Реализация норм права

§ 11.1. Понятие реализации норм права и ее основные формы

Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Что обеспечивает правомерное поведение людей, какие существуют побудительные мотивы для добровольной реализации правовых норм? Когда человек использует принадлежащие ему права, он удовлетворяет правомерным способом свои потребности, желания, интересы.

В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права (см. схему 37):

1) соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных действующим правом);

2) исполнение (совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания);

3) использование (осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению);

4) применение (активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов).

Рассмотрим каждую из форм подробнее.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, его первая и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов – воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов – от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур власти до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них позитивные обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы (например, граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей и т.д.).

Использование – такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою право и дееспособность. Характерный признак данной формы – добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов – достаточно того, что разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие упомянутых органов или должностных лиц. Требуется “вмешательство” надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения.

Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогда, когда полностью будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, а необходима большая организаторская работа по реальному осуществлению содержания создаваемых правоотношений.

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов – от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур власти до парламента и правительства;

Понятие, формы и виды реализации норм права

Реализация норм права – претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений

Классификации форм реализации норм права:

1. В зависимости от сферы действия осуществление правовых предписаний может происходить в рамках правоотношений и вне правоотношений.

Реализация права вне правоотношений включает:

– воздержание от действий запрещенных правом (от хищений, хулиганства, причинения имущественного или морального вреда и т. д.);

– активные действия по реализации прав и исполнению юридических обязанностей (участие в демонстрации, соблюдение правил дорожного движения и т. д.)

Реализация права посредством создания, изменения или прекращения правоотношений включает:

– реализацию правоотношений с участием субъектов, находящихся в равном положении (заключение гражданско-правовых договоров);

– реализация правоотношений с участием субъектов, один из которых наделен властными полномочиями (последний вид реализации предполагает два варианта: а) инициатива возникновения отношений может исходить от стороны, не обладающей властными полномочиями, например, подача заявления гражданином в государственный орган; б) инициатива возникновения отношений может исходить от стороны, обладающей властными полномочиями, например, вынесения решения судом).

2. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдениенорм права – воздержание от за­прещенных действий, которое не требует вступления в правовые отношения. Соблюдать свои и чужие законные интересы – это значит как раз обеспечивать баланс, меру между своими правами и свободами и правами и свободами другого человека, сообщества. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется.

Исполнение норм права — это реализация правовых предпи­саний, которая заключается в осуществлении требований обя­зывающих норм. Сущность этого вида реализации состоит в совершении обязательных действий, которые предписаны нор­мами права. Исполнение права предполагает активное выполнение обязанностей (вернуть долг, выполнить работу, оплатить проезд в общественном транспорте, возместить ущерб и т.д.). Особенностью исполнения должностными лицами и другими субъектами публичного права является то, что одним актом, действием они исполняют две обязанности – перед гражданином (или иным субъектом права) и перед вышестоящими государственными органами, которым данное должностное лицо подчинено в порядке государственной (служебной) дисциплины.

Использование норм права — это реализация правовых предпи­саний, которая состоит в осуществлении правомочий, предусмот­ренных управомочивающими нормами. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. Использование права осуществляется в трех формах: 1) беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.); 2) совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права (сделки, договоры и др.), а также – в соответствии с компетенцией – субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.); 3) осуществление участником правоотношения его возможностей (определенного (правовой нормой или договором) поведения; его требования соответствующих этому поведению действий других лиц; в случае необходимости – обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права).

Применение права –властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

Применение права как особая форма реализации права.

Применение норм права –это особая форма реали­зации норм права государственными органами, которое обеспе­чивает осуществление правовых предписаний гражданами и юри­дическими лицами.

Отличительные черты применения права:

– это властная деятельность, которая осуществляется компетентными органами государства в отноше­нии конкретных лиц путем вынесения правоприменительных ак­тов, имеющих обязательную силу;

– это организующая деятельность. С од­ной стороны, действие государственных органов и должностных лиц состоит из ряда организационных мероприятий, направленных на реализацию норм права, с другой стороны, с помощью этих дей­ствий осуществляется организация поведения конкретных субъ­ектов права и тем самым происходит реализация норм права (зачисление в вуз, назначение на должность, награждение);

– правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах;

– формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе, например, для предотвращения преступления;

– это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

Формы применения права:

– оперативно-исполнительная деятельность – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права;

– правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.

Стадии применения права

1. Установление фактических обстоятельств дела (сбор фактов, необходимых для вынесения решения. Например, при производстве расследования по уголовным делам установлению подлежат со­бытие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения); виновность обвиняемого и мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; обстоятельства, характеризующие личность виновного; характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

2. Выбор нормы права, так называемая, правовая квалификация. На этой стадии решается вопрос о том, какая норма (нормы) должны быть положены в основу рассматриваемого дела. На данной стадии иногда возникают правовые коллизии (см. ниже)

3. Проверка подлинности текста нормы. Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, пространстве и по кругу лиц. При выборе нормы, подлежащей применению к данному случаю, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта. Каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения:

– действует ли она в тот момент, когда на ее основе нужно разрешить дело;

– действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено;

– распространяется ли ее действие на субъектов права, которые являются участниками данного правоотношения.

4. Анализ содержания нормы права (толкование). Под толкованием понимается прежде всего уяснение смысла текста закона, правовой нормы, подлежащей применению к данному случаю.

5. Вынесение решения компетентным органом, что представляет собой издание компе­тентным органом правоприменительного акта в форме приговора, приказа, распоряжения и т. п. Именно на этой стадии норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается ее окончательная связь с фактом, подлежащим разрешению.

6. Доведение содержания решения до сведения адресата правоприменения (заинтересованных лиц и организаций) посредством специальных процедур (опубликование, рассылка и т.п.).

– правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах;

Понятие реализации норм права и ее формы

Под реализацией норм права понимается воплощение их предписаний в правомерном поведении участников правоотношений.

