Ст 370 ТК РФ 2020 года

Комментарий к ст. 370 TК РФ

1. Защита трудовых прав и законных интересов работников является главной задачей профессиональных союзов, право каждого на объединение в которые нашло свое отражение в таких основополагающих международных актах, как Международный пакт ООН “О гражданских и политических правах” (1966 г.), Конвенция МОТ N 87 “О свободе ассоциаций и защите права на организацию” (1948 г.) и др., а также в ст. 30 Конституции РФ.

2. В ст. 370 ТК закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам, осуществляемые в соответствии с ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнил положения настоящей статьи, предоставив право профсоюзам осуществлять контроль за выполнением работодателями и их представителями условий коллективных договоров, соглашений, особо указав на контрольные полномочия профсоюзов по отношению к работодателям – индивидуальным предпринимателям.

4. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ уточнил также права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов в нормотворческой деятельности на всех уровнях (федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований), предоставив им, в частности, право участвовать в установлении государственных нормативных требований охраны труда и др.

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

Ответы юристов:

У меня сложилась такая трудная ситуация. Я работала 15 лет на заводе по производству металлического оборудования, однако недавно случилась беда. По вине нашего работодателя на производстве случился пожар во время работы, в результате которого пострадала я. У меня были ожоги 2-3 степени, я пролежала в больнице полгода. Теперь мне предстоит завершить это дело. Мне посоветовали подать иск в суд на работодателя, я планирую обратиться на консультацию к юристу. Скажите, могу ли я требовать возмещения расходов на больницу, а также возмещения морального вреда? читать дальше.

Ситуация сложилась такая. Я проработала 12 лет на предприятии, занимающемся производством полуфабрикатов. Работала во вредном цеху довольно длительное время, в результате чего у меня открылась астма. В связи с таким обстоятельством мое начальство предложило мне перевод на более легкие условия, на том же заводе. Однако одновременно с этим мне предложили работу в ином месте с более высокой оплатой. Я собираюсь уходить. Однако могу ли я рассчитывать на выходное пособие, ведь мой начальник заявил, что если не получит мое согласие на перевод – никаких льгот мне не видать? читать дальше.

Скажите, имеет ли право начальник платить за ночную работу так же, как и за дневную, в таком же размере? Я работаю в магазине, недавно мы стали работать круглосуточно. Теперь поменялся и график работы, то есть мы пока вынуждены работать сутки через сутки. При этом зарплата осталась стоять на месте. Скажите, разве это правильно? Мы сильно изматываемся от такого графика, в ночное время тяжело работать. Должна ли быть какая-то повышенная зарплата для такой работы? читать дальше.

Имеет ли право частный работодатель задержать зарплату служащим? Если да, то на какие сроки? Наш начальник, на которого мы работаем, уже месяц не выплачивает нам зарплату, утверждая, что у него нет денег на данный момент. Нас всего – 3 человека, которые на него работают. У всех есть семьи и дети, которые есть хотят не потом, а сейчас. Причем он говорит, что имеет право задержать выплату, если у него есть проблемы. Скажите, так ли это? Мы в отчаянии. читать дальше.

Скажите, как должен происходить расчет при увольнении? Я уволилась по собственному желанию с частного предприятия, однако уже полтора месяца не могу забрать у работодателя свою заработную плату. Он все время кормит меня завтраками – то занят, то его нет, придите завтра, то у него нет на данный момент денег. А у меня маленький ребенок, которого также нужно кормить. Скажите, можно ли как-то законным путем забрать свою заработную плату? читать дальше.

Я хотела получить должность инженера на заводе в Калуге. Я прошла собеседование и очень понравилась начальнику участка. Когда я пришла к кадровикам, мне сказали, что не возьмут меня на работу, т.к. я зарегистрирована в Пскове. Но у меня в Калуге проживает мама и многочисленные родственники. Правомерен ли отказ кадровой службы или они придираются? читать дальше.

Я работаю главным инженером в городской электросети. В феврале у меня был инсульт, и мне объявили об увольнении с должности, т.к. состояние здоровья не разрешат мне приступить к исполнению трудовых обязанностей в текущем месяце. Права ли администрация электросети или ее действия можно оспорить? читать дальше.

