Иммиграция в Бельгию: порядок и условия

Эмиграция в Бельгию для новичков

Бельгия – это королевство, которое занимает небольшую площадь и соседствует с Германией, Нидерландами и Францией. В стране до сих пор имеется власть у королевской семьи, что придает государству некий налет романтичности. Весомый вклад в политическую и военную жизнь всего мира Бельгия делает благодаря тому, что именно тут находится штаб-квартира НАТО и Евросоюза.

Население страны составляет всего 10 миллионов, но это не мешает ей быть одним из наиболее успешных и развитых в экономическом и культурном плане государством. А потому многие мечтают переехать в Бельгию из России на ПМЖ.

Экономика королевства развивается каждый день, а уровень жизни ее граждан растет. В современности многие показатели по таким критериям, как медицина, культурная жизнь и социальное обеспечение, в Бельгии намного выше, чем у стран, которые также входят в Евросоюз. А потому переезд на ПМЖ из России сюда – это весомый вклад в будущее.

Иммиграция через трудоустройство

Одним из способов иммиграции в бельгийское государство является устройство на работу в королевстве. Для этого нужно иметь трудовой контракт с одной из компаний страны. Чтобы приступить к работе на ее территории, необходимо предоставить собранные в России документы, которые переведены на французский, немецкий или нидерландский язык. В их числе медицинская справка, которая действует 3 месяца с момента выдачи.

Иммигрировать через трудоустройство могут совершеннолетние граждане, специалисты, в услугах которых заинтересованы бельгийские компании. Наряду с ними поехать на работу в бельгийское королевство могут сезонные рабочие, также оформившие контракт.

  • Соответствие занимаемой должности;
  • Наличие необходимого комплекта документов.

Условия отбора специалистов из России строгие. Их могут взять на работу, если на место не претендует бельгийский гражданин или житель Евросоюза. В топе востребованных профессий — строители и программисты. Им могут дать разрешение на работу типа А — с правом смены компании, и Б — без такого права.

Для самозанятых, особенно выдающихся творческих профессий, предусмотрено оформление отдельной “профессиональной карты”.

Для бизнес-иммиграции в Бельгию необходимо открыть на территории государства свое дело. По этой причине ехать туда с такой целью лучше тем, у кого есть опыт предпринимательской деятельности, и кто тщательно просчитал риски для своего бизнеса. В случае если предприятие станет успешным и будет исправно платить налоги, предприниматель и его семья в перспективе могут рассчитывать на ПМЖ.

Альтернативные варианты переезда на ПМЖ в Бельгию

Как уже было сказано выше, правительство Бельгии может отказать в предоставлении гражданства даже при наличии весомых обстоятельств.

Но существуют ли альтернативные способы переехать на ПМЖ в рассматриваемое государство с гарантированным предоставлением подданства?

В настоящее время законодательством рассматриваемого государства предусматривается следующие альтернативные варианты переезда на ПМЖ в Бельгию:

  • Проживание на территории данного государства в течение периода, превышающего 10 лет;
  • Претендент на бельгийское гражданство или кто-то из его ближайших родственников был рождён на территории Бельгии;
  • Претендент состоит в законном браке с бельгийским подданным более 3 лет;
  • У данного гражданина есть дополнительное гражданство любой из стран, входящих в состав Европейского Союза.

Последний вариант является наиболее действенным по той причине, что на территории ЕС существует соглашение, согласно которому граждане стран Евросоюза могут оформить второе европейское подданство по облегчённой программе. Граждане любой страны Евросоюза гарантированно получают подданство выбранной страны ЕС в течение 3 лет с момента подачи документов.

Самым популярным способом переезда в Бельгию на настоящий момент является оформление румынского гражданства. Данная процедура имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • Румынское правительство только в крайних случаях отказывает в предоставлении гражданства лицам, имеющим весомые основания для вступления в подданство Румынии;
  • Оперативность принятия решений и оформления документации. Ответ уполномоченного консула можно ожидать в течение года. В итоге заявителю приходит письмо по адресу официального места жительства, в котором устанавливаются сроки сдачи присяги. Оформить полный пакет румынских гражданских документов можно в течение двух лет;
  • Отсутствие необходимости существенных финансовых трат. Консульский взнос за оформление сертификат о гражданстве составляет всего 70 евро;
  • Не требуется знания румынского языка;
  • Вид на жительство не является обязательной промежуточной стадией, предшествующей получению гражданства;
  • Нет необходимости в отказе от изначального подданства.

