Первые итоги борьбы с нелегальной миграцией

Нелегальная миграция как феномен глобального мира

В статье проанализирован феномен нелегальной миграции, методологические сложности оценки ее масштабов, показана ее структурная непреодолимость в глобальном мире, а также негативные последствия, которые вносят дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государств. Автором предложена модель оценки масштабов нелегальной иммиграции, представлены результаты и обоснована перспективность применения методов дискриминантного анализа для оценки масштабов нелегальной иммиграции и разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области противодействия нелегальной миграции.

Ключевые слова: глобализация, международная миграция, нелегальная миграция, миграционная политика.

The article provides us with the analysis of the phenomenon of illegal immigration, outlines methodological obstacles in assessing the scale of illegal immigration as well as its negative consequences that can put a state’s national security at risk. The author suggests a model for measuring and describing illegal immigration, and a rationale for using discriminant analysis when assessing the scope of illegal immigration and suggests ways to improve state regulations for migration.

Keywords: globalization, international migration, illegal migration, irregular migration, migration policy.

С середины XX в. одной из характерных тенденций развития мировых миграционных процессов является неуклонный рост масштабов нелегальной им-миграции. При этом, несмотря на реализацию многочисленных мер, направленных на предотвращение и противодействие нелегальной иммиграции, за прошедшие десятилетия ее масштабы в мире не только не уменьшились, но наоборот, значительно возросли. Так, в резолюции XIX сессии Международной организации труда (1974) указывалось, что «несмотря на усилия, прилагаемые главными странами, использующими иностранную рабочую силу, число стихийных (нелегальных) мигрантов остается весьма значительным, а если подойти к этому вопросу в плане всего мира, то эта миграция скорее является правилом, а не исключением» [ILO 1974]. В Программе действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г. указывается, что «с учетом наблюдающегося в ряде развивающихся стран усиления тенденций к миграции населения, особенно в связи с продолжающимся увеличением численности самодеятельного населения в этих странах, ожидается, что масштабы незарегистрированной или нелегальной миграции будут возрастать» [Программа… 1994]. В свою очередь, в резолюции XCII сессии МОТ (2004) констатировалось, что «численность мигрантов с неурегулированным статусом растет, чему способствует рост неофициальных форм занятости, нехватка рабочих для грязных, непрестижных и опасных работ и отсутствие возможностей для легальной трудовой миграции отсутствие законодательного регулирования миграционных процессов и национальной политики в этой области в ряде стран способствуют росту числа нелегальных мигрантов». В последние годы одной из задач МОТ стало обобщение лучшего опыта в области предупреждения и борьбы с нелегальной трудовой миграцией.

В 2000-е гг. ухудшение макроэкономической ситуации и дальнейшее ужесточение мер миграционного контроля в странах, принимающих мигрантов, изменение геополитической ситуации в мире и другие факторы способствовали незначительному сокращению масштабов нелегальной иммиграции. Однако стимулы к нелегальному въезду и занятости для мигрантов, с одной стороны, и использованию нелегальной рабочей силы работодателями, с другой, сохраняются. При этом в странах с относительно либеральной иммиграционной политикой, в которых существуют легальные возможности для трудовой миграции, нелегальная миграция становится альтернативой для тех мигрантов, которые не удовлетворяют критериям отбора и/или для которых нелегальная иммиграция менее затратна. В странах с рестрикционной иммиграционной политикой, в которых возможности легального въезда или пребывания значительно ограничены, использование каналов нелегальной миграции для большинства потенциальных мигрантов становится практически единственным способом переезда[Ионцев, Алешковский 2008]. Все вышесказанное подтверждает, что нелегальная иммиграция является характерным явлением современной действительности и обусловливает ее структурную непреодолимость.

В настоящее время нелегальная иммиграция стала устойчивым и масштабным явлением, оказывающим значительное влияние на социально-экономические и политические процессы во многих странах современного мира. Как свидетельствуют социологические опросы, нелегальная иммиграция – одна из наиболее острых проблем, которая волнует жителей большинства развитых стран. Расширение масштабов нелегальной составляющей миграционных процессов вносит серьезный дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государства. Все это обусловливает возрастающий интерес к проблемам нелегальной иммиграции со стороны государственных и политических деятелей, стимулирует дальнейшее усиление мер в области противодействия нелегальной иммиграции.

Для анализа влияния нелегальной миграции на различные сферы жизни общества, разработки рекомендации по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции является необходимой оценка масштабов и структуры нелегальной миграции. Вместе с тем неразвитость понятийного аппарата, недостаточная разработанность методов оценки численности нелегальных мигрантов не позволяют сколько-нибудь точно оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции в большинстве стран современного мира.

Неоднозначность понятийного аппарата

Сложность изучения такого социального явления, как нелегальная миграция, обусловливается отсутствием устоявшегося терминологического аппарата. Без систематизации и унификации терминологии в области нелегальной миграции невозможно перейти к формализации данных в мировом масштабе.

