Когда применяется ставка НДС 0 процентов

Налогообложение «экспортных» товаров. Восстановление НДС при использовании нулевой налоговой ставки

Глава 21 НК РФ предусматривает применение ставки НДС в размере 0%, что, безусловно, наиболее выгодно для налогоплательщика, поскольку не предполагает уплаты налога в бюджет, но при этом дает возможность воспользоваться налоговым вычетом. Уже более полутора лет налогоплательщики-экспортеры, которые приняли НДС к вычету по ресурсам, используемым в «нулевых» операциях, не обязаны восстанавливать НДС, но с учетом того, что выездной налоговой проверке может быть подвергнут период, не превышающий трех календарных лет, считаем, что рассмотрение вопроса о восстановлении НДС в случае применения нулевой ставки будет полезной.

Напомним, что исчерпывающий перечень операций, облагаемых налогом по ставке 0%, установлен в п. 1 ст. 164 НК РФ. К таким операциям относится в том числе и экспорт товаров. На основании ст. 147 НК РФ экспортные товары считаются реализованными в Российской Федерации, вследствие чего уплачиваемый при этом налог определяется в соответствии с нормами главы 21 НК РФ.

Следует иметь в виду, что если товары, отправляемые на экспорт, освобождены от налогообложения на основании ст. 149, то положения п. 1 ст. 164 НК РФ к ним не применяются (письма Минфина России от 1.02.13 г. № 03-07-13/01–2073, от 2.02.11 г. № 03-07-08/32). Такие товары независимо от факта их вывоза за рубеж будут реализованы в льготном порядке. Кто-то может задать вопрос, в чем, собственно, состоит разница, так как в случае использования льготного режима налогообложения, как и при экспорте, налог в бюджет фактически не уплачивается. Действительно, в части начисленного налога разницы нет, зато в части сумм «входного» налога она имеется. Дело в том, что в отличие от льготных операций при экспорте плательщик НДС имеет право на применение налоговых вычетов по НДС, которые традиционно называют экспортным налогом.

Вычеты сумм налога, указанных в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, определенных ст. 165 НК РФ.

Добровольное применение нулевой ставки НДС при экспорте – выгоды и риски

Автор: Светлана Калинкина, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Опубликовано в журнале «Расчет»

Принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость)» в соответствии с которым предлагается предоставить налогоплательщикам право не применять ставку НДС в размере 0% при экспорте товаров. НДС добавляется к цене товара или услуги по всей цепочке, каждый следующий продавец платит в бюджет только разницу между налогом, полученным при продаже товара и уплаченным при покупке, например, сырья, материалов. При экспорте действует ставка 0%.

Казалось бы, кто же добровольно откажется от подобной льготы, ведь насколько выгодно налогообложение по нулевой ставке при том, что можно вычитать входной НДС? Рассмотрим варианты, когда будет выгодно отказаться от нулевой ставки.

Экспортные операции, подпадающие под нулевую ставку НДС, перечислены в п. 1 статьи 164 НК РФ. Право на 0% ставку имеют экспортеры, подтверждающие факт экспорта и пересечения товарами российской границы, а также факт оплаты сделки иностранным покупателем. Помимо поставки товаров на экспорт в другие страны нулевую ставку НДС можно применять при реализации товаров резидентам свободных таможенных зон (но это условие применяется, только если товар размещается и используется в самой СТЗ). Во всех случаях применения нулевой ставки НДС обязательным условием является подтверждение российским поставщиком оплаты полученного для реализации на экспорт товара для получения вычета по НДС.

Т.е. для применения нулевой ставки по НДС необходимо документально подтвердить факт экспорта в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, предоставив в налоговый орган пакет документов вместе с налоговой декларацией. Перечень необходимых документов содержится в п.1 ст. 165 НК РФ – копии контракта, таможенной декларации, транспортных, товаросопроводительных документов.

Для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны Таможенного союза покупатель-импортер должен также предоставить экспортеру экземпляр заявления с отметкой своего налогового органа о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Если же зарубежный покупатель не оплатил НДС и не предоставил в налоговый орган заявление, то поставщик-экспортер уже не сможет применить ставку НДС 0%.

