Полагается ли компенсация в случае угона автомобиля?

Обратите внимание!

Угонщик обязан понести ответственность за свои действия и возместить потерпевшему нанесенный ущерб.

В случае неудачи следующим шагом станет подача искового заявления в суд. Судебные тяжбы – достаточное сложное дело, поэтому опытные юристы советуют сделать акцент на досудебном решения проблемы. Как показывает практика, большинство страховых компаний готовы идти навстречу, и ситуация разрешается в пользу потерпевшего.

Можно ли получить выплаты по страховому случаю ОСАГО, если машина сгорела или произошёл угон?

Каждый владелец автомобиля, выезжая на дорогу, должен побеспокоиться о том, чтобы приобрести автостраховку. При этом нужно понимать, что застраховать свою машину от наступления непредвиденных случаев порчи или угона можно при помощи заключения договора КАСКО (можно ли получить выплаты по ОСАГО и КАСКО одновременно, читайте в этом материале).

Однако есть и другой вид страхования, который в отличие от КАСКО является обязательным на основании Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Именно поэтому важно понимать, что представляет собой ОСАГО, от каких случаев можно застраховаться, и когда страховая компания обязана осуществить выплаты пострадавшему лицу (общую информацию о выплатах по ОСАГО предлагаем узнать здесь).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-03 . Это быстро и бесплатно !


Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-03 . Это быстро и бесплатно !

Заключение

Обязательный вид страхования ОСАГО компенсирует ущерб, заплатит вместо виновника происшествия на дороге другому участнику ДТП за восстановление транспортного средства. Угон не принадлежит к страховому случаю, поэтому не стоит требовать выплат у страховщика. В полисе указаны не только реквизиты автомобиля, но и данные по лицам, которым владелец разрешил управлять ТС, куда похититель по определению не включен. Поэтому, если человек попадает в аварийную ситуацию, участником которой стал угонщик, не нужно рассчитывать, что страховая компания виновника, заплатит за ремонт.


Образец заявления можно скачать здесь.

Куда обратиться, если автомобиль угнан

Водитель, обнаружив пропажу своего авто, должен поступить следующим образом:

  • оповестить о случившемся правоохранительные органы, которые тут же должны выехать на место преступления, а после выдать документы с описанием его обстоятельств и о возбуждении уголовного дела;
  • опросить потенциальных свидетелей, т.е. всех лиц, находящихся вблизи места стоянки пропавшего ТС;
  • получить копии записей с камер слежения – если автомобиль угнан с территории стоянки – это совсем просто, так как в таких местах, как правило, ведется видеонаблюдение;
  • сообщить своему страховщику в том случае, если оформлен страховой полис КАСКО.

На заметку! После того, как собственник обнаружил, что его авто отсутствует на оставленном месте, сперва нужно узнать, не изъято ли оно эвакуационной службой. Для этого необходимо позвонить в местный отдел полиции или эвакуационной службы.

  • повреждение ТС потерпевшего;
  • причинение вреда здоровью пассажиров и др. участников аварии;
  • порча другого имущества вследствие ДТП.

Как рассчитывается размер страхового возмещения при угоне (хищении)?

Размер страховой выплаты при угоне застрахованного по полному КАСКО автомобиля рассчитывается по следующей формуле.

Страховое возмещение = страховая сумма по договору за вычетом:

  1. Амортизационного износа, который рассчитывается с начала действия договора до наступления страхового случая (угона). Процент амортизационного износа устанавливается правилами КАСКО каждой конкретной СК, зависит от возраста авто, срока страхования, и в большинстве компаний составляет, примерно, от 12 до 20% в год.
  2. Безусловной франшизы, если страхователь заключил договор, предусматривающий наличие таковой.
  3. Суммы произведенных ранее выплат, если страховая сумма по договору является агрегатной (уменьшаемой на размер каждой произведенной выплаты).
  4. Недоплаченных страховых взносов (для тех страхователей, которые оплачивали полис в рассрочку, и угон ТС произошел до момента уплаты очередного взноса).