На румынское гражданство могут претендовать россияне, относящиеся к следующим категориям граждан:

  • Этнические румыны;
  • Получившие высшее образование на территории Румынии;
  • Проходившие военную службу в рассматриваемом государстве;
  • Граждане, чьи родители или иные близкие родственники (сестры, братья или законный супруг) являются подданными Румынии;
  • Лица, чьи родственниками являлись гражданами Старой Румынии до 1940 года включительно, в состав которой входили:
    • Нынешняя Румыния;
    • Молдова;
    • Часть Венгрии (за Трансильванией);
    • Часть Украины (Северная Буковина).

В последнем случае заинтересованным лицам предстоит доказать своё родство с гражданами Румынии. В случае наличия необходимой документации, данные граждане попадают под действие закона о Репатриации, положения которого, однако, не обязывают к проживанию на территории данного государства.

В течение 1 года

Вид на жительство (ВНЖ) в Бельгии

Бельгия – это одна из самых привлекательных европейских стран с точки зрения бизнеса, постоянного проживания, сравнительного быстрого получения второго европейского гражданства и налогообложения. Бельгия имеет богатое культурное, историческое наследие, что в сочетании с политической и экономической стабильностью, создает очень благополучную и благоприятную обстановку для жизни. Бельгия участвует в 70-ти международных организациях, в числе которых ОЭСР, НАТО, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Она была в числе первых стран, подписавших шенгенское соглашение, которое вступило в силу в 1995 году, и дало возможность жителям Бельгии безвизово путешествовать по странам Западной Европы, а гражданам – по 127 странам мира. Брюссель (город, где располагаются штаб-квартиры НАТО и ЕС) столица Бельгии и одновременно столица Евросоюза с сильной международной ориентацией. Другой важный город, Антверпен, – это один из самых больших и быстрорастущих портов мира. Антверпен является вторым по величине морским портом в Европе, а сеть современных скоростных железнодорожных путей позволяет вам в течение нескольких часов оказаться в Париже, Лондоне, Франкфурте или Женеве. Законодательство страны основано на принципах международной ориентации. . По последним данным ОЭСР, за 2005 год в Бельгию иммигрировали 77,000 иностранных граждан, и их число растет с каждым годом. Причем половина из этого числа – граждане стран-членов Европейского Союза.

Причины популярности Бельгии:
1. Благоприятный инвестиционный климат, налоговые преференции, широкая сеть договоров об избегании двойного налогообложения, надежная банковская система, и так далее,
2. ВНЖ в Бельгии дает возможность передвигаться без виз по странам Шенгена (эта привилегия наиболее актуальна для граждан стран, не входящих в ЕС),
3. Возможность со временем получить бельгийское гражданство,
4. Бельгия признает двойное гражданство, поэтому заявителям не придется отказываться от предыдущего паспорта,
5. Высокий уровень жизни,
6. Стабильность страны и низкий уровень преступности
7. Другие преимущества

Поясним некоторые наиболее важные преимущества подробнее:

  1. В Бельгии отсутствует налог на прирост капитала и на капитал, также здесь нет налога на прирост стоимости недвижимого имущества, если вы владеете недвижимостью более 5 лет, и это делает страну особенно привлекательной для инвесторов. Налог на дивиденды дли физических лиц составляет 15-25 %. У Бельгии заключены соглашения с большинством стран об избежании двойного налогообложения, грамотное налоговое планирование позволяет не платить налог на доходы, полученные за рубежом, а также минимизировать или полностью исключить налоги на дарение и наследство.
  2. Право на прошение о предоставлении гражданства Бельгии можно получить уже после 3 лет постоянного проживания в стране, но это исключительные случаи. Стандартные сроки натурализации – 10 лет. В 2005 году 31,000 иностранных граждан получили гражданство Бельгии. Это наиболее высокий показатель числа натурализаций из всех стран, входящих в ОЭСР. И что самое интересное, – этот показатель сохраняется и увеличивается в последние годы, прежде всего благодаря тому, что Бельгия разрешает двойное гражданство, а также постольку, поскольку здесь не существует квот по количеству рассматриваемых в год заявлений о предоставлении гражданства.

