Чрезвычайная ситуация

Статья 1. Основные понятия

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

По масштабу

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

  1. Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  2. Муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

Что на самом деле значит режим ЧС для бизнеса и обычных граждан?

В последнее время СМИ и юристы на своих страницах в соцсетях пишут о необходимости ввести в стране режим чрезвычайной ситуации. Якобы при введении ЧС бизнесу и гражданам станет только лучше: договоры потеряют свою силу, их можно будет не исполнять, а государство возместит все убытки и будет выдавать маски, медикаменты и продукты.

Одна из петиций за введение режима ЧС набрала больше 130 тысяч подписей. Даже в статье Т—Ж предприниматели говорят, что если бы в стране ввели карантин и объявили ЧС, то им стало бы намного легче.

Я не доверяю тому, что пишут СМИ, но доводы уважаемых юристов и статья в Т—Ж мне кажутся надежными.

Прошу рассказать, действительно ли государство не вводит режим ЧС потому, что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу? И что на самом деле произойдет, если государство объявит режим ЧС?

Иван, у государства и правда есть обязательства перед гражданами и организациями, в том числе в случае объявления режима ЧС. Но не все так просто: режим ЧС не влечет автоматического расторжения договоров, а государство не берет на себя обязанность покрыть все убытки бизнеса и граждан.

Кроме того, введение ЧС возложит на граждан и организации дополнительные обязательства.

Руководитель известной правозащитной организации на своей странице в Фейсбуке написал, что государство не объявляет карантин, режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, потому что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу. А якобы по всем законам государство такое возмещение гарантирует.

Понятие и виды чрезвычайных ситуаций

Тема: Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций.

2. Классификация и характеристика ЧС техногенного характера.

3. Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

4. Общие принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Понятие и виды чрезвычайных ситуаций

Природные и техногенные катаклизмы являются постоянными спутниками человечества. Высокое индустриальное развитие современного общества, наряду с положительными его сторонами, порождает также и негативные явления – аварии и катастрофы, соизмеримые или даже превышающие по тяжести последствий природные.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)- обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения).

Под аварией понимаетсяопасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению транспортного или производственного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Под катастрофой понимаютсякрупные аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Стихийное бедствие катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (катастрофа) чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Источник ЧС – опасное природное явление, авария, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Территория, на которую воздействуют опасные и вредные факторы ЧС, с расположенным на ней населением, животными, зданиями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями называется очагом поражения.

Очаги подразделяются на простые и сложные. Простымназывают очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора, например, разрушение от взрыва. Сложные (комбинированные) очаги поражения возникают в результате действия нескольких поражающих факторов ЧС. Например, взрыв на химическом предприятии влечет за собой разрушения, пожары, химическое заражение окружающей местности.

Исходной причиной большинства ЧС является дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений.

Основные причины возникновения ЧС:

– внутренние (сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая дисциплина);

– внешние (стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, терроризм, война и т. д.).

Независимо от классификационной принадлежности, в развитии чрезвычайных ситуаций выделяют четыре стадии:

1. Зарождения – возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно. При этом возможно использование статистики конструкторских отказов и сбоев, анализируются данные сейсмических наблюдений, метеорологические оценки и т.п. (Пример: наступление пожароопасного периода в лесу можно оценить как стадию зарождения чрезвычайной ситуации)

2. Инициирования – начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. (Пример: оставленный не затушенным костер в лесу вызвал стадию инициирования чрезвычайной ситуации)

3. Кульминации – стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии отмечается наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов (Пример: лесной пожар – это стадия кульминации чрезвычайной ситуации)

4. Затухания – локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия (Пример: стадия затухания начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации (ограничения). Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по следующим признакам:

1. По степени внезапности: – внезапные (непрогнозируемые); – ожидаемые (прогнозируемые).

2. По скорости распространения ЧС: – взрывные; – стремительные; – быстро распространяющиеся; – умеренные.

3. По характеру источника ЧС подразделяются на:

техногенные ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами. Они подразделяются по месту возникновения, по характеру поражающих факторов (пожары, взрывы, аварии на химических объектах, выбросы радиоактивных веществ);

– природные ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы К ним относятся опасные геологические явления и процессы, гидрологические явления, метеорологические про­цессы и явления, природные пожары (землетрясения, оползни, наводнения, ураганы, смерчи, и т. д.).

