате противоправных действий. Кроме того, нормами приказа очевидным образом нарушалась конституционная презумпция добросовестности родителей.
МОО «За права семьи» помогла своим членам-москвичам обратиться в суд с заявлением об оспаривании незаконного приказа. Заявители требовали признать приказ недействующим, поскольку, с их точки зрения, он противоречил Конституции РФ и нормам федерального законодательства, нарушал право несовершеннолетних пациентов на неприкосновенность частной жизни и врачебную тайну.
По итогам первой встречи сторон в зале суда представитель Департамента здравоохранения города Москвы предложил внести необходимые изменения в оспариваемый приказ, не дожидаясь решения суда. При поддержке МОО «За права семьи» граждане обратили внимание Департамента на то, что не существует законных оснований сообщать в полицию о случайных бытовых и спортивных детских травмах. Нет законных оснований сообщать и о мелких синяках и ссадинах, поскольку они, в соответствии с действующими нормативными актами, не считаются «вредом здоровью». Вскоре Департаментом был подготовлен новый Приказ № 949 «О внесении изменений в приказ Комитета здравоохранения города Москвы от 18.08.1998 г. №475». Его опубликование и вступление в силу устранило основания для судебного спора, в результате чего дело было прекращено решением Московского городского суда.
Новый приказ изменил прежний перечень повреждений, о которых надо сообщать в полицию. Благодаря внесенным изменениям более не действует норма, обязывавшая врачей информировать органы внутренних дел о случайных травмах, полученных детьми при падении, неосторожном обращении с бытовыми электроприборами, занятиях спортом, мелких ссадинах, полученных в детских ссорах, и в других случаях, не предполагающих криминальный характер происхождения травмы. Как справедливо указано в новом приказе, он был подготовлен «в целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации приказа Комитета здравоохранения города Москвы от 18.08.1998 N 475»
Впрочем, касается это только незначительного травматизма, не повлекшего по медицинским критериям даже кратковременного вреда здоровью и без явных признаков насильственного причинения повреждений.
В остальном основания для информирования столичных полицейских о случаях детского травматизма будут прежними.

Читайте также:  Страхование жизни при ОСАГО : обязательно ли

Московские медработники обязаны передать представителям МВД сведения о повреждениях, ранениях несовершеннолетних при обнаружении:


• телесных повреждений, связанных с огнестрельными, колото-резаными, рублеными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением головного мозга и другими травмами;
• телесных повреждений и отравлений, полученных при ожогах кислотами и различными токсическими веществами;
• ранений и травм, связанных с неосторожным обращением с огнестрельным оружием и боеприпасами;
• иных телесных повреждений при наличии веских оснований подозревать, что они причинены в результате противоправных действий
.

Итак, на сегодняшний день в Москве действует уже новая редакция приказа, аналогичного тому, который существует в Московской области, измененная как раз благодаря дружным действиям родителей.
Председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павел Парфентьев отметил: «Необходимо повышать правовую грамотность наших семей. Конечно, одна наша организация не может добиться законности в каждом регионе России и в каждом городе. Но если сами родители будут внимательно следить за соблюдением своих прав, предпринимать грамотные шаги в каждой ситуации, когда распоряжения тех или иных инстанций нарушают их законные права и права их детей, мы сможем устранить многие из тех опасностей, которые сегодня все чаще угрожают российским семьям. Сегодня в этой сфере, к сожалению, не очень эффективно выполняются функции прокурорского надзора, и выход один — семьи должны объединяться и сами надзирать за соблюдением законов в своем отношении».

Лишний раз подумаешь, звонить ли в скорую, бежать ли в травму… Какие мысли? Кто сталкивался? Платные поликлиники тоже сообщают о бытовых травмах деток в полицию?

Самая незначительная травма вашего ребенка может послужить поводом для разбирательства в полиции

Кто отвечает за безопасность детей в школе и детском саду?

Главными документами, где чётко определены обязанности и ответственность учителей, воспитателей, тренеров (в общем, всех участников образовательного процесса), являются закон «Об образовании» и устав учебного заведения.

Так, в статье 32 этого закона сказано, что образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. А в статье 51 уточняется, на ком именно лежит этот груз. Согласно закону, за ребёнка отвечают:

Учитель либо воспитатель

Учитель или воспитатель — это основное лицо, которое несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен — дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду — воспитатель.

При этом первое, что должен сделать воспитатель, — подписать бумагу о своей полной ответственности за жизнь и здоровье детей в своей группе. Обязательства описаны в должностной инструкции. Воспитатель несёт ответственность за ребёнка с момента передачи ему малыша родителями.