В работах разных ученых можно найти не только различное обозначение нелегальной иммиграции, но и разное понимание самой сути этого явления. Так, для обозначения мигрантов, которые въезжают в страну незаконно или нелегально, нарушают установленные сроки пребывания или пребывают в стране без вида на жительствo, нарушают иные установленные для них миграционные правила, и соответствующего вида миграции в современной научной литературе используется целый ряд терминов: «недокументированная», «незаконная», «нелегальная», «неразрешенная», «неурегулированная», «подпольная» (“clandestine”), «полулегальная» миграции и др. При этом одни ученые рассматривают данные термины как синонимы, тогда как другие считают их принципиально различными. В последнее время в зарубежной литературе отдается предпочтение термину “irregular migration” («мигранты с неурегулированным статусом»), использование термина “illegal migration” («нелегальная миграция») ограничивается случаями контрабанды и незаконного провоза мигрантов. Несмотря на такое разнообразие, следует отметить проработанность дефиниций в англоязычной литературе, в то время как в российском научном дискурсе зачастую отсутствуют адекватные аналоги.

Одним из первых международных документов, в котором рассматриваются проблемы нелегальной трудовой миграции, являлась Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможности и обращения» [МОТ 1975]. В этом документе указывается, что нелегальность может быть связана с различными аспектами: въездом, транзитом или пребыванием в стране, способом занятости, что «каждый Член Организации принимает все необходимые и соответствующие меры… против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу… а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях» [Там же].

На международной конференции по народонаселению и развитию под эгидой ООН (1994 г.) было предложено использовать по отношению к лицам, которые не удовлетворяют установленным властями принимающей страны требованиям в отношении въезда, пребывания или экономической деятельности, термин «лица без документов». Учитывая, что данный термин также не являлся полным, на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке в 1999 г. было предложено использовать термин «лица с неурегулированным статусом».

В подготовленном в 2011 г. Международной организацией по миграции Справочнике по терминологии в области миграции приводятся следующие определения [МОМ 2011]:

Недокументированные трудящиеся-мигранты (трудящиеся-мигранты, пребывающие с нарушением законодательства; трудящиеся-мигранты без документов) – трудящиеся-мигранты или члены их семей, которым не разрешен въезд, пребывание или работа в стране.

Нерегулярная миграция (незаконная миграция, нелегальная миграция) – передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран.

Нерегулярный мигрант – лицо, которое вследствие незаконного въезда или истечения срока действия его (ее) визы не имеет законного статуса в транзитной или принимающей стране.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., «незаконная миграция – перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности» [Концепция… 2012].

Обобщая вышеизложенное, укажем, что, на наш взгляд, наиболее полными и точными определениями представляются следующие.

Нелегальная (нерегулярная) миграция – это территориальные (пространственные) перемещения людей через административные границы, сопровождаемые нарушением правил выезда страны выбытия, правил въезда и/или пребывания (проживания) в стране прибытия, правил транзита через третью страну или правил осуществления трудовой деятельности в стране прибытия.

Нелегальные (нерегулярные) мигранты – это мигранты, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию данного государства, а также правила осуществления трудовой деятельности в данном государстве.

Структура нелегальной иммиграции

В свою очередь, нелегальная иммиграция носит в основном возвратный характер и связана прежде всего с нелегальным трудоустройством. При этом пересекать государственную границу страны назначения нелегальные иммигранты могут и легально, и нелегально, и незаконно, соответственно, можно выделить три основные формы нелегальной иммиграции: 1) легальный въезд, последующее нарушение условий пребывания или трудоустройства; 2) незаконный въезд; 3) нелегальный въезд.

Методы оценки нелегальной иммиграции

Методы оценки нелегальной иммиграции аналогичны методам оценки других «неформальных» социально-экономических процессов и имеют такие же методические проблемы. Главная из них заключается в том, что выявить «истинное число» нелегальных мигрантов по определению невозможно. Также невозможно выделить и изучить репрезентативную выборочную совокупность «недокументированных» мигрантов, поскольку структура генеральной совокупности (то есть структура всех нелегальных мигрантов) является неизвестной.

В целом все методы оценки численности и структуры нелегальных мигрантов основываются на использовании имеющихся «жестких» статистических данных (то есть анализе известных и зарегистрированных случаев нелегальной миграции). Основываясь на наблюдаемых и учтенных показателях, в свою очередь, можно сделать выводы о масштабах «ненаблюдаемых» явлений (численности незаконно проживающих мигрантов, нелегально занятых и т. д.).

В зависимости от способа получения данных все методы оценки численности нелегальных иммигрантов можно разделить на две группы.

Прямые методы, которые основаны на непосредственной регистрации каждого миграционного события. К их числу относятся: данные пограничного контроля; данные деклараций капитанов кораблей; число выданных разрешений на трудовую деятельность и вид на жительство; число депортированных иностранцев; число выявленных мигрантов, занятых в неформальном секторе; статистика разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в принимающей стране и др.

Косвенные методы, которые в большинстве случаев носят оценочный характер и опираются на материалы переписей населения, выборочных обследований, опросов экспертов и др. К их числу относятся: метод демографического баланса, метод Дельфи, методы оценки численности нелегальной миграции, основанные на анализе денежных переводов трудящихся-мигрантов, и др.

Необходимо отметить, что сочетание использования различных методов позволяет расширить возможности анализа нелегальной миграции населения, более точно оценить ее масштабы и структуру.

Оценка масштабов нелегальной миграции в мире

Для оценки масштабов нелегальной миграции в различных странах мира представляется целесообразным использовать теорию факторов миграции (теорию «притяжения – выталкивания») и методы дискриминантного анализа.

Базируясь на имеющихся исследованиях нелегальной миграции, а также исходя из доступной статистической информации (данные международного проекта Clandestino, Отдела народонаселения ООН, Бюро изучения населения и Всемирного банка), мы разработали экономико-математическую модель оценки масштабов нелегальной иммиграции.

