Заполнение раздела 3 расчета по страховым взносам

РСВ за 1 полугодие 2020-го и пониженный тариф страховых взносов в 1С: ЗУП

Составление расчета по страховым взносам всегда вызывало множество вопросов у бухгалтеров. А в период пандемии, когда согласно Указу Президента РФ страховые взносы были снижены или отменены, вопросов стало еще больше. Наши коллеги – специалисты из компании Coderus, занимающиеся автоматизацией бизнеса на базе 1С, решили помочь пользователям с этим вопросом, ведь в их компетенции работа с предметными областями и, конечно же, регламентированный учет. Ведущий аналитик Coderus Волчкова Галина подготовила рекомендации по типу «бери и делай» для бухгалтеров, которым предстоит сдавать РСВ за первое полугодие 2020. В этой статье речь пойдет об организациях, применяющих пониженный тариф страховых взносов.

Итак, в соответствии с письмом ФНС от 9 июня 2020 г. № БС-4-11/9528@ и проверки контрольных соотношений показателей, введенных письмом ФНС России от 29.05.2020 № БС-4-11/8821@, наиболее полная реализация заполнения расчета по страховым взносам выполнена в 1С: ЗУП ред. 31 в следующих версиях и выше:

– Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1 (3.1.14.97)

– Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1 (3.1.10.491)

Сразу скажем о рекомендациях разработчиков программы 1С перейти с версии 3.1.10 на версию 3.1.14 в период до сентября 2020 г., чтобы сохранить возможность получения обновлений.

Отправить в инспекцию расчет по страховым взносам по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, за полугодие 2020 года следует к 30-му июля 2020 года.

Не будем сильно останавливаться на теоретической части, так как ранее писали уже кому положены пониженные страховые взносы, напомним лишь их ставки.

На выплаты в пользу физлиц в части, не превышающей МРОТ (определяемой по итогам каждого календарного месяца), взносы начисляются по общим тарифам (ст. 425 НК РФ):

– в ПФР – 22 % (на выплаты, не превышающие предельный размер базы по взносам) и 10 % (на выплаты свыше предельного размера базы по взносам);

– в ФСС– 2,9 % или 1,8 % (на выплаты отдельным категориям физлиц, например, временно пребывающим иностранцам).

На выплаты в пользу физлиц в части, превышающей МРОТ (определяемой по итогам каждого календарного месяца), взносы начисляются по пониженным тарифам (ст. 6 Закона № 102-ФЗ):

– в ПФР – 10 % (на выплаты, не превышающие предельный размер базы по взносам) и 10 % (на выплаты свыше предельного размера базы по взносам);

Федеральный МРОТ согласно Федерального закона № 463-ФЗ на 01.01.2020 составляет 12130 руб.

Пониженные ставки будут применяться период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года включительно.

Плательщики пониженных страховых взносов при заполнении приложения № 1 и приложения № 2 к разделу 1 расчета в поле 001 «Код тарифа плательщика» обязательно указывают значение «20». Этот код появится в программе только после обновления на вышеуказанные релизы.

Прежде чем составлять отчет давайте перепроверим всё ли в вашей базе указано верно.

Шаг 1. Настройка учетной политики.

Для корректного расчета страховых взносов по пониженному тарифу нужно указать в настройках учетной политики вид тарифа «Для субъектов малого или среднего предпринимательства» с апреля 2020 г. Сделать это можно в разделе «Настройка» – «Организации», вкладка «Учетная политика и другие настройки».

Шаг 2. Пересчет страховых взносов за 2 квартал 2020 г.

Убедитесь, что в документах начисления заработной платы за указанный период взносы рассчитались по пониженным ставкам.

Проверим пониженные ли взносы насчитала программа на примере начислений Базина И. В. Оклад за апрель составил 75000 руб., тогда взносы с учетом пониженного тарифа составят:

ПФР: 12130 * 22% + ((75000 – 12130) * 10%) = 2668,6 + 6287 = 8955,60 руб.

ФСС: 12130 * 2,9% = 351,77 руб.

ФОМС: 12130 * 5,1% + ((75000-12130) * 5%)= 618,63 + 3143,5 = 3762,13 руб.

ФСС и НС без изменений, ставка не меняется.

