Процедура увольнения работника за недоверие

Порядок действий при увольнении по недоверию

В связи с этим расторжение трудовых отношений на рассматриваемом основании должно быть проведено в порядке, предусмотренном статьей 193 ТК РФ. Это означает, что порядок увольнения в связи с утратой доверия:

  • Обнаружение и фиксация виновных действий работника.
  • Проведение служебного расследования.
  • Получение письменного объяснения от работника (составление акта отказа от объяснений).
  • Акт о результатах (итогах, выводах) служебного расследования.
  • Издание приказов.
  • Увольнение.
  • действия, в результате которых произошло хищение или утрата денежных и материальных ценностей, или же возникла угроза хищения/утраты;
  • взятничество.

Нюансы

По линии Интерпола разыскиваются преступники , совершившие побег и уклоняющиеся от отбывания наказания, только если они были осуждены к тюремному заключению.

В организации мероприятий может быть отказано, если в соответствии с национальными законодательными нормами страны, на территории которых предполагается их проведение, за деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый субъект, уголовная ответственность не предусматривается.

Одновременно с объявлением в розыск в подразделения погранконтроля ФСБ РФ направляется запрос на постановку на контроль преступников, находящихся в розыске .

Каким же образом обвиняемый объявляется в международный розыск?

Порядок объявления лица в международный розыск регламентирован Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (далее – Инструкцией), утвержденной приказами МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН № 333, ФТС № 971, зарегистрированной в Минюсте РФ 03.11.2006 г. № 8437.

В соответствии с п. 123 Инструкции решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

Согласно п. 130 Инструкции направляемый в НЦБ (Национальное центральное бюро) Интерпола запрос розыскного подразделения об объявлении в международный розыск обвиняемого оформляется в соответствии с требованиями Инструкции.

П. п. 135, 135.1, 135.2 Инструкции устанавливают, что в случае несоблюдения инициатором розыска требований Инструкции НЦБ Интерпола может принять решение об отказе в объявлении обвиняемого в международный розыск или о запросе у инициатора розыска дополнительной информации и материалов, о чем направляет соответствующее уведомление инициатору розыска.

Из п. 137 Инструкции следует, что в случае соответствия запроса об объявлении обвиняемого в международный розыск требованиям Инструкции НЦБ Интерпола направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации запрос о намерении запрашивать арест и выдачу скрывшегося обвиняемого. О передаче запроса в Генеральную прокуратуру Российской Федерации НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска.

Между тем, в некоторых уголовных делах наблюдается следующая картина.

Первоначально каким-нибудь оперативным сотрудником уголовного розыска, а затем следователем, в производстве которого находится уголовное дело, выносятся некие постановления об объявлении обвиняемого в международный розыск, которые, мало того, что не содержат необходимых печатей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, но и не подтверждаются направлением НЦБ Интерпола МВД РФ соответствующего запроса в Генеральную прокуратуру РФ. Указанные постановления фактически носят характер «филькиной» грамоты и не могут быть подтверждением объявления обвиняемого в международный розыск.

Стороне защиты следует иметь в виду указанный аспект и строить на этом основании правовую позицию при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке ч. 5 ст. 108 УПК РФ.

Кузнецов Евгений Алексеевич
Адвокат адвокатской палаты г. Москвы

Согласно п. 130 Инструкции направляемый в НЦБ (Национальное центральное бюро) Интерпола запрос розыскного подразделения об объявлении в международный розыск обвиняемого оформляется в соответствии с требованиями Инструкции.

Как происходит процедура объявления лица в международный розыск?

Процедура объявления в международный розыск такова: поручение передаётся из Генпрокуратуры в национальное бюро Интерпола, откуда поступает в штаб-квартиру в Лионе (Франция). Генсек Интерпола сам выносит решение об извещении государств-членов организации о розыске конкретного лица.

Сначала в Интерполе вопрос изучается. Если нет оснований для отказа (то есть человек действительно разыскивается на родине за уголовное преступление и скрывается от правоохранительных органов) — запрос удовлетворяется.

  • получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.

Особенности международного розыска по линии Интерпола

Международный розыск является одним из приоритетных направлений сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Сотрудничество между государствами в данной сфере реализуется на основе общепризнанных принципов международного права, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, добровольного выполнения государством взятых обязательств, уважения прав человека.

Международный розыск осуществляется через Международную организацию уголовной полиции (МОУП) — Интерпол. Возможности данной организации позволяют организовать розыск преступников во всемирном масштабе.

Интерпол — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участников в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Интерпол не вмешивается в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (ст. 3 Устава Международной организации уголовной полиции — Интерпола, 1956 г.).

Международный розыск по линии Интерпола проводится при посредничестве НЦБ Интерпола, которое также координирует розыскную деятельность между российскими и зарубежными странами.

Рассмотрим основные направления деятельности Интерпола.

1. Уголовная регистрация лиц в целях раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников. Она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике для идентификации преступников. Идентификационными признаками являются: демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления, особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др.

Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный характер. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников.

2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление.

3. Международный розыск лиц, пропавших без вести, который проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства — инициатора розыска.

Розыск пропавших без вести чаще всего производится в интересах родственников и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся также сведения о неопознанных трупах иностранцев.

4. Международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п.

Данная работа осуществляется в тесном сотрудничестве не только с государствами — членами организации, но и с Международным советом музеев и ЮНЕСКО — инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970).

При этом государства, участвующие в данном сотрудничестве, взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли-продажи, а при пересечении таможенных границ требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны.

На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Данная деятельность на территории России осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола при МВД России. В 2011 г. по линии Интерпола в международном розыске за правоохранительными органами России значилось 1659 обвиняемых и осужденных. Всего в базе Генерального секретариата числилось 68,2 тыс. таких лиц. В настоящее время из числа разыскиваемых по каналам Интерпола преступников 15% составляют лица, обвиняемые в совершении убийства: 19 — в совершении хищения путем мошенничества; 7% — в организации и участии в незаконных формированиях, а также лица, причастные к совершению террористических актов.

Международный розыск проводится, если в результате проведенных ОРМ и следственных действий:

  • получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.

Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрею) ОВД, направляемое в НЦБ Интерпола в России. Одновременно в запросе относительно розыска преступника за рубежом требуется сообщить: основание розыска, избранную меру пресечения, целесообразность в случае обнаружения разыскиваемого установления контроля за его передвижением, задержания и последующей экстрадиции (выдачи).

Запрос и другие необходимые материалы направляются в НЦБ Интерпола в России по почте, а в случае если необходимы безотлагательные действия, копия запроса может быть передана по факсу с последующим направлением всех материалов по почтовой связи.

Территориальные подразделения уголовного розыска могут осуществлять запросы через НЦБ Интерпола по следующим направлениям: организованная преступность, терроризм, преступления в сфере экономики, преступления против личности, запросы информации о разыскиваемых лицах, преступлениях, связанных с оружием и незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, связанных с автотранспортом, фальшивомонетничеством, подделкой документов и кражей произведений искусства.

В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола в рамках взаимодействия направляют документы следующие органы: а) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры; б) ОВД; в) территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (региональные пограничные управления, пограничные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты); г) оперативное управление ФСО России; д) территориальные органы ФСКН России; е) региональные таможенные управления и таможни; ж) территориальные органы ФСИН России; з) главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители.

Обмен информацией между НЦБ Интерпола и взаимодействующими органами осуществляется:

  • по каналам единой сети электросвязи РФ (ЕСЭ России);
  • по каналам мультисервисной телекоммуникационной сети МВД России;
  • по сети почтовой связи РФ;
  • по сети федеральной фельдъегерской связи.

Основанием для розыска иностранных граждан на территории России является официальное обращение правоохранительных органов зарубежных стран, поступающее в компетентные органы России по дипломатическим каналам и каналам Интерпола.

Запросы на проведение ОРМ силами правоохранительных органов иностранных государств в отношении лиц, причастных к совершению преступлений на территории РФ, а также о согласовании комплекса совместных мероприятий должны направляться взаимодействующими органами в НЦБ Интерпола через центральный аппарат федеральных министерств или служб, в системе которых эти органы находятся.

Международные обращения рассматриваются в следующие сроки:

  • немедленно — в течение суток со дня поступления;
  • очень срочно — в течение трех суток;
  • срочно — в течение пяти суток;
  • обычно — в течение десяти суток.

Международный розыск обвиняемых, подсудимых, осужденных, прекращается в связи с достижением цели розыска и по истечении его срока. Срок международного розыска ограничивается одним годом, но может быть при необходимости увеличен путем направления уведомления о его продлении.

Основаниями прекращения международного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи являются:

  • выдача разыскиваемого иностранным государством либо его осуждение и пребывание в местах лишения свободы другого государства;
  • задержание разыскиваемого на территории РФ;
  • обнаружение на территории РФ трупа, идентифицированного как разыскиваемый, либо получение документально подтвержденных данных о смерти разыскиваемого;
  • прекращение уголовного дела;
  • изменение меры пресечения с заключения под стражу на иную;
  • акт амнистии;
  • истечение одного года после объявления международного розыска.

При наличии оснований для прекращения международного розыска выносится постановление.

В целях эффективного осуществления международного розыска Интерпол ведет уголовную регистрацию лиц с помощью электронно-вычислительной техники и помещает в открытую часть своего сайта в Интернете сведения о лицах, в отношении которых имеются международные уведомления о розыске. В автоматизированных банках данных Генерального секретариата Интерпола имеются сведения о более 47,5 тыс. преступников, разыскиваемых правоохранительными органами стран, входящих в Интерпол.

Начиная с 2000 г. дактилоскопические карты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, объявленных в международный розыск по линии Интерпола, включаются в Федеральный автоматизированный банк данных дактилоскопической информации. Передача дактокарт осуществляется через НЦБ Интерпола. Кроме того, в НЦБ Интерпола при МВД России ведется отдельная база данных «Международный розыск лиц». В ней размешается информация об обвиняемых, осужденных, пропавших без вести лицах, объявленных в розыск по каналам Интерпола российскими правоохранительными органами.

Читайте также:  Условия страхования КАСКО по закону

Организационные вопросы сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными органами России по линии Интерпола регламентируются межведомственными нормативными актами.