Я работаю в юридической компании. Так сложилось, что наш руководитель постоянно настаивает на сверхурочной работе. При том наши «задержки» на 3-4 часа никак не оплачиваются. Как повлиять на работодателя? Можно ли ответить отказом на его просьбу задержаться на работе? читать дальше.

Я работаю в торговой компании, которая в последнее время терпит убытки из за консервативной стратегии по привлечению клиентов. Начались увольнения сотрудников, а у меня двое детей и нет мужа. Я очень заинтересована в сохранении своей должности. Как продлить срок своего пребывания в торговой компании и не «вылететь» за борт при первом же сокращении? читать дальше.

Я тружусь на химическом заводе. У нас есть избранный профсоюз, со всеми работниками подписан коллективный договор. Мой напарник сказал мне, что коллективном договоре есть пункт, который запрещает участие в забастовке при любых обстоятельствах. А мы всей сменой хотели выразить протест в связи с низкой оплатой нашего труда. Прав ли напарник или он специально дезинформирует меня для того, чтобы я отказался от идеи участия в забастовке? читать дальше.

Автор: Цыбина анастасия

Распространенные ошибки при применении норм обновленной редакции ТК

Ошибка 1. Неиспользованные отпуска за предшествующие года не сгорают. Поэтому при увольнении за работником сохраняется право на получение компенсации за невостребованные дни отдыха. Если уволенному ее не выплатят, он вправе взыскивать компенсацию через суд. Данная норма актуальна по сей день, изменений не претерпела и оспариванию не подлежит.

Вопрос №2: Редактор отдела уходит в отпуск с понедельника (рабочий день). Имеет ли право он требовать выплаты отпускных в четверг?

Какие статьи ТК наиболее актуальны

Самыми «востребованными» статьями ТР РФ в последнее время являются:

  • Статья 153 Трудового Кодекса РФ. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Согласно статье 153 ТК РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
  • Статья 77 Трудового Кодекса РФ. Общие основания прекращения трудового договора: соглашение сторон, истечение срока трудового договора, расторжение трудового договора по инициативе работника/работодателя и другие положения.
  • Статья 128 ТК РФ. Отпуск без сохранения заработной платы или, простым языком, отпуск за свой счет. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
  • Статья 112 ТК РФ. Нерабочие праздничные дни. Согласно статье 112, за нерабочие дни по Трудовому Кодексу выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
  • Статья 312.2 ТК РФ. Особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе. Работодатель не позднее трех календарных дней со дня заключения данного трудового договора обязан направить дистанционному работнику, оформленный надлежащим образом экземпляр данного трудового договора на бумажном носителе.
  • Статья 80 Трудового Кодекса РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию). Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
  • Статья 81 Трудового Кодекса РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Принципиальным отличием данной статьи от рассмотренной выше является то, что во всех перечисленных ниже случаях досрочное прекращение трудового договора производится по инициативе работодателя, хотя мотивы действий последнего могут быть весьма различными.
  • Статья 157 Трудового Кодекса РФ. Оплата времени простоя. Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается.
  • Статья 93 Трудового Кодекса РФ. Неполное рабочее время. Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи.

Трудовой Кодекс РФ 2020, последняя редакция:

Обзоры законодательства

  • ENG
  • РУС
  • FIN
  • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
  • Недвижимость и строительство
  • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
  • Корпоративное право / Слияния и поглощения
  • Банкротство
  • Договорное право
  • Налоговое право
  • Интеллектуальная собственность
  • Таможенное законодательство
  • Антимонопольное законодательство
  • Управление активами
  • Трудовое право
  • Антикоррупционное законодательство / Compliance
  • Санкции
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • FIN
    • Защита информации и коммерческой тайны
    • Здравоохранение и фармацевтика
    • Коммерческая недвижимость
    • Пищевая промышленность
    • Природные ресурсы / Энергетика
    • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
    • Строительство
    • Информационные технологии
    • Главная
    • Пресс-центр
    • Обзоры законодательства
    • Минтруда РФ подготовило проект постановления Правительства РФ «Об особенностях регулирования трудовых отношений в 2020 году»

    Информация и связи

    Ранее установленный срок для письменного уведомления каждого работника о введении электронных трудовых книжек (30 июня 2020 года) продлевается до 31 октября 2020 года.