Но часто проблема даже не в пакете документов, практика в сфере юридического налогового консалтинга показывает, что российские экспортеры до сих пор сталкиваются с обоснованными или необоснованными отказами в возмещении НДС. Принимая пакет документов, подтверждающий применение НДС по ставке 0% налоговые органы ищут любую возможность для отказа. Например, не учитывается как факт оплаты – поступление средств от третьих лиц. Очень много споров по НДС у перевозчиков, зачастую по-разному трактующих, что считать международной перевозкой. При этом, если налоговый орган отказал в возмещении НДС, а налогоплательщик, ориентируясь на экспорт покупал товар у лиц, уплачивающих ЕСХН, ЕНВД или работающих по УСНО, то он будет вынужден платить НДС за всю цепочку по ставке 18%, что влечет серьезные налоговые риски.

Риски возникают также в период высокой волатильности валютного курса, когда фискальные органы через полгода после сделки осуществляют перерасчет НДС по текущему курсу, что оказывается крайне невыгодным для экспортера.

Проблемы возникают также у предприятий, реализующих на экспорт товары небольшими партиями, когда нужно подтверждать право на применение НДС по ставке 0% для каждой партии товара, что приводит к необходимости собирать большой пакет документов. Даже если некоторым экспортерам не нужна нулевая ставка, отказаться от нее пока нельзя.

Поэтому основной задачей, которую ставят сегодня законодатели, является упрощение порядка применения нулевой ставки НДС, наряду с предоставлением возможности совсем отказаться от ее применения.

Налогоплательщики, занимающиеся экспортом нерегулярно, реализующие на экспорт небольшие партии товаров смогут вообще отказаться от нулевой ставки, чтобы освободить себя от необходимости следовать достаточно громоздким процедурам по возмещению НДС при экспорте. Они смогут уплачивать НДС по ставке 10 и 18 процентов, как по операциям реализации товаров в России. При этом не будет допускаться выборочное применение ставки 0%, отказаться от нулевой ставки будет возможно лишь на срок не менее года. Хотя, по нашим оценкам, число отказов применять нулевую ставку не будет значительным, ведь для большинства хозяйствующих субъектов использование такой льготы является чрезвычайно выгодным.

Кроме того, при экспорте товаров из России в страны-члены Таможенного союза в обязательном порядке применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость (в соответствии со ст. 164 НК РФ), что определено Соглашением «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.01.2008 г. и Протоколом «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» от 11.12.2009 г. Та же проблема и в отношении экспорта в страны ЕАЭС. Поэтому освобождение от применения нулевой ставки НДС, касается лишь экспорта в другие страны, не входящие в Таможенный союз или ЕАЭС.

Законодатели пока не предусмотрели варианта действий, когда налогоплательщик, изъявивший желание уплачивать НДС по экспортным операциям по общеустановленным ставкам 10 и 18%, осуществляет экспорт товаров и в страны, с которыми соглашениями определено применение ставки 0% при налогообложении НДС.

Наиболее серьезным преимуществом, которое обеспечивает принимаемый законопроект является введение поправок в НК для российских интернет-магазинов, которые отправляют товары по почте за рубеж. В соответствии с законопроектом для подтверждения применения НДС по ставке 0% для них будет достаточно документов, подтверждающих факт оплаты покупателем реализованных товаров и копии таможенной декларации по форме CN 23, которая принята Всемирным почтовым союзом при сопровождении международных почтовых отправлений. Это делает возможным применение нулевой ставки НДС даже при реализации за рубеж товаров мелкими партиями или в розницу. Однако, если товар передается иностранному покупателю не почтовым отправлением, а через службу доставки, то процедура применения нулевой ставки НДС опять усложняется. Поэтому законодателям следует доработать законопроект, чтобы учесть все возможные нюансы не только для почтовых отправлений.

Следует также обратить внимание, что зарубежные интернет-магазины, высылающие товары российским покупателям по почте, НДС не уплачивают с заказов до 1 тысячи евро и весом до 31 кг. Это ставит российские интернет-магазины, реализующие товары в внутри страны, в условия неравной конкуренции, что также требует пересмотра законодательной базы.

