Штрафы за квалифицированных иностранцев вырастут

За что могут быть начислены штрафы работодателю за мигрантов в 2020 году

С целью продвижения своей предпринимательской идеи, бизнесмены часто прибегают к использованию труда иностранцев. Такой выбор связан с отсутствием другой квалифицированной рабочей силы, а также с возможностью сэкономить на оплате труда.

Прежде чем трудоустроить такого работника, работодателю следует досконально ознакомиться с законом, регулирующим трудовые отношения. Нужно быть готовым к многочисленным проверкам со стороны миграционной службы.


Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

Трудоустройство иностранцев: как работодателю избежать штрафов

Компании и предприниматели весьма настороженно относятся к принятию на работу иностранных сотрудников. Их опасения более чем обоснованны. Финансовые санкции в отношении нанимателей за правонарушения при трудоустройстве иностранцев составляют от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Тем не менее в отдельных случаях работодатели заинтересованы в предоставлении рабочих мест иностранным гражданам, учитывая, что многие из мигрантов готовы трудиться за минимальную зарплату. Чтобы обезопаситься от вероятных финансовых потерь, организациям и ИП необходимо знать об основных обязанностях, связанных с оформлением персонала из-за рубежа.

Компании и предприниматели весьма настороженно относятся к принятию на работу иностранных сотрудников. Их опасения более чем обоснованны. Финансовые санкции в отношении нанимателей за правонарушения при трудоустройстве иностранцев составляют от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Тем не менее в отдельных случаях работодатели заинтересованы в предоставлении рабочих мест иностранным гражданам, учитывая, что многие из мигрантов готовы трудиться за минимальную зарплату. Чтобы обезопаситься от вероятных финансовых потерь, организациям и ИП необходимо знать об основных обязанностях, связанных с оформлением персонала из-за рубежа.

МВД подготовило план мер для ужесточения контроля за иностранцами на дорогах

Блокираторы на колесах, задержания автомобиля в случае неуплаты штрафа, дорожные камеры на границах со странами ЕврАзЭС, автоматизированная передача данных о собственниках авто из ФТС в ГИБДД, увеличение штата полицейских и сотрудников Ространснадзора — все эти предложения МВД внесло в «дорожную карту», подготовленную по поручению правительства совместно с Минтрансом, ФТС и другими ведомствами для борьбы с иностранцами, нарушающими ПДД на территории РФ.

“Ъ” ознакомился с проектом «дорожной карты», которую МВД подготовило для «обеспечения неотвратимости наказания иностранных граждан», нарушающих ПДД. В документ вошли предложения Минтранса, Минфина, ФТС, правительства Москвы, Российского союза автостраховщиков (РСА), он согласован с ведомствами и направлен в правительство. Карту должен утвердить вице-премьер Максим Акимов. Его представитель подтвердил “Ъ”, что проект изучается.

Работающей системы наказания водителей-иностранцев, напомним, до сих пор нет. Острее всего проблема стоит в Москве, где 95% нарушений на дороге фиксируют камеры. При этом штрафные постановления удается выносить лишь в отношении 1% владельцев авто с иностранными номерами, в остальных случаях не хватает данных. В столице чаще других правила нарушают водители на машинах из Белоруссии, Украины, Молдавии, Армении. Иногда МВД использует данные ФТС, но они часто неполные, если же водитель приехал из Белоруссии или Казахстана, то сведения о машине нигде не фиксируются. В июне 2019 года проблема обсуждалась на заседании Госсовета с участием Владимира Путина, который поручил правительству принять меры. Вице-премьер Максим Акимов, в свою очередь, дал задание разработать «дорожную карту» со сроком исполнения 15 октября.

В РСА “Ъ” рассказали, что уже встречались с представителями полицейского ведомства по этому поводу. Минтранс, МВД и ФТС организуют передачу данных о пересекающих госграницу транспортных средствах. В пунктах пропуска установят камеры, которые будут считывать номера машин, передавать данные в информационную систему ФТС, а оттуда — в полицию. К 1 февраля 2020 года Минэкономики, МВД, Минтранс и другие ведомства должны наладить обмен данными между странами—членами ЕврАзЭС о временно ввезенных транспортных средствах.

