Требование об уплате налога

Непринятое требование

Налоговым законодательством предусматриваются случаи, когда требование считается непринятым со стороны плательщика или налогового органа. Так, требование считается неисполненным налоговом органом в случае если плательщик-должник не исполнил его в установленный срок, исполнил его частично (не в полном объеме), не принял требование для исполнения, отказавшись в письменном или электронном виде, проигнорировал требование.

За это налоговым законодательством предусмотрено использование законных и утвержденных способов обеспечения исполнения норм, содержащихся в требовании. При этом плательщик может быть дополнительно подвержен и уголовному, и административному преследованию со стороны налоговых органов за нарушение действующего налогового законодательства.

Плательщик может не принять требование в том случае, если оно составлено с нарушением норм действующего законодательства, содержит ошибки, исправления или искаженную информацию.

При этом вместе с отказом от принятия требования плательщик направляет и представляет в налоговый орган достоверную информацию.

Так, к примеру, если к плательщику выдвигается требование об уплате налога, который уже был уплачен, то плательщик вместе с отказом о принятии направляет документ или копию документа, который подтверждает уплату этого налога (например, чековый листок или выписку из банка).

Налоговый орган при допущении ошибок исправляет их, направляет к плательщику исправленное требование для исполнения. Плательщик-должник не имеет права на отказ в случаях, если требование составлено верно, а также носит достоверный характер.

Все действия плательщика, который не желает уплатить законно примененный к нему налог или сбор, считаются неправомерными и подлежат ответственности.

Арест имущества, как одна из крайних мер исполнения требования, применяется на основании решения как налогового органа, так и судебного. Арестованное имущество может быть возвращено должнику в том случае, если он своевременно исполнит примененное к нему требование. В противном случае имущество будет продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.

Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
    • Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ , от 27.07.2010 N 229-ФЗ )

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ , от 23.07.2013 N 248-ФЗ )

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ , от 27.07.2006 N 137-ФЗ )

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ , от 29.06.2012 N 97-ФЗ )

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ , от 29.06.2004 N 58-ФЗ , от 29.07.2004 N 95-ФЗ , от 27.07.2006 N 137-ФЗ , от 23.07.2013 N 248-ФЗ )

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ , от 04.11.2014 N 347-ФЗ )

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

7. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ , от 23.07.2013 N 248-ФЗ , от 03.07.2016 N 243-ФЗ )

9. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

П. 2.1 ст. 70 признан утратившим силу ФЗ от 14.11.2017 N 323-ФЗ .

10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

О выявлении конституционно-правовового смысла ст. 70 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.

Таким образом, направление требования об уплате налога является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Комментарий к Статье 69 НК РФ

В ст. 69 НК РФ изложено определение требования об уплате налогов и сборов. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику (организации или физическому лицу) письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за Кодексом установлена ответственность.

Условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлены ст. ст. 106 – 115 НК РФ.

Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

– о сумме задолженности по налогу;

– о размере пеней, начисленных на момент направления требования.

При этом требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов и сборов, а если выставляется по результатам налоговой проверки – не позднее 10 дней с даты вынесения соответствующего решения;

– о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (ст. 57 НК РФ);

– о сроке исполнения требования (должна быть указана дата (либо установлено количество дней), не позднее которой необходимо исполнить требование об уплате налогов и сборов и причитающихся пеней);

– о мерах по взысканию налога и обеспечению (залоге, поручительстве, аресте имущества и т.п.) исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

– подробные данные об основаниях взимания налога (объект налогообложения, налоговая база, период, ставка налога и (или) сбора);

– о положениях закона (со ссылкой на них) о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При отсутствии хотя бы одного из указанных сведений требование не будет соответствовать нормам НК РФ.

Могут быть предусмотрены и иные сведения, прямо указанные в форме требования установленного образца.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования:

1) руководителю налогоплательщику-организации

– ее законному представителю

– ее уполномоченному представителю

2) лично налогоплательщику – физическому лицу, а также:

– его законному представителю

– его уполномоченному представителю

Правила настоящей статьи применяются также в отношении требования об уплате сбора.

Пункт о том, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту, исключен Федеральным законом N 137-ФЗ.

Согласно п. 4 комментируемой статьи во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налогов и сборов

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В требовании об уплате налога должны быть определены следующие признаки:

– налоговый орган, который направляет требование.

Форма требования утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 1 декабря 2006 года №САЭ-3-19/825@.

Пункт 3 статьи 69 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Это важно учитывать при производстве по делу о налоговом правонарушении и вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование:

с указанием сумм налоговых санкций;

об уплате недоимки по налогу.

Под ответственностью в данном пункте понимаются любые формы юридической ответственности (административной и уголовной).

Требование об уплате налога (сбора) оформляется в виде официального документа, направляемого уполномоченным налоговым органом и содержащего установленную законом информацию. В связи с особенностями оформления такой информации устные требования об уплате налога (сбора), исходящие от должностных лиц налоговых органов, не могут иметь юридического значения.

Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога (сбора), выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах) и охватывают сведения о:

– сумме задолженности по налогу;

– размере пеней (исчисляется на момент направления требования);

– сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога или сбора;

– сроке исполнения требования налогового органа;

– мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования.

Федеральным законом №137-ФЗ (Приложение №23) в пункт 4 статьи 69 введен абзац, касающийся срока исполнения требования об уплате налога. Указанный срок имеет существенное значение для процедуры взыскания задолженности во внесудебном порядке. Именно от срока исполнения требования зависит истечение срока на вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 46 НК РФ. Согласно этой норме, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога. В этой связи, законодатель счел необходимым включить в текст статьи 69 НК РФ положение, определяющее срок исполнения требования об уплате налога равный 10 календарным дням с даты получения требования либо более продолжительный период времени для уплаты налога, указанный в требовании.

