Структуры жизнеобеспечения города: что входит

Город как система. Сфера жизнеобеспечения города. Транспорт, инженерные системы, жилье, сфера обслуживания.

Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают такие службы, входящие в состав транспортного комплекса, как: транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т. п. Важную роль в жизни города играют объекты внешнего транспорта: железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который состоит из жилищного хозяйства и коммунального хозяйства.

Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупные подсистемы:

Системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;

Общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

Город как система. Планировочная структура города.

Планировочная структура строительства города – это совокупность функциональных зон и планировочных элементов, связанных между собой в единое целое транспортной сетью, сетью центров жилых районов и микрорайонов, сетью зеленых насаждений и мест отдыха, а также инженерными коммуникациями. Планировочные структуры различают по форме плана. Наиболее древние города имеют планировочную структуру в виде прямоугольной сетки. Такая планировка города получила название гипподамовой структуры. Она применялась в Древнем Египте, Шумере, Ассирии, в Китае, Древнем Риме и Греции; в современных городах – в Вашингтоне, Нью-Йорке, в новых городах Европы и Азии: Чандигархе, Тольятти, Бразилиа, а также в новых районах исторических городов.

Регулярный план города может быть построен на основе восьмиугольной или шестиугольной сетки. К таким городам принадлежат Канберра в Австралии, Тулуза ле Мирай во Франции. Сетчатые структуры могут быть регулярными на основе модуля и нерегулярными. Регулярные и радиально-кольцевые структуры характерные для городов Средневековья. Практически все самые крупные города Европы в начале своего развития имели радиально-кольцевую структуру, например, Амстердам, Милан, Париж, Краков, Киев, Москва и др. Впоследствии, в более крупных городах, с нарастанием транспортных проблем, радиально-кольцевая структура превращалась в сетчатую.

Для крупных и крупнейших городов важным является тип структур, который можно назвать смешанной структурой. Эта структура соединяет элементы сетчатых и радиально-кольцевых систем, которые могут накладывается одна на другую или могут размещаться в разных районах города.

33.Типология городов.В зависимости от выполняемых функций можно выделить города: индустриальные центры; транспортные центры (порты, крупные железнодорожные узлы); научные города; курортные города; административные центры; города, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства.По численности населения выделяют города: города делятся на малые (до 50 тысяч жителей), средние (50—100 тысяч), большие (100—250 тысяч), крупные (250—500 тысяч), крупнейшие (500 тысяч — 1 миллион) и города-миллионеры (свыше 1 миллиона жителей).По составу города России обладают следующими чертами: Распространены монофункциональные города, занятые только одним делом. Особенно многочисленные узкоспециализированные промышленные центры. Большое их количество создано в годы индустриализации. Это часто такие города, которые можно назвать городами-поселениями или малыми городами, численностью до 100 тыс. человек. Многочисленные “сельские города”, имеющие сельское происхождение и сельскую сущность. Развивая городские функции, они сохраняют и предыдущие сельские. Сохраняются сельские черты в застройке, планировке, образе жизни жителей. На начало 1998 года 14,2% от общего числа городов (то есть 156) насчитывали менее 12 тыс. жителей, а 26 из них имели даже менее 5 тыс. жителей. На этот период 1/5 часть малых городов “недотягивала” до установленного законодательством городского критерия людности, хотя они считались по статусу городами.

34. Экономико-географическое положение городов.Экономико-географическое положение (ЭГП) города – положение относительно объектов, имеющих экономическое значение. Его следует отличать от физико-географического положения (положения в сетке географических координат, относительно природных объектов, которые могут и не иметь экономического значения). Для городов особенно важна такая составляющая ЭГП, как транспортно-географическое положение, т.е. положение относительно транспортных путей.Различается несколько типов ЭГП – центральное, периферийное, приграничное и др. Можно выделить также несколько иерархических уровней ЭГП: макро-, мезо-, микроположение. ЭГП каждого города имеет некоторые характерные черты: историзм, индивидуализирующая роль, интегральность и др.В общем, ЭГП – это сложное, диалектичное, многокомпонентное понятие. Оно чрезвычайно важно для географии городов. В тоже время имеется и ряд недостатков: трудность количественной оценки, неоднозначная реализуемость для конкретных городов (хорошее ЭГП – необходимое, но недостаточное условие для развития города).

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Структуры жизнеобеспечения города: что входит

Пупырев Е.И.
СИСТЕМЫ жизнеобеспечения городов.

Год издания: 2006

Количество страниц: 247

В монографии, подготовленной генеральным директором ОАО «МосводоканалНИИпроект», доктором технических наук, профессором Е. И. Пупыревым, рассмотрены основы проектирования систем жизнеобеспечения городов, таких как водоснабжение и водоотведение, управление отходами, управление параметрами гидрографической сети, экологический мониторинг. Описаны общие подходы, методы анализа и проектирования объектов инженерной инфраструктуры, приведены примеры разработки конкретных технологий и устройств. Оценивается влияние систем жизнеобеспечения на качество городской среды.

Монография может быть рекомендована специалистам в области городского управления и проектирования инженерных систем, а также студентам и аспирантам при изучении дисциплин по специальностям «Инженерная защита окружающей среды» и «Комплексное использование и охрана водных ресурсов».

Монография подготовлена под патронатом Российской муниципальной академии.

Сегодняшняя система жизнеобеспечения любого мегаполиса есть результат стихийного, часто волюнтаристского и очень редко планомерного, научно обоснованного развития. Принципиально важно, чтобы инженерные системы в городах создавались на основе инженерного опыта поколений, с использованием методов системного анализа, новых технологий науки и промышленности. В некоторых областях, таких как водоснабжение и канализация, ландшафтная архитектура, Россия занимает достойное место в мире; в других, например, индустриальной переработке отходов, комплексном водопользовании, управлении качеством городской среды, делаются только первые шаги. Монографии в этой области в России появились всего несколько лет назад как следствие обсуждения данных вопросов на конференции «Проблемы управления качеством городской среды», превратившейся в ежегодный форум специалистов по инженерному обустройству городских систем жизнеобеспечения.