    Статья 370 ТК РФ

    Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

    Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

    Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

    Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

    Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

    Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

    • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
    • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
    • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
    • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
    • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
    • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
    • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
    • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

    Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    В статье 370 ТК РФ закрепляется право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров и соглашений. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы и их объединения имеют право на создание правовых и технических инспекций труда профсоюзов, наделяемых полномочиями в соответствии с положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. В тексте статьи 370 ТК РФ также приводится перечень прав профсоюзных инспекторов труда и уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов.

    • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
    • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
    • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
    • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
    • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
    • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
    • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
    • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

    Статья 370 Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

    Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором

    Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ

    Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением
    работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых
    актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров,
    соглашений.

    Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении
    выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах
    рассмотрения данного требования и принятых мерах.

    Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
    нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий
    коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их
    объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые
    наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими
    профессиональными союзами и их объединениями.

    Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций
    профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации,
    могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые
    действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением
    соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

    Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно
    посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и
    форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного
    профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок
    соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
    трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных
    договоров, соглашений.

    Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

    • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
    • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
    • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
    • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
    • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
    • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
    • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
    • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

    Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий
    взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение
    государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
    нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными
    органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции
    по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют
    право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные
    для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными
    предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    Комментарий к статье 370 ТК РФ:

    Наименование комментируемой главы приведено в соответствие с содержанием права профсоюзов представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников, закрепленного в ст. 11 Федерального закона N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

    Несколько изменено и название ст. 370 ТК с учетом расширения сферы защитной и контрольной деятельности профсоюзов.

    В комментируемой статье определены важнейшие направления деятельности профсоюзов по реализации их защитной и контрольной функции. В их числе, прежде всего, указано на деятельность профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

    Значимость защитной и контрольной функций профсоюзов особенно возрастает в современный период, когда активно проходят процессы реструктуризации организаций с целью постоянного приспособления для выживания и дальнейшего развития в условиях конкурентной экономики.

    МОТ обращает особое внимание на серьезные социальные издержки, возникающие в ходе непрерывного реструктурирования предприятий. Они касаются и России. В связи с этим в принятом Постановлении Исполкома ФНПР “О действиях профсоюзов по защите интересов работников в условиях реструктуризации предприятий” отмечается, что проводимая реструктуризация предприятий вызвала необходимость принятия профсоюзами на всех уровнях активных мер по содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников, их правовой защите в условиях существенных изменений условий труда, активизации переговорного процесса с работодателями.

    В указанном Постановлении наряду с другими действиями профсоюзов обращено внимание на необходимость добиваться полного выполнения положений Генерального соглашения на установленный период его действия, относящихся к экономической политике, развитию рынка труда и содействию занятости населения; кроме того, оно обязывает строго отстаивать права профсоюзов, предусмотренные в гл. 58 и ст. 82 ТК (см. коммент. к гл. 58, ст. 82); добиваться при реструктуризации, сопровождающейся появлением организаций – новых юридических лиц, создания в каждой из них отдельной первичной профсоюзной организации. Реализация этих мероприятий направлена не только на защиту трудовых прав, но и на увеличение количества членов профсоюзов, принимающих активное участие в отстаивании интересов работников.

    В ч. 2 комментируемой статьи четко определены меры по устранению работодателями выявленных нарушений. Они обязаны в недельный срок со дня получения от профсоюзного органа требования об устранении выявленных нарушений сообщить указанному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

    Право профсоюзов на осуществление указанного контроля реализуется через систему создаваемых общероссийскими профсоюзами и их объединениями правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, полномочия которых определяются положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами и их объединениями. В положениях указываются широкие полномочия профсоюзных инспекторов труда, конкретизирующие и дополняющие предусмотренные комментируемой статьей.

    Ранее действовавшим Постановлением Исполкома ФНПР было утверждено Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, в котором предложено общероссийским, межрегиональным профсоюзам, территориальным объединениям организаций профсоюзов в целях повышения эффективности правозащитной работы, укрепления мотивации профсоюзного членства принять все меры по созданию и укреплению правовой инспекции труда. В соответствии с Типовым положением о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР N 4-2 , основными задачами профсоюзной правовой инспекции труда являются: осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений; юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников; взаимодействие со средствами массовой информации, с органами прокуратуры РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    В задачи профсоюзной инспекции входит, в частности, отстаивание интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзов, а также при выработке коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам.