Основанием для розыска иностранных граждан на территории России является официальное обращение правоохранительных органов зарубежных стран, поступающее в компетентные органы России по дипломатическим каналам и каналам Интерпола.

Беcсилие международного розыска или доставка преступников з-за границы не работает! (на рус. языке)

Авторы: Ольга Просянюк, управляющий партнер

Андриана Фозекош, помощник адвоката уголовно-правового департамента

Специально для “Юридическая практика”

В последнее время наблюдается тенденция, при которой граждане, совершившие значительные преступления и желающие избежать наказания, пытаются решить вопрос ухода от уголовной ответственности путем выезда «за границу». И «за граница» здесь упомянута не только в значении иностранного государства, но также как некий барьер для правоохранительных органов в осуществлении поиска и задержания скрывающегося лица.

За последнее десятилетие все чаще встречаются случаи, когда украинских граждан объявляют в международный розыск с целью задержания и последующей экстрадиции, но при этом, самой экстрадиции, в конечном итоге, так и не происходит.

Перед тем, как проанализировать причины невозможности осуществления экстрадиции, следует рассмотреть порядок объявления в международный розыск лиц с целью их выдачи и требования к вышеуказанной процедуре.

Для осуществления процедуры объявления в международный розыск действует система взаимодействия правоохранительных органов страны-инициатора розыска, Национального центрального бюро Интерпола страны-инициатора, Генерального Секретариата Интерпола, национальных центральных бюро стран-членов Интерпола и Национального бюро Интерпола страны, где обнаружено разыскиваемое лицо.

Чтобы объявить лицо в международный розыск с целью экстрадиции и добиться результата, необходимо пройти достаточно долгий путь и успешно выполнить все требования, предусмотренные законодательством, регламентирующим деятельность Интерпола.

В международном розыске могут находиться лица, выехавшие за пределы Украины, уклоняющиеся от уголовной ответственности и отбывания наказания за преступления, за которые в соответствии с действующим законодательством или судебным приговором, вступившим в законную силу, предусмотрено (предназначено) наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев.

Получив информацию, что разыскиваемая личность, возможно, находится за пределами Украины, правоохранительные органы направляют соответствующий запрос в Национальное центральное бюро Интерпола Украины.

В соответствии с законодательством Интерпола, есть восемь типов уведомлений (запросов), семь из которых имеют цветовую маркировку исходя из их функциональности: красный, синий, зеленый, желтый, черный, оранжевый и фиолетовый.

Запрос с целью экстрадиции называется «Red Notice» и он обязательно должен включать гарантию, что при задержании и аресте разыскиваемого лица на территории другого государства в его компетентные органы будет направлено ходатайство об экстрадиции данного лица.

Также в запросе должна быть изложена полная и объективная информация о разыскиваемом лице и информация об уголовном деле с кратким изложением совершенного противоправного деяния.

После получения Национальным бюро Интерпола запроса, «RedNotice» направляетсяв Генеральный Секретариат Интерпола.

При этом, Генеральный Секретариат должен проверить запрос на полноту необходимой информации и дать возможность Национальному бюро страны, которая подала запрос, подготовить дополнительные материалы.

Следует отметить, что Интерполу (статья 3 Конституции Интерпола)запрещается вмешиваться в делаполитического, военного, религиозного или расового характера, и Интерпол строго придерживается этого запрета.

В результате проверки данных, в случае их соответствия всем требованиям, при наличии всех оснований и доказательной базы, Генеральный Секретариат Интерпола объявляет лицо в международный розыск путем публикации информации в базе и извещения всех Национальных бюро стран-участниц в день публикации. С этого момента лицо считается объявленным в международный розыск.

После получения информации об объявлении лица в международный розыск и соответствующих данных, Национальные бюро стран-участниц обязаны известить об этом правоохранительные органы через доступные (или специально определенные) информационные системы.

Как только правоохранительные органы, к примеру Страны А, обнаруживают точное место дислокации разыскиваемого лица, готовится операция по его задержанию и фактическому аресту.

Процедура экстрадиции лица государству, на территории которого он совершил преступление, является довольно длительной и состоит из множества формальностей.

Так, в частности, после задержания разыскиваемого лица, правоохранительные органы обязаны обратиться в суд для определения дальнейшей меры пресечения. При этом, абсолютно логично, что суд удовлетворит соответствующее ходатайство до получения запроса о выдачи, поскольку без применения таких мер, лицо может сбежать и скрыться (хотя, теоретически адвокат может добиться освобождения под залог или подписку о невыезде).

Параллельно, информация о задержании лица передается в Национальное бюро Интерпола страны-инициатора розыска, в нашем случае Укрбюро Интерпола, которое уведомляет соответствующие правоохранительные органы.

С момента заключения под стражу «беглеца», страна-инициатор розыска располагает сроком не более 40 дней для передачи запроса о выдачи, а также всех документов, которые должны к нему прилагаться (однако, фактически, страна-инициатор может попросить о продлении этого срока еще на срок не более 40 дней). Весь этот процесс сопровождается многочисленной перепиской между странами.

После получения информации орган-инициатор розыска в течении 10 дней, должен направить необходимую информацию в вышестоящие правоохранительные органы на проверку. В результате правового анализа предоставленных документов, непосредственно Генеральная прокуратура Украины отправляет запрос о выдаче в органы иностранного государства.