Коллектив ОАО «МосводоканалНИИпроект», возглавляемый автором монографии, более 65 лет проектирует системы жизнеобеспечения городов. На базе проектных работ по конкретным инженерным системам сложилась целая отрасль научного знания в части системного анализа и синтеза систем жизнеобеспечения.

В монографии рассмотрены вопросы разработки научно-технических программ в жилищно-коммунальном хозяйстве, детализированы технические и информационные аспекты управления жизнеобеспечением городов, описаны конкретные инженерные системы.

В первой и второй главах разрабатываются стратегические вопросы развития инженерных коммуникаций систем, таких как водоснабжение, управление отходами. Дается характеристика современных городов, структуры систем жизнеобеспечения, описываются типичные инженерные системы, их количественные и качественные характеристики, стандарты комфортного проживания, определяются критерии оп­тимальности инженерных систем, приводятся некоторые сведения из опыта проектирования и строительства. Рассмотрены общесистемные вопросы проектирования городских инженерных систем и стратегия их развития, состояние и перспективы развития систем водоснабжения России, децентрализованных систем управления отходами в городах. Особое внимание уделено разработке принципов интегрированного управления водопользованием. Анализируется влияние инженерных систем на качество городской среды, московский опыт проектирования конкретных городских систем, перспективы их модернизации и прогноз раз­вития. Описывается построение федеральной целевой программы снабжения населения России питьевой водой.

Третья глава посвящена проблемам водоснабжения и водоотведения. Рассматриваются как технические, так и организационно-экономические аспекты проблемы водоснабжения. Описываются методы проектирования очистных сооружений городских водопроводных станций для повышения санитарно-гигиенической надежности водоснабжения населения. Формулируются направления перспективных научных исследований в области водоснабжения. Изучаются экономические аспекты внедрения европейских стандартов качества питьевой воды в России.

В четвертой главе рассмотрены вопросы проектирования систем управления отходами. Наряду с описанием процесса и результатов проектирования конкретных заводов и установок по переработке отходов разработаны принципы и методы проектирования систем управления отходами различной морфологии.

В пятой главе описаны системы отвода и очистки поверхностного стока в городах. Рассмотрены вопросы формирования качества территориального стока, организации отвода и очистки территориального стока в Москве. Анализируются методы функционального зонирования городов, проектирования систем водопользования, структура и содержание целевой комплексной программы восстановления и реабилитации водоемов и малых рек Москвы. Подробно рассмотрены инженерные методы реабилитации элементов городской гидрографической сети, а также ее структуры в целом.

Шестая глава посвящена описанию методов и структуры системы сбора и промышленной переработки снега с городских магистралей. Построенная в Москве комплексная система снегоуборки не имеет аналогов в мире, она получила высокую оценку специалистов городского хозяйства в России и за рубежом. Элементы системы, такие как снегоплавильные камеры, тиражируются в городах России, например, в Санкт-Петербурге и Уфе.

Наконец, в седьмой главе приведены сведения об общих подходах к проектированию общих и ведомственных систем мониторинга качества окружающей среды в городах, включая атмосферный воздух, водные объекты, зеленые насаждения. Материал основан на данных системы экологического мониторинга Москвы, первая очередь которой разрабатывалась под руководством автора.

Появлением монографии автор обязан десяткам специалистов городского хозяйства Москвы, Российской Академии наук, Российской муниципальной академии, чьи знания и опыт использовались при проектировании и строительстве систем жизнеобеспечения столицы – одного из самых комфортабельных городов мира.

Количество страниц: 247

Системы жизнеобеспечения

Создание СЖО особенно актуально при экономическом освоении территорий с экстре­мальными природными условиями и привлечении туда на работу людей по контракту на опре­деленный срок, оговоренный контрактом. СЖО включает в свою сферу как самого работника, так и его семью, остающуюся на месте постоянного проживания или в базовом городе. СЖО должна охватывать не только период пребывания человека в экстремальных условиях, но и время до отъезда туда (период профессиональной подготовки, психологического и медицин­ского отбора, обеспечение семьи социально-бытовыми удобствами на время отсутствия главы семьи) и после окончания срока работы в экстремальных условиях (обеспечение работой по специальности, жильем повышенной комфортности и т.д.). Особенно остро стоят эти вопросы, если работник переезжает с семьей с постоянного места жительства в новый базовый город, откуда периодически отправляется «вахтовать». При этом возникает проблема опережающего по сравнению с освоенными районами социально-бытового обустройства трудящихся и их семей в базовом городе и последующего предоставления жилья на «материке».

Администраторы СЖО должны привлекать квалифицированных специалистов —физио­логов, врачей, психологов, социологов, экономистов, архитекторов, географов, экологов и др., хорошо знакомых с обстановкой в конкретном экстремальном районе, для окончательного решения вопроса о длительности пребывания там здорового человека, о характере снятия пси­хологических и физических нагрузок в трудовом коллективе, необходимом типе питания, оде­жды, жилища, защите от кровососущих членистоногих.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

  • Семья
  • Системы экспертные

Администраторы СЖО должны привлекать квалифицированных специалистов —физио­логов, врачей, психологов, социологов, экономистов, архитекторов, географов, экологов и др., хорошо знакомых с обстановкой в конкретном экстремальном районе, для окончательного решения вопроса о длительности пребывания там здорового человека, о характере снятия пси­хологических и физических нагрузок в трудовом коллективе, необходимом типе питания, оде­жды, жилища, защите от кровососущих членистоногих.

Что относится к структурам жизнеобеспечения

Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения при наступлении чрезвычайных обстоятельств является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности. Государство заботится о российских и иностранных гражданах, а также лицах без гражданства, которые временно проживают на территории РФ. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов РФ несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС (Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Сфера жизнеобеспечения.

Она включает разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жилье, сферу обслуживания), которые обеспечивают жизнь населения и функционирование экономической базы.