    Профсоюзная правовая инспекция труда наделена правами и обязанностями, обеспечивающими реализацию ее основных функций, предусмотренных соответствующим положением. Профсоюзные правовые инспекторы имеют право:

    проводить проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; законодательства о профсоюзах, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

    направлять работодателям, их представителям, должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников, контролировать выполнение их представлений об устранении выявленных нарушений;

    принимать участие в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также в связи с изменениями условий труда.

    Профсоюзные правовые инспекторы труда во время проверок обязаны быть объективными и руководствоваться только законом, они обязаны:

    укреплять авторитет профсоюзов, соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять поручения руководства;

    обеспечивать абсолютную конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.

    Профсоюзные инспекторы труда принимают участие в рассмотрении трудовых споров, а также в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Они принимают участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также наделены правом обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

    На должность профсоюзных правовых инспекторов труда назначаются юридически подготовленные лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

    Профсоюзные правовые инспекторы труда по поручению руководителя соответствующего профсоюзного органа представляют, ведут переговоры, защищают интересы работников и профсоюзов в органах государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей, внебюджетных фондах и иных органах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров по просьбе членской организации. Они взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.

    Наряду с правовой инспекцией труда действует также техническая инспекция труда. Положением о технической инспекции труда, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР N 7-6 , определены основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда и окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соблюдением прав и законных интересов работников на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза. В Положении подробно изложены функции технических (главных технических) инспекторов, обеспечивающие решение задач, возложенных на технические инспекции труда. Так, они имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, для проверки соблюдения норм трудового права, выполнения условий коллективного договора, соглашения и направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений действующих норм об охране труда. Они наделены также правом предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

    Технические (главные технические) инспекторы труда оказывают помощь членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда и представляют их интересы в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

    Адаптация персонала
    Обучение персонала
    Персонал организации
    Отбор персонала
    Кадровый потенциал

    Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций
    профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации,
    могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые
    действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением
    соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

    Губин Александр

    Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

    Дело NА65-27977/2009.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

    от 17 сентября 2010 г. по делу N А65-27977/2009

    История рассмотрения дела

    Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2010.

    Полный текст постановления изготовлен 17.09.2010.

    Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

    рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани,

    на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010,

    по делу N А65-27977/2009

    по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Рисар”, г. Казань, Республика Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Территориальная профсоюзная организация межрегионального профсоюза работников сферы производства товарной продукции и услуг Республики Татарстан (Татпромпроф), г. Казань, о признании недействительными ненормативных правовых актов.

    общество с ограниченной ответственностью “Рисар”, г. Казань (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее – ответчик, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее – УФНС РФ по РТ, управление) о признании частично недействительными решения от 30.06.2009 N 28, решения от 11.09.2009 N 614, требования N 1589 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.09.2009 на сумму 1 101 850,02 руб.

    Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 требования заявителя удовлетворены.

    Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

    В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.

    В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

    Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

    Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя, по результатам которой принят акт налоговой проверки от 05.06.2009 N 27 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки, налоговым органом принято решение от 30.06.2009 N 28 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неуплату единого социального налога (далее – ЕСН) в виде штрафа в размере 194 900,19 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в виде штрафа в сумме 108 740,80 руб., с предложением заявителю уплатить суммы НДФЛ в размере 543 704 руб. и пени в сумме 125 624,42 руб., ЕСН в размере 974 501,05 руб. и пени в сумме 224 800,68 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 524 674,44 руб. и пени в сумме 118 566,84 руб.

    Основанием для доначисления налогов, пеней и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о безосновательности назначения компенсационных выплат по рекомендациям профсоюзной экспертизы условий труда.

    Заявитель указанное решение налогового органа обжаловал в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы. Решением УФНС России по РТ от 11.09.2009 N 614 апелляционная жалоба заявителя удовлетворена частично, решение налогового органа изменено, с изложением резолютивной части решения от 30.06.2009 N 28 в следующей редакции: привлечь заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 98 618,66 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 60 813 руб.; доначислить НДФЛ в размере 304 065 руб. и пени в сумме 56 489,75 руб., ЕСН в размере 493 093,41 руб. и пени в сумме 88 770,20 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 266 602,01 руб. и пени в сумме 46 451,92 руб.

