Порядок и сроки проведения служебной проверки в мвд

О проведении служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России

С 25 июня 2013 г. действует приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161, утвердивший Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Названный Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации. Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России. Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации также предусмотрены полномочия участников служебной проверки, порядок оформления результатов служебной проверки. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» признан утратившим силу.

Приложение 3 к теме № 7

Порядок назначения и проведения служебной проверки регламентируется ст. 52 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ».

Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «О полиции», а также по заявлению сотрудника.

В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 ст. 52 Федерального закона № 342 «О службе в ОВД РФ», продлевается на десять дней.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

· фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

· причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

· характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

· наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

· обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

В заключении по результатам служебной проверки указываются:

· установленные факты и обстоятельства;

· предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приложение 4 к теме № 7

Примерный образец план-задания по проверке жалобы

Заместитель начальника
ГУ МВД РФ по г. Москве

_____ апреля 2012 г.

План-задание
по проверке жалобыСидорова И.С. и Сидоровой М.И.

В ГУ МВД РФ по г. Москве из Прокуратуры г. Москвы поступила жалоба гр-н Сидорова И.С. и Сидоровой М.И,проживающих по адресу, г. Москва ул. Зеленая д.25 кв. 19 о незаконных действиях оперативного уполномоченного ОБЭП майора полиции Иванова М. по отношению к их сыну- предпринимателю Сидорову Е.И.

С целью проверки достоверности обстоятельств, изложенных в жалобе, необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Встретиться с авторами жалобы Сидоровым И.С. и Сидоровой М.И. для выяснения новых обстоятельств, открывшихся при изучении жалобы.

2. Встретиться со свидетелем столкновения в ресторане гражданином Иванцовым И.В., побеседовать с ним и взять показания.

3. Встретиться со свидетелем столкновения в ресторане гражданином Суяровым Т.Х., побеседовать с ним и взять показания.

4. Встретиться со свидетельницей столкновения в ресторане гражданкой Друниной П.О. побеседовать с ней и взять показания.

5. Встретиться со свидетельницей столкновения в ресторане гражданкой Кольцовой Г.Р. побеседовать с ней и взять показания.

6. Встретиться со свидетельницей столкновения в ресторане гражданкой Тахтабаевой Р.Д.побеседовать с ней и взять показания.

7. Встретиться с официанткой Петровой А.А. свидетельницей столкновения в ресторане, побеседовать с ней и взять показания.

8. Встретиться с сотрудником охраны ресторана Коровиным Т.Н. свидетелем столкновения в ресторане, побеседовать с ним и взять показания.

9. Встретиться в конце проверки с майором полиции М. Ивановым и взять у него объяснения по фактам, изложенным в жалобе.

10. Установить личность второго сотрудника полиции, участника задержания гражданина Сидорова Е.И. в ресторане, побеседовать с ним и взять показания.

11 Установить личность гражданином, который был свидетелем на опознании Сидорова Е.И., в качестве покушавшегося на гражданина Лскавяна Г.Н., побеседовать с ними и взять показания.

– с журналами регистрации жалоб в отделе за последние три года с целью поиска жалоб на оперативного уполномоченного ОБЭП майора полиции Иванова М. в случае их обнаружения, сделать подробную выписку с материалов проверки и приобщить их с материалами проверки.

– с материалами уголовного дела по факту покушения на гражданина Лскавяна Г.Н. 22 мая 2004 года, обратив особое внимание на протокол проведения опознания гр-на Сидорова Е.И. в качестве подозреваемого в покушении на гражданина Лскавяна Г.Н.

12. Запросить копии характеристик и представлений на оперативного уполномоченного ОБЭП майора полиции Иванова М. за последние 3 года и приобщить их к материалам проверки.

Читайте также:  Гражданская деликтоспособность

13. Запросить из налоговой инспекции копию справки о финансовом положении фирмы «Рубин» за последние два года.

14. Запросить из отдела кадров копии представлений и служебных характеристик на майора полиции Иванова М из личного дела за последние три года.