Налоговый орган, который обязан направить налогоплательщику или иному обязанному лицу требование об уплате налога (сбора), определяется в соответствии с пунктом 5 комментируемой статьи (по месту учета налогоплательщика или иного обязанного лица).

Требование об уплате налога передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования (пункт 6 статьи 69 НК РФ).

Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом, как указал Пленум ВАС в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 (Приложение №130) в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

В тоже время, ранее направить требование по почте можно было, только если указанные лица уклоняются от получения требования. В таком случае, суды, как правило, отказывали в привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, если налогоплательщик не получал требование, а налоговый орган не мог доказать факт уклонения налогоплательщика от его получения (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 сентября 2005 года №Ф03-А59/05-2/2473 (Приложение №189), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2006 года №А05-18542/2005-18 (Приложение №172)).

Теперь налоговым органам достаточно обосновать невозможность личного вручения требования.

Новая редакция статьи 69 НК РФ распространяет порядок выставления требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но также на отношения по взысканию пеней, штрафов, в том числе по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов налоговыми агентами. Таким образом, положения комментируемой статьи теперь позволяют устранить многочисленные судебные споры, предметом которых являлись неурегулированные законодательством отношения по выставлению налоговыми органами требований о взыскании пеней и штрафов.

В соответствии со статьей 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Обратите внимание!

С 1 января 2007 года Федеральным законом №137-ФЗ изменен момент, с которого начинает течь срок для направления налоговым органом требования об уплате налога или сбора.

Ранее, пропуск трехмесячного срока для направления налоговым органом требования об уплате налога являлся одним из оснований для рассмотрения судами дел об обжаловании ненормативных актов налоговых органов.

Теперь установление начала течения срока с момента выявления недоимки, при отсутствии законодательного закрепления обстоятельств выявления задолженности, фактически позволяет налоговому органу выставить налогоплательщику требование в любой момент. Момент обнаружения задолженности предполагается оформлять документом по форме, закрепленной Приказом ФНС Российской Федерации от 1 декабря 2006 года №САЭ-3-19/825@.

Необходимо иметь в виду, что выставление требования является начальной стадией в процедуре бесспорного взыскания задолженности и основанием для исчисления сроков для вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Таким образом, внесенные в комментируемую статью изменения усугубляют положение налогоплательщика.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения, а не со дня вынесения решения, как ранее.

При неисполнении требования налоговые органы принимают меры по принудительному взысканию недоимки (Информационное Письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 22 декабря 2005 года №98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации») (Приложение №125).

Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей принятию налоговым органом решения о взыскании с налогоплательщика недоимки. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 марта 2005 года по делу №А56-29960/04 (Приложение №178), Постановление ФАС Уральского округа от 14 ноября 2005 года по делу №Ф09-5053/05-С7 (Приложение №186), Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 августа 2005 года по делу №А19-31059/04-44-Ф02-3817/05-С1) (Приложение 145).

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет.

Срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами статьи 70 НК РФ (Постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 22 июня 2006 года №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»).

Новая редакция НК РФ распространяет порядок направления требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но и на отношения по взысканию пеней, штрафов, а также в отношении налоговых агентов.

Законодатель обязывает налоговый орган, направивший налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту требование об уплате налога и сбора, но затем (позднее) установивший новые основания, изменившие характер или объем обязанностей (ответственности) налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента – направить указанным лицам уточненное требование.

Сроки исполнения измененной обязанности по уплате налога и сбора следует исчислять с момента направления налогоплательщику уточненного требования.

Новая редакция статьи 71 НК РФ распространяет порядок выставления уточненного требования не только на отношения, возникшие вследствие образования задолженности у налогоплательщиков по уплате налогов и сборов, но также на отношения по взысканию пеней, штрафов.

Читайте также:  Дата увольнения за прогул

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Пункт 3 статьи 69 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Это важно учитывать при производстве по делу о налоговом правонарушении и вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС – Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора
1. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
7. Утратил силу. – Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
9. Утратил силу с 1 января 2007 года. – Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора
1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Налоговики обленились и обнаглели, работать не хотят! Чтобы свои деньги отдать, мы должны ходить за ними, как мы государству платить, так сдерут по полной, как от государства нам, так у него денег нет на людей! У моего ребёнка в школе директор на совете школы жалуется: “Государство денег на ремонт не выделяет, товарищи родители, помогите!” И везде такая фигня! Себе по карманам рассовать они деньги находят!

а нам это всё учи(((

налоговые органы озверели,это уже называется будить зверя в народе,отправляют пени,тем кто и без того платит исправно,кого ободрать надо простой народ

Какие нахер коментарии! Власть бандитов и рабов! ублюдки! Достойным людям валить надо давно отсюда! Все что остались – дерьмо!

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора
1. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
7. Утратил силу. – Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
9. Утратил силу с 1 января 2007 года. – Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Не получено налоговое требование о задолженности

Должны ли налоговые органы присылать требование о взыскании задолженности по налогам и пеням? На какой закон они опираются? Сроки рассмотрения требования предпринимателем? Ситуация:

Пришли судебные приставы уже с постановлением о возбуждении исполн. производства. До приставов на мой адрес из налоговой документов не поступало. Приставы ничего пояснить не могут за какой налог. Пришлось заплатить, т.к у них сроки. Сегодня это 40,00 завтра может быть больше.

Каковы мои дальнейшие действия? Что мне нужно написать в налоговую, чтобы в дальнейшем получать вовремя корреспонденцию?