Читайте также:  Организационно-правовые формы юридических лиц

Социальная инфраструктура ориентированна на удовлетворение потребностей городского населения в различных видах обслуживания – в образовании, лечении, отдыхе, покупках продовольственных и промышленных товаров, пошиве обуви и одежды, ремонте бытовой техники, квартир и т.д. Набор видов услуг, оказываемых населению. Чрезвычайно широк, в связи с чем эта сфера имеет много отраслей. Распределение учреждений и предприятий обслуживания по территории города зависит от частоты их посещения жителями города и от характера услуг. [Лаппо Г.М. «География городов. Геоурбанистика», стр. 29]. Таким образом, структура культурно-бытового обслуживания строится по ступенчатой схеме:

Повседневное обслуживание (жилой микрорайон): детские сады, ясли, школа, магазины повседневного пользования, аптеки, мастерские по мелкому ремонту одежды и обуви, парикмахерские и т.п.

Периодическое обслуживание (жилой район): магазины, предприятия бытового обслуживания, рестораны, кафе, кинотеатры, поликлиники, библиотеки, отделения связи и пр.

Эпизодическое обслуживание (город): здания общественных организаций, торговые центры, театры, концертные залы, вузы, выстовочные залы, больницы и т.д.

В пригородной зоне: пляжи, рестораны, рыболовные и охотничьи домики, дома отдыха и пр.

Ступенчатость – это принцип, смысл которого в обеспечении наилучшего обслуживания населения. [Перцик Е.Н. «География городов. Геоурбанистика», стр. 254-256]

Жилой фонд, удовлетворяющий одну из основных потребностей людей в жилище, формируется в соответствии с динамикой и структурой населения, которые в свою очередь сильно зависят от типа, возраста и географического положения города. Жилище, жилые образования (микрорайоны и районы) многое определяют в условиях и образе жизни людей. От состояния жилой среды, ее планировочных, технических, гигиенических и эстетических свойств зависит во многом качество города как формы территориальной организации населения.

Транспорт связывает все части города между собой и каждую из них – с центром, обеспечивает взаимодействие всех городских подсистем. Необходимость в транспорте возникает при достижении городом достаточно больших размеров, в то время как малый город можно назвать городом пешеходов. Чем больше город, тем больше видов транспорта в нем используется. В малых и средних городах в качестве основного вида транспорта принимается автобус, в больших городах наряду с автобусом – троллейбус, а при наличии концентрированного потока 6-8 тыс пассадиров в час пик в одном направлении – трамвай. [Перцик Е.Н. «География городов. Геоурбанистика», стр. 258]. В городах-миллионерах к наземным видам транспорта – трамваю, автобусу, троллейбусу – присоединяется подземный – метрополитен.

Обеспечение города транспортом и организация в нем движения – одна из острейших проблем в городах. Возрастание транспортных потоков требует создания системы мощных, обладающих большой пропускной способностью многополосных магистралей. Эти транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно, подобно глубоким каньонам, рассекают его, осложняя взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обладающих заслуживающей сохранения исторической средой, устройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий. [Лаппо Г.М. «География городов. Геоурбанистика», стр. 30]

Нормативные затраты времени на передвижение от мест проживания до мест работы для 90% пассажиров в один конец не должны превышать 40 минут в крупнейших и крупных городах и 30 минут в остальных городах. Достижение этих норм весьма затруднено и фактические затраты времени в большинстве случаев значительно выше. [Перцик Е.Н. «География городов. Геоурбанистика», стр. 257-258]

Важным видом городского и пригородного транспорта стал личный автомобиль. С одной стороны, это удобно, так как позволяет совершать поездки «от двери до двери». С другой стороны – резко ухудшается состояние окружающей среды, поскольку автомобильный транспорт – основной загрязнитель городского воздуха. Кроме того, чрезвычайно обострилась проблема стоянок, для которых в затесненных городах, где земля очень дорого стоит трудно найти для них площади.

Наряду с транспортом инженерное обеспечение жизнедеятельности города включает системы водо- и энергоснабжения, очистки сточных вод, мусороудаления и утилизации отходов. Современный крупный город обладает сложными инженерными сетями и сооружениями, обеспечивающими производственными процессами и жизнедеятельностью людей. Без транспорта и инженерного оборудования была бы невозможной достигнутая в современных городах-гигантах концентрация людей и производства. Все подсистемы города взаимосвязаны и развиваются в соответствии друг с другом. В то же время город как система отличается эластичностью. Соответствие его подсистем не носит жесткого характера. В результате естественного и механического движения населения обновляется. Трудоспособные жители работают не только в пределах города, но и в пригородной зоне. Экономическая база привлекает на работу загородников, которые могут составлять 15-20% общего числа занятых на предприятиях и учреждения города. Часть звеньев транспортной и инженерной инфраструктуры (аэропорты, сортировочные станции, станции аэрации и водопроводные, мусороперерабатывающие заводы и городские свалки и т.д.) обычно располагаются за городской чертой. Инженерные городские сети (электроснабжения, газоснабжения и др.) охватывают и территорию пригородов. [Лаппо Г.М. «География городов. Геоурбанистика», стр. 29 – 31]

Ступенчатость – это принцип, смысл которого в обеспечении наилучшего обслуживания населения. [Перцик Е.Н. «География городов. Геоурбанистика», стр. 254-256]

Правила поведения

Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Первоочередное жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Подготовка территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасностей для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2.2.4 обеспечение продуктами питания в зоне чрезвычайной ситуации; обеспечение питанием в зоне ЧС: Производство, транспортирование, хранение и распределение продуктов питания для удовлетворения потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации.

Лекция 2. Теория и практика развития города как система жизнеобеспечения населения

Города являются жизнестойкими образованиями.

Жилищно-коммунальное хозяйство как система жизнеобеспечения города

Жилищно-коммунальное хозяйство города – это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. В состав жилищно-коммунального хозяйства входит комплекс предприятий различных подотраслей: ремонтно-строительных, транспортных, энергетических, эксплуатационных и других.

