Специфические права ребенка: что это, виды, защита прав

Категории детей.

Малолетний ребенок – это ребенок в возрасте от рождения до четырнадцати лет, и являющийся одновременно несовершеннолетним

Несовершеннолетний ребенок – это ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность.

Гражданская дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Данное право регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Какие права имеет ребенок?

Законодательными нормами установлено, что свои основные права человек приобретает сразу же после рождения, а остальные – с определенного возраста. Также приобретаются и специфические права.

К специфическим правам ребенка относится право на жизнь, на семью, на собственность и избирательное право.

Основные права ребенка:

  • на личное имя;
  • на гражданство, которое определяется, как по месту рождения, так и по праву «крови»;
  • на защиту интересов;
  • воспитываться в семье;
  • на охрану здоровья;
  • на общение с родственниками.

Начиная с двухмесячного возраста, за малышом закрепляется право на дошкольное образование, с шести лет – на начальное и общее школьное образование.

Более обширные права ребенка в семье приобретаются ними с десятилетнего возраста:

  • на личное мнение в отношении вопросов, которые затрагивают его интересы. С момента исполнения 10 лет мальчик (девочка) может быть заслушанным в ходе судебных разбирательств и его мнение обязательно учитывается при принятии решения;
  • принимать решение, с кем из родителей он будет проживать в случае расторжения между ними брака (данное мнение не всегда является решающим – здесь учитываются и характеристики самих родителей);
  • давать согласие или нет на свое усыновление и в отношении всех моментов, которые касаются данного вопроса.

Начиная с двухмесячного возраста, за малышом закрепляется право на дошкольное образование, с шести лет – на начальное и общее школьное образование.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка – это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Фе дерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Консти туцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, – преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Россий ской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка :
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону , и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка , провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Читайте также:  Размен квартиры без согласия одного из собственников

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка – человеческого существа в возрасте до 18 лет, – на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами – членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября – день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции , – ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения – как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства – участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) (“Библиотечка “Российской газеты”, 2012);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru ;

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) (“Судья”, 2015, N 7)

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Что относится к специфическим правам ребенка

Права ребенка не менее важны и обязательны, нежели права взрослого человека. Они неотчуждаемы и основные из них принадлежат каждому с момента его рождения.

Объем медицинской помощи определяется государственной программой медстрахования, разработанной специально для людей с ограниченными возможностями.

Права ребёнка и формы его правовой защиты.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

4) выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

ГИА по обществознанию

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Какие права имеет ребенок в приемной семье?

Официально усыновленный малыш по своему статусу приравнивается к кровному родственнику усыновителей и ему полагаются все установленные на законодательном уровне права и обязанности ребенка в семье. Помимо них, усыновленный обладает возможностью общаться со своими родственниками, если его биологические отец и мать умерли. Если ему на момент усыновления уже исполнилось 10 полных лет, он может сам решать, менять ему свое имя или нет.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Если мальчик (девочка) усыновлен не был, а просто находится под опекой и попечительством других лиц, он получает все то же, что и малыш в семье усыновителей, только с учетом сохранения за ним его родного имени и возможностью общаться с биологическими родителями.

Усыновленный ребенок, а также находящийся под опекой и попечительством других лиц, обладает возможностью получать пенсию по потере кормильца, если этот факт наступил до момента его усыновления. Эти деньги являются его личной собственностью.

В случае если будет замечено нарушение прав ребенка в приемной семье, он может обратиться в органы опеки и попечительства с соответствующим заявлением.

Читайте также:  Попадет ли мой муж под амнистию


Законодательными нормами установлено, что свои основные права человек приобретает сразу же после рождения, а остальные – с определенного возраста. Также приобретаются и специфические права.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА — специфические признаки, отличающие право от других норм, действующих в обществе (норм морали, религии и др.). Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм создаются либо общественными организациями … Юридическая энциклопедия

Уголовное право в Канаде — В Канаде уголовное право отрасль права, следующая принципам common law и на которую распространяются исключительные законодательные полномочия Парламента Канады по параграфу 91.27 Конституционного акта 1867. Этот же параграф признаёт за… … Википедия


В
2. Верно только А.
3. Конституционное
4. Право собственности
5. Семейное право
6. Верно оба
7. Избирательные права (вроде как,если политические)
8. Поддерживается силой государства
9.
10. Право на жизнь
11.
12. Социальным
13.
14. Г
15. Б