Обязаны ли налоговики отправлять корреспонденцию заказным письмом? ( какой закон?)

Если человек не знает, что у него образовалась задолженность? Что сразу приставам .

    налоговое правонарушение, жалоба в налоговую инспекцию, оспаривание решения налогового органа, задолженность по налогам, долг перед налоговой, налоговая
  • Поделиться

Ответы юристов ( 5 )

  • 8,8 рейтинг
  • 2789 отзывов эксперт

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обязан был направить Вам требование об уплате налога:

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Но само по себе не направление данного требования налоговым органом не освобождает Вас от обязанности уплаты налога и от обязанности оплатить пени.

А чтобы избежать не направления требования впоследствии (хотя налоговый орган обязан это делать в силу закона), полагаю, что следует направить письменную жалобу в данный налоговый орган.

Если человек не знает, что у него образовалась задолженность? Что сразу приставам
Оксана

Тут всё дело в том, что налогоплательщик должен самостоятельно исчислить и уплатить налог, не дожидаясь, что ему об этом напомнит налоговый орган (ст. 45 НК РФ):

1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

А требование об уплате налога налоговая направляет уже тогда, когда налог вовремя не уплачен (при наличии у него недоимки).

  • 9,1 рейтинг
  • 1442 отзыва эксперт

Порядок требований о взыскании налогов и сборов регулируется ч.1 НК РФ в частности:

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора
1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Мне кажется жаловаться вам бесполезно, к тому же вполне вероятно, что требование вам не доставлено по вине Почты России а не инспекции. Как правило инспекции исправно высылают требования в адрес налогоплательщиков.

В дальнейшем я рекомендую вам подключить личный кабинет налогоплательщика в котором вы сможете оперативно получать информацию о имеющихся у вас недоимках. подробности и инструкцию смотрите по ссылке:

Но само по себе не направление данного требования налоговым органом не освобождает Вас от обязанности уплаты налога и от обязанности оплатить пени.

повышение юридических знаний

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.Таким образом, п. 4 ст. 69 НК РФ установлен минимальный срок для исполнения требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной уплаты недоимки.Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составлять не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней (п. 4 письма ФНС РФ от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»).Если до истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган вынесет решение о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика, такое решение судом будет признано недействительным (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.01.2010 по делу N А57-19190/2008).В случае неисполнения налогоплательщиком требования налоговый орган вправе переходить к следующему этапу принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов.Вторым этапом процедуры принудительного взыскания налога после выставления требования является взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке либо взыскание налога в судебном порядке.Взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ.На первом этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств (ст. 46 НК РФ). Далее осуществляется взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 7551/11 по делу N А03-10725/2010 указано, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет иного имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45 — 47 НК РФ не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах.Таким образом, налоговый орган обязан сначала реализовать свое право на взыскание налогов за счет средств налогоплательщика на банковских счетах.Сразу хотелось бы отметить, что с 01.01.2007 срок на взыскание налога не является не подлежащим восстановлению, в случае пропуска которого суд отказывал в удовлетворении требований налогового органа.В настоящее время в случае пропуска срока на внесудебное взыскание (бесспорное взыскание) налога, установленного ст. 46, 47 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд:- в силу п. 3 ст. 46: в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;- в силу п. 1 ст. 47 НК РФ: в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления на взыскание недоимки в суд может быть восстановлен судом.Взыскание налога в порядке, установленном ст. 46 НК РФ. Согласно ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения. Поручение налогового органа на перечисление налога направляется в банк. Банк исполняет поручение налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.В связи с этим отметим четыре важных момента:1) срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках ст. 46 НК РФ определен как не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Этот двухмесячный срок является пресекательным. Налоговый орган после истечения данного срока не вправе принимать решение о взыскании;2) о вынесении решения о взыскании налога налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление налогоплательщику решения о взыскании влияет на законность решения, принятого по ст. 46 НК РФ. Однако несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить законно установленные налоги (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2010 по делу N А11-15811/2009);3) в Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.06.2009 по делу N А57-186/2009 указано, что налоговое законодательство не содержит запрета на повторное выставление инкассового поручения в случае закрытия расчетного счета налогоплательщика. Однако законодательство о налогах и сборах не предусматривает такого процессуального действия, как перевыставление налоговым органом ранее выставленных инкассовых поручений путем направления в банк новых (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 26.03.2012 по делу N А48-1919/2011). Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 по делу N А32-54085/2009-33/908. Определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-16837/10 отказано в передаче дела N А32-54085/2009-33/908 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления. Таким образом, налоговый орган не вправе перевыставлять либо направлять в банк повторные инкассовые поручения;4) в ст. 46 НК РФ не установлен срок для направления поручения в банк. Как указано в Определении ВАС РФ от 04.08.2011 N ВАС-9580/11 по делу N А51-14451/2010, положения п. 4 ст. 46 НК РФ не предусматривают пресекательного срока для выставления инкассовых поручений. Пункт 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, направление в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взысканию налоговой задолженности. В то же время НК РФ не предусмотрено выставление платежных поручений налоговым органом после принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.08.2010 по делу N А12-909/2010).Взыскание налога в порядке, установленном ст. 47 НК РФ. В силу п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.Согласно ст. 47 решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.Отметим два важных момента:1) пунктом п. 7 ст. 46 НК определены условия, только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика;2) срок для принятия решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика ст. 47 НК РФ определен как в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Этот срок является пресекательным. Налоговый орган после истечения данного срока не вправе принимать решение о взыскании.Подводя итог, отметим, что определение сроков взыскания налогов во внесудебном (бесспорном) порядке производится путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК РФ, в следующей последовательности: срок на направление требования об уплате налога, исчисляемый либо со дня выявления недоимки (три месяца), либо с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (10 дней); 8-дневный срок на добровольное исполнение требования; два месяца (п. 3 ст. 46 НК РФ) либо один год (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ) на принятие решения о взыскании задолженности, исчисляемые по истечении срока исполнения требования.Также следует обратить внимание, что срок направления решения о взыскании за счет имущества для исполнения судебному приставу-исполнителю установлен как три дня с момента вынесения такого решения. Данный срок должен соблюдаться налоговым органом. Постановлением от 22.09.2011 ФАС Центрального округа отправил дело N А35-10852/2010 на новое рассмотрение, обязав суд первой инстанции проверить соблюдение налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. При этом суд сослался на п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Читайте также:  Как оплатить нерабочую неделю