Традиционно в составе жилищно-коммунального хозяйства выделяются: жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями; дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт; теплоэнергетическое хозяйство; газовое хозяйство; инженерные коммуникации и системы связи; водопроводно-канализационное хозяйство; предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений; электроснабжение и уличное освещение; зеленое хозяйство; зона отдыха, парки, бассейны; памятники, исторические комплексы; гостиничное и банно-прачечное хозяйство; службы обеспечения и контроля экологический обстановки в городе; благоустройство; объекты социальной сферы и бытового обслуживания.

В нынешних условиях часть перечисленных объектов и сфер может не входить в систему городского хозяйства по форме собственности или отраслевой принадлежности. Три большие группы объектов в системе жилищно-коммунального хозяйства представляют особую сложность в управлении: жилой фонд и объекты социальной сферы; системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения; сфера обслуживания предприятий и инженерных систем.

Сфера обслуживания инженерных систем города включает в себя выполнение работ по эксплуатации: внешних и внутренних систем электроснабжения; внутренних систем теплоснабжения; внешних систем водоснабжения и водоотведения; жилищного фонда и нежилых помещений; систем вентиляции и кондиционирования воздуха; систем пожарно-охранной сигнализации; систем наружного освещения; систем инженерной защиты территорий. Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов требует большой организационно-управленческой работы, четкого планирования и контроля за расходованием средств, выделяемых из городского бюджета на соответствующие цели [1].

Коммунальное хозяйство города огромно и многофункционально. В него входят системы инженерного жизнеобеспечения: водоснабжение и водоотведение, тепло-, энерго-, газоснабжение, благоустройство придомовых территорий (уборка, сбор и вывоз твердых бытовых отходов) и территорий (уборка улиц, строительство, уличное освещение, утилизация отходов), городской транспорт, бани, прачечные и т.д.

Структура коммунального хозяйства каждого города индивидуальна и зависит от таких факторов как географические, демографические, производственные, экономические, социальные, экологические. Специфика организации жилищно-коммунального хозяйства состоит том, что оно одновременно должно удовлетворять комплексу ограничивающих условий. Вся структура коммунальной сферы формируется в зависимости от местных условий, размеров и расположения города. Ее состав и мощность не могут быть меньше, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности города.

В системе жилищно-коммунального хозяйства остро стоит проблема эффективности использования ресурсов. Кроме отсутствия заинтересованности населения в сокращении расхода тепла, воды, электричества и газа, их нерациональное использование предопределяется уже на стадии их проектирования и строительно-монтажных работ. В домах с неоправданно большим удельным весом остекленения и крупнопанельных зданиях потери тепла уже проектируются повышенными, а при неэффективной теплоизоляции увеличиваются против проектных еще на 20-30%. Теплопотери в пяти- и девятиэтажных домах через наружные стеновые ограждения – 42-49%, через окна – 32-35%. Промерзание наружных ограждающих конструкций приводит к дополнительному расходу тепла [2].

Потери тепла также значительны и при транспортировании. Суммарная протяженность теплосетей – 125 тыс км. В основном для их теплоизоляции используется минеральная вата, теплопотери через которую составляют 15-20%. Состав и состояние основных фондов котельных также характеризуется неудовлетворительно. Мелкие котельные и индивидуальные отопительные установки являются неэкономичными потребителями топлива. Они оснащены котлами устаревших конструкций, не имеют систем автоматического регулирования, режимов и приборов контроля. Их эксплуатация трудоемка, а отдача ниже, чем у аналогичных зарубежных установок.

Острой проблемой остается санитарно-эпидемиологическое состояние городов. Только 3% твердых бытовых отходов перерабатывается промышленными методами. В большинстве населенных пунктов места складирования отходов не отвечают санитарным требованиям. Вывоз отходов на полигоны приводит к загрязнению окружающей среды и расходованию значительных материальных ресурсов.

Рост городов сопровождается усиленной эксплуатацией жилого фонда; вредными воздействиями на окружающую среду, вплоть до нарушения экологического баланса; увеличением времени на перемещение в пределах города до места работы, торговых, государственных учреждений; растущей «транспортной усталостью»; психологическими перегрузками; интенсивностью информационного обмена.

На момент проведения реформ структура жилищного фонда не была оптимальной, а господство государственной собственности, ограничительная политика в области строительства и распределения жилья, отсутствие стимулов к сохранению и поддержанию в нормальном состоянии жилых помещений усугубили сложившееся положение. Активная передача государственного жилищного фонда, находившегося в ведении местных Советов вместе с соответствующими объектами инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, а затем и ведомственного жилья в муниципальную собственность экономически была плохо подготовлена. Однако она создала предпосылки для более эффективного управления данной сферой на местном уровне [3].

Специфика жилищно-коммунальной сферы такова, что в современной финансово-экономической ситуации нормальное функционирование ее невозможно без административного подчинения органам управления. Коммунальные службы действуют в структуре управления городом обособленно – в рамках Департамента жилищно-коммунального хозяйства как структурного подразделения администрации. Ряд предприятий жилищно-коммунального хозяйства непосредственно подчиняется Департаменту, другие входят в общую схему управления как юридические лица, обеспечивая жизнедеятельность города и предоставляя коммунальные услуги.

Наиболее сложными и жестко регламентируемыми сферами в системе городского хозяйства являются водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение. В процессе обеспечения города водой, газом, электроэнергией и теплом возникает много организационных, технологических и экономических проблем. Так, в состав водопроводно-коммуникационного хозяйства входят водозаборы, артезианские скважины, водоподъемные станции, песковые площадки, канализационные станции, трубопроводы водоснабжения и канализации. Каждое из этих предприятий относительно самостоятельно, выполняет свои производственно-технологические функции, но только их скоординированная работа приведет к удовлетворительному результату.

Читайте также:  Приватизация жилья стала бессрочной

Централизованным системам водоснабжения в городах альтернативы нет, а, следовательно, вода, подаваемая по системе водоснабжения, должна отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям. Трудности обслуживания и контроля большого количества установок и специфика природных вод не всегда гарантируют высокое качество очистки воды.