Еще одним важным вопросом является предоставление предприятию возможности выбора между применением нулевой ставки или использованием льгот по НДС. Например, аэропорты не уплачивают НДС, так как услуги аэропортов налогом не облагаются, но они также не имеют возможности вычитать НДС, уплаченный при покупке товаров, работ, услуг от поставщиков, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с другими экспортерами услуг. По оценкам экспертов отрасли, используя налоговые льготы по НДС, аэропорты ежегодно теряют более 8 млрд рублей, которые могли быть направлены на инвестиции. Несмотря на существующие льготы по НДС, себестоимость услуг аэропортов на 5% выше, а инвестиции в отрасль на 15% ниже, чем в других отраслях.

Поэтому законодательство могло бы предлагать не только добровольную уплату НДС по ставке 0%, но и замену существующих льгот по налогу на нулевую ставку НДС при экспорте товаров, работ, услуг, не облагаемых НДС. Это бы позволило экспортерам принимать к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам и подрядчикам.

Рассматриваемый законопроект «О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость)» принят лишь в первом чтении и отправлен на доработку, хотелось бы надеяться, что в следующей редакции законопроекта будут учтены проблемные вопросы применения нулевой ставки НДС, описанные в настоящей статье.

Кроме того, при экспорте товаров из России в страны-члены Таможенного союза в обязательном порядке применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость (в соответствии со ст. 164 НК РФ), что определено Соглашением «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.01.2008 г. и Протоколом «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» от 11.12.2009 г. Та же проблема и в отношении экспорта в страны ЕАЭС. Поэтому освобождение от применения нулевой ставки НДС, касается лишь экспорта в другие страны, не входящие в Таможенный союз или ЕАЭС.

Читайте также:  Возмещение Транспортных Расходов Сотрудникам

Без НДС и ставка 0%: какова разница?

Для покупателей (потребителей) разницы не существует, поскольку он приобретает работы, услуги дешевле. Однако для налогоплательщиков, а также контролирующих органов ставка 0% – это ставка, которая позволит принимать к зачетам входные НДС. А вот все процедуры без НДС — это всегда льгота.

Достаточно часто предприятия, которые заняты в экспортных операциях, предоставлении услуг в этой сфере деятельности, находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Их деятельность подвержена частым проверкам налоговых структур. И чтобы избежать необоснованных претензий в том, что налогоплательщик получает неправомерную выгоду, необходимо подтвердить свои права на ставку в 0% при экспорте товара. Для этого дается 180 дней со дня (того момента), когда была осуществлена отгрузка, выполнены определенные работы.

Когда применяется ставка НДС 0% процентов

Ставка НДС 0% применяется при реализации товаров на экспорт (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом нулевая ставка НДС требует документального подтверждения: компании нужны договоры с иностранными контрагентами, таможенные декларации, документы на перевозку товаров за рубеж. Эти бумаги отправляют налоговикам в течение 180 календарных дней с момента помещения товара под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ). Ставка 0% по НДС применяется в отношении только подтвержденных операций, иначе придется пользоваться обычными ставками – 18% и 10%.

  • Ставка 0% по НДС устанавливается при реализации услуг, связанных с международными перевозками товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
  • Есть специальный перечень товаров, облагаемых НДС 0 процентов. Это редкие товары. Например, продукция из области космической деятельности, драгоценные металлы, товары для Чемпионата мира по футболу – 2018. А вот, например, ювелирные украшения со ставкой НДС 0% не бывают: к их реализации применяется общая ставка 18%.
  • Нулевая ставка НДС используется в следующих случаях: транзитная перевозка товаров через Россию воздушным транспортом и перевозка пассажиров и багажа из России или в Россию (подп. 2.10 и подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Это перечень основных операций, в каких случаях применяется ставка НДС 0%. Общий вывод такой: для нулевой ставки надо заниматься специфической деятельностью. Гораздо больше компаний, кто работает без НДС, чем тех, кто применяет нулевую ставку.