Что касается 2, 3 и 4 пунктов, они не всегда присутствуют в договоре страхования. Выбор этих опций в КАСКО (франшизы, агрегатной страховой суммы или рассрочки) зависит от желания автовладельца. А вот нормы амортизационного износа при выплатах по угону или тотальной гибели авто, в обязательном порядке, прописаны и действуют в любой СК. Эти нормы учитывают потерю рыночной стоимости автомобиля со временем, и при выборе страховой компании, очень важно поинтересоваться, какие процентные ставки по амортизации она предлагает. Возможно, они окажутся неприемлемо высокими или подозрительно низкими.

Чтобы клиенты по КАСКО не теряли при получении выплат за угон на вычетах по амортизации, некоторые фирмы предлагают дополнительно к полису КАСКО, так называемую GAP-страховку. GAP – Guaranted Asset Protection, в переводе с англ. – «гарантия сохранения стоимости автомобиля». «GAP-страхование» обеспечивает клиентам выплату в размере полной стоимости авто на момент заключения договора, без вычета амортизационного износа. Страховка GAP оформляется одновременно с полисом КАСКО и составляет определенный процент (обычно менее 1%) от страховой суммы по КАСКО. В настоящее время возможностью GAP-страхования пользуются пока около 5% автолюбителей.

Угон с регистрацией

Такое решение принял Верховный суд. Примечательно, что в этом решении он, по сути, разрешил страховщикам предусматривать разные риски угона. Например, риск угона машины с документами и без документов. Ранее практика у судов была несколько иной. Но обо всем по порядку.

Некая Бондаренко застраховала свой Datsun On-Do по риску “Угон без документов и ключей”. По всей видимости, решила сэкономить. Ведь пакет страховки с таким риском стоил чуть менее 16 тысяч рублей. У страховой компании было предложение по страхованию риска “Угон с документами и ключами”. Но стоил гораздо дороже – почти 37 тысяч рублей. И вот незадача – через четыре месяца машину угоняют. И, как назло, вместе с документами. Неизвестно, почему она хранила документы в машине, но факт остается фактом: в страховую компанию она передала все необходимые документы, кроме свидетельства о регистрации машины. Страховщик отказал ей в выплате, указав, что событие – не страховой случай по риску “Угон без документов и ключей”.

Тогда Бондаренко обратилась в суд. И суд первой инстанции указал, что законом не предусмотрено такого основания для освобождения страховщика от выплаты, как оставление в машине свидетельства о регистрации. А потому это не может служить основанием для отказа в выплате. При этом суд сослался на пункт 32 постановления Пленума ВС от 27 июня 2013 года №20 “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан”. Согласно ему оставление в транспортном средстве по неосторожности регистрационных документов не является основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.

Суд частично удовлетворил требования Бондаренко и обязал компанию произвести выплату. Однако страховщик обжаловал это решение в апелляционной инстанции. Но там решение первой инстанции оставили в силе. Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И Верховный суд не согласился с решением нижестоящих судов.

Он указал, что в соответствии с пунктом 32 уже упомянутого постановления Пленума ВС оставление по неосторожности документов в машине не освобождает страховщика от выплаты. Но только в том случае, уточнил ВС, если наступившее событие относится к риску, которое входит в страховое покрытие.

Но, как следует из страхового полиса, договор был заключен по риску “Угон без документов и ключей”. И этот риск значительно дешевле, чем “Угон с документами и ключами”. Таким образом Бондаренко самостоятельно выбрала условия договора страхования и заплатила соответствующую премию.

По правилам страхования, в этом случае непредоставление автовладельцем ключей или документов страховщику после наступления события, имеющего признаки страхового случая, рассматривается, как их оставление в машине. Кроме случаев, когда страхователь до наступления случая письменно сообщил об их утрате. Или когда они были похищены вместе с машиной в результате грабежа, сопряженного с разбоем.

Читайте также:  Заявление о разъяснении даты снесения дома

Суды не учли, что исходя из принципа свободы договора страховщиком могут быть определены различные варианты перечня страховых случаев и соответствующий размер платы за них, что позволяет учесть интересы как страховщика, так и автомобилиста. Поэтому ВС вернул дело на новое рассмотрение.