Вопросы и ответы

Иммиграция в Бельгию: порядок и условия

Ходатайство о предоставлении убежища

Прошение о предоставлении убежища и получения статуса беженца в Бельгии подается в Бюро по делам иностранцев на территории Бельгии. Но лучше всего обратиться с ходатайством о предоставлении убежища прямо в аэропорту, при пересечение границы. Пограничники не могут отказать Вам во въезде и должны выдать Вам все анкеты и бланки ходатайств в Бюро по делам иностранцев.

Однако, при сдаче в аэропорту Вас могут задержать и не выпускать, пока не будет проведено интервью. Это все так. Нужно понимать, что решение подать заявление на статус беженца должно приходить не в момент прилета в аэропорт, что такие действия планируются заблаговременно, следовательно, заявитель прибывает в аэропорт уже подготовленным, имея адвоката, с которым он уже обговорил все детали подачи на беженство и поэтому все что происходит в аэропорту не является неожиданностью. Что касается неудобства содержания под стражей на протяжении 2-3 дней, пока соискатель статуса беженца будет ожидать проведения интервью, то это вполне можно пережить ведь приезд в Бельгию с целью получения статуса беженца это не развлекательная поездка, и результатом этого неудобства – к Вам будет проявлено намного больше доверия как к соискателю статуса беженца , чем в том случае, если бы Вы, предоставив ложную информацию иммиграционном офицеру при пересечение границы, а через несколько дней решили подавать заявление на статус беженца находясь уже внутри Бельгии.

Читайте также:  Жалоба в федеральную службу страхового надзора: пример

Если вы твердо решили иммигрировать, мы поможем вам воспользоваться нашей программой гарантированного въезда в Бельгию , с целью подачи заявления на статус беженца, которая была разработана в сотрудничестве с международными организациями по делам беженцев и правам человека, и которая позволяет соискателю статуса беженца въехать на территорию Бельгии для подачи заявления на статус беженца, даже в том случае если ему отказали в визе или получение шенгенской визы сопряжено для него со значительными сложностями и/или длительным сроком ожидания, что может поставить жизнь его и его семьи под угрозу при его дальнейшем нахождении на территории той страны против которой он планирует потребовать статус беженца.

Данная программа оформляется в течение очень быстро и не требует предоставления в консульство Бельгии ложной информации.

Процедура получения статуса беженца

Получения статуса беженца в Бельгии состоит из двух этапов. Первый этап: решается вопрос о вашем доступе на территорию страны. Решение принимается по результатам первого интервью. Второй этап рассматривается возможность предоставления Вам статуса беженца.

На первом этапе проверяется, есть ли у Вас какие-либо основания для получения статуса беженца и не прибыли ли Вы из какой-либо “безопасной” страны. Во время первого интервью, если необходимо, предоставляется бесплатный переводчик. Обычно на интервью вместе с переводом отводится полтора-два часа. Решение по результатам интервью будет объявлено Вам в тот же день или позднее.

Если на первом этапе решение Бюро по делам иностранцев отрицательное, Вы можете подать “срочную апелляцию” в Генеральную Комиссию для Беженцев и Лиц без гражданства.

Второй этап

Если на первом этапе Вы получили разрешение остаться в Бельгии, то начинается второй этап, когда рассматривается возможность предоставления Вам статуса беженца.

Повторное интервью напоминает первое, но оно намного подробнее. На этом интервью может присутствовать адвокат. У Вас будут пытаться выяснить то же самое, что и в первый раз. Не последнюю роль может сыграть Ваша профессия и Ваше знание французского (фламандского) языка или стремление выучить его. Обычно информацию о результатах интервью присылают по почте, минимум через две недели, но обычно намного позже.

Если Генеральная Комиссия приняла отрицательное решение, Вы можете подать апелляцию в Комиссию по апелляциям в течение 15 дней после получения уведомления об отказе. Только после положительного ответа по результатам второго интервью Вы получаете статус беженца и вид на жительство в Бельгии. Через пять лет Вы имеете право подать ходатайство на получение гражданства.