Блокираторы на колесах, задержания автомобиля в случае неуплаты штрафа, дорожные камеры на границах со странами ЕврАзЭС, автоматизированная передача данных о собственниках авто из ФТС в ГИБДД, увеличение штата полицейских и сотрудников Ространснадзора — все эти предложения МВД внесло в «дорожную карту», подготовленную по поручению правительства совместно с Минтрансом, ФТС и другими ведомствами для борьбы с иностранцами, нарушающими ПДД на территории РФ.

Граждане стран ЕАЭС

Сотрудники из Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана имеют право работать в России без патента. Такая возможность закреплена международным соглашением о создании Евразийского экономического союза от 29.05.2014. Специальные разрешения гражданам этих стран оформлять не нужно, а нормы о квотах на них не распространяются.
Работодателю мигрант предъявляет удостоверение личности. Требовать нотариальный перевод нужно, если паспорт составлен на иностранном языке, а страницы не продублированы на русском. Документы об образовании признают автоматически (ст. 97 Договора о ЕАЭС). Специальная процедура легализации необходима для специалистов в области юриспруденции, медицины, педагогики и фармацевтики. При найме зарубежных специалистов по указанным профилям придется провести процедуру признания дипломов.

В письме Минтруда России № 16-4/В-823 установлено требование к наличию полиса добровольного медицинского страхования. Позиция ведомства противоречит разъяснениям налоговой службы № БС-4-11/2686 от 14.02.2017. Рассуждая о порядке уплаты взносов на ОМС, фискалы признали граждан из ЕАЭС застрахованными лицами. Аналогичной позиции придерживается и ФСС России (информационное сообщение на официальном сайте в редакции 2018 года).

Юристы критикуют противоречивость писем, но рекомендуют соблюдать условия. Добросовестное поведение защитит предпринимателя от длительных разбирательств. Если полиса у иностранца нет, работодатель вправе самостоятельно заключить соглашение со страховой компанией.

Важно! Минтруд России настаивает на наличии у мигранта полиса ДМС на протяжении всего периода работы. Если соглашение заключено без указания срока, допускается оформление страховки на любое время. Впоследствии оно пролонгируется.

С 2017 года мигранты получили право самостоятельно заключать соглашения ДМС, что существенно облегчило жизнь представителям бизнеса (приказ Минздрава России № 803н от 27.10.2016).

У граждан стран ЕАЭС должен быть СНИЛС. При его отсутствии у работодателя возникает обязанность по оформлению документа. Другим важным условием найма является заполнение трудовой книжки. Предпринимателям позволено вносить записи лишь в советские или российские формы. Если у мигранта документа не имеется, его следует завести. Переносить в бланк сведения из зарубежных книжек не нужно. Руководством служит письмо Роструда № 908-6-1 от 15.06.2005. Ориентирами также служат ст. ст. 65, 327.3, 327.4 ТК РФ.

И, наконец, пункт 8 статьи 13 закона 115-ФЗ обязывает работодателей извещать территориальные подразделения МВД о заключении договоров. Уведомление, утвержденное ведомственным приказом № 11 от 10.01.2018, следует направить до истечения 3 суток с момента найма.

Важно! В мае 2017 года опубликовали постановление Верховного Суда России № 78-АД17-19. Высшая инстанция отказалась признавать за работодателями обязанность извещать правоохранителей о найме белорусов, армян, киргизов или казахов. Юристы не рекомендуют спешить с выводами. Подход сложно назвать устоявшимся, а потому отказываться от процедуры уведомления не стоит. В 2019 году однозначного подтверждения верности позиции нет

Контролирующий орган назначает штраф за нарушение по каждому мигранту. Взыскания суммируются. Для бизнесменов Москвы, Санкт-Петербурга, а также прилегающих к городам областей, предусматриваются более жесткие санкции. Подход обусловлен экономической значимостью регионов.