Понятия «действия» (вступление в силу) и «реализации» норм права тесно связаны, но никак не идентичны, так как юридические нормы начинают действовать со вступления их в силу.

Реализация норм права может осуществляться разными способами:

I.В зависимости от характера и направленности правореализующего поведения:

· использование норм права – это такая форма реализации норм права, в которой субъекты осуществляют принадлежащим им субъективные права. Например, право на образование.

· исполнение норм права – это такая форма реализации норм права, когда осуществляются активные юридические обязанности, т.е. такие обязанности, которые можно выполнить с помощью активного поведения. Например, посещение семинарских занятий студентами, сдача зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом.

· соблюдение норм права – это такая форма реализации норм права, в рамках которой осуществляются пассивные юридические обязанности, (предполагает воздержание от активного поведения, т.е. осуществляются предусмотренные юридические запреты).

· применение норм права.

II.В зависимости от субъекта осуществления норм права:

III.В зависимости от объективной стороны норм права:

· в форме активного поведения;

· в форме пассивного поведения.

IV.В зависимости от субъективной стороны норм права и другие основания для классификации.

3. Применение норм права как особая форма их реализации: понятие и стадии

Эта форма реализации норм права рассматривается отдельно, т.к. ей присуще существенные особенности, не характерные остальным трем формам:

1) Субъекты, осуществляющие правоприменение, обладают публично- властными полномочиями, т.е. являются носителями властных полномочий;

2) Публично-властные полномочия используются для разрешения конкретных юридических дел, т.е. чтобы обеспечить на основе юридических норм и принципов реализацию участниками правоотношений их субъективных юридических прав и обязанностей;

3) Эта деятельность осуществляется в особой процедурной и процессуальной форме, исполнение которых позволяет гарантировать публично-властные полномочия их субъектов;

4) Итогом правоприменительной деятельности является принятие, вынесение индивидуальных юридических предписаний или актов применения права, которые обязательны для всех участников правоотношений.

Применение норм права – это осуществляемая в поцедурно-процессуальной форме организационная деятельность компетентных субъектов, обладающих публично-властными полномочиями по разрешению конкретных юридически дел и вынесению индивидуальных властных предписаний (актов применения норм права).

К применению норм права прибегают по случаю:

· спора о праве, который участники не могут разрешить самостоятельно;

· когда необходимо определить и возложить меры государственного принуждения (если человек совершил преступление, то необходимо установить меру наказания, и в связи с этим суд принимает правоприменительный акт);

· когда необходимо специально установить определенные юридические факты (например, факт смерти человека, заключение брака);

· когда органам публичной власти необходимо принять индивидуальное управленческое решение, без которого возникновение, изменение или прекращение правоотношений невозможно.

В связи с этим нужно отметить то, что юридические дела всегда являются уникальными, но, несмотря на их огромное количество, факты объединяются тем, что правоприменение проходит общие стадии.

Стадии правового применения:

I.стадия установления фактических обстоятельств дела (субъект устанавливает те обстоятельства, с которыми связано рассматриваемое им юридическое дело, т.е. устанавливает наличие или отсутствие юридических фактов);

II.стадия выбора юридической нормы, регулирующей данное юридическое дело (стадия юридической квалификации) – правоприменитель не только выбирает норму, выполняет целый ряд сложных операций, с которыми возникают проблемы, но и осуществляет критику юридической нормы. Критика юридической нормы бывает:

· низшая – сводится к проверке словесно-документального изложения юридических норм (юридический текст проверяется на наличие пропусков, пробелов, ошибок, опечаток и иных недостатков);

· высшая – охватывает проверку подлинности нормы (т.е. правоприменитель должен установить, что перед ним норма последней действующей редакции), установку ее правомерности (т.е. правоприменитель должен выяснить, не превысил ли свою компетенцию субъект, принявший данную норму) и правоприменитель определяеют параметры нормы по действию во времени, пространству и по кругу лиц.

III.стадия принятия решения по рассматриваемому юридическому делу (абстрактные предписания, принимаемых юридических норм, воплощаются в индивидуальные юридические акты, которые конкретизируют и оформляют правоотношения и эти акты решают возникшие юридические вопросы).

Читайте также:  Помочь признать наследника недостойным в Москве

4. Акты применения норм права: понятие и виды

Акты применения норм права – издаваемые правоприменительными органами властные предписания, которые являются результатом разрешения юридического дела, которые обращены к конкретным участникам правоотношений и являются для них обязательными.

Среди сходств между правоприменительными актами и нормами права можно выделить следующие черты:

1) правоприменительные акты являются юридически обязательными для рассматриваемого юридического дела, следовательно, они похожи на юридические нормы;

2) правоприменительные акты и нормы права гарантируются государством и за их неисполнение применяются меры государственного принуждения.

Однако, несмотря на перечисленные сходства, правоприменительные акты и нормы права не тождественны друг другу. На практике если происходит такое отождествление, то это может привести к тому, что превышающий свою компетенцию субъект повлечет юридические последствия.

Выделяют также и различия между актами правоприменения и юридическими нормами:

1) Акты применения норм права рассчитаны на урегулирование конкретной ситуации, нормы права – рассчитаны на регламентацию типичных ситуаций;

2) Действия правоприменительных актов распространяются только на данную, конкретную ситуацию, а юридические нормы действуют до тех пор, пока они не отменены официально;

3) Действия правоприменительных актов распространяются на конкретных, персонифицированных субъектов, т.е. участники поименно названы, а нормы права обращены к неперсонифицированному кругу лиц.

Классификация актов правоприменения:

I.В зависимости от характера властных полномочий правоприменителя:

· правоприменительные акты органов публичной власти (государственной власти и органы местного самоуправления);

· акты иных правоприменителей, которым властные полномочия были делегированы органами публичной власти (правоприменительные акты третейских судов, комиссии по судам и спорам).