По законодательству Бельгии беженцы и лица, ищущие убежище, имеют право выбирать место жительства. Однако, Закон об иностранцах включает план размещения лиц, ищущих убежище, по которому они распределяются так, чтобы обеспечить сбалансированное распределение среди муниципалитетов страны.

Лица, ищущие убежище, находящиеся на первом этапе процедуры, не имеют права работать. На втором этапе Вы можете получить разрешение на работу, если работодатель обратится с заявлением. Оно будет действительно, пока не будет принято окончательное решение о предоставлении статуса беженца или отказе в статусе.

В Бельгии есть несколько программ по изучению языков (фламандского или французского) для лиц, ищущих убежище.
Дети лиц, ищущих убежище, принимаются в школы Бельгии без каких-либо ограничений. Они освобождаются от уплаты регистрационного взноса, который обычно платят иностранцы. Школьная система Бельгии предполагает существование специальных классов для детей, которые не говорят по-французски или по-фламандски.

Финансовая помощь выдается не всем лицам, ищущим убежище. Те, кто живет в лагерях для беженцев, получают питание и жилье там и не имеют права на получение какой-либо помощи в Центре Общественной Социальной Помощи (CPAS). Остальные получают помощь в Центре по месту жительства или по месту регистрации. Социальная помощь Центра равна размеру минимального социального пособия для жителей Бельгии (“Minimex”).

Один человек (без семьи) – EUR 539,44
Семейная пара – EUR 719,26
Далее цифры примерные, т.к. пособия были увеличены:
На первого ребенка – EUR 101
На второго ребенка – EUR 145
На третьего и каждого следующего ребенка – EUR 189.

Медицинская помощь

Медицинская помощь обеспечивается организацией, в которой лицо, ищущее убежище, зарегистрировано. Ясли и детские сады есть в большинстве лагерей для беженцев. Если Вы не живете в лагере для беженцев, то можете, в принципе, претендовать на те же услуги по уходу за детьми, как и граждане Бельгии.

Повторное интервью напоминает первое, но оно намного подробнее. На этом интервью может присутствовать адвокат. У Вас будут пытаться выяснить то же самое, что и в первый раз. Не последнюю роль может сыграть Ваша профессия и Ваше знание французского (фламандского) языка или стремление выучить его. Обычно информацию о результатах интервью присылают по почте, минимум через две недели, но обычно намного позже.

Как получить паспорт

Иммиграция в Бельгию актуальна не только для беженцев, бизнесменов и лиц, желающих трудоустроиться в этой стране. Получить паспорт гражданина можно:

  1. Вступив в брак с гражданином (гражданкой) Королевства.
  2. Воссоединившись с ранее уехавшими сюда родственниками.
  3. Путем натурализации.

Воспользоваться одним из предложенных способов можно. Для этого важно соответствовать определенным критериям и суметь предоставить в дипломатическое учреждение страны пакет необходимых документов.

Натурализация является одним из самых привлекательных и популярных способов остаться в Бельгии навсегда. Для этого важно легально прожить на территории Королевства в течение пяти лет, являться обладателем недвижимости и уметь подтвердить свою финансовую состоятельность. Человек, проживающий на территории этой державы нелегально, не имеет право получить паспорт.

  • заграничный паспорт (рекомендуется предоставить как новый документ, так и старые паспорта с визами);
  • гражданский паспорт (четкие ксерокопии актуальных страниц);
  • 2-ва цветных фотоснимка (5 на 5 сантиметров);
  • корректно заполненная анкета (документ заполняется на одном из четырех предложенных иностранных языков);
  • мед.полис;
  • документ с места учебы или работы (стаж работы и размер стипендии или оклада указывается в обязательном порядке);
  • документ, подтверждающий фин. состоятельность заявителя (от пятидесяти евро в день на 1-го человека).

Развитие готового бизнеса

При наличии неплохого денежного состояния можно зарегистрировать на территории Королевства открытое акционерное общество (именно этот вид организации наиболее предпочтителен) и выкупить у бельгийца его дело. Это может быть мастерская, кафе, пекарня, торговый центр, автомойка и др. В дальнейшем получение ПМЖ в Бельгии происходит аналогично пути, прописанному выше.