Правительство установило ограничения на привлечение иностранных работников в 2020 году

Правительством установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности на 2020 год.

С текстом Постановления Правительства РФ от 30.09.2019г. № 1271 можно ознакомиться, пройдя по ссылке: pravo.gov.ru

Напомню, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с данными ранее разъяснениями (см. Приказ Минтруда от 24 февраля 2015 г. № 108н), действие Постановления распространяется:

1. На всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации;

2. На все хозяйствующие субъекты (организации, ИП), заявившие при государственной регистрации коды видов деятельности, указанные в соответствующем Постановлении Правительства (см. также Решение Верховного суда от 14.01.2016г. № АКПИ15-1315). Такие организации вправе привлекать и использовать иностранных работников при условии соблюдения устанавливаемого процентного соотношения работников-иностранцев к общему числу работников, привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам выполнения работ (оказания услуг). То есть не важно, фактически ведет ли деятельность организация по тем кодам ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), которые были заявлены при ее образовании, если в ее учредительных документах (соответственно в выписке из ФНС) перечисленные выше коды ОКВЭД присутствуют, организация обязана придерживаться устанавливаемой Правительством «процентной ставки» при трудоустройстве иностранных граждан (и вне зависимости от того, какой с мигрантом заключается договор – трудовой или гражданско-правовой).

Читайте также:  Вопрос юристу: можно ли отказать клиенту в обслуживании?

Важно!

Нарушение установленной Правительством «процентной ставки» влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 45 000 до 50 000, на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 (за каждого иностранца, принятого сверх установленного количества) либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (см. часть 1 статьи 18.17 КоАП РФ).

Ниже приведены данные о предлагаемых изменениях на 2020 год и ситуации в настоящее время.

1. Вид экономической деятельности: выращивание овощей (код 01.13.1)

Допустимая доля в 2020 году – 50% (для всей территории России)

2. Вид экономической деятельности: торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1)

Допустимая доля в 2020 году – 15%

3. Вид экономической деятельности: строительство (раздел F)

Допустимая доля в 2020 году – 80% (за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы. Для Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в сфере строительства (раздел F), установлена в размере 50 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, для Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы указанные ограничения не действуют).

4. Вид экономической деятельности: торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

Допустимая доля в 2020 году – 15%

5. Вид экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

6. Вид экономической деятельности: торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

7. Вид экономической деятельности: торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

8. Вид экономической деятельности: деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

Допустимая доля в 2020 году – 26%

9. Вид экономической деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

Допустимая доля в 2020 году – 26%

10. Вид экономической деятельности: деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

Допустимая доля в 2020 году – 25%

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2020 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Важно!

Вместе с тем, действие Постановления не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

– Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, поскольку они не являются иностранными работниками в силу закона (см. абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 2 ФЗ РФ № 115-ФЗ – иностранные работники – иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а получившие в России разрешение на временное проживание и вид ан жительство иностранцы признаются соответственно временно проживающими и постоянно проживающими), а ограничения касаются только «иностранных работников»;

– Иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС). В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан действие устанавливаемых Правительством ограничений не распространяется на ВКС и членов их семей;

– Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, работающие в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать указанных граждан к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение [1]) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (см., например, Постановление Волгоградского областного суда от 15.04.2015г. № 7а-385/2015).

Важно!

Таким образом, использовать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) возможно в любой сфере экономической деятельности. Для этого необходимо переориентировать службу персонала компании на поиск и подбор иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (в регионе предполагаемого осуществления ими трудовой деятельности), вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Кроме того, поскольку ограничения установлены на привлечение иностранных работников непосредственно организацией, с которой у них заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, вполне возможно использование иностранного персонала компании – контрагента в рамках заключенного с такой компанией договора (например, когда речь идет о клининге). Поскольку в данном случае зона ответственности будет перекладываться именно на контрагента, у которого соответствующие коды ОКВЭД в учредительных документах, как правило, отсутствуют.