Именно на этом этапе, после получения запроса об экстрадиции, результат всей осуществленной многоходовой процедуры может быть поставлен под угрозу.

Общепризнан факт, что выдача преступников – это право суверенного государства, а не его прямая обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.

Ответственный за принятие решения о выдаче орган запрашиваемой страны (во многих европейских странах – суд) рассматривает отсутствие или наличие обстоятельств, исключающих экстрадицию. При этом, лицо, в отношении которого принято решение применить экстрадицию, может обжаловать данные действия в судебном порядке.

В результате анализа международного законодательства, обнаружено целый ряд случаев, когда задержанное в результате розыска лицо невозможно экстрадировать, основными из которых являются:

1. если запрашивающей страной не было предоставлено всех необходимых для удовлетворения запроса материалов и доказательств;

2. истек срок давности преступления;

3. совершенное преступление не предусматривает наказания в виде лишения свободы на территории страны, в которой находится преступник;

4. запрашивающей страной не предоставлено гарантий защиты от пыток и жестокого обращения, а также неприменения к преступнику смертной казни;

5. правонарушение предусмотрено военным правом;

6. правонарушение, в связи с которым запрашивается лицо, рассматривается запрашиваемой страной как политическое или правонарушение, связанное с политическим правонарушением.

7. экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны, в которой оно находится;

8. экстрадируемым лицом получено право убежища.

Довольно часто на практике случается отказ запрашиваемой страной в экстрадиции в связи с отсутствием, по ее мнению, доказательной базы и оснований.

Но из перечисленных обстоятельств самыми интересными для рассмотрения являются последние три, поскольку именно они на практике являются наиболее частыми.

Наиболее встречающимися являются отказы в экстрадиции, связанные с получением запрашиваемым лицом гражданства страны, в которой его задержано. Это предусмотрено не только статьей 6 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года, но и национальным законодательством подавляющего большинства стран.

Политическое преследование, как уже упоминалось, запрещается еще на стадии объявления в международный розыск. Но, если Генеральный Секретариат Интерпола не признает наличие указанного обстоятельства по общепринятым правилам, то у лица есть второй шанс, что запрашиваемая страна, все же признает политические мотивы экстрадиции. При этом, «беглец» даже может повлиять на это решение, предоставив собственные доказательства и аргументы.

Изучив ситуации, связанные с экстрадицией украинских граждан, действительно большое количество отказов связанно с тем, что запрашиваемому лицу или его адвокату удалось доказать, что запрос о выдаче осуществлен по политическим мотивам.

Указанные обстоятельства тесно связаны с получением права убежища, поскольку политическое преследование является основанием для получения права убежища, а право убежища служит основанием для получения гражданства (в некоторых странах, для упрощенной процедуры получения гражданства).

При этом, следует отметить то обстоятельство, что если лицо сможет получить гражданство или признать в какой-нибудь одной стране политические мотивы преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность добиваться отмены международного розыска, ссылаясь на вышеупомянутую статью 3 Конституции Интерпола.

Таким образом, существуют основания полагать, что многочисленные препятствия для экстрадиции могут быть не только следствием ошибок страны, запрашивающей выдачу лица, но и результатом осуществленных действий в свою защиту запрашиваемого лица и его адвоката.

Подобные ситуации в многих случаях оказывают негативное влияние на борьбу с преступностью, но при этом, могут быть верным инструментом для защиты прав человека в случае неправомерного уголовного преследования и нарушения права на справедливый суд.

Специально для “Юридическая практика”

Сколько длится федеральный розыск?

Пока разыскиваемое лицо не будет найдено. Также автоматически закрывается дело, если будет установлено, что пропавший умер.

Пока разыскиваемое лицо не будет найдено. Также автоматически закрывается дело, если будет установлено, что пропавший умер.

Кто может проводить розыск?

Оперативно-розыскные мероприятия безусловно должна проводить полиция. Могут и ещё две организации: федеральная служба судебных приставов (ФССП) и федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). И больше никто.

  • в отношении подозреваемого, либо обвиняемого в совершении преступления;
  • в отношении без вести пропавшего лица;
  • в отношении лиц, которые уклоняются от прохождения военной службы;
  • в отношении должников, по которым есть исполнительное производство федеральной службы судебных приставов.

Как вообще могут разыскивать человека? Виды розыска

Розыск бывает нескольких видов:

Локальный(местный): ищут по городу, в котором человек живет, или по району.

Региональный: когда подключают сотрудников правоохранительных органов всего региона: округа, области, края.

Федеральный: человека разыскивают по всей территории страны.

Международный: ищут по всей планете, когда есть информация, что разыскиваемый пересек границу.

Обычно в региональный розыск объявляют людей, которые могли совершить преступления небольшой или средней тяжести. Если их за три месяца не нашли, розыск меняют на федеральный. Но область поиска могут расширить и раньше, если того потребует следствие.

База федерального розыска закрытая. Но если следователь решает, что публикация поможет поймать преступника, информацию откроют и разошлют в СМИ.

Разыскивать начнут, если подсудимый не пришел в суд на рассмотрение уголовного дела. Судья решает, нужно ли взять подсудимого под стражу, когда его найдут. Если да, то подсудимого арестуют на срок, указанный в постановлении. Если нет, то человека просто доставят прямиком в здание суда.

