Наименование объекта закупки по 44-ФЗ: что писать

Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ

Объект закупки по 44 ФЗ — это товар, работа или услуга, которые нужны госзаказчику. Если в ТЗ описать их неправильно, грозит штраф до 50 000 рублей.

Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2020 года:

Что указать в наименовании объекта закупки по 44‑ФЗ

У каждой закупки должно быть свое наименование, которое должно давать краткое представление о том, что именно приобретается и для каких целей. В статье мы расскажем о ряде требований, которые предъявляются к наименованиям объектов закупки

У каждой закупки должно быть свое наименование, которое должно давать краткое представление о том, что именно приобретается и для каких целей. В статье мы расскажем о ряде требований, которые предъявляются к наименованиям объектов закупки

Если объект внесен в Каталог

В закон 44-ФЗ было внесено изменение, которое обязало заказчиков при подготовке закупки использовать КТРУ. Казалось бы, проблема решена — нужно просто взять название из Каталога. Однако работа по его наполнению очень трудоемкая и движется медленно. В перспективе в него попадут абсолютно все товары, работы и услуги, которые могут закупаться в рамках госзаказа. Но пока до этого еще далеко. В первую очередь, в КТРУ вносят лекарственные препараты и медицинские изделия.

Для объектов закупки, которые уже внесены в Каталог, наименование и описание необходимо брать из него.

В закон 44-ФЗ было внесено изменение, которое обязало заказчиков при подготовке закупки использовать КТРУ. Казалось бы, проблема решена — нужно просто взять название из Каталога. Однако работа по его наполнению очень трудоемкая и движется медленно. В перспективе в него попадут абсолютно все товары, работы и услуги, которые могут закупаться в рамках госзаказа. Но пока до этого еще далеко. В первую очередь, в КТРУ вносят лекарственные препараты и медицинские изделия.

Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется

Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.

Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком. Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.

Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.

Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.

Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации. В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования. Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.

Установление противоречивых и избыточных требований в описании

Установление противоречивых требований к объекту закупки выступает нарушением ч. 1 ст. 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС может найти в действиях заказчика нарушение норм КоАП.

Такая характеристика, как цвет товара, нередко рассматривается, как избыточная. Весьма велики риски ее оспаривания в суде и ФАС. Но если для заказчика цвет принципиален, то заказчик может цвет указать. Например, один из участников закупок пожаловался в ФАС на заказчика, который установил требование о поставке хирургических нитей синего цвета. Но заказчик смог отстоять свою правоту, указав, что синий цвет контрастен по отношению к органам человека и его наиболее удобно использовать в процессе операции. Тогда как требование по поставкам ручек с серебристыми колпачками уже будет воспринято, как нарушение.


Установление противоречивых требований к объекту закупки выступает нарушением ч. 1 ст. 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС может найти в действиях заказчика нарушение норм КоАП.

Энциклопедия решений. Описание объекта закупки и формирование предмета контракта

Описание объекта закупки и формирование предмета контракта

Из п. 1 ч. 1 ст. 33, а также п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что под объектом закупки в этом Законе понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Однако правила описания объекта закупки не следует путать с формированием предмета контракта. Ни одна из норм Закона N 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта. Единственное исключение – указание п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, что в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также указанные лекарственные средства и лекарственные средства с торговыми наименованиями. Во всех прочих случаях Закон N 44-ФЗ формирование предмета контракта не регламентирует.

Поскольку Закон N 44-ФЗ основан на нормах, в том числе, Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), к регулируемым им отношениям применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иного. В соответствии же с принципом свободы договора, зафиксированным в п. 2 ст. 1, п.п. 1, 2, 4 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом договор и свободно определить любые его не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Как было сказано выше, свободу определения условия контракта о его предмете Закон N 44-ФЗ не ограничивает.

Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ), которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок или запроса предложений. Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, для должностных лиц заказчика.