    Заявитель, не согласившись решением налогового органа, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.

    Удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно исходили из следующего.

    Согласно статьям 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 236 , пунктом 1 статьи 237 НК РФ объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Налоговая база организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, перечисленных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

    Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

    Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

    Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

    Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

    Суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, установленные статьями 146 , 147 ТК РФ, являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным пунктом 3 статьи 217 и подпунктами 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

    В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

    Статья 165 ТК РФ предусматривает возможность предоставления работникам дополнительных компенсаций, в том числе в случаях, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При предоставлении компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

    В статье 210 ТК РФ указан самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Целью установления такой компенсации является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.

    Согласно статье 219 ТК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Указанные выплаты производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей и не подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

    Правомерность выплаты заявителем своим работникам компенсаций подтверждена локальным соглашением по охране труда между работодателем и работниками заявителя, коллективным договором о регулировании социально-трудовых отношений между работодателем и наемными работниками организации, дополнениями к локальному соглашению 2007 – 2008 годах, согласно которым на работодателя возлагается обязанность обеспечить работникам, работающим на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, оплату труда в повышенном размере (в виде доплат к тарифу (окладу) и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне и организации труда.

    Судами установлено, что перечни и ведомости рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, на которых установлена оплата труда в повышенном размере и компенсации за вредные условия труда, неустранимые при современном техническом уровне производства и организации труда составлены на основании результатов независимой экспертизы условий труда, проведенной профсоюзными инспекторами охраны труда Паласухиным В.В., Закировой Г.Г., Бакуниной Т.О., Хисамутдиновой Т.Р. Татпромпроф.

    В соответствии с данными результатов экспертизы, доплаты, предусмотренные статьями 146 – 147 ТК РФ, составляют в обществе 4 – 12% от тарифной ставки (должностного оклада), а размер компенсации, установленной статьей 219 ТК РФ, согласован в конкретной денежной сумме.

    Указанные компенсации выплачивались на основании приказов о выплате заработной платы. В 2006-2008 годах условия предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательно не были установлены. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 “О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда” определяет порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а не порядок установления компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    В соответствии со статьей 219 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Правительством Российской Федерации порядок и условия предоставления компенсационных выплат не разработаны, однако в соответствии со статьей 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

    Согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости, изложенным в письмах от 14.12.2004 N 1026-3/10 и от 06.04.2006 N 855-3-1, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, основанием для включения в коллективный договор положений о доплатах и компенсациях служат как результаты аттестации, так и результаты независимой экспертизы.

    Судебными инстанциями установлено, что Татпромпроф, являющийся территориальной организацией Общероссийского объединения профсоюзов “Российского объединения социальных технологий” провело независимую экспертизу условий труда на рабочих местах заявителя. Результаты экспертизы изложены в актах от 11.09.2007 N РОСТ.ТПП-16-1-19, от 06.06.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, от 19.03.2007 г. N ТПП-16-1-18 и от 22.09.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, к которым приложены перечни рабочих мест с вредными условиями труда, в том числе неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Обществу предложено, в частности, установить компенсации и доплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

    Полномочия профсоюзных органов и уполномоченных ими лиц по охране труда определяются статьей 370 ТК РФ , статьями 19 , 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, статья 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации”. Одним из наиболее важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, которое закреплено в абзаце 3 статьи 370 ТК РФ , в абзаце 3 пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 181-ФЗ.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5 Положения о профсоюзной инспекции труда одной из основных задач профсоюзной инспекции является проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организаций. Согласно п. 4.1 названного Положения независимая экспертиза условий труда проводится в организациях, в которых действуют профсоюзные организации профсоюзов.

    Материалами дела подтверждается, что в обществе создана и действует первичная профсоюзная организация, что подтверждается приказом N 31 от 12.03.2007 и протоколом учредительного собрания первичной профсоюзной организации работников общества.

    В связи с чем суды обоснованно пришли к выводу, что профсоюзные инспекторы Татпромпроф имели право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников на рабочих местах общества.

    При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.

    Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

    Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.

    При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.