15. Познакомиться в архиве суда с уголовными делами осужденных Осадчего В.И. и Попова Р.О. с целью выявления причастия майора полиция Иванова М. в их привлечению к уголовной ответственности.

16. По результатам проверки подготовить итоговую справку для доклада руководству.

17. В случае подтверждения фактов, изложенных в жалобе, внести предложения об устранении нанесенного ущерба, вызванного неправомерными действиями сотрудника полиции и принятия мер дисциплинарного ответственности по отношению к виновному сотруднику.

18. По результатам проверки жалобы подготовить проект ответа авторам жалобы.

Приложение 4 к теме № 7

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Николаев Александр Геннадьевич

Рассмотрены грубые нарушения служебной дисциплины (этических норм) сотрудниками ОВД ( полиции ), а также установленных новых ограничений и запретов. Значимость темы подтверждается не только утвержденным Указом Президента России «Дисциплинарный устав сотрудника органов внутренних дел», но и установленными в 2013 г. требованиями ФЗ «О полиции » о порядке принесения извинений перед гражданами за противоправные действия сотрудника полиции . Особое внимание уделено правовому регулированию проведения служебных проверок в системе ОВД РФ.

В целях регулирования правовой и служебной дисциплины, а также обеспечения защиты законных интересов сотрудников ОВД РФ (полиции), гарантированных конституционными нормами, ФКЗ и иными федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами (далее — НПА) МВД России, издан Приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 (ред. от 02.07.2014) «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013 № 28587)». При этом данный документ применяется1 в рамках требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и вне-

Образец приказа о проведении служебного расследования образец

Этим приказом работодатель собирает комиссию с участием не менее трех человек. Чаще всего, в ее состав входят сотрудники службы безопасности предприятия, кадровики, бухгалтеры и юристы, члены профсоюза.


должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);