В настоящее время большинство поверхностных источников, расположенных вблизи индустриальных центров, сильно загрязнено. Содержание загрязнений в воде значительно превышает допустимые концентрации. В этих условиях целесообразно увеличить использование подземных вод, которые обычно загрязнены лишь отдельными природными примесями.

Частично эту проблему можно решить путем улучшения очистки сточных вод. Канализация предназначена для приема, отведения и очистки сточных вод от промышленных предприятий, жилых, коммунальных и общественных зданий, сооружений, сельскохозяйственных комплексов, а также с поверхности городских территорий, в том числе занимаемых промышленными объектами.

Система канализации проектируется в зависимости от состава сточных вод. Наиболее целесообразной для ряда городов, особенно с развитой промышленной инфраструктурой, является раздельная система канализации. Общесплавная система, при которой все стоки по единому коллектору поступают на очистные сооружения, применима только в случае однородности вод [5].

Кроме того, недостаточно используются возможности оборотного водоснабжения. В городах с дефицитом питьевой воды целесообразно использовать мощности разведочно-эксплуатационных скважин и для обеспечения надежности и бесперебойности водоснабжения создавать резервные запасы воды.

При реализации различных мероприятий по улучшению водоснабжения и канализации городов следует учитывать, что технические и технологические факторы имеют определяющее значение, а экономические параметры системы закладываются уже на стадии проектирования и строительства. Максимальное снижение затрат энергии и топлива возможно при оптимальном проектировании, строительстве и эксплуатации систем теплоснабжения, газоснабжения и вентиляции [6].

В системе теплоснабжения централизованные источники (котельные, ТЭЦ) долгое время считались наиболее эффективными по ряду параметров: низкая стоимость, возможность использования низкосортных видов топлива, централизация перевозок топлива, сокращение производственных помещений и складов, уменьшение пожарной опасности. Однако необходимость строительства больших по протяженности сетей, опережение вложения средств, удорожание стоимости оборудования, а также большой износ оборудования и сетей кардинально изменили ситуацию.

При централизованной системе теплоснабжения необходима перестраховка, ориентация на потребителей, находящихся в самых худших условиях, а это приводит к перерасходу тепла на 15-25%. Внедрение автоматизации учета тепла в данном случае не дает требуемого эффекта. Тепловые потери в сетях достигают 15% отпускаемого тепла. Поэтому, совершенствуя систему централизованного теплоснабжения и оставляя значительные объемы теплоснабжения в городах за существующими ТЭЦ и котельными, необходимо создавать альтернативную систему децентрализованного теплоснабжения с использованием местных источников, и, прежде всего, крупных котельных вместо существующих внутриквартирных систем с центральными тепловыми пунктами, четырехтрубной распределительной сетью, что вдвое сокращает длину трубопроводов и на 20% снижает капиталовложения в проектирование и строительство [7].

Актуальной является проблема создания экологически чистых и энергоэкономичных условий проживания населения в домах. Затраты на проведение мероприятий по экономии топлива и энергетических ресурсов в среднем в 2-3 раза ниже затрат на эквивалентный прирост добычи топлива и производства электроэнергии. Постоянно увеличивающиеся расходы энергоресурсов на нужды жилищно-коммунального хозяйства, растущие цены на топливо и другие оказываемые услуги давно не соответствуют состоянию экономики страны и доходам населения. Около трети добываемого в стране органического топлива расходуется на нужды отопления, горячего водоснабжения и вентиляции [8].

К основным недостаткам коммунальной энергетики на современном этапе можно отнести:

  • моральный и физический износ котельного оборудования и низкие эксплуатационные показатели, в частности малый коэффициент полезного действия и огромное количество вредных выбросов; применение низкосортных твердых видов топлива, не приспособленных к топкам котлов;
  • предельный износ наружных тепловых сетей, превышающий 50%-ный барьер, неэффективная теплоизоляция и применение трубопроводов практически без антикоррозийной защиты, предварительной обработки труб; устаревшее неэффективное тепломеханическое оборудование;
  • отсутствие надежной запорно-регулировочной и водоразборной арматуры; неэффективная теплоизоляция внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения.

Во многих городах существует дефицит тепловой энергии, однако там по-прежнему продолжают строить котельные с малоэффективным оборудованием. Эти негативные процессы происходят при наличии множества апробированных передовых технологий и оборудования, при большом количестве имеющейся нормативно-технической литературы. Для дальнейшего эффективного функционирования коммунального энергетического хозяйства важно правильно распределить ответственность за эксплуатацию крупных систем теплоснабжения: источников тепла, магистральных тепловых сетей и сооружений на них, внутриквартирных тепловых сетей, тепловых пунктов и внутридомовых систем отопления, горячего водоснабжения и вентиляции [9].

Для городов республики наиболее правильным представляется распределение элементов систем теплоснабжения на две составляющие:

  • источники тепла, магистральные тепловые сети и сооружения на них (поставщики тепловой энергии);
  • внутриквартирные трубопроводы, центральные и индивидуальные тепловые пункты, тепловые вводы, системы отопления и горячего водоснабжения (служба заказчика).

Такое разделение ограничивает процесс теплоснабжения только двумя взаимодействующими сторонами – поставщиком тепла и заказчиком. Сокращение числа участников процесса позволит рациональнее использовать тепловую энергию, повысить уровень эксплуатации и быстрее внедрить ресурсосберегающие технологии. Эта организационная мера улучшит контроль за расходованием энергетических ресурсов и снизит непроизводительный расход, то есть расход, обусловленный несоблюдением требований, установленных стандартом, а также нарушением требований, установленных нормами, техническими условиями и паспортами оборудования.

С развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать. Это свидетельствует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых на содержание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.

В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженерных систем в домах, широкое применение ручного труда. Из общего объема средств, выделяемых на содержание жилищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта.

Мобилизация доходов – один из важнейших резервов улучшения финансового состояния жилищного хозяйства. Источниками доходов жилищного хозяйства являются: квартирная плата, арендная плата, сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы, прочие доходы. Главные источники доходов – это квартирная и арендная платы. В общем объеме доходов, получаемых жилищными организациями, квартирная плата не превышает 55%.