Напомним, что до недавнего времени страховое мошенничество активно развивалось. В том числе благодаря судебным решениям по делам, в которые судьи не особенно вникали. Не столь давно за такое мошенничество были привлечены муж и жена, которые организовали следующую схему. Машина страхуется по каско. Через некоторое время она перегоняется в другой регион. Потом автовладелец заявляет в полицию об угоне и требует со страховой компании выплату. Машина уходит и с документами, и с ключами. Тот, кто ее якобы угнал, спокойно ее продает, ведь документы чистые. А в это время якобы пострадавший получает страховку. Семейству удалось провернуть несколько подобных махинаций. Машины страховались в разных компаниях, поэтому с ходу аферу было сложно выявить. И только благодаря службе безопасности одной из крупных страховых компаний аферу удалось раскрыть.

Примечательно, что подобным способом действовали и иностранные автовладельцы, сбывая нашим соотечественникам поддержанные машины в 90-х годах. Так что ничего нового в этой махинации нет.

Но было решение Пленума ВС, которое позволяло получить страховку в такой ситуации. Сейчас страховщики нашли способ себя обезопасить, разнообразив условия страхования тех или иных рисков. А Верховный суд этим решением их поддержал.

Суд частично удовлетворил требования Бондаренко и обязал компанию произвести выплату. Однако страховщик обжаловал это решение в апелляционной инстанции. Но там решение первой инстанции оставили в силе. Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И Верховный суд не согласился с решением нижестоящих судов.

snortonx › Блог › ВНИМАНИЕ! Верховный суд встал на сторону автомобилистов в вопросе возмещения по КАСКО в случае угона с документами и ключами!

Верховный суд России вынес решение в пользу автомобилистки, которой страховая компания отказалась компенсировать стоимость угнанной машины. Страховщик заподозрил хозяйку в мошенничестве, так как у нее не было полного комплекта ключей от машины.

Как стало известно из материалов дела, женщина застраховала в одной и известных российских страховых компаний свою машину по каско (риски – угон, ущерб). Спустя полгода автомобиль увели вместе с документами и ключами. Женщина обратилась к страховщику, но получила отказ в выплате. В компании пояснили, что в договоре страхования был пункт, предусматривающий, что при наступлении страхового случая (угона) в компанию передаются все комплекты ключей от автомобиля. Чтобы оспорить это решение, хозяйка пропавшего авто обратилась в районный Кузьминский суд – там ей отказали. Мосгорсуд подтвердил это решение. В формулировках судей значилось – женщина виновата сама, так как не передала в страховую фирму все комплекты ключей и этим нарушила условия договора страхования. Наконец Верховный суд пересмотрел дело и обязал страховщика выплатить деньги. Вышестоящие судьи посчитали, что страховщики нарушили нормы законодательства, включив подобный пункт в договор страхования. «Правила страхования автотранспорта – это неотъемлемая часть договора страхования, и эти правила не могут содержать положения, противоречащие гражданскому законодательству и ухудшающие положение страхователя по сравнению с теми нормами, которые установил закон», – передает определение Верховного суда «Российская газета».

В суде подчеркнули, что «свобода договора не является абсолютной. Она не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод людей и может быть ограничена лишь федеральным законом».

Страховые компании согласились с решением суда, но с оговоркой. «Решение суда верно и ничего возразить по этому поводу нельзя – он объективно защитил интересы автовладелицы. Вместе с тем, страховую компанию отчасти тоже можно понять – она действует на основании своих правил, которые подписал клиент, тем самым согласившись их выполнять», – поясняет Виктория Кондратович, начальник управления «Mr.Garant» (отделение СГ «Межрегионгаранта»). По словам собеседницы, несколько странно, что хозяйка автомашины возила с собой два комплекта ключей, а также ПТС – который не проверяют сотрудники ГИБДД. Для избегания подобных конфликтов в страховой рекомендуют хранить ПТС и второй комплект ключей либо в банковской ячейке, либо дома, и не возить их с собой. Несмотря на то, что в страховые компании довольно часто обращаются мошенники, которые инициируют угон, это не дает повод заочно считать автомобилиста причастным к угону и отказывать ему в выплате, убеждены эксперты.

«Ключи могут элементарно выкрасть в магазине, для профессиональных воров это не составляет особого труда.

Многие автомобилисты вместе с ключом от зажигания на одном брелке держат метку от дополнительного иммобилайзера, что неправильно, потому что существенно упрощает работу воров. Кроме того, дубликат ключа могут сделать в автосервисе и потом спокойно увести машину из любого места», – рассказывает директор по развитию компании Autosecurity Игорь Хереш.