Новости полиции

В теории административного права административные производства рассматриваются как составные части административного процесса. Наибольшее число сторонников имеют две традиционно противопоставляемые с конца 60-х годов прошлого века в науке административного права основные концепции отечественного административного процесса.
Первая – концепция узкого толкования административного процесса, которая связывается с именем Салищевой Н.Г. и именуется «юрисдикционной» Автором второй, «управленческой» концепции стал главный теоретик широкого понимания административного процесса Сорокин В.Д.
Салищева Н.Г. определяла административный процесс, как регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящихся между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения».
Существуют также и различные многочисленные вариации на тему «узкого» и «широкого» процессов в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Так, еще в 1949 году С.С. Студеникин в широком смысле определял административный процесс как совокупность определенных процессуальных правил, на основе которых осуществляется исполнительно-распорядительная деятельность.
Большинство теоретиков административного права придерживаются управленческой концепции административного процесса, которая в противовес юрисдикционной, ориентирована на включение в структуру административного процесса всех существующих управленческих производств и процедур в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, урегулированных в той или иной мере нормами административного права.
Многие советские и современные теоретики административного права (А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, А.А. Кармолицкий, И.Ш. Килясханов, Ю.М. Козлов, П.И. Кононов, А.П. Корнеев, Г.А. Кузмичева, С.Н. Махина, Н.И. Побежимова, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров и др.) в своих характеристиках административного процесса пошли по пути его корректно дуалистического изложения, признавая право на существование в науке административного права и юрисдикционной и управленческой концепции.
Руководствуясь вышеизложенным, административный процесс в органах внутренних дел, по нашему мнению, может рассматриваться как совокупность административно-процессуальных производств и процессуальных действий, осуществляемых органами исполнительной власти (их должностными лицами) в процессе реализации своих полномочий для выполнения возложенных на них задач и функций.
Необходимость регламентации отдельных видов административных производств вызвана тем, что административный процесс охватывает всю сферу государственного управления, различные категорий дел, разрешение которых подразумевает использование специальных процедур.
Критерий выделения из административного процесса того или иного вида административного производства – характер управленческих дел, их свойства и особенности. Учет этих особенностей, как известно, составляет специфику того или иного административного производства.
Должностными лицами органов внутренних дел в своей практической деятельности используются различные виды и админситративно-процессуальных производств. В кадровой работе ОВД часто используются такие виды административного производства, как служебная проверка.
Служебная проверка – деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка, сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей.
Такая проверка, как показало проведенное исследование, является одной из стадий дисциплинарного производства. Решение о проведении служебной проверки принимает руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора (контракта) или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка .
Каждая стадия дисциплинарного производства характеризуется, прежде всего, специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий. На каждой стадии производства специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения и другие совершаемые действия.
Необходимым условием перехода от одной стадии к другой является наличие кроме фактического еще и процессуального основания (повода) – официального документа, содержащего информацию о фактическом основании проведения необходимых властных действий .
Так, в соответствии с п. 13 приложения к приказу МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации», основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, а также обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» .
Стадиям административного процесса, как известно, присущи следующие характерные черты. Во-первых, это самостоятельная часть процесса, имеющая свои специфические задачи. Во-вторых, ей присущ особый круг участников процесса. В-третьих, совокупность действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и в установленных временных границах, завершается принятием решения специально предусмотренной формы . Все эти черты присущи административным производствам, осуществляемым в кадровой работе ОВД.
Проведенное исследование подтверждает этот вывод. Реформирование системы МВД России в 2011 году позволило четко регламентировать административные производства, в том числе определить порядок проведения служебной проверки в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011года «О полиции» , Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 2012 года № 1377 , приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами. Так, например в УМВД России по г. Сургуту – Распоряжение от 16 августа 2013 года № 32-р «О порядке проведения и, согласования, утверждения служебных проверок в отношении сотрудников УМВД России по г. Сургуту, реализации соглашений» также детально регламентирует порядок их проведения.
Каждая стадия служебной проверки включает в себя этапы, которые нашли свое в отражение в приложении к приказу МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».
В данном приказе МВД России регламентированы полномочия должностных лиц органов внутренних дел, которые осуществляют этапы проведения служебной проверки, включающие в себя:
1. Назначение служебной проверки. (Министр органов внутренних дел Российской Федерации предоставил руководителям органов внутренних дел, подразделений, учреждений МВД России право назначать проведение служебной проверки) двумя способами:
– поручением в виде резолюции на документе, содержащим сведения о наличии оснований для ее проведения.
– изданием приказа по органу, в котором будут указаны причина и основание назначения служебной проверки, сроки проведения, состав комиссии, которой поручено ее проводить.
2. Назначение уполномоченного должностного лица, которому поручено проведение проверки.
3. Составление плана проверки.
4. Опрос свидетелей, получение письменных объяснений, составление акта.
5. Запрос и получение документов в рамках служебного расследования.
6. Анализ документов, полученных в ходе проверки.
7. Получение консультаций от специалистов и др.
8. Подготовка заключения (с 25.06.2013 г. обязаны ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его письменного обращения). Заключение состоит из трех частей – вводной, описательной, резолютивной.
9. Согласование заключения служебной проверки с правовой группой и руководителем, назначившим проведение служебной проверки.
10. Подготовка приказа о наказании, в случае документального подтверждения нарушения со стороны лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Новые процедуры, регламентирующие полномочия участников служебной проверки, по нашему мнению, не могут охватить все разнообразные действия и мероприятия, реализуемые в ходе проведения служебной проверки. В п. 29 приложения к приказу МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» указано на то, что перечень мероприятий может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.
Срок проведения служебной проверки закреплен соответствующей Инструкцией учреждения, ведомства, коммерческого предприятия, но он не может превышать сроки привлечения к дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству для гражданских структур или Дисциплинарному уставу для военнослужащих и сотрудников МВД России.
В соответствие с общепринятой практикой в большинстве случаев, срок проведения служебного расследования не может превышать одного месяца за исключением времени пребывания сотрудника (работника) на лечении, в отпуске, в командировке. Нарушение сроков проведения служебной проверки автоматически освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.
Права лица, в отношении которого проводится служебное расследование, закреплены соответствующей Инструкцией учреждения, ведомства, коммерческого предприятия. Однако существуют общие права, вытекающие из прав человека и гражданина.
Лицо, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
– знать, в связи с чем проводится служебная проверка;
– давать письменные объяснения по вопросам служебного расследования;
– заявлять ходатайства в ходе проведения служебного расследования;
– представлять документы, вещественные доказательства для приобщения к материалам служебного расследования;
– предоставлять свидетелей для их последующего опроса в ходе проведения служебного расследования.
По результатам служебной проверки, в случае получения достаточных данных о наличии вины в действиях лица, в отношении которого проводилось служебное расследование, первый руководитель органа, учреждения, предприятия принимает решение о привлечении виновного к дисциплинарной или материальной ответственности. Решение о наказании закрепляется соответствующим приказом.
В случае, если в ходе служебной проверки были установлены иные факты нарушений, лицо, проводившее служебную проверку обязано немедленно сообщить об этом в соответствующие государственные органы и начальнику, отдавшему распоряжение о проведении служебной проверки.
При наличии в действиях лица, в отношении которого проводится служебная проверка состава преступления, материалы служебной проверки выделяются в отдельное производство и передаются по принадлежности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае решение о привлечении к дисциплинарной ответственности не принимается до разрешения материалов в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса, о чем указывается в заключении по результатам проведения служебной проверки.
Следует также отметить, что материалы служебной проверки могут быть представлены в суде в ходе рассмотрения трудового спора. Порядок обжалования результатов служебной проверки также закреплен соответствующей Инструкцией учреждения, ведомства, коммерческого предприятия. Как правило, лицо, в отношении которого проводилось служебная проверка вправе его обжаловать вышестоящему начальнику либо в суд.
Проанализировав служебные проверки, проведенные сотрудниками отдела по работе с личным составом УМВД России по г. Сургуту после переаттестации сотрудников в 2011 году, в том числе повлекшие увольнение сотрудников из органов внутренних дел, видно, что имеющаяся нормотворческая база не позволяет принять однозначного решения в рамках сжатых сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
Регламентация административных производств не всегда позволяет в практической деятельности принять объективное решение, удовлетворяющее требованиям согласующих инстанций, к числу которых относятся, например, правовая группа УМВД России по г. Сургуту, начальник УМВД России по г. Сургуту, правовая группа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Разночтение часто меняющихся документов, регламентирующих деятельность должностных лиц в рамках действующего законодательства, несвоевременность принятия нормативных правовых актов и разъяснений порядка их применения в МВД России, ошибки при принятии нормативных правовых и индивидуальных актов органами МВД России по субъектам РФ, несоблюдение процедур, установленных законом, часто влекут за собой принятие актов управления, не в полной мере соответствующих требованиям законодательства, что влечет, чаще всего, их оспаривание в суде.
Таким образом, действующие нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие проведение служебных проверок, по нашему мнению, требуют определенного дополнения и изменения, прежде всего в части установления процессуальных сроков, процедур их проведения, а также порядка согласования и утверждения.

Читайте также:  Региональный Материнский капитал в Тамбове

Служебная проверка как основной этап порядка использования формулировки «утрата доверия» в качестве основания для увольнения сотрудников ОВД

Использование формулировки «утрата доверия» для расторжения служебных отношений в современной Российской Федерации, как уже упоминалась ранее, должно быть обосновано и доказано.

Наличие факта совершения сотрудником ОВД виновного деяния подтверждается, главным образом, в рамках служебной проверки.

Порядок проведения служебной проверки рассматривается в рамках Закона № 342-ФЗ. Кроме того действует Приказ МВД России от 26.03.2013 г. № 161Приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2013 № 28587, ред. от 02.07.2014). (далее – Приказ о служебной проверке).

В Приказе о служебной проверке определяются полномочия должностных лиц МВД, территориальных подразделений ОВД по назначению служебной проверки, указываются возможные основания для проведения служебной проверки, сроки, полномочия участников правовых отношений и порядок оформления результатов.

Несмотря на то, что Приказом вопросы организации и проведения служебных проверок раскрыты подробно и последовательно, при проведении служебных проверок продолжают иметь место многочисленные недостатки. При проверке поступающих на правовую экспертизу материалов Главным управлением МВД России выявлен ряд особенно «популярных» недостатков, таких как:

– принятие решения о проведении служебной проверки не уполномоченным на то руководителем (начальником);

– проведение служебной проверки сотрудником, не получившим соответствующее поручение;

– принятие соответствующим руководителем (начальником) решения о проведении служебной по истечении двух недель с момента получения информации, являющейся основанием для проведения служебной проверки;

– нарушение сроков проведения служебной проверки;

– отсутствие в материалах служебной проверки значительного количества необходимых документов;

– отсутствие в заключении по результатам служебной проверки выводов о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в объяснении сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка;

– отсутствие выводов о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

– отсутствие справки кадрового подразделения с указанием сведений о нахождении сотрудника на службе, а также справки о членстве сотрудника в профсоюзной организации ГУ МВД России.

Отсутствует и единое определение понятия «служебная проверка» в научно-методической литературе и законодательстве.

Е.А. Никоноров определяет служебную проверку как деятельность, осуществляемую уполномоченными должностными лицами в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств происшествия, дисциплинарного проступка, причинения ими материального ущерба.

Н.А. Овчинников утверждает, что служебная проверка – это совокупность осуществляемых уполномоченными на то должностными лицами на основе законодательства, а также ведомственных нормативных правовых, локальных актов организационно-правовых действий, состоящих в выявлении виновных в нарушении законности и служебной дисциплины, а также причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных правонарушений, в том числе и коррупционного характера.

Е. А. Шурупова дает следующее определение: «служебная проверка

– это административно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными должностными лицами в установленном законодательством порядке, по сбору, исследованию и оценке информации, необходимой для законного и объективного разрешения дисциплинарного дела, а также проведения профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка».

Для использования формулировки «утрата доверия» для расторжения служебных отношений сотрудников ОВД, по нашему мнению, служебную проверку следует определить как совокупность организационно-правовых действий в отношении сотрудников ОВД, направленных на выявление наличия виновного деяния, влекущего за собой наступление дисциплинарной ответственности в виде увольнения с использованием формулировки «в связи с утратой доверия».

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника ОВД осуществляется сбор документальных доказательств наличия виновного деяния, даты и времени его совершения, обстоятельств, определяющих степень и характер юридической ответственности сотрудника, факторы, способные оказать влияние на смягчение вины. В рамках проверки устраняются существующие противоречия в собранных доказательствах, определяются роли всех участников правовых отношений, в случае необходимости предлагаются профилактические мероприятия. По итогам служебной проверки в письменной форме готовится заключение и предоставляется руководителю для утверждения в установленном законом порядке.

Процессуальные действия при этом осуществляются, как правило, не субъектом дисциплинарной власти, а по его поручению другими лицами.

Выделяются различные способы установления обстоятельств совершения сотрудником ОВД виновного деяния:

– могут направляться необходимые запросы и поручения для истребования документов, подтверждающих прямо или косвенно совершение проступка, сниматься копии этих документов;

– используются данные оперативного учета и информационных систем МВД России;

– проводится опрос сотрудников, государственных служащих, различных категорий работников МВД России, осведомленных по вопросу граждан;

– осуществляется сбор документальных данных, других материалов, характеристики сотрудника ОВД;

– от подозреваемого в совершении виновного деяния сотрудника берется письменное объяснение об обстоятельствах дела. В Законе № 342-ФЗ указывается, что в случае отказа от дачи объяснений составляется соответствующий акт (ст. 51).

Достаточно часто в правоприменительной деятельности возникают случаи необходимости истребования дополнительных объяснений, на получение которых должностные лица, осуществляющие дисциплинарное разбирательство, получают отказ. В данной связи С.А. Калужный отмечает, что в термин «объяснения» законодатель вложил определенный количественный критерий, заключающийся в обязанности нарушителя представить в случае необходимости неоднократные объяснения как по всем обстоятельствам дисциплинарного проступка в целом, так и по каждому из этих обстоятельств в отдельности, при этом неоднократно на протяжении всего дисциплинарного процесса, если такая потребность возникнет в связи с всесторонним и глубоким выяснением обстоятельств дисциплинарного проступка. Представляется, что отказ от дачи дополнительных объяснений также должен быть зафиксирован в акте.

Невыполнение обязанности по истребованию объяснений у нарушителя влечет признание юрисдикционного акта о наложении дисциплинарного взыскания незаконным и, соответственно, подлежащим отмене.

Согласно требованию Приказа о служебной проверке её результаты оформляются в виде заключения, состоящего из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Заключение должно быть согласовано с кадровым и правовым подразделениями ОВД.

Сотрудники, участвовавшие в проведении служебной проверки, не имеют право разглашать информацию, полученную в ходе своего участия.

В существующем порядке проведения служебной проверки есть один существенный недостаток – сотрудник ОВД имеет право обратиться в суд только после проведения служебной проверки, что может ограничивать его возможности по доказательству собственной невиновности, мешает возможности эффективно работать. Ограничение срока проведения служебной проверки (не более 1 месяца) позволяет уменьшить воздействие данного недостатка на трудовую деятельность сотрудника ОВД.

Схема процесса служебной проверки сотрудников ОВД представлена на рис. 6.

Для повышения эффективности служебной проверки сотрудников ОВД можно предложить:

1. Позволить сотруднику обращаться в суд после составления резолюции о проведении служебной проверки, что позволит защитить права сотрудников ОВД и повысит эффективность служебных проверок, сократив их число за счет выявления доказательств невиновности сотрудника до начала проверки.

2. Ввести в Приказ о служебной проверке пункт о необходимости определения степени вины руководства сотрудника на предмет причастности или наличия нереализованных возможностей пресечения виновного деяния подчиненного.

3. Включить в качестве последнего этапа служебной проверки – «подведение итогов служебной проверки, определение возможностей недопущения подобной ситуации».

Рис. 6. Предлагаемая схема процесса служебной проверки сотрудников ОВД

коррупция процессуальный доверие увольнение

Наличие эффективной правовой базы служебных проверок в ОВД позволит значительно сократить возникновение ошибок и нарушение прав сотрудников. Проведение служебной проверки в отношении сотрудников ОВД должно осуществляться с учетом принципа презумпции невиновности.

Юридическое доверие должно быть основано на презумпции невиновности: сотрудник ОВД не может быть уволен по причине «утраты доверия» без наличия достаточной доказательной базы его правонарушения.

Юридическое доверие в отношении участников правовых отношений должно быть по умолчанию, но при этом обязательно наличие доказательной базы для подтверждения обоснованности недоверия.

Типология доверия в юридическом смысле носит многовариантный характер. В основании одних типов доверия в среде участников правовых отношений преобладают внутренние структурообразующие факторы, другие конструируются под воздействием внешних факторов.

Юридическая ответственность является следствием неправомерного поступка со стороны объекта ответственности и выражается обязанностью виновного лица подвергнуться адекватным мерам государственного воздействия, получить определенные законом отрицательные последствия своего поступка.

Читайте также:  Оплата транспортного налога в пермском крае - 2020 год

– могут направляться необходимые запросы и поручения для истребования документов, подтверждающих прямо или косвенно совершение проступка, сниматься копии этих документов;

Служебная проверка в ОВД

В заключении по результатам служебной проверки указываются:

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

Cлужебное расследование в отношении работника

На любом предприятии рано или поздно происходит что-то, требующее провести служебное расследование и установить причины и виновников. Поэтому очень важно знать, как и в каких случаях оно проводится, а также как оформляются его результаты.

Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы. Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте

31. По окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки.

#5 Eder

Курильщик (курение вредит Вашему здоровью)

  • Модераторы
  • 10 887 сообщений
  • Ну так значит, и бояться служебных проверок сотруднику полиции не следует, правильно?

    Раз она не имеет решающего значения.

    Странная у Вас логика. Любое разбирательство по факту (или отсутствия факта) правонарушения практически всегда неприятно, для любого его участника.