II.В зависимости от порядка принятия:

· акты, принятые единолично или единоличные акты (решение мирового судьи по гражданскому делу, указ Президента РФ «О присвоении воинских чинов в Российской Федерации»);

· акты коллегиальных органов, которые требуют определенный кворум (постановление Государственной Думы «О снятии депутатской неприкосновенности того или иного депутата» или например, когда судебное решение выносится коллегией судей).

III.В зависимости от формы изложения:

· устные акты применения норм права – акты, которые доводятся до адресата вербальным образом и не имеют письменного языка (предупреждение нарушения правовых договоров, штрафы за безбилетный проезд);

· письменные – акты, которые зафиксированы в письменных документах (судебное решение);

· знаковые (конклюдентные) – властные решения, которые излагаются с помощью определенных символов (дорожные знаки, светофор, жесты регулировщиков дорожного движения).

Из перечисленных форм изложения правоприменительных актов не вызывают сомнения лишь письменные акты, которые позволяют обеспечить в определенной степени законность, но кроме того в этих правоприменительных актах могут быть проконтролированы властные решения в полном объеме, в отличие от устных. Что касается знаковой формы изложения, то она вызывает сомнения у многих ученых, однако без этой формы в принципе обойтись нельзя.

IV.В зависимости от характера воздействия правоприменительных актов на правовые отношения:

· регулятивные правоприменительные акты, с помощью которых осуществляются регулятивные нормы-предписания;

· правоохранительные правоприменительные акты, которые направлены на защиту и охрану нарушенного порядка (осуществляются охранительные нормы предписания).

Правоприменительные акты должны базироваться на следующих критериях (принципах):

1. принцип обоснованности (опирается на установленные обстоятельства дела);

2. принцип законности (законы должны соответствовать тем юридическим нормам, которые регулируют ту или иную сферу, по которым принимаются правоприменительный акт).

· регулятивные правоприменительные акты, с помощью которых осуществляются регулятивные нормы-предписания;

Понятие, признаки и формы реализации норм права.

Реализация НП – фактическое осуществление, претворение предписаний ПН в жизнь в рамках правомерного поведения и законной деятельности субъектов права.

Признаки реализации НП:

1. Реализация НП представляет собой осуществление предписаний юридических норм. НП предназначены регулировать и регулируют общественные отношения, поэтому реализуются все без исключения разновидности правовых норм:

2. Реализация НП представляет собой фактическое претворение в жизнь предписаний юридических норм. Правовая норма реализуется только тогда, когда ее предписания фактически своевременно и полностью воплощаются, претворяются в жизнь. Любое отклонение от программы, заложенной в правовой норме, влечёт ее не реализацию.

3. Нормы права реализуются в рамках правомерного поведения и законной деятельности субъектов права. Правовые нормы реализуются различными субъектами права. Невластные субъекты, например граждане, реализуют их по средствам активного или пассивного правомерного поведения. Властные субъекты, т.е. органы государства, ОМСУ, органы управления ПОУ, ДЛ реализуют нормы права по средствам активной или пассивной законной деятельности, направленной на решение поставленных перед ними задач. Т.о., реализовать предписания правовых норм, выходя за рамки (пределы) правомерного поведения и законной деятельности невозможно и недопустимо.

Формы реализации НП.

В зависимости от способов правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет, рекомендация, основополагание) выделяются:

1. Использование права

2. Исполнение обязанностей

3. Соблюдение запрета

4. Следование рекомендации

1. Использование права– форма реализации, в рамках которой осуществляются управомочивающие нормы, устанавливающие субъективные права. Использование права происходит только активным путем.

2. Исполнение обязанностей форма реализации, в рамках которой осуществляются обязывающие нормы, закрепляющие юридические обязанности положительного содержания. При данной форме реализации НП, лицо должно активно следовать обязательному предписанию, т.к. отклонение от него, т.е. ненадлежащее исполнение или неисполнение влечет его ответственность.

3. Соблюдение запрета форма реализации, в рамках которой осуществляются запрещающие нормы, установленные правовые запреты. В отличии от использования и исполнения, соблюдение не требует проявления активности. При данной форме реализации достаточно не совершат того, что запрещено законом. Нарушение запрещающих предписаний, т.е. несоблюдение правового запрета, является основанием ответственности.

4. Следование рекомендации – форма реализации, в рамках которой осуществляются рекомендательные нормы, установление правовых рекомендаций. Адресат рекомендательной нормы может следовать, а равно не следовать правовой рекомендации. Следование рекомендации может повлечь поощрение, а не следование – не может и не должно повлечь ответственности и наказания.

5. Ниторация – это особая форма реализации НП, в рамках которой субъектами правотворчества при разработке и принятии НПА осуществляются предписания основополагающих норм.

Отклонение правотворческого органа от предписаний основополагающих норм всегда влечет нарушение законности, т.к. принятый им акт изначально является неправовым, т.е. не имеющим юридической силы и потому он не должен применяться, а решения, основанные на нем должны быть отменены.

30. Понятие, признаки и случаи правоприменения. Требования к применению права.

Правоприменение – осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Иногда в литературе правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.

Данная форма реализации права предусматривает участие государства, которое как бы запрограммировано.

Правоприменение как особая форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;

2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков. Ими обладают специальные субъекты правоприменительной деятельности. Граждане не являются субъектами данного вида деятельности, так как не наделены властными полномочиями;

3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно. Активная роль принадлежит субъекту, обладающему властными полномочиями, которые он использует в интересах другой стороны;

4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;

5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению. Посредством индивидуального акта правоприменитель осуществляет казуальное правовое регулирование общественных отношений. При этом требования абстрактной правовой нормы преобразуются в конкретные правоположения, относящиеся именно к данной ситуации. Таким образом, продолжается процесс правового регулирования, начатый правотворческим органом (должностным лицом). Он дополняется индивидуальным регулированием общественных отношений путем уточнения прав и обязанностей субъектов права, их правового положения и т. д.;

6) правоприменение всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.