Шаг 3. Проверка расчетов программой.

Лучше всего делать это отчетом «Проверка расчетов взносов», находящимся в разделе «Налоги и взносы» – «Отчеты по налогам и взносам».

Этот отчет позволяет сразу увидеть неточности в расчетах по формуле база, умноженная на ставку налога, и выделяет ошибки красным цветом. Очень удобно анализировать и проверять в разрезе видов тарифа и по разным видам взносов.

В данном случае мы сформировали отчет только по одному сотруднику Базину А.В., выбрав его с помощью кнопки «Настройки. А так этот отчет заполняется на всех сотрудников, у которых были начисления за выбранный период.

Шаг 4. Сверка базы начислений с базой для расчета взносов.

Для этих целей подойдут 2 отчета:

1) «Анализ взносов в фонды» (раздел «Налоги и взносы» – «Отчеты по налогам и взносам»);

2) «Полный свод начислений» (раздел «Зарплата» – «Отчеты по зарплате»).

Суммы начислений в Анализе взносов в разрезе тарифов должны быть равны строке Начислено Полного свода.

В нашем примере 980161,45 + 315380 = 1295541,45 руб.

Шаг 5. Приступим к заполнению расчета по страховым взносам.

Интересующий нас отчет находится в разделе «Отчетность, справки» – «1С-Отчетность».

По кнопке «Создать» выберем «Расчет по страховым взносам» из раздела «Налоговая отчетность».

ВАЖНО! Многие бухгалтеры, в спешке набирая в быстром поиске РСВ, ошибаются и выбирают предлагаемый отчет под названием РСВ-1 ПФР. И пытаются заполнить отчет.

Это устаревшая форма отчета, которая оставлена разработчиками для корректировок прошлых лет, сдаваемых в ПФР. Поэтому обращайте внимание на подсказки программы в поле «Редакция формы».

Вернемся к нашему отчету по страховым взносам, сформируем его по кнопке «Заполнить».

Видим, что Приложение 1 к Разделу 1 разделилось на 2 пункта – код тарифа «01» и «20».

В Приложении 1 к разделу 1 с кодом тарифа плательщика «01» отражается расчет страховых взносов на ОПС и ОМС по общим тарифам, исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, не превышающих МРОТ.

В Приложении 1 к Разделу 1 с кодом тарифа «20» отражается расчет страховых взносов на ОПС и ОМС по пониженным тарифам, на выплаты в пользу физлиц в части, превышающей МРОТ.

Хотим обратить ваше внимание, что в расчет будут включены также два приложения № 2 к разделу 1 (с кодом тарифа «01» и с кодом «20») (за исключением строк 070 – 090), в котором отражается расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В строках 070 – 090 отражается информация в целом по плательщику страховых взносов.

Суммы начисленных взносов на обязательное социальное страхование по коду тарифа «20» будут равны нулю (в графах указаны прочерки), т.к. тариф равен 0%.

Раздел 3 тоже, соответственно, имеет разделение в разрезе кодов категории застрахованного лица помесячно, где «МС» – база и взносы рассчитанные по пониженному тарифу, «НР» – база и взносы, исходя из МРОТ по основному тарифу.

После проверки заполнения формы необходимо воспользоваться контрольным соотношением, встроенным в системе:

При выполнении всех контрольных соотношений можно смело отправлять отчет в налоговую инспекцию.

ВАЖНО! С перечнем ошибок, которые могут возникнуть при заполнении РСВ на сегодняшний день, предлагаем ознакомиться в следующей нашей статье.

Напоминаем, что данный материал подготовлен нашими коллегами – компанией Coderus. Они регулярно пишут прикладные статьи и полезные инструкции по бизнесу, автоматизации, учету на своем сайте и в социальных сетях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить важную и интересную информацию.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Прежде чем составлять отчет давайте перепроверим всё ли в вашей базе указано верно.