К специфическим правам ребёнка относится(ятся)

А.2 Укажите действие, которое не является формой участия граждан в политической жизни 1) письменное обращение в местную администрацию 2) избрание депутатов в законодательный орган власти 3) участие в организации политической партии 4) участие в деятельности профессионального союза

А.7 Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум является формой прямой демократии, позволяющей гражданам самим принимать окончательное решение по вынесенному на голосование вопросу.Б. На общенациональный референдум выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А.2 Укажите действие, которое не является формой участия граждан в политической жизни 1) письменное обращение в местную администрацию 2) избрание депутатов в законодательный орган власти 3) участие в организации политической партии 4) участие в деятельности профессионального союза

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права. При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.

На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества. И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.

В основе такого понимания лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый. Различие состоит главным образом в том, что совершеннолетние могут защищать свои интересы самостоятельно, а дети вынуждены обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права.

Права несовершеннолетних признаны международным правом и законодательством государств, в первую очередь их конституциями.

Так, согласно Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).Отмечено также, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В названном международно-правовом акте содержится призыв к национальным правительствам и местным властям признавать права детей и соблюдать их путем принятия законодательных и иных мер.

Особенно важным является положение Декларации о том, что человек имеет права с момента своего рождения.

Конституционные акты закрепляют основные, общие, наиболее важные права, определяющие правоотношения между человеком любого возраста и государством. Поэтому исключительное значение имеет положение Конституции Республики Беларусь о том, что признание, соблюдение и защита, в том числе прав ребенка являются обязанностью государства (ст. 2).

В юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает:

– неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;

– возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;

– пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;

– формы защиты человека от глобальных угроз его существованию.

Права ребенка представляют собой социально значимые притязания на некую меру свободы, которые совместимы с принципом формального равенства и могут быть всеобщими требованиями свободы.

К концепции прав ребенка относят также следующие положения:

– такие правомочия являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности;

– права детей – это нечто иное, чем его основные потребности: не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека;

– об этих правах речь должна идти под углом зрения “власть – личность”: если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом;

– права ребенка подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения интересов государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц; не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния;

– если несовершеннолетний имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры его истребования: иметь право – значит мочь, притязать; в ином случае право становится пустой декларацией.

В то же время права ребенка представляют собой субъективные права – гарантированную государством меру возможного поведения личности.

Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.

Правам ребенка присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:

– они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы – являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью; их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;

– права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом;

– такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

– они складываются объективно и не зависят от государственного признания;

– права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права;

– механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

Содержание понятия прав ребенка неразрывно связано с развитием категории прав человека.

Так, к первому поколению прав личности относятся политические и гражданские права: на жизнь, свободу мысли, совести и религии, равенство перед законом и т.д.

Они сформулированы в процессе буржуазных революций в Европе и Америке и получили закрепление в основополагающих политико-правовых документах, например Декларации прав Вирджинии 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Эти права отражают так называемую негативную свободу – обязанность государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы.

Права первого поколения характеризуются международными и национальными правовыми актами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Причем некоторые специалисты склонны рассматривать эти правомочия в качестве собственно “прав человека”, полагая, что иные права являются всего лишь “социальными притязаниями”, направленными на “перераспределение национального дохода в пользу социально слабых”.

Второе поколение прав человека сформировалось в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение экономического положения людей. Его связывают с провозглашением государствами социальных и экономических прав: на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т.д.

Теория “негативной свободы” была существенным образом пересмотрена. Социально-экономические права получили отражение в соответствующих документах ООН и отдельно взятых стран.

В основе изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но и наличие определенных возможностей, в частности материальных ресурсов, в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

После Второй мировой войны формировалось третье поколение прав человека: на мир, здоровую окружающую среду, социальное и экономическое развитие, которое принадлежит каждому человеку, народу и человечеству в целом.

При этом высказано мнение, что такие права являются коллективными.

Потому, к примеру, право на здоровую окружающую среду является правом индивида, а осуществление права народов на развитие и самоопределение зависит от общности.

Влияние на подобный подход к правам человека оказали национально-освободительные движения, сформулировавшие право солидарности, включающее правомочия народов на развитие, мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь, здоровую окружающую среду.

Основные из этих прав закреплены в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международных пактах о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах, в других международно-правовых документах.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 90-е годы XX в. Эти правомочия призваны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии.

Иногда их называют правами человечества на мир, ядерную безопасность, космос, экологическими, на информацию. Речь в них идет о выживании человечества как биологического вида. Светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества.

Приведенные этапы развития прав человека служат основанием классификации и конституционных прав ребенка. Выделение их в значительной мере условно, но оно наглядно показывает эволюцию этого института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

В теории белорусского конституционного права принято различать три основные группы, в том числе прав ребенка.

К первой категории относятся личные права и свободы:

· свободу и личную неприкосновенность;

· неприкосновенность частной жизни;

· личную и семейную тайну;

· неприкосновенность жилища и др.

Соблюдение таких прав несовершеннолетнего имеет большое значение для их государственно-правовой защищенности.

Вторую группу образуют политические права и свободы, включающие:

· право на свободу мысли и слова совести;

· на объединение с другими, проведение собраний, митингов и демонстраций.

Третью группу составляют экономические, социальные и культурные права: право частной собственности:

· социальное обеспечение в случаях болезни и инвалидности;

· охрану здоровья и медицинскую помощь;

· благоприятную окружающую среду;

· свободу творчества, участия в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.

В правовой науке предлагается и иная классификация конституционных прав несовершеннолетних

Первый вид их включает положения ст. 2 Конституции Республики Беларусь, относящиеся к защите прав: провозглашение прав и свобод человека независимо от возраста высшей ценностью и возложение на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты.

Одновременно государственная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие любого человека.

Предусмотрен также механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Вторую группу конституционных норм образуют ч. 2 ст. 32 защита детства государством и отнесение заботы о детях, и их воспитания к обязанностям родителей.

Читайте также:  Пенсия по старости: понятие и назначение

И наконец, конституционные права ребенка составляют закрепленные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина.

Используя формулу “каждый”, они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних, выражают “наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

В гражданском и семейном праве права несовершеннолетних подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения.

Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и другими родственниками, иметь защиту своих прав и интересов, выражать собственное мнение, право на имя, отчество, фамилию.

Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др.

В научной литературе предлагаются различные классификации личных неимущественных прав детей.

Так, в зависимости от целевой направленности различают личные неимущественные права, направленные:

– на индивидуализацию личности (право на имя, отчество, фамилию, право на честь, достоинство, деловую репутацию и т.п.);

– на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания и места жительства и т.д.);

– на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, невмешательство в чужую жизнь, защита своей чести и доброго имени)[4, с. 158]

В то же время личные неимущественные права могут быть разделены на: защита право ребенок декларация

– индивидуализирующие ребенка (право на имя);

– обеспечивающие благополучное развитие ребенка (право на здоровое физическое развитие, право на благополучное нравственное развитие, право на семейное воспитание);

– определяющие несовершеннолетнего в качестве самостоятельного субъекта семейных прав (право выражать свое мнение, быть заслушанным в ходе судебного разбирательства, самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства, а также в суд за защитой нарушенного права);

– направленное на защиту и представительство ребенка [4, с. 158].

Ребенок является также носителем имущественных прав, которые предоставляют ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Особенностью таких прав несовершеннолетних является регулирование их нормами не только семейного, но и гражданского законодательства.

Ст. 88 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье выделяет имущественные права детей, которые включают право каждого из них получать содержание от своих родителей и других членов семьи, а также причитающиеся им государственные платежи (пенсии, пособия). Наряду с этим ребенку может принадлежать на праве собственности любое движимое и недвижимое имущество, не ограниченное и не изъятое из гражданского оборота[5].

Стоит заметить, что практическую значимость имеет классификация гражданских и семейных прав несовершеннолетних на личные и имущественные, поскольку для их осуществления, охраны и защиты требуются различные механизмы.

В частности, имущественные права ребенка могут осуществляться, как правило, через его представителя.

Исключение составляют имущественные субъективные права в области семейных отношений, которые непередаваемы в силу личных связей их обладателей, и потому здесь отсутствуют отношения правопреемства.

В личные неимущественные права реализуются только непосредственно и не могут передаваться другим лицам. В зависимости от того, какое субъективное право нарушено (имущественное или неимущественное), применяются разные способы защиты.

Кроме того, имеющееся различие между имущественными и неимущественными правами отразилось и на правилах о сроках исковой давности. Так, в отличие от имущественных прав, для защиты которых законом установлен срок исковой давности, нарушенные личные неимущественные права могут быть защищены в любое время.

В частности, п.2 ст. 25 Гражданского Кодекса предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя [6].

В заключение нужно сказать, что проблема соблюдения, охраны и защиты прав детей весьма актуальна для белорусского общества. К сожалению, отрицательные последствия социально-экономических преобразований, коренной ломки сложившихся устоев общественной жизни объективно привели к падению жизненного уровня большинство белорусов, возникновению социальной нестабильности, ломке системы прежних ценностных ориентаций, от чего в наибольшей степени пострадали слабо защищенные слои населения, среди которых оказались и дети.

В современном мире показателем демократичности государства служит обеспечение прав человека любого возраста, в том числе ребенка. Поэтому совершенствование этого направления деятельности является важной задачей Белорусского государства.

К первой категории относятся личные права и свободы:

Суть программы

Каждый раз, когда карта проводится по терминалу оплаты, бонусный счет клиента пополняется. Накопленными баллами допускается оплачивать покупки в магазинах, аптеках, барах, ресторанах и даже турфирмах.

Подключение возможно через интернет-банк. Для этого нужно в личном кабинете зайти в раздел «Спасибо от Сбербанка», ввести номер телефона и адрес электронной почты. На телефон придет СМС с кодом, который нужно сообщить в контакт-центр. После этого к карте открывается счет, на котором копятся бонусы. Если вы будете подключаться через банкомат, то в бонусном разделе вы наберете номер телефона, согласитесь с условиями и получите чек с кодом, который сообщите представителю поддержки. Всё аналогично.


Контролировать количество баллов можно двумя способами: через мобильный банк и через мобильное приложение для смартфона Сбербанк Онлайн. В первом случае нужно отправить СМС с текстом «Спасибо» на номер 900, после чего вам придет уведомление о состоянии счета. Во втором случае, на главной странице сервиса необходимо зайти в «Финансы», где отдельной строкой будет отражено количество «Спасибо». Один бонусный балл приравнивается к одному рублю. В различных организациях можно оплатить баллами от 5 до 99% стоимости товаров и услуг.

За какие операции не начисляются бонусы?

Если торговая точка не входит в партнерскую сеть Сбербанка, баллы все равно будут начислены — 0,5% от размера чека. В «дружественных» магазинах бонус может достигнуть и 50% за покупку. Однако за ряд операций, ощутимых для большинства клиентов Сбербанка, баллы не начисляются:

  • Обмен валют;
  • Коммунальные платежи;
  • Телефония, интернет, ТВ;
  • Обналичивание карточки;
  • Государственные пошлины;
  • Приобретение драгметаллов;
  • Покупка ценных бумаг.

Стоит учитывать, что закрытие партнера Сбербанка по программе «Спасибо» или его выход из партнерской сети означает потерю бонусов для клиента: баллы, начисленные в данной организации, будут автоматически аннулированы.

  • Обмен валют;
  • Коммунальные платежи;
  • Телефония, интернет, ТВ;
  • Обналичивание карточки;
  • Государственные пошлины;
  • Приобретение драгметаллов;
  • Покупка ценных бумаг.

Список магазинов и фирм

В перечень, где можно потратить бонусы спасибо, попадают только избранные компании, прошедшие строгий отбор на соответствие внутренним правилам банка. Поэтому, стоит ожидать высокий уровень сервиса и товаров, когда платишь деньги этим компаниям.

Выясним какие магазины принимают к оплате спасибо от сбербанка без проблем:

Более подробно можете узнать вот по этой ссылке.


Более подробно можете узнать вот по этой ссылке.

Какие магазины принимают «Спасибо» от Сбербанка

Далее представлен список магазинов «Спасибо» от Сбербанка, где можно рассчитаться баллами.

НаименованиеУсловия по списанию бонусовНачисления при покупке
Бургер КингЗаказать еду и получить 99% при списании 249 баллов10 % – для молодежных карт;
7 % – для обычных
ТеремокЗаказать еду и оплатить картой во всех заведениях ресторанов быстрого обслуживания Теремок4 % – Москва;
3 % – Санкт-Петербург и Краснодар
ПятерочкаКупить продукты: 99% оплаты за товар магазином при списании от 100 баллов0,5 % – вся сеть;
2% – по социальным картам банка
CafeteraИспользуются скидки 99% при возможности списать от 300 баллов
Tasty CoffeeЕсли кофе не понравился, возвращают стоимость товара6 %

Посмотрите, где потратить накопленные баллы «Спасибо» от Сбербанка, покупая медикаменты и получая медицинскую помощь.