Прежде всего, когда пропадают ключи, надо обратиться в УВД с заявлением об их краже, которая, соответственно, стала причиной угона автомобиля. Если в этом случае страховая компания отказывается в выплате, значит, стоит смотреть на условия страхования, которые очевидно не соответствуют российским законам, советует он.

Страховщики поясняют, что при заключении договора страхования каско дополнительные условия (хранение на охраняемой стоянке, дорогая сигнализация, предоставление ключей) необходимы для минимизации их рисков. Это позволяет предложить более низкий тариф. Однако Хереш убежден, что страховые компании могли бы обойтись без ряда требований – к примеру, дорогих спутниковых систем, без которых также не выплатят возмещение по угону по рисковым моделям. То что защита на многие машины устанавливается стандартная, по мнению экспертов, даже упрощает задачу угонщиков. «В интернете можно найти устройство «скорпион GSM», которое глушит сигнал gsm-датчика в автомобиле. Цена этого устройства всего 6800 рублей. В этой связи лучшей защитой будет непредсказуемость, потому что когда преступник «идет» на Land Cruiser Prado, он наверняка знает, с какой сигнализацией придется работать, и он к этому готов», – говорит эксперт.

Женщина — молодец. Не надо бояться отстаивать свои права в суде, если они нарушены.
А что думаете Вы?

Многие автомобилисты вместе с ключом от зажигания на одном брелке держат метку от дополнительного иммобилайзера, что неправильно, потому что существенно упрощает работу воров. Кроме того, дубликат ключа могут сделать в автосервисе и потом спокойно увести машину из любого места», – рассказывает директор по развитию компании Autosecurity Игорь Хереш.

Угон без увеличения страхового риска

Надо приготовиться к тому, что раньше, чем через два месяца после возбуждения уголовного дела, выплата страхового возмещения не произойдёт. Это связано с тем, что страховая компания будет ждать от полиции документ – постановление о приостановлении уголовного дела. Такой документ означает, что полиция искала угонщиков, но не нашла.

Вас могут вызывать в страховую компанию и расспрашивать о том, как всё произошло, будет проверяться ваша причастность к угону. Если вы не мошенник, то бояться вам нечего. Спокойно рассказывайте обстоятельства обнаружения угона, но не стоит часто посещать страховую компанию.

Вас могут вызывать в страховую компанию и расспрашивать о том, как всё произошло, будет проверяться ваша причастность к угону. Если вы не мошенник, то бояться вам нечего. Спокойно рассказывайте обстоятельства обнаружения угона, но не стоит часто посещать страховую компанию.

Как получить страховку?

Возмещение убытков, связанных с угоном транспортного средства — явление достаточно распространенное.

Сегодня при покупке автомобиля в кредит оформление полиса КАСКО или ОСАГО – обязательное условие.

Читайте также:  Органы валютного контроля: что это значит

Какие гарантии дают данные виды страхования, если злодеяние уже свершилось и страхует ли ОСАГО от угона?

Альтернативным вариантом может послужить включение риска, связанного с угоном, в страховой договор по ущербу. Именно так зачастую и поступают автовладельцы, так как уверенность получения выплаты по ОСАГО при угоне автомобиля в таком случае возрастает.

Руководство страховых компаний старается предпринимать максимальные усилия для создания более комфортных программ, касающихся автовладельцев. Кроме стандартной страховки от ущерба, КАСКО предлагает своим клиентам отдельную услугу по страхованию риска от угона.

На данный момент новая программа начинает активно развиваться, однако уже сейчас становится понятным, что она в полной мере обезопасит вас от нежелательных рисков.

Однако при страховании исключительно от угона следует соблюсти основное условие компании – наличие на машине высокотехнологичной противоугонной системы.

Наиболее распространенный способ страхования от угона среди автолюбителей – полис КАСКО, который включает в себя риски по угону и ущербу.

В случае хищения транспортного средства в страховую компанию подается заявление из полиции с прикрепленными к нему документами (паспорт, страховой полис, водительские права, ключи и брелок от машины).

Страховая компания на основании данных документов отправляет письмо в банк, предоставивший вам кредит. Денежная выплата по КАСКО при угоне будет выплачена вам в том случае, если в течение двух месяцев автомобиль не будет найден, и уголовное дело прекратится.