Налогоплательщики массово получают требования об уплате налога, даже если налог оплачен. Что делать и как не допустить негативных последствий

В последнее время часть наших клиентов на бухгалтерском обслуживании столкнулась с тем, что по уже оплаченным своевременно налогам приходят требования об уплате. Несвоевременное или некорректное разнесение налога налоговыми органами приводят к тому, что налогоплательщики вынуждены решать несуществующие проблемы.

Например, индивидуальным предпринимателем была сдана декларация по УСН за 2018 г. Как известно в разделе 1.1. Декларации УСН указываются суммы квартальных авансовых платежей, а также сумма налога, подлежащая к доплате или уменьшению по итогам года. Индивидуальный предприниматель своевременно платил авансовые платежи по УСН за 2018 г. В начале мая предпринимателем было получено требование об уплате налога по УСН за 1, 2 и 3 квартал 2018 г., а также суммы пеней. При выяснении вопроса оказалось, что в карточке расчетов с бюджетом не были соотнесены налоговые периоды по уплаченным квартальным авансовым платежам и начисленные суммы, отраженные в сданной годовой декларации по УСН. Платили за 1, 2, 3 и 4 квартал 2018 г. (графа 107 в платежном поручения заполнялась как КВ.01.2018, КВ.02.2018 и т.д.), а в карточке расчетов с бюджетом нам отразили начисление по декларации в целом за 2018 год, т.е. период указали ГД.2018. Нестыковка по периоду и как следствие – требование из ИФНС.

Еще один пример нестыковки налоговых периодов возник по организации, которая начисляет и уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. В декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 года были отражены ежемесячные авансовые платежи на 2 квартал 2019 г. Организация произвела оплату ежемесячного авансового платежа по прибыли за апрель и в поле налоговый период в платежном поручении указала КВ.02.2019. Организация получила требование об уплате налога и пени. При решении вопроса оказалось, что также не были соотнесены начисления и уплаты по налоговым периодам. Как сообщил налоговый инспектор по телефону это связано с внедрением нового программного обеспечения в ИФНС.

Требование направляется налогоплательщику и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ). Как правило, в требовании указаны сроки для уплаты налога, если данные о сроках отсутствуют, то оплатить налог по требованию необходимо в течение 8 дней с даты получении такого требования (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

Залог имущества

В случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом (ст. 73 НК РФ).

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, и не может быть предмет залога по другому договору.

При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

Уточненное требование об уплате налогов, сборов и штрафов

“Налоговые споры: теория и практика”, 2008, N 2

Основания для направления уточненного налогового требования указаны в ст. 71 НК РФ. Однако участники налоговых отношений и арбитражные суды не всегда однозначно понимают положения закона.

Требование об уплате налога, сбора, штрафа – это ненормативный правовой акт налогового органа, который принимается при наличии задолженности налогоплательщика по налогам, сборам или штрафам и представляет собой извещение, направленное в адрес налогоплательщика, содержащее указание о необходимости уплатить недоимку по налогам или штраф в установленный срок.

Требование об уплате налога (штрафа) – акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.

В Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 Президиум ВАС РФ отметил, что “выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора”.

В п. 1 ст. 69 НК РФ дается легальное определение требования об уплате налога: “Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога”.

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным гл. 10 “Требование об уплате налога” НК РФ.

Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 5 ст. 69 Кодекса). Требование об уплате налога (штрафа) можно классифицировать следующим образом:

  • первоначальное, повторное и уточненное;
  • законное и незаконное;
  • требование об уплате налога (сбора) и требование об уплате штрафа;
  • требование, направленное в адрес налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Кроме того, требование может выставляться в установленный законом срок или быть “просроченным”. Требование можно также классифицировать по сроку исполнения: требование со сроком исполнения, указанным в законе, и требование, срок исполнения которого установлен налоговым органом. По общему правилу срок исполнения требования 10 дней, но налоговый орган может увеличить данный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В законодательстве о налогах и сборах данной классификации не предусмотрено. НК РФ не содержит таких понятий, как первоначальное и повторное требование об уплате налога (штрафа). В законе также не указано, что требование об уплате налога, сбора, штрафа может быть признано недействительным.

Возможность признания требования недействительным установлена п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации”.

Уточненное требование является самостоятельным ненормативным актом налогового органа, поэтому также может быть признано недействительным в судебном порядке. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2002 N Ф04/603-58/А46-2002 указано, что “как первоначальное, так и уточненное требования налогового органа об уплате налогов являются самостоятельными ненормативными актами”.

В судебной практике уточненное налоговое требование иногда называют повторным, используя данные понятия в качестве синонимов . Арбитражные суды также указывают, что повторное требование может быть направлено при наличии оснований, указанных в ст. 71 НК РФ, т.е. повторное требование выступает в роли уточненного налогового требования.

См., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2005 по делу N А29-9744/2004а.