Реализация права в форме правоприменения возможна в случае возникновения определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

– совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

– правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

– обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом;

– регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;

– ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;

– возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению; и др.

Правоприменительную деятельность можно классифицировать по различным основаниям:

— по органам, осуществляющим правоприменение;

— по отраслям материального права, вызывающим соответствующий вид правоприменения, и т.д.

Наибольшее теоретическое и практическое значение имеет классификация правоприменения в зависимости от выполняемых им функций, решаемых задач.

1. Оперативно-исполнительная правоприменительная деятельность (правонаделительная) заключается в реализации норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе этих норм. Устанавливаются конкретные участники, они наделяются субъективными правами, на них возлагаются юридические обязанности.

2. Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, решение дел о правонарушениях, применение правовых санкций или отказ от их применения, а также принятие специальных мер по предупреждению правонарушений в будущем. Данная деятельность осуществляется судом и иными компетентными органами.

В связи с широким и многообразным назначением правоохранительной деятельности ее подразделяют на:

— деятельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение);

– деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях;

– деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

В зависимости от органов, осуществляющих правоприменение, формы правоприменения, его целей выделяют следующие типы правоприменения: 1) судебный; 2) управленческий (правоприменитель находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, заинтересован в связи со служебным положением в вынесении решения, решение выступает как средство управления); 3) административный (правоприменитель не находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, имеет место в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений, цель — осуществление юрисдикционных функций государства в отношении граждан и организаций).

1. точное, справедливое, обоснованное и законное применение правовых предписаний, обеспечение действия права, устранении имеющегося препятствия в реализации правовых норм определенными субъектами;

2. удовлетворение интересов сторон в конкретном юридическом деле. Не всегда интересы участников правоприменительного процесса совпадают. Поэтому независимый и незаинтересованный в исходе дела правоприменяющий орган стремится к устранению социального конфликта.

Требования, предъявляемые к правоприменению: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность.

31. Стадии применения правовых норм.

Применение состоит в производстве по юридическим делам. Причём, данное производство представляет собой сложный процесс, состоящий из отдельных самостоятельных стадий.

Выделяется 3 стадии применения права:

1. Установление фактических обстоятельств;

2. Выбор и анализ нормативно-регулятивных средств;

3. Решение юридического дела.

1.Установление фактических обстоятельств. Применение права про-изводится к конкретным случаям, складывающимся из определённых фактов, которые образуют фактическую основу применения. В процессе применения властные органы имеют дело с разнообразными обстоятельствами реальной жизни. Однако их задача отграничить факты, имеющие юридическое значение для данного случая (дела) от любых других фактов, которые такого значения не имеют.

Конечно, и среди обстоятельств, образующих фактическую основу применения не все факты имеют одинаковое значение. Одни из них являются главными, другие фактами, которыми подтверждаются основные (главные) для правоприменительной деятельности (дополнительные факты). Факты во всех случаях должны устанавливаться с максимальной полнотой, быть истинными, достоверными, (не вызывающими сомнений, надёжными).

Какие конкретно обстоятельства подлежат установлению в ряде случаев прямо указывается в законе (например, статья 73 УПК РФ «Обстоятельства, подлежащие доказыванию»).

Отдельные факты, относящиеся к обстоятельствам дела не нуждаются в доказывании:

– общеизвестные или о которых известно значительному кругу лиц;

– преюдициальные – факты, которые установлены вступившим в за-конную силу судебным решением или приговором.

Обстоятельства, относящиеся к данному делу, случаю устанавливаются с помощью юридических доказательств. В частности, качестве доказательствами по уголовному делу допускаются показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, заключение и показание эксперта, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и иные документы (ст. 74 УПК РФ). 211

Особо выделяются недопустимые доказательства (ст.75 УПК РФ).

2. Выбор и анализ нормативно-регулятивных средств. Настоящая стадия складывается из ряда самостоятельных и связанных между собой операций:

а) определение отраслевой принадлежности сложившихся обстоятельств. Дело в том, что многие общественные отношения регулируются принципами, нормами различных отраслей, и, порой, довольно сложно сразу установить подведомственность дела (например, семейных отношений). Они одновременно регулируются гражданским, семейным и другими отраслями права. Поэтому следует тщательно исследовать содержание юридических правил всех отраслей права, в которых регламентируются семейные отношения;

б) сбор и анализ, как норм права, так и нормативных обобщений (правовые принципы, цели, задачи, дефиниции). Только при этом условии можно получить полное представление о состоянии урегулированности тех или иных отношений, заложить основы для проведения законной, обоснованной и справедливой правовой квалификации;

в) правовая квалификация т.е. юридическая оценка сложившихся обстоятельств. Оценка состоит в сравнении признаков факта, имеющего место в реальной действительности с признаками юридического факта, описанного в официальных правилах поведения. Но важно иметь в виду, что на этой стадии правовая квалификация носит все же предварительный характер. Окончательно она даётся при решении дела:

в) проверка подлинности и юридического действия принципов, норм права. Правоприменитель выясняет: действительно ли нормативный акт, в котором закреплены принципы, нормы права исходит от компетентного органа; соответствует ли он нормативным актам высшей юридической силы; является ли текст нормативного акта официальным, как он действует (соответственно и принципы и нормы) в пространстве, во времени, по кругу лиц. Проверку подлинности и юридического действия принято называть «высшей критикой»;

г) проверка правильности текста нормы права или «низшая критика». Для субъекта, применяющего принципы, нормы права их текст является официальным, обязательным. Содержание текста нельзя изменять, уточнять и исправлять. При «низшей критике» происходит проверка юридического текста на предмет: не допущены ли при опубликовании технические погрешности, т.е. погрешности полиграфического или машинописного порядка (опечатки, пропуски слов, неверные знаки препинания, искажение отдельных слов и т.д.).