В связи с тем, что законодательством не раскрывается понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, поскольку это является вопросом в большей степени техническим и (или) организационным, в случае возникновения спорной ситуации окончательный ответ на вопрос, совместимы ли товары, работы, услуги, включенные в контракт, технологически и функционально между собой, может только суд.

По нашему мнению, единственным относительно объективным критерием технологического и функционального единства может выступать обоснование того, что поставка одних товаров (выполнение работ, оказание услуг) невозможна, затруднительна или, по крайней мере, экономически нецелесообразна без одновременной или последовательной поставки других товаров (выполнения работ, оказания услуг). Полагаем, что это подтверждается судебной практикой, сложившейся еще в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 94-ФЗ). Тогда Президиумом ВАС РФ в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 была сформулирована правовая позиция, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений. Данной позиции суды придерживаются и сейчас (см., например, постановление Восьмого ААС от 06.04.2015 N 08АП-2580/15, а также постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.02.2015 N Ф04-16571/15).

Заметим, что, с нашей точки зрения, возможность совмещения в предмете одного контракта поставки оборудования и работ по его установке и монтажу, услуг по обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, прямо следует из ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В случае же объединения проектных и строительных работ по одному объекту, напротив, невозможность объединения, на наш взгляд, вытекает из самого характера технологической взаимосвязи (подробнее данный вопрос рассматривается в отдельном материале).

Закон N 44-ФЗ также не ограничивает предусмотренную п. 3 ст. 421 ГК РФ возможность заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. При этом ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 22.07.2011 N Ф02-3010/11 указал, что наличие признаков смешанного договора не может безусловно свидетельствовать об отсутствии технологической и функциональной взаимосвязи в смысле, придаваемом Законом N 135-ФЗ. Безусловно, при этом могут быть другие свидетельства нарушения требований ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, однако в отсутствие такого спора суды рассматривают смешанные контракты как правомерные (см., например, постановления Пятого ААС от 13.10.2014 N 05АП-12262/14, АС Московского округа от 02.02.2015 N Ф05-16726/14).

Читайте также:  Гарантии работникам при увольнении

Равным образом Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ, ограничений на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, аналогичных введенным в Закон N 94-ФЗ для предотвращения необоснованного дробления единого заказа на одноименные товары с целью ухода от обязанности проведения торгов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11). В Законе N 44-ФЗ ограничения на закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя установлены иным образом, путем установления предельной общей суммы закупок на основании норм, допускающих заключение контракта с единственным контрагентом в зависимости только от суммы. Вместе с тем это, по нашему мнению, не исключает предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета закупки, раздельной закупки идентичных или технологически и функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг. Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Заметим, что, с нашей точки зрения, возможность совмещения в предмете одного контракта поставки оборудования и работ по его установке и монтажу, услуг по обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, прямо следует из ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В случае же объединения проектных и строительных работ по одному объекту, напротив, невозможность объединения, на наш взгляд, вытекает из самого характера технологической взаимосвязи (подробнее данный вопрос рассматривается в отдельном материале).

ГОСТ и ТУ. Как не ошибиться

1 августа 2016 года МЭР выпустили свои очередные разъяснения, в письме № Д28и-2011 пояснило свою точку зрения о ГОСТах и ТУ. Ведомство считает, в случае, при принятии решения Заказчиком, по указанию или ссылке в документации на какой-либо ГОСТ, без подробного описания, расшифровки характеристик, нарушений 44-ФЗ нет, поскольку нацстандарт утверждается федеральным органом исполнительной власти, о чем указывает нам 5 пункт 2 статьи Закона 162-ФЗ. Но, если сослался на ТУ, то добавить подробное описание этих самых ТУ, он обязан.

Конечно поступать или не поступать в соответствии с разъяснениями дело Заказчика, но наверно не мешает перестраховаться и в случае ссылки на ГОСТ тоже не полениться и расписать характеристики и в этом случае.