НК РФ не предоставляет налоговому органу права направлять налогоплательщику повторное требование, за исключением случаев, когда направление уточненного требования обусловлено изменениями обязанности по уплате налога и сбора .

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2007 по делу N А33-14958/06-Ф02-578/07.

Как было указано, закон не устанавливает такого понятия, как повторное налоговое требование. Уточненное требование об уплате налога (штрафа) не может быть повторным. Повторное налоговое требование всегда незаконное, так как закон не предусматривает возможности повторно направлять требование об уплате тех же сумм налогов, сборов, штрафов .

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2007 N Ф03-А24/07-2/366.

Следовательно, некорректно называть уточненное требование повторным, так как данные понятия имеют различное юридическое содержание и не могут отождествляться. Повторное требование означает, что налоговый орган второй раз направляет налогоплательщику юридически аналогичное требование. Ввиду этого необходимо различать уточненное и повторное требования. Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования – это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования . Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2004 по делу N А66-8418-03.

Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов.

Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика (плательщика сборов) .

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2006 по делу N А10-14171/05-Ф02-3533/06-С1.

Направление требования об уплате налога (штрафа) – обязательная стадия принудительного взыскания налога (штрафа). С направлением требования закон связывает действия налоговых органов по бесспорному взысканию налогов после истечения сроков, установленных для исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога (штрафа).

Следовательно, направляя повторное требование, налоговые органы могут преследовать цель восстановления пропущенного срока для принятия решения о бесспорном взыскании налога (штрафа). Данные действия налоговых органов будут незаконными, так как закон не предусматривает возможности восстановления срока, установленного ст. ст. 46, 47 НК РФ, посредством направления повторного требования . Подобная практика в налоговых отношениях недопустима.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2005 по делу N А05-16468/04-19.

Повторное направление налогоплательщику требований позволяет взыскать налоги и пени, срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен, что является нарушением законодательства, а также нарушает законные права налогоплательщика .

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.09.2005 по делу N А19-4492/05-5-Ф02-4236/05-С1.

Статья 71 НК РФ предусматривает основания для направления уточненного требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, но не содержит критерия, позволяющего определить, в чем должно состоять изменение налоговой обязанности, дающее налоговому органу основание для направления налогоплательщику такого требования .

Постановление ФАС Центрального округа от 17.01.2006 по делу N А64-5010/05-19.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Изменение срока уплаты налога, в частности, означает изменение налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 61 Кодекса “изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита”.

Предоставление отсрочки уплаты налогов изменяет налоговую обязанность и служит основанием для направления уточненного требования по правилам гл. 10 НК РФ. Следовательно, налоговые органы вправе после окончания действия отсрочки по уплате налогов направить уточненное требование .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2005 по делу N А05-21999/04-31.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (штрафа) не влечет изменения порядка исчисления сроков принудительного взыскания налога, пеней, установленных ст. 46 НК РФ . Представляется, что данные правила применяются и при направлении уточненного требования.

Пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

НК РФ не устанавливает специальных сроков для направления уточненного требования, и поэтому оно направляется в сроки, предусмотренные ст. 70 Кодекса. НК РФ также не содержит четкого перечня оснований, наличие которых изменяет обязанность по уплате налога или сбора, а это влечет налоговые споры, так как арбитражные суды расходятся во мнениях относительно того, что можно считать изменением налоговой обязанности в соответствии со ст. 71 Кодекса.

Основанием для выставления уточненного требования об уплате налога, сбора или штрафа является возникновение определенных обстоятельств, влекущих изменение налоговой обязанности. Признание в судебном порядке акта налогового органа недействительным не может расцениваться в качестве обстоятельства, изменяющего налоговые обязанности налогоплательщика: “Судебное решение о признании частично недействительным ненормативного акта налогового органа не является обстоятельством, изменяющим обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов” .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2004 по делу N А13-10490/03-14.

Аналогичные выводы были сделаны при разрешении другого налогового спора. Как следует из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.02.2005 N Ф04-421/2005(8504-А27-25), “судебные акты устанавливают только неправомерность начисления конкретных сумм налога в той части, в которой решение налогового органа признано недействительным, и не свидетельствуют об изменении или прекращении обязанности по уплате налогов, следовательно, правовых оснований для выставления оспариваемого требования. в адрес налогоплательщика у инспекции не имелось”.

В то же время в другом деле суды пришли к выводу, что признание в судебном порядке первоначально выставленного требования частично недействительным изменяет налоговую обязанность и является основанием направления уточненного требования .

Читайте также:  Кредит пенсионерам в Сбербанке: текущее положение

Постановление ФАС Уральского округа от 31.05.2004 N Ф09-2135/04-АК.

НК РФ не предусматривает права налогового органа направлять налогоплательщику уточненное требование в случае признания в судебном порядке частично недействительным ранее направленного требования или решения, на основании которого данное требование было выставлено .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.10.2004 по делу N А05-4542/04-18.

К противоположным выводам пришли судьи арбитражного суда при разрешении другого спора, указав, что суд признал решение налогового органа частично недействительным и, следовательно, данным решением суда обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась, в связи с чем инспекция правомерно направила уточненные требования .

Постановление ФАС Центрального округа от 04.10.2006 по делу N А54-1173/2006.

Прекращение действия реструктуризации по налогам является основанием для направления уточненного требования, так как изменяет налоговые обязательства. Неуказание в уточненном требовании на прекращение действия реструктуризации как основание выставления требования не влечет его недействительности.

Отсутствие ссылки на ст. 68 НК РФ и решение о прекращении действия реструктуризации по уплате налогов не влечет недействительности требования, поскольку данные нарушения налогового законодательства не являются существенными .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2006 по делу N А43-1039/2004-11-107.