Руководство страховых компаний старается предпринимать максимальные усилия для создания более комфортных программ, касающихся автовладельцев. Кроме стандартной страховки от ущерба, КАСКО предлагает своим клиентам отдельную услугу по страхованию риска от угона.

Поиски

Когда происходят поисковые мероприятия, направленные на отыскание машины – нужно учитывать здравый смысл.

Для этого потребуется:

  1. Составить объявление, согласно которому отражаются приметы пропавшего авто. Разместить его можно в социальных сетях, на разных специальных сайтах. Желательно указать, что выплачивается вознаграждение тому, кто найдёт авто.
  2. Проводится опрос лиц, которые располагались рядом с местом, откуда угнали машину. Стоит иметь в виду, что незначительные мелочи могут помочь в поиске.
  3. Через некоторое время звонить в полицию и интересоваться сведения по делу.
  4. Предварительно рекомендуется изготовить ориентировки, согласно которым можно разыскать авто. Обратиться за помощью можно к родственникам или знакомым.
  5. Обыскать автостоянки и сайты, на которых продают машины.

Нужно не только надеяться на поиск машины сотрудниками ГАИ, но и самому сделать всё возможное.


В практической деятельности следует разграничивать понятие угона и кражи. Первое представляет собой хищение имущества, которое реализуется посредством тайной формы. Угон указывает на то, что человек использует авто во временных целях, к примеру, взял просто покататься. Также цель может быть в дальнейшем извлечение прибыли посредством перепродажи.

Автомобиль угнали: налог на прибыль и страховое возмещение

Мамонова Наталья, налоговый консультант
КГ «Что делать Консалт»

Автомобиль угнали: налог на прибыль и страховое возмещение

В каком порядке учитываются для целей исчисления налога на прибыль суммы страхового возмещения при угоне застрахованного автомобиля? Практикум Натальи Мамоновой, налогового консультанта компании «Что делать Консалт».

При установлении факта хищения автомобиля его стоимость подлежит списанию ( 1) с бухгалтерского учета по результатам инвентаризации ( 2).

На основании сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18) ( 3) составляется Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) ( 4).

Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем списания автомобиля с бухгалтерского учета ( 5).

По общему правилу в бухгалтерском учете остаточная стоимость основных средств в результате хищения списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Однако, учитывая, что автомобиль был застрахован от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения ( 6), в связи с хищением автомобиля страховая компания обязана выплатить страховое возмещение в размере, установленном договором страхования ( 7).

Кроме того, по условиям страхования в случае хищения транспортных средств право собственности на них переходит страховой компании после выплаты страхового возмещения. Поэтому остаточную стоимость угнанного автомобиля, как потерю по страховому случаю, следует списать в дебет счета 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ( 8).

Одновременно необходимо списать сумму расходов на страхование автомобиля, числящуюся на счете 97 и не отнесенную на затраты до момента угона автомобиля. Данная сумма подлежит единовременному включению в состав расходов по обычным видам деятельности, поскольку при наступлении страхового случая и получении от страховой компании страхового возмещения договор страхования прекращает свое действие.

Вместе с тем, обращаем внимание, что вопрос включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат по КАСКО-страхованию транспортного средства на сегодняшний день является спорным. Минфин РФ придерживается позиции, что страховые взносы, уплаченные по договорам страхования ответственности, не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли ( 9).

В обоснование своей позиции Минфин РФ ссылается на подпункт 8 пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ, согласно которому «расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда признаются для целей налогообложения прибыли только в том случае, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями».

В то же время в судебной практике встречаются решения, в которых указывается на то, что страховые полисы в рамках КАСКО являются договорами смешанного страхования и соответствуют положениям подпунктам 1 и 8 пункта 1 статьи 263 кодекса, поэтому налогоплательщик может включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организаций, затраты по КАСКО-страхованию ( 10)

По нашему мнению, учитывая вышеизложенное и тот факт, что по страховому случаю получено страховое возмещение, включение страховой премии в расходы правомерно. Также могут возникнуть споры с налоговыми органами по вопросу восстановления НДС.

Суммы НДС, принятые к вычету при приобретении автомобиля, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Данный пункт не предусматривает восстановление НДС в случаях хищения имущества, поэтому восстанавливать НДС оснований нет.