Это перечень основных операций, в каких случаях применяется ставка НДС 0%. Общий вывод такой: для нулевой ставки надо заниматься специфической деятельностью. Гораздо больше компаний, кто работает без НДС, чем тех, кто применяет нулевую ставку.

Когда применяется налоговая ставка НДС в 0 процентов? Проблемы практического применения пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ

Аннотация: К каким работам и услугам экспортного характера применяется налоговая ставка НДС в 0 процентов? Что является определяющим фактором: попадание в перечень или зависимость от наличия соответствующего таможенного режима?

Согласно пп.1 и пп. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров[11] , указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

По мнению официальных органов, налоговая ставка НДС в 0 процентов[12] применяется только к тем работам (услугам), которые связаны непосредственно с перемещением товаров в таможенном режиме экспорта:

— что касается услуг по контролю исполнения договоров на поставку товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, а также услуг по организации таможенного оформления данных товаров, то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. По вопросу определения термина «услуги по организации вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров», предусмотренного вышеуказанным пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, сообщаем, что, по нашему мнению, для целей применения налога на добавленную стоимость под такими услугами следует понимать осуществление комплекса операций, непосредственно направленных на вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации конкретным транспортным средством, включая операции по полному или частичному заполнению транспортного средства товарами, по размещению и креплению товаров на транспортном средстве и т.п. (письмо Минфин России от 21 ноября 2006 г. № 03-04-08/239);

— к иным подобным работам и услугам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, относятся работы и услуги по погрузке, перегрузке, разгрузке, сопровождению, экспедированию, хранению, сортировке экспортируемых товаров, выполняемые российскими перевозчиками либо иными лицами. То есть работы и услуги, непосредственно связанные с перевозкой товара, вывезенного с территории РФ в таможенном режиме экспорта (письмо УФНС по г.Москве от 27 марта 2007 г. № 19-11/28223);

— к иным подобным работам (услугам) могут быть отнесены только работы (услуги), которые являются действием, непосредственно направленным на вывоз товаров за пределы территории РФ конкретным транспортным средством, и которые выполнены (оказаны) в отношении товара, вывозимого за пределы территории РФ… Договор транспортной экспедиции определяется как гражданско-правовая сделка, согласно которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги (письмо УФНС по г.Москве от 24 мая 2007 г. № 19-11/048184.1);

— что касается услуг по оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов, то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 11 мая 2007 г. № 03-07-08/108);

— что касается услуг по охране товаров, перемещаемых по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, и агентских услуг, то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина от 8 мая 2007 г. № 03-07-08/101).

Вместе с тем правильность применения нулевой ставки НДС касается не только[13] налогоплательщика, выполнившего соответствующую работу (оказавшего соответствующею услугу), но и его заказчика.

Так, например, если перевозчик применил неправильную налоговую ставку НДС (вместо 0 % предъявил своему клиенту ставку в 18 %), то возникают следующие проблемы:

— клиент не вправе предъявить к налоговому вычету сумму НДС по неправильной налоговой ставке – данная позиция впервые была сформирована в постановлениях Президиума ВАС РФ от 20 декабря 2005 г. № 9252/05 и № 9263/05 и теперь является доминирующей в арбитражной практике;

— перевозчик же, получивший от своего клиента сумму НДС по неправильной налоговой ставке, не может отстоять в суде правомерность применения повышенной налоговой ставки – в Определении КС РФ от 15 мая 2007 г. № 372-О-П констатируется, что налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по НДС, является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.

Таким образом, применение нулевой ставки НДС касается не только исполнителя (подрядчика), но и заказчика.