Но при этом, по той же инструкции, в школе или детском саду без ведома родителей никто — ни воспитатель, ни нянечка — не вправе давать детям какие-либо лекарства, даже капать в нос. Это обязанность медсестры (она обязана присутствовать в каждом детском саду и школе).

Учитель или воспитатель — это основное лицо, которое несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен — дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду — воспитатель.

Что хотела мама пострадавшего мальчика?

Она требовала от семьи виновника 300 тысяч рублей. Но не в суде, а устно: пригрозила судами и заявлениями. Семья согласилась выплатить за моральный вред упавшему школьнику 100 тысяч. Договоренность закрепили распиской: мы согласны выплатить 100 тысяч рублей, пока отдаем 30 тысяч и еще 70 тысяч выплатим до конца года. Маму это устроило. Но остаток суммы она так и не получила.

Мать пострадавшего ребенка ничего от школы не требовала, а родители виновника сами согласились выплатить ей компенсацию. Признать расписку недействительной и требовать деньги со школы нельзя. Мать и отец виновника должны выплатить по 35 тысяч рублей, возместить расходы на юриста и госпошлину. А школа ничего не должна.

Правоведение

Соблюдение и исполнение предписаний правовых норм являются одними из важнейших и необходимых предпосылок для утверждения в стране прочной законности и стабильного правопорядка. Эти формы реализации правовых норм тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы

Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Что обеспечивает правомерное поведение людей, какие существуют побудительные мотивы для добровольной реализации правовых норм? Когда человек использует принадлежащие ему права, он удовлетворяет правомерным способом свои потребности, желания, интересы. Стимулы правомерного поведения индивида при осуществлении юридических обязанностей весьма разнообразны. К ним относится осознание своего общественного долга перед обществом и государством, внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей. Могут быть и иные стимулы: привычка, подражание поведению других лиц, желание получить определенные выгоды, награды, быть морально или материально поощренным. Наконец, имеет значение и такой стимул, как страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения юридической обязанности – лишение определенных благ, непосредственное принуждение.

В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:

1) соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных действующим правом);

2) исполнение (совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания);

3) использование (осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению);

4) применение (активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов).

Рассмотрим каждую из форм подробнее.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, его первая и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов – воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов – от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур власти до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них позитивные обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы (например, граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей и т.д.). Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, связана с реализацией обязывающих норм; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются.

Использование – такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою право и дееспособность.

Характерный признак данной формы – добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов – достаточно того, что разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие упомянутых органов или должностных лиц. Требуется “вмешательство” надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения.

Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогда, когда полностью будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, а необходима большая организаторская работа по реальному осуществлению содержания создаваемых правоотношений.

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

Реализация норм права

1. Реализация: понятие и формы.

2. Понятие применения норм права.

3. Стадии применения норм права.

4. Акты применения норм права.

5. Применение норм права при коллизиях и пробелах.

Определение . Реализация права – это осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства.

Правовая норма сама по себе – только определённый текст с юридическим содержанием. Главное назначение нормы – претвориться в общественную практику. Только общественная практика, конкретные отношения людей составляют реальную жизнь правовой нормы.

3. Представляет собой реализацию субъективного права.

Основные формы реализации права:

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо

    • правомерным, либо
    • неправомерным, либо
    • юридически безразличным.

В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы , требующие пас­сивного поведения (воздержания от действий).

Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы:

    1. это в основном пассивная форма поведения субъектов – воздержание от совершения неправомерных действий;
    2. это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов – от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;
    3. она касается главным образом правовых запретов;
    4. осуществляется вне конкретных правоотношений;
    5. происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

Использование – это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы – добровольность . Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы .

Управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, бла­га, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как ак­тивным поведением, так и пассивным.

Что касается использования как формы реали­зации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Од­нако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно со­здавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.). Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов – достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется “вмешательство” надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. В форме исполнения реализуются обязывающие нормы , требующие ак­тивного поведения (действий).

Специфика данной формы:

    • распространяется в основном на обязывающие нормы;
    • предполагает активные действия субъектов;
    • отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;
    • в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг – отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд – вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Применение . В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. Имеет особую значимость для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата.

В реализации права в принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т.е. субъект права. Все иные лица — обязанная сторона, правоприменитель, законодатель — действуют в конечном счете в интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован, введен в действие механизм права. Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и эффективно.

2.6. Понятие и виды реализации норм права.

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения.