С указанием номера ТУ тоже могут возникнуть трудности. Заказчик рискует нарваться на штраф, указав его, размер его находится в диапазоне 10 000 – 50 000 рублей. А зависит штраф напрямую от начальной цены, о чем говориться в статье-7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Определенный номер ТУ это конкретные характеристики «конкретного товара», то есть по сути является своеобразным способом прописать марку, но без ссылки на товарный знак. Такой позиции придерживается и контрольный орган, так в решении ФАС от 15 сентября 2014 г. по делу № 44-1731/14 Заказчик был признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ за указание номера ТУ изделия.

Конечно поступать или не поступать в соответствии с разъяснениями дело Заказчика, но наверно не мешает перестраховаться и в случае ссылки на ГОСТ тоже не полениться и расписать характеристики и в этом случае.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

Источник информации

В качестве источника описания объекта закупки может служить информация, взятая из:

  • документации по стандартизации и техническому регулированию;
  • выполненных контрактов;
  • рекламных материалов и каталогов;
  • официальных информационных источников, статистических данных;
  • результатов рыночных исследований, коммерческих предложений;
  • статей, обзоров, форумов, сведений из интернета;
  • нормативно-технических, производственно-административных, справочно-информационных документов;
  • стандартов, технорм, правил и техусловий.

Структурированные описания закупочных объектов содержатся в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ) на базе общероссийского классификатора ОКПД2.

Каталог находится в ЕИС и служит своеобразным камертоном, который задаёт тон в описании заказчиками закупочных предметов по единому образцу. Результат данных действий отображается в составлении:

  • обосновывающих закупки форм;
  • планов-графиков;
  • извещений, приглашающих принять участие в закупках;
  • закупочной документации;
  • контрактных соглашений и отчётов об их выполнении.

Каталог находится в ЕИС и служит своеобразным камертоном, который задаёт тон в описании заказчиками закупочных предметов по единому образцу. Результат данных действий отображается в составлении:

Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • место происхождения товара;
  • название производителя;
  • иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение – у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки.

Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов, технологического оборудования у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по контракту. Исключение – случаи, когда Закон о контрактной системе допускает установление таких требований.
  • спецификации, планы, эскизы, тестирования, фото, чертежи, результаты работ и т.д.

Где брать информацию для описания объекта закупки

Чтобы описать предмет торгов, можно использовать:

  • выполненные госконтракты;
  • рекламу, каталоги, описания товаров и другие предложения, которые подготовили для неограниченного круга лиц;
  • официальные источники информации властей, иные общедоступные издания;
  • энциклопедии, словари и справочники, электронные каталоги библиотек, статданные;
  • итоги анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения;
  • форумы, статьи, обзоры и другую информацию из интернета;
  • каталог товаров, работ, услуг.
  1. Нельзя прописывать избыточные, противоречивые параметры или ограничивающие конкуренцию. Когда описываете объект, не устанавливайте характеристики, которых нет на рынке эквивалентных товаров. Параметры предмета закупки должны закрывать реальные потребности.
  2. Характеристики нужно писать понятным для потенциальных поставщиков языком. Не нужно излишне детализировать их или делать противоречивыми.
  3. Следует указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики. Указывайте предельные и минимальные показатели, а также неизменяемые характеристики. Пример описания объекта закупки по 44-ФЗ: «Бумага для офиса для оргтехники. Формат: А3. Плотность: от 75 г/м². Белизна: от 140 %. Листов в упаковке: не менее 100».
  4. При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели и определения, которые закреплены в нормативных документах. Например, техрегламентах и документах национальной системы. Другие показатели, требования, обозначения и термины используйте, если обосновали, что их нужно применять (п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
  5. Можно включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.
  6. В закупках лекарств нужно указывать их международное непатентованное наименование. Если его нет, то химическое, группировочное название. Список этих наименований найдете в госреестре лекарственных средств.
  7. Разрешено требовать, чтобы поставили новый товар, который не был в употреблении или в ремонте.