Вместе с тем, согласно позиции Минфина РФ, высказанной в письмах 8 сентября 2004 года № 03-04-11/143 и от 20 сентября 2004 года № 03-04-11/155, НДС необходимо восстановить, так как выбывшее в результате хищения имущество не используются при осуществлении операций, облагаемых НДС. Таким образом, в случае принятия решения не восстанавливать НДС, вы должны быть готовы отстаивать свою позицию в суде. Обращаем ваше внимание на то, что по данному вопросу имеется многочисленная судебная практика в пользу налогоплательщиков ( 11).

В целях налогообложения прибыли, на основании пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ, сумма страхового возмещения, полученного от страховой компании, включается в состав внереализационных доходов.

При этом, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ, в состав внереализационных расходов списываются убытки от хищений, виновники которых не установлены. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса РФ, производить предварительное следствие. В частности, по хищениям имущества (статья 158) предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ.

При этом, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление.

Налогоплательщик вправе включить убытки от хищения имущества в состав внереализационных расходов в отношении того месяца, когда по постановлению было приостановлено предварительное следствие по уголовному делу.

Таким образом, на дату признания в налоговом учете убытка от хищения возникает постоянная разница, приводящая к возникновению постоянного налогового актива, а на дату признания в налоговом учете суммы страхового возмещения в составе внереализационных доходов – постоянная разница, приводящая к возникновению постоянного налогового обязательства ( 12).

Читайте также:  Заявление о расторжении договора оказания услуг

Подводя итог вышеизложенному, рассмотрим порядок отражения операций по факту хищения автомобиля в бухгалтерском учете.

В мае 2007 года

Дебет 01-2 Кредит 01-1

– списана первоначальная стоимость угнанного автомобиля (первичные документы: акт о списании автотранспортных средств, сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств).

Дебет 02 Кредит 01-2

– списана амортизация по угнанному автомобилю, начисленная за период его эксплуатации (первичный документ: акт о списании автотранспортных средств).

Дебет 76-1 Кредит 01-2

отражена остаточная стоимость угнанного автомобиля (первичный документ: акт о списании автотранспортных средств).

Дебет 26 Кредит 97

– недосписанная на момент угона часть страховой премии учтена в составе расходов по обычным видам деятельности (первичный документ: бухгалтерская справка-расчет).

В июле 2007 года

Дебет 68 Кредит 99

– отражен постоянный налоговый актив (первичный документ: бухгалтерская справка-расчет).

В ноябре 2007 года

Дебет 51 Кредит 76-1

– получена страховая выплата (первичный документ: выписка банка по расчетному счету).

Дебет 76-1 Кредит 91-1

– отражена разница между остаточной стоимостью автомобиля и суммой, подлежащей выплате, признана прочим доходом (первичные документы: акты о страховых случаях, бухгалтерская справка-расчет).

Дебет 99 Кредит 68

– отражено постоянное налоговое обязательство.

1. П. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н.

2. П. 2 ст.12 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

3. Утв. Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

4. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

5. П. 22 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

6. Пп. 1 п. 2 ст. 929, п. 1 ст. 930 Гражданского кодекса РФ.

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

9. В письме Минфина РФ от 25.04.2005 № 03-03-01-04/1/200.

10. Постановление ФАС Московского округа от 10.10.2005 № КА-А40/9616-05. Такое же мнение высказало УФНС по г. Москве в Письме от 02.03.2006 № 20-12/16322.

11. см. Постановления ФАС Поволжского округа от 14.09.2004 № А57-1124/04-33, ФАС Центрального округа от 06.04.2005 № А48-7767/04-15 и др.

12. п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.02.2002 № 114н

– получена страховая выплата (первичный документ: выписка банка по расчетному счету).

Возмещение убытков

В настоящее время договор КАСКО у всех страховщиков, как правило, доработан под последнюю позицию Верховного суда России, и по этой причине следует внимательно его читать и проверять, включен ли угон с документами в число страховых случаев.

Столь строгое отношение страховщиков вызвано стремлением защититься от мошеннических схем, когда владелец машины вступает в сговор с похитителями. Оставленные в транспортном средстве документы могут помочь похитителям быстро перепродать его, а бывший владелец получит страховку. У нового покупателя автомобиля с ПТС и регистрационными документами может даже не возникнуть мысли о том, что он приобретает краденую машину.

