Прохождение гражданской службы

Условия прохождения гражданской службы

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в министерство финансов Астраханской области

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в министерство финансов Астраханской области основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу. К таким обстоятельствам относятся:

• признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

• осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;

• отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

• наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

• близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

• выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

• наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

• представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

• непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в министерство финансов Астраханской области

• собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р, с приложением фотографии;

• копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

• копии документов, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

• копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

• копии документов о профессиональном образовании, (а также по желанию гражданина документы о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

• документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

• иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;

Лицо, победившее в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, обязано представить следующие документы:

• трудовую книжку или документы, подтверждающие прохождение военной или иной службы;

• документы государственного образца о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются);

• документ воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

• личное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации;

• собственноручно заполненную и подписанную гражданином Российской Федерации анкету установленной формы с приложением фотографии;

• решения о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются);

• сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего;

• страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;

• страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования граждан;

Порядок обжалования результатов конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

• непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Как сейчас работают профстандарты

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

Профстандарт контрактного управляющего с 2020 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.

Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

Уровень квалификации 5

Должность: специалист по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий.
Образование: допустимо наличие среднего профессионального образования, строгих требований к наличию высшего образования нет.
Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Опыт работы: строгого требования к наличию опыта работы в данной сфере нет.
Трудовые функции:

  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
  • подготовка закупочной документации;
  • обработка результатов закупки и заключение контракта.


Должность: ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий.
Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.
Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее четырех лет.
Трудовые функции:

Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги

Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области). Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др. в части применения к закупкам, а также этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
  • активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
  • не допускать конфликты на работе;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).

В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.

  • консультированием;
  • экспертизой;
  • организацией работы технических специалистов.
Читайте также:  Оплата выходных и праздничных дней в 2020 году

Нормативное регулирование использования профстандартов

В 2015-м году с принятием Федерального закона №122-ФЗ началось внедрение стандартов для профессий в широкую практику. На основании этого ФЗ были введены в действие следующие акты:

  • В Трудовой кодекс была внесена статья 195.3, обязавшая применять профстандарты, если для профессии в законодательстве установлены квалификационные параметры. Также в статье 57 ТК было предписано их использование в тех случаях, когда для должности законодательно установлены льготы или ограничения.
  • Правительством было утверждено Постановления №584, обязавшее применять профстандарты контролируемые государством организации. Это относилось как к учреждениям с бюджетной формой собственности, так и к компаниям из частного сектора, в которых доля государства превышала 50 процентов.
  • Минтрудом было выпущено разъяснение по применению профстандартов в Письме №14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 года.

На основании данных актов обязательный порядок профстандартов был установлен:

  • Когда организация контролируется государством – причем это касается не только бюджетных учреждений, но и компаний из частного сектора.
  • Когда для определенной позиции законодательно установлены такие аспекты, как льготы, ограничения, квалификационные параметры.

В других случаях применение профстандартов происходит на добровольной основе. По смыслу ч 2. ст. 195.3 ТК они нужны как база для разработки квалификационных требований для сотрудников. К этому нужно добавить, что их использование приносит работодателям следующие плюсы:

  • Установление корректных критериев, по которым происходит оценка компетенций сотрудников.
  • Документирование требований по квалификации для претендентов на работу.
  • Актуализация действующей трудовой документации, что не только облегчает кадровое делопроизводство, но и уменьшает вероятность конфликтов с проверяющими организациями (ФНС, ПФР и т.д.).
  • Появление основы для требований к сотрудникам по их дополнительному обучению и переподготовке.

Внимание! Вместе с профстандартами сохраняют актуальность классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. В будущем предполагается их объединение, а пока наниматель сам может выбрать предпочтительный документ.

По трудовым функциям дана следующая информация:

Осуществление закупок

Уровень квалификации 6

К специалисту в сфере закупок этого уровня квалификации предъявляются такие требования:

  • высшее образование не ниже бакалавра;
  • опыт работы — как минимум 3 года.