    Цель служебной проверки – установить фактические обстоятельства деяния и дать им юридическую оценку. Если оное является дисциплинарным проступком – следует дисциплинарное наказание. Ежели в оном усматриваются признаки административного проступка или преступления – материалы передаются в орган соответствующей подведомственности или подследственности. При этом административное производство или уголовное дело, как я уже говорил, могут быть возбуждены независимо от результата служебной проверки.

    • Наверх
    • Имя или Цитата

  • ТС
  • Заблокированные
  • 270 сообщений
  • Что сделать до составления акта служебного расследования

    Акт служебного расследования составляется в случаях причинения ущерба работодателю действиями работника или выявления нарушений трудовой дисциплины. Такой документ необходимо составлять и после Акта об отсутствии на рабочем месте при намерении уволить работника за прогул.

    Проведение служебного расследования или проверки инициируется резолюцией руководителя – первого лица организации. Состав комиссии утверждается приказом, а срок проведения проверки ограничен 30 календарными днями. С приказом должны ознакомиться члены и председатель комиссии. Кстати, это должны быть лица, не связанные с происшествием.

    Комиссия собирает, изучает документы, связанные с происшествием, истребует объяснения у сотрудника (обязательно). При отказе – составляется соответствующий Акт (по аналогии с Актом об отказе от получения). По результатам проверки составляется Акт служебного расследования, который подписывается всеми членами комиссии и работником, в отношении которого она проводилась (Акт об отказе от подписи).

    надо ли знакомить с актом лицо, которое инициировало расследование и как это сделать

    Как написать служебную записку

    Перед тем как подавать запрос о получении ПК или его замене на более новый экземпляр, следует разобраться, есть ли подобная возможность у предприятия. Некоторые компании предоставляют подобные устройства только отдельным работникам. Кроме того, покупка нового ПК может быть невозможной из-за неблагоприятной финансовой ситуации. В таком случае пользы от записки не будет, поскольку руководство не сможет выполнить требования, прописанные в ней. Решить проблему можно, обговорив этот вопрос с начальством.

    Если же работник решил составить заявку, нужно знать, как делать это правильно. В первую очередь нужно разобраться с формой. Установленного образца нет. Соответственно, каждый работник решает самостоятельно, как оформить прошение (хотя в некоторых компаниях есть специальные бланки для подобных вещей).

    Обычно при составлении служебной записки на замену компьютера на новый ноутбук, применяются правила:

    • для написания используется лист формата А4;
    • заявление печатается на ПК, хотя возможно составление от руки;
    • не может быть анонимной.

    Заявление составляется по следующей схеме:

    • сначала в верхней правой части прописывается ФИО и должность лица, которому направляется, а под ним – данные заявителя. В некоторых случаях практикуется написание в этой части названия компании и подразделения, из которого исходит прошения. Однако это условие не является обязательным;
    • после этого в центральной части указывается название. Можно написать «Служебная записка», или же дополнительно вписать причину обращения «… на приобретение компьютера». После этого указывается номер заявки;
    • далее прописывается информационная часть. Сначала необходимо указать, что у заявителя отсутствует рабочий инструмент, то есть, компьютер. Желательно также вписать срок отсутствия оборудования и причину этого (в связи с устареванием предоставленного устройства, или же его поставкой новому кадру). Далее необходимо прописать важность получения нового ПК, акцентировать внимание на снижении скорости работы, продуктивности. Последняя часть информационного блока – просьба купить или предоставить устройство;
    • прописать дату составления и подпись заявителя.

    Таков стандарт СЗ, принятый во внутреннем документообороте большинства компаний. Он может быть изменен, если для составления используются фирменные бланки предприятия. В таком случае заполнять документ нужно в том порядке, который прописан в нем.

    • сначала в верхней правой части прописывается ФИО и должность лица, которому направляется, а под ним – данные заявителя. В некоторых случаях практикуется написание в этой части названия компании и подразделения, из которого исходит прошения. Однако это условие не является обязательным;
    • после этого в центральной части указывается название. Можно написать «Служебная записка», или же дополнительно вписать причину обращения «… на приобретение компьютера». После этого указывается номер заявки;
    • далее прописывается информационная часть. Сначала необходимо указать, что у заявителя отсутствует рабочий инструмент, то есть, компьютер. Желательно также вписать срок отсутствия оборудования и причину этого (в связи с устареванием предоставленного устройства, или же его поставкой новому кадру). Далее необходимо прописать важность получения нового ПК, акцентировать внимание на снижении скорости работы, продуктивности. Последняя часть информационного блока – просьба купить или предоставить устройство;
    • прописать дату составления и подпись заявителя.

    Специфика служебных записок как документов делопроизводства

    Коммуникации между различными подразделениями предприятия или учреждения осуществляются при помощи служебных записок или докладных.

    Более подробно о том, чем отличается докладная записка от служебной, можно прочитать в отдельной статье.

    Независимо от фактического содержания, служебная записка относится к информационно-справочным документам.

    В ней могут содержаться:

    • уведомления;
    • поручения;
    • просьбы о выделении материальных средств;
    • сообщение административного характера.

    Фактическое наполнение записки может касаться как отдельного сотрудника, так и подразделения в целом. Являясь инструментом коммуникации, служебная записка обязательно регистрируется.

    Особенно это касается тех документов, которые связаны с выделением материальных средств. Например, служебная записка о замене компьютера на новый должна быть обязательно принята секретарем под определенным номером.

    Ранее документы подобного рода фиксировались в определенном журнале. Однако в настоящее время, в связи с тотальной цифровизацией и переходом на электронный документооборот, обычной деловой практикой стало выделение места под служебные записки на компьютере. Это очень удобно, поскольку такая практика организует и систематизирует горизонтальные связи между подразделениями. В то же время текстовые документы не занимают много места. Формирование такого импровизированного архива нисколько не «утяжеляет» жесткий диск.

    Известно, что устное сообщение не обязывает ни к чему за редким исключением. Письменный документ, внесенный в специальную папку на компьютере, впоследствии может стать основанием для проведения внутрикорпоративного расследования. Особенно это актуально для записок, содержащих просьбы о закупке каких-то материальных ценностей.

    Тем не менее необходимо помнить, что записка — это не письмо, и она должна быть максимально лаконичной. Самая объемная часть записки — основная. Именно здесь приводится анализ ситуации автором документа, а также содержится его предложение по решению проблемы.

    В каком случае требуется?

    В любом, если выданный вам рабочий компьютер вас подводит – например, стал сбоить, ему требуется покупка запчастей для ремонта из-за неисправности, он вдруг стал выключаться. Может быть и такое, что вам его забыли выдать.

    Последнее весьма распространено в фирмах , где на пару сотрудников выдается одна машина (особенно если первый является полноправным специалистом, второй – помощником, фактически на должности курьера, либо второй сотрудник находился на испытательном сроке).

    Тем не менее, требуют и своевременно заносить данные в базу, и формировать отчетность – ежедневную, еженедельную и ежемесячную и все это отправлять руководству вовремя. И не было бы никаких проблем, если бы у второго работника не было бы своих надобностей, осуществимых с помощью компьютера.

    Словом, ясно, что компьютер вам нужен. Следующий этап – переговоры. Обговорите ситуацию сначала устно. По крайней мере, проясните, имеет вам смысл писать что-то директору или нет.

    Может быть, в этой организации в принципе такая практика – один компьютер на двух сотрудников, и распространяется это не только на испытательный срок – то есть просить вам попросту бесполезно.

    Тогда лучше приносить свой гаджет на работу, если вам экстренно понадобится обратиться к искусственному интеллекту.

    Может быть, это не сам генеральный директор или глава филиала, а руководитель айти-службы (что обычно и бывает).

    Руководителю предприятия служебную записку адресуют, если айти-служба отказалась выполнить вашу просьбу, но это будет уже служебная записка совершенно другого типа.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    Отправить комментарий

    Читаем статью автора блога- 7 главных дел секретаря в конце года в журнале “Справочник секретаря”.

    Читаем статью автора блога — Что важно знать о сроках исполнения документов?в журнале “Справочник секретаря”.

    Читаем статью автора блога — Как правильно согласовать проект документа в журнале “Справочник секретаря”.

    Mac OS X 10.4 и выше

    Добавить комментарий