Повторное двукратное продление визы позволит обрести право на бельгийский паспорт. При данных условиях даже не понадобится отличное владение хотя бы одним государственным языком. Главное — чтобы вы смогли изъясниться с сотрудником миграционной службы.

Воссоединения семьи и брак

Веская причина для переезда в Бельгию и получение права проживать в стране на законных основаниях — наличие близкого родственника отсюда, причем он может быть и гражданином Бельгии, и иммигрантом, пребывающим в ней с правом на жительство сроком не меньше года.

Чтобы воссоединиться с членом семьи, требуется наличие жилья и регулярного дохода. Иммигрировать можно лишь в том случае, если родственник может обеспечить вам все условия для проживания без государственной помощи.

Есть также ряд ограничений. Так, воссоединение возможно лишь с одним родственником за год – переехать сразу семьей не получится. Кроме того родственники должны быть близкими. К ним относятся:

  • муж или жена жителя Бельгии;
  • несовершеннолетние дети, требующие опеки родителей;
  • родители с тяжелым физическим состоянием.

Еще один способ получить право жить в Бельгии – заключение брака с подданным страны. Также может быть зарегистрировано совместное проживание. Это тоже довольно значимый повод для легализации пребывания на территории королевства. Для обоих вариантов требуется наличие у партнера гражданства Бельгии либо его легальное пребывание в стране на протяжении трех месяцев с видом на жительство.

Брак может быть заключен и в РФ, и в Бельгии. В любом случае нужно соблюдать законодательство и формальности двух стран. Для иммиграции потребуется «воссоединение» с женой или мужем, которое было описано ранее.

Важно знать, что заключение фиктивного брака – это серьезное нарушение закона Бельгии. Уголовное наказание предусматривается даже за содействие этому.


В Бельгии крайне серьезно относятся к беженцам. Чтобы быть признанным таковым, требуются серьезные причины. Для беженцев предусматривается лагерь, где они могут ждать решения от иммиграционной службе. Подача заявки о статусе беженца возможна в транзитной зоне либо при пребывании на территории страны на протяжении 8 дней. Нужно обращаться в местное Бюро по делам иностранцев. Рекомендовано иметь при себе ряд документов для подтверждения личности и демонстрации истории жизни. К таковым относится внутренний и заграничный паспорт, справка о здоровье и так далее.

Читайте также:  Командировка по совместительству

Как получить вид на жительство в Бельгии

Основные способы довольно просты:

Первый способ. Независимая (профессиональная) иммиграция. Бельгия та страна, в которой созданы все условия для этого. Это подразумевает получить внж в Бельгии, основываясь на своём контракте с работодателем. Достаточно тяжёлый путь, даже для хороших специалистов: одно из первых условий, чтобы разрешение на работу было получено – это подтвердить нехватку на рынках труда Бельгии работников именно вашего профиля. При этом очень сложно даётся получение разрешения на работу класса А (этот статус позволит трудиться в любой компании, переходя из одной фирмы в другую), чаще всего выдают документы категории B. По ним вы, оказываетесь «прикрепленными» к одному работодателю. Согласитесь, при иммиграции в Бельгию это звучит не очень радостно.

Второй способ как получить вид на жительство в Бельгии. Программа, которая при получении внж Бельгии называется «бизнес-иммиграция в Бельгию». Тут много как плюсов, так и минусов. В этом отношении законы достаточно суровы. Тем и отличается Бельгия вид на жительство получить этим способом не просто. Надо создать подставную фирму, которая будет числиться лишь на бумаге. Конечно, при определённых навыках это можно сделать, но есть несколько препятствия: высокий уставной капитал (18500 евро), необходимость нанимать управляющего (с ежегодной зарплатой примерно 30 000 евро), управленец обязательно должен быть гражданином Евросоюза, а также создания 2 рабочих мест. Другими словами условия вполне подходящие для действительно крупного и реального бизнеса.

Следующий вариант как получить вид на жительство в Бельгии, это самозанятость по профессиональной карте: она подойдёт для человека свободной профессии, к примеру, художников, фотографов или юристов – всех тех, кто в состоянии открыть частную практику на территории такой страны, как Бельгия. Иммиграция в Бельгию при данном способе выглядит достаточно привлекательно, но при его реализации скрыто много подводных камней, так что прежде, лучше всего, тщательно изучить бельгийское законодательство.