Под реализацией норм права понимается поведение граждан, иных лиц, государственных органов, соответствующее нормам права, или, иначе говоря, правомерное поведение.

Реализация права в конкретных отношениях осуществляется в четырех формах: соблюдении, использовании, исполнении и применении (схема 24 «Традиционные формы реализации норм права»).

Читайте также:  Виды Хищения Чужого Имущества

Соблюдение – это такая форма реализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административные и иные запреты не реализуются.

Исполнение – это такая форма реализации права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности. Субъект совершает действия прямо предусмотренные нормой права, либо вытекающие из какого-либо договора, заключенного этим субъектом (например, уплата федеральных налогов представляет собой исполнение обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции РФ и налогового законодательства). Обязанность считается исполненной, при условии, что она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, признаются правонарушением и влекут за собой применение юридической ответственности.

Использование права – это осуществление правомочий и правомерных действий лицом по его усмотрению. Субъект по своему желанию реализует предоставленные права собственными действиями – например, сочиняет литературные произведения – либо вступает в конкретное правоотношения: покупает в магазине необходимые товары.

Правоприменение – это такая форма реализации права, при которой компетентный орган государства или должностное лицо издают специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями (например, директор предприятия издает приказ о зачислении гражданина Иванова на работу).

Необходимость правоприменения, т.е. издания специального решения о наделении конкретных субъектов правами и обязанностями возникает в следующих случаях:

  • когда субъектом правоотношения выступает государственное предприятие, учреждение или государственный орган, обязанные совершить какие-либо действия в пользу конкретного гражданина или иного лица (например, выплачивать пенсию, выделить земельный участок);
  • когда возникает спор о существовании каких-либо прав и обязанностей между субъектами конкретного правоотношения (например, при разделе имущества между разведенными супругами);
  • когда необходимо определить факт прекращения каких-либо прав и обязанностей конкретным лицом (например, признание гражданина безвестно отсутствующим);
  • когда применяется санкция к нарушителю какой-либо нормы права, т.е. за совершение правонарушения (приговоры суда, вынесенные по уголовным делам).

Результаты правоприменения, как правило, выражаются в принятии специального решения – правоприменительного акта, который закрепляет конкретные права и обязанности между субъектами права и имеет общеобязательное значение.

Для правильной реализации норм права необходимо установление пределов действия нормативно-правовых актов.

Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Существуют различные правила вступления в силу нормативно-правовых актов:

  • акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом;
  • акт вступает в силу по истечении определенного срока после его опубликования. В России законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти;
  • акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или специальном акте о введении его в действие.

Действие в пространстве нормативно-правовых актов определяется пределами территории, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в полете.

Действие по кругу лиц. Общепринято, что действие нормативных актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории например, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний). Нормативные акты могут распространять свое действие только на определенные категории граждан и должностных лиц (военнослужащие, учителя, пенсионеры). В таком случае в таких актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие. 2.7. Понятие системы права.

Система права охватывает все правовые нормы, действующие в государстве в их единстве и согласованности и представляет собой сложный механизм, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.

Правовой институт – это система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства.

Например, в трудовом праве это институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. В конституционном праве есть институт избирательного права, институт гражданского права.

Правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права – отрасли права.

Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно новый специфический вид общественных отношений, связанных с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права (например, гражданское право, уголовное).

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент – подотрасль права – специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право.

Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно новый специфический вид общественных отношений, связанных с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права (например, гражданское право, уголовное).

Необходимость толкования права вызвана следующими причинами:

  1. Не всегда правотворческим органом удается четко и бесспорно сформулировать правовую норму, иногда допускается довольно общие и абстрактные положения, которые могут вызвать неоднозначные восприятия требования норм права.
  2. Трудности могут возникнуть из-за нарушения правил юридической техники.
  3. Проблемы могут быть из-за невысокого уровня правовой культуры некоторых работников правоохранительных органов, проявляется из-за плохой учебной дисциплины студентов.
  4. Необходимость толкования возникает потому, что любой новый нормативно-правовой акт не может применяться правоприменительными органами автоматически, его суть должна быть уяснена правоприминителями.
  5. Из-за сложности многих юридических формулировок и терминов, а также из-за наличия не типичных предписаний.
  6. Из-за несовпадения норм права и статей нормативно-правовых актов.
  7. Из-за наличия отсылочных и бланкетных норм.
  8. Отдельные нормы действуют не изолировано, а в системе других норм и только в этой связи их можно правильно истолковать.

Неофициальное толкование – толкование, которое может даваться любым органом, организацией, человеком, юридической силой не обладает.