Читайте также:  Срочный займ на КИВИ кошелек без документов и паспорта

Зависимой переменной в модели выступает численность нелегальных иммигрантов в данной стране. В качестве независимых переменных был сформирован набор из 15 показателей, гипотетически влияющих на уровень нелегальной иммиграции: 1) общий коэффициент рождаемости, ‰; 2) общий коэффициент смертности, ‰; 3) коэффициент миграционного прироста, ‰; 4) коэффициент младенческой смертности, ‰; 5) суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину; 6) доля населения в возрасте до 15 лет, %; 7) доля населения в возрасте 65 лет и старше, %; 8) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины, лет; 9) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины, лет; 10) доля городского населения, %; 11) ВВП на душу населения по ППС, долларов США; 12) плотность населения, чел. на км 2 ; 13) уровень безработицы по методологии МОТ, %; 14) среднегодовая численность населения, тысяч чел.; 15) уровень грамотности населения, %.

Для проведения дискриминантного анализа была сформирована «обучающая выборка» из большинства европейских стран и США, ряда стран Африки, Южной Америки и Австралии. Оценка численности нелегальных мигрантов в европейских странах была взята из исследовательского проекта Clandestino, оценки по другим странам взяты из официальных источников, выпускаемых правительствами данных стран. В обучающей выборке были заданы следующие оценки интервала масштабов нелегальной иммиграции: 1) 0–10 тысяч человек; 2) 11–50 тысяч человек; 3) 51–200 тысяч человек; 4) 201–500 тысяч человек; 5) 501–1000 тысяч человек; 6) свыше 1000 тысяч человек.

Для каждого интервала были рассмотрены регрессионные модели следующего вида: , где IMi — оценка масштабов нелегальной миграции в стране i, Xi — вектор экономико-демографических показателей страны i, С – константа, – параметры регрессии.

Методами дискриминантного анализа сформированной совокупности исходных показателей для обучающей выборки были выявлены существующие связи между результирующей переменной и предполагаемыми объясняющими переменными, а также была оценена значимость объясняющих переменных.

Проведенный анализ показал, что одновременное включение всех выбранных 15 показателей приведет к возникновению в модели мультиколлинеарности. Поэтому нами были протестированы различные регрессионные модели, включающие различные некоррелируемые между собой объясняющие переменные. В итоге была выбрана наилучшая модель, в которой все объясняющие переменные были значимыми на 1%-ном уровне. Модель учитывает в качестве детерминант нелегальной иммиграции шесть из ранее отобранных показателей (3, 5, 9, 10, 11, 12).

Распределение стран и территорий мира по оценке масштабов нелегальной миграции, 2013

На международной конференции по народонаселению и развитию под эгидой ООН (1994 г.) было предложено использовать по отношению к лицам, которые не удовлетворяют установленным властями принимающей страны требованиям в отношении въезда, пребывания или экономической деятельности, термин «лица без документов». Учитывая, что данный термин также не являлся полным, на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке в 1999 г. было предложено использовать термин «лица с неурегулированным статусом».

Евросоюз создает новую организацию для борьбы с нелегальной миграцией

Конференция глав МВД стран ЕС в Вене определила лишь общие тенденции этого проекта, а все нюансы и детали будут обговорены после летних отпусков. Тем временем, нелегальная миграция в страны Европы ни на день не прекращается.

До начала пандемии коронавируса, которая потребовала от европейских стран немедленного противодействия распространению болезни, в государствах Старого Света одним из самых важных вопросов, интересующих их население, была проблема миграции, а если сказать точнее, продуктивная борьба с нелегальной миграцией.

В некоторых странах Европы, которые в первую очередь страдали от наплыва незаконных мигрантов, население откровенно выражало свое недовольство и требовало от властей остановить этот нескончаемый поток мигрантов. Особенно радикально выступала в этом вопросе Италия. Такие итальянские политики, как лидер партии “Лига Севера”, бывший вице-премьер правительства и экс-министр внутренних дел Маттео Сальвини, призывали к жестким мерам против незаконных мигрантов, а порою их применяли.

Благодаря такой радикальной позиции популярность Сальвини среди населения сильно повысилась, но отношения с Евросоюзом заметно ухудшились. Однако, даже после того как его партия не вошла в очередное правительство премьер-министра Джузеппе Конте и Сальвини потерял все свои государственные посты, политик остался очень популярным в народе и ныне возглавляет оппозиционную коалицию, которая имеет весьма неплохие шансы в будущем оказаться у власти. И один из самых важных вопросов, которые оппозиция обещает решить в случае прихода к власти, это проблема с незаконными мигрантами.

Не только в Италии, но и в других странах европейского континента миграционная политика Европейского союза вызывает нескрываемое раздражение. Восточноевропейские страны, в авангарде которых выделяются Польша, Венгрия и Чехия, не раз открыто заявляли, что не приемлют политику ЕС в отношении мигрантов и отказывались принимать их, несмотря на квоты, которыми их обязывал Брюссель.

Проблема незаконной миграции не исчезла, а несколько приутихла во время буйства COVID-19 на европейском континенте, но в последнее время, когда благодаря титаническим усилиям пандемию удалось несколько ослабить, этот вопрос вновь стал одним из самых обсуждаемых в странах Старого Света.