– экологические ЧС, связанные с природным загрязнением (разрушение озонового слоя, опустынивание, засоление почв и т.д.);

– биологические ЧС, к которым относятся: эпидемии – широкое распространение инфекций среди людей; пандемии – необычайно большое распространение заболеваний, как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов; эпизоотии – инфекционные болезни животных в широких пределах; эпифитотии – это понятие применяется для оценки масштабных заболеваний растений;

– социальные ЧСк которым относятся события, происходящие в обществе межнациональные конфликты, терроризм, геноцид, войны, применение химического оружия, средств бактериологического поражения);

– антропогенные ЧС, связанные с ошибочными действиями людей.

4. По количеству людей, пострадавших в ЧС, по размеру материального ущерба и в зависимости от границ зон распространения поражающих факторов ЧС согласно Постановлению Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС природного и техногенного характера подразделяются на:

а) ЧС локального характеразона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее – количество пострадавших), составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;

б) ЧС муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения, количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

в) ЧС межмуниципального характеразона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий, количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

Читайте также:  Субаренда квартир - Бизнес Хаб

г) ЧС регионального характеразона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет от 50 – 500 человек либо размер материального ущерба от 5 млн. руб. до 500 млн. рублей;

д) ЧС межрегионального характеразона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек либо размер материального ущерба составляет от 5 млн. руб. до 500 млн. рублей;

е) ЧС федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Анализ ЧС показывает, что примерно 75% из них связаны с техногенными и 25 % – с природными явлениями и событиями. Поэтому рассмотрим характеристику некоторых ЧС техногенного характера

2. Инициирования – начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. (Пример: оставленный не затушенным костер в лесу вызвал стадию инициирования чрезвычайной ситуации)

Режим чрезвычайного положения

Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток, но далее может продлеваться.

На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.

В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.

Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.

Чрезвычайные ситуации и их классификация

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения существенно затрудняют жизнедеятельность населения, особенно в холодное время года.

Что такое режим ЧС и зачем его вводят? Отвечает юрист

«Нужен режим ЧС!», «Вводите режим ЧС!» — такие призывы все чаще звучат в социальных сетях и СМИ. Сторонники режима ЧС надеются, что его введение удержит всех по домам во время карантина и поможет людям, финансово пострадавшим от вынужденных каникул — отсрочками платежей за квартиру, по кредитам и долговым обязательствам.

Но что на самом деле входит в понятие «режим чрезвычайной ситуации» и зачем его вводят?

В России действует федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно закону, ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

«Другими словами, это особый правовой режим, который включает в себя меры, которые должны принимать органы государственной власти разных уровней, — объясняет юрист Сергей Гебель. — Есть необходимость разграничивать режимы ЧС, ЧП и военное положение Для граждан введение режима ЧС — мера серьезная, и нужно понимать все последствия введения этих мер. Возлагаются определенные обязанности, все права ограничиваются, в том числе и право на свободу передвижения. Это ограничение уже действует, но сейчас — в мягкой форме».

Гебель подчеркивает, что в случае введения режима ЧС органы государственной власти могут финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий, но это право, а не обязанность. И государственные органы на свое усмотрение определяют, кому какая помощь может быть оказана и в какой мере. То есть режим ЧС не предполагает, что выплаты получат все.

«Бизнес рассчитывает на режим ЧС в первую очередь, чтобы получить возмещение убытков, потерь, затрат, — считает юрист. — По сути, введение ЧС, по мнению предпринимателей, должно открыть „кубышки“ для прямой финансовой поддержки бизнеса государством. Но я как представитель бизнеса сразу хочу сказать, что не хотел бы таких последствий, как введение режима ЧС. И далеко не все предприниматели этого хотят — хотят те, кто попусту не знает, о чем говорит. Для нас нынешняя ситуация может показаться цветочками по сравнению с режимом ЧС. Тогда мы совсем работать не сможем».

При введении режима ЧС в договорах «включается» пункт о форс-мажоре.

Важный момент — это не освобождает от выплат по кредитам, но освобождает от штрафов за их просрочку. Режим ЧС отменяет ответственность за нарушение различных обязательств, в том числе и по контрактам: неустойки, проценты, причиненные убытки. Сами контракты не аннулируются.