Отчетность обособленных подразделений

Если у плательщика страховых взносов существуют обособленные подразделения, которые самостоятельно выплачивают зарплату сотрудникам, то, в силу пункта 7 статьи 431 НК РФ, каждое такое подразделение обязано сдавать отчет в налоговый орган по месту своего нахождения. В этом случае не играет роли наличие или отсутствие у обособленного подразделения своего отдельного баланса и расчетного счета. Более того, организация обязана заблаговременно известить налоговую службу о полномочиях своих обособленных подразделений по начислению и выплате вознаграждений работникам в течение месяца, как это предусмотрено статьей 23 НК РФ. Такая обязанность у всех плательщиков страховых платежей возникла с 01.01.2018, и заявляют о себе головные организации, подав заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.

Кроме того, должны заполнить:

РСВ за 1 квартал 2020 года — образец заполнения

Введена ли новая форма? Когда и что изменилось в ней в последний раз? С отчетности за какой период необходимо использовать новую форму расчета? Где можно скачать бесплатно форму РСВ в удобном для заполнения формате? Как заполнить РСВ за 1 квартал 2020 года: образец заполнения , а также ссылки для скачивания — в этом материале.

Предыдущий год ознаменовался множественностью изменений российского законодательства в части администрирования, начисления и сроков сдачи отчетности по страховым взносам. Подобные изменения законов всегда приводят к изменению сопутствующих форм, бланков, деклараций и тому подобных документов. В случае со страховыми взносами также произошел ряд изменений.

Форма расчета по страховым взносам не остается неизменной. И этот год не стал исключением. Федеральная налоговая служба утвердила новую форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и электронный формат (приказ ФНС от 18.09.19 № ММВ-7-11/470@). Впервые применить измененный бланк нужно при сдаче отчетности за первый квартал 2020 года. Об этом говорится в п.3 приказа «Настоящий приказ вступает в силу начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2020 года.»

Форма расчета по страховым взносам не остается неизменной. И этот год не стал исключением. Федеральная налоговая служба утвердила новую форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и электронный формат (приказ ФНС от 18.09.19 № ММВ-7-11/470@). Впервые применить измененный бланк нужно при сдаче отчетности за первый квартал 2020 года. Об этом говорится в п.3 приказа «Настоящий приказ вступает в силу начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2020 года.»

Раздел 3 РСВ за 1 полугодие 2020 года

В разделе 3 многим бухгалтерам придется дважды заполнить графы 120-170.

Если ваши работники за апрель-июнь получили выплаты более 12 130 рублей, данные по ним нужно отразить дважды в графах 120-170 раздела 3 РСВ.

Выплаты таким работникам нужно разделить по соответствующим кодам: код НР – выплаты до 12 130 руб. (включительно), код МС для выплат свыше 12 130 руб.

Таким образом по работникам, у кого зарплаты выше МРОТ, вы указываете данные в отчетность дважды.

Один раз с кодом НР работников, чья зарплата не превысила 12 130 рублей. Второй раз с кодом МС работников, чья зарплата превысила 12 130 рублей.

Если заработная плата работника не превысила 12 130 руб. в месяц, графы 120-170 будут нужно заполнить только один раз с кодом НР.

Читайте также:  Поменяется ли кадастровый номер при смене собственника?

Детали заполнения РСВ: 7 актуальных вопросов

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Раздел 1 РСВ за полугодие 2020 года с кодом «20» – выплаты, облагаемые по пониженному тарифу 15%.

Правила заполнения раздела 3 расчета страховых взносов:

  • Внесение информации осуществляется по каждому застрахованному физлицу отдельно.
  • Вверху формируются начальные данные – по корректирующему номеру (в случае уточнений), периоду отчета, номеру и дате отчетности.
  • Обязательно отражение личной персонифицированной информации в подр. 3.1 – ИНН, СНИЛС человека, его ФИО, гражданство, точная дата рождения, № документа личности, код признака в страховой системе.
  • Подр. 3.2.1 формируется только при наличии различных выплат гражданам в отчетном периоде – для примера, раздел 3 расчета по страховым взносам при декрете работницы предоставляется без этой части (подп. 22.2).
  • Подр. 3.2.2 формируется при вычислении взносов по ОПС в части доптарифов.

Важно! Если представляется нулевой раздел 3 расчета по страховым взносам, в соответствующих строчках с денежными показателями проставляются «0», в остальных – прочерки. Если производились выплаты по больничным листкам, пособия в разделе 3 в расчете страховых взносов необходимо вносить в стр. 210 подр. 3.2.