Наименование и описание товаров по КТРУ в контракте

Как мы знаем, в соответствии со статьей 83.2. Закона 44-ФЗ поставщику (подрядчику, исполнителю) по результатам электронной процедуры направляется проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона 44-ФЗ, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Читайте также:  Как правильно оформить введение сменного режима работы?

После подведения итогов закупочной процедуры все берут проект контракта, заявку победителя, оттуда копируют наименование и характеристики товаров, указывают цены за единицу товара. Однако в этом случае следует помнить о следующем!

В том случае, если закупаемый товар есть в КТРУ, то в контракте наименование и описание товара, а также единицы измерения должны быть такими же, как и в КТРУ!

На основе чего я сделал такой вывод? Вот сами посмотрите. Берем Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В нем указано следующее.

2. Каталог используется заказчиками в целях:

контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;

4. Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» — «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Как мы знаем, закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Следовательно процедура заключения контракта — это один из этапов осуществления закупки. Более того, многие уже наверное обратили внимание, что если товар есть в КТРУ, то при внесении сведений в реестр контрактов в ЕИС изменить его наименование просто невозможно и в реестре контрактов название товара всегда соответствует КТРУ.

Как быть в этой ситуации? Лично я вношу в контракт наименование товаров как по КТРУ, так и в соответствии с заявкой победителя. То есть часто у меня два наименование товара в контракте. С описанием товара это приходится делать реже, так как участники закупок редко его изменяют. Самое сложное — это единицы измерения, особенно при закупках лекарственных препаратов. С единицами измерения приходится разбираться в каждом конкретном случае индивидуально.

2. Каталог используется заказчиками в целях:

контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;

Никита Усманов → Закон № 44-ФЗ: правила описания объекта закупки, или когда можно указывать “торговое наименование”

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер;

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

описание объекта закупки может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
при этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 1 статьи 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации
товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные моделей, промышленные образцы, наименования места происхождения товара, наименования производителя являются средствами индивидуализации.

Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность указания товарного знака и иных средств индивидуализации в следующих случаях:

когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в случае закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, в случае наличия в документации о закупке указания на товарный знак (или иное средство индивидуализации товара), такое указание должно сопровождаться словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) (см. Решение Иркутского УФАС России от 14 марта 2017 года № 146, Решение ФАС России от 29 июня 2016 года по делу № П-124/16), за исключением случаев, несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2016 года № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015).

В случае, если указание на товарный знак не сопровождается словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара, обязанность по доказыванию факта несовместимости товаров иных товарных знаков с оборудованием заказчика (или иных оснований, по которым товары иных товарных знаков не могут быть приняты заказчиком) лежит на заказчике.

Также, при описании объекта закупки заказчику следует учитывать следующее.
Требования к закупаемым товарам должны быть прописаны таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 11017/10)

При этом, в настоящее время действующей судебной практикой сформулированы следующие условия, при соблюдении которых заказчик вправе требовать, чтобы товар обладал особыми характеристиками:

Читайте также:  Списание основных средств при УСН доходы

существует специфика применения товара, которая требует от него таких характеристик;
использование такого товара повышает эффективность закупок;

на рынке есть несколько производителей товаров с данными характеристиками. (см. «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года).

Практика:
возможно указать товарный знак при наличии таких товаров у заказчика и функциональной совместимости — Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 306-КГ16-3132;

Товарный знак нельзя указывать, так как в документации о закупке не содержит указания на несовместимость товаров — Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2016 г. N 303-КГ16-13031.

В случае, если указание на товарный знак не сопровождается словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара, обязанность по доказыванию факта несовместимости товаров иных товарных знаков с оборудованием заказчика (или иных оснований, по которым товары иных товарных знаков не могут быть приняты заказчиком) лежит на заказчике.

Письмо Минфина России от 04.03.2020 № 24-01-06/16154 “О формировании идентификационного кода закупки, а также об указании наименования объекта закупки в плане-графике и извещении об осуществлении закупки”

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.