Это вполне понятно, ибо данный вопрос больше всех волновал страны Евросоюза последние шесть лет. Он в течение этого времени обсуждался на каждом заседании ЕС.

В 2016 году будто бы ЕС удалось в какой-то мере решить этот вопрос, когда Брюссель смог убедить Турцию перекрыть транзит в Европу нелегальных мигрантов из Африки и Ближнего Востока. Анкаре были обещаны внушительные денежные компенсации и безвизовый режим. Вначале эта договоренность принесла положительные плоды. Но потом ЕС перестал неукоснительно выполнять взятые обязательства, Анкара пригрозила открыть путь в Европу для около четырех миллионов находящихся в стране мигрантов, и для Брюсселя возникли сложности.

Одновременно Греция объявила о том, что не справляется с потоком беженцев, в особенности на ее островах в Эгейском море.

Германия, которая была инициатором “политики открытых дверей” для мигрантов, сама встретилась с жестким недовольством собственного населения, но, тем не менее, правительство страны во главе с Ангелой Меркель не отказывается от своего курса.

И вот в последние дни Германия приняла первых 83 мигрантов из одной тысячи, которых Берлин обязался вывезти из переполненных лагерей для беженцев, размещенных на территории Греции. Свои действия немецкое правительство устами главы МВД ФРГ Хорста Зеерхофера объяснило солидарностью Германии со странами, чьи границы – это внешние границы ЕС.

Однако, явно назрела необходимость для выработки единого взгляда на проблему миграции у стран ЕС. Это поняли даже весьма медлительные политики Старого Света.

В Вене, где несколько дней тому назад прошла конференция министров внутренних дел государств-членов ЕС, была согласована готовность выработать единый подход для координации миграционной политики и борьбы с нелегальной миграцией.

Глава МВД Австрии Карл Нехаммер объявил о том, что создается новая платформа для борьбы с нелегальной миграцией в Восточном Средиземноморье. Штаб-квартира новой организации будет в столице Австрии. Однако, конференция глав МВД стран ЕС в Вене определила лишь общие тенденции, а все нюансы и детали будут обговорены после летних отпусков.

Европейские политики не любят спешить и слишком перегружать себя работой. И потому решение о создании новой платформы примет реальные очертания только осенью, а может быть и позже. Тем временем, нелегальная миграция в страны Европы ни на день не прекращается.

В 2016 году будто бы ЕС удалось в какой-то мере решить этот вопрос, когда Брюссель смог убедить Турцию перекрыть транзит в Европу нелегальных мигрантов из Африки и Ближнего Востока. Анкаре были обещаны внушительные денежные компенсации и безвизовый режим. Вначале эта договоренность принесла положительные плоды. Но потом ЕС перестал неукоснительно выполнять взятые обязательства, Анкара пригрозила открыть путь в Европу для около четырех миллионов находящихся в стране мигрантов, и для Брюсселя возникли сложности.

Как решить проблему нелегальных мигрантов — Вячеслав ПОСТАВНИН

Министерство внутренних дел России намерено наказывать фирмы, которые незаконно устраивают на работу мигрантов. Соответствующие поправки планируется внести в Кодекс об административных правонарушениях. В документе отмечается, что если с иностранцем, работающим в России, не был заключен трудовой или гражданско-правовой договор, то ему грозит штраф от двух до пяти тысяч рублей и выдворение из страны. Что касается компаний, трудоустраивающих иностранцев, у которых в миграционной карте причиной въезда в Россию не указана работа, то они либо получат штраф в размере от 250 до 800 тысяч рублей, либо их деятельность приостанавливается на срок до 90 дней. Такие меры помогут усовершенствовать контроль за выполнением гражданами ЕврАзЭС положений договора о союзе, считают в ведомстве.

О новых инициативах МВД, касающихся мигрантов, “Правда.Ру” поговорила с президентом фонда “Миграция — XXI век”, бывшим замдиректора ФМС России Владимиром Поставниным.

— МВД делает еще один шаг в борьбе с незаконной миграцией. Будет ли эффект от очередной поправки в законодательство?

— От этого лучше не станет, будет только противоположный эффект. Потому что у нас уже имелся опыт, когда были введены миллионные штрафы за привлечение к работе мигрантов без разрешительных документов. Нелегальных мигрантов меньше не стало. И с чего они вдруг решили, что если иностранных работников обяжут заключать с работодателем трудовой или гражданско-правовой договор, то нелегальных мигрантов станет меньше? Если у человека нет патента, то зачем ему вообще договор? Они об этом подумали? Мы ужесточаем законодательство, но положение мигрантов от этого легальнее не становится. Что они хотят этим добиться? Логики не вижу абсолютно никакой.

— Как можно решить проблему нелегальных мигрантов в России?

— Во-первых, каждый должен заниматься своим делом. Сейчас к нам обращается огромное количество людей с жалобами на незаконные штрафы со стороны полиции. Проблема в том, что мы очень сильно забюрократизировали этот процесс. И теперь работодателю выгоднее иметь дело с нелегальным мигрантом и получать от него взятки. Это дешевле и проще.

Некоторые работодатели, конечно, пишут, что принимают только российских граждан на работу. На самом деле принимают всех. Решение проблемы есть: полиция не должна заниматься трудовыми отношениями: эти вопросы должны быть в ведении Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, необязательно в миграционной карте указывать в качестве цели приезда работу. Все эксперты единогласно говорят, что это ошибка. Мы просто тем самым плодим мигрантов. Не имеет никакого значения, что человек написал в своей карте; главное, чтобы он оформил все документы и работал легально.