Реализация норм права

1. Понятие реализации норм права и ее основные формы

Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей – объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которые намерен добиться законодатель, издавая нормы права.

Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Что обеспечивает правомерное поведение людей, какие существуют побудительные мотивы для добровольной реализации правовых норм? Когда человек использует принадлежащие ему права, он удовлетворяет правомерным способом свои потребности, желания, интересы. Стимулы правомерного поведения индивида при осуществлении юридических обязанностей весьма разнообразны. К стимулам относится осознание своего общественного долга перед обществом и государством, внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей. Могут быть и иные стимулы: привычка, подражание поведению других лиц, желание получить определенные выгоды, награды, быть морально или материально поощренным. Наконец, имеет значение и такой стимул, как страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения юридической обязанности – лишение определенных благ, непосредственное принуждение.

В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:

соблюдение – воздержание от поступков, запрещенных действующим правом;

исполнение – совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;

использование – осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению;

применение – активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогда, когда полностью будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, а необходима большая организаторская работа по реальному осуществлению содержания создаваемых правоотношений.

2. Применение права – важнейшая форма реализации правовых норм

Применение права – это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.

Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права – это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.

Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможны лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Поскольку применение права имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное, гражданское судопроизводство), в других – устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).

Характером применения права предопределяется, что правоприменительный орган – это, как правило, полномочный орган государства (орган исполнительной власти, суд, орган прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям граждан. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных, авторитарных качеств (например, профсоюзным комитетам принадлежит право назначать пособия по временной нетрудоспособности).

Применение права подразделяется на такие формы, как:

Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой, главным образом, творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества. Поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. С ее помощью объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющей возможность ошибок и неправильных решений.

исполнение – совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;

1.Реализация норм права: понятие и формы.

Реализация норм права может иметь различные трактовки: это воплощение предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение; претворение (воплощение) установленных правовых норм в деятельности субъектов права в результате соблюдения запретов, исполнения юридических обязанностей и использования субъективных прав.

Опираясь на данные определения, можно выделить следующие признаки реализации норм права.

Во-первых, реализация норм права — это претворение в жизнь предписаний позитивного права.

Во-вторых, реализация норм права – это претворение позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения. Реализация норм права имеет место только когда, когда субъекты ведут себя правомерно, т.е. когда их поведение согласуется с предписаниями правовых норм. Если же субъект ведет себя неправомерно, то есть нарушает то, что предписано правом, ни о какой реализации права не может быть и речи.

В-третьих, реализация норм права — это, в сущности своей, претворение в жизнь не просто предписаний позитивного права, а претворение в жизнь субъективных прав и обязанностей [294] .

В отечественной теории государства и права реализация норм права принято трактовать как процесс и как конечный результат.

Как процесс реализация норм права рассматривается с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны, она представляет собой совершение в определенном месте, соответствующими средствами и в установленной последовательности правомерных действий.

С субъективной стороны, реализация норм права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий.

Реализация норм права как конечный результат представляет собой достижение полного соответствия между тем, что предписано правовыми нормами и фактически последовавшими действиями (бездействием). Этот тот результат, к которому стремился законодатель, устанавливая соответствующие нормы права.

При этом следует иметь в виду, что может реализовываться как диспозиция нормы права (нормальная реализация), так и ее санкция (правообеспечительная реализация).

Нормы права реализуются в различных формах. Множество последних объясняется спецификой самих норм, их природой, а также разнообразием характера и содержания общественных отношений.

В зависимости от характера поведения субъектов права формами реализации являются:

1)использование права — реализация возможностей, предоставленных юридическими нормами;

2) исполнение обязанностей — обязательное совершение активных действий, предписанных нормой права;

3)соблюдение запретов — воздержание от совершения действий, запрещенных нормой права.

Особенность использования права состоит в том, что участники общественных отношений, реализуя управомочивающие нормы права, могут совершить действия, которые дозволены нормами права, причем действуя по своему усмотрению (например, согласно ст.

При исполнении обязанностей реализуются нормы обязывающие, предусматривающие необходимость совершения положительных действий (например, защита Отечества является долгом и обязанность гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). Иным словами, исполнение — это действия субъектов права, направленные на выполнение требований, установленных нормами права, то есть точное следование субъектами тех юридических предписаний, которые содержатся в нормах права. Исполнение обязанностей — это активная форма реализации права обязывающего характера и отказ от исполнения обязанностей или их ненадлежащее исполнением влечет за собой меры принудительного характера, исходящие от государства. Так, например, неявка свидетеля по повестке в суд либо уклонение им от дачи показаний влечет для него принудительную явку в суд (привод) либо предусмотренную законом юридическую ответственность.