3. Решение юридического дела, т.е. самоё применение. Когда на основе фактических обстоятельств и выбранных нормативно-регулятивных средств производится окончательная квалификация и выносится (совершается) правоприменительный акт. Применение не только логический, но и творческий процесс. В его рамках осуществляется индивидуальное правое регулирование. Решением дела применение заканчивается. О его эффективности можно судить потому, какие созданы условия для непосредственной реализации права. Если реализация субъективных прав и обязанностей при помощи индивидуального акта состоялась, граждане получили необходимые им блага, то это и есть подтверждение квалифицированной деятельности правоприменителя.

Читайте также:  Объяснительная записка в школу

2. Выбор и анализ нормативно-регулятивных средств;

К вопросу о формах реализации права Текст научной статьи по специальности « Право»

М.Ф. Орзих предложил различать такие формы реализации права, как использование, исполнение, соблюдение и применение1. Данная классификация получила признание в работах С.С. Алексеева, В.В. Лазарева, А.С. Пиголкина, Л.С. Явича и других ученых. В современной юридической литературе она по-прежнему остается наиболее актуальной.

Реализация права

Принудительное правоприменение состоит в основанной на законе деятельности властного субъекта по исполнению решения по делу. Принудительное исполнение решения происходит, когда добровольное в силу ряда причин юридического и фактического характера невозможно, либо подчиненный субъект отказался добровольно его исполнять.

Пример расчета платежей в фонды предпринимателя на патенте

Используя приведенный выше пример, рассчитаем, сколько заплатит за 11 месяцев работы индивидуальный предприниматель на патенте в Москве в 2019 году, решив открыть парикмахерскую и наняв 3 сотрудников. Предположим, что средняя зарплата работников составляет 30 000 руб.

Стоимость патента составила 49 500 руб. К этим расходам добавляются еще страховые взносы за сотрудников:

30 000 руб. × 3 сотрудника × 11 месяцев × 30,2% = 298 980 руб.

Также предприниматель должен будет заплатить фиксированные взносы за себя самого в ПФР за 11 месяцев (при условии, что он их уплачивает равномерными частями в течение года):

26 907,84 (на пенсионное страхование 29 354 / 12 × 11 мес.) + 6 310,34 (на мед.страхование 6 884 / 12 × 11 мес.) = 33 218,18 руб.

Итого траты коммерсанта на патенте на платежи в бюджет и внебюджетные фонды составят:

49 500 + 298 980 + 33 218,18 = 381 698,18 руб.

Итого траты коммерсанта на патенте на платежи в бюджет и внебюджетные фонды составят:

Ограничения для ПСН

Для работы на патенте у ИП есть несколько требований и ограничений. Условно их можно разделить на общие и частные. Общим должны следовать все предприниматели на патенте, частным — в отдельных видах деятельности.

  1. Годовой доход ИП не превышает 60 млн рублей. Если у ИП несколько патентов, считают общую выручку.
  2. До 15 сотрудников — в штате или по гражданско-правовым договорам.

Частные ограничения указаны в законе вместе со списком видов деятельности, на которые распространяется патент. Вот несколько примеров:

  1. Сдавать в аренду можно только собственные помещения ИП.
  2. Площадь торгового места или зала для общепита не должна быть больше 50 м².
  3. Точкам общепита нельзя продавать алкогольные напитки собственного производства. А чужого производства — можно.
  4. С начала 2020 года нельзя применять ПСН, если продаете лекарства или шубы и прочие изделия из натурального меха. Это товары, подлежащие обязательной маркировке. За них можно платить налог по общей системе или по УСН, а по остальным товарам оставить ПСН. С июля 2020 года то же самое начнется применительно к обуви.

Для розницы и общепита на патенте много нюансов. Если вы работаете в общепите и хотите перейти на патент, рекомендуем сначала изучить налоговый кодекс.

Региональные власти могут корректировать требования: например, устанавливать свой максимум по потенциальному годовому доходу. В законе есть ограничение в 1 млн рублей, но регионы могут увеличить его по некоторым видам деятельности.

Региональные законы можно посмотреть на странице ПСН в разделе «Особенности регионального законодательства» на сайте налоговой. Главное — переключить сайт на свой регион, если он не определился автоматически.

Для расчета патента есть специальная формула, но предпринимателям ничего вручную считать не нужно: сервис «Расчет патента» показывает точную стоимость.

Суды решили так (патентная система) («Малая бухгалтерия», № 02, 2019 г.)

[-] Если индивидуальный предприниматель продает через аптеки не только лекарственные средства, но и сопутствующие товары, и при этом не имеет патента на розничную торговлю, то он должен платить торговый сбор

Индивидуальный предприниматель получил патенты на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью в г. Москве. Департамент экономической политики и развития г. Москвы (далее — Департамент) в ходе проверки выявил, что бизнесмен осуществлял свою деятельность (продажу лекарственных средств через аптеку) на объекте, который облагался торговым сбором. Однако предприниматель не представил в налоговый орган уведомление о постановке на учет и не уплачивал торговый сбор. Об обнаруженном факте Департамент сообщил налоговикам, которые поставили предпринимателя на налоговый учет в качестве плательщика торгового сбора.

В актах Департамента в качестве вида торговой деятельности указана торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями). На основании вышеуказанных актов, вынесенных Департаментом, налоговики начислили предпринимателю торговый сбор.

Бизнесмен не согласился с доначислениями и обратился за защитой своих интересов в суд. Он считал, что не должен уплачивать торговый сбор, так как согласно п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН. Однако арбитры его не поддержали.

Суды указали, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять ПСН в отношении данного вида деятельности (подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что доходы, получаемые индивидуальным предпринимателем от осуществления розничной торговли через аптеки иными товарами, не относящимися к лекарственным средствам и препаратам, не подпадают под налогообложение в рамках ПСН по виду предпринимательской деятельности, указанному в подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Такие доходы подлежат налогообложению в рамках общего режима или упрощенной системы либо ЕНВД или ПСН при условии соблюдения требований, установленных главами 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ.