    На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьями 286 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

    решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А65-27977/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

    Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

    Правомерность выплаты заявителем своим работникам компенсаций подтверждена локальным соглашением по охране труда между работодателем и работниками заявителя, коллективным договором о регулировании социально-трудовых отношений между работодателем и наемными работниками организации, дополнениями к локальному соглашению 2007 – 2008 годах, согласно которым на работодателя возлагается обязанность обеспечить работникам, работающим на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, оплату труда в повышенном размере (в виде доплат к тарифу (окладу) и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне и организации труда.

    Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

    Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

    p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

    Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

    p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

    Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

    p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

    Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

    p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

    Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

    p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

    Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

    p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

    осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    p, blockquote 7,0,1,0,0 –>

    проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

    p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

    принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

    получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

    p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

    защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

    p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

    предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

    p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

    направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

    p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

    осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

    p, blockquote 14,1,0,0,0 –>

    принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

    p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

    принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

    p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

    принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

    p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

    принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

    обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

    p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

    Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

    Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    p, blockquote 21,0,0,1,0 –>

    p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

    p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

    Предлагаем ознакомиться со статьей 370 ТК РФ Главы 58 «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 370 ТК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

    p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

    Сохраните страницу в соц. сетях:

    p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

    Другие статьи в

    p, blockquote 27,0,0,0,0 –> p, blockquote 28,0,0,0,1 –>

    принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

    Ознакомление работников

    Прекращение действия договора определяется приказом организации, с которым под роспись знакомят сотрудника.

    При оформлении расторжения по соглашению сторон или инициативе работодателя также следует направить работнику уведомление, на котором он ставит свою подпись.

    Сотрудник компании имеет право потребовать копию приказа и сделать копию уведомления, что может быть необходимо для оформления ряда документации.

    Как составить дополнительное соглашение к трудовому договору? Образец документа вы можете найти в нашей статье. Что входит в основные условия трудового договора? Читайте тут.

    Трудовой договор — это официальное устройство или нет? Ответ здесь.

    При оформлении расторжения по соглашению сторон или инициативе работодателя также следует направить работнику уведомление, на котором он ставит свою подпись.

    Комментарий к Статье 213 ТК РФ

    Как мы уже говорили, работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (во время трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров.

    Статья 213 Трудового кодекса РФ определяет такие случаи. Прежде всего, речь идет о людях, которые трудятся на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах). Напомним, что Перечень вредных и опасных факторов и работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

    Также медосмотры должны проходить работники, связанные с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

    Добавим, что заключение о состоянии здоровья понадобится и при поступлении на работу в организации торговли и общественного питания, предприятия пищевой промышленности, детские и оздоровительные учреждения. Об этом сказано в комментируемой статье 213 ТК.

    Получается, что перед тем, как заключить трудовой договор, претендент должен обязательно проверить свое здоровье. Причем за счет будущего работодателя. Если соискатель сам оплачивает прохождение медосмотра, организация в любом случае обязана возместить ему эти расходы. Для нее эта обязанность установлена все в той же статье 213 Трудового кодекса РФ. При положительном медицинском заключении с работником заключается трудовой договор.

    Когда это необходимо, по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

    Медосмотр проводит медицинская организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности. Но если работник занят на вредных работах или на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, осмотры проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензию на экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

    Помимо прочего указанная статья определяет, что работники, занятые в отдельных видах деятельности, в том числе и связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Правила такого освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695.

    Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, приведен в Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377. Скажем, лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсией с пароксизмальными расстройствами, не могут работать с химическими и радиоактивными веществами. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

    4. Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензию на экспертизу связи заболевания с профессией один раз в пять лет.

    Статья 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

    Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

    Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

    Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

    Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

    Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

    3. Работникам (освидетельствуемым), которым противопоказана работа с вредными и опасными веществами, выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК) на руки, а копия пересылается в 3-дневный срок работодателю, выдавшему направление.

    Статья 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

    Ст 213 ТК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

    Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

    Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

    Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

    Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    Вредные и (или) опасные производственные факторы, влияющие на здоровье работников в процессе труда, и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются Правительством РФ либо нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

    Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

    Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

    Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

    Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

    Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

    Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Читайте также:  Снятие денег с кредитной карты Альфа Банк
Добавить комментарий