Читайте также:  Доля по наследству в частном доме

— Может, вообще лучше создать отдельную государственную структуру по работе именно с трудовыми мигрантами?

— Да, необходимо забрать у МВД всю трудовую миграцию. Этим должно заниматься какое-то другое министерство. Сейчас Федеральному агентству по делам национальностей передают в ведение национальную политику и межнациональные отношения. А кто будет заниматься трудовой миграцией? Кто этот рынок оценит? А трудовая миграция — это ведь и рынок труда, и демография. Значит, кто этим должен заниматься. Но это не должны быть полицейские. Этим должно заниматься социально-экономическое ведомство, которые определяло бы, сколько нам нужно мигрантов. Кроме того, необходимо создать механизм перераспределения мигрантов по регионам.

Беседовала Лада КОРОТУН

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Некоторые работодатели, конечно, пишут, что принимают только российских граждан на работу. На самом деле принимают всех. Решение проблемы есть: полиция не должна заниматься трудовыми отношениями: эти вопросы должны быть в ведении Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, необязательно в миграционной карте указывать в качестве цели приезда работу. Все эксперты единогласно говорят, что это ошибка. Мы просто тем самым плодим мигрантов. Не имеет никакого значения, что человек написал в своей карте; главное, чтобы он оформил все документы и работал легально.

Количество нелегальных мигрантов в России

Указать точное количество мигрантов, проживающих и работающих в РФ нелегально невозможно. Статистика ФМС отмечает динамику роста количества трудовых мигрантов из Центральной Азии. С 2020 по 2020 годы резко возросло количество депортированных из РФ граждан иностранных государств. С 2020 до начала 2020 года из России выдворено более 3 млн. иностранцев, пребывавших в РФ нелегально.

В России административно-правовые меры борьбы с нелегалами до недавнего времени на федеральном уровне были слабо урегулированы. Только с принятием законов «О гражданстве РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также ряда подзаконных региональных актов наметился кардинальный сдвиг в этой области.

Факторы влияния на поток и его количество

Причиной нелегальной эмиграции являются:

  • Огромные масштабы теневого сектора экономики России, в котором затребована большая часть мигрантов;
  • Готовность таких людей работать без социальной защиты;
  • Этнические конфликты внутри неблагополучных стран;
  • Недостаточная работа миграционной и пограничной службы;
  • Лазейки в миграционном законодательстве;
  • Недостаточно жесткие меры пресечения незаконного пребывания;
  • Отсутствия финансирования процесса депортации.

Количество мигрантов в России растет с каждым днем

Все они способствуют беспрепятственному проникновению дешевой рабочей силы в страну. Проблему усугубляет отсутствие визового режима со всеми странами СНГ, кроме Туркменистана. Это не дает возможности устроить контроль над потоком приезжих на государственном уровне.

Обратите внимание! Доподлинно выявить количество граждан, незаконно пребывающих в Российской Федерации невозможно. Точно известно, что их число в российских городах, Москве и Подмосковье растет с каждым годом.


Обратите внимание! Тяжелые условия труда, на которые соглашаются такие люди, подрывают их здоровье и становятся причиной различных эпидемий. Особую угрозу представляет туберкулез и другие инфекционные заболевания. Плохая санитарная ситуация будет создавать угрозу для коренного населения.

В России усилена ответственность за незаконную миграцию

Подготовила Ирина Умарова

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об усилении мер по противодействию незаконной миграции, который в том числе предусматривает ответственность для должностных лиц. Документ опубликован на официальном сайте Президента России.

Инициатива была внесена в нижнюю палату Московской городской думой осенью прошлого года. Проектом предлагается дополнить 2 часть статьи 322.1 («Организация незаконной миграции») УК РФ новым квалифицирующим признаком – совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения. Закон принят Госдумой 15 октября и одобрен Советом Федерации 23 октября 2019 года.

Согласно данному закону, статья Уголовного кодекса РФ об организации незаконной миграции теперь дополняется новым пунктом. Он предусматривает повышенную ответственность за организацию незаконного въезда в страну иностранных граждан или лиц без гражданства, а также их незаконного пребывания на территории РФ и незаконного транзитного проезда, в случае, если такое деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения. Если такое преступление совершило должностное лицо, злоупотребив своими полномочиями, то это будет грозить ему лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об усилении мер по противодействию незаконной миграции, который в том числе предусматривает ответственность для должностных лиц. Документ опубликован на официальном сайте Президента России.

Нелегальная миграция в России

С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.


