Служебная тайна: что это такое, описание и особенности

Виды профессиональной тайны

Выделяют следующие виды профессиональной тайны:

  • усыновления;
  • врачебная;
  • банковская;
  • связи;
  • страхования;
  • адвокатская,
  • нотариальная,
  • исповеди и другие виды.


Объекты профессиональной тайны состоят в следующем. объект информации не составляющий профессиональную тайну

Служебная тайна (стр. 1 из 5)

Содержание:

2. Основные источники права о служебной тайне………….3

3. Объекты и субъекты права на служебную тайну………. 4

4. Понятие служебной тайны и ее защиты…………………..5

5. Требование к информации как к служебной тайне…. …12

6. Правовое регулирование права на служебную тайну, правовая охрана права на служебную тайну и его защита………..13

Рассматриваемая в нашем реферате тайна существовала всегда. А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этой тайны, отсутствие общего и чёткого определения, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей служебную тайну, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемой тайны, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы обращаем внимание, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой служебной тайны, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы понять что такое служебная тайна, определить роль в правовых отношениях.

Объект исследования – служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является служебная тайна.

Метод, который мы использовали для изучения объекта в основном описательный. Также мы использовали метод исследования литературы по данной теме.

Основные источники права о служебной тайне.

1) нормы законодательных актов: Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ст. 193, 308), Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 155, 310, 311), Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (ст. 139, 302, 345, 452), КЗоТ Российской Федерации (ст. 15), Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 344), Налогового кодекса РФ (ст. 21, 22, 23, 24, 31, 32, 83, 84, 102, 118, 119, 120, 126, 127); Федеральных конституционных законов: “О Конституционном Суде Российской Федерации” (ст. 55, 70), “О Правительстве Российской Федерации” (ст. 11, 27), Закона РСФСР “О Центральном банке РСФСР (Банке России) (ст. 92); Законов Российской Федерации: “О прокуратуре Российской Федерации” (ст. 5), “О коллективных договорах и соглашениях” (ст. 7), “О статусе военнослужащих” (ст. 7, 24), “О таможенном тарифе” (ст. 14), “О федеральных органах налоговой полиции” (ст. 10), “О космической деятельности” (ст. 4), Федеральные законы “Об основах государственной службы Российской Федерации” (ст. 9, 10, 11, 12, 21, 25), “О науке и государственной научно-технической политике” (ст. 3, 4, 9), “О службе в таможенных органах Российской Федерации” (ст. 7, 17), “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” (ст. 11, 20 1 ), “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (ст. 6,14,16) и др.;

2) подзаконные нормативные правовые акты – указы Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 “О перечне сведений конфиденциального характера”, от 15 мая 1997 г. № 484″О предоставлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе”; постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 “Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти”, от 15 апреля 1996 г. № 468 “О службе по урегулированию коллективных трудовых споров”; постановления Министерства труда Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № И, от 27 марта 1997 г. № 16, от 27 марта 1997 г. № 17 об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией с участием посредника в трудовом арбитраже и др.;

3) судебная практика;

4) международные договоры и соглашения.

Объекты и субъекты права на служебную тайну.

В Советском Союзе сложилась определенная система защиты информации с ограниченным доступом, в которой выделяли три вида такой информации:

· государственная тайна (информация с грифами “особой важности”, “совершенно секретно”);

· служебная тайна (информация с грифом “секретно”);

· информация “для служебного пользования”.