НаименованиеУсловия по списанию бонусовНачисления при покупке
Клиника МЕДСИОплата в клинике на Красной Пресне Visa Infinite или World MasterCard Elite10 %
Клиника Zub.ruОказание стоматологических услуг по бонусной программе3 %
Поликлиника.руМожно воспользоваться полным спектром медицинских услуг3 %
«Будь здоров»Списания зависят от вида кредитной карты покупателя1–7%
«Эвалар»Аптека оплачивает до половины стоимости товара2 %
Оптик-СитиИспользование для подбора оправ с проверкой зрения0,5 %
«Доктор Столетов»Используются скидки до половины стоимости товара5 %
Аптека «Ригла»Списать в «Ригле» средства возможно в зависимости от типа карты покупателя1–7 %
Хорошая аптекаПредоставление скидки до половины цены в обмен на накопления4 %
«Самсон-Фарма»Возможность обменять 100 бонусов на купон по выбору (до 31 декабря 2018 года)
«Первая помощь»Возможно применить скидку до половины цены4 %

Как оплатить бонусами «спасибо» в интернет-магазинах:

НаименованиеУсловия по списанию бонусовНачисления при покупке
Ozon.ruПроцентные списания зависят от потраченной суммы в интернет магазинах за «спасибо» от Сбербанка.
Возможно применить скидку до 50% на официальном сайте
1–3 %
FeelBeautyАкция действует при покупке косметики и парфюмерии5 %
Book24Оплата половины стоимости книг в обмен на накопления4 %
AllsoftСписания зависят от типа кредитной карты покупателя7 %
Xcom99% оплаты товара торговой точкой3 %
SoftkeyПри покупке лицензионного программного обеспечения и техникидо 30 %
NetOptika.ruРеализация контактных линз и других товаров3 %
WolfordПриобретение вещей в фирменном бутике5 %
ВелошопРасчет до 99% цены товаров10 % – для молодежных карт;
7 % – для обычных
LamodaПриобретение стильной одежды в интернет-магазине за «Спасибо» от Сбербанка5 %
WildberriesПриобретение купонов и повышенные скидки

«Спасибо» от Сбербанка: где потратить накопленные привилегии на АЗС:

НаименованиеУсловия по списанию бонусовНачисления при покупке
ЕКАДо 100% за бензин и сопутствующие товары при списании от 1000 баллов2 %
СибирьНефтьЗаправка с выгодой для клиентов3 %

Какие магазины принимают бонусы «спасибо» от Сбербанка:

НаименованиеУсловия по списанию бонусовНачисления при покупке
РеспубликаМожно использовать 99% в качестве скидки5 %
КантатаВозможность обменять баллы на сладкий набор (до 1 июня 2018 года)
КомусВозможность взять канцелярские товары для дома и офиса3 % – первая покупка;
1,5 % – последующие покупки;
Читай-городПриобретение литературы в «Читай город», возможность реализовать баллы7 % – для молодежных карт;
5 % – для обычных;
Дочки-СыночкиПолучение повышенной скидки в детском мире до 99%2 %
М-ВидеоБаллы списывают при продаже электроники и бытовой техники1,7 %
КариПолучение в Кари бонусных карт при покупках обуви и аксессуаров от 15004 %
ПерекрестокПродукты ежедневного спроса1 %

Где в торговых точках операторов мобильной связи потратить и накопить «Спасибо»:

НаименованиеУсловия по списанию бонусовНачисления при покупке
МегафонБонусами можно погасить до 50% стоимости покупки.0,5 – 10 %
ЕвросетьСписание в зависимости от вида продукции и предоставляемых услуг2 %
SIMTRAVELПриобретение сим-карт оператора с пополнением баланса5 %

После выбора супермаркета, медицинского учреждения, салона красоты и товара либо услуги в них, покупатели сообщают продавцу о желании истратить бонусы полностью, либо частично. Списывают баллы стандартными способами:

Добавить комментарий