Однако пп. 2 п. ст. 164 НК РФ фактически[14] устанавливает открытый перечень работ и услуг, что признает и Конституционный суд РФ в Определении от 5 февраля 2009 г. № 367-О-О:

— налогоплательщику-заказчику суды отказали в налоговом вычете входного НДС за оказанные услуги (агентское вознаграждение, перевыставление затрат по сертификации) с применением налоговой ставки 18 процентов, поскольку согласно пр. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежали налогообложению по ставке 0 процентов, а не 18, поскольку были оказаны после помещения товаров под таможенный режим экспорта, т.е. в отношении экспортных товаров;

— по мнению же налогоплательщика-заказчика пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ содержит неопределенность в вопросе об отнесении тех или иных работ (услуг), налогообложение которых производится по ставке 0 процентов, к «иным подобным работам (услугам)», и тем самым допускает возможность предусматривать элементы налогообложения не на основании закона, а посредством правоприменительного решения, что противоречит статьям 8, 19, 34, 35 и 57 Конституции Российской Федерации;

— по мнению КС РФ, то, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ к данному роду работ (услуг) причислены «и иные подобные работы (услуги)» (как следует из буквального содержания указанного подпункта — непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны), означает, что подобное регулирование свидетельствует о том, что, устанавливая общий критерий, на основании которого осуществляется квалификация тех или иных работ (услуг) как непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, законодатель отказался от закрепления закрытого их перечня, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных работ (услуг), непосредственно связанных с экспортом товаров, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщиков. Таким образом, норма пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, устанавливая пределы ее детализации, обусловленные необходимостью ее эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, сама по себе не содержит неопределенности и не предполагает формального подхода при разрешении налоговых споров.

Итак, от чего же зависит применение нулевой налоговой ставки НДС согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ:

— от попадания в перечень работ и услуг, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ;

— или от связи работ (услуг) с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ?

В постановлении ФАС Московского округа от 22 мая 2009 г. N КА-А40/3995-09 по делу № А40-71965/08-109-283 констатируется: «Данный перечень работ (услуг) не является исчерпывающим. Операции, предусмотренные[15] подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров». Таким образом, для суда определяющим для применения налоговой ставки НДС в 0 процентов к посредническим услугам по транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов было то обстоятельство, что на момент оказания услуг по обеспечению транспортировки нефти на территории стран СНГ и Балтии товар был помещен под таможенный режим экспорта, и операции по своему существу оказывались в отношении экспортного товара. Налогоплательщик же доказывал, что агентские услуги не попадают под действие пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку агентские услуги не являются услугами по организации перевозки, перегрузки и т.п., не являются они и иными подобными услугами.

Читайте также:  Электронная очередь в детский сад в Красноярске в РФ

Аналогичный вывод применительно к услугам по договору комиссии присутствует и в постановлении и ФАС Московского округа от 22 июля 2009 г. N КА-А40/4985-09 по делу № А40-39337/08-117-120: налоговая ставка НДС в 0 процентов должна применяться к посредническим услугам, поскольку на момент оказания услуг по организации перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом до портовых терминалов товар уже был помещен под таможенный режим экспорта.

Таким образом, примечательны выводы судов:

— во-первых, перечень работ (услуг), содержащийся в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, является по сути открытым;

— во-вторых, определяющим для применения нулевой ставки НДС по работам (услугам) является начало их выполнения (оказания) после помещения соответствующего товара под таможенный режим экспорта.

Так, например, под налоговую ставку НДС в 0 процентов подпадают услуги по договору транспортной экспедиции (см., в частности, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2007 г. № Ф08-606/2007-255А и ФАС Северо-Западного округа от 24 августа 2006 г. по делу № А56-23866/2005, а также постановления Президиума ВАС РФ от 19 июня 2006 г. № 16305/05 и от 14 октября 2008 г. № 6269/08).

Таким образом, для налогообложения по налоговой ставке НДС в 0 процентов работ и услуг, связанных с экспортом, необходимым условием является начало выполнения работ (оказания услуг) после помещения товаров[16] под соответствующий таможенный режим (см., в частности, постановления ФАС Дальневосточного округа от 6 апреля 2006 г. № Ф03-А59/06-2/657 по делу № А59-2121/05-С13, ФАС Северо-Западного округа от 21 октября 2008 г. по делу № А56-49125/2007, от 9 июня 2008 г. по делу № А56-10390/2007, от 14 мая 2008 г. по делу № А56-16677/2007, от 12 мая 2008 г. по делу № А56-10393/2007, от 9 января 2008 г. по делу № А56-10392/2007 (Определением ВАС РФ от 7 мая 2008 г. № 5828/08 оставлено в силе). Окончательно указанная позиция была закреплена в Постановления ФАС РФ от 4 марта 2008 г. № 14227/07 и от 1 апреля 2008 г. № 14439/07.