Например, строители не могут сдвигать сроки сдачи объектов. Запрет на строительство в результате режима повышенной готовности или ЧС может дать строителям возможность избежать санкций за нарушение сроков строительства, но не дает права изменять в связи с этим договор, то есть сроки сдачи.

Авиакомпании тоже могут вести речь о своей ответственности за невозврат купленных билетов. По закону и условиям перевозки они обязаны вернуть билеты, но режим ЧС освободит их от санкций за невозврат билетов, хотя и не снимает с них обязанность вернуть деньги. Когда-нибудь.

Во время режима ЧС не отменяются коммунальные платежи, но сдвигаются сроки их оплаты и отменяются штрафы за просрочку.

«Форс-мажором могут признаваться обстоятельства непреодолимой силы, которые должны подтверждаться. Сейчас такой ситуации нет, и большинству граждан нечем подтверждать эти обстоятельства. Это все дутые надежды, — говорит Гебель. — Не факт, что получится таким образом избежать ответственности, например, тем, у кого бизнес не признан пострадавшей отраслью или тем, у которого есть другие источники доходов: есть деньги на счетах и депозитах».

Юрист подчеркивает, что меры поддержки вводятся и без режима ЧС. «При соблюдении определенных условий можно получить отсрочки. Другое дело, на это банки пока не идут. Поэтому система пока не работает. Но опять же, введение режима ЧС не спасет от этого, а только усугубит гражданское положение и людей, и бизнеса. Режим ЧС ограничений дает больше, чем прав» — считает Гебель.

Например, строители не могут сдвигать сроки сдачи объектов. Запрет на строительство в результате режима повышенной готовности или ЧС может дать строителям возможность избежать санкций за нарушение сроков строительства, но не дает права изменять в связи с этим договор, то есть сроки сдачи.

Что такое режим ЧС в России

Парламент одобрил расширение полномочий правительства

Совет Федерации одобрил закон, расширяющий полномочия правительства. Кабинет министров в соответствии с ним наделяется правом введения режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ. Новый закон вносит изменения в ныне действующие правовые акты о ЧС.

Например, правительству предоставлено право вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части, устанавливать обязательные для исполнения правила поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Кабмин также сможет координировать единую госсистему предупреждения и ликвидации ЧС. Мы разобрались, что такое чрезвычайная ситуация в российском законодательстве.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Госдума приняла 11 ноября 1994 года.

Закон определяет ЧС, как «обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Ситуация с распространением коронавируса вполне подпадает под определение ЧС.

Закон 1994 года определяет, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Эта система, в частности, предусматривает организацию оповещения населения о ЧС и информирования населения о ЧС, в том числе экстренное оповещение населения.

Кроме того, закон определяет полномочия и функции правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС.

В состав госсистемы включены Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Определены разны уровни реагирования: объектовый, местный, региональный, федеральный.

Решением президента РФ при ликвидации ЧС с привлечением специально подготовленных сил и средств Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.

В числе мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций названы, в частности, ограничение доступа людей и транспорта; определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов; определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; приостанавливать деятельность организации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан.

Закон также определяет порядок информирования населения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Одно из положений этого раздела закона гласит: «Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством»,

Законом определено также, что граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС, на информирование о риске, которому они могут подвергнуться, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Читайте также:  Может ли сестра претендовать на наследство брата

Совет Федерации одобрил закон, расширяющий полномочия правительства. Кабинет министров в соответствии с ним наделяется правом введения режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ. Новый закон вносит изменения в ныне действующие правовые акты о ЧС.

Тема № 2 Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации, их классификация

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии или любого другого бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Зона ЧС – территория, на которой возникла ЧС.

Ликвидация ЧС – аварийно – спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Авария – опасная ситуация техногенного характера, которая создает на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, коммуникаций и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит ущерб окружающей среде, не связанная с гибелью людей.

Катастрофа – крупномасштабная авария или другое событие, которое приводит к тяжелым, трагическим последствиям, связанных с гибелью людей.

Потенциально опасный объект – объект, на котором используются, изготавливаются, перерабатываются, сохраняются или транспортируются опасные радиоактивные, пожаровзрывоопасные, химические вещества и биологические препараты, гидротехнические и транспортные сооружения, транспортные средства, а также другие объекты, которые создают реальную угрозу возникновения ЧС.

Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты материального мира и окружающую среду.

Пострадавший в чрезвычайной ситуации – человек, пораженный или понесший материальные убытки в результате возникновения ЧС.

Классификация ЧС – разделение ЧС на классы, группы и виды в зависимости от сферы их возникновения, характера явлений и процессов, масштаба возможных последствий и других факторов.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее – зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее – количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Вывод по вопросу: ЧС классифицируют как чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального,

регионального, межрегионального, федерального характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Опасные геофизические явления

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ; организации – 500 МРОТ;

3. Разрушение почвенного покрова на площади – 10 га и более.

4.Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади

Опасные геологические явления

Оползни, обвалы, осыпи, Карстовая просадка (про­вал) земной поверхности, про­садка лессовых пород:

1 . Число погибших 2 человека и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ; организации – 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади – 10 га и более.

4.Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади – 100 га и более.

Опасные метеорологические явления

Сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч, очень сильный дождь

(мокрый снег, дождь со снегом)

1 . Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ; организации – 500 МРОТ.

3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади – 100 га и более

Опасные гидрологические явления

Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, до­ждевой паводок, сель)

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ; органи­зации – 500 МРОТ

3.Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади -100 га и более.

Лесные пожары, торфя­ные пожары, пожары на оленьих пастбищах

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ; органи­зации – 500 МРОТ.

3. Крупные неконтролируемые пожары на площади: для наземной охраны лесов – 25 га и более; для авиационной охраны лесов – 200 га и более.

Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

Инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей

Отравления людей, опасные кишечные инфекции, особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбурга и Эбола)- Каждый случай особо опасного заболевания

Групповые случаи заболеваний – 10 – 50 чел. и более.

Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и бо­лее.

Особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб

Особо опасные острые инфекционные болезни сель­скохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, леп-тоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, бо­лезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония

Карантинные и особо опасные болезни и вредители

сельскохозяйственных растений и леса

Массовое поражение растений болезнями и вреди­телями

Массовое поражение ле­са болезнями и вредителями

Вывод: К природным чрезвычайным ситуациям относятся геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, массовые заболевания людей ( эпидемий), животных ( эпизоотии),растений ( эпифитотии)

Техногенные чрезвычайные ситуации

Транспортные аварии (катастрофы)

К техногенным ЧС относятся:

1. Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена, кораблекрушения, аварии, повреждения грузовых, пассажирских судов;

2. Кораблекрушения, повреждение грузовых пассажирских судов;

3. Авиационные и ракетно-космические катастрофа, аварии в аэропортах;

4. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, в тоннелях, ж/д переездах;

5. Аварии на магистральных газо-нефте-продуктопроводов;

6. Аварии на плавучих буровых;

7.Пожары в зданиях сооружениях, установках производственного назначения

8. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;

9. Пожары в шахтах, подземных и горных выработках;

10. Отдельные неразорвавшиеся боеприпасы;

11. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов)

12. Аварии (катастрофы) на ав­тодорогах (крупные дорожно-транспортные аварии и катастро­фы)

13. Аварии на АЭС;

14. Аварии на транспорте с выбросом или сбросом патогенных для человека микроорганизмов

15.Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород

16. Аварии на электроэнергетических системах

17. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

18. Аварии на очистных сооружениях

Общие критерии отнесение их к ЧС:

1. Число погибших – 2 чел. и более.

Число госпитализированных – 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам – 100 МРОТ; предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тек­сту – организации) – 500 МРОТ.

Каждый вид аварии нужно рассматривать по отдельности, как критерий учитывающий особенности источника ЧС.

Вывод: К техногенным чрезвычайным ситуациям относятся: промышленные аварии с выбросом АХОВ, пожары и взрывы, аварии на транспорте ( железнодорожном, автомобильном, морском, и речном, метролполитене).

Вывод по теме: ЧС классифицируют как чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального,

регионального, межрегионального, федерального характера. К природным чрезвычайным ситуациям относятся геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, массовые заболевания людей ( эпидемий), животных ( эпизоотии),растений ( эпифитотии). К техногенным чрезвычайным ситуациям относятся: промышленные аварии с выбросом АХОВ, пожары и взрывы, аварии на транспорте ( железнодорожном, автомобильном, морском, и речном, метрополитене).