В другом случае суд указал, что в уточненном налоговом требовании необходимо приводить обстоятельства, которые стали основанием для его направления. Отсутствие этих данных будет означать недействительность направленного уточненного требования .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2004 по делу N А05-2942/04-20.

Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации может расцениваться как изменение налоговой обязанности, что станет условием направления уточненного требования. Как отмечено в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2007 N Ф04-9174/2006(30338-А03-31), “из материалов дела следует, что оспариваемым требованием N 56364 ранее направляемое требование от 30.11.2005 N 47452 было отозвано, так как обязанность общества по уплате налога в связи с представлением уточненной декларации изменилась”.

Данные выводы достаточно спорны, так как изменение суммы налога, сбора, штрафа, подлежащего уплате, само по себе не означает изменения налоговой обязанности и, значит, не является основанием для выставления уточненного требования. Так, в Постановлении от 17.01.2006 по делу N А64-5010/05-19 ФАС Центрального округа пришел к выводу, что представление уточненной декларации не изменяет налоговую обязанность общества, так как обязанность по уплате НДС не изменилась, а изменилась лишь сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Частичное погашение задолженности по уплате налогов не является обстоятельством, изменяющим налоговую обязанность налогоплательщика, и, соответственно, не влечет обязанности по выставлению уточненного требования. Так, например, по материалам одного из дел ФАС Московского округа установил, что у налогоплательщика изменилась только сумма задолженности в связи с ее частичным добровольным погашением, и в этой связи указал: “Такое погашение задолженности нельзя считать “изменением обязанности по уплате налога” в том значении этого понятия, которое содержится в ст. 71 НК РФ. В противном случае после каждого факта частичной уплаты по первоначально выставленному требованию инспекция обязана была бы выставить уточненные требования на оставшуюся сумму” .

Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2004 N КА-А40/1825-04.

Статья 71 НК РФ не содержит указания на судьбу первоначально направленного налогового требования. Законодатель также не счел нужным установить правовые последствия направления уточненного требования об уплате налога (штрафа).

Например, что происходит со сроками исполнения требования? Начинается ли их течение заново? Изменяется ли срок принятия решения о принудительном взыскании налога, сбора, штрафа после направления уточненного требования? В какой срок выставляется такое требование? Ответов на данные вопросы в НК РФ нет.

Данные неясности порождают различное толкование норм закона и, соответственно, налоговые споры. Многие из них обусловлены именно неудачными формулировками НК РФ.

Выставление уточненного требования об уплате налога (штрафа) изменяет сроки принудительного взыскания налога (штрафа). Течение данных сроков начинается заново. Таким образом, течение срока взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, предусмотренного ст. 46 НК РФ, начинается с момента направления налогоплательщику уточненного требования об уплате налога .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2003 по делу N А26-8286/02-27.

Направление уточненного требования означает, что у налогоплательщика изменилась налоговая обязанность. Поэтому весь процесс принудительного взыскания налога, сбора, штрафа начинается практически заново.

Следует обратить внимание, что налоговый орган обязан направить уточненное требование при наличии на то законных оснований. Вместе с тем ст. 71 НК РФ не указывает последствий неисполнения налоговыми органами данной обязанности.

Налогоплательщик в этой ситуации вправе обратиться в суд за защитой своего права с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в ненаправлении уточненного требования об уплате налога и пеней .

Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2005 N Ф09-2607/05-С2.

Неисполнение налоговым органом обязанности по направлению требования влечет незаконность всех последующих действий по бесспорному взысканию налога . Такой вывод был сделан, когда налоговый орган вообще не потрудился направить требование об уплате налога. Логично предположить, что ненаправление уточненного требования также повлечет незаконность всех последующих действий по принудительному взысканию налога, сбора, штрафа.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2005 по делу N А26-12847/04-216.

Первоначально направленное требование об уплате налога, сбора, штрафа отзывается налоговым органом в случае направления уточненного требования, хотя закон и не предусматривает такой процедуры.

Статья 71 НК РФ не устанавливает специального порядка взыскания налога по уточненному требованию, поэтому налоговый орган обязан руководствоваться положениями ст. 46 Кодекса, установившей срок для принятия решения о принудительном взыскании налогов, сборов и штрафов .

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2007 N Ф03-А73/06-2/5561.

Анализ судебно-арбитражной практики показывает ряд проблем, возникающих при направлении уточненного требования об уплате налога, сбора или штрафа, причем арбитражные суды не всегда единодушны в решении некоторых спорных вопросов.

Представляется, что проблемы, возникающие при направлении уточненного требования об уплате налога, сбора, штрафа, могут быть наиболее успешно устранены путем внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2006 по делу N А43-1039/2004-11-107.

Соответствие кодексу

Инспекция составляет требование об уплате налога по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, который вступил в силу с 4 января 2013 г.

До этого документ оформляли по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/238@. Однако существенных изменений новый бланк по сравнению с прежним не претерпел. А еще ранее действовал приказ налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@, и в бланке присутствовал реквизит, который начисто исчез из нового – подпись руководителя налогового органа (его заместителя). Это и подвигло организацию оспорить новую форму требования в ВАС РФ.

Высший Арбитражный Суд в иске отказал полностью.

Причина – в п. 4 ст. 69 НК РФ нет такого обязательного реквизита требования, как подпись начальника инспекции. А отсутствие не предусмотренных Кодексом данных не может служить поводом признать форму ему не соответствующей (решение ВАС РФ от 06.06.2013 № ВАС-3796/13).