Применительно к такой форме реализации, как соблюдение запретов, отметим, что здесь реализуются и запрещающие (регулятивные), и охранительные нормы. Например, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от общественно опасных действий, за которые предусмотрены санкции норм уголовного законодательства. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не «сработали», вступает в действие второй уровень реализации — реализация санкций охранительных норм (например, согласно ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, принудительный труд запрещен). Соблюдение запретов характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям правовых норм. Это пассивная форма реализации права. Например, переходя улицу на зеленый свет светофора, мы соблюдаем правила дорожного движения. Следует отметить то, что индивиды соблюдают предписания соответствующих норм права зачастую на подсознательном уровне, как бы по привычке, так их учили в детстве дома, в школе; вузе и пр. Соблюдение как форму реализации права принято характеризовать как воздержание от действий, запрещенных правом. Правовой запрет осуществляется в повседневной жизни людей, когда они не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующий запрет на их совершение, то есть когда субъекты права воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя свое поведение с требованиями правовых норм.

Читайте также:  Виза в Литву для белорусов: нюансы оформления, документы

Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные нормами права, то возникает необходимость в такой форме реализации, как применение права.

Для того, чтобы такие формы реализации права, как использование, исполнение и соблюдение охарактеризовать более полно, их следует соотносить непосредственно и с нормами, которые они реализуют, и с субъективными правами и юридическими обязанностями, которые на основе этих норм возникают, то есть рассматривать данные формы реализации норм права, прежде всего, как формы реализации субъективных права и юридических обязанностей.

Дело заключается в том, что деление норм права на управомочивающие, обязывающие и запрещающие является условным и проводится исходя из того, как сформулирована норма в нормативно-правовом акте, на что сделан акцент: на субъективные права или юридические обязанности. На самом деле, как известно из предыдущего материала настоящего учебника, все эти нормы имеют предоставительно-обязывающий характер, они в любом случае и предоставляют права, и возлагают соответствующие обязанности.

Отсюда, использование — это форма реализации субъективного права, а полнение и соблюдение — это формы реализации юридической обязанности.

Закономерно возникает вопрос о том, почему юридическая обязанность требует двух форм реализации?

Это обусловлено, как полагают ученые, существованием двух видов юридической обязанности:1) активного содержания; 2) пассивного содержания Исполнение как форма реализации юридической обязанности предполагает активные правомерные действия субъекта, а соблюдение, напротив, воздержания от действий (пассивное поведение), запрещенных соответствующей правовой нормой 1 .

Заметим, что три рассмотренные формы реализации норм права иногда тесно переплетены между собой и выделять каждую форму реализации нецелесообразно. Такая ситуация возможна, например, при реализации так называемых компетенционных норм, то есть норм, устанавливающих компетенцию того или иного государственного органа или должностного лица. Так, согласно ст.ст. 83-90 Конституции РФ, Президент РФ, издавая указы, исполняет возложенные на него обязанности, в то же время использует предоставленные ему права на издание правовых актов, соблюдая в этой деятельности определенные запреты.

Несмотря на вышеизложенные рассуждения, следует подчеркнуть, что соблюдение, исполнение и использование права имеют самостоятельный характер, в частности, когда от субъектов права требуется строго определенный вариант поведения. Поэтому вполне правомерно выделять данные формы реализации с целью изучения и исследования их особенностей. Соблюдение и исполнение требуют какого-либо определенного обязательного варианта поведения — активного или пассивного. Эти формы реализации права обеспечиваются в необходимых случаях государственным принуждением. В то же время государство должно гарантировать использование гражданами своих прав.

Соблюдение, исполнение и использование, как подчеркивалось ранее, называют формами непосредственной реализации права, поскольку при этом субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства. Однако во многих случаях такое содействие необходимо, и тогда говорят об особой реализации права — о применении права.

Кроме проанализированной классификации форм реализации норм права, в юридической литературе предлагают и иные классификации. Так, по форме выражения реализация может быть представлена, как в форме действия (активная форма реализации, предполагающая сознательно-волевое исполнение права и исполнение юридических обязанностей), так и в форме бездействия (пассивная форма, предполагающая воздержание от неправомерного действия).

По субъектами реализации выделяют индивидуальную и коллективную формы. Некоторые требования право нельзя привести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективно.

Пожалуй, наиболее спорной является классификация форм реализации права в зависимости от путей его реализации. Существует мнение о том, что субъективные права и юридические обязанности могут быть реализованы или посредством правоотношений, или вне правоотношений.