[12]Мнение Минфина России

[13]Правильность применения нулевой ставки НДС касается не только самого налогоплательщика, но и его контрагента

[14]Перечень работ и услуг в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ является открытым

[15]Перечень работ и услуг не является исчерпывающим

[16]Определяющим для применения налоговой ставки НДС в 0 процентов является момент помещения товаров под таможенный режим экспорта:

— до этой даты работы и услуги облагаются по ставке 18 %;

— после этой даты работы и услуги должны облагаться по ставке в 0 %.

— по мнению КС РФ, то, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ к данному роду работ (услуг) причислены «и иные подобные работы (услуги)» (как следует из буквального содержания указанного подпункта — непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны), означает, что подобное регулирование свидетельствует о том, что, устанавливая общий критерий, на основании которого осуществляется квалификация тех или иных работ (услуг) как непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, законодатель отказался от закрепления закрытого их перечня, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных работ (услуг), непосредственно связанных с экспортом товаров, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщиков. Таким образом, норма пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, устанавливая пределы ее детализации, обусловленные необходимостью ее эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, сама по себе не содержит неопределенности и не предполагает формального подхода при разрешении налоговых споров.

Если вышел рода срок подачи сюда документов

Что делать иной в данном иных случае одно и есть ли выход иных из ситуации? Копии газа документов сети передаются речь налогоплательщиком лицу в течение счет ста восьмидесяти есть календарных сети дней, но не позднее, начиная лица с даты помещения быть товаров надо под таможенные лицу процедуры всех экспорта, в свободном если таможенном счет режиме либо перемещения. Если после газа истечения газа срока срок в 180 календарных лома дней налогоплательщик быть не предоставил лицо нужные тому документы надо или копии газа документов, то операция если по реализации есть товара газа (работ, услуг) считается сети неподтвержденной лицо и подлежит лома налогообложению речь по ставкам либо 18% или 10%. НДС 0 в каких счет случаях, мы рассмотрели.

Ставка если НДС 0 процентов газа устанавливается тому в данном зоны случае рода и подразумевает рода реализацию счет товара рода через дней доверенное счет лицо или агента, который иной указан зоны в договоре лицо комиссии, договоре лицу поручения лицо или в агентском счет договоре. По договору либо комиссии счет подписавшееся лицо лицо за определенный надо размер рода вознаграждения дней также иных вправе лома совершить одно сделку иной от своего иной имени, но за счет другой всех (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Рекомендации «Инвест Консалтинг»

Чтобы выявить скрытые повреждения и устранить их за счет страховой компании, мы рекомендуем:

  • на месте аварии настаивать, чтобы инспектор ГИБДД подробно описал все имеющиеся повреждения. Проверяйте, правильно ли описаны следы от ударов, вмятины, расположение авто, обстоятельства происшествия и т.п. Любая неточность для страховой компании может стать поводом не включать дефект в объем возмещения как не относящийся к аварии;
  • самостоятельно зафиксируйте повреждения — сфотографируйте их, общее расположение автомобилей, сделайте отдельные фото для каждой вмятины, скола и т.п. Для детальных снимков лучше прикладывать линейку к поврежденным участкам, чтобы были понятны их размеры;
  • помните, что незначительных повреждений не бывает — каждый видимый дефект, даже если это «помятая» заклепка или отклеившийся молдинг, нужно зафиксировать;
  • особое внимание — повреждениям, которые могут указывать на скрытые дефекты. Глубокие вмятины передних крыльев или капота, удары в колесо, сильные повреждения бамперов, накладок и т.п.;
  • не нужно вписывать в справку о ДТП те повреждения, которые явно не относятся к аварии.

После ДТП автовладелец обязан предоставить поврежденный автомобиль на осмотр сотрудникам страховой компании. Если при осмотре они учитывают не все повреждения, проводится повторная экспертиза (с участием независимых экспертов). Осмотр выполняется:

Какие документы составляются?