Еще один способ как получить вид на жительство в Бельгии при иммиграции в Бельгию, это беженство. Заполучить статус беженца в этой стране, а потом и внж Бельгии вполне реально. Но тут надо подготовиться к тому, что впереди вас будут ожидать ряд трудностей местной бюрократии, от полугода до года проживать в лагере для беженцев. Кроме этого вам убедительно надо доказать о неудобствах и лишениях, которые толкнули вас на то, чтобы вам дала убежище. Такая возможность предоставляется не всем.

Следует сказать, что нередко появляется информация о том, что при покупке недвижимости можно получить внж Бельгии. На самом деле это не верно. Если у вас есть коммерческая недвижимость в Бельгии, вы можете получить на год многоразовую визу.

По рождению

Наиболее простой способ, доступный только для несовершеннолетних, у кого один или оба родителя имеют бельгийское гражданство.


Существуют различные способы, как получить россиянину бельгийское гражданство в 2020 году:

Получение ВНЖ

Для получения ВНЖ человек в восьмидневный срок после приезда в Бельгию обязан обратиться в административный муниципальный центр и подать заявление на регистрацию и выдачу ВНЖ. Подача заявления еще не гарантирует выдачу разрешения. Решение о выдаче принимается специальной комиссией.

Для получения ВНЖ стоит подать такие документы:

  1. Документ, подтверждающий отсутствие судимости (для совершеннолетних людей).
  2. Документ, свидетельствующий об отсутствии хронических заболеваний, которые могут быть опасными для бельгийцев.
  3. Загранпаспорт.
  4. Медицинский полис. Сумма покрытия – 30 тысяч евро.
  5. Документ, подтверждающий основания для переезда на ПМЖ.

Вид на жительство представляет собой документ, который позволяет находиться на территории Бельгийского Королевства на протяжении 1 года. ВНЖ можно продлить 3 раза. Но стоит помнить, что подавать документы на продление необходимо не позже 30 дней предположенной даты окончания документа. Самым ранним и допустимым сроком подачи документов на продление является 45 дней. Это значит, что если ВНЖ у человека заканчивается через 45 дней, то он уже может подавать ходатайство на его продление.

Если человек решил остаться в Бельгийском Королевстве на постоянное место жительство, то уже через три года владения ВНЖ он имеет право получить ПМЖ.

Если же иностранец не хочет оставаться на постоянное место жительства в Бельгии, то ему просто обменивают ВНЖ со старого на новый.

  1. Документ, подтверждающий отсутствие судимости (для совершеннолетних людей).
  2. Документ, свидетельствующий об отсутствии хронических заболеваний, которые могут быть опасными для бельгийцев.
  3. Загранпаспорт.
  4. Медицинский полис. Сумма покрытия – 30 тысяч евро.
  5. Документ, подтверждающий основания для переезда на ПМЖ.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Приватизация муниципальной собственности 430 руб.
  • Реферат Приватизация муниципальной собственности 250 руб.
  • Контрольная работа Приватизация муниципальной собственности 230 руб.

Правом приватизация муниципальной собственности обладают любые юридические и физические лица. Однако законодательство предусматривает ряд исключений из этого правила. В качестве покупателей муниципальной собственности не могут выступать следующие лица:

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

Особенности приватизации муниципальной собственности

Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Приватизация является структурным элементом государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы.

Основной целью приватизации является повышение эффективности использования собственности.

В соответствии с Федеральным законом о приватизации 2001 г. процесс приватизации включает несколько этапов:

  • 1) подача заявки на приватизацию;
  • 2) принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;
  • 3) составление и утверждение плана приватизации;
  • 4) заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определяются:

  • 1) компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации муниципального имущества;
  • 2) порядок планирования приватизации муниципального имущества;
  • 3) порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

Приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества”.

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

2) продажа муниципального имущества на аукционе;

На аукционе продается муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

Аукцион является открытым по составу участников.

Передача муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.

Специализированный аукцион является открытым по составу участников.

4) продажа муниципального имущества на конкурсе;

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Читайте также:  Иммиграция в Словакию: порядок и условия

Право приобретения муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Конкурс является открытым по составу участников.