Арбитры отметили, что патент на право применения ПСН по деятельности «Занятие частной медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности», не покрывает тот вид деятельности, который в том числе осуществляется на торговом объекте (продажа товаров, не относящихся к лекарственным средствам). Соответственно, предприниматель не освобождается от уплаты торгового сбора.

Таким образом, если у предпринимателя отсутствует патент, предусмотренный подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети), то он обязан уплачивать торговый сбор с деятельности по розничной торговле иными товарами, не относящимися к лекарственным средствам и препаратам.

Арбитры отклонили довод предпринимателя о том, что наличие патента на осуществление фармацевтической деятельности освобождает его от уплаты торгового сбора. Обоснование следующее.

Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон № 61-ФЗ) к фармацевтической деятельности относится деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять ПСН.

В пункте 7 ст. 55 Закона № 61-ФЗ сказано, что аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать сопутствующие товары. К ним отнесены медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуда для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковая оптика и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

Осуществление реализации сопутствующих товаров не относится к фармацевтической деятельности, а относится (применительно к рассматриваемому случаю) к розничной торговле. При этом доходы, получаемые индивидуальным предпринимателем от осуществления розничной торговли через аптеки иными товарами, не относящимися к лекарственным средствам и препаратам, не подпадают под налогообложение в рамках ПСН по виду деятельности, указанному в подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

ПСН применяется индивидуальными предпринимателями в отношении деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом розничной торговлей в целях применения ПСН признается деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация подакцизных товаров, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).

Изучив материалы дела, суды пришли к выводу, что индивидуальный предприниматель осуществляет два вида деятельности на территории одного объекта.

Пункт 2 ст. 411 НК РФ предполагает освобождение от уплаты торгового сбора исключительно при осуществлении того вида деятельности, на которую получен патент.

Определение размера торгового сбора не зависит от количества видов деятельности, осуществляемой предпринимателем на территории одного объекта движимого или недвижимого имущества, а является платой за осуществление торговли. Поскольку предприниматель помимо фармацевтической деятельности осуществлял второй вид деятельности — розничную продажу сопутствующего товаров, то он должен был учитывать соответствующие последствия, в том числе возникновение обязанности по уплате торгового сбора за осуществление розничной торговли сопутствующими товарами (ввиду отсутствия патента на указанный вид деятельности) на территории объекта движимого или недвижимого имущества.

Арбитры отметили, что аналогичной позиции придерживаетсяи Минфин России (письмо от 27.01.2017 № 03-11-12/4167).

Суды указали, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять ПСН в отношении данного вида деятельности (подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что доходы, получаемые индивидуальным предпринимателем от осуществления розничной торговли через аптеки иными товарами, не относящимися к лекарственным средствам и препаратам, не подпадают под налогообложение в рамках ПСН по виду предпринимательской деятельности, указанному в подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Такие доходы подлежат налогообложению в рамках общего режима или упрощенной системы либо ЕНВД или ПСН при условии соблюдения требований, установленных главами 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ.

Как перейти на патентную систему налогообложения?

Для перехода на патентную систему налогообложения необходимо не позднее, чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения подать соответствующее заявление – форма 26.5 1.


1. Если Вы еще не зарегистрированы в качестве ИП, то читаем статью Самостоятельная регистрация ИП.

Код 17

«Если он будет производить разовые отгрузки, давайте так это назовем, передавать принятое вторсырье заинтересованным организациям, ему на счет будут приходить деньги. С точки зрения гражданского права – это договор разовой поставки, передачи товара для использования в коммерческих целях. Фактически даже без договора — торговые отношения состоятся», – поясняет Ольга Николаевна.

Получается, что единственное отличие от плановой оптовой торговли — это отсутствие графика. Ведь предприниматель, который работает со вторсырьем никогда не знает, сколько ему принесут, сколько он может продать и по какой цене, чтобы покрыть убытки.

«Мы оспариваем характер деятельности — продажи это или что-то другое. И не важно, есть договор или нет. Мы обращались в суд и просили — если он не прав, объясните? Ведь все предприниматели принимают за деньги и продают за деньги!», – рассказывает она.

Получается, что если решение вступит в силу, мелкие предприниматели, работающие по патентной системе и охватывающие тот рынок, который не в состоянии охватить крупные организации, потому что им всем нужны первичные документы, вымрут как класс. И работать тем же магазинам придется с крупными игроками и уже совсем по другим ценам. И это будет уже не вторичное сырье, а мусор. Можно пойти дальше и представить, что в таком случае, наша промышленность лишится ресурса, дешевого сырья.

Интересны, к слову, и нюансы по поводу стекла. Как объяснила Ольга Николаевна, на оборотной бутылке в Кировской области работает только один производитель. «Все, что относится к стеклобою, а это не только осколки стекла, но и бутылка, которая не может быть повторно вовлечена в оборот, в регионе вообще не востребовано, это необходимо вывозить на другие территории. Евгений Алексеевич заключал договоры и направлял предпринимателям в другие регионы. Но отгружал он на территории действия патента. И это ему в вину поставили: по логике налоговой, это означает, что он вел деятельность в других регионах».

По какой причине налоговики не обращают внимание на официальное письмо минфина, где четко разъяснено: в случае, если контрагент предпринимателя, применяющего патентную систему, находится в другом регионе, а вся деятельность ведется здесь, то это не является нарушением условия патента.


По какой причине налоговики не обращают внимание на официальное письмо минфина, где четко разъяснено: в случае, если контрагент предпринимателя, применяющего патентную систему, находится в другом регионе, а вся деятельность ведется здесь, то это не является нарушением условия патента.

Сроки

Заявление подается не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. Патент выдается в течение 5 дней с даты подачи заявления.