С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации “О государственной тайне” гриф “секретно” был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны остался до конца не определен. Правовой институт представляет собой систему взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Институт служебной тайны складывался именно таким образом: в ней присутствовали нормы, согласно которым сведения относились к тому или иному виду ограничения на доступ к информации, нормы, регулирующие порядок защиты, а также нормы, устанавливающие санкции за неправомерное распространение таких сведений. Сведения, составляющие служебную тайну, обозначались грифом «секретно», и их образование ограничивалось ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. На более высоком уровне порядок отнесения информации к данной категории не регулируется. Институт служебной тайны также включает в себя и институт военной тайны (это военные сведения, не подлежащие оглашению, но не являющиеся государственной тайной). Военная тайна является служебной тайной Вооруженных Сил. В целом одной из основных задач, которую призван решать правовой институт служебной тайны является правовая охрана «пограничных» и производных сведений. «Пограничные» сведения – служебная информация, которая при определенном обобщении (интеграции) становится государственной тайной. Производные сведения – информация, полученная в результате дробления сведений, составляющих государственную тайну, на отдельные компоненты, каждый из которых уже не может быть к ней отнесен.

В современных условиях у института служебной тайны могут быть следующие области применения:

1. защита сведений, которые при соответствующей интеграции становятся государственной тайной, либо производных сведений;

2. защита сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством, при обращении и хранении такой информации в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

3. защита определенных категорий значимых сведений субъектов гражданско-правовых отношений. В данном случае речь может идти о правовом механизме защиты сведений, которые в деятельности субъектов предпринимательства не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Понятие служебной тайны и её защита.

Служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон “О служебной тайне”.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ “тайна” есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, “тайной” считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае “тайна” есть нечто непознанное. Но такая (“абсолютная”) тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая (“относительная”) тайна имеет своего владельца – для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию “служебная тайна”. Проще говоря, служебная тайна – это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации – «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

5. Требование к информации как к служебной тайне…. …12

Служебная тайна

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Попросту говоря, служебная тайна – это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна – это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации – «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

Читайте также:  Что такое общая полезная площадь многоквартирного дома

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной – персональными данными.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее – акты) – это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными – нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне – персональным данным.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, – это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации. Примерный сводный перечень приведен в конце статьи.

Гриф конфиденциальности служебной тайны «для служебного пользования» широко используется во многих странах. Так, в Германии факты, сведения, нуждающиеся в сохранении секретности, независимо от формы их оформления (решением государственных учреждений или по их распоряжению) могут иметь гриф секретности « VS nur fur den dienstgebrauch » («для служебного пользования»).

В США под режим служебной тайны подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну, а также информация о различных ноу-хау, получаемая должностным лицом в ходе осуществления своих должностных полномочий, исследований или расследований, из доклада или отчета и т. п.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью 1 .

Некоторые специалисты выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности государственного аппарата и прочим недоработкам. Между тем максимально возможная открытость в данном вопросе является одним из основополагающих моментов оздоровления деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами – владельцами и обладателями информации.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. № 1233, 1998 г. № 936 и 1999 г. № 1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна – это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.

Возможны другие варианты: служебная тайна – несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

С позиций документоведения служебная тайна – это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Возможны другие варианты: служебная тайна – несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

Служебная тайна

Служебная тайна, в соответствии со ст. 139 ГК РФ, обладает теми же признаками, что и коммерческая. Это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Если исходить из буквального значения термина «служебная тайна», то следует считать, что служебная тайна — это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей.

Служебная тайна, если ее понимать как тайну, охраняемую государственным служащим, имеет особенности, позволяющие только условно отнести ее к профессиональной тайне. Информация, составляющая служебную тайну, включает в себя как конфиденциальную информацию, представляемую в орган государственной власти, так и создаваемую (генерируемую) в этом органе информацию, доступ к которой временно ограничен в интересах государственного управления по решению руководителя.

Исходя из изложенного вопрос о соотношении понятий коммерческой и служебной тайны остается открытым. Как известно, ст. 139 ГК РФ озаглавлена «Служебная и коммерческая тайна», однако в тексте статьи всюду стоит союз «или» («служебная или коммерческая тайна»). Из этого можно сделать

двоякий вывод: либо речь идет о разных понятиях (служебная и коммерческая тайны), либо это одно и то же. Представляется, что понятие служебной и коммерческой тайны едино, однако способы их защиты могут быть разными.