В последнем случае реализуются так называемые «всеобщие» права и обязанности, то есть такие права, которыми определенные субъекты пользуются в отношении остальных субъектов, а последние обязаны не мешать их осуществлению (например, право собственности на недвижимость, право на жизнь и т. д.) Так, Н.А. Пьянов убежден в том, что вне конкретных правоотношений реализуются, в частности, запрещающие нормы. Для реализации данного вида правовых норм достаточно того, чтобы субъекты не совершали запрещенных этими нормами поступков. По мнению автора, вне конкретных правоотношений могут реализовываться также отдельные управомочивающие и обязывающие нормы. Например, реализация некоторых конституционных прав и свобод (право на свободу и личную неприкосновенность, право на пользование родным языком, свобода совести, свобода мысли и слова и др.) не требуют участия в каких – либо правоотношениях. Не требуют участия в конкретных правоотношениях и реализация ряда позитивных юридических обязанностей (например, оказание помощи больному лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальными правилами). Более того, выделяя такие формы реализации права по субъектам, как индивидуальная и коллективная, в отношении первой автор полагает, что она осуществляется субъектами самостоятельно, вне конкретных правоотношений, поскольку для реализации ряда юридических прав и обязанностей этого не требуется [295] .

В.Н. Протасов и Н.В. Протасова полагают, что «реализация норм права вне правовых отношений имеет место только в случаях, когда субъекты в своем поведении «обходят» те юридические факты, которые могут вызвать нежелательные для них правовые последствия (в виде появления конкретных правоотношений с нежелательными для данных субъектов юридическими обязанностями). Эта форма реализации характерна для запрещающих норм, но в ней могут реализовываться и обязывающие нормы права [296] .

На наш взгляд, реализацию права следует рассматривать как процесс, протекающий только в рамках правоотношений, причем в рамках правоотношений относительных, в которых точно определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные (например, покупатель-продавец). Авторская оценка абсолютных и общерегулятивных правоотношениях нами приводилась ранее.

Как процесс реализация норм права рассматривается с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны, она представляет собой совершение в определенном месте, соответствующими средствами и в установленной последовательности правомерных действий.

Реализация норм права

Сущность реализации права

В отечественной юридической литературе еше не утвердилось единообразное и развернутое понимание правореализации. Однако не вызы­вает сомнения, что реализация права есть часть, более высокая сту­пень, его действия. В механизме действия права так или иначе при­сутствует широкий спектр нормативных и ненормативных явлений, начиная с самой управляющей подсистемы и кончая результатив­ными действиями правомерного и активного характера. Некоторые из таких явлений находятся за пределами непосредственного со­держания правореализации.

Многими авторами реализация права трактуется как воплоще­ние его предписаний непосредственно в правомерном поведении. При этом порою подчеркивается, что правомерные действия сами выступают «как средство, точнее, одно из средств, регулирования обществен­ных отношений» [LXXXVIII] .

Конечно, роль правомерного поведения в правореализации велика. Но нельзя не учитывать, что категория «общественные отношения» значительно богаче, нежели категория «правомерное поведение» Об­щественные отношения, являясь объектом правового регулирования, выступают затем в ходе реализации права в качестве формы и со­держания осуществляемой деятельности, причем как в идеальном, образном, так и в реальном, фактическом виде. Они возникают и суще­ствуют «идеально», пока складываются и функционируют в образе той модели, которая намечена в соответствующей правовой норме, и наполняются живым содержанием, когда данная модель находит конкретное жизненное воплощение в реальном поведении участников этих отношений. Объяснение же правореализации талько через непо­средственно правомерное повеление ведет, по существу, к гаму, что

за ее пределами остаются и идеальные формы бытия регулируемых правом общественных отношений, и все те виды фактического воле­изъявления их участников, которые не подпадают под понятие пра­вомерного поведения.

Вряд ли надо доказывать, что правореализация органически вклю­чает в себя субъективные права, юридические свободы, юридические обязанности или полномочия, которыми наделяются участники ре­гулируемых общественных отношений. Давно замечено, что спосо­бом бытия государственной воли в праве являются не только формы ее выражения — нормативные акты, но и права, обязанности уча­стников регулируемых отношений*. При «соприкосновении» реали­зуемой правовой нормы с определенными жизненными ситуациями необходимо образуются указанные правовые явления, составляю­щие юридическую форму (точнее — идеальную, образную фазу) возникающего при этом общественного отношения, и как раз здесь берет свое начало реализация нормы права. Правомерное же пове­дение имеет место позднее, в рамках возникшего общественного отношения, в результате сообразования его участниками собственно­го волеизъявления с уже имеющимися у них правами, свободами, обя­занностями и полномочиями. Поэтому следует признать более конст­руктивной позицию, сторонники которой существо правореализации усматривают в воплощении в общественных отношениях того, что провозглашается государственной властью в качестве правовых норм.