Лица объявленные в международный розыск

Особенности международного розыска

Анар Ахметова,

судья суда № 2 г. Семея

Международный розыск как правовой институт – акт международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством и международными договорами.

Международный розыск лица осуществляется через посредничество Национального Центрального Бюро Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с национальными нормативными правовыми актами.

Процедура объявления в международный розыск предполагает, что национальное следствие располагает неопровержимыми доказательствами вины того, кого она хочет найти за границей. Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в территориальный розыск.

Международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Республики Казахстан, достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами РК, получена объективная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерения выехать из Казахстана с деловой или другой целью.

Процедура объявления в международный розыск такова: поручение передается из Генеральной прокуратуры в Национальное бюро Интерпола, откуда поступает в штаб-квартиру в Лионе (Франция), Генеральный секретарь Интерпола сам выносит решение об извещении государств – членов организации о розыске конкретного лица. Сначала в Интерполе вопрос изучается, если нет оснований для отказа, то есть человек действительно разыскивается на родине за уголовное преступление и скрывается от правоохранительных органов, запрос удовлетворяется. Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, Интерполом не осуществляется.

Читайте также:  Особенности составления договора аренды авто с экипажем

Не реже двух раз в год орган – инициатор объявления обвиняемого в международный розыск проводит сверку розыскных дел на обвиняемых, осужденных, объявленных в международный розыск, с уголовными делами, по которым внесены решения о приостановлении предварительного следствия и дознания, о приостановлении производства по уголовным делам о приостановлении производства в отношении подсудимого.

Если посмотреть на практику по г. Семею, установление лица, объявленного в международный розыск, не занимает много времени, то есть уже через небольшой промежуток времени лица, объявленные в международный розыск и задержанные на территории Казахстана, доставляются в суд для рассмотрения вопроса обоснованности применения избранной меры пресечения в виде содержания под стражей, так как зачастую данная мера пресечения избирается в отсутствие подозреваемого, обвиняемого лица в силу требований ч. 4 ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса, если это лицо задержано на территории республики, при этом в отсутствие подозреваемого (обвиняемого) данная мера пресечения применяется после вынесения органом досудебного расследования постановления о квалификации деяний, которая также может быть вынесена в отсутствие подозреваемого (обвиняемого) лица.

Если лицо задержано за пределами республики, то ситуация намного сложнее, так как данное лицо, объявленное в международный розыск и задержанное за пределами республики, будет ожидать экстрадиции на родину, что занимает определенное время, иногда до года, так как согласно национальному законодательству в отношении лиц, задержанных по розыску другого государства, на территории РК применяется временное содержание лица под стражей до 40 суток с момента задержания или иной установленный соответствующим международным договором срок до поступления запроса о его выдаче (экстрадиции). После поступления запроса о выдаче разыскиваемого лица применяется экстрадиционный арест лица с целью выдачи (экстрадиции). Экстрадиционный арест в отношении подлежащего выдаче лица (экстрадиции) применяется сроком на 12 месяцев с момента задержания, а в отношении лица, запрашиваемого для приведения приговора суда в исполнение, не более чем на срок, к которому оно осуждено в запрашивающем государстве. При этом в отношении экстрадиционно арестованного срок экстрадиционного ареста может быть продлен до его фактической передачи иностранному государству по ходатайству прокурора следственным судьей районного или приравненного к нему суда в пределах максимального срока лишения свободы, предусмотренного санкцией уголовного закона иностранного государства по преступлению, в совершении которого обвиняется (подозревается) выданное лицо, если необходимо дополнительное время для организации этапирования выданного лица на территорию запрашивающего выдачу государства и рассмотрения жалобы выданного лица на постановление Генерального Прокурора РК или его заместителя о его выдаче. Уже по пересечении государственной границы начинает исчисляться срок содержания под стражей, примененный к выданному (экстрадированному) лицу в качестве меры пресечения.

Практика суда показывает, что зачастую лицо, объявленное в международный розыск, устанавливается и задерживается намного быстрее, чем лицо, находящееся в территориальном розыске, соответственно, было бы неплохо, если в Устав Интерпола можно было бы внести изменения и дополнения об объявлении каждого лица в международный розыск, а не только того лица, о ком имеются сведения о нахождении за пределами родины, так как зачастую государственную границу преступники пересекают нелегально. Примером этого может служить рассмотренное в суде № 2 г. Семея в мае-июне 2015 года применение временного содержания и экстрадицонного ареста в отношении гражданина Кыргызской Республики, который после совершения разбойного нападения в январе 2012 года у себя на родине, пересек государственную границу РК по паспорту своего брата, при этом на территории г. Семея трудоустроился, создал семью. Разыскиваемый был задержан миграционной службой УВД г. Семея при проверке ими регистрации иностранных лиц на территории г. Семея.

Особенности международного розыска

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности в числе прочих являются осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, установление имущества, подлежащего конфискации.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности в числе прочих являются осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, установление имущества, подлежащего конфискации.

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности в числе прочих являются осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, установление имущества, подлежащего конфискации.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Как их разыскивает полиция?