размер недоимки, на которую начислены пени (постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, ФАС Московского округа от 07.02.2013 № А41-2782/12 и др.);

Погасить кредит срочно

Обычно по договору с банком, ко дню очередного платежа заемщик должен иметь на кредитном счете достаточную сумму, включающую остаток суммы задолженности по кредиту на день очередной выплаты, остаток суммы процентов за пользование ссудой, рассчитанной на дату очередной выплаты включительно, плату по займу (если эта плата предусматривается заявлением), которую необходимо произвести в день очередной выплаты, плату за услугу (если она наличествует), сумму процентов на просроченный долг по кредиту (если наличествует) и сумму неустойки (если она наличествует).

В случае частичного гашения кредита банки предлагают две альтернативы перерасчета оставшегося долга. Можно уменьшить размер платежа или сократить срок кредита.

Срочно погасить кредит можно в любой день в течение срока договора по кредиту, а вот частичное досрочное погашение возможно только в день платежа, согласно графику погашения, прописанному в договоре. При частичном досрочном погашении формат процедуры тот же: подача заявления + пополнение счета на нужную сумму.

Итак, для погашения кредита раньше срока заемщику сначала надо изучить свой кредитный договор, уточнив, как следует предупредить банкиров о таком намерении.

Любое взаимодействие с банком надо начинать с изучения договора, конечно лучше это было сделать на этапе получения кредита, но «русский мужик задним умом крепок», поэтому лучше изучить поздно, чем тогда, когда проблемы встали в полный рост. Затем нужно поехать в банк и написать соответствующую бумагу, уточнить дату гашения и точную сумму остатка задолженности (больше всего это важно при полном погашении). И только затем можно вносить средства на счет.

Итак, для погашения кредита раньше срока заемщику сначала надо изучить свой кредитный договор, уточнив, как следует предупредить банкиров о таком намерении.

Правила подачи

Заявление на досрочное погашение кредита должно быть составлено в двух экземплярах , без ошибок, и должно подаваться в соответствии с требованием банка к срокам подачи, но этот срок не должен противоречить закону. Обращайте на это особое внимание, когда будете указывать дату составления заявления и будущую дату досрочного погашения кредита.

В момент подачи заявления в банк сотрудник банка в обязательном порядке должен поставить на вашем экземпляре печать с датой и свою подпись .

Я разрешаю вам списать с него денежные средства в указанном объеме в любой день и в любое время суток.

Тайна закрытого кредита

Все началось в Саратове, куда в районный суд пришла гражданка и принесла иск к местному банку. В иске была просьба признать кредитный договор, который она заключила с банком, исполненным. А еще дама попросила взыскать с банка свои моральные страдания в размере 50 тысяч рублей и расходы на услуги представителя в размере 16 тысяч рублей.

В зале заседания гражданка рассказала, что попросила у банка кредит на неотложные нужды в размере трехсот тысяч рублей.

Банк кредит одобрил, в договоре было сказано, что срок возврата кредита запланирован через четыре года. Но житейские обстоятельства сложились так, что спустя месяц заемщица обратилась в банк и заявила, что готова полностью и досрочно погасить кредит. В тот же день она получила справку, что ее непогашенная задолженность составляет 297 696,29 рубля. Женщина тут же внесла эту сумму на открытый на ее имя счет. О том, что у нее долгов нет, гражданке, по ее словам, заявил сотрудник банка по телефону “горячей линии”.

Прошло два года, и вдруг банк напомнил о себе: бывшей клиентке позвонили и заявили, что у нее долг перед банком 170 тысяч рублей. Платить женщина отказалась и пошла в суд с иском к банку. Суд с требованиями гражданки не согласился. Саратовский областной суд посчитал решение райсуда законным. Тогда истица дошла до Верховного суда с требованием отменить решение саратовских судей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ ее жалобу проверила и заявила, что “не находит оснований для отмены” и “нарушений норм права судами не допущено”.

Анализируя спор, Верховный суд сослался на 810-ю статью Гражданского кодекса. В этой статье сказано, что заемщик обязан возвратить полученную сумму в срок и в порядке, который предусмотрен договором займа. Если срок возврата договором не установлен, сумма займа должна быть возвращена в течение 30 дней, начиная со дня предъявления требования об этом. Если договором не предусмотрен какой-то другой порядок, то сумма займа считается возвращенной в тот момент, когда деньги передали на руки сотруднику банка или зачислили на банковский счет.

В Законе “О потребительском кредите (займе)” (статья 11) сказано дословно следующее. Заемщик имеет право досрочно вернуть кредитору всю сумму полученного кредита или его часть, уведомив об этом кредитора способом, установленным договором займа “не менее чем за тридцать календарных дней до дня возврата кредита”. Если более короткий срок не определен договором.

В случае досрочного возврата всей суммы кредита или его части заемщик обязан уплатить кредитору проценты по договору на возвращаемую сумму кредита, включительно до дня фактического возврата соответствующей суммы.

Вот что установил районный суд. Между истицей и банком был заключен кредитный договор на 300 тысяч рублей под 33,16 процента годовых. В тот же день дама заключила договор банковского счета, по которому ей открыли счет.

По условиям договора допускалось досрочное погашение кредита либо в полном объеме, либо частично. В одном из пунктов договора сказано, что при желании клиента досрочно погасить кредит в любой день, но не в дату ежемесячного платежа, клиент должен написать банку заявление не позднее чем за 30 календарных дней до предполагаемого погашения.

Если клиент хочет погасить кредит в одну из дат регулярных платежей, то должен к дню очередного платежа не только подготовить заявление, но и “обеспечить на счете сумму, достаточную для погашения”.

В Гражданском кодексе РФ (статья 408) сказано дословно следующее: “обязательство прекращается в результате надлежащего исполнения”. В нашем случае суд установил, что гражданка обратилась в банк и запросила справку о текущей задолженности “без учета процентов на предполагаемую дату возврата кредита”. В итоге внесенных денег оказалось недостаточно для досрочного погашения долга. Исходя из этого, райсуд посчитал, что нет оснований для признания кредитного договора исполненным. Областной суд не возражал. Верховный суд заявил, что полностью согласен с таким выводом своих коллег.

Банк кредит одобрил, в договоре было сказано, что срок возврата кредита запланирован через четыре года. Но житейские обстоятельства сложились так, что спустя месяц заемщица обратилась в банк и заявила, что готова полностью и досрочно погасить кредит. В тот же день она получила справку, что ее непогашенная задолженность составляет 297 696,29 рубля. Женщина тут же внесла эту сумму на открытый на ее имя счет. О том, что у нее долгов нет, гражданке, по ее словам, заявил сотрудник банка по телефону “горячей линии”.

Правила досрочного погашения кредита

С прошлого года право заемщика на досрочное погашение кредита закреплено законодательно. Федеральный закон от 19 октября 2011 года N 284-ФЗ, согласно которому соответствующие изменения были внесены в Гражданский кодекс РФ, вступил в силу 1 ноября 2011 года.

Однако, иметь право – не значит уметь им пользоваться. На что нужно обратить внимание, если вы решишили погасить кредит досрочно?

Полностью или частично. Если клиент желает погасить долг досрочно, полностью или частично, банк обязан ему эту возможность предоставить. Это касается любых розничных кредитов, в том числе ипотеки.

В случае частичного досрочного погашения банк, как правило, предлагает заемщику два варианта: за счет уменьшения задолженности снизить ежемесячный платеж или сократить срок кредита. При этом банк обязан ознакомить заемщика с новым графиком платежей.

При полном досрочном погашении заемщик вносит сумму, достаточную для погашения всех текущих обязательств, и кредитный договор закрывается.

Предупредить банк. Законодательно заемщик имеет право погашать кредит досрочно без согласия банка, но предупредить банк о своем намерении он обязан, причем, минимум за 30 дней до даты погашения. То есть, если ваш банк требует оформить заявление на досрочное погашение заранее (например, ВТБ 24 – как минимум за 1 день), он имеет на это право. Главное, чтобы установленный банком срок не превышал 30 дней.

Каким образом можно предупредить банк – зависит от самого банка. Например, Сбербанк и ВТБ 24 требуют оформить заявление в отделении. В Альфа-Банке для полного досрочного погашения можно просто воспользоваться банкоматом, в котором есть нужный пункт меню (заявление на частичное погашение оформляется в офисе банка). Некоторые банки считают заявкой на полное досрочное погашение просто наличие на дату очередного платежа нужной суммы.

Способ, которым можно сообщить банку о намерении погасить кредит досрочно, надо уточнять в банке, либо искать в соответствующих документах. В договоре порядок досрочного погашения может быть не прописан, но тогда должна быть ссылка на некие общие условия кредитования. Условия, в свою очередь, следует искать на официальном сайте банка.

Сроки, суммы, проценты. Как правило, досрочное погашение осуществляется в ближайшую по графику дату уплаты платежа. При этом банк имеет право получить с заемщика проценты, начисленные до дня возврата долга (проценты начисляются только за период пользования кредитом). Во многих банках установлена минимальная сумма досрочного погашения. А вот устанавливать ограничения вроде: “досрочное погашение разрешено через N месяцев после начала выплат по кредиту” банк не может.

При полном досрочном погашении особенно внимательно отнеситесь к сумме, которую вы внесете на свой счет. Если внесенная сумма окажется хотя бы на копейку меньше необходимой – досрочного погашения не произойдет, а со счета будет списан обычный ежемесячный платеж.

Комиссии. По закону банк не вправе брать с заемщика комиссию за досрочное погашение кредита. Что не мешает некоторым банкам устанавливать комиссии, например, за пересчет графика платежей. Поэтому, увидев в условиях кредитования “досрочное погашение без комиссий”, не торопитесь делать выводы. Следует либо внимательно изучить кредитный договор, либо уточнить информацию в банке.

Проконтролировать банк. Итак, день, на который было назначено досрочное погашение, прошел. Найдите время и обратитесь в банк, чтобы убедиться, что долг действительно погашен. Особенно, если речь идет о полном досрочном погашении кредита. Не лишним будет взять в банке справку об отсутствии задолженности по вашему кредитному договору во избежание досадных недоразумений. Если погашение было частичным – проверьте выписку по счету для погашения кредита.

Порядок действий. Определим, что нужно сделать заемщику, который собрался досрочно погасить кредит:

  1. Позвонить специалистам банка или посмотреть в кредитный договор, чтобы узнать, каким образом надо предупредить банк о намерении погасить кредит досрочно.
  2. Уточнить ближайшую дату, в которую можно погасить кредит.
  3. Узнать точную сумму к погашению (особенно для случая полного досрочного погашения). Не нужно пытаться рассчитать сумму самостоятельно, лучше уточнить ее в банке или через систему дистанционного обслуживания (например, в Интернет-Банке).
  4. Предупредить банк о досрочном погашении.
  5. Убедиться, что досрочное погашение прошло корректно.

Итак, собираясь досрочно погасить кредит, подойдите к этому делу ответственно. Лучше лишний раз обратиться в банк для уточнения деталей, чем потом иметь неприятный сюрприз в виде неожиданной задолженности и/или испорченной кредитной истории.

В случае частичного досрочного погашения банк, как правило, предлагает заемщику два варианта: за счет уменьшения задолженности снизить ежемесячный платеж или сократить срок кредита. При этом банк обязан ознакомить заемщика с новым графиком платежей.

Добавить комментарий