[1] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлены статьей 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2020 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

Условий охраны труда

Нередко при проверке организации органы проверки обнаруживают множественные нарушения, нарушения так же могут быть в области условий охраны труда. Если работодатель нарушает законодательные нормы по правилам безопасности труда, тогда так же назначаются штрафы.

Если работодатель допускает к работе сотрудника, которого не было обучено к каким-то действиям, не ознакомлено с правилами техники безопасности.

Обязательно должны быть медицинские справки с осмотром, чтобы не было ни каких медицинских запретов на ту или иную работу, а так же справка от психиатра, что отклонения отсутствуют. Данное правило рассчитано на фирмы, сфера деятельности которых, связано с чем — то опасным, к примеру.

Или на предприятии не выдаются средства личной защиты при производстве. Если после нарушений, была проведена еще одна проверка, то при таком раскладе могут заморозить фирму на срок от года до трех лет.

Данный документ формируется в двух экземплярах. Один выдается работодателю, другой остается в Миграционной службе. Акт должен быть обязательно заверен представительским лицом организации.

Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда

Из него работодатель полностью узнает обо всех выявленных нарушениях и о том, какие штрафы уфмс наложила на юридическое лицо за нелегалов.

Как выявляют нелегальных сотрудников: юридическая практика

Приём иностранца автоматически привлекает внимание миграционной и налоговой службы, а потому на предприятие могут явиться с проверкой.

Если же жалоба на нарушителя поступает от сторонних лиц, то обычно обращаются в полицию, а не в ФНС, поскольку до приезда налоговиков у руководства будет время на фальсификацию документов. Сотрудники ФНС даже после поступления оповещения не едут к нарушителю сразу — осмотр проводится в порядке очереди. Плюс ко всему, они обязаны известить компанию о проведении проверки как минимум за 1 день до назначенной даты.

В ходе проверки просматривают всю документацию предприятия. Поднять могут сведения не только за ближайший отрезок времени, но и за прошлые годы. Далее уполномоченные лица опрашивают всех, кто трудится на предприятии, и пытаются узнать, как давно работает иностранец.

Подобные действия инспекторов допускаются законом, и работодатели не вправе мешать проведению осмотра. Это позволяет установить:

  • действительно ли субъект брал на работу нерезидентов РФ;
  • как долго отработал мигрант;
  • все ли необходимые сведения были поданы при получении разрешения.

Но проверяемый субъект вправе попросить предъявить ему предписание, на основании которого осуществляется проверка.

Суровее всего выглядит наказание в виде заморозки работы предприятия на квартал. Чаще всего, такое решение приводит к банкротству ООО.

В конце проверки составляется акт, и нанимателю отводят 2 недели на устранение выявленных нарушений. По истечении указанного срока проводят контрольную проверку.

Суровее всего выглядит наказание в виде заморозки работы предприятия на квартал. Чаще всего, такое решение приводит к банкротству ООО.

Несоблюдение положений ТК РФ

  1. Неофициальное трудоустройство иностранца (лица без гражданства).

Гражданин другого государства трудоустраивается только при официальном его оформлении в имеющийся штат и составления трудового договора с оглашением необходимым трудовых обязанностей. При нарушении данного пункта трудоустраивающий будет оштрафован. Иностранного гражданина штрафуют на 5000 рублей и выдворяют за пределы России.

  1. Неправильно (фиктивно) составленный договор.
Читайте также:  Гарантии и компенсации при расторжении трудового договора

Если в трудовом договоре были допущены всевозможные ошибки: от неправильной даты до отсутствия подписи одной из сторон, трудовая инспекция вправе считать данный документ фиктивным/недействительным. После чего на компанию также налагается санкция за незаконное трудоустройство иностранца или неправильно составленный документ по факту нарушения нормативов ТК РФ.