Полковник полиции Валерий Красильников: «Каждого пятого преступника нам приходится ловить по два и даже более раз»

Что ни день, то из небытия всплывают криминальные истории пяти-, а то и десятилетней давности. «Задержан убийца, скрывавшийся от следствия 20 лет». «Пойман неплательщик алиментов, бегавший от правосудия, пока его сын был несовершеннолетним». Получается, преступников у нас ловят не только по «горячим» следам. А отвечают за розыск преступников сотрудники Управления организации оперативно-разыскной деятельности Главного управления уголовного розыска МВД России. Это направление курирует заместитель начальника главка полковник полиции Валерий КРАСИЛЬНИКОВ. Как ищут сегодня в России беглых преступников, он рассказал «МК».

Фото: Наталия Губернаторова

Круговорот преступников в природе

— Валерий Владимирович, для начала поясните, пожалуйста, что означает понятие «федеральный розыск»?

— Федеральный розыск означает проведение на территории Российской Федерации мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также без вести пропавших граждан. Только сразу оговорюсь: преступником человека может назвать только суд. Мы разыскиваем лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Для этого в системе органов внутренних дел созданы специализированные разыскные подразделения, которые не только непосредственно устанавливают местонахождение преступников, но и координируют работу по данному направлению всех служб полиции. Кроме того, мы оказываем содействие Федеральной службе исполнения наказания в задержании осужденных лиц.

— Сколько лиц обвиняемых, подозреваемых, подсудимых объявляется в розыск ежегодно?

— В среднем в России ежегодно объявляется в розыск около 100 тысяч человек. На величину данного показателя влияет большое количество факторов. Это и общее состояние криминогенной обстановки в стране, и изменение в действующем законодательстве, и складывающаяся судебная практика, и др. Например, в связи с увеличением суммы неуплаченных государству налогов, необходимой для привлечения к уголовной ответственности, после 2009 года много дел было прекращено. Что касается результативности разыскной работы, то мы оцениваем ее по двум показателям: удельный вес преступников, которых мы разыскали в текущем году, и снижение остатка разыскиваемых лиц. Если называть цифры по первому показателю, то в 2009 году задержали 104 тысячи из 129 объявленных в розыск, в 87 из 110 тысяч, в прошлом году — 77 из 99 тысяч. Как видите, находим мы ежегодно около 80% подозреваемых и обвиняемых. Что касается второго показателя, то и он свидетельствует о повышении эффективности работы органов внутренних дел: за последние три года число разыскиваемых преступников уменьшилось на 10 тысяч человек.

— А по подозрению в совершении каких преступлений обычно разыскиваются граждане?

— Чаще всего скрываются от правоохранительных органов люди, обвиняемые в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, потому что им, как правило, избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Нередки случаи, когда мы задерживаем этих людей, доставляем к дознавателям, следователям или в суд, а им вновь избирается, допустим, подписка о невыезде. Они опять скрываются, и их опять объявляют в розыск. В результате около 20% лиц мы разыскиваем два и более раза.

Что касается лиц, задержанных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то в отношении их, как правило, избирается мера пресечения в виде ареста. В розыск они объявляются только в тех случаях, когда им удается скрыться от следствия еще до того момента, когда была установлена их причастность к совершенному преступлению. Например, в ходе предварительного следствия выясняется, что какой-то гражданин совершил убийство и скрылся. В соответствии с действующим законодательством данное лицо объявляется в федеральный розыск, а при наличии оснований — в международный. Таковых из общего числа разыскиваемых чуть более 10%. В их числе (если называть конкретные цифры за прошлый год) 845 убийц, почти полторы тысячи разбойников, 2 с половиной тысячи лиц, нанесших тяжкий вред здоровью, 143 человека разыскивается за похищение людей.

Насильник спрятался в «горячей точке»

— Где чаще всего пытаются скрыться разыскиваемые? Бегут за границу?

— Нет. Чаще всего скрываются в России. Уезжают в другой регион на заработки или к друзьям, знакомым. Если есть родственники в ближнем зарубежье, то могут поехать к ним. Сейчас, я думаю, будет сложнее разыскивать преступников, скрывшихся на территории Белоруссии и Казахстана, ведь после создания Таможенного союза для выезда в эти страны не требуется никаких документов, даже загранпаспорта. А оттуда можно уехать куда угодно, например, в другие страны СНГ или в государства с безвизовым режимом.

Читайте также:  Разрешено ли курение в многоквартирном доме?

— А если преступник будет задержан за границей, будет ли он выдан Российской Федерации?

— Существуют международные конвенции и межгосударственные договоры, которые определяют механизм выдачи преступников, совершивших преступное деяние на территории другого государства. Основным постулатом этих правовых актов является то, что практически ни одна страна не выдает своих граждан, какое бы преступление они ни совершили, будучи за границей. В этом случае запрашивается уголовное дело и человек осуждается и отбывает наказание у себя на родине. Вместе с тем, если где-либо будет задержан разыскиваемый иностранец, то, как правило, он выдается стране, инициировавшей международный розыск. Исключение составляют случаи, когда та или иная страна видит в инкриминируемых преступных деяниях (в силу своих государственных приоритетов, национальных или религиозных традиций) политический подтекст. В этом случае она оставляет за собой право не выдавать преступника. Яркие примеры — Березовский, Закаев, в выдаче которых Великобритания отказывает, несмотря на то что они разыскиваются за совершение особо тяжких преступлений.