Следующим по значению источником доходов жилищного хозяйства являются расходы домохозяйств. Учитывая тенденцию к росту эксплуатационных расходов жилищного хозяйства, следует повышать значение арендной платы как источника доходов. Этому должен способствовать ряд мер экономического и организационного характера, в том числе расширение фонда нежилых помещений, увеличение тарифных ставок за пользование ими, повышение уровня экономической работы в отрасли.

В будущем объем потребляемой воды будет постоянно увеличиваться и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в ближайшей перспективе увеличился в 2,5 раза, а на более далекую перспективу – в 5-10 раз. Такой рост связан с развитием городов и современных отраслей промышленности, для которых характерна повышенная водоемкость производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства.

1. Крутик А. Экономика недвижимости: учебник для вузов – СПб: Лань, 2000

2. Жуков Д. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: учебное пособие для вузов – Москва: Владос-Пресс, 2003

3. Экономика недвижимости /под ред. Ресина В. – Москва: Дело, 2010

4. Балабанов И. Экономика недвижимости – Санкт-Петербург: Питер, 2000

5. Жуков Д. Управление городом: проблемы, пути, решения, организационно-экономический механизм – Воронеж, 2006

6. Каспин В. Планирование развития жилищно-коммунального хозяйства – М., 2010

7. Кесарева Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: эволюция или революция // Вопросы экономики, 2012, № 9

8. Ковалевский В. Приоритетные направления научно-технического прогресса в ЖКХ // ЖКХ, 2008, № 7

9. Крупицкий М. Экономика, организация и планирование жилищного хозяйства – М., 2013

Частично эту проблему можно решить путем улучшения очистки сточных вод. Канализация предназначена для приема, отведения и очистки сточных вод от промышленных предприятий, жилых, коммунальных и общественных зданий, сооружений, сельскохозяйственных комплексов, а также с поверхности городских территорий, в том числе занимаемых промышленными объектами.

Компании с непрерывным производством

Кроме того, ограничительные меры не касаются сфер бизнеса, которые прямо поименованы в указах Президента № 239 и 294.

Это прежде всего компании непрерывного цикла. То есть те, остановка работы которых невозможна по производственным или техническим условиям. В первую очередь, это компании топливно-энергетического комплекса (ТЭК), организации водоочистки, водоподготовки и отведения. А также ряд других отраслей:

  • компании, которые эксплуатируют опасные производственные объекты;
  • атомная промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • дорожное хозяйство;
  • сфера ИТ и почтовая связь.

Своим Указом Владимир Владимирович дал полномочия регионам на местах принимать решения о продлении ограничительных мер. Данные ограничения, как и прежде, не могут быть применены к компаниям непрерывного производства и другим, о которых мы писали выше.

Автоматический мониторинг систем жизнеобеспечения объектов разного назначения

Сегодня существование больших и малых промышленных объектов просто немыслимо без автоматической системы мониторинга. Разработка этих систем идёт параллельно с проектированием самого объекта и всех его инженерных коммуникаций. Также системы мониторинга нового поколения устанавливаются на предприятиях, где требуется обновление устаревшего оборудования.

В состав системы мониторинга входит диспетчерский пункт АРМ и широкий спектр различных датчиков, которые по отлаженным каналам передают показания на АРМ в режиме реального времени. Что даёт установка оборудования для мониторинга на предприятии?

Экономия ресурсов. Не секрет, что при строительстве в объект вкладываются большие средства, нередко тот же объём финансов требуется на содержание и поддержание работоспособности предприятия в будущем. Снизить эти затраты можно с помощью системы мониторинга. Она собирает информацию об энергозатратах , на основании которой вы можете принять меры по их снижению.

Оптимизация расходов на ремонт. Датчики улавливают малейшие изменения в работе оборудования и передают информацию на АРМ. На основании полученных данных производится диагностика и выявление неисправности. Таким образом, своевременное обслуживание позволяет избежать аварийных ситуаций и ущерба, связанного с ними.

Повышение уровня безопасности. Система мониторинга подаёт световую и звуковую сигнализацию о неполадках или авариях, в связи с чем, обеспечивается оперативное оповещение персонала и его эвакуация. Кроме того, известен эпицентр проблемы, что позволяет устранить её значительно быстрее.

Оптимизация расходов на ремонт. Датчики улавливают малейшие изменения в работе оборудования и передают информацию на АРМ. На основании полученных данных производится диагностика и выявление неисправности. Таким образом, своевременное обслуживание позволяет избежать аварийных ситуаций и ущерба, связанного с ними.

1.Понятие, признаки и структура уголовного закона. Система Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовный закон – это федеральный нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности и наказания, а также иные общие положения уголовного законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

УК РФ основывается на:

2)общепризнанных принципах международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо;

3)общепризнанных нормах международного права – правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Признаки уголовного закона:

• единственный источник уголовного права;

• состоит из правовых норм;

• имеет высшую юридическую силу;

• описывает признаки общественно опасных деяний;

• устанавливает виды и размеры наказаний.

Система уголовного закона:

УК РФ состоит из Общей и Особенной частей.

Общая часть состоит из шести разделов, которые делятся на главы:

1) Раздел I. Уголовный закон: задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; действие уголовного закона во времени и в пространстве;

2) Раздел II. Преступление: понятие преступления и виды преступлений; лица, подлежащие уголовной ответственности; вина; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; обстоятельства, исключающие преступность деяния;

3) Раздел III. Наказание: понятие и цели наказания. Виды наказаний; назначение наказания;

4) Раздел IV. Освобождение от уголовно ответственности и от наказания: освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания; амнистия, помилование, судимость;

5) Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних;

6) Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера: принудительные меры медицинского характера; конфискация имущества.