В отличие от коммерческой тайны, понятие которой законодательно урегулировано, специальный закон о служебной тайне так и не был принят. 24 декабря 2004 г. в Государственную Думу был внесен соответствующий законопроект, однако он так и не был рассмотрен. 5 апреля 2006 г. проект был внесен в Думу повторно и находится на ее рассмотрении.

Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечают, что необходимость системного правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в том числе: отсутствием в законодательстве единого подхода к соответствующей категории информации ограниченного доступа; многочисленными примерами незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов; ограничениями на распространение информации, накладываемыми по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на предоставление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.

Следует отметить, что авторы законопроекта относят понятие служебной тайны в основном к информации, содержащейся (производимой) в органах государственной власти и местного самоуправления. Это следует из содержания проекта закона. Хотя само определение термина «служебная тайна» достаточно широко трактует круг субъектов, которые могут ею обладать.

В соответствии с упомянутым проектом служебная тайна — конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке.

В социалистический период развития нашего государства институт служебной тайны входил в более широкую категорию «государственные секреты». К данной категории относились сведения с грифом «секретно», неправомерное распространение которых могло нанести ущерб определенной группе государственных интересов.

Вступление в силу Закона Российской Федерации «О государственной тайне» де-факто привело к ликвидации института служебной тайны, так как гриф «секретно» стал использоваться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну. В деятельности органов государствен

ной власти образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой.

Уровень нормативного регулирования порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения, институт которой ныне можно воспринимать в качестве аналога служебной тайны, по целому ряду причин нельзя признать удовлетворительным. Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений, — Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233. Данное Положение регулирует только деятельность федеральных органов исполнительной власти в отношении такой информации, хотя сведения аналогичного характера образуются и поступают в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Многие важные условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении и даны на откуп руководителям федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку введение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом.

Читайте также:  Как выглядит справка о наличии отсутствии судимости

Положением определено, что не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц; решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке; сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

При этом установлено, что должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение вышеперечисленных ограничений.

Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, защиты такой информации и установления санкций за ее противоправное распространение, она присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40). В их числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и др.

Тем не менее в свободной продаже бесконтрольно распространяются компакт-диски, содержащие базы данных с информацией о персоналиях и организациях. Это, например, базы данных «Таможня», ГИБДД, Бюро технической инвентаризации, «Прописка», «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и пр.) и многие другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих. Одним из решений подобной проблемы может стать защита баз данных органов государственной власти в режиме служебной тайны.

Неурегулированность данной группы отношений в отечественной системе права чревата негативными последствиями, в числе которых возможность произвольного введения ограничений на распространение сведений о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что может привести к неправомерному ограничению права граждан и организаций на доступ к информации и получение достоверной информации.

Тем не менее в свободной продаже бесконтрольно распространяются компакт-диски, содержащие базы данных с информацией о персоналиях и организациях. Это, например, базы данных «Таможня», ГИБДД, Бюро технической инвентаризации, «Прописка», «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и пр.) и многие другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих. Одним из решений подобной проблемы может стать защита баз данных органов государственной власти в режиме служебной тайны.

Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (далее – 149-ФЗ) закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике встречаются случаи, когда ограничения на доступ к информации устанавливаются подзаконными актами. Подобным актом является «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). Согласно п.1.2 указанного Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Основным недостатком данного определения является крайне нечеткое определение служебной информации ограниченного распространения, поскольку категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридической доктрине и может быть истолкована сколь угодно широко. Поскольку критерием отнесения тех или иных сведений к категории служебной информации ограниченного распространения являются не конкретные объективные факторы, а субъективная категория – «служебная необходимость», возникает повод для возможности принятия произвольных правоприменительных решений.