Как уже было указано выше, при проведении процедуры выявления скрытых дефектов обязательно присутствие квалифицированного специалиста, а также оценщика из страховой. В процессе осмотра составляется ведомость, в которой должен быть раскрыт весь перечень повреждений. Эту ведомость обязательно необходимо тщательно изучить, перепроверить все ли в ней учтено и какие детали указаны. Это важно, поскольку потом доказать факт наличия дефекта невозможно — ссылаться на такие причины как «не увидел» или «просмотрел» впоследствии не имеет смысла.

Кроме ведомости СТО также составляют акт дефектовки в виде документа, содержащего информацию о неисправностях конкретных узлов или агрегатов, а также предварительный расчет (смету) на проведение ремонтных работ. В акте указываются все виды работ, которые необходимо провести для ремонта или замены деталей, объем выполняемых работ (в количественном выражении), и материалы, которые будут использованы для замены и ремонта, а также их реальная рыночная стоимость (обычно указываются качественные и дорогие материалы и сырье). После получения на руки ведомости и акта дефектовки можно обращаться с заявлением на возмещение в страховую компанию.

Кроме ведомости СТО также составляют акт дефектовки в виде документа, содержащего информацию о неисправностях конкретных узлов или агрегатов, а также предварительный расчет (смету) на проведение ремонтных работ. В акте указываются все виды работ, которые необходимо провести для ремонта или замены деталей, объем выполняемых работ (в количественном выражении), и материалы, которые будут использованы для замены и ремонта, а также их реальная рыночная стоимость (обычно указываются качественные и дорогие материалы и сырье). После получения на руки ведомости и акта дефектовки можно обращаться с заявлением на возмещение в страховую компанию.

Скрытые повреждения при возмещении по ОСАГО и КАСКО

Каким образом происходит процесс урегулирования убытков в страховой компании? Сначала вызванные на место происшествия сотрудники ГИБДД обязаны зафиксировать в справке о ДТП все полученные автомобилем повреждения. После чего справка наряду с другими документами передается в страховую компанию, которая направляет ТС на техническую экспертизу для осмотра и оценки суммы выплаты по КАСКО или ОСАГО .

И вот на данном этапе для автовладельца часто возникают серьезные проблемы. Дело в том, что при проведении осмотра эксперт-техник, в первую очередь, должен руководствоваться этой самой справкой о ДТП, выданной сотрудниками автоинспекции, в которой подробно описаны и место расположения, и характер повреждений. По сути, эта справка является доказательством того, что ущерб был нанесен именно в результате произошедшей аварии, не раньше и не позже. Но гаишник, как правило, ограничивается лишь внешним осмотром и описывает только видимые наружные дефекты. Другие проблемы с авто, в частности, скрытые повреждения он либо ленится искать, либо это невозможно сделать, так как есть целый ряд серьезных неисправностей, которые диагностируются только при тщательном осмотре в профессиональном автосервисе.

Как зафиксировать скрытые повреждения автомобиля после ДТП

Столкновение с другим автомобилем никогда не приносит положительных эмоций. Хорошо, если оно обошлось без жертв. Но в любом случае авария – это потеря времени, потраченные нервы и поломка машины. Внешние повреждения видны невооруженным взглядом. Часто водители оценивают свои потери поверхностно. И только при ремонте и осмотре техники всплывают скрытые повреждения. Что нужно делать, чтобы траты за невыявленную поломку не легли на ваши плечи?

Если водитель выбрал денежную компенсацию, необходимо тщательно осмотреть автомобиль. Это исключит возможность дополнительных расходов на ремонт. Мастер будет проводить осмотр машины при её собственнике. Желательно самому разбираться в правильности проводимой экспертизы или пригласить независимого специалиста.

Как зафиксировать скрытые повреждения автомобиля после ДТП в акте и на осмотре?

Техническое оснащение современных автомобилей позволяет укомплектовать в довольно ограниченном пространстве множество узлов и агрегатов. И их очень легко повредить при ДТП. Особенно остро ситуация стоит при ударе в передний или задний бампер и столкновении в подкапотный отсек. Как правильно подать заявление, чтобы в рамках экспертизы по ОСАГО страховая зафиксировала все такие скрытые повреждения? Как принимать акт осмотра-оценки и выявить их самому? На все эти и другие вопросы мы и ответим в данной статье.