Согласно части 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ идентификационный код закупки (далее – ИКЗ) указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона N 44-ФЗ установлен Порядок формирования идентификационного кода закупки, утвержденный приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н (далее – Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка в 23 – 26 разрядах ИКЗ указывается номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год и плановый период план-график закупок (уникальные значения от 0001 до 9999 присваиваются в пределах года, в котором планируется размещение извещения (извещений) об осуществлении закупки, направление приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения (извещений) об осуществлении закупки или направление приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), – заключение контракта (контрактов) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В 27 – 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23 – 26 разрядах ИКЗ (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике).

В соответствии с пунктом 8 Порядка на этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика на очередной финансовый год и плановый период при формировании ИКЗ в 27 – 29 разрядах ИКЗ указываются значения “0”.

При этом пунктом 9 Порядка предусмотрено, что на этапе размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в 27 – 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23 – 26 разрядах ИКЗ.

Вместе с тем отмечаем, что пунктом 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1279 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень закупок, информация о которых включается в план-график в форме отдельной закупки.

Так, в соответствии с подпунктом “г” пункта 18 Положения в план-график в форме отдельной закупки включается в том числе информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83(1) и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, при формировании позиции плана-графика, содержащей информацию о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83(1) и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в 23 – 26 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер соответствующей позиции плана-графика, а в 27 – 29 разрядах ИКЗ указывается “0”.

При размещении извещения об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1, заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в 23 – 26 разрядах ИКЗ указывается значение соответствующей позиции плана-графика, содержащей информацию о таких закупках, а в 27 – 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер закупки (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера позиции плана-графика, содержащей информацию о таких закупках).

По вопросу об указании наименования объекта закупки в плане-графике, извещении об осуществлении закупки отмечаем следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 16 Закона N 44-ФЗ не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

При этом законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена возможность размещения нескольких извещений об осуществлении закупки, направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании одной позиции плана-графика.

Таким образом, наименование объекта закупки, указываемое в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), контракте с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не должно противоречить информации, указанной в соответствующей позиции плана-графика.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с подпунктом “г” пункта 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1279 (далее – Положение), в план-график в форме отдельной закупки включается в том числе информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83(1) и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. При этом графы 3, 4, 12, 14 раздела 2 приложения к Положению не заполняются. В качестве наименования объекта закупки указывается положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления указанных закупок.

При размещении извещения об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1, заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в 23 – 26 разрядах ИКЗ указывается значение соответствующей позиции плана-графика, содержащей информацию о таких закупках, а в 27 – 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер закупки (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера позиции плана-графика, содержащей информацию о таких закупках).

Подготовка формы 2 для аукциона по 44-ФЗ: все, что нужно знать поставщику о подготовке первой части заявки

В настоящее время аукцион в электронной форме стал самой распространенной формой проведения закупки по 44-ФЗ (по данным ЕИС). Как участнику правильно подготовить первую часть заявки и быть гарантированно допущенным к аукциону? В статье мы поговорим о правилах заполнения Формы 2. Именно подготовка первой части заявки вызывает наибольшее количество вопросов у поставщиков. Однако если разобраться, ничего сложного здесь нет.

Заказчики используют первую часть заявки как механизм для продвижения «своего» поставщика. Техническое задание готовится таким образом, чтобы запутать участника и ограничить конкуренцию. Тем самым, к закупке будут допущены всего лишь 1-2 участника. Эта проблема весьма актуальна, поэтому в ней стоит разобраться.

  1. О термине «Форма 2»
  2. С чего начать заполнение Формы 2?
  3. Структура первой части заявки по 44-ФЗ
  4. Образец Формы 2
  5. Описание объекта закупки
  6. Уловки заказчиков
  7. Отклонение заявок
  8. Рекомендации

Форма 1 – согласие участника на поставку товара, выполнение работы (услуги).

Добавить комментарий