В Гражданском кодексе Российской Федерации есть ст. 302, в которой указано, что в случае хищения имущества оно может быть истребовано у любого лица, даже у добросовестного приобретателя.

Так что в самом невыгодном положении оказывается новый покупатель, приобретший похищенный автомобиль. Он лишается и заплаченных денег, и добросовестно приобретённого имущества.

Кстати говоря, страховщики не всегда несут большие убытки после выплаты денег по страховому случаю . К ним по статье 965 ГК РФ при осуществлении страховой выплаты переходит право требования возмещения убытков с преступника. Либо они могут истребовать транспортное средство у нового покупателя по статье 302 ГК РФ.

Так что в самом невыгодном положении оказывается новый покупатель, приобретший похищенный автомобиль. Он лишается и заплаченных денег, и добросовестно приобретённого имущества.

Транспортная компания повредила груз: что делать

Случаи повреждения груза транспортными компаниями возникают часто. Претензии по повреждению груза занимают 1 место от всего количества поступающих в транспортные компании.

Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральный Закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за повреждение груза закреплена:

  • в размере суммы, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, если груз принят без объявленной стоимости;
  • в размере суммы, на которую понизилась объявленная стоимость, если груз принят с объявленной стоимостью;
  • при невозможности восстановления груза в размере документально подтвержденной стоимости либо в размере объявленной стоимости (если ценность заявлялась отправителем).

Говоря не юридическим языком, при повреждении транспортная компания компенсирует стоимость восстановления поврежденного груза (объявленной ценности), если же восстановление невозможно/нецелесообразно — в размере стоимости поврежденного груза/объявленной ценности.

Также транспортная компания несет дополнительную ответственность в размере упущенной выгоды (при доказанности).

Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральный Закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за повреждение груза закреплена:

Роспотребнадзор (стенд)

В Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия обращаются потребители с жалобами на некачественные услуги транспортных компаний, по вине которых утрачен или причинен вред товару, приобретенному дистанционным способом. В большинстве случаев взыскать с перевозчика ущерб и убытки затруднительно из-за упущенного потребителем времени и неверно составленных документов. Практика рассмотрения подобных жалоб показывает, что перевозчики используют неосведомленность потребителей, чтобы уйти от ответственности.

Повреждение груза в результате ДТП.

В случае, если бой (повреждение) груза произошло в результате дорожно-транспортного происшествия, ответственность за несохранность перевозимого груза несёт перевозчик, даже если вина водителя транспортного средства — участника ДТП — отсутствовала. Это утверждение часто становится предметом дискуссий перевозчиков.

Между тем, чтобы понять почему за повреждение груза в результате дорожно-транспортного происшествия отвечает перевозчик, независимо от наличия или отсутствие его вины в ДТП, стоит принять сторону грузовладельца, который доверил перевозчику произвести доставку груза. Логично предположить, что если грузовладелец понёс определённые убытки, связанные с повреждением или боем груза, в которых он не виноват, так как надлежащим образом подготовил груз к перевозке и разместил его в транспортном средстве таким образом, чтобы исключить его повреждение в ходе перевозки, то он захочет причинённые убытки возместить за счёт другой стороны договора перевозки.

Суды исходят из того, что вина перевозчика за повреждение, бой и недостачу груза презюмируется (является заранее установленной) и что бремя доказывания отсутствия вины в порче груза целиком и полностью ложится на перевозчика. При этом ДТП, внезапные возгорания автомобиля в ходе перевозки и прочее не являются обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности. Подробнее об этом можно прочитать в Определении Верховного суда РФ от 2 апреля 2015 г. по делу № А40-80408/2013 и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14316/11 от 20 марта 2012 года.

Между тем, чтобы понять почему за повреждение груза в результате дорожно-транспортного происшествия отвечает перевозчик, независимо от наличия или отсутствие его вины в ДТП, стоит принять сторону грузовладельца, который доверил перевозчику произвести доставку груза. Логично предположить, что если грузовладелец понёс определённые убытки, связанные с повреждением или боем груза, в которых он не виноват, так как надлежащим образом подготовил груз к перевозке и разместил его в транспортном средстве таким образом, чтобы исключить его повреждение в ходе перевозки, то он захочет причинённые убытки возместить за счёт другой стороны договора перевозки.

Добавить комментарий