Что относится к первому типу:

Лента новостей

  • 15:51 Врачи не разрешили Ефремову участвовать в судебном процессе
  • 15:22 В ЦБ направлен запрос на выпуск 300-рублевой купюры
  • 14:49 ВТБ предупредил о мошенничестве через фиктивные опросы
  • 14:14 ЦИК Белоруссии объявил Лукашенко победителем выборов
  • 14:10 Иран и Турция осудили соглашение между ОАЭ и Израилем
  • 13:40 Путин сменил посла в Ливане
  • 13:10 МВД Белоруссии запускает горячую линию о судьбе задержанных
  • 13:06 К акции протеста в Минске присоединились сотрудники метро
  • 12:51 Ангела Меркель осудила ситуацию в Белоруссии
  • 12:29 Иван Ургант отреагировал на происходящее в Белоруссии
  • 12:07 Володин поручил проверить двойное гражданство у депутатов
  • 12:02 Тихановская объявила массовые мирные акции на выходные
  • 11:37 Лукашенко прокомментировал забастовки на заводах
  • 11:35 Министерство информации Белоруссии осудило насилие
  • 11:10 СМИ: российский дипломат пытался купить боеприпасы в Чехии
  • 10:55 Мосгорсуд может возглавить Михаил Птицын
  • 10:38 В России выявили 5065 новых заболевших коронавирусом
  • 10:21 Москвич убил и расчленил жену после ссоры
  • 10:00 Акции протеста против насилия силовиков проходят в Белоруссии
  • 09:25 Минздрав РФ отрицает, что предлагал США помощь в работе над вакциной от COVID-19
  • 09:19 Работники одного из заводов в Минске покинули рабочие места в знак протеста
  • 08:55 Вьетнам купит российскую вакцину от коронавируса
  • 08:49 Сбербанк отменил бесплатные уведомления о переводах на карту
  • 08:36 Эвакуация россиян из других стран может стать платной
  • 08:27 Россия обнародует данные исследований о вакцине от коронавируса
  • 07:59 Опрос показал недоверие медиков к российской вакцине от COVID-19
  • 07:36 МВД Белоруссии отвергло обвинение в издевательствах в СИЗО
  • 07:12 Более 1000 ученых Белоруссии подписали петицию против насилия
  • 05:36 Отчет: последнее десятилетие было самым жарким на Земле за всю историю наблюдений
  • 01:58 Задержанных в Минске начали выпускать из СИЗО
  • 01:48 Израиль и Объединенные Арабские Эмираты нормализовали дипломатические отношения
  • 01:17 Россия предложила помочь США с созданием вакцины против COVID-19
  • 00:44 Миллиардер из России призвал создать Комитет спасения Белоруссии
  • вчера, 23:59 Президент Филиппин передумал испытывать на себе российскую вакцину
  • вчера, 23:39 Эрдоган: любое нападение на турецкий корабль в Средиземном море «дорого» обойдется
  • вчера, 23:23 В Москве скончались 11 пациентов с коронавирусом
  • вчера, 23:05 В метро Казани пустят беспилотные поезда
  • вчера, 22:54 По новой книге о Викторе Цое создадут компьютерную игру
  • вчера, 22:42 АНБ и ФБР обвинили Россию в запуске шпионской программы «Дроворуб»
  • вчера, 22:35 Мексика заинтересовалась российским «Спутником V»
  • вчера, 22:15 В России количество заключенных рекордно сократилось
  • вчера, 22:04 Минтруд предложил повысить прожиточный минимум в России
  • вчера, 21:37 Глава МВД Белоруссии взял на себя ответственность за травмы людей на протестах
  • вчера, 21:35 Джокович выйдет на US Open после перенесенного коронавируса
  • вчера, 21:04 В Архангельской области нашли крупный алмаз
  • вчера, 20:49 Полиция оттесняет людей от посольства Белоруссии в Москве
  • вчера, 20:35 Компания Mercedes вызывает на ремонт более 300 автомобилей в России
  • вчера, 20:05 В кассы метро поступили карты «Тройка» с изображением людей в масках
  • вчера, 19:46 Один человек задержан в ходе акции у белорусского посольства в Москве
  • вчера, 19:30 Белорусские ученые потребовали от властей прекратить насилие

Политолог Михаил Виноградов в беседе с Business FM отметил, что в настоящее время наблюдается очередной циклический приступ активности по теме рынков: «Он происходит раз в 4-5 лет. Я думаю, что все стороны понимают, что это — активность властей, в том числе, привязанная к московским выборам. А какого-то принципиального решения проблемы миграции просто не существует».

Что собой представляет реестр требований кредиторов

Реестр представляет собой перечень данных о кредиторах фирмы. В частности, это персональные данные (наименование, адрес) и требования кредитора к организации. Необходимость в заполнении реестра оговорена в ФЗ №127 «О банкротстве». Требования к заполнению документа содержатся в приказе Минэкономразвития №234 от 1 сентября 2004 года. Ведется он финансовым управляющим. На базе перечня кредиторов устанавливается очередность рассмотрения требований. Финансовые претензии последних распределяются по различным очередям.

Данные о кредиторе и его финансовых претензиях вносятся в реестр на базе определения суда. Однако можно включить требования без указания суда в том случае, если они касаются долга по зарплате. Претензии кредиторов заносятся в реестр управляющим. Он также отвечает за покрытие всех задолженностей организации, которая банкротится.

Кредитор, входящий в реестр, получает ряд прав. В частности, он получает возврат долга. Также он получает инструменты для воздействия на ход признания несостоятельности. К примеру, при принятии различных решений по банкротству организуется собрание кредиторов. Но на это собрание приглашаются только те лица, которые фигурируют в реестре.

На собрании кредиторов могут приниматься различные решения. К примеру, на нем утверждается план реструктуризации задолженностей.

  • Они не могут влиять на принятие решений в рамках признания несостоятельности.
  • Они лишаются права голоса на общем собрании.
  • Их финансовые требования не удовлетворяются.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

В случае, если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, превышает пятьсот, привлечение реестродержателя обязательно.