Такому специалисту, в частности, поручается:

  • составление планов и планов графиков;
  • обоснование цен;
  • организация процесса общественного обсуждения закупки, когда это необходимо;
  • организация процесса торгов (через ЭТП, а в редких случаях, когда это допустимо — в бумажном виде);
  • размещение в ЕИС различных отчетов.

Такому специалисту, в частности, поручается:

Специалист

Сотрудник с квалификационной степенью 5 может занимать должности:

  • специалиста по закупкам;
  • сотрудника контрактной службы;
  • контрактного управляющего.

В его функции входят:

  • предварительный сбор информации о существующих у заказчика потребностей, актуальных на рынке ценах на товары, работы, услуги;
  • оформление закупочной документации;
  • подведение результатов закупочных процедур, их обработка и заключение контракта.

Для сотрудника данного уровня достаточно среднего профессионального образования, но при этом требуется наличие подтверждения о прохождении курсов повышения квалификации и о профессиональной переподготовке в закупочной сфере.

Особенно это актуально для контрактного управляющего. Профстандарт в данном случае не требует присутствия опыта в подобной работе, но руководством организации наличие опыта приветствуется.

Для профессионалов в сфере закупок всех степеней квалификации установлены одинаковые требования знания гражданского, бюджетного, земельного и т. п. законодательств РФ в применении к закупочной сфере.

Также необходимо соблюдение таких этических норм:

  • сохранение конфиденциальности при деловом общении;
  • противодействие профессиональной недобросовестности;
  • недопущение конфликтов на работе;
  • нераспространение порочащих сведений в адрес коллег и сторонних организаций.

В его функции входят:

Требования к специалисту по 44-ФЗ

Профстандарт специалиста по закупкам 2020 года, утвержденный Минтрудом РФ, устанавливает градацию уровней квалификации сотрудников:

  • 5: технические сотрудники, собирающие информацию о товарах, работах и услугах, составляют закупочную документацию и обрабатывают результаты процедур;
  • 6: сотрудники, задействованные в планировании и непосредственном осуществлении госзакупок;
  • 7: контролируют правильность выполнения контрактов и качество результатов поставки товаров, работ или услуг;
  • 8: сотрудники, осуществляющие мониторинг и аудит госзакупок.

В зависимости от уровня возрастает и степень сложности условий, которым должны соответствовать граждане, занимающие эти должности. Например, возрастают требования к тому, какое образование должно быть у специалиста по закупкам:

  • 5: среднее специальное;
  • 6: бакалавриат;
  • 7 и 8: специалитет или магистратура.

Все уровни роднит условие присутствия у работника дополнительного профессионального образования в сфере госзакупок.

Требования к опыту растет по мере увеличения уровня:

  • 5: без опыта;
  • 6: от трех лет в закупках;
  • 7: от четырех лет в закупках;
  • 8: от пяти лет в закупках, и не менее двух лет на руководящих должностях.

От всех работников требуется знание законодательства в сфере госзакупок, гражданского, бюджетного, земельного, трудового, антимонопольного права и основ бухгалтерского учета.

Установлены и морально-этические требования, такие как соблюдение правил конфиденциальности, этики делового общения и бесконфликтность.

В отличие от профстандарта специалиста по закупкам 2020, утвержденный Правительством РФ профстандарт для экспертов предусматривает только три уровня квалификации:

Профстандарт: 08.026

Средний юридический персонал

Требования к специалисту и эксперту в сфере закупок.

Как известно, с 1 июля 2016 года, работодатель обязан применять требования к квалификации и профессиональные стандарты к работнику, который будет заниматься закупочной деятельностью, если таки требования и стандарты установлены (ст. 195.3 ТК РФ). На данный момент, профессиональные стандарты «специалист в сфере закупок» и эксперт в сфере закупок», введены Приказами Минтруда России № 625н и 626н – соответственно.