Особенная часть включает:

1) Раздел VII. Преступления против личности: преступления против жизни и здоровья; преступления против свободы, чести и достоинства личности; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против семьи и несовершеннолетних;

Читайте также:  Налогообложение доходов от капитала в Германии

2) Раздел VIII. Преступления в сфере экономики: преступления против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;

3) Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: преступления против общественной безопасности; преступления против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; преступления в сфере компьютерной информации;

4) Раздел X. Преступления против государственной власти: преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; преступления против правосудия; преступления против порядка управления;

5) Раздел XI. Преступления против военной службы;

6) Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества.

Структура уголовного закона:

Структуру уголовно-правовой нормы можно представить в виде следующей схемы.

Статьи нумеруются по порядку, часто состоят из частей, могут включать пункты. Статьи Общей части УК РФ как бы представляет собой гипотезу для статей Особенной части, т. е. определение условий, при которых применяются нормы Особенной части. Последние состоят из диспозиций (описание конкретных составов преступлений) и санкций.

Виды диспозиций в нормах Особенной части уголовного права:

а) простая (назывная) – содержит только название преступного деяния, чье описание не требуется в силу очевидности (например, ч. 1 ст. 126 УК РФ – “Похищение человека”);

б) описательная – содержит не только название, но и описание состава преступления (например, ч. 1 ст. 158 УК РФ – “Кража, то есть тайное хищение чужого имущества”);

в) ссылочная – в статье УК РФ присутствует прямая отсылка к другой статье УК РФ (например, ч. 1 ст. 112 УК РФ – “Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью … не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса…”);

г) бланкетная (отсылочная) – содержит отсылку не к другой статье УК РФ, а к другому правому акту – (например, ч. 1 ст. 143 УК РФ – “Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда…”).

3)общепризнанных нормах международного права – правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Структура уголовного закона

Система уголовного права представляет собой стройную структуру, имеющую общие черты с системами права других отраслей. В то же время система уголовного права имеет и ряд отличий.

Как и многие другие отрасли права уголовное право делится на две части: общую и особенную части.
Общая часть содержит нормы, определяющие: задачи и принципы уголовного права; основания уголовной ответственности и освобождения от нес; пределы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц; определяет понятие преступления, вины, вменяемости, невменяемости, стадий совершения преступления, соучастия, сроков давности, обстоятельств, исключающих преступность деяния; систему и виды наказаний; основание и порядок их назначения; основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от отбывания наказания; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и особенности применения принудительных мер медицинского характера.

Особенная часть уголовного права конкретизирует, какие деяния являются преступлениями, и устанавливает за каждое из них соответствующее наказание.
Между общей и особенной частями уголовного права существует тесная и неразрывная связь, так как применение норм особенной части невозможно без применения положений, изложенных в нормах общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в общей части уголовного права, служат основанием для положений, сформулированных в нормах особенной части. Действие установлений общей части распространяется на все составы преступлений, содержащиеся в особенной части.
Общая и особенная части уголовного права, в свою очередь, разделены на отдельные институты.
Институты уголовного права представляют собой совокупность отдельной группы уголовно-правовых норм, объединенных определенными признаками и являющихся неотъемлемой частью отрасли права. Правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Таким образом, можно говорить, что институт уголовного права содержит группу норм, объединенных общими признаками и регулирующими близкие по своей сущности отношения.Уголовное право содержит ряд правовых институтов, наиболее крупные из которых являются институты преступления и наказания. Они, в свою очередь, дробятся на подинcтитуты, например, соучастие, множественность, виды наказаний, судимость и др.
Институты состоят из отдельных уголовно-правовых норм (статей уголовного закона). Каждая конкретная уголовно-правовая норма представляет собой отдельное правило, регулирующее конкретное правоотношение и обеспеченное государственным принуждением.

Система уголовного права представляет собой стройную структуру, имеющую общие черты с системами права других отраслей. В то же время система уголовного права имеет и ряд отличий.

Российское уголовное право

Особенная часть уголовного закона образована 7 разделами, состоящими из 19 глав и 268 статей. Разделы Особенной части определяют: раздел VII — преступления против личности (5 глав, 57 статей, со ст. 105 “по ст. 157 УК); раздел VIII — преступления в сфере экономики (3 главы, 50 статей, со ст. 158 по ст. 204 УК); раздел IX — преступления против общественной безопасности и общественного порядка (5 глав, 77 статей, со ст. 205 по ст. 274 УК); раздел X — преступления против государственной власти (4 главы, 61 статья, со ст. 275 по ст. 330 УК); раздел XI — преступления против военной службы (1 глава, 22 статьи, со ст. 331 по ст. 352 УК); раздел XII — преступления против мира и безопасности человечества (1 глава, 8 статей, со ст. 353 по ст. 360 УК).

Система и структура уголовного закона. Уголовно-правовая норма

Действующее уголовное законодательство как совокупность правовых норм представляет собой своеобразное системное образование. Система норм и институтов уголовного права характеризуется наличием присущих уголовному законодательству определенных связей и отношений, внутренним единством норм и отдельных институтов, собственных механизмов взаимодействия структурных подразделений уголовного права в процессе применения его норм.

Учет системности уголовного закона позволяет выделить для последующего анализа его структурные элементы, установить формы их взаимосвязи, способствует правильному решению вопросов дифференциации уголовной ответственности, индивидуализации степени вины, вида и размера наказания. Внутренние закономерности формирования и системные условия функционирования уголовного закона должны приниматься во внимание законодателем при решении вопросов криминализации общественно опасных деяний, декриминализации, пенализации. Это необходимо, чтобы избежать рассогласования норм УК, нарушения его внутренних связей. Логическая последовательность построения системы разделов УК придает этому законодательному акту информационную насыщенность, облегчает усвоение его содержания и применение его норм.

Нормы и иные предписания уголовного законодательства кодифицированы в едином законе – Уголовном кодексе РФ. История развития российского уголовного законодательства свидетельствует о его повышенном динамизме, когда законодатель дополняет или изменяет нормы кодекса по политическим, социально-экономическим и иным мотивам. На изменение и дополнение содержания уголовного кодекса влияет также выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

В структурном отношении действующий уголовный закон подразделяется на Общую и Особенную части.

  • Общая часть УК устанавливает принципы и общие положения уголовно-правовой борьбы с преступлениями в целом без выделения их конкретных видов.
  • Особенная – определяет ответственность за отдельные преступления и указывает признаки их составов.

Общая и Особенная части подразделяются на разделы, построенные по признакам сфер общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой защите. Разделы, как правило, включают главы, состоящие из конкретных статей, содержащих уголовно-правовые нормы. В пределах соответствующей главы нормы группируются с учетом различных признаков (объективной стороны деяния, формы вины, характеристики субъекта посягательства и др.).

Общая часть состоит из 6 разделов:

  1. уголовный закон,
  2. преступление,
  3. наказание,
  4. освобождение от уголовной ответственности и от наказания,
  5. уголовная ответственность несовершеннолетних,
  6. принудительные меры медицинского характера.

Названные разделы включают 15 глав и 104 статьи.

Особенная часть УК состоит из 6 разделов, 19 глав и 249 статей. В этих разделах определяется, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливаются наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим перечисленные преступления. Разделы и главы систематизированы, порядок их расположения отражает оценку законодателем степени общественной значимости уго-ловно-правовой охраны тех или иных общественных отношений и строится с учетом признаков родового и видового объектов посягательства, т. е. по определенным группам близких общественных отношений, охраняемых уголовным законом.

Родовые объекты указываются в Особенной части в наименованиях соответствующих разделов:

  1. преступления против личности;
  2. преступления в сфере экономики;
  3. преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
  4. преступления против государственной власти;
  5. преступления против военной службы;
  6. преступления против мира и безопасности человечества.

В Особенную часть УК РФ включены ранее отсутствовавшие главы об ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних (гл. 20), компьютерные преступления (гл. 28), преступления против мира и безопасности человечества.

Общая и Особенная части взаимосвязаны и представляют единство. Взаимосвязь проявляется прежде всего при применении уголовного закона: невозможно применить норму, содержащуюся в Особенной части, не прибегнув к положениям Общей части. Действие установлений Общей части распространяется на все составы преступлений, содержащиеся в Особенной части. Каждый раздел Общей и Особенной части имеет свое наименование и цифровое обозначение (римскими цифрами).

Статьи нередко делятся на части, предусматривающие простой и квалифицированный составы. Статья уголовного закона, ее часть или пункт являются формой фиксации уголовно-правовой нормы. Статьи нумерованы арабскими цифрами и снабжены заголовками, кратко выражающими суть заключенного в статье предписания. Как правило, в статье выражается лишь одна уголовно-правовая норма, но имеются и исключения (ст. 157 УК). При включении в УК новых статей они помещаются в соответствующую по родовому объекту посягательства главу и обозначаются номерами статей, наиболее близких к ним по содержанию.

В структуре уголовно-правовых норм выделяются следующие элементы:

  • гипотеза,
  • диспозиция,
  • санкция.

При этом структура норм Общей и Особенной частей различается. В нормах Общей части, раскрывающих общие понятия и принципы уголовного права, не выделяются гипотеза, диспозиция и санкция, которые встречаются в других отраслях российского законодательства. Статьи Особенной части содержат описания конкретных составов преступлений и определяют меры наказания, применяемые в случае их совершения.

Гипотеза уголовно-правовой нормы – предписание, касающееся условий, с наличием которых закон связывает признание того или иного общественно опасного деяния преступным и наказуемым.

Диспозиция – структурная часть уголовно-правовой нормы, в которой характеризуются объективные и субъективные признаки деяния, признаваемого преступлением. Совершением этого деяния нарушается установленный законом запрет.

Санкция – структурный элемент уголовно-правовой нормы, содержащий указание на вид и размер наказания (или на иную меру воздействия) за совершение деяния, признаки которого описаны в диспозиции правовой нормы. Все эти части нормы взаимообусловлены и связаны. Однако в большинстве статей Особенной части содержатся лишь диспозиция и санкция, т. е. изложение самого запрещенного деяния и меры наказания за него. Гипотеза является общим положением для всех норм Особенной части и заключена в ст. 8 УК РФ, определяющей основание уголовной ответственности.

В уголовном праве различаются четыре вида диспозиций:

  • простые,
  • описательные,
  • бланкетные,
  • ссылочные.

Простая диспозиция не содержит описания признаков состава преступления или указывает на самые общие из них. Например, ч. 1 ст. 126 УК – «похищение человека». В этих случаях законодатель не раскрывает признаков преступления ввиду их очевидности.

Описательная диспозиция включает ряд наиболее существенных признаков, совокупность которых определяет содеянное как преступление. Так, в ч. 1 ст. 161 УК грабеж определяется «как открытое хищение чужого имущества». Точным определением признаков преступления характеризуется преимущество описательной диспозиции перед простой. Большинство диспозиций в УК РФ описательные.

Бланкетной диспозиция называется, когда она не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам, относящимся к иным отраслям права, например, в ч. 1 ст. 143 УК.

Ссылочная диспозиция для уяснения содержания нормы отсылает к другой статье УК или к ее части (ст. ст. 112, 114, 115, 119 УК).

Санкции как законодательная оценка характера и степени опасности запрещенного законом деяния предусматриваются УК в двух видах:

  1. относительно определенные
  2. альтернативные.

Относительно определенные санкции указывают пределы возможного наказания определенного вида (ч. 1 ст. 111 УК предусматривает низший и высший пределы лишения свободы на срок от 2 до 8 лет). Когда в норме указывается только высший предел наказания, тогда низшим является минимальный срок наказания, указанный в Общей части (для лишения свободы – 6 месяцев, для исправительных работ – 2 месяца).

В альтернативных санкциях указывается на возможность выбора для применения одного из нескольких видов наказания. Например, ст. 136 УК РФ за нарушение равноправия граждан предусматривает штраф или лишение свободы.

Санкции как законодательная оценка характера и степени опасности запрещенного законом деяния предусматриваются УК в двух видах:

Добавить комментарий