В действующих законах определены некоторые категории, которые по своему характеру приближены к понятию «служебная тайна», например:

На основании анализа вышеуказанных нормативных правовых актов представляется возможным дать следующее определение служебной тайне – это не относящаяся к государственной тайне, полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц. При таком понимании служебной тайны к ней будут относиться все иные (за исключением государственной тайны) виды информации ограниченного доступа, находящиеся в обладании государственного органа или органа местного самоуправления.

В отсутствие нормативно закрепленного понятия «служебная информация» им оперируют как нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения государственной и муниципальной службы, так и документы, определяющие особенности инвестиционных отношений.

В литературе же предлагаются различные подходы к разграничению служебной информации и служебной тайны: с учетом состава, характера и носителей сведений, на которые распространяется режим конфиденциальности. Однако концептуальной предметной основой дискуссии является определение того, являются ли служебной информацией только сведения, полученные в рамках служебных правоотношений в их публично-правовом смысле, или категория «служебная информация» применима к любым сведениям, полученным, в том числе, в рамках гражданских правоотношений.

Ст.9 149-ФЗ запрещает ограничивать доступ к информации «о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну)». Принцип открытости сведений о деятельности публичных органов развивается в Федеральном законе от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и в них под информацией о деятельности указанных органов понимается информация, как созданная, так и полученная этими органами в процессе своей деятельности. Важно отметить, что хотя оба закона не используют термина «служебная информация», но информация, составляющая предмет регулирования этих законов, вне всякого сомнения является служебной, и что названные законы не только декларируют принцип открытости такой информации, но и содержат ряд конкретных гарантий ее доступности.

Таким образом, можно попытаться провести границу между служебной информацией и служебной тайной. С точки зрения правовой доктрины предмет для спора отсутствует, и вряд ли кто-либо из специалистов сомневается, что информация, составляющая служебную тайну, входит в состав общей категории «служебная информация». Однако на уровне законодательства и правоприменительной практики проблемы существуют. Как было показано выше, в правовых актах эти категории часто смешиваются, и режим конфиденциальности пытаются распространить на всю служебную информацию.

Необходимо обратить внимание, что доступ к информации может быть ограничен ее обладателем в рамках реализации полномочий, предусмотренных ч.3 ст.6 149-ФЗ. Кроме того, согласно п.4 ч.3 ст.6 149-ФЗ обладатель информации может защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами.

Представляется возможным сформулировать основные квалифицирующие признаки информации для внутреннего пользования:

В п.3 ч.4 ст.6 149-ФЗ зафиксирована обязанность обладателя информации принимать меры по её защите. Эта обязанность соответствует праву по ограничению доступа к информации (п.1 ч.3 ст.6 149-ФЗ). Соответственно, обладателю информации для надлежащей реализации своих прав необходимо будет ввести режим информации для внутреннего пользования, представляющий собой систему правовых, организационных и технических мер по обеспечению конфиденциальности информации для внутреннего пользования.

В отсутствие нормативно закрепленного понятия «служебная информация» им оперируют как нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения государственной и муниципальной службы, так и документы, определяющие особенности инвестиционных отношений.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу. Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

Понятия коммерческой и служебной тайны, их различия

Согласно п. 3 указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 служебная тайна – это такие данные, доступ к которым ограничен по прямому указанию федерального закона государственными органами.

ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ определено, что коммерческой тайной называют режим конфиденциальности информации. Его разрешено применять только к определенным категориям сведений. Кроме того, законодательство содержит перечень данных, которые ни в коем случае не могут быть помещены под режим конфиденциальности (ст. 5 закона № 98-ФЗ).

Разница между этими 2 понятиями заключается в следующем:

  • Понятие «служебная тайна» часто применяется к деятельности государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и рядовых сотрудников. Под ней подразумеваются данные, тайный характер которых обусловлен интересами службы.
  • Информация, относящаяся к коммерческой тайне, несет в себе коммерческую ценность, т. е. с ее помощью обладатель может получить коммерческую выгоду.
Читайте также:  Как сделать возврат товара в Ситилинк

В праве и юридической доктрине нет однозначного мнения по поводу соотношения данных понятий и субъектного состава обладателей доступа к информации (например, является ли служебной тайной коммерчески ценная информация, доверенная работнику в связи с исполнением им должностных обязанностей, или к такой тайне применимо только определение «коммерческая»).