Размер штрафной санкции в 2020 году:

  • Для физического лица – 5000-10 000 рублей;
  • Для юридического лица – 50 000 – 100 000 рублей;
  • Для должностного лица – 10 000 – 20 000 рублей.

Размер штрафной санкции в 2020 году:

Гражданам в три раза увеличат штраф за наем нелегальных рабочих

Депутат нижней палаты парламента Разиет Натхо («Единая Россия») подготовила проект закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Поправки в КоАП направлены на ужесточение ответственности физических лиц за использование нелегальной рабочей силы. В частности, размеры административных штрафов по данному виду правонарушения предлагается поднять в 3 раза. По утверждениям законодателя, сегодняшние размеры штрафов не стимулируют граждан отказаться он незаконных иностранных рабочих, при этом зачастую им выгоднее привлечь нелегалов и уплатить штраф, чем предоставить рабочее место россиянину.

На сегодня ответственность за наем нелегальных рабочих прописана в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». В ней на сегодня определен большой ранжир между штрафом за привлечение нелегалов для граждан (от 2 тыс. до 5 тыс. рублей) и юридических лиц (от 250 тыс. до 800 тыс. рублей). Это, по словам Разиет Натхо, зачастую заставляет компании использовать граждан для привлечения нелегалов, поскольку грозит только фактически безболезненным штрафом от 2 тыс. до 5 тыс. рублей.

Проект закона предполагает увеличение в три раза минимального порога и максимального размера административного штрафа, налагаемого на гражданина, то есть от 6 тыс. до 15 тыс.

— Нынешняя ситуация такова, что людям проще платить несущественные штрафы, зарабатывая на правонарушениях в разы больше, нежели в случае исполнения цепочки законных действий. К сожалению, маленькие штрафы вполне компенсирует правонарушителям экономия на зарплатах, которые они платят нелегалам без надлежащих отчислений, не желая достойно оплачивать труд своих соотечественников, — утверждает Натхо. — Однако такое поведение подрывает отечественный рынок труда, поэтому необходимо законодательно пресечь возможность зарабатывать на нарушении закона.

Член общественного совета при УФМС России, специалист в области миграционного права Бахром Исмаилов рассказал «Известиям», что граждане часто привлекают незаконную рабочую силу.

— Но штрафы для физических лиц установлены меньшие, поскольку ремонт кухни или забора на даче являются деяниями, не имеющие под собой цели получения прибыли, как это происходит со строительными компаниями. Кроме того, к физическим лицам, использующим труд мигрантов без оформления, могут применить и еще одну очень популярную сейчас у отдела миграционного контроля статью «Содействие незаконной трудовой миграции», — сказал эксперт. — В таких случаях, как правило, мигрант выдворяется из страны, а его наниматель оплачивает штраф в размере до 40 тыс. рублей. Ранее по этой статье массово привлекались владельцы «резиновых квартир», а сейчас отдел миграционного контроля устраивает серийные рейды по московскому региону именно с целью выявления мигрантов, незаконно осуществляющих трудовую деятельность.

Координатор движения «Стоп нелегал» Евгений Грэк заметил, что основную проблему с наймом нелегальной иностранной рабочей силы представляют организации, а не граждане.

— Основную проблему создают не физические лица, а организации. Хотя частенько в организациях люди работают по патенту, который выдан на частных лиц, а разрешения, которые дают на работу в организациях, вообще продаются направо и налево, — рассказал Грэк. — Здесь нужен более глобальный пересмотр законодательства. Главные отрасли, где процветает такая неразбериха, — это общепит, продуктовые магазины, куда вообще нанимать людей необходимо с большой осторожностью, а также строительство и ЖКХ.

Многие мигранты, соглашающиеся на нелегальную работу, в итоге попадают на мошенников-работодателей, остаются без средств к существованию и возможности возвращения на родину, переходят из статуса нелегального рабочего в положение нелегального мигранта, который просрочил 90 дней законного пребывания в России. Закономерных последствием этой цепочки является рост преступности среди нелегальных мигрантов.