Читайте также:  Адвокат Москва дорого


Такая практика сложилась с далёких времён – для возможности доказать, что после ДТП получен внутренний ущерб машине, требовалось, что сотрудник ГИБДД при оформлении аварии поставил обязательную пометку: “Возможны скрытые повреждения“.

Скрытые повреждения при ДТП: что нужно знать

АвтоПравоЗащита (20.01.2012 08:42:28)
Ирина подушка безопасности если она сработала при ДТП обычно всегда вноситься инспекторами ДПС в справку о ДТП. Обратитесь в ГИБДД чтобы ваш дописали в качестве повреждений AirBug.

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • можешь снять на СТО ,а потом приложить счёт к расходам на выплату,выплатят сразу или по суду ,никуда не денутся..

    Доп. осмотр по скрытым повреждениям (по убыткам ОСАГО или КАСКО)

    П равильно назначенный и проведенный доп. осмотр по скрытым повреждения ( по убыткам ОСАГО или КАСКО ) – это гарантия безубыточного ремонта автомобиля.
    Что мы имеем в виду?
    Думаю, многим известно, что страховые компании, выплачивая деньгами, сильно урезают сумму выплат, и этих денег не хватает на восстановительный ремонт.
    Как же правильно поступить: ехать на ремонт по направлению страховой компании или получить деньги и отремонтировать автомобиль самостоятельно?

    П ри ремонте по направлению Вы должны согласиться на все. Чаще всего это неудобные условия и полная зависимость от подшефного автосервиса. Ваши проблемы, как правило, никому не интересны.
    Мы, опираясь на 10-летний опыт ремонта по ОСАГО , рекомендуем получать деньги и ремонтироваться в том месте, где решают Ваши задачи. Чтобы не пришлось доплачивать свои деньги, мы помогаем качественно провести доп. осмотр по скрытым повреждениям и получить вторую, а часто и третью выплату со страховой компании.

    В 80% случаев после правильно проведенного дополнительного осмотра денег на качественный ремонт хватает, и доплачивать не приходится.
    Ниже я приведу проверенную инструкцию о том, как правильно назначить доп осмотр по скрытым повреждениям и как получить вторую выплату.
    Следуйте инструкции, а если что-то не понятно – звоните нам, мы проконсультируем. Телефон +7(499)769-55-88

    В ы приезжаете в страховую компанию и пишете заявление следующего содержания: автомобиль разобран в автосервисе “Профессионал” и выявились скрытые повреждения. Прошу назначить осмотр по скрытым повреждениям.
    Вам предложат время и дату осмотра. Выберите вторник, среду, четверг или пятницу, в диапазоне времени с 13:00 до 17:00 .

    В нимание. Автомобиль рядом с офисом страховой компании Вы больше не показываете. Осмотр будет на территории автосервиса “Профессионал”.
    Ваша единственная задача – назначить доп. осмотр по скрытым повреждениям в указанный диапазон времени.
    Далее пригнать автомобиль к нам, за сутки до ремонта (без предварительного звонка). К примеру: доп осмотр назначен четверг в 13:00 – Вы привозите автомобиль в среду в 13:00.
    Обращаетесь к мастеру приёмщику, который отвечает за работу со страховыми компаниями. Сообщите ему, что в четверг в 13:00 будет осмотр по скрытым повреждениям, и передайте ему копию первичного осмотра, если он имеется. Если копии осмотра нет, обязательно устно сообщите ему, какие детали были оформлены под замену, а какие на ремонт.

    М аксимов самостоятельно разберет автомобиль, выявит скрытые повреждения, встретит эксперта страховой компании и проведет осмотр по скрытым повреждениям. Далее сообщит Вам о тех деталях, которые получил на замену, и будет готовить смету восстановительного ремонта.
    Его цель после завершения осмотра – минимизировать ремонт.
    Если детали можно спасти и отремонтировать, мы это сделаем. Таким образом, сэкономим Вам значительную сумму денег. Если ