Частное и публичное право

Частное и публичное право

Вся совокупность правовых норм, действующих в государстве, делится на частное право и публичное право. Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством (публичной властью).

Различия между публичным и частным правом обусловлены не только различием интересов субъектов правоотношений или характером регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового регулирования. Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений. В частном праве действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

Деление права на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного критерия различения рассматривали характер интересов, защищаемых правом.

Разделение права на частное и публичное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений. Отношения обмена – результат общественного разделения труда и собственности. Диалектически связанные единой структурой сферы частного и публичного права возникают, существуют, активно функционируют там, где развиваются материальное производство и товарно-денежные отношения.

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, т.е. такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное право – это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения – это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Частноправовые отношения характеризуются:

– равенством сторон правоотношений;

– относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений;

– взаимными субъективными правами и обязанностями;

– свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным (“частным”) интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим (“публичным”) интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь – суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости.

Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг другу. В частном праве действует принцип: “Не запрещенное законом – дозволено”. В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное право.

Сфера действия частного права – область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей.

Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов. Государство является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами – область публичного права.

Публичное право – это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), т.е. такие отношения, в которых выражен государственный интерес. Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е. отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: “Что не запрещено, то дозволено”, а принцип: “Разрешено то, что дозволено правом”.

Хотя публичное право и связано напрямую с государством и его властной деятельностью, но в нем вместе с тем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права.

Вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

– равенством сторон правоотношений;

Критерии деления права на частное и публичное

Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

  • одностороннее волеизъявление;
  • субординация субъектов и правовых актов;
  • преобладание императивных норм;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

  • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
  • равенство сторон;
  • преобладание диспозитивных норм;
  • ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

  • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
  • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
  • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
  • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

Частное и публичное право

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное.

Это деление сложилось в юридических науке и практике давно — его проводили еще римские юристы. Сейчас оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых странах такое деление называется иначе. Например, в английском праве различают общее право и право справедливости. Не столь четко такое деление выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.

Суть указанного разделения состоит в том, что в любой системе права есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т. е. интересы общества, государства в целом (конституционное, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное право), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное право и т. д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных участников.

В основе этой градации лежат две в определенной мере самостоятельные сферы предмета правового регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное — к пользе отдельных лиц. Публичное право — это область государственных дел, а частное право — область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически «частное право развивается одновременно с частной собственностью» [1] . Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы — неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Существует два способа систематизации (расположения) частноправовых норм, которые сложились в мировой практике: институциональный и пандектный.

Институциональный (от лат. «institutio» — наставление) использовался в Древнем Риме. Он получил воплощение в первых элементарных учебниках по гражданскому праву, изданных еще в VI в. по велению византийского императора Юстиниана (Институции Гая, Павла и др.).

Пандектный способ (от лат. «pandectae» — всеобъемлющий, сводный, совокупный) возник позже, в XVI в. Он заключается в том, что совокупность норм подразделяется на общую и особенную, или специальную, части. Этот прием широко используется в большинстве развитых стран и в настоящее время.

В общий раздел включаются нормы, регулирующие соответственно общие вопросы (объекты и субъекты права, правоспособность, дееспособность, основания возникновения и прекращения правоотношений). Особенную, или специальную, часть составляют нормы, образующие конкретные институты или их объединения (например, вещное, наследственное, семейное, договорное право и т. д.) Подобный подход применяется и в некоторых отраслях публичного права (уголовном, административном). Примером пандектной систематики могут служить Дигесты Юстиниана (50 книг).

Частное право — это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка, а также как участников семейных, религиозных и других непубличных отношений.

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, так как последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

Разные аспекты соотношения частного и публичного права были обстоятельно рассмотрены еще М. М. Агарковым в обширной статье, опубликованной в 1920 г. и перепечатанной в двух первых номерах журнала «Правоведение» за 1992 г. В ней, в частности, отмечается, что публичное право есть область власти и подчинения; гражданское — область свободы и частной инициативы. Исходя из этого, во всех правоотношениях, где одной из сторон выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.

Частное право есть право лично-свободное. В этих границах субъект может осуществлять его в любом направлении. Частноправовая мотивация ставит только известный предел действию других мотивов (эгоистических, альтруистических и т. п.). Наоборот, публично-правовая мотивация сама указывает направление, в котором право должно осуществляться и исключать действие других мотивов.

Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в закреплении их за определенными субъектами. Отличия надо искать в содержании права, в противоположности частного, индивидуального публичному, общественному. Публичное право регулирует отношения между людьми исключительно велениями, исходящими от одного-един- ственного центра, каковым выступает государственная власть. Частное же право с его индивидуализмом представляет собой систему юридической децентрализации [2] .

В то же время М. М. Агарков подчеркивал тесную взаимосвязь двух рассматриваемых пластов права. Он писал, что история права дает нам различные примеры комбинаций публично-правового и частноправового элементов; соотношение того и другого зависит от хозяйственных условий и психологии данной эпохи. В современной литературе также отмечается, что в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения и институты [3] .

М. М. Агарков пытался ставить вопрос об использовании частного права в новых послереволюционных условиях, указывая, что оно могло бы проявить себя в сфере реализации гражданами своих субъективных прав. Однако это оказалось невозможным. Советская правовая доктрина не только не признавала концепцию частного права, но и всячески критиковала и отвергала ее как несовместимую с природой социалистического строя, где безраздельно господствует общественная, и прежде всего государственная, собственность, функционирует плановая экономика.

Известна жесткая позиция В. И. Ленина, выраженная им в 1922 г. в письме к Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса: «Мы ничего “частного” не признаем, все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Отсюда — расширить применение государственного вмешательства в “частноправовые” отношения; расширить право государства отменять “частные” договоры; применять к “гражданским правоотношениям” наше революционное правосознание, показывать систематически, упорно, настойчиво на ряде показательных процессов, как это надо делать. Через партию шельмовать и выгонять тех членов ревтрибуналов и нарсудей, кои не учатся этому и не хотят понять этого» [4] .

В настоящее время, когда признана и законодательно закреплена частная собственность, когда Россия взяла курс на рыночные отношения, легализация частного права стала естественной и неизбежной. Без этого условия невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности.

Анализ мирового опыта показывает, что рассматриваемый институт играл и играет позитивную роль в налаживании и поддержании разумного баланса социальных интересов, более гибком опосредовании динамично развивающихся общественных отношений, защите и реализации прав и свобод человека. Было бы неправильно отказываться от этого опыта. Частное право — основа предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

По мнению С. С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового прогресса, намного опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное право — это в основном «рыночное право» и в данном качестве оно может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок в принципе не знает межгосударственных границ [5] .

В России принят постсоветский ГК РФ, который является «второй конституцией» — экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое «присутствие» в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

В ГК РФ получает окончательное признание и законодательное закрепление частное право, без которого невозможны ни развитой рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и свобод человека.

По мнению С. С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового прогресса, намного опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное право — это в основном «рыночное право» и в данном качестве оно может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок в принципе не знает межгосударственных границ [5] .

15.5 Публичное и частное право

Публичное и частное право

Группировка отраслей права в две категории — отрасли публичного и частного права восходит к эпохе Древнего Рима. Римский юрист Ульпиан (II–III вв.) считал, что публичное право охраняет общие интересы государства, а частное — интересы отдельных лиц. Каждое из этих подразделений системы права объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства — конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права, а частное право обслуживает потребности людей, возникающие на основе имущественных и личных неимущественных отношений, — гражданское, семейное, международное частное право. Они сформировались как относительно самостоятельные сферы регулирования и отражают особенности предмета и метода регулирования.

Читайте также:  Выплата 5000 рублей для детей в 2020 году

Однако деление отраслей права по критерию — чьи интересы охраняют и защищают данные отрасли права — весьма условно, поскольку даже в таких, сугубо частных сферах, какими являются семейное и трудовое право, допускается вмешательство государства. Так, дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению государственных или общественных организаций, а также по иску прокурора (ст. 59 СК РФ). При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства, т. е. государственный орган (ст. 65 СК РФ). Решения комиссии по трудовым спорам исполняются судебными приставами в принудительном порядке, если оно не было исполнено в установленный срок (ст. 389 ТК РФ).

Вследствие этого в юридической науке назывались различные критерии для разграничения частного и публичного права.

Одни ученые предлагали использовать материальный критерий, считая, что частное право должно регламентировать лишь имущественные, т. е. гражданско-правовые, отношения. Однако этот критерий имеет тот недостаток, что государство может защищать свои интересы и в имущественной сфере, например при приватизации государственного имущества.

Другие ученые исходят из способа судебной защиты — по чьей инициативе возбуждается судебное дело. И если этот критерий вполне применим при возбуждении уголовных и административных дел, то, как уже отмечалось, и в частноправовой сфере возможно возбуждение дела по иску прокурора — о лишении родительских прав.

В литературе предлагалось использовать и другие критерии, но все они не являются универсальными, поскольку имеют исключения.

В настоящее время для членения права на частное и публичное используется критерий, разработанный еще Ульпианом, и одновременно указывается, что для публичного права характерны следующие черты:

1) императивность норм;

2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;

3) иерархические отношения субъектов публичных отношений;

4) одностороннее волеизъявление субъектов;

5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;

6) санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;

7) большая степень централизованного урегулирования.

Частному праву присущи следующие особенности:

1) равенство субъектов правоотношений;

2) диспозитивное содержание правового регулирования;

3) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

5) самоответственность по своим обязательствам и действиям;

6) правовосстановительные санкции;

7) децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т. д.).

Иногда в качестве особенностей частного права называют широкое использование договорной формы регулирования отношений. Однако в последнее время договор достаточно широко используется и в сфере оформления публичных отношений.

Проблема разграничения публичного и частного права является дискуссионной в юридической науке. Это объясняется тем, что в различных отраслях права наблюдается взаимопроникновение и тесное сотрудничество публичных и частных начал. Отсюда границы между частным и публичным правом подвижны, но это не меняет частноправовой или публично-правовой принадлежности той или иной отрасли права.

Надо отметить, что не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

Частное и публичное право

Рассмотрим соотношение частного и публичного право, установим специфику и места пересечения сфер их регулирования.

Развитый правопорядок современных государств основан на существовании двух видов правового регулирования: частного и публичного.

Гражданское право наиболее ярко показывает в своих правилах частноправовое регулирование с присущими ему принципами юридического равенства и самостоятельности участников отношений, неприкосновенности их имущества и частной собственности, свободы договоров и соглашений, запрета произвольного вмешательства государства в частные дела.

В настоящее время заметно усложнился имущественный оборот, объектами которого стали, например, имущественные права, зафиксированные в электронной форме. При этом появилась система отношений, которые связаны с созданием и использованием разных результатов интеллектуальной работы изобретателей, прав производителей фонограмм и т.д.

Указанные процессы изменили, но не отменили принципы правовой системы, которая основывается на фундаментальном разграничении частного и публичного права.

Деление права на частное и публичное базируется на разнице частных и публичных интересов, которая была отмечена еще в римском праве. Отмечалось, что публичное право относится к сфере ответственности Римского государства, а частное право – к пользе отдельных лиц. Соответственно можно было бы предположить, что частное право – это часть объективного права, регулирующая взаимоотношения частных лиц, которые основаны на их интересах.

При этом подобное регулирование производится преимущественно при помощи правил диспозитивного или восполнительного (субсидиарного), но не императивного (обязательного) характера. Однако и частноправовой области присутствуют императивные и публичные подходы регламентирования общественных отношений.

В частноправовом регулировании императивный характер обычно имеют правила, которые определяют правовой статус участников имущественных отношений и правовой режим их имущественных прав, т.е. состояние (статику) частноправовых отношений. В исключительных случаях императивный характер имеют нормы, определяющие правила самого имущественного оборота, т.е. развитие (динамику) подобных отношений.

Таким образом, не все нормы частного права имеют диспозитивную природу. При этом сами диспозитивные нормы также имеют общеобязательный характер и в данном смысле предписывают принудительные правила поведения.

Следовательно, назначение частного права заключается не в разрешении либо исключении вмешательства государства в частные дела граждан, а в ограничении подобного публичного вмешательства. Это должно проявляться в установлении частным правом для публичного элемента строгих рамок, форм и ограничений. Как показывает исторический опыт, избыточное присутствие государства в экономике также становится базой для злоупотреблений представителей публичной власти. Однако в некоторых случаях взаимодействие и взаимовлияние частного и публичного права является необходимым.

Частное право построено на принципах координации и согласования деятельности юридически равных участников регламентируемых отношений, которые реализуют собственные частные интересы. Поэтому частное право представляет собой систему их децентрализованного регулирования, в большой мере – саморегулирования.

Публичное право основано на принципе субординации и подчинения неравноправных субъектов, функционирование которых обусловлено реализацией государственных и общественных публичных интересов. Поэтому оно представляет собой систему централизованного регулирования для соответствующих отношений.

Следует отметить, что юридическое оформление отношений, например в сфере государственного управления, не может быть построено на принципах самостоятельности и свободы их участников, поскольку эти отношения по самому своему характеру нуждаются в централизованном воздействии и иерархической подчиненности всех субъектов.

Напротив, экономические отношения рыночного товарообмена подразумевают предоставление их участникам максимальной свободы действий, что стимулирует их предприимчивость и инициативность. Даже при самой настоятельной потребности в публичных ограничениях (например, в условиях военного времени), сфера частного права никогда не устраняется в полном объеме. Это объясняется тем, что невозможно устранить частный интерес и связанные с ним товарообмен и товарное хозяйство.

Таким образом, по объективным причинам частное право формирует ядро любого правопорядка, который основан на рыночной организации хозяйства.

Публичное и частное право в современных развитых правовых системах функционируют как две самостоятельные ветви правового регулирования, два разных типа правового воздействия на систему общественных отношений.

Публичное право основано на принципе субординации и подчинения неравноправных субъектов, функционирование которых обусловлено реализацией государственных и общественных публичных интересов. Поэтому оно представляет собой систему централизованного регулирования для соответствующих отношений.

Отличие частного права от права публичного, деление на отрасли

Особенности частного и публичного права, дуализм права подробно рассмотрены в наших статьях «Что такое частное право» и «Что такое публичное право».

Деление же на отрасли частного и публичного права можно охарактеризовать зависимостью от специализации. Например, частное право (под которым ранее подразумевалось только гражданское право) теперь имеет в своем составе различные самостоятельные отрасли права: гражданское, трудовое, семейное, наследственное, предпринимательское право и т. д.

К публичному праву можно отнести конституционное, уголовное, административное, финансовое, разновидности отраслей процессуального права и др.

Не исключено, что со временем появятся и другие, новые отрасли.

Нормы частного и публичного права равны по своей правовой силе. Их взаимодействие происходит в целях дополнения друг друга. Ни частное, ни публичное право не преобладают друг над другом.

Публичное и частное право

Разделение права на публичное (Jus publicum) и частное (jus privatum) известен еще со времен Древнего Рима. Его сущность обосновал Ульпиан, который считал, что публичное право есть то, что касается пользы Римского государства, а частное право – пользы отдельных лиц. Если в континентальной Европе идея разделения права на публичное и частное получила теоретического и законодательного признания, то в странах англосаксонской правовой семьи она не имела такого влияния.

Существуют несколько теорий обоснование критериев деления права на публичное и частное: материальные (на основе интересов), формальные (по юридическим критериям) и смешанные (объединяют материальные и формальные критерии). Такое деление не возражает традиционного отраслевого разделения системы права, однако существенно дополняет представление о ее структуре.

Публичное правоэто подсистема права, которая состоит из норм, регулирующих отношения, связанные с осуществлением функций публичной власти в сфере реализации интересов государства и местного самоуправления с помощью императивного метода правового регулирования.

Предметом публичного права являются отношения, связанные с реализацией публичных интересов. Эти отношения обычно возникают между субъектами властных полномочий, а также между субъектами властных полномочий и другими субъектами права.

Метод регулирования публичного права составляет совокупность приемов, характеризующих использование в публично-правовой сфере того или иного комплекса юридических средств. Он императивным, обеспечивает построение публичных правоотношений по субординационные схеме “власть – подчинение”, предусматривает наделение одного из субъектов правоотношений властными полномочиями и компетенцией.

К состава публичного права входят: материальные публично-правовые отрасли (конституционное, административное, уголовное, финансовое право и др.) И процессуальные публично-правовые отрасли (уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, административное процессуальное право и т.д.).

Публичное право характеризуется определенным понятийным аппаратом : “публичный интерес”, “субъект публичного права”, “объект публичного права” и др.

Публичный интерес – общий интерес общества, признан государством, которое опирается на ее поддержку и правовую защиту.

Субъект публичного права – лицо, созданное или признана в порядке, установленном нормами публичного права, которая имеет полномочия на участие в публично-правовых отношениях с целью обеспечения и защиты публичных интересов. Им может быть государство, орган государственной власти или орган местного самоуправления и их должностные лица.

Объект публичного права – объект, в отношении которого возникают общественные отношения в связи с реализацией публичного интереса. Такими объектами являются безопасность, информация, социальные или административные услуги и тому подобное.

Частное правоэто подсистема права, которая состоит из норм, регулирующих отношения, не связанные с осуществлением функций публичной власти в сфере реализации частных интересов, с помощью диспозитивного метода.

Предметом частного права являются отношения, связанные с реализацией частных интересов. Эти отношения обычно возникают между физическими и / или юридическими лицами.

Метод в частном праве характеризуется: а) диспозитивность (субъектам предоставлена свобода выбора варианта поведения: они могут использовать установленные законодательством модели поведения или создавать собственные правила) б) признание автономии воли и правовой инициативы субъектов (в частности, при совершении сделок, определении их правового содержания, защите субъективного права); в) юридическим равенством субъектов частного права.

К составу частного права входят области гражданского, семейного права и отдельные институты трудового, жилищного, земельного права и др.

Частное право также имеет собственный понятийный аппарат: “частный интерес”, “субъект частного права”, “объект частного права” и др.

Частный интерес – это интерес отдельной личности, который признается и защищается государством. К частным надеж интересы в сфере личной жизни (духовной жизни, сферы межличностного общения, имущественной сферы и др.).

Субъект частного права – физическое или юридическое лицо, созданное или признана в установленном нормами частного права порядке, способна участвовать в частноправовых отношениях с целью обеспечения и защиты собственных интересов. В то же время в соответствии с нормами публичного права он может быть субъектом публично-правовых отношений (например, в случае подачи искового заявления в суд физическое лицо вступает в публично-правовые процессуальные отношения). Так же субъект публичного права (например, местный совет) может стать субъектом частноправовых отношений, совершая гражданский сделку.

Отличие между частным и публичным правом , учитывающей их главные признаки и критерии разделения, отражена в таблице:

критерии разделения

публичное право

Частное право

Сфера публичных отношений (властные, вертикальные)

Сфера частных отношений (уровни, горизонтальные)

Основной метод регулирования

Императивный (метод субординации)

Диспозитивный (метод координации)

Личная (государства, общества, общины)

Частный (отдельных лиц)

Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица

Предметом публичного права являются отношения, связанные с реализацией публичных интересов. Эти отношения обычно возникают между субъектами властных полномочий, а также между субъектами властных полномочий и другими субъектами права.

Публичное и частное право

Широко известно деление права на две отрасли — публичное и частное.

Публичное право — это та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права, которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами.

Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно диктовать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые установки.

Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, состоящие в равноправных договорных отношениях с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность собственной воли и частную инициатив)’. Таким образом, существование частного права означает юридическое признание того, что в конкретных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. Здесь государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности. Государство, его подразделения могут быть субъектами правоотношений в сфере частного права, однако они выступают там не как носители государственно-властных полномочий, а как равноправные контрагенты, заключающие на основе свободного волеизъявления договоры и сделки. Любые формы государственно-властного воздействия на вступление в частноправовые отношения, ограничение гражданской правоспособности и дееспособности запрещаются законом и влекут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

Существование публичного и частного права как элемент гражданского общества — необходимая предпосылка для ограничения вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов, установления надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур, для предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.

Деление права на публичное и частное впервые было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста Домиция Ульпиана (ок. 170—228), что публичное право относится к пользе римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц.

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, уголовно-исполнительное, процессуальные отрасли. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль). Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

Не все ныне существующие системы права строятся на разделении публичного и частного права. Так, англосаксонская правовая система в отличие от континентальной не знает такого разграничения. Отсутствует оно и в традиционном мусульманском праве.

Советская официальная юридическая доктрина отвергала идею деления права на публичное и частное как не соответствующую природе нового строя, провозгласившего отмену частной собственности и приоритет общественной (прежде всего, государственной) собственности. Эта идея считалась искусственной, не соответствующей новому строю и призванной замаскировать эксплуататорскую сущность буржуазного строя. Игнорирование частного интереса в экономике повлекло широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, запрещение проявления частной инициативы, что способствовало застою в хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Частноправовая сфера ушла в подполье и существовала практически вопреки законам Советского государства.

Высказанное в начале 1920-х гг. при разработке Гражданского кодекса положение В. И. Ленина о том, что “мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное”, длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики и отрицательно влияло на развитие экономики в нашей стране.

Ныне внедрение институтов рыночной экономики, признание права частной собственности и частного предпринимательства побуждают возродить идею о разделении права на публичное и частное, активно использовать ее в законодательной и правоприменительной деятельности Российского государства, организовать научные исследования в этой области.

Четкого и абсолютного разделения публичного и частного права в принципе нельзя достигнуть. В отраслях публичного права часто присутствуют элементы частного права и наоборот. Например, в семейном праве, традиционно считающемся отраслью частного права, имеются такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав и др. Но все же разделять эти отрасли необходимо и практически полезно, учитывая тот факт, что в юридической деятельности используются два основных метода правового регулирования: отношения власти и подчинения, с одной стороны (публичное право), и равенство, автономное положение субъектов по отношению друг к другу — с другой (частное право).

Читайте также:  Утвердили новую форму 3-НДФЛ

Возрастание воздействия современного государства на экономические отношения, а также рост его социальной активности, направленной на обеспечение материальных и духовных потребностей людей, их прав и законных интересов обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Расширяется сфера административного регулирования предпринимательской и торговой деятельности, контроля за ценами. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения (договор о поступлении гражданина на службу в органы государственного управления, контракт о службе в Вооруженных Силах, в органах МВД, обязательный договор, заключаемый по предписанию государственного органа и т.д.). Вместе с тем увеличение объема государственной сферы хозяйства расширяет использование частноправовых методов в работе промышленных, торговых, строительных и иных государственных предприятий.

Гармоничное сочетание норм публичного и частного права, их взаимное проникновение повышают творческие возможности права современных цивилизованных стран, его эффективное воздействие на экономические преобразования, способствуют процессу формирования гражданского общества и правового государства.

За последние годы в юридической науке наметилась тенденция выделить наряду с публичным и частным правом и третью его отрасль — социальное право, которое регулирует отношения в сфере социальной жизни современного общества. Существование такой отрасли обусловливается в первую очередь усилением заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, охраны и обеспечения их нрав и законных интересов. В социальное право включаются нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населения, а также законодательство в области образования, здравоохранения, жилищной политики, бытового обслуживания. Данная отрасль ныне активно развивается во Франции, Германии, Швеции и других государствах.

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, уголовно-исполнительное, процессуальные отрасли. В частное право входят гражданское, семейное, международное частное, торговое (в тех странах, где существует такая отрасль). Ряд отраслей права находятся как бы на стыке между публичным и частным правом. Так, в трудовом праве тесно сочетаются элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Необходимость деления позитивного права на частное и публичное признавали многие представители научной мысли различных эпох: французский философ Ш.Л. Монтескье; английский философ Т. Гоббс; немецкий мыслитель Г. Гегель и др. Разделяли эту точку зрения и российские правоведы Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и др.

Древнеримский юрист Ульпиан публичным правом считал все, что относится к положению государства, а частным – то, что служит пользе (интересам) отдельных лиц. В качестве образца частного права он называл римское гражданское право. Идея разделения права на публичное и частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла через века и во многом определила юридическую доктрину и практику законодательства многих государств. Это в немалой степени связано с рецепцией рядом государств мира основных институтов римского права.

Следует отметить, что по своей сути право всегда носит официальный характер и содержит в своих предписаниях государственно-волевой императив по регулируемым видам общественных отношений. Поэтому в широком понимании оно имеет публичный характер. Исходя из этого, в юриспруденции под публичностью понимается властно-правовой характер, проявляемый государством в процессе достижения определенных целей. С учетом такого подхода понятие публичного права можно сформулировать следующим образом.

Публичное право – это часть национальной системы права, нормы которой регламентируют сферы общественных отношений, которые предназначены защищать интересы государства и общества.

Реализация положений публичного права осуществляется в процессе государственно-властной деятельности. Предметом публичного права является сфера публичных интересов. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно или через свои структуры выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, применяемых с целью обеспечения интересов всего общества или отдельных его социальных слоев.

Однако это не означает игнорирование нормами публичного права интересов отдельных индивидов. В первом случае речь идет об обеспечении: общих интересов государства и общества; определении функций и полномочий органов государственной власти; возложении обязанностей на граждан по отношению к государству и др. В то же время нормы публичного права в обязательном порядке (универсальное качество права) содержит правовые предписания, предоставляющие субъектам возможность требовать от государства и его структур право (гарантию) на реализацию провозглашаемых прав и свобод.

Частное право (лат. jus priyatum) предназначено конкретизировать субъективные права индивидов (физических и юридических лиц), возникающие на основе правоотношений общего характера. Это находит свое отражение в его принципах – независимость и автономия личности, законодательное признание защиты права частной собственности, свобода договора.

А.С. Пиголкин частное право определяет как “часть системы действующего права, которая обеспечивает интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм и иных хозяйственных подразделений и основана на договоре между равноправными субъектами”.

Частное право предназначено регулировать те сферы общественных отношений, в которых непосредственное влияние государства носит ограниченный характер, позволяющий субъектам права самореализоваться исходя из предоставляемых возможностей: право на объединение; предпринимательская деятельность; семейные отношения и т.д.

В отличие от публичного права частное право содержит горизонтальные правоотношения, основанные на юридическом равенстве субъектов. В нем воля государства выражается в виде юридических дозволений, а не в императивных предписаниях и запретах. Частное право специалистами рассматривается как необходимая предпосылка (своего рода фильтр) для ограничения и установления пределов вмешательства государства в сферу непосредственных интересов индивидуальных или коллективных субъектов права.

На протяжении всего периода существования СССР категории “публичное право” и “частное право” были фактически изъяты из научного оборота. Официально это произошло в 1922 г. в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Обладающий непререкаемым авторитетом В.И. Ленин по этому поводу заявил: “Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное”.

С распадом Советского Союза и возникновением на его основе новых государств произошли резкие (революционные) изменения в методах государственного управления, выразившиеся в отказе от директивного подхода к процессу планирования; приватизации государственной собственности и иными заимствованиями элементов рыночного механизма западных “цивилизованных” государств. В то же время в России и в бывших социалистических странах наступила эра другой крайности – по существу неограниченное господство частного начала и частного интереса.

В пользу расширения частноправовых начал многих сторон нашей жизни, несомненно, свидетельствует провозглашение Конституцией в числе неотъемлемых прав человека право частной собственности и закрепление гарантий ее защиты (ст. 35). Однако согласно ст. 8 Конституции РФ помимо частной собственности в России существуют и должны пользоваться равной поддержкой и защитой государства государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Разделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права: частное – гражданское, семейное, трудовое право; публичное – все остальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а напротив, предполагает проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом. Например, появилась категория административных договоров. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока, в том числе устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения.

Как и при делении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блок происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает. При классификации отраслей права предмет регулирования выступает, во-первых, во всей полноте всех элементов. В их число входит круг общественных отношений (объект) как главный системообразующий фактор (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых, применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собой основной критерий классификации, а метод правового регулирования – дополнительный.

Частное право (лат. jus priyatum) предназначено конкретизировать субъективные права индивидов (физических и юридических лиц), возникающие на основе правоотношений общего характера. Это находит свое отражение в его принципах – независимость и автономия личности, законодательное признание защиты права частной собственности, свобода договора.

Соотношение частного и публичного права

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 14.06.2017 2017-06-14

Статья просмотрена: 2073 раза

Иеринг к публичному праву относил все, что касается общих целей. Римские юристы, ставя во главу угла различие охраняемых законом интересов, определяли публичное право как «имеющее в виду интересы государства как целого, а частное – интересы индивида как такового».

Гражданское право

Гражданское право – ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право – многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.

Уголовное право – отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права – это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения – уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи – защиту от преступлений личности, общества,, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Особенности частного права

Оно включает в себя отрасли со следующими характеристиками:

  • регулируют отношения имущественного и неимущественного характера;
  • субъекты находятся в равном положении (граждане, организации, государство и муниципалитеты, несмотря на специфический статус в сфере имущественных отношений);
  • значительная часть отношений возникает с реализацией прав на частную собственность;
  • источники – нормативные акты, договора, обычаи или хозяйственная и судебная практика;
  • договора касаются ограниченного числа лиц;
  • источник возникновения норм – воля государства, сторон, выбор сторон между предложенными вариантами регулирования.

Императивные нормы представлены в меньшей степени. Среди примеров отраслей частного права: гражданское, семейное, земельное, международное частное право и т.д. Указанный перечень также нельзя назвать закрытым.

Один из критериев, позволяющих разделять две группы, – метод регулирования. Для публичного права характерен в первую очередь императивный метод, для частного – дозволительный (диспозитивный). Например, находясь в обязанном состоянии перед государством, человек может иметь несколько вариантов того, как поступить, исходя из собственных интересов. На практике активно применяется конструкция административного договора, заключаемого органами государственной или муниципальной власти.

Публичное и частное право

Предмет и метод правового регулирования, лежащие в основании деления системы права на отрасли, определяются глубинным делением права на две подсистемы: частную и публичную, известные еще со времен Древнего Рима. По известной формуле римского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное — к пользе отдельных лиц.

Публичное и частное право — это, с одной стороны, противоречивые, а с другой — взаимосвязанные грани права. Сегодня правовые системы многих цивилизованных стран основываются на принципе разделения права на частное и публичное (ФРГ, Франция, Италия, Испания и др.). Мировая юридическая наука признает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым.

Представим деление права на частное и публичное с указанием предмета, признаков, метода, относящихся к каждому из них:

Публичное право

Частное право

— подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения.

— подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

Предмет регулирования публичного права

Предмет регулирования частного права

— область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

— область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тд.

Признаки публичного права:

Признаки частного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес — акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей(подданных) перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентирующее воздействие;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) широко использует новейшие технические приёмы.

1) регулирует отношения частных лиц между собой;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования;

5) содержит нормы, обращенные к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;

7) сохраняет классическую юридическую технику.

Метод публичного права — императивный

Метод частного права — диапозитивный

Отрасли права, в которых началом является публичное право:

Отрасли права, в которых началом является частное право:

— включающее бюджетное и налоговое,

— международное гуманитарное право и др.

— международное частное право и др.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес — область публичного права, частный — область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (в публичном праве — метод субординации, в частном — координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное — частных лиц между собой).

Таким образом, отрасли права можно разделить на те, у которых преобладают начала публичного права, и те, у которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинения) метод правового регулирования, для вторых — диспозитивный (автономии).

Преобладание в отрасли права начал публичного (или частного) права не исключает наличия в ней норм частного (или публичного) права и соответственно определенного сочетания императивного и диспозитивного методов регулирования, что свидетельствует об отсутствии «чистых» отраслей права.

Например, предпринимательское право — система норм, регулирующих имущественные (товарно-денежные) и управленческие отношения. Если методом регулирования первых является диспозитивный (ориентирован на равенство сторон-предпринимателей), то вторых — императивный (в отношениях предпринимателей и органов управления он предусматривает обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям — в пределах компетенции управленческого органа).

Экологическое, аграрное, земельное право в силу специфики предмета правового регулирования требуют сочетания нескольких методов правового регулирования.

В экологическом праве применяются: императивный (властный) метод, необходимый для обеспечения выполнения экологических предписаний; диспозитивный метод равенства сторон и свободного волеизъявления, необходимый для рационального использования природных ресурсов, экономических мер регулирования качества окружающей среды.

Земельное право также сочетает в себе элементы ведущих методов (императивный) административного и (диспозитивный) гражданского права.

Процессуальным отраслям права — гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуальному праву — свойственны элементы как диспозитивного, так и императивного метода, при превалировании одного из них. Разумеется, система методов правового регулирования находится в постоянном движении, динамике.

Отрасли права, в которых началом является частное право:

Публичное и частное право

Переход России с начала 90-х гг. XX в. к рыночным отноше­ниям повлек за собой целый комплекс различных по своему ха­рактеру трансформаций системы права и системы законодатель­ства. Наиболее существенное из них состоит в том, что преобла­давшие ранее процессы дифференциации правового регулирова­ния уступили пальму первенства встречным процессам интегра­ции. Не в последнюю очередь это связано с возрождением в науке и в практике законотворчества нашей страны идеи членения права на частное и публичное.

Теория разделения права на публичное и частное берет начало от древнеримского юриста Ульпиана, жившего в начале I в. н.э. Публичным правом он считал все, что относится к положению го­сударства, частным — то, что служит пользе (интересам) отдель­ных лиц. В качестве образца частного права Ульпиан рассматри­вал римское гражданское право. В той или иной форме идея раз­деления права на публичное и частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла через века и во многом определила юридическую доктрину и практику законодателя мно­гих государств. В немалой степени это связано с рецепцией рядом государств мира, и прежде всего Европы, основных институтов римского права. Во второй половине XX в. усилению дихотомии права способствовало также укрепление публичного начала в ре­гулировании современных общественных процессов в связи с по­явлением глобальных задач: охраны окружающей среды, контро­ля за негативными последствиями развития научно-технического прогресса и т.д.

Читайте также:  Хозяйственные товарищества и общества

В Советском Союзе категории «публичное право» и «частное право» были фактически изъяты из научного оборота известным высказыванием В.И. Ленина при принятии ГК РСФСР 1922 г.: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хо­зяйства есть публично-правовое, а не частное» [213] . В последующие десятилетия вектор государственного вмешательства в отноше­ния между гражданами и с их участием неоднократно менял свое направление от строжайших запретов на развитие личного хо­зяйства до «перестроечного» лозунга «разрешено все, что не за­прещено». С распадом Советского Союза, отказом от директив­ного планирования, приватизацией государственной собственнос­ти и иными заимствованиями без достаточной апробации отдель­ных элементов рыночного механизма западных «цивилизован­

ных» государств в России и иных странах — бывших союзных республиках СССР наступила эра другой крайности — по суще­ству неограниченного господства в экономике и праве частного начала и частного интереса. Последствия всех этих эксперимен­тов хорошо известны. Наша страна в очередной раз стоит перед необходимостью восстановления рационального соотношения в экономической, политической и социальной жизни частного и публичного, т.е. государственного и общественного.

Предлагая конкретные рецепты разрешения этой дилеммы, юридическая наука может и должна опираться на соответству­ющим образом интерпретированные положения Конституции РФ 1993 г. В пользу расширения частноправовых начал многих сто­рон нашей жизни несомненно говорит провозглашение Консти­туцией в числе неотъемлемых прав человека права частной соб­ственности и закрепление гарантий ее защиты (ст. 35). Однако согласно Конституции (ст. 8) частные начала и частная собствен­ность отнюдь не должны быть господствующими. Частная, госу­дарственная, муниципальная и иные формы собственности рав­ноправны и должны пользоваться в равной мере поддержкой и защитой государства.

Подразделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Они суть более крупные, чем от­расль, структурные образования этой системы. Общим для пуб­личного и частного права является то, что каждое из них объ­единяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. Частное — гражданское, семейное, трудовое право. Пуб­личное — все остальные отрасли права. Все это, разумеется, не только не исключает, но и предполагает взаимное проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охваты­ваемых публичным правом, например появление категории ад­министративных договоров и, наоборот, — публичных начал в функционирование норм отраслей частноправового блока, в том числе установление пределов и границ проявления частной ини­циативы и ответственности в случае их нарушения.

Как и при делении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блоки происходит в соот­ветствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает.

При классификации отраслей права предмет регулирования вы­ступает, во-первых, во всей полноте своих элементов. В их число входят круг общественных отношений (объект) как главный сис­темообразующий фактор и вспомогательные факторы (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых, применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собой основной кри­терий классификации, а метод правового регулирования — до­полнительный критерий.

При объединении отраслей права в частный и публичный блоки критерии членения иные. Из всего спектра образующих предмет регулирования элементов значение имеет практически лишь один — состав субъектов. В частном праве это преимуще­ственно граждане и юридические лица. Государство может высту­пать в частноправовых отношениях лишь как казна либо через казенные предприятия, однако с теми же правами и обязаннос­тями, что и иные участники правоотношений. В публичном праве субъективный состав в корне иной: одной из сторон правоотноше­ний является обязательно государство или его орган.

Соответственно центр тяжести подразделения на публичное и частное право перемещается на метод правового регулирования. В сфере частного права все правоотношения возникают, изменя­ются и прекращаются по волеизъявлению их участников (в основе их чаще всего — договор) и строятся на принципе равноправия субъектов. В публичном праве государственные органы выступа­ют как носители властных (публичных) полномочий, поскольку презюмируется, что они действуют в интересах общества и госу­дарства. Соответственно основной метод правового регулирования в этой сфере — отношения власти и подчинения, возникающие чаще всего из издаваемых компетентными государственными ор­ганами административно-правовых актов. Поэтому більшая часть норм в публичном праве являются императивными, тогда как в частном праве — диспозитивными.

В литературе было высказано суждение, что публичное и част­ное право якобы представляют собой один из «срезов» иерархи­ческой (субординационной) структуры права на отраслевом уров­не [214] . В действительности субординационная связь отсутствует не только между публичным и частным правом как целостными образованиями, но и между каждым из них и охватываемыми ими отраслями права.

ностей предметно-функциональных связей органичных систем. Координационными являются также связи, существующие в сис­теме права между материальными и процессуальными отрас­лями.

Правильная оценка природы связей между публичным и част­ным правом, с одной стороны, и охватываемыми ими отраслями права, с другой, имеет не только теоретический интерес. Она также крайне важна при анализе процесса формирования и раз­вития в современных условиях системы права и опосредованно — как один из ориентиров для законодателя.

Влияние процесса интеграции правового регулирования на развитие в современных условиях системы права нашей страны связано не только с тенденцией превращения ГК РФ в Хартию частного права, но и с увеличением числа и объема возможных договорных (фактически гражданско-правовых) элементов в ряде отраслей и подотраслей права, в том числе представляющих су­щественную значимость с позиции общественных интересов. Так, крайне опасны для устойчивости общественного развития всевоз­растающие объемы коммерциализации, т.е. перевода на частно­правовые рельсы отношений в сфере здравоохранения, образова­ния, искусства, культуры. Имеющиеся ныне тенденции уже вошли, как представляется, в противоречие с гарантированными Конституцией РФ гражданам страны правами и возможностями в этих важных сферах жизнедеятельности.

Иначе обстоит дело с развитием семейного права как само­стоятельной отрасли права. Главным новшеством в этой сфере служит появление, наряду с институтом законного режима иму­щества супругов, возможности заключения мужем и женой до брака и в любое время в течение брака так называемого брачного договора. Семейный кодекс РФ не определяет его содержания, хотя и устанавливает строгие требования к форме заключения. Естественно, что предметом такого гражданско-правового в своей основе брачного договора могут быть не только имущественные, но и собственно семейные отношения, например, связанные с вос­питанием детей и уходом за ними. Еще более ориентирует на част­ноправовые цивилистические начала закрепление Семейным ко­дексом РФ широкой возможности заключения возмездных и без­возмездных соглашений не только между супругами, но и между любыми членами семьи.

Все это, однако, не привело к поглощению семейного права как самостоятельной отрасли права гражданским. Об этом свиде­тельствует, в частности, существенное расширение Семейным ко­дексом РФ специфических именно для данной-отрасли прав ре­

белка в соответствии с требованиями международных стандартов, в том числе Конвенции о правах ребенка 1989 г. [215]

Наиболее сложные процессы, ориентированные на утерю от­раслевой специфики и перевод на частноправовые рельсы, проис­ходят ныне в сфере регулирования трудовых отношений. Как из­вестно, вычленение трудового права из гражданского права по вре­мени совпало с началом XX века, когда по инициативе Лиги Наций была создана Международная организация труда. Отпочко­вание трудового права от гражданского явилось, как показывает многолетняя практика работы МОТ, важным шагом на пути за­щиты прав и интересов трудящихся. Ведь работники уже в силу экономической зависимости от работодателей не могут находиться с ними в равной весовой категории, что является одним из осно­вополагающих принципов гражданско-правовых отношений.

В настоящее время в России издан (хотя нет данных о том, как применяется на практике) ряд указов Президента РФ, пере­водящих на нормы гражданского права отношения между госу­дарственными органами и лицами, поставленными управлять той или иной частью принадлежащего государству имущества. Кроме того, ответственные работники, возглавляющие в Правительстве РФ социальную сферу, выступали уже не раз с предложением о реформировании КЗоТ РФ с позиции расширения свободы усмот­рения сторон при заключении трудовых договоров (контрактов).

Для трудящихся это практически будет означать усиление за­висимости от работодателей, в том числе замену трудовых дого­воров на неопределенный срок срочными трудовыми контракта­ми, расширение по сравнению о действующим законодательством круга возможных оснований увольнения работника и иные ущем­ления имеющихся у них ныне прав и возможностей. Юридическая наука обязана по отношению ко всем трудящимся нашей страны воспрепятствовать превращению КЗоТ РФ во второе издание ГК РФ, тем более, что это расходится с нормами международного права и не соответствует внедряемой Международной организа­цией труда практике трипартизма, предполагающей при регла­ментации трудовых отношений активное участие не только пред­ставителей предпринимателей и профсоюзов, но и государства как гаранта и защитника общественных (публичных) интересов.

Хотя процессы интеграции правового регулирования ныне превалируют над процессами дифференциации, последние все же

продолжают в известной мере оказывать влияние на развитие сис­темы права России. Так, в отрасли административного права — наиболее объемной среди отраслей семейства публичного права, продолжают развиваться дифференционные процессы. Вслед за отраслью финансового права от него отделилось, правда, в каче­стве подотраслей последнего — бюджетное и налоговое право.

Переход России с начала 90-х гг. XX в. к рыночным отноше­ниям повлек за собой целый комплекс различных по своему ха­рактеру трансформаций системы права и системы законодатель­ства. Наиболее существенное из них состоит в том, что преобла­давшие ранее процессы дифференциации правового регулирова­ния уступили пальму первенства встречным процессам интегра­ции. Не в последнюю очередь это связано с возрождением в науке и в практике законотворчества нашей страны идеи членения права на частное и публичное.

Гражданское и частное право (стр. 1 из 4)

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ЧАСТНОЕ ПРАВО

1 Понятие частного права. Право частное и право публичное

2 Частное право и гражданское право

3 Источники частного права

4 Значение римского частного права

5 Европейские системы частного права

6 Традиция частного права в Украине

1 Понятие частного права. Право частное и право публичное

Традиционно частное право характеризуют при помощи дихотомии «частное право — публичное право».

Такой подход вполне логичен. Однако, при этом необходимо учитывать нежелательность упрощений при установлении отличий между частным и публичным правом.

Чаще всего такие упрощения связаны с отождествлением права и законодательства. В результате встречаются высказывания, сущность которых сводится к тому, что поскольку всякое право (при этом имеется в виду «законодательство» — Е.Х.) есть явлением публичным, то и частное право существует только в рамках публичного права.

Однако такое утверждение является некорректным, поскольку «право» и «законодательство» понятия не тождественные.

Право — категория более широкая. Этим понятием охватываются не только все общеобязательные нормы, существующие в обществе (в том числе и акты законодательства, и обычаи, и договоры сторон), но также идеи, концепции, принципы, основанные на положениях естественного права. Таким образом, поскольку право не может быть сведено лишь к совокупности законодательных актов, изданных в государстве, то вследствие урегулирования гражданских отношений законодательными актами они не становятся автоматически публично-правовыми.

Необходимо также учитывать, что при определении частного и публичного права нельзя ограничиваться цитированием сентенции Ульпиана: «. публичным правом есть то, что касается положений Римского государства, частное — касается пользы отдельных лиц».

Такое механическое цитирование искажает позицию Ульпиана, который писал не о делении римского права на области, а о том, что изучение римского права делится на две части: публичное и частное право (Д.1.1.1.2). Поэтому определение этих частей он дал в упрощенном виде, руководствуясь прежде всего учебными целями.

Модернизированный подход к оценке особенностей частного права позволяет сделать вывод, что характерными чертами частного права являются:

1) признание приоритета интересов частного лица (суверенитета индивида) относительно интересов государства и других социально-публичных образований;

2) отсутствие между его субъектами властных отношений: они являются частными лицами, ни одно из которых не выступает от имени государства или его органов (не являются фигурантом государства);

3) юридическое равенство участников правоотношений;

4) инициатива сторон при установлении правоотношений;

5) свободное усмотрение сторон правоотношений при выборе ими правил поведения, прямо не запрещенных законом;

6) исковой порядок защиты интересов частных лиц в суде;

7) реализация через соответствующие юридические институты «права свободы» личности, основанного на нормах естественного права.

Притом от санкционирования этих отношений государством их характер не изменяется, поскольку в идеальном варианте законы государства должны отвечать предписаниям естественного права, а в реальности — если и не отвечают, то должны стремиться к этому (если, конечно, речь идет о физических лицах, гражданском обществе и правовом государстве).

С учетом сказанного, частное право можно определить как совокупность идей, принципов, правил и норм, определяющих статус и обеспечивающих защиту интересов частных лиц, не являющихся фигурантами государства и не находящихся в отношениях власти — подчинении по отношению друг к другу.

Что касается определения публичного права, то в течение длительного времени оно обсуждалось, в основном, в контексте попыток конституирования «хозяйственного права», что влекло фрагментарную и не всегда корректную характеристику публичного права.

Однако в последнее время правоведы (прежде всего, специалисты в области административного права) акцентируют внимание на том, что при характеристике публичного права недостаточно указывать лишь на то, что оно касается интересов государства в целом и отмечают, что, в частности, публичному праву присущи:

1) официальная доктрина превалирования публичных (общественных) интересов над интересами отдельных лиц;

2) наличие между его субъектами отношений власти — подчинения;

3) жесткая очерченность границ возможного поведения субъектов публичного права законодательными актами, издаваемыми уполномоченными государственными органами;

4) использование такого приема правового воздействия, как «обязывание», когда участникам правоотношений прямо предписывается действовать определенным образом;

5) использование запретов на совершение определенных действий как средства формирования поведения физических лиц и организаций;

6) использование для обеспечения надлежащего поведения субъектом публичных правоотношений, прежде всего, такого стимула, как государственное принуждение;

7) использование норм публичного права как предпосылок публичного правопорядка и результатов его осуществления.

С учетом сказанного, публичное право определяют как совокупность правовых норм и институций, составляющих функционально-структурную систему, которая с целью обеспечения публичного правопорядка и защиты интересов граждан регламентирует отношения с участием государства, а также между субъектами, находящимися в отношениях власти и подчинении относительно друг к другу. (О.И. Харитонова)

2 Частное право и гражданское право

Понятие частного права близко к понятию гражданского права, как и публичное право имеет ряд общих черт с такими категориями, как «конституционное право», «административное право» и т.п.

Однако эти понятия отождествлять нельзя.

Конституционное, гражданское, административное, трудовое, уголовное, процессуальное, финансовое и др. право образуют систему национального права, которая основывается как на общих принципах правовых взаимоотношений, так и на национальных правовых традициях.

К этому нужно добавить, что как частное, так и публичное право имеет предметом регулирования не только отношения между субъектами права внутри государства, но также и межгосударственные отношения, являясь по своей природе наднациональной системой права.

В совокупности они создают единую общую систему права, которая является составной частью цивилизации (культуры).

При этом частное право, как наднациональная система права, имеет основой, так называемые, общечеловеческие, гуманитарные ценности, воплощенные в нормах естественного права, морально-этических, философских, религиозных и др. воззрениях.

На основе такого понимания сути частного и публичного права можно определить их взаимоотношение с национальными отраслями права.

Соотношение понятий «частное право» и «гражданское право» определяется тем, что гражданское право является наиболее полным отражением идей и положений частного права на национальном уровне.

Однако необходимо иметь в виду, что при определении такого соотношения возможны расхождения.

Так, в странах, где традиционно принято делить право на частное и публичное, гражданское право вместе с торговым правом является составными элементами частного права (Франция, Германия и др.). Однако, в большинстве случаев гражданское право трактуется как категория практически тождественная частному праву (Нидерланды, Италия, Греция и др.). При этом в странах, которые относятся или относились к так называемой социалистической системе права, семейные правоотношения обычно выделяют в самостоятельную отрасль — семейное право.

В Украине оценка гражданского права, как частного права, целесообразность выделения наряду с гражданским правом, так называемого «хозяйственного права», отнесение семейных отношений к сфере гражданско-правового регулирования и т.п. продолжает оставаться предметом дискуссий.

В значительной степени такая ситуация связана с тем, что дифференциация указанных отраслей производится в зависимости от наличия публичных или частных элементов в регулировании той или иной группы отношений.

Примером представлений о такой «комплексности» правового регулирования может быть оценка отношений, складывающихся в области предпринимательской деятельности, где при определении характера взаимоотношений предпринимателей предлагается учитывать необходимость применения публично-правовых принципов, а для регулирования отношений, возникающих из договоров между частными лицами, использовать нормы частного права.

Такой подход, в принципе, возможен, поскольку категории «частное право» и «публичное право» являются обобщающими понятиями, которые используются для обозначения определенного типа нормативных массивов, регулирующих отношения между теми или иными субъектами с помощью различных средств и методов. Реальные отношения при осуществлении этих и иных видов деятельности комплексного характера подлежат регулированию на принципах частного или публичного права в зависимости от их конкретного содержания.

Вместе с тем, с точки зрения методологической и практической более оправданным, очевидно, было бы формирование нового гражданского права Украины как отрасли, которая охватывала бы всю сферу отношений между частными лицами, то есть была бы практически тождественной категории «частное право». Это позволило бы более четко определить принципы взаимоотношений между такими субъектами и обеспечить более полную защиту их прав и интересов.

3 Источники частного права

Понятие «источник права» в правовой литературе чаще всего употребляется в двух значениях:

Так, в странах, где традиционно принято делить право на частное и публичное, гражданское право вместе с торговым правом является составными элементами частного права (Франция, Германия и др.). Однако, в большинстве случаев гражданское право трактуется как категория практически тождественная частному праву (Нидерланды, Италия, Греция и др.). При этом в странах, которые относятся или относились к так называемой социалистической системе права, семейные правоотношения обычно выделяют в самостоятельную отрасль — семейное право.

Добавить комментарий