Что касается коммерческой тайны, то порядок введения или прекращения этого режима определен законом № 98-ФЗ.

Информация ограниченного распространения

К категории “служебная тайна” – сведения, которые не подлежат разглашению, – относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие “государственная и служебная тайна” попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

  1. Данные о руководстве организаций и их работниках (профессиональные качества, судимости, анкетные данные, адреса проживания, опыт работы).
  2. Документация о структуре предприятия, методах его управления и обучения персонала.
  3. Информация о вложениях капиталов, ценных бумаг, счетах в банках.
  4. Сведения об источниках финансирования, сделках и контрактах.
  5. Кредитоспособность предприятия, состояние его материально-технической базы.

Ответственность

Согласно законодательству, существуют только отдельные виды тайн, которые защищены законом, и за их нарушение грозит ответственность вплоть до уголовной, это, например, тайна исповеди и адвокатская.

Кроме этого ответственность в качестве административной предусмотрена при разглашении коммерческой или профессиональной тайны, что повлекло падение акций и снижение прибыли пострадавшего предприятия. Штраф в таком случае может достигнуть 50 000 рублей.

При раскрытии тайны усыновления наказывается лицо в пределах 80 000 рублей или 120 днями заключения, а при раскрытии уголовного дела период лишение свободы может достигнуть 5 лет.


Кроме этого ответственность в качестве административной предусмотрена при разглашении коммерческой или профессиональной тайны, что повлекло падение акций и снижение прибыли пострадавшего предприятия. Штраф в таком случае может достигнуть 50 000 рублей.

Признаки и виды сведений, составляющих профессиональную тайну

Сведения, относимые к профессиональной тайне, имеют 3 основных признака:

  • принадлежность к определенной профессиональной деятельности;
  • специфический способ получения информации — сведения конфиденциального характера добровольно сообщаются ее владельцем исполняющему профессиональные обязанности лицу;
  • непременное сохранение информации — обязанность по обеспечению сохранности полученной информации установлена на законодательном уровне.

Многообразие видов информации из разряда профессиональной тайны продиктовано разнообразием профессиональной деятельности, в процессе которой должностные лица определенной профессии становятся обладателями «секретной» информации.

Сведения, составляющие отдельные виды профессиональной тайны, представлены в таблице:


Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну.

Классификация информации, относящейся к служебной тайне, и особенности работы с ней

Служебная тайна – понятие, вызывающее множество споров, связанных со сложностью его трактовки. До начала 2008 года определение служебной тайны содержалось в части 1 статьи 139 ГК РФ, согласно которой данное понятие обозначало сведения, имеющие действительную либо потенциальную ценность и находящиеся в ограниченном доступе.

Более точное определение понятия служебной тайны содержится в пункте 3 Перечня сведений конфиденциального характера, который утвержден президентским Указом №188. Так, согласно документу, служебная тайна – это данные, которые составляют служебную информацию, и доступ к которым ограничивается органами власти и отечественными законами.

Служебная тайна представляет собой данные, распространение которых не допускается (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Данная информация доступна ограниченному перечню лиц (служащим местных и государственных органов власти, различных организаций), которые используют ее для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Работа с информацией, принадлежащей к служебной тайны, требует особой внимательности. Каждый сотрудник, имеющий доступ к подобным сведениям, должен сохранять их конфиденциальность. Для этого важно, в первую очередь, уметь четко отличать служебную тайну от прочих видов сведений.