Важно! Если представляется нулевой раздел 3 расчета по страховым взносам, в соответствующих строчках с денежными показателями проставляются «0», в остальных – прочерки. Если производились выплаты по больничным листкам, пособия в разделе 3 в расчете страховых взносов необходимо вносить в стр. 210 подр. 3.2.

Как заполнить отчет РСВ: пошаговая инструкция

Бланк достаточно объемный, поэтому рассмотрим заполнение расчета по шагам. Для примера возьмем организацию, которая начала вести деятельность в II квартале 2019 года. В ней трудоустроено два человека, включая директора. Один специалист оказывает юридические услуги по договору гражданско-правового характера, выплаты в его пользу не включаются в базу обложения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Шаг 1. Титульный лист.

Здесь необходимо указать ИНН, КПП и полное наименование организации — плательщика страховых взносов или Ф.И.О. ИП. Без ошибок заполняем код расчетного периода. В отчетности за 2 квартал 2020 года указываем код 31. Тут же следует написать отчетный год и код налогового органа, куда направлен отчет.

Далее указываем номер телефона, ОКВЭД2 и общее количество страниц расчета.

Кроме того, необходимо отметить, кто направляет отчет: сам плательщик страховых взносов или его представитель. Плательщику соответствует код 1, а представителю — 2. В конце листа необходимо поставить дату, а уполномоченное лицо должно заверить внесенные сведения своей подписью.

Содержит сводные данные по обязательствам плательщика, поэтому в нем обязательно указывают корректный код КБК по каждому виду платежей. Начисленные суммы приводятся помесячно, отдельно — по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.

Если в отчетном периоде было дополнительное страхование, то это тоже указывают отдельно. Весь раздел 1 не помещается на одной странице, поэтому продолжить заполнение необходимо на следующей. Внизу каждой страницы необходимо ставить подпись и дату заполнения.

Шаг 3. Приложение 1 к разделу 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование».

Здесь следует указать отдельно исчисленные страховые платежи по пенсионному и медицинскому страхованию и количество застрахованных лиц в каждом месяце.

Для заполнения кода тарифа плательщика выбирают один из показателей. Инструкция, как заполнить расчет по страховым взносам, данная в приказе ФНС, рекомендует указывать:

  • 01 — при ОСН;
  • 02 — при УСН (такой код действует с 2019 года, взамен применявшегося ранее кода 08);
  • 03 — ЕНВД.

Аналогично заполняется подраздел 1.2 «Расчет сумм взносов на обязательное медицинское страхование».

Шаг 4. Приложение 2 к разделу 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Приводятся данные об исчисленных за отчетный период суммах. Указывают количество застрахованных лиц и сумму выплаченных вознаграждений.

На следующей странице указываются суммы исчисленных платежей и суммы, израсходованные на выплату страхового обеспечения. Отдельно пишем сумму взносов, возмещенную ФСС.

Далее указываем сумму к уплате.

Чтобы заполнить поле «Признак», надо выбрать:

  • 2 — если пособие начисляет и выплачивает компания;
  • 1 — если выплаты производятся из ФСС.

Шаг 5. Раздел 3. «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

Здесь необходимо заполнить данные каждого работника либо лица, в пользу которого было выплачено в отчетном периоде вознаграждение. На каждое лицо заполняется отдельный лист. В нем указывается код отчетного периода, дата заполнения, ИНН, порядковый номер по разделу.

После этого в отчетность по страховым взносам необходимо вписать Ф.И.О., ИНН, СНИЛС, пол и дату рождения каждого лица.

Также обязательны сведения о документе, удостоверяющем личность, и признак застрахованности по каждому из видов страхования.

Далее идут сведения о сумме выплат и исчисленных взносах.

Мы заполнили бланк расчета по страховым взносам за 2 квартал 2020 года.

На следующей странице указываются суммы исчисленных платежей и суммы, израсходованные на выплату страхового обеспечения. Отдельно пишем сумму взносов, возмещенную ФСС.

Комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны – любое лицо; б) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб внешней безопасности России.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Читайте также:  Встречное исполнение обязательств по договору

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны – разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д. .