Подача заявления на получение патента возможна вместе с подачей документов на регистрацию ИП. В этом случае срок действия патента начинается с даты регистрации ИП.

Патент выдается на любой период от 1 месяца до 1 года. По окончанию срока его действия необходимо оформление нового документа – автоматически он не продлевается.

Если патент оформляется на период менее 6 месяцев, полную стоимость необходимо оплатить до окончания его действия.

Маркировка товаров: что нельзя продавать с 2020 года тем, кто работает на ЕНВД и ПСН

И что грозит нарушителям запрета о продаже маркированных изделий

    Поделиться:

С 2020 года налогоплательщикам, применяющим ЕНВД и ПСН, запрещается продавать некоторые виды товаров, подлежащих обязательной маркировке. Рассказываем, какие именно товары не смогут продавать спецрежимники и что делать тем компаниям и ИП, которые планируют всё же продолжить торговлю маркированными товарами.

С 1 января 2020 года организациям и ИП, применяющим ЕНВД и ПСН, запрещается осуществлять торговлю следующими видами продукции (п.п. 58 и 59 ст. 2 федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ):

обувными товарами (сюда относятся в том числе обувь с верхом из кожи, резиновая обувь, обувь с верхом из текстильных материалов, обувь с металлическими вставками, тренировочная, спортивная, специальная обувь и другая обувь, кроме немаркируемой обуви, которая продается в магазинах duty free – её можно будет продавать без ограничений);

Читайте также:  Как долго нужно находиться в розыске, чтобы дело закрыли?

предметами одежды, принадлежностями к одежде и прочими изделиями из натурального меха, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации (одежда и принадлежности к одежде из искусственного меха под запрет не подпадают);

лекарственными препаратами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В соответствии с новой редакцией статей 346.27 и 346.43 Налогового кодекса РФ (изменения вступают в силу с 1 января 2020 года) на ЕНВД и ПСН запрещается торговля только тремя группами маркированных товаров. Следовательно, по логике буквы закона, всеми другими товарами спецрежимники смогут торговать без ограничений.

На общих основаниях в 2020 году организации и ИП, применяющие ЕНВД и ПСН, смогут продавать следующие виды продукции:

товары, не подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации;

товары, подлежащие маркировке, но не попавшие в перечень продукции, установленный в соответствии с п.п. 58 и 59 ст. 2 федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Например, организации и ИП на ЕНВД и ПСН смогут заниматься реализацией маркированной одежды, которая изготавливается не из меха. Напомним, что к меховой одежде относятся исключительно предметы одежды из норки, нутрии, песца или лисицы, кролика или зайца, енота, овчины и иных видов натурального меха (приложение № 1 к постановлению правительства РФ от 11.08.2016 № 787).

Соответственно, вся прочая одежда, подлежащая обязательной маркировке, сможет реализовываться спецрежимниками без ограничений. В частности, плательщики ЕНВД и ПСН могут осуществлять продажу:

предметов одежды, включая рабочую одежду, изготовленных из натуральной или композиционной кожи;

блузок, пальто, полупальто, накидок, плащей, курток (включая лыжные), ветровок, штормовок и аналогичных изделий;

постельного, столового, туалетного и кухонного белья.

По новым правилам реализация маркированных обувных товаров, лекарств и меховых изделий не будет считаться розничной торговлей в целях применения ЕНВД и ПСН. Соответственно, доходы от реализации данных видов продукции будут облагаться уже не в рамках спецрежимов, а по ОСНО.

Более того, если налоговики обнаружат факт продажи маркированных товаров, плательщикам на ЕНВД и ПСН не просто доначислят налоги по ОСНО, а вообще лишат права на применение спецрежима. Проще говоря, плательщик автоматически «слетит» с ЕНВД и ПСН.

Новая редакция ст. ст. 346.26 и 346.45 Налогового кодекса РФ гласит, что если по итогам налогового периода налогоплательщиком была осуществлена реализация товаров, не относящихся к розничной торговле (в т. ч. обуви, лекарств или меховой одежды), он считается утратившим право на применение ЕНВД и ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения.

Причём на ОСНО плательщик перейдёт с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований (при ЕНВД), либо с начала налогового периода, на который был выдан патент (при ПСН). Другими словами, вменёнщик перейдет на ОСНО с начала квартала, а ИП, применяющий ПСН, – с начала года.

Поэтому у организаций и ИП на ЕНВД и ПСН, торгующих маркировкой, есть два варианта решения проблемы:

  • отказаться от реализации маркированной продукции с 2020 года;
  • перейти на другой налоговый режим (ОСНО или УСН).

Никаких специальных действий для перехода на ОСНО в целях реализации маркированной продукции плательщикам совершать не требуется. Общая система налогообложения автоматически начнёт применяться с начала того налогового периода, в котором произошла первая реализация «запрещённой» продукции.

Чтобы избежать штрафов и пеней по общей системе налогообложения, следует заранее уведомить ИФНС о переходе на её применение. Для этого вменёнщики должны подать заявление о снятии с учёта плательщика ЕНВД. Данное заявление подаётся в течение 5 рабочих дней со дня перехода на ОСНО (п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ). Заявление подаётся по форме, утверждённой приказом ФНС от 11 декабря 2012 года № ММВ-7-6/941@.

Если ИП применяет ПСН, в ИФНС требуется подать заявление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН. Заявление подаётся в течение 10 календарных дней со дня прекращения деятельности, в отношении которой применялся патент. Заявление подается по форме, утверждённой приказом ФНС от 14 декабря 2012 года № ММВ-7-3/957@.

Подав заявление, плательщики ЕНВД и ПСН считаются утратившими право на применение спецрежима и перешедшими на ОСНО.

Кроме ОСНО, в отношении реализации маркированных товаров разрешается применять и УСН. Если организации и ИП на ЕНВД и ПСН захотят перейти на УСН, в ИФНС необходимо будет направить соответствующее уведомление. Уведомление подается по форме, рекомендованной приказом ФНС России от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829@.

По общему правилу, если организации и ИП планируют перейти на применение УСН с начала 2020 года, уведомление об этом они должны направить не позднее 31 декабря 2019 года. Но если организация и ИП применяют ЕНВД, то для них действуют специальные правила перехода на УСН.

Так, применять УСН разрешается с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате ЕНВД (п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). При этом налогоплательщик должен уведомить ИФНС о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД (снятия с учёта в качестве плательщика ЕНВД).

Обратите внимание! Указанное правило не для тех организаций и ИП, кто «слетел» с ЕНВД в результате налогового правонарушения. Правило подходит только для тех плательщиков ЕНВД, которые сейчас не осуществляют продажу маркированной продукции. Если такие организации и ИП в 2020 году захотят заняться данным видом деятельности, они смогут перейти на применение УСН в течение года.

Но если плательщики ЕНВД уже продают маркированные товары, уведомление о переходе на УСН необходимо будет направить в ИФНС до 31 декабря 2019 года. В противном случае, если контролёры выявят факт реализации вменёнщиком маркированной продукции, он не только «слетит» с ЕНВД, но и утратит возможность применять УСН в 2020 году. Перейти в такой ситуации на УСН можно будет только с 2021 года.

Что касается создаваемых в 2020 году организаций и ИП, планирующих применять УСН, они должны уведомить о своем желании не позднее 30 дней с момента постановки на учёт в налоговом органе.

Недавно Минфин озвучил точку зрения, согласно которой реализация маркированной продукции не помешает применять ЕНВД (письмо от 13.11.2019 № 03-11-11/87500). Это касается случаев, когда плательщики совмещают ЕНВД и УСН.

При этом вменёнщики должны вести раздельный учёт операций, облагаемых ЕНВД, и деятельности, в отношении которой применяется УСН. То есть, в отношении реализации маркированных товаров должна применяться УСН, а по всем другим операциям – ЕНВД. В этом случае организации или ИП сниматься с учёта в качестве плательщика ЕНВД не потребуется.

Данная позиция Минфина многим налоговым экспертам видится спорной, поскольку поправки в статьи 346.26 и 346.45 Налогового кодекса РФ прямо устанавливают, что реализация маркированной продукции уже сама по себе лишит плательщика права на применение ЕНВД.

Так что прежде, чем совмещать спецрежимы, настоятельно рекомендуем налогоплательщикам тщательно всё взвесить. В любом случае с переходом на применение УСН лучше не затягивать и подать в ИФНС соответствующее уведомление до 31 декабря включительно.

P.S. 17 декабря 2019 года портал для малого бизнеса Biz360.ru и фирма «1С» провели вебинар «Маркировка одежды и обуви: риски и угрозы для розничной точки на ЕНВД». Вот видеоверсия этого вебинара:



Что касается создаваемых в 2020 году организаций и ИП, планирующих применять УСН, они должны уведомить о своем желании не позднее 30 дней с момента постановки на учёт в налоговом органе.

Можно ли применять патентную систему налогообложения при осуществлении развозной и разносной розничной торговли

В соответствии с пп. 45 и 46 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.

Исходя из п. 3 ст. 346.43 Кодекса розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 – 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях применения гл. 26.5 Кодекса к розничной торговле.

Под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы.

Нестационарной торговой сетью признается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.

К развозной торговле относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.

К разносной торговле относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек.

Статьей 346.45 Кодекса установлено, что документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который в нем указан.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, осуществляющие развозную и разносную розничную торговлю, при соблюдении положений гл. 26.5 Кодекса вправе перейти на применение патентной системы налогообложения (письмо Минфина РФ от 21 января 2013 г. № 03-11-12/04).

К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 – 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях применения гл. 26.5 Кодекса к розничной торговле.

Подаем заявление на патентную систему

Те предприниматели, которые еще не определились с выбором системы налогообложения и не успели подать заявление до 20.12.2012, могут это сделать в любое время. Для этого им необходимо подать заявление не позднее чем за 10 рабочих дней до начала применения патента. Минус в том, что такие ИП не смогут получить патент на 12 месяцев (патент может приобретаться на любое количество месяцев, но не более чем на календарный год).

Заявление может быть подано в инспекцию по месту жительства ИП лично или через представителя. Также его можно направить по почте с описью вложения или же передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При этом, если ИП изъявит желание осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в регионе, в котором он не состоит на налоговом учете, он вправе подать заявление на получение патента в любую ИФНС этого региона по своему выбору.

При направлении заявления на получение патента в инспекцию по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления. Если же оно направлено по ТКС, то заявление считается представленным в день его отправки.

Налоговики обязаны в течение 5 дней со дня получения заявления выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Пунктом 4 ст. 346.45 НК РФ установлен перечень оснований для отказа в выдаче патента. При этом указанный перечень не предусматривает такого основания для отказа в выдаче патента как нарушение срока подачи заявления на патент.

Отметим, что ФНС России разработала и утвердила Приказом от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@ рекомендуемую форму заявления на получение патента (форма N 26.5-1). Поскольку данная форма носит рекомендательный характер, ИП вправе подать заявление в произвольной форме.

Кроме того, НК РФ предусмотрена обязанность заявлять об утрате права на применение ПСН, а также о прекращении деятельности, в отношении которой применялся патент. Для этого указанным Приказом ФНС России разработаны и утверждены рекомендуемые для ИП формы N 26.5-3, N 26.5-4.

Форма патента утверждена Приказом ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-3/1014@.

Налоговики обязаны в течение 5 дней со дня получения заявления выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Пунктом 4 ст. 346.45 НК РФ установлен перечень оснований для отказа в выдаче патента. При этом указанный перечень не предусматривает такого основания для отказа в выдаче патента как нарушение срока подачи заявления на патент.

Добавить комментарий