Весной этого года глава ФМС РФ Константин Ромодановский, выступая в Совете Федерации, сообщил, что на территории страны находится почти 3,7 млн лиц, которые превысили 90-дневный срок своего законного прибывания в России. Примерно 40% из них составляют иностранцы в возрасте от 17 до 29 лет, почти не владеющие русским языком.

— Основную проблему создают не физические лица, а организации. Хотя частенько в организациях люди работают по патенту, который выдан на частных лиц, а разрешения, которые дают на работу в организациях, вообще продаются направо и налево, — рассказал Грэк. — Здесь нужен более глобальный пересмотр законодательства. Главные отрасли, где процветает такая неразбериха, — это общепит, продуктовые магазины, куда вообще нанимать людей необходимо с большой осторожностью, а также строительство и ЖКХ.

Памятка работодателю

В приеме иностранных граждан на работу по территории Российской Федерации имеются особенности.

Чтобы не столкнуться с нарушениями законодательства, работодатель должен запомнить следующее:

  • работодателям России можно привлекать к трудовой деятельности иностранных лиц, если имеется разрешение на подобное привлечение, и если лицо достигло совершеннолетия – 18 лет;
  • разрешение не требуется для тех иностранцев, которые проживают на территории РФ на временной или постоянной основе, журналистам, приглашенным учителям и студентам, сотрудникам представительства;
  • работодателю разрешено использовать мигрантов только на территории того региона, на которое распространяется разрешение;
  • разрешение действует 1 год;
  • после заключения с иностранным гражданином трудового контракта работодатель должен оповестить об этом в Миграционную службу.

При несоблюдении этих пунктов работодателя привлекают к ответственности. Нарушения бывают миграционного и трудового характера.

Принимая на трудоустройство иностранных граждан, необходимо быть готовым к тому, что будет немало проверок со стороны миграционной службы. При выявлении нарушений налагается штраф, для юридических лиц он достигает 1 млн. рублей. Если иностранных работников несколько, то штраф налагается за каждого из них. Если нарушение будет выявлено повторно, то организацию лишают права ведения деятельности. Штраф можно обжаловать, но суд на стороне закона, поэтому дело будет проиграно.

  • работодателям России можно привлекать к трудовой деятельности иностранных лиц, если имеется разрешение на подобное привлечение, и если лицо достигло совершеннолетия – 18 лет;
  • разрешение не требуется для тех иностранцев, которые проживают на территории РФ на временной или постоянной основе, журналистам, приглашенным учителям и студентам, сотрудникам представительства;
  • работодателю разрешено использовать мигрантов только на территории того региона, на которое распространяется разрешение;
  • разрешение действует 1 год;
  • после заключения с иностранным гражданином трудового контракта работодатель должен оповестить об этом в Миграционную службу.

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Под председательством Генпрокурора России Игоря Краснова прошла коллегия о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Под председательством Генпрокурора России Игоря Краснова прошла коллегия о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр

Как получить минимальное наказание за неподачу в ФМС сведений о трудоустройстве иностранцев?

По двум компаниям были приняты 3 иностранных гражданина, у них с документами все в порядке, один принят в сентябре, два других приняты в ноябре. Но из за большой загруженности по работе, неуспели подать уведомление в ФМС. Документы для ФМС были подготовленны. При проверки ФМС факт открылся. Акт проверки еще не составлен.

Как получить минимальное наказание? Или вообще избежать?

    ФМС, иностранец, неуведомление по внж, турист
  • Поделиться

Ответы юристов ( 3 )

  • 7,5 рейтинг
  • 1848 отзывов

Михаил, добрый день!

Какие виды деятельности осуществляет Ваша компания с использованием труда иностранных граждан?