Давайте же разберемся, какие требования должен предъявлять работодатель к соискателю, желающему работать в сфере закупок и какими профессиональными качествами должны обладать специалист и эксперт в сфере закупок.

Специалист в сфере закупок.

Согласно профессионального стандарта, установленного Приказом Минтруда РФ № 625н, специалист в сфере закупок занимается контролем и управлением закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Исходя из этого, профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков действующих в рамках 44-ФЗ, но и 223-ФЗ.

Трудовые функции выражены в четырех пунктах (обобщенные трудовые функции), каждый из которых имеет конкретизирующие подпункты (трудовые функции):

Справедливости ради стоит отметить, что не все перечисленные трудовые функции относятся одновременно к заказчикам, работающим по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Например, обоснование закупок предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ, а Закон № 223-ФЗ таких мер не предусматривает, однако не возбраняется прописать возможность данной процедуры в положении о закупке. Также, контроль в сфере закупок находится в ведении государственных и муниципальных органов, а не заказчиков.

Однако, воспользовавшись данными из раздела III Приказа Минтруда РФ № 625н, мы можем сопоставить обобщенные трудовые функции, указанные в Приказе с возможными наименованиями должностей, профессий, перечисленных в разделе.

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Для осуществления этими работниками их функциональных обязанностей установлены требования о наличии среднего профессионального образования, а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • старший специалист по закупкам;
  • консультант по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Для этих работников планка требований к образованию уже выше, – требуется высшее образование (бакалавриат), а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:

  • ведущий специалист;
  • работник контрактной службы;
  • заместитель руководителя подразделения;
  • руководитель подразделения;
  • руководитель контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Здесь, разумеется, требуется уже высшее образование, соответствующее уровню «специалитет», «магистратура» и дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок). Кроме того, требуется наличие опыта практической работы не менее 4 лет.

4. Контроль в сфере закупок:

  • советник;
  • заместитель;
  • руководитель.

Так же, как и в третьем пункте, эти работники должны иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование (полученное по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Кроме того, есть и требования к опыту практической работы, а именно – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Читайте также:  Обязательно ли признание вины в Европротоколе?

Проанализировав эти данные, можно прийти к выводу, что для осуществления закупок по 223-ФЗ, теоретически может хватить одного сотрудника – «ведущего специалиста», который может осуществлять сразу три обобщенных трудовых функции. Безусловно, если заказчик располагает возможностью разделить функции между несколькими работниками, – каждый из них будет выполнять свой набор таких функций, соответствующий его профессиональному уровню.

Как мы уже выяснили ранее, – четвертая обобщенная трудовая функция ни коим образом не относится к заказчикам, работающим по 44-ФЗ или 223-ФЗ, а осуществляется представителями государственных или муниципальных органов.

Стоит отметить также, что для каждой обобщенной функции установлен уровень квалификации, который увеличивается по мере усложнения функциональных обязанностей.

Эксперт в сфере закупок.

В общих сведениях, обозначенных в Приказе Минтруда РФ № 626н, указано, что основной целью вида данной профессиональной деятельности является изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Здесь имеется уже три категории обобщенных трудовых функций, которые в свою очередь, включают трудовые функции. Для удобства восприятия, выразим эту информацию в схеме.

Как и в случае рассмотрения профессионального стандарта «специалист в сфере закупок», обратимся к разделу III, но уже Приказа Минтруда РФ № 626н таким же образом сопоставив обобщенные трудовые функции с возможными наименованиями должностей, профессий, представленными в этом разделе.

1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • консультант по закупкам;
  • старший специалист по закупкам;
  • контрактный управляющий.

Для осуществления данных функциональных обязанностей, сотрудник должен обладать высшим образованием на уровне бакалавра, иметь дополнительное профессиональное образование, полученное по программам повышения квалификации в сфере закупок, а опыт практической работы должен составлять не менее трех лет в сфере закупок. И, такой работник должен соответствовать 6 уровню квалификации.

2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • эксперт по закупкам;
  • контрактный управляющий.

Здесь работник соответствует 7 уровню квалификации, имеет высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура), прошел дополнительное профессиональное образование по программам повышения и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. А опыт практической работы этого работника в сфере закупок должен составлять не менее 4 лет.

3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • контрактный управляющий;
  • руководитель контрактной службы.

Работник, осуществляющий данные функции должен соответствовать 8 уровню квалификации, иметь высшее образование (специалитет, магистратура), пройти дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовке в сфере закупок. Опыт практической работы должен составлять не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет.

В основном, функции, обозначенные в данном профессиональном стандарте, применяются сотрудниками различных контролирующих органов. Заказчиками может реализовываться разве что функция по экспертизе исполнения и экспертизе результатов исполнения контракта. При том, это относится только к заказчикам, действующим по Закону № 44-ФЗ, – в частности, согласно ч.3 и ч.4 ст. 94, заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза может проводиться как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертных организаций. Функцию по проведению экспертизы силами заказчика может исполнять его контрактный управляющий, уровень квалификации которого как раз соответствует требованиям стандарта.

Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.

Возьмем для примера данную трудовую функцию и рассмотрим, – какой же работник может ее выполнять согласно профессионального стандарта «эксперт в сфере закупок». согласно части 3.2.2 профессионального стандарта, работник выполняет определенный набор трудовых действий, обладает необходимыми умениями, вооружен набором необходимых знаний, а также соответствует определенным этическим нормам.

Трудовые действия, которые осуществляет работник, заключаются в осуществлении экспертизы выполнения контракта, соответствия выполненного контракта установленным в контракте условиям, осуществлении проверки соответствия качества товаров, работ, услуг, установленным в контракте условиям. Кроме того, данный работник занимается составлением и оформлением по результатам экспертизы, документа в виде заключения.

Из рассмотренных нами трудовых действий, вытекают требования к необходимым умениям работника, который должен уметь использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций. И, само собой разумеется, выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта и результаты выполненного контракта, также, выявлять нарушения качества товаров, работ, услуг. А по результатам проведения экспертизы – составлять и оформлять заключение.

Для того, чтобы выполнять упомянутые нами трудовые функции, работник должен обладать необходимыми знаниями:

  • требований законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • основ гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;
  • экономических основ и особенностей ценообразования на рынке по направлениям;
  • основ бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
  • основ статистики в части применения к закупкам;
  • особенностей составления закупочной документации;
  • порядка установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям);
  • особенностей претензионной работы;
  • методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
  • этики делового общения и правил ведения переговоров;
  • дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка;
  • требований охраны труда.

Важной чертой настоящего профессионала, помимо безукоризненного выполнения поставленных задач, конечно же является соблюдение им этических норм. Так, эксперты в сфере закупок должны:

  • соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком;
  • соблюдать этику делового общения;
  • занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
  • выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без чета личных интересов;
  • не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе;
  • не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком;
  • не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;
  • не совершать действий, которые дискредитирую профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

Как мы можем убедиться, профессиональные стандарты не просто описывают трудовые функции, которые должен выполнять тот или иной работник, а приводят в соответствие этим трудовым функциям различные профессиональные качества, которым должны соответствовать специалист в сфере закупок и эксперт в сфере закупок. Рассматривая своего рода портрет работника, работодатель сможет наиболее точно сориентироваться в выборе искомого им специалиста. А последний, в свою очередь имеет ориентиры, опираясь на которые он сможет не только привести свой профессиональный уровень в соответствие занимаемой должности, но и понимать, какие шаги необходимо предпринять для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Подробно ознакомиться с профессиональными стандартами вы можете по ссылкам:

Согласно профессионального стандарта, установленного Приказом Минтруда РФ № 625н, специалист в сфере закупок занимается контролем и управлением закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Исходя из этого, профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков действующих в рамках 44-ФЗ, но и 223-ФЗ.

Какие профстандарты утверждены в сфере закупок?

Профессиональные стандарты позволяют не только определить трудовые функции, которые должен исполнять конкретный специалист, но и требования к образованию, опыту практической работы, навыкам и умениям, предъявляемым к кандидатам при приёме на работу.

Минюстом РФ утверждены разработанные Минтрудом России профессиональные стандарты для специалистов и экспертов в сфере закупок (полный текст стандартов размещён на специализированном интернет-портале http://profstandart.rosmintrud.ru):

  • “Специалист в сфере закупок” (Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н)
  • “Эксперт в сфере закупок” (Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 626н)

    Ответственная организация – разработчик обоих стандартов ФГБОУ ВПО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации” (РАНХиГС).

    Разработчиками профстандарта “Специалист в сфере закупок” являются:

  • Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр»
  • Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

    Разработчиками профстандарта “Эксперт в сфере закупок” являются:

  • Автономная некоммерческая организация Междисциплинарный академический центр социальных наук “Интерцентр”
  • Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

    Разработчиками профстандарта “Специалист в сфере закупок” являются:

    Читайте также:  Как ставить резолюцию на заявлении на отпуск

    Профессиональные стандарты в сфере закупок

    “Руководитель автономного учреждения”, 2016, N 2

    С июля текущего года применение профессиональных стандартов может стать обязательным для государственных и муниципальных учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к сфере деятельности возглавляемых ими учреждений. В то же время большинству АУ полезно изучить Стандарты, определяющие требования к специалистам по закупкам.

    Впервые понятие “профессиональный стандарт” появилось в нормативной правовой базе более трех лет назад – в так называемом майском Указе Президента РФ . В этом документе шла речь о необходимости подготовить и направить в Государственную Думу проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, сформировать план их разработки и принять не менее 800 профстандартов. В декабре 2012 г. в Трудовом кодексе появилось определение профессионального стандарта – под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления какого-либо вида профессиональной деятельности . А в январе 2013 г. Правительство РФ приняло Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов . После этого Минтруд начал разработку самих стандартов и ведение их реестра на специализированном сайте profstandart.rosmintrud.ru.

    Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”.
    Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании”, ст. 195.1 ТК РФ.
    Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (далее – Правила N 23).

    С 1 июля 2016 г. вступают в силу новые изменения, внесенные в ТК РФ , которые, в частности, предоставляют Правительству РФ право устанавливать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями, а значит, и автономными учреждениями. Очевидно, что данное право будет реализовано, хотя, скорее всего, не по всем принятым стандартам.

    Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

    Согласно Правилам N 23 профессиональные стандарты применяются:

    • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
    • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
    • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

    В данной статье рассмотрим два Профессиональных стандарта в сфере закупок , утвержденные осенью 2015 г. Они могут относиться к сотрудникам автономных учреждений, которые занимаются закупками как в рамках Закона N 223-ФЗ , так и (в установленных случаях) в рамках Закона N 44-ФЗ . Разработчиками Стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук “Интерцентр” и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

    Приказы Минтруда России от 10.09.2015 N 625н “Об утверждении Профессионального стандарта “Специалист в сфере закупок” и N 626н “Об утверждении Профессионального стандарта “Эксперт в сфере закупок”.
    Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.
    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

    Обобщенные трудовые функции

    Нормативно-правовая основа

    В сентябре 2015 года Минтруд России утвердил профессиональные стандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок (далее — профессиональные стандарты, профстандарты) [1] . Указанные стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, провозглашенный в статье 9 Федерального закона № 44‑ФЗ.

    В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 года № 122‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» с 1 июля 2016 года профессиональные стандарты станут обязательными для работодателей. При этом согласно статье 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 года, обязательными такие стандарты будут только в части требований к наличию образования в сфере закупок, которые помимо профессиональных стандартов установлены в части 6 статьи 38 Закона № 44‑ФЗ. Напомним, что согласно данной норме закона работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок [2] . Во всем остальном (например, требование к опыту работы, трудовым функциям, навыкам, знаниям) профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

    Помимо работодателей профессиональные стандарты после вступления их в силу с 1 июля 2016 года должны учитываться образовательными учреждениями при разработке дополнительных профессиональных программ (пункт 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499).

    Может стать серьезным камнем преткновения формально-юридический вопрос: что есть стаж практической работы в сфере закупок? Если главный бухгалтер совмещает свою основную работу с осуществлением функций контрактного управляющего, однако для размещения на сайте использует электронную подпись руководителя учреждения, а учреждение при этом не вносит изменения в трудовой договор и должностную инструкцию такого бухгалтера, то сможет ли он в будущем подтвердить наличие стажа в сфере закупок? Единственным документом в этом случае будет являться приказ о возложении на него функции контрактного управляющего. Следовательно, всем закупщикам остается посоветовать сохранять для себя лично копии всех документов, свидетельствующих, что на них были возложены трудовые функции в сфере закупок (приказы о включении в состав контрактной службы и (или) комиссии по осуществлению закупок, об оформлении электронной подписи для работы на официальном сайте и так далее). Причем целесообразно делать это за пять лет работы в сфере закупок, поскольку согласно стандартам для назначения на самые высокие должности необходимо подтвердить именно такую продолжительность стажа практической работы в сфере закупок.

    Трудовые функции, исполняемые специалистами в сфере закупок

    Функции специалиста тесно перекликаются с функциями, обозначенными в профессиональном стандарте «Эксперт в сфере закупок».

    Так, функции, вменяемые сотруднику на должности, связанной с закупками, зависят от уровня квалификации. Пятый уровень, как наиболее низкий, присваивают тем лицам, которые не имели или имеют незначительный опыт работы в обозначенной сфере. Сотрудник пятого уровня исполняет следующие обязанности:

    • предварительный сбор данных о состоянии рынка, возможных потребностях потребителей, средних ценах на товары и т.д.;
    • подготовка необходимой документации, исходя из первой функции.

    Сотрудники шестого уровня исполняют такие обязанности:

    • подготавливают сметы и формулируют обоснование необходимости закупочного процесса;
    • осуществляют необходимые действия в процедуре закупки, связанные с подписанием соглашений.

    Специалисты, трудящиеся в соответствии с седьмым уровнем, должны разрешать такие задачи:

    • контроль за соблюдением условий, прописанных в деловых соглашениях с контрагентами;
    • контроль за качеством приобретаемой продукции, товаров или услуг.

    Сотрудники восьмого уровня должны исполнять ряд функций, которые косвенно связаны со всеми другими работами в области закупок. К основным функциям данного персонала относят контроль за процессом закупок, а также аудит и ревизию в соответствии с принятым форматом такой процедуры на предприятии.

    Также профессиональный стандарт определяет список необходимых знаний, которые сотрудник должен иметь по факту наличия образования. К ним относятся:

    Обязанности контрактного управляющего

    Бесплатный вебинар «Как поставщику госзакупок участвовать в тендерах на электронных площадках» 10 октября Бесплатный вебинар «Применение национального режима при закупках по ФЗ в году» 15 октября Бесплатный вебинар «Как стать субподрядчиком исполнителя по госзаказу» 22 октября Бесплатный вебинар «Как искать тендеры через электронные магазины и какие правила в каждом их них.


    Бесплатный вебинар «Как поставщику госзакупок участвовать в тендерах на электронных площадках» 10 октября Бесплатный вебинар «Применение национального режима при закупках по ФЗ в году» 15 октября Бесплатный вебинар «Как стать субподрядчиком исполнителя по госзаказу» 22 октября Бесплатный вебинар «Как искать тендеры через электронные магазины и какие правила в каждом их них.

  • Добавить комментарий