— Преступники меняют паспорта, внешность, маскируются?

— Бывает и такое. Но чаще в кино. В обычной жизни все гораздо более рутинно и просто. В моей практике был случай. В 19 лет парень совершил изнасилование. Пока его проверяли на причастность к преступлению, принимали решение об избрании меры пресечения, он скрылся и был объявлен в федеральный розыск. А он (как выяснилось потом) по поддельному военному билету устроился контрактником в армию, повоевал в Чечне, получил орден Мужества, боевые медали. Потом вернулся жить в район, соседний с тем, где им было совершено преступление, женился по военному билету, у него родился ребенок. Через 10 лет с помощью нашего источника мы узнали, что это тот самый разыскиваемый за изнасилование. Задержали его, сейчас он осужден. Изнасилование — тяжкое преступление и не имеет сроков давности. Поэтому даже если бы сотрудники полиции нашли его тогда, когда ему исполнилось 90 лет, он также был бы задержан, и суд был бы обязан вынести ему обвинительный приговор. Потому что у нас имелись все доказательства того, что это именно он совершил противоправное деяние.

— Усугубляется ли ответственность преступника, если он так долго скрывается от правосудия?

— Ответственность за любое преступление определяется судом, который обязан учитывать характер самого деяния, его тяжесть, смягчающие и отягчающие обстоятельства, меру содействия следствию. Кроме того, необходимо понимать, знал или не знал человек о том, что его ищут, что он объявлен в федеральный розыск. В Казани мы разрабатывали в свое время банду, совершавшую разбойные нападения. Настоящая, сплоченная, крепкая и сильная шайка. Когда установили всех ее участников и стали задерживать, человек пять или шесть ударились в бега. Мы их вылавливали по всей России: в Москве, где они грабили дипломатов, Ульяновске и других городах. Ряд преступников был уже осужден, а двоих организаторов задержать никак не удавалось. Их задержали под Казанью после совершения очередного разбойного нападения на чету пенсионеров: преступники сбросили их в подвал, и чуть не изнасиловали внучку. Совершали они все это, зная, что их ищут по всей стране. В их случае приговор суда, конечно, был суровым — оба были приговорены к 14 годам лишения свободы.

Ищите с женщиной!

— Поможет ли снятие отпечатков для загранпаспортов у всех граждан, которое сейчас вводится, процедуре розыска?

— Если по отпечаткам пальцев рук мы сможем идентифицировать какого-либо преступника, привлечь его к уголовной ответственности, то, значит, эта процедура имеет смысл. Более того, если бы у нас при рождении каждого ребенка брался анализ ДНК, то нам было бы проще идентифицировать пропавших людей, лиц, оказавшихся в беспомощном состоянии, жертв техногенных и природных катастроф и, конечно, преступников.

— Каковы задачи сотрудников оперативных подразделений полиции при осуществлении розыска преступников?

— В отличие от кино в профессии сыщика-разыскника нет никакой романтики, сплошная рутина. Не каждый опер сможет работать именно в разыскном подразделении. Здесь нужно иметь определенное упорство, сноровку, коммуникабельность. Может быть, именно поэтому значительную часть сотрудников этих подразделений составляют женщины. Например, в Марий Эл работает кандидат мастера спорта по дзюдо Логинова Татьяна, которая считается лучшим разыскником республики. У нее просто дар к этой работе. Она плетет вокруг преступника целую паутину, постепенно выясняет все: где он обитает, чем дышит, и сама задерживает.

— Скажите, а какие-то еще подразделения кроме уголовного розыска занимаются розыском преступников в масштабе всей страны? Или весь груз лежит целиком на вас?

— Полиция не отказывается ни от чьей помощи, будь то представители волонтерских организаций или даже обычные граждане. Но задача найти и задержать человека, подозреваемого в совершении того или иного преступления, возлагается в целом на все органы внутренних дел. И не важно, как он попал в полицию. Допустим, вот вызван человек на допрос в качестве потерпевшего, после проверки всех данных выясняется, что он разыскивается за мошенничество какое-нибудь или за уклонение от уплаты алиментов. Всё: следователь его обязан задержать. Как раз на ум пришел интересный случай из моей практики. В милицию от мужчины поступило сообщение о грабеже. Через полчаса — еще одно, от другого уже. Потом через пару часов — от третьего. И так получилось, что все потерпевшие в какой-то момент оказались в одном помещении, у нас в УВД. И вы можете себе представить такую картину: они стали тыкать друг на друга пальцами и кричать: «Вот же он! Он меня ограбил». Оказалось, что эти трое обокрали друг друга средь бела дня, и надо же быть настолько уверенными в собственной безнаказанности, в том, что их никто не заметил, не сможет опознать, что они решили даже прийти написать заявление в дежурную часть!

— Их сразу на месте и арестовали?

— В последнее время часто можно услышать в СМИ о проводимой на территории Российской Федерации операции «Розыск». Действительно ли она приносит такой положительный результат, как о нем пишут в прессе?