В волевом плане при реализации права в регулируемых общест­венных отношениях воплощаются:

1) государственная воля, выраженная в соответствующих право­вых нормах;

2) соотнесенная с ней индивидуальная воля непосредственных участников этих отношений.

Государственная воля находит свое воплощение в тех юридиче­ских формах, в которых складываются регулируемые отношения, индивидуальная — в конкретных действиях субъектов правореали- зацни. Согласованность индивидуальной воли с государственной, их обшая направленность способствует единству юридического и фак­тического содержаний этих общественных отношений, обеспечению претворения намеченного законодателем в повседневную жизнь на всех ступенях происходящих при этом процессов.

Итак, реашзация права по своей сущности есть воплощение в регу­лируемых им общественных отношениях возведенной в закон государ­ственной воли, а также чаще всего и соотнесенной с ней индивидуал ь- ной воли непосредственных участников этих отнош ений.

Компоненты Характеристика реализации права будет нсдос- реализацнн права таточной, если ограничиться выявлением сс сущности. Установление сущности праворса- лизации вскрывает то главное, чем этот процесс фактически явля­ется; исследование сс содержания предполагает рассмотрение систе­мы важнейших сс составных элементов, теснейшим образом взаи­мосвязанных друг с другом. В содержательном плане под реализа­цией правовых норм надо понимать воплощение в регулируемых ими общественных отношениях всего того, что в этих нормах заю- жено. Под этим углом зрения реализация права предстает перед ис­следователем как определенная система взаимосвязанных, идущих друг за другом в строго определенной последовательности разнооб­разных целостных участков воплощения в общественных отноше­ниях возведенной в закон воли правящих кругов, заключенной в каждом структурном элементе реализуемой правовой нормы. Речь идет о воплощении в общественных отношениях как самих общих масштабов поведения, предусмотренных в диспозициях норм права, так и их велений относительно цели, субъективного состава, тре­буемых жизненных ситуаций и средств государственного обеспече­ния, если в этом есть необходимость. Общие правила, трансформи­руясь в субъективное право, юридическую свободу, юридическую обязанность или в полномочия, вместе с велениями по поводу це­ли, субъектного состава и требуемых жизненных ситуаций вопло­щаются в общественных отношениях, регулируемых диспозициями правовых норм, а веления относительно средств государственного обеспечения, превращаясь в меры юридической ответственности, восстановления, ничтожности, превенции или поощрения — в об­щественных отношениях, упорядочиваемых их санкциями. И тс, и другие отношения наполняются живым содержанием, когда их уча­стники, сообразуя свое фактическое волеизъявление с имеющимися правами, свободами, обязанностями и т.д., совершают правомерное и ти даже специально поощряемое поведение.

В зависимости от характера осуществляемого правомерного поведения выделяют следующие ф о р м ы реализации права:

соблюдение как воздержание от совершения запрещенных правом действий;

использование как активное осуществление правомочия; в этом случае необходимо по своему желанию осуществить субъектив­ные права собственными действиями;

исполнение как активное претворение в жизнь возложенных на кого-либо обязанностей, прямо предусмотренных нормой права; в этом случае обязанность считается исполненной, если

она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом.

Соблюдение запретов, исполнение юридических обязанностей, использование субъективных прав представляют собой варианты со- образования своего собственного поведения непосредственно с тре­бованиями правовых норм, т.е.

Однако в ряде случаев правореапизация не может начаться или быть доведена до конца без вмешательства государственного органа, без индивидуально-правового регулирования. Подобный вариант «опо­средствованной» реализации сопряжен с правопримене­нием, заслуживающим отдельного рассмотрения (см. гл. 17 наст, учебника).

Прямое действие Конституция

В связи с рассмотрением двух видов реализации права — непосредственной и опосредованной — уместно затронуть проблему прямого действия Конституции РФ 1993 г. Часто прямое действие конституционно­правовых норм в юридической литературе отождествляют с их дей­ствием, понимаемом в широком смысле. Именно действие Консти­туции РФ может быть как непосредственным, так и опосредован­ным (через Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и другие правоприменительные органы), причем в реальном процессе осуществления конституционных положений между этими формами существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Все случаи реа­лизации конституционно-правовых норм, когда она сопряжена с юридической деятельностью и направляется только собственно поло­жением Конституции, но опосредована решением какого-либо орга­на, с точки зрения чистоты терминологии не может рассматриваться как проявление прямого действия Конституции. Используемое сло­восочетание «прямое применение Конституции» для характеристики деятельности судебных органов также лишено смысловой нагрузки, ибо любая реализация права, сопряженная с правоприменением, получила в обшей теории права наименование «опосредованная». Нс умаляя значения деятельности органов судебной власти но при­менению положений Конституции РФ, тем не менее не считаем возможным с общетеоретической точки зрения рассматривать та­кую деятельность как форму прямого действия Конституции.

В свою очередь, прямое действие Конституции включает в себя все формы реального влияния входящих в нес положений непосред­ственно на сознание, психику людей и непосредственно на все об­щественные отношения. Об этом влиянии в широком смысле речь

См.: Назаренко Г.В Теория государства и права. — М- 199К — С. 117.

может идти безотносительно к тому, входят ли данные отношения в настоящий момент в предмет конституционно-правового регулиро­вания. В узком смысле категория «прямое действие Конституции» предполагает лишь те случаи ее непосредственного влияния и осу­ществления, которые связаны с конкретной активностью граждан, других адресатов Конституции в политико-правовой и социально- экономической сферах, когда каждый может наиболее выгодно ис­пользовать положения Конституции для осуществления своих за­конных интересов. Частная жизнь, альтернативная гражданская служба, свобода передвижения, выбор места жительства, достоинст­во личности, равенство перед законом и судом и многие другие жизнеобеспечивающие блага — все это предмет непосредственного действия Конституции. Однако и в области государственного уст­ройства, состава федерации, компетенции государственных органов, организации и деятельности Конституционного Суда, в области ис­пользования права законодательной инициативы, а также по вопро­сам деятельности иных государственно-правовых институтов сущест­вует специальное конституционное требование прямого действия.

Интересно, что если считать, что прямое действие Конституции означает ее способность непосредственно, реально регулировать общественные отношения, то некоторые другие нормативные акты обладают этим же качеством. Часть первая статьи 76 Конституции РФ устанавливает, что

но предметам ведения Российской Федерации принимаются федераль­ные конституционные законы п федеральные законів, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Причем это свойство (прямое действие) выражено у иных, не конституционных норм более ярко, поскольку их реализация чаше происходит на уровне саморегуляции, в форме использования субъ­ективных прав, исполнения юридических обязанностей, соблюде­ния запретов, т.е. в виде непосредственной реализации.

Однако именно конституционная новелла о том, что Конститу­ция РФ имеет прямое действие (ст. 15), создает впервые в истории российского конституционализма ситуацию, когда воплощение в жизнь конституционно-правовых норм не должно всецело зависеть от законодательной, исполнительной или судебной власти. Именно в таком качестве Конституция превращается в мощный практиче­ский инструмент непосредственного воздействия на конкретные общественные отношения, поведение людей, деятельность их раз­нообразных объединений.

Коль скоро реализация норм права означает воплощение содер­жащихся в них общих правил поведения и велений в регулируемых общественных отношениях, последние являются единственным кана­

лом правореализации в нашем обществе. Выступают ли они непре­менно в роли правоотношений?

Если понимать пол правоотношениями регулируемые правом общественные отношения, взятые в единстве их формы и факти­ческого содержания, то можно ответить на этот вопрос лишь по­ложительно. Любое общественное отношение, подвергаемое вла­стному юридическому воздействию, становится правоотношением. Непосредственным предметом правового регулирования являются общественные отношения, и они. подпадая под воздействие пра­ва, возникают в обозначенной в нем юридической форме, которая потом наполняется реальным содержанием в виде фактического волей появления, оцениваемого через при іму этой формы с точки зрения его правомерности.

Конечно, общественные отношения весьма разнообразны. Они возможны не только в форме двух или многосторонних связей, но и отграничений, зависимостей и односторонних контактов. Нормы права, определяющие правовой статус, всеобщие права или юридические запреты, отграничивают одного субъекта права от другого, указывают на всеобщую зависимость, обособляют от запрещаемого (вытесняе­мого, отношения и т.д. Однако в таких случаях речь идет лишь об особенностях правоотношения, а не о так называемой реализации «вне правоотношений».

Правоотношением становится любое общественное отношение являющееся объектом правового регулирования и одновременно ка­налом реализации упорядочивающей его правовой нормы.

Соблюдение запретов, исполнение юридических обязанностей, использование субъективных прав представляют собой варианты со- образования своего собственного поведения непосредственно с тре­бованиями правовых норм, т.е.

Добавить комментарий