За несвоевременное уведомление ФМС о трудоустройстве иностранных граждан предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ:

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, –влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В данной ситуации необходимо исходить из последствий несвоевременности такого уведомления. Если сроки пропущены незначительно, никаких негативных последствий от пропуска этих сроков не наступило, то возможно ходатайствовать о прекращении дела по ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью:

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Шансов, конечно, маловато, но этот вариант не исключается. Также возможно просить суд применить минимальное наказание. Возможно попробовать договориться с ФМС о том, чтобы протокол об административном правонарушении был составлен только в отношении должностного лица, чтобы минимизировать штраф. Иногда должностные лица идут навстречу в именно так решают вопрос о привлечении к ответственности.

  • 8,4 рейтинг
  • 1348 отзывов

В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Читайте также:  Что делать, если дом стоит на двух участках

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

За неисполнение данного требования предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ санкция которой предусматривает следующие виды наказания:

административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

При этом нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Можно просить суд об освобождении от наказания за малозначительностью.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая, что по сроку не так много времени прошло, и все уведомления в компаниях были готовы, существенного вреда данным правонарушением никому не причинено.

Вот пример из судебной практики.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.04.2008 по делу N А43-26399/2007-38-546
Нарушение порядка уведомления административного органа о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности может быть признано малозначительным правонарушением в понимании статьи 2.9. КоАП РФ.

Но если проанализировать судебную практику в целом, то большинство судов отказывают в признании данного правонарушения малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если вы еще не подали уведомления, то обязательно это сделайте. Данное обстоятельство может быть учтено судом в качестве смягчающего наказания:

Статья 4.2 КоАПРФ в качестве смягчающих обстоятельств предусматривает

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

  • 8,2 рейтинг
  • 660 отзывов

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Неисполнение указанного требования влечет привлечение к ответственности по ст 18.15 частям 3 либо 4, согласно которым

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 – 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Поскольку срок давности привлечения к ответственности по данной статье 1 год, то избежать ответственности в связи с истечением сроков давности не получится, однако, статья 2.9 КоАПРФ предусматривает возможность ипрекращения дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Поскольку негативных последствий в результате Вашего бездейстсвия не наступило, вы вправе ходатайствовать о прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью.

В том случае, если прекращение дела в связи с малозначительностью не получится, то в том случае, если правонарушение совершено впервые (срок привлечения к административной ответственности — 1 год), то совершение правонарушение впервые (в течение года) считатется смягчающим обстоятельством, и в этом случае возможно рассчитывать на минимальное наказание.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

С 2020 года вводятся дополнительные обязанности для компаний, приглашающих иностранных граждан в Россию

Представленная в рамках данной статьи пошаговая инструкция позволит вам быстрее разобраться во всех тонкостях и нюансах действующего законодательства и начать работать на интересуемой должности. Если же у вас возникнут какие-либо вопросы или потребуется квалифицированная помощь юриста, обращайтесь к нам по телефону горячей линии или оставляйте заявку на сайте. Мы будем рады вам помочь!

  • заранее ознакомиться с мерами, предусмотренными в постановлении Правительства РФ (в проекте), регламентирующем перечень и порядок обеспечения необходимых мер;
  • после вступления изменений в силу в письменной форме разъяснять приглашенным иностранным работникам необходимость соблюдения цели въезда и сроков пребывания в РФ, а также последствия в случае их несоблюдения;
  • при обнаружении несоблюдения иностранным работником заявленной цели въезда или сроков пребывания в РФ уведомлять об этом соответствующий территориальный орган МВД России.

Учитывая возможность привлечения компаний к административной ответственности за неисполнение новой обязанности и высокий размер штрафа, рекомендуем компаниям использовать период отсрочки даты вступления в силу законов для подготовки к работе с иностранными работниками в условиях принятых изменений, в частности:


Изменения касаются компаний и должностных лиц, выступающих в качестве приглашающей стороны, всех приглашенных в РФ иностранных граждан, въезжающих как по деловой, так и по рабочей визе, включая высококвалифицированных специалистов и членов их семей, и другие категории иностранных граждан.

Добавить комментарий