Служебная тайна представляет собой данные, распространение которых не допускается (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Свидетельство о государственной регистрации (СГР)

Свидетельство о государственной регистрации продукции (СГР) — это официальный документ, выдаваемый территориальными отделениями Роспотребнадзора на изделия, подлежащие обязательной экспертизе по единым правилам и санитарным нормам Евразийского Экономического Союза (Таможенного Союза).

Свидетельства о государственной регистрации выдаются на готовую продукцию после проведения гигиенических испытаний в аккредитованной лаборатории. Как уже известно, в июле 2010 года были отменены санитарно-эпидемиологические заключения и в отношении определенных групп товаров, была введена процедура оформления регистрационных удостоверений. Решением комиссии таможенного союза был утвержден единый перечень продукции, подлежащей государственной регистрации.

Если сравнить перечни товаров, которые подлежали обязательной санитарно-эпидемиологической оценке и новый, то можно отметить, что номенклатура позиций уменьшилась в десятки раз.

Этот шаг сложно назвать опрометчивым, так как производители или импортеры зачастую проходили двойную процедуру контроля качества. Сначала получали гигиенический сертификат (СЭЗ), а потом декларацию о соответствии либо сертификат соответствия. Не секрет, что получение каждого из документов влекло за собой определенную статью расходов для производителей или импортеров. Теперь, на многие группы товаров достаточно получить только декларацию или сертификат качества.

Как правило, (СГР) требуется на следующие группы: некоторые косметические средства, товары бытовой химии, детское питание, продукты медицинского назначения, средства гигиены, бельевые детские изделия, некоторые виду продуктов питания и так далее. Полученные документы действуют на территории стран Таможенного Союза.

Свидетельство о государственной регистрации продукции (СГР) — это официальный документ, выдаваемый территориальными отделениями Роспотребнадзора на изделия, подлежащие обязательной экспертизе по единым правилам и санитарным нормам Евразийского Экономического Союза (Таможенного Союза).

Строительные материалы, подлежащие государственной регистрации

Штукатурки и сухие смеси подлежат обязательному оформлению сертификата СГР для реализации/импорта на территории Таможенного Союза. Для любой из нижеуказанных категории продукции отсутствие СГР у будет караться штрафом:

  • Цемент;
  • Противоморозные добавки, реагенты;
  • Цементно-пасчанные смеси;
  • Ремонтно-монтажные сухие смеси;
  • Штукатурки с вяжущей основой из цемента, гипса;
  • Затирочные смеси: цемент, эпоксид;
  • Шпатлевка для внутренних и наружных работ;
  • Выравниваюшие смеси;
  • Алебастр;
  • Замазки и компаунды;
  • Известь;
  • Мел;
  • Модификаторы;
  • Пескобетон.

Различные виды клея подлежат обязательному оформлению сертификата СГР для реализации/импорта на территории Таможенного Союза. Для любой из нижеуказанных категории клея отсутствие СГР у будет караться штрафом:

  • акриловый;
  • плиточный;
  • монтажный;
  • гипсовый;
  • ПВА;
  • универсальный;
  • обойный;
  • для напольных и потолочных покрытий;
  • жидкие гвозди, химический анкер;
  • эпоксидный.

Любой вид лакокрасочных изделий подлежит госрегистрации и получению СГ Р. Подробнее об оформлении СГР на лакокрасочные материалы.

Различные виды герметизирующих материалов подлежат обязательному оформлению свидетельства СГР для реализации/импорта на территории Таможенного Союза. Для любой из нижеуказанных категории герметика отсутствие СГР у будет караться штрафом:

  • силиконовые герметики;
  • полиуретановые герметики;
  • акриловые герметики;
  • анаэробный герметик;
  • MS Полимеры;
  • средства для герметизация труб;
  • герметики для Кровли;
  • тиоколовый герметик;
  • полисульфидный герметик;
  • герметик для камня;
  • герметик для стеклопакетов;
  • огнезащищенные герметики.