Читайте также:  Чем отличается досмотр от обыска и осмотра

Срок включения

После признания заявления должника о признании его банкротом обоснованным в отношении компании вводится этап наблюдения, и назначается временный управляющий. Соответствующее сообщение должно быть опубликовано в специальных изданиях в открытом доступе.

Требования кредиторов для включения в реестр могут поступить в него и на других этапах процесса несостоятельности вплоть до закрытия реестра.

Требования кредиторов для включения в реестр могут поступить в него и на других этапах процесса несостоятельности вплоть до закрытия реестра.

Как оказаться в реестре требований

Лицо, имеющее интерес, обращается в арбитражный судебный орган с просьбой о внесении в реестр требований кредиторов должника. Помимо заявления еще нужно подтверждение того, что заемщик имеет невыполненные обязательства перед этим заимодавцем. Как узнать и проверить наличие обязательств между заемщиком и кредитором? Подтвердить факт обязательств могут такие документы: договор займа, исполнительный лист, расписка, документ по реструктуризации долга и иные официальные бумаги. За подачу такого заявления уплата госпошлины не предусмотрена.

Суд должен быть осведомлен, что должнику и финансовому управляющему тоже были направлены письма с образцом заявления о включении в регистр. Обязательно вместе с заявлением в суд предоставляются и копии почтовых квитанций.

Важно! Имейте в виду, что все документы по внесению в список необходимо подать в арбитражный судебный орган, который занимается рассмотрением дела банкрота. В заявлении уточните номер банкротного дела.

Подать такое заявление можно на протяжении 30-и календарных дней после публикации в газете “Коммерсантъ”, а при конкурсном производстве на протяжении 60-и дней. Кредитор может быть включен в регистр и позже, но уже не примет участие в 1-ом собрании при решении распределения средств неплательщика и, соответственно, никак не повлияет на это распределение.


Реестровые требования выражаются в денежных средствах: рубли или валюта. Требования иного вида (передача имущества, предоставление услуг, выполнение каких либо работ) не вносятся в реестр.

Что такое реестр требований кредиторов при банкротстве

Начало процедуры банкротства в арбитражном суде (далее — АС) означает, что обязанное лицо, то есть должник (гражданин, ИП или организация), не в состоянии выплатить имеющуюся у него задолженность (по договорам, зарплату сотрудникам, налоги и т. д.). О банкротстве в целом и отдельных нюансах некоторых процедур рекомендуем узнать из статей в разделе «Банкротство» на нашем сайте.

Обратите внимание! В связи с эпидемией коронавируса введен временный мораторий на банкротство. Подробнее можно прочитать в обзоре КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Лица, которые могут потребовать уплаты долга, т. е. кредиторы, на основании акта суда включаются в специальный список — реестр требований кредиторов при банкротстве (ст. 16 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее — закон № 127-ФЗ).

Обратите внимание! ГосДума рассматривает законопроект о передаче арбитражному управляющему права включать в реестр кредиторов, имеющих бесспорные требования.

Данный список составляется и изменяется арбитражным управляющим или реестродержателем (имеющим соответствующую лицензию), если с последним было решено заключить договор на собрании кредиторов.

ВАЖНО! Услуги реестродержателя обязательны в случае, если у должника более 500 кредиторов (п. 2 ст. 16 закона № 127-ФЗ).

Реестр составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 № 233, и содержит следующую информацию в отношении каждого кредитора:

  • Ф. И. О. и сведения из паспорта — для граждан,
  • название, адрес нахождения — применительно к организациям;
  • сведения о банковском счете/карте (если они имеются);
  • сумма задолженности должника перед кредитором;
  • очередность выполнения его требований;
  • основания его притязаний;
  • информация о представителе владельцев облигаций — при его наличии (данные об отдельном кредиторе в таком случае в реестр не вносятся).

Подробнее о том, в чем особенности банкротства гражданина, рассказывается в статье «Условия и особенности банкротства физических лиц».

  • Газете «Коммерсантъ», где публикуются все сообщения в рамках банкротства (распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-Р). Именно с момента размещения сведений в «Коммерсанте» начинают течь сроки на заявление притязаний кредиторами.
  • Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, где можно найти интересующего должника, сведения об итогах проведения собраний кредиторов, списки арбитражных управляющих и т. д.
  • Картотеке арбитражных дел, где хранятся данные по рассмотренным АС делам, в том числе о банкротстве.

Как кредитору попасть в реестр требований

Для того чтобы попасть в реестр требований кредиторов, заинтересованному лицу нужно обратиться в арбитражный суд с заявлением о включении его требования в реестр. Но одного заявления не достаточно – необходимо подтвердить наличие у банкрота обязательства перед кредитором. Подтверждающими документами для арбитража могут стать копии договоров займа или кредитных договоров, судебных решений о взыскании средств в счет погашения задолженности, исполнительных листов, расписок и иных подобных документов. Госпошлину при подаче заявления платить не надо.

Суду нужно показать, что самому банкроту и финансовому управляющему также направлялись экземпляры заявления о включении реестр требований кредиторов с прилагаемыми документами. Для этого к заявлению в адрес суда прилагаются почтовые квитанции, подтверждающие отправку данных экземпляров адресатам.

Итак, в арбитраж вместе с заявлением о включении в реестр требований направляются подтверждающие наличие задолженности документы и почтовые квитанции.

Реестр требований кредиторов начинает формироваться после того, как арбитражным судом уже принято к рассмотрению дело о банкротстве физического лица, поэтому все заявления о включении в реестр требований кредиторов рассматриваются в рамках ранее открытого дела о банкротстве.

Важно подать заявление о включении в реестр в тот арбитражный суд, который рассматривает само банкротное дело, обозначив в заявлении номер конкретного дела. Номер дела указывается в любом судебном акте в рамках этого дела, а также в информационных уведомлениях о ходе банкротства.

Заявление о включении в реестр нужно подавать и по требованиям, в отношении которых суд выносил решения в пользу кредитора о погашении задолженности до того, как было объявлено о начале банкротства.

По итогам заседания, на котором рассматривается заявление о включении требований в реестр, арбитраж выносит соответствующее определение. На основании этого определения финансовый управляющий самостоятельно вносит сведения о кредиторе в реестр требований.

Существует только один случай, когда сведения о кредиторе вносятся в реестр по решению финансового управляющего без какого-либо судебного акта. Это происходит при наличии у банкрота (например, если он индивидуальный предприниматель) долгов перед работниками по выплате заработной платы, оплате отпускных пособий, по выплате выходных пособий и пособий, выплачиваемых при увольнении. Для того чтобы финансовый управляющий внес требования по такого рода долгам в реестр, в его адрес надо написать письмо о наличии задолженности. Письмо о включении в реестр требований по выплате долгов по зарплате с приложением копий подтверждающих документов направляется финансовому управляющему в любой момент с начала процедуры банкротства.

  • Банкротство в стадии реструктуризации долгов. При этой процедуре подать заявление о включении в реестр требований кредиторов можно в любое время в ходе процедуры. Но если кредитор хочет быть приглашенным на первое заседание собрания кредиторов должника, ему необходимо поторопиться. Поскольку в собрании кредиторов принимают участие только те кредиторы, которые входят в реестр требований. В этом случае стоит озаботиться подачей заявления в течение двух месяцев с момента появления публикации о начале процедуры реструктуризации долгов;
  • Банкротство в стадии реализации имущества гражданина. В этой процедуре также фигурирует срок в два месяца для подачи заявления о включении в реестр, но здесь этот срок является жестким. По истечении пары месяцев с момента публикации информационного оповещения о начале применения данной процедуры, заявление не будет принято судом, а реестр требований кредиторов будет закрыт.

Порядок включения в реестр

Забота о включении в реестр требований лежит на кредиторе. После получения информации о начале процедуры банкротства ему нужно сразу же начинать собирать пакет документов, подтверждающих задолженность перед ним. Это могут быть:

  • договоры кредитования (заимствования);
  • судебные решения;
  • расписки;
  • векселя;
  • другие документы, подтверждающие наличие финансовых обязательств банкрота перед указанным субъектом.

Кредитор направляет несостоятельному дебитору заявление письмом с уведомлением о вручении. В нем он оповещает о намерении быть включенным в реестр требований.

Заявка аналогичного содержания подается в арбитраж, начавший делопроизводство по факту банкротства, и арбитражному управляющему. Итого, одинаковые пакеты документов следует приготовить в трех экземплярах.

Госпошлина за включение в реестр требований не взимается.

В реестровый список кредиторов не включаются:

  • требования, возникшие в результате сделок, совершенных после начала процедуры банкротства;
  • задолженности по оплате труда и социальным выплатам (в т. ч. выходные пособия, компенсации по здоровью и пр.);
  • другие требования, относящиеся к текущим платежам (коммунальные услуги, связь, аренда, лизинг и т. д.);
  • алименты.

Платежи по этим обязательствам производится во внеочередном порядке и не зависят от результатов арбитражного разбирательства.

При имущественной недостаточности конкурсной массы для погашения всех прочих задолженностей, реестровые кредиторы все равно считаются удовлетворенными. Это означает, что даже если вырученных на конкурсных торгах денег хватит только на уплату социальных и текущих обязательств, претензий к должнику в дальнейшем предъявлять нельзя.

Сроки подачи документов на включение в реестр требований ограничены и зависят от текущего этапа банкротств, а также некоторых других обстоятельств.

Для полного сбора всех данных Закон 127-ФЗ устанавливает следующие нормативы:

  • При введении наблюдения – 30 дней.
  • При конкурсном производстве – 60 дней.

Отсчет ведется от даты публикации объявления о банкротстве в «Коммерсанте».

Кредиторам, которым несостоятельное лицо задолжало крупные суммы, следует позаботиться в подаче заявки как можно раньше – в течение первого месяца. В этом случае они могут принять участие в общем собрании, имея право голоса пропорционально их доле непогашенных обязательств.

Лицам, пострадавшим менее других, но желающим получить соразмерное возмещение, необходимо успеть заявить претензии в двухмесячный срок.

Опоздавшие могут попытаться восстановить свое место в уже закрытом реестре требований через арбитраж, но для этого нужны весомые оправдания, такие, как болезнь, отсутствие в стране и подобные уважительные причины.

Правовая коллизия, при которой руководителем или владельцем предприятия написано заявление о банкротстве, но отсутствует реестр требований кредиторов, порой случается, но разрешается просто: арбитраж прекращает делопроизводство о признании финансовой несостоятельности.


Опоздавшие могут попытаться восстановить свое место в уже закрытом реестре требований через арбитраж, но для этого нужны весомые оправдания, такие, как болезнь, отсутствие в стране и подобные уважительные причины.

Добавить комментарий