Общие критерии отнесение их к ЧС:

Режим чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Такая ситуация характеризуется человеческими жертвами, ущербом здоровью людей или окружающей среде, значительными материальными потерями, и т. д. Полное определение содержится в федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ФЗ № 68).

Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает критерии таких ситуаций федерального характера. Так, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, должно превысить 500 человек, либо размер материального ущерба должен превысить 1,2 млрд рублей. Примечательно, что размер ущерба был увеличен до 1,2 млрд рублей только 20 декабря 2019 года (ранее он составлял 500 млн рублей).

При этом граждане действительно имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (статья 18 ФЗ № 68). Но установлены и обязанности (статья 19 ФЗ № 68). Так, граждане обязаны следовать установленным правилам, а также при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (например, строительство медицинских учреждений). Организации (в числе прочего) обязаны финансировать мероприятия по защите работников от чрезвычайных ситуаций и создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Читайте также:  Санаторно-курортное обеспечение военных пенсионеров

Таким образом, вряд ли текущая ситуация, даже с учетом введения режима ЧС, предоставит возможность что-то компенсировать. Ущерба, причиненного имуществу, строго говоря, нет. Сама по себе коронавирусная инфекция не причиняет ущерб имуществу. Под компенсацией понимается принудительная компенсация в судебном порядке. Государство и его органы никто не может ограничить в щедрости к своим подданным и компенсации чего бы то ни было в неограниченных объемах. Но режим ЧС не обнуляет обязательств и не возлагает на государство обязанность их исполнения за коммерсантов.

Наиболее жесткий вариант развития событий регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (далее ФКЗ № 3). Лицам, пострадавшим в результате режима ЧП, предоставляется жилье, компенсируется материальный ущерб и оказывается содействие в трудоустройстве (статья 29 ФКЗ № 3).

Содержание

  • 1 Классификация чрезвычайных ситуаций
    • 1.1 По масштабу и размеру ущерба
  • 2 Поражающие факторы
  • 3 Стадии развития чрезвычайной ситуации
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

По характеру источников возникновения:

Содержание

  • 1 Классификация чрезвычайных ситуаций
    • 1.1 По масштабу и размеру ущерба
  • 2 Поражающие факторы
  • 3 Стадии развития чрезвычайной ситуации
  • 4 Средства и методы оповещения
  • 5 Правила поведения при режиме ЧС в России
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

По характеру источников возникновения:

Радиационное воздействие

Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.

Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

Чем режим ЧС отличается от ЧП

  • Режим чрезвычайной ситуации

Как и режим повышенной готовности к ЧС, на своем уровне его может объявить губернатор или орган местного самоуправления (уже введен в ряде городов Хакасии, городах Элисте, Череповце и других). Режим ЧС допускает введение ограничений, которые направлены непосредственно на сохранение жизни и здоровья граждан, в том числе свободы передвижения. Власти определяют порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Кроме того, власти в условиях ЧС могут разблокировать резервы материальных ресурсов, которые создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения. Это дополнительные источники средств на устранение последствий от ЧС и неотложные нужды.

  • Режим чрезвычайного положения

Самая крайняя мера. Его вводит президент при ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Полномочия региональных и местных властей приостанавливаются. Опасные производства прекращают работу. Массовые мероприятия и забастовки в это время запрещены. В условиях ЧП могут ввести комендантский час и карантин. Оборот продовольствия происходит в особом порядке. Режим ЧП может предполагать также мобилизацию: людей могут отправить на работы, а имущество граждан (в том числе автомобили) изымать с целью преодоления ЧП.

Самая крайняя мера. Его вводит президент при ратификации Совета Федерации. Режим ЧП объявляется на территории всей страны на 30 дней либо в отдельном регионе на срок до 60 дней. При ЧП допускают ограничение некоторых конституционных прав и свобод человека. Так, могут ввести ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, усилить досмотры и охрану.

Чрезвычайная ситуация

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации – территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1. По сфере возникновения

Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.

Рис. 1. Классификация ЧС природного характера

Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера

Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера

2. По ведомственной принадлежности различают ЧС:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйстве.

3. Классификация ЧС по масштабу возможных последствий

ЧС классифицируются согласно «Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:

1) количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

2) размера материального ущерба;

3) границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются – организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной – силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

Добавить комментарий