Различные виды композитных материалов подлежат обязательному оформлению свидетельства СГР для реализации/импорта на территории Таможенного Союза. Для любой из нижеуказанных категории продукции отсутствие СГР у будет караться штрафом:

  • эпоксидные смолы и добавки;
    • готовые наборы для ремонта;
    • отвердители;
    • пластификатры;
    • смолы.
  • полиэфирные составы;
    • общего назначения;
    • составы для литья;
    • полиэфирные гелькоуты для кисти/спрея.
  • стеклоткани, стеклоленты, стекломаты конструкционные;
  • разделительные составы (спирт, воск);
  • высокотемпературные ткани;
  • люминофор, колеровочные пасты;
  • наполнители для смолы и шпатлевки;
  • углеткани и смолы;
  • наборы для ламинации и инфузии;
  • карбон;
  • жидкий пластик;
  • силикон для изготовления форм на основе олова, жидкий силикон;
  • полиуретан;
  • молды;
  • наполнители и пигменты;
    • глиттеры (Glitters);
    • светящиеся красители;
    • флуоресцентные красители;
    • одноцветные красители;
    • перламутровые красители.

Различные виды утеплителя подлежат обязательному оформлению свидетельства СГР для реализации/импорта на территории Таможенного Союза. Для любой из нижеуказанных категории продукции отсутствие СГР у будет караться штрафом:

  • экструдированный пенополистирол;
  • минвата;
  • пенопласт;
  • мастика;
  • пленка пароизоляционная;
  • уплотнитель.

Различные виды изоляционных материалов подлежат обязательному оформлению свидетельства СГР для реализации/импорта на территории Таможенного Союза. Для любой из нижеуказанных категории продукции отсутствие СГР у будет караться штрафом:

  • битум, мастика;
  • гидростеклоизол;
  • никобенд;
  • пергамин;
  • рубероид;
  • паро/ветро/гидроизоляция;
  • керамзит, сухая засыпка;
  • вспененный полиэтилен.

Среди прочих, согласно единому перечню продукции подлежащей санитарному надзору нужно регистрировать: покрытия и составы огнезащитные, огнезащитные материалы; Адгезивные составы, материалы; Влагозащитные составы.

  • силиконовые герметики;
  • полиуретановые герметики;
  • акриловые герметики;
  • анаэробный герметик;
  • MS Полимеры;
  • средства для герметизация труб;
  • герметики для Кровли;
  • тиоколовый герметик;
  • полисульфидный герметик;
  • герметик для камня;
  • герметик для стеклопакетов;
  • огнезащищенные герметики.

Что такое СГР на продукцию?

Наличие свидетельства о государственной регистрации (СГР) на продукцию – показатель надежности производителя.

Производство и реализация продукции требует особого подхода. Задача государства – обеспечение безопасности потребителей.

Существует перечень товаров, распространение которых недопустимо в странах Евразийского экономического союза (ЕЭС), без наличия специального разрешения.

Соблюдение норм при изготовлении продукции до середины 2010 года подтверждалось гигиеническим сертификатом на основании экспертизы санитарного состояния.

Переход на новую процедуру обусловлен правилами Таможенного союза. Россия, как полноправный член союза добросовестно осуществляет контроль над санитарным благополучием.


Действия Роспотребнадзора стандартизированы и предусматривают:

Кому нужно?

Документ требуется получать, если вы занимаетесь производством, импортом и реализацией товаров, которые вошли в перечни второго раздела РКТС №299 от 1 июня 2010-го года, или если ваша продукция подлежит госрегистрации по Техническим регламентам ТС.

СГР по ТР ТС выдается по Техрегламентам 021/2011 (на продукты питания), 009/2011 (на парфюмерно-косметические средства), 007/2011 (на детские товары) и т.д. В основном, это специализированная пищевая продукция, пищевые добавки, БАДы, средства для загара, окраски волос, интимной гигиены, татуажа, а также товары для детей до одного года.

Добавить комментарий