Договор купли-продажи муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса.

Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств.

Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается в муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.

5) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

Публичное предложение о продаже муниципального имущества является публичной офертой.

При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество (цена отсечения).

При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.

При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.

Право приобретения муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.

6) продажа муниципального имущества без объявления цены;

Продажа муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

7) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

Внесение муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено если открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав).

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

– находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

– занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у муниципального образования указанные земельные участки.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.

Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:

– объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;

  • – объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
  • – детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
  • – жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
  • – объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения./51/

Изменение назначения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.

Полученные в результате приватизации государственного имущества денежные средства распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые установлены соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации, и не подлежат налогообложению. Денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, подлежат перечислению в местные бюджеты и являются обязательными платежами и распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.

Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.

Между тем при всей однотипности с приватизацией государственной собственности приватизация муниципальной собственности имеет свои особенности, предопределяемые не только масштабами, но и своеобразием субъекта права собственности – муниципального образования, особенностями организации местного самоуправления, которые должны учитываться и законодателем, и правоприменителем.

Нормативное установление компонентов обязанности и принуждения за административные правонарушения является необходимым условием действенной реализации механизма административно-правового регулирования приватизационных правоотношений. Даже простым своим наличием в административно-правовой норме меры административного принуждения уже способствуют организации должного поведения субъекта. При этом если обязанное лицо не следует установленным правилам поведения, действует в разрез с нормативным предписанием, нарушает их, то оно в обязательном порядке должно быть подвергнуто мерам административного принуждения посредством реализации соответствующей санкции, в частности административной ответственности.

В практике борьба с правонарушениями в сфере приватизации встречается немало сложностей, связанных с квалификацией ряда административных правонарушений в их соотношениями с преступлениями.

Процесс приватизации в настоящее время отчасти перешел на качественно новый уровень – перераспределение прав собственности посредством действия рынка ценных бумаг. В сфере приватизации муниципального имущества как в специфической сфере, сочетающей в себе гражданско-правовые и административно-правовые средства регулирования, целесообразно вести речь о правонарушении не только в криминологическом его понимании, но и в более широком, включающем в себя в том числе административные и гражданско-правовые методы воздействия.

При этом важно определиться, насколько широки рамки тех действий (бездействий) в сфере приватизации, которые могут быть отнесены к противоправным и к которым соответственно должны быть применены те или иные меры юридической ответственности. Здесь необходимо исходить из того, что всякое противоправное деяние можно считать противоречащим или нарушающим правила поведения, установленные нормой права вообще, если оно нарушает обязанности, возложенные на соответствующего субъекта. В противном случае противоправным можно назвать и те действия и бездействия, которые сформулированы нормой в качестве прав участников общественных отношений. Таким образом, основным признаком противоправности деяния в большей степени необходимо считать факт невыполнения юридической обязанности в широком ее понимании, хотя при этом и возникают некоторые сложности и условности отграничения права от обязанности.

Ответственность как мера государственного принуждения призвана предопределять прежде всего правомерное поведение хозяйствующих субъектов в сфере приватизации, следование соответствующим нормативным установлениям в строгом соответствии с требованием закона.

Основы приватизации муниципального имущества должна устанавливать Государственная программа приватизации государственного имущества в Российской Федерации, которая должна быть принята вскоре. Поэтому при проведении приватизации объекта муниципальной собственности, органы местного самоуправления руководствуются Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, после 1 июля 1994 года утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 (в редакции от 25.01.99).

На уровне местного самоуправления местные программы приватизации муниципального имущества принимаются ежегодно.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.

Приватизация муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества считается законной процедурой отчуждения. Когда производится приватизация муниципального имущества, отдаётся предпочтение обычным людям, преимущественно гражданам.


Выделено в обособленный регламент правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества:

  • производство обычными людьми процедуры с жильём, включительно с наделами;
  • правила производства процедуры по нежилым помещениям, землям юр. лицами.

Так что при приватизации недвижимости необходимо определиться:

  • со статусом инициатора процедуры приватизации;
  • со статусом объектов приватизации государственного и муниципального имущества.
Добавить комментарий