——————————–
В оценке последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из п. 3 ст. 4 Закона “О государственной тайне”, именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е. определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба. Соответствующего документа на сегодняшний день нет.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 275 или ст. 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями” УК РФ), либо как информационное преступление (например, предусмотренное ст. 272 “Неправомерный доступ к компьютерной информации” УК РФ), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Комментарий к Статье 283 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ “О государственной тайне”).

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение – это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия – категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями или, в редких случаях, бездействием – разглашением сведений, составляющих государственную тайну, т.е. противоправным преданием их огласке. Разглашение может иметь место в приватной беседе, публичном выступлении, в переписке, оно может быть выражено в демонстрации секретных чертежей и т.п. В таких случаях разглашение неотделимо от общественно опасного последствия этого преступления – восприятия секретных сведений другими лицами (“если они стали достоянием других лиц”). В случае совершения данного преступления посредством бездействия, например бесконтрольного оставления документов на рабочем столе, указанные последствия отделены от деяния во времени.

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

лицо, которому она стала известна по службе или работе, – работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, рабочий, изготовивший макет секретного образца, и т.д.).

Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

Методики определения размера ущерба при разглашении государственной тайны должны определяться Правительством РФ. Но в настоящее время такой документ, в котором изложен порядок расчета, отсутствует.

Ответственность за нарушение секретной государственной тайны

За неправомерное оглашение государственной тайны, в отношении виновного лица устанавливается уголовная ответственность. При этом в расчет принимаются различные дополнительные факторы, например, наличие, либо отсутствие отягчающих обстоятельств, определенные аспекты преступления, мотивы виновного и т.д. Устанавливается также и уровень серьезности наступивших последствий, включая материальный ущерб, причиненный государству.

Читайте также:  Как узнать последние 5 платных действий Мегафон

Во время расследования могут быть выявлены и так называемые тяжкие последствия совершенного нарушения. К ним относятся:

  1. Попадание сведений, составляющих государственную тайну, в руки разведывательных иностранных организаций.
  2. Срыв важнейших запланированных государственных операций, осуществление которых стало невозможным по причине утечки и разглашения информации.
  3. Прерывание действующих разработок и государственных учений.
  4. Срыв иных операций, включая военный, который стал результатом неправомерных действий лица, придавшего тайну огласке.

Все вышеперечисленные последствия будут приравнены к особым отягчающим обстоятельствам, а, следовательно, повлияют на тяжесть установленного наказания.

Разглашение секретной государственной тайны может повлечь за собой следующие виды наказания:

  1. предварительный арест виновного лица на срок, не более 6 месяцев с момента его задержания;
  2. тюремное заключение, максимальная продолжительность которого может составлять 4 года. При этом комментарий действующих уголовных норм гласит, что в редких случаях период лишения свободы продливается до 7 лет.

В качестве дополнительных мер ответственности нередко применяется и отстранение от должности на конкретный срок, либо установление запрета на осуществление определенной деятельности виновным лицом.

Все вышеперечисленные меры и их курсовая направленность должны способствовать дальнейшему недопущению разглашения секретной государственной информации и тайны уполномоченными лицами.

  1. наличие предварительного сговора и подготовки данного преступления;
  2. подтверждение факта намеренного осуществления противоправных действий;
  3. вмешательство в преступление иных лиц, которые оказывали требуемое содействие;
  4. установление мотивов, которыми руководствовалось виновное лицо;
  5. выяснение иных важных обстоятельств преступления.

Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны

В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие “государственной тайны”

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”. Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.


Порядок допуска к государственной тайне

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное “знакомство” с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:

  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  • Ст. 275 УК РФ “Государственная измена”. Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  • Ст. 276 УК РФ “Шпионаж”. Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  • Ст. 283 УК РФ “Разглашение государственной тайны”. Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях – от 3 до 7 лет.
  • Ст. 284 УК РФ “Утрата документов, содержащих государственную тайну”. Наказание: лишение свободы до 3 лет.

При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким “нехорошим” статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

СТ 283 УК РФ.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была
доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при
отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок
до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была
доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при
отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок
до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Состав преступления

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса .

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.
Добавить комментарий