— Да. Хотя она и проводится всего два раза в год («операция» по определению не может идти круглый год), ее результаты очень позитивны. Поправлю: она проводится не только в России, это межгосударственная операция, она идет на территории государств — участников СНГ. В этом году по итогам операции нами задержано более 6 тысяч лиц, находящихся в российском розыске за совершение преступлений, и около 200 преступников, скрывающихся в РФ, чтобы избежать наказания, грозящего им в странах СНГ. Это граждане Украины, Узбекистана, Армении, Азербайджана и ряда других. Кроме того, немаловажным фактором успеха является и тот момент, что сама процедура розыска между странами СНГ ведется по упрощенной схеме. У нас единые базы данных, налажены прямые контакты между полицейскими подразделениями, отработаны механизмы взаимодействия при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Это, конечно, играет положительную роль в нашей работе.

— Валерий Владимирович, скажите, что делать обычному гражданину, если вдруг он увидел на улице человека, находящегося в розыске? Допустим, узнал по развешанному на досках объявлений фотороботу?

— Бежать в полицию! Ни в коем случае не пытаться самостоятельно предпринимать какие-то меры, задерживать или еще что. Можно, конечно, запомнить, куда он зашел или в какую машину сел. Но здесь тоже нужно быть предельно осторожными. Преступник всегда ждет «облавы», он всегда начеку, как волк. А простой, неподготовленный человек легко себя выдаст, если будет пытаться его долго выслеживать.

Сколько стоит беглец?

— Полагается ли какое-то вознаграждение человеку, обнаружившему место обитания, предположим, разыскиваемого серийного убийцы?

— В Америке за каждого преступника назначается цена (к примеру, «стоимость» самого разыскиваемого — главы мексиканского наркокартеля «Синалоа» по кличке Крошка составляет 5 млн. долларов США), поэтому там розыском преступников занимаются и государственные, и частные структуры. Люди имеют право сами задерживать, стрелять в преступника. В России таких законов нет. Но тем не менее органы внутренних дел все равно пытаются каким-то образом поощрить добровольных помощников: это и почетные грамоты, и премии, и ценные подарки.

— А полицейские получают денежное вознаграждение?

— Редко, ведь розыск и поимка преступников — это обязанность сотрудника полиции, в этом и состоит наша каждодневная работа.

— Существуют международные конвенции и межгосударственные договоры, которые определяют механизм выдачи преступников, совершивших преступное деяние на территории другого государства. Основным постулатом этих правовых актов является то, что практически ни одна страна не выдает своих граждан, какое бы преступление они ни совершили, будучи за границей. В этом случае запрашивается уголовное дело и человек осуждается и отбывает наказание у себя на родине. Вместе с тем, если где-либо будет задержан разыскиваемый иностранец, то, как правило, он выдается стране, инициировавшей международный розыск. Исключение составляют случаи, когда та или иная страна видит в инкриминируемых преступных деяниях (в силу своих государственных приоритетов, национальных или религиозных традиций) политический подтекст. В этом случае она оставляет за собой право не выдавать преступника. Яркие примеры — Березовский, Закаев, в выдаче которых Великобритания отказывает, несмотря на то что они разыскиваются за совершение особо тяжких преступлений.

Живи там хорошо и никогда не возвращайся

Интерпол и федеральный розыск для меня могут оказаться историей на всю жизнь. Ситуация может измениться, пожалуй, только в случае смены власти в России, когда произойдёт глобальный пересмотр статей экономических преступлений и как минимум переквалификация мошеннических статей в предпринимательские.

Из уголовки в административку не переквалифицируют, но зато предпринимательские статьи не подразумевают меры пресечения в виде лишения свободы. Да и всякие амнистии периодически объявляют. С другой стороны, я для властей понятийно — скрывающийся от следствия, то есть злостный преступник, поэтому меня же, *****, надо обязательно посадить.

Меня все ******* [достали] вопросами про срок давности. Срок давности работает тогда, когда ты совершил преступление в прошлом, а узнали об этом очень поздно и теперь думают, возбуждать или нет.

В моём случае дело было возбуждено сразу же, хотя момент совершения преступления даже не указан. Там в доказательство кражи денег приложены две платёжки на иностранные компании. Это оплата по услугам для моей компании — там суммы на несколько сотен тысяч долларов — а они считают, что это доказательство кражи. Там не то что сумма не бьётся — там вообще ничего не бьётся. СК изъяли все документы компании, но других доказательств у них нет. И не будет, потому что кражи не было.

Даже если бы с меня сняли все обвинения и больше не разыскивали, вряд ли бы я вернулся в Россию. Был бы не против туда ездить, но не хочу там жить, потому что теперь я знаю, как может быть. Опять-таки, вернулся бы, если бы сменилась власть. Моя политическая позиция абсолютно не приемлет того, что там происходит.

Даже если бы с меня сняли все обвинения и больше не разыскивали, вряд ли бы я вернулся в Россию. Был бы не против туда ездить, но не хочу там жить, потому что теперь я знаю, как может быть. Опять-таки, вернулся бы, если бы сменилась власть. Моя политическая позиция абсолютно не приемлет того, что там происходит.

Значение слова «розыск&raquo

РО́ЗЫСК , -а, м. 1. Действие по знач. глаг. разыскать—разыскивать.

МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ , –ая, –ое. 1. Относящийся к сношениям между народами, странами. Международная политика. Международное право. Международный обзор.

Добавить комментарий