Что такое землеустройство

Принципы и функции землеустройства

Вся деятельность, касающаяся землеустроительных работ, регламентируется законодателем, а обеспечивают исполнение норм и порядка проведения землеустройства службы кадастра и специалисты, имеющие соответствующее образование. Ведь землеустройство очень сложный вид деятельности, который в итоге предлагает некоторые данные, выступающие основой для формирования кадастрового реестра и работы данных органов в целом.

  • законность, а именно обеспечение гражданам их законных интересов и прав, исполнение принятых законов данной сферы;
  • основная направленность должна быть осуществлена в сторону экономической составляющей всей системы в целом;
  • обеспечение однообразия применения методов землеустройства на всех территориях;
  • постоянный учёт направления развития рассматриваемой сферы;
  • учёт показателей экологической устойчивости земель, а также их пригодности для длительного использования;
  • стабильность, обеспечиваемая в сфере землепользования;
  • соотношение участков, а также оптимальность их использования;
  • обеспечение устойчивости участков к метеорологическим условиям и их изменениям;
  • осуществление специальной агроклиматической оценки участков, а также зонирования территорий;
  • защита территорий, изъятие участков, которые были загрязнены или стали по иным причинам непригодны для дальнейшего использования;
  • определение и учёт устанавливаемых экологических требований.

При реализации деятельности по землеустройству в первую очередь необходимо учитывать именно эти принципы, только после этого нужно брать в расчёт особенности отдельных территорий.

Помимо принципов, важно определять и функции рассматриваемого вида деятельности, так как они взаимосвязаны и применяются в совокупности:

  1. Внутрихозяйственные. Они направлены на установление особенностей участков, их исследование, определение границ, их защиту, а также формирование схем и планов. Одновременно происходит реализация принятой земельной реформы, а именно осуществляется обеспечение рационального использования земель и их охрана.
  2. Отраслевая. Это функция реализуется в отношении участков, не имеющих сельскохозяйственного назначения, например, исследование транспортных связей или наделов промышленности.
  3. Территориальная. Она направлена на то, чтобы обеспечить реализацию принципов и правил землеустройства на всех участках и во всей экономической сфере, так как она охватывает большее количество объектов.

Данные функции тесно сопряжены с задачами, которые выполняются за счёт их применения, а также принципами, на которых деятельность землеустроителей обязательно должна основываться в самом процессе работы.


Помимо предложенных методов, возможно также осуществление дополнительных мероприятий, которые повышают эффективность землеустроительной работы. К ним относят следующие: освоение каких-либо новых территорий, улучшение имеющихся земельных наделов, их развитие и повышение экологичности, а также разработка разного рода проектов, направленных на максимально эффективное использование участков. Всё это в совокупности повышает результативность рассматриваемого вида деятельности.

Что такое землеустройство? Цели, виды, методы и задачи землеустройства

Что делает государство для сохранения родных земель и как контролирует их использование? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к такому всеобъемлющему понятию как землеустройство. Выясним что такое землеустройство, каковы цели и задачи землеустройства, а также узнаем с помощью каких методов осуществляется землеустройство.

Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ – одним своим названием говорит нам о своем содержании, и уже в первой статье раскрывает понятие землеустройства: «Землеустройство – это мероприятия по изучению земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства».
Простыми словами – землеустройство это все то, что касается использования земель и ее ресурсов, в том числе измерение земельных участков, которые выделяются государством в целях разумного и эффективного использования. Ведь земля – это самое основное богатство государства. От того, какими способами об этом богатстве будут заботиться зависят практически все аспекты уровня жизни человека, начиная от здоровья и экологии и заканчивая земледелием и недропользованием.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – сис­те­ма пра­во­вых, эко­но­мических и ин­же­нер­но-тех­нических дей­ст­вий и ме­ро­прия­тий по уст­рой­ст­ву тер­ри­то­рии.

Тер­мин поя­вил­ся в Рос­сии в 1906 году, с на­ча­лом сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы. Землеустройство в РФ – сис­те­ма ме­ро­прия­тий по изу­че­нию со­стоя­ния зе­мель, пла­ни­ро­ва­нию и ор­га­ни­за­ции их ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны, об­ра­зо­ва­нию но­вых и упо­ря­до­че­нию су­ще­ст­вую­щих объ­ек­тов землеустройства и ус­та­нов­ле­нию их гра­ниц на ме­ст­но­сти, ор­га­ни­за­ции ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния гра­ж­да­на­ми и юри­дическими ли­ца­ми зе­мель­ных уча­ст­ков для осу­ще­ст­в­ле­ния сельскохозяйственного про­изводства, а так­же по ор­га­ни­за­ции тер­ри­то­рий, ис­поль­зуе­мых об­щи­на­ми ко­рен­ных ма­ло­численных на­ро­дов Се­ве­ра, Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка РФ.

Объ­ек­ты землеустройства: тер­ри­то­рии субъ­ек­тов РФ, тер­ри­то­рии му­ни­ци­паль­ных и др. административно-территориальных об­ра­зо­ва­ний, тер­ри­то­ри­аль­ные зо­ны, зе­мель­ные уча­ст­ки, а так­же час­ти ука­зан­ных тер­ри­то­рий, зон и уча­ст­ков. За­да­чи землеустройства: из­ме­не­ние гра­ниц и оп­ре­де­ле­ние гра­ниц объ­ек­тов землеустройства, ог­ра­ни­чен­ных в ис­поль­зо­ва­нии; пре­дос­тав­ле­ние и изъ­я­тие зе­мель­ных уча­ст­ков; пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ис­поль­зуе­мых гра­ж­да­на­ми и юри­дическими ли­ца­ми зе­мель­ных уча­ст­ков для осу­ще­ст­в­ле­ния сельскохозяйственного про­изводства; вы­яв­ле­ние на­ру­шен­ных зе­мель и зе­мель, под­верг­ших­ся не­га­тив­ным воз­дей­ст­ви­ям; про­ве­де­ние ме­ро­прия­тий по вос­ста­нов­ле­нию, кон­сер­ва­ции, ре­куль­ти­ва­ции и за­щи­те зе­мель от не­бла­го­при­ят­ных воз­дей­ст­вий.

Современное землеустройство на­прав­ле­но на ре­гу­ли­ро­ва­ние зе­мель­ных от­но­ше­ний и ор­га­ни­за­цию пол­но­го и ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны зем­ли как сред­ст­ва про­изводства, опе­ра­ци­он­но­го ба­зи­са и при­род­но­го ре­сур­са, а так­же как не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва. Эко­но­мическая сущ­ность землеустройства – пол­ное со­от­вет­ст­вие форм и эле­мен­тов ор­га­ни­за­ции тер­ри­то­рии (пло­щадь, раз­ме­ще­ние, кон­фи­гу­ра­ция, струк­ту­ра зе­мель­ных уча­ст­ков, их гра­ни­цы) по­треб­но­стям и фор­мам ор­га­ни­за­ции и по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти об­щественного про­изводства, тех­но­ло­гии вы­пол­не­ния про­из­водственных про­цес­сов на зем­ле.

По­ря­док про­ве­де­ния землеустройства ус­та­нав­ли­ва­ет­ся фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми (например, «О зем­ле­уст­рой­ст­ве», 2001 год), за­ко­на­ми и ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми субъ­ек­тов РФ. Юри­дические ли­ца или ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли мо­гут про­во­дить лю­бые ви­ды ра­бот по землеустройству без специальных раз­ре­ше­ний, ес­ли иное не пре­ду­смот­ре­но фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми. Землеустройство про­во­дит­ся по ини­циа­ти­ве упол­но­мо­чен­ных ис­пол­нительных ор­га­нов государственной вла­сти, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, соб­ст­вен­ни­ков зе­мель­ных уча­ст­ков, зем­ле­поль­зо­ва­те­лей, зем­ле­вла­дель­цев или по ре­ше­нию су­да. Ут­вер­ждён­ный про­ект землеустройства пе­ре­но­сит­ся в на­ту­ру с за­кре­п­ле­ни­ем на ме­ст­но­сти ме­же­вы­ми зна­ка­ми.

Изу­че­ние со­стоя­ния зе­мель, на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го пла­ни­ру­ют­ся ос­таль­ные зем­ле­уст­ро­ительные ме­ро­прия­тия, вклю­ча­ет: поч­вен­ные, гео­бо­та­нические и др. об­сле­до­ва­ния с це­лью вы­яв­ле­ния тер­ри­то­рий, под­вер­жен­ных не­га­тив­ным воз­дей­ст­ви­ям (эро­зии, под­то­п­ле­нию, за­бо­ла­чи­ва­нию, за­гряз­не­нию, за­ра­же­нию и др.); гео­де­зические и кар­то­гра­фические ра­бо­ты; оцен­ку ка­че­ст­ва зе­мель, в т. ч. бо­ни­ти­ров­ку почв; ин­вен­та­ри­за­цию зе­мель для уточ­не­ния или ус­та­нов­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния объ­ек­тов землеустройства и их гра­ниц, для вы­яв­ле­ния не­ис­поль­зуе­мых или ис­поль­зуе­мых не по це­ле­во­му на­зна­че­нию объ­ек­тов и др.

Раз­ли­ча­ют тер­ри­то­ри­аль­ное землеустройство и внут­ри­хо­зяй­ст­вен­ное землеустройство. Тер­ри­то­ри­аль­ное землеустройство вклю­ча­ет об­ра­зо­ва­ние но­вых и упо­ря­до­че­ние су­ще­ст­вую­щих зем­ле­вла­де­ний и зем­ле­поль­зо­ва­ний, а так­же ме­же­ва­ние объ­ек­тов землеустройства. Об­ра­зо­ва­ние но­вых и упо­ря­до­че­ние су­ще­ст­вую­щих объ­ек­тов землеустройства про­во­дят­ся при из­ме­не­нии гра­ниц объ­ек­тов землеустройства, в т. ч. в це­лях уст­ра­нения не­дос­тат­ков в их рас­по­ло­же­нии (вкли­ни­ва­ния, вкра­п­ли­ва­ния, из­ло­ман­но­сти и др.); вос­ста­нов­ле­нии гра­ниц объ­ек­тов землеустройства; пре­дос­тав­ле­нии зе­мель­ных уча­ст­ков гра­ж­да­нам и юри­дическим ли­цам; изъ­я­тии (в т. ч. пу­тём вы­ку­па) зе­мель­ных уча­ст­ков; со­вер­ше­нии сде­лок с зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми и в др. слу­ча­ях пе­ре­рас­пре­де­ле­ния зе­мель.

Ме­же­ва­ние со­сто­ит в ус­та­нов­ле­нии на ме­ст­но­сти гра­ниц объ­ек­тов землеустройства, за­кре­п­ле­нии их ме­же­вы­ми зна­ка­ми и оп­ре­де­ле­нии их ко­ор­ди­нат. Внут­ри­хо­зяй­ст­вен­ное землеустройство яв­ля­ет­ся ос­но­вой ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны зе­мель кон­крет­ной сельскохозяйственной ор­га­ни­за­ции. Оно вклю­ча­ет раз­ме­ще­ние про­из­водственных под­раз­де­ле­ний и хо­зяйственных цен­тров, ма­ги­ст­раль­ных внут­ри­хо­зяйственных до­рог; ор­га­ни­за­цию сис­те­мы се­во­обо­ро­тов; уст­рой­ст­во тер­ри­то­рий се­во­обо­ро­тов, мно­го­лет­них на­са­ж­де­ний, па­ст­бищ и се­но­ко­сов; про­ве­де­ние рас­чё­тов эко­ло­гической, эко­но­мической и со­ци­аль­ной эф­фек­тив­но­сти про­ек­та. На ос­но­ве про­ек­та внут­ри­хо­зяйственного землеустройства обес­пе­чи­ва­ет­ся вне­дре­ние сба­лан­си­ро­ван­ных сис­тем зем­ле­де­лия, про­ве­де­ние куль­тур­тех­ни­че­ских ра­бот, аг­ро­ле­со­ме­лио­ра­тив­ных, гид­ро­ме­лио­ра­тив­ных и др. ме­ро­прия­тий, на­прав­лен­ных на по­вы­ше­ние и со­хра­не­ние пло­до­ро­дия почв.

До­ку­мен­ты, под­го­тов­лен­ные в ре­зуль­та­те про­ве­де­ния землеустройства, ис­поль­зу­ют­ся при пе­ре­рас­пре­де­ле­нии зе­мель, а так­же для ве­де­ния государственного зе­мель­но­го ка­да­ст­ра и мо­ни­то­рин­га зе­мель. В про­цес­се раз­ра­бот­ки про­ек­тов землеустройства и на их ос­но­ве оп­ре­де­ля­ют­ся ком­пен­са­ци­он­ные пла­те­жи при пе­ре­рас­пре­де­ле­нии и изъ­я­тии зе­мель­ных уча­ст­ков для государственных или му­ни­ци­паль­ных нужд; ус­та­нав­ли­ва­ют­ся убыт­ки и по­те­ри сельскохозяйственного про­изводства и лес­но­го хо­зяй­ст­ва при тех же дей­ст­ви­ях; рас­счи­ты­ва­ют­ся стои­мо­ст­ные по­ка­за­те­ли эк­ви­ва­лент­но­го и не­эк­ви­ва­лент­но­го об­ме­на зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми в хо­де зе­мель­но­го обо­ро­та; го­то­вят­ся зем­ле­уст­ро­ительного де­ла с ус­та­нов­ле­ни­ем стои­мо­ст­ных ха­рак­те­ри­стик зе­мель­ных уча­ст­ков, вы­став­ляе­мых на аук­цио­ны, и др.

Зем­ле­уст­ро­ительное де­ло вклю­ча­ет в се­бя зем­ле­уст­ро­ительную до­ку­мен­та­цию в от­но­ше­нии ка­ж­до­го объ­ек­та землеустройства и др. ма­те­риа­лы, ка­саю­щие­ся это­го объ­ек­та. К ви­дам зем­ле­уст­ро­ительной до­ку­мен­та­ции от­но­сят­ся: ге­не­раль­ная схе­ма землеустройства тер­ри­то­рии РФ; схе­мы землеустройства тер­ри­то­рий субъ­ек­тов РФ, му­ни­ци­паль­ных и др. административно-территориальных об­ра­зо­ва­ний; схе­мы ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны зе­мель; про­ек­ты тер­ри­то­ри­аль­но­го и внут­ри­хо­зяй­ст­вен­но­го землеустройства; ма­те­риа­лы ме­же­ва­ния объ­ек­тов землеустройства; кар­ты (пла­ны) объ­ек­тов землеустройства; про­ек­ты улуч­ше­ния сельскохозяйственных уго­дий, ос­вое­ния но­вых зе­мель, ре­куль­ти­ва­ции на­ру­шен­ных зе­мель, за­щи­ты зе­мель от не­га­тив­ных воз­дей­ст­вий; ма­те­риа­лы гео­де­зических и кар­то­гра­фических ра­бот, поч­вен­ных, гео­бо­та­нических и др. об­сле­до­ва­ний; ре­зуль­та­ты оцен­ки ка­че­ст­ва и ин­вен­та­ри­за­ции зе­мель; кар­ты и ат­ла­сы со­стоя­ния и ис­поль­зо­ва­ния зе­мель. Све­де­ния о землеустройстве но­сят от­кры­тый ха­рак­тер, за ис­клю­че­ни­ем све­де­ний, со­став­ляю­щих государственную тай­ну, и све­де­ний, от­но­сящих­ся к лич­но­сти соб­ст­вен­ни­ков зе­мель­ных уча­ст­ков, зем­ле­поль­зо­ва­те­лей, зем­ле­вла­дель­цев или арен­да­то­ров зе­мель­ных уча­ст­ков.

Читайте также:  Взыскание при банкротстве страховщика в Новосибирске

В боль­шин­ст­ве стран ми­ра про­во­дят­ся ме­ро­прия­тия по уст­рой­ст­ву тер­ри­торий, од­на­ко тер­мин «землеустройство» не при­нят. В анг­лоя­зыч­ных стра­нах ис­поль­зу­ют тер­ми­ны «land use planning» (пла­ни­ро­ва­ние ис­поль­зо­ва­ния зе­мель); «land ma­na­gement» (управ­ле­ние зе­мель­ной соб­ствен­но­стью); «land survey» (ме­же­ва­ние, зе­мель­ная съём­ка), под­ра­зу­ме­вая кон­крет­ные зем­ле­уст­ро­ительные дей­ст­вия. Близ­ки­ми, но не рав­но­знач­ны­ми «землеустройству» тер­ми­на­ми яв­ля­ют­ся французский «aménagement foncier» и немецкий «Flur­berei­ni­gung».

В стра­нах Западной Ев­ро­пы, США и Ка­на­де зем­ле­уст­ро­ительные дей­ст­вия ис­то­ри­че­ски тес­но свя­за­ны с зе­мель­ным ка­да­ст­ром в свя­зи с ре­ги­ст­ра­ци­ей зе­мель­ных уча­ст­ков и иных объ­ек­тов не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва и сде­лок с ним. Еди­ный ка­да­ст­ро­во-зем­ле­уст­ро­ительный про­цесс ак­ку­му­ли­ро­вал в се­бе б. ч. зем­ле­уст­ро­ительных ра­бот, и зем­ле­уст­ро­ительное про­изводство не вы­де­ле­но в отдельную от­расль. Во мно­гих стра­нах зем­ле­уст­ро­ительными дей­ст­вия­ми, свя­зан­ны­ми с различными съём­ка­ми ме­ст­но­сти, со­став­ле­ни­ем карт, про­изводством из­ме­ре­ний, за­ни­ма­ют­ся служ­бы, ве­даю­щие зе­мель­ным ка­да­ст­ром или гео­де­зи­ей и кар­то­гра­фи­ей.

Землеустройства при этом ор­га­ни­зу­ют ор­га­ны ис­пол­нительной вла­сти различного уров­ня (государственного, ре­гио­наль­но­го, ме­ст­но­го) в за­ви­си­мо­сти от сво­ей ком­пе­тен­ции. Зем­ле­уст­ро­ительные ра­бо­ты в боль­шин­ст­ве за­ру­беж­ных стран вклю­ча­ют: пла­ни­ро­ва­ние ис­поль­зо­ва­ния зе­мель в различных административно-территориальных об­ра­зо­ва­ни­ях; ор­га­ни­за­цию ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны зе­мель на ос­но­ве государственных, ре­гио­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных про­грамм и ме­то­дов государственного управ­ле­ния зе­мель­ны­ми ре­сур­са­ми; про­ве­де­ние ра­бот по ме­же­ва­нию зе­мель; про­ве­де­ние зем­ле­уст­ро­ительных ра­бот, свя­зан­ных с со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем зем­ле­вла­де­ний и зем­ле­поль­зо­ва­ний; уст­рой­ст­во зе­мель сельскохозяйственного на­зна­че­ния. Смотрите так­же Зе­мель­ный ко­декс РФ.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – сис­те­ма пра­во­вых, эко­но­мических и ин­же­нер­но-тех­нических дей­ст­вий и ме­ро­прия­тий по уст­рой­ст­ву тер­ри­то­рии.

Федеральный закон “О землеустройстве”

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ
“О землеустройстве”

Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве”

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Земельное право

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы в установленном порядке.

Организация и порядок проведения землеустройства

Ст. 5 ФЗ устанавливает п олномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства:

    • установление порядка проведения землеустройства;
    • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;
    • принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;
    • установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;
    • организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства;
    • и др. полномочия.

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ “О геодезии и картографии”. Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения всех других землеустроительных действий.

Нет времени читать статью?

А вот юридические лица и ИП, использующие участки для своих коммерческих целей, могут организовывать землеустройство без получения специальных разрешений. Между заказчиком и компанией, осуществляющей услуги по анализу и измерению наделов, заключается соответствующий договор.

Землеустроительные работы. Виды и основания для проведения. Организация процесса и выполнение.

10 июня 2020 года, 15:49 просмотров: 497

Землеустроительные работы – очень популярная тема. В основном для юридических лиц, однако физиков тоже затрагивает. Мы решили более подробно рассказать о том, что включает в себя понятие «землеустроительные работы», как они проводятся и каков результат проведения таких работ.

  1. Что такое «землеустроительные работы»? Виды работ.

Начнем с того, что землеустроительные работы – это работы по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению уже существующих объектов землеустройства и установлению местоположения их границ на местности.

Поговорим сегодня о таких землеустроительных работах, которые включают в себя проведение работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений, внесению изменений и снятию с учета сведений о границах:

1) Охранных зон особо охраняемых природных территорий.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут также создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

2) Санитарно-защитных зон.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объектов в штатном режиме. При решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с требованиями статей 19, 23 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ границы зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны) отображаются в схеме территориального планирования муниципального района, генеральных планах поселений.

Информация об установленных границах санитарно-защитных зон, их графическое изображение содержится в составе проектов санитарно-защитных зон, держателями которых являются отдельные юридические лица.

Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы представляются или направляются в уполномоченный орган правообладатели объекта, застройщиком, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.

3) Охранных зон волоконно-оптической линии связи и линий передачи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 г. №578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования (далее – ЗОУИТ). Для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, – в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.

Границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи, расположенных в городах и других населенных пунктах, определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии. Конкретные параметры охранных зон таких линий связи в каком-либо акте не установлены.

4) Территориальных зон.

Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Сведения о местоположении границ территориальных зон могут вноситься в ЕГРН на основании карт (планов) объектов землеустройства, составленных в результате выполнения землеустроительных работ в рамках государственных либо муниципальных контрактов (договоров), заключенных до 11.01.2018, по описанию местоположения указанных границ, без составления землеустроительного дела и включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также без проведения государственной экспертизы землеустроительной документации.

5) Водоохранных зон.

Водоохранные зоны также относятся к ЗОУИТ. В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377 утвержден порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения.

Читайте также:  24 июня будет нерабочим днем

Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 164.

6) Охранной зоны газораспределительных сетей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.

Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.

Охранные зоны газораспределительных сетей устанавливаются в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», и утверждаются постановлением правительства Оренбургской области № 1112-П от 18.11.2011 г. «Об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки» Постановление Правительства Оренбургской области является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету и государственной регистрации заявителем обременений в ЕГРН.

7) Охранной зоны объекта электросетевого хозяйства.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. При этом границы охранной зоны определяются сетевой организацией (владельцем этих электросетевых комплексов), которая обеспечивает их дальнейшее согласование с уполномоченным органом (Ростехнадзором).

Использование территорий, находящихся в зоне объектов электросетевого хозяйства, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.

Установление границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», и внесение сведений о них в ЕГРН осуществляется в соответствии с указанным постановлением.

Более подробно о каждом из видов землеустроительных работ, которые предоставляет наша Компания мы говорим в разделе «Услуги».

  1. Цели и основания для проведения землеустроительных работ.

Отметим, что организация таких работ – это процесс, направленный на урегулирование отношений, касающихся земли.

Продолжительность таких работ может не осуществляться долгие годы, и собственники земельных участков обычно не имеют острой необходимости их проводить. Выполняется ряд земельных задач, на основе которых собираются данные.

Однако, они являются очень важной процедурой.

Когда может понадобиться проведение землеустроительных работ?

  • собственникам земельных участков, когда встает вопрос об изменении границ участка;
  • при продаже или отчуждении земельных участков (а также наследство, дарения, перераспределение угодий, входящих в общую долевую собственность и так далее);
  • при восстановлении нарушенных со временем границ;
  • установление территориальных зон, санитарно-защитных зон и так далее.

Сегодня мы говорим о последней причине.

Такие работы проводятся по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и собственников земельных участков.

Дело в том, что охранные зоны, зоны с особыми условиями использования территории устанавливаются на определенной территории, например, в береговой линии у водоема, вдоль линий электропередач или вблизи промышленных объектов, и предполагают ограничения в использовании такой землей. Такая зона считается установленной с момента внесения сведений в ЕГРН.

В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Также в таких зонах ограничивают или запрещают размещение и использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Обобщённо можно сказать, что целью проведение землеустроительных работ является:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов, расположенных на территории проведения таких работ;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания животного и растительного мира.

3. Организация и выполнение землеустроительных работ.

В соответствии с частью 12 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” в редакции ФЗ от 27.12.2019 N 455-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 01 января 2020 года установлена ЗОУИТ, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о таких ЗОУИТ вправе направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление кадастрового учета, документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ, в целях обеспечения внесения данных в срок не позднее 1 января 2025 года.

Обычно выделяют три этапа землеустроительных работ:

  1. Подготовительный этап. Это планирование, подготовка и оформление договорной документации, технического задания. А также – сбор необходимых исходных материалов, их анализ, получение всевозможных разрешений доступа.
  1. Полевой. обязательно включает топографическую съемку всех наземных и подземных объектов, предварительную обработку результатов для проектирования геодезических опорных, съемочных и специального назначения сетей.
  1. Камеральный. Это этап – работа с полученными данными. Сюда входит и оценка результатов и составление топографического плана, согласование с органами уполномоченными на это.

Остановимся немного поподробнее.

1)Геодезическая съемка, при её необходимости, которую осуществляет геодезист.

2)Запрос сведений ЕГРН в виде кадастрового плана территории. Запрос такой делает кадастровый инженер или помощник кадастрового инженера.

3)Получение от заказчика необходимой исходной документации, которая подвергается тщательному анализу и обработке.

4)Подготовка в электронном и бумажном виде текстового и графического описания местоположения границ охранных зон, перечня координат характерных точек границ охранных зон. Данные работы также выполняет кадастровый инженер.

5)Согласование подготовленных документов с заказчиком и после этого согласование с органами Ростехнадзора и местного самоуправления. Получение решения о согласовании.

6)Передача документа, содержащего текстовое и графическое описание местоположения границ охранных зон в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» для внесения в ЕГРН.

7)Внесение сведений в ЕГРН и получение информационного письма с учетными номерами внесенных в ЕГРН сведений.

  1. Результат проведения землеустроительных работ.

Завершающим этапом работ является получение правильно оформленной документацией, которая будет передана в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН. Это могут быть:

  • схемы по использованию и охране земли;
  • графической и описательной части, в описательной части находятся сведения об участке, полученные в процессе проведения процедуры, графическое изображение – это чертёж земельного участка с указанием геодезических знаков;
  • картографические материалы, с указанием состояния земель, их режим использования, данные зонирования территории;
  • проекты по улучшению и развитию земель, решения о необходимости проведения рекультивации и других работ.

Вся подготовленная в результате землеустроительных работ документация, сформированная по результатам работ, подлежит согласованию с государственными органами и внесению в землеустроительное дело.

Необходимо отметить, что вся согласованная документация вносится в Государственный фонд данных, который формируется из землеустроительных дел и является собственностью Российской Федерации.

Заключение

Компания «Региональный кадастровый центр» специализируется на землеустроительных работах и имеет значительный опыт в выполнении таких работ. Нам доверяют крупнейшие организации области и страны.

Наши инженеры – геодезисты, кадастровые инженеры, архитектор и инженеры – проектировщики, картографы – это профессиональная команда, нацеленная на достижение высоко результата.

Мы со своей стороны гарантируем ответственный подход к делу и высокий качественный уровень выполнения работ.

Наши инженеры – геодезисты, кадастровые инженеры, архитектор и инженеры – проектировщики, картографы – это профессиональная команда, нацеленная на достижение высоко результата.

Что такое землеустройство?

На территории Российской Федерации действует несколько законодательных актов, а именно, ЗК РФ и Федеральный закон «О землеустройстве», в которых дано чёткое определение этому понятию. В соответствии с ними землеустройство — это мероприятия по охране, изучению, организации и планированию рациональной эксплуатации имеющихся земельных ресурсов юр. лицами и гражданами страны. Они направлены на то, чтобы упорядочить существующие участки и сформировать новые, установив их границы на местности. Кроме этого, в рамках данных мероприятий выполняется планирование той местности России, где проживают коренные малочисленные народы Дальнего Востока, Сибири, а также Севера.

Читайте также:  Внешний долг России – сколько и кому должно государство?

  • обеспечить максимально грамотное и оптимизированное использование земель при осуществлении различных видов работ не только юрлицами, но и физическими лицами;
  • разработать мероприятия, направленные на улучшение состояния угодий, восстановления нарушенных территорий и освоение земельных участков, которые в эксплуатацию введены не были.

Землеустройство — что это такое

Землеустройство — это совокупность событий, направленных на руководство аграрными ресурсами. Регламентируется законодательством и существует с целью рационального использования, восстановления, а также защиты земельных территорий. Помимо этого, изучает состояние наделов, обеспечение правильной эксплуатации, разрешение проблем с юридической точки зрения.


Землеустроительные мероприятия предусматривают и включают в себя следующие социальные показатели:

Землеустройство. Организация и порядок проведения

Землеустройство – комплекс мероприятий по

    • изучению состояния земель,
    • планированию и организации рационального использования земель и их охраны,
    • описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства,
    • организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также
    • по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 68 ЗК РФ).

Объекты землеустройства – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Согласно ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В соответствии со ст. 4 ФЗ основаниями проведения землеустройства являются:

    1. решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
    2. договоры о проведении землеустройства;
    3. судебные решения.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами (например: изменение границ земельных участков; выявление нарушенных или подверженных эрозии земель; рекультивация и консервация нарушенных земель и др.).

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений:

    1. составляющих государственную тайну;
    2. относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами (Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве”), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Землеустройство – комплекс мероприятий по

Землеустройство – это что такое? Основы и виды землеустройства

Среди богатств, которыми владеет и распоряжается человек, ключевую роль играет земля. От того, насколько люди бережно к ней относятся, рационально ее используют, обеспечивают ее защиту, во многом зависит благосостояние населения.

Среди богатств, которыми владеет и распоряжается человек, ключевую роль играет земля. От того, насколько люди бережно к ней относятся, рационально ее используют, обеспечивают ее защиту, во многом зависит благосостояние населения.

44. Землеустройство (понятие, виды, землеустроительный процесс)

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный — для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический — для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой — для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

Принципы

Землеустройство – это мероприятия по исследованию, мониторингу, анализу территорий, направленные на их сохранность и правильное использование человеком. Основными факторами з/у считают:

  • эксплуатацию и аренду участков, находящихся в коммунальной, государственной, частной собственности;
  • владельцы, а также имеющие право распоряжаться землей должны охранять, улучшать участок;
  • сельхоз районы более приоритетны, чем наделы иного целевого назначения, поэтому их перераспределение или перевод может осуществляться крайне редко;
  • нарушение законодательства запрещено – это касается самовольного захвата, отсутствия системы и хозяйственности в эксплуатации, порчи земельных угодий, а также халатное отношение к охранным мероприятиям земель;
  • решение природоохранных задач в первую очередь;
  • геологические изыскания для получения информации по природным эколого-хозяйственным свойствам территории, экологической устойчивости отдельных частей;
  • соблюдение нормативных актов и других законодательных документов;
  • комплексный анализ производственной территории;
  • эффективность, основанная на трех составляющих: экономической, социальной, экологической;
  • стабильность эксплуатации.

Наука, основанная на этих принципах, приносит понимание влияния человека на земельные ресурсы, обучает его правильным взаимоотношениям с природными комплексами.

Отрасль з/у включает создание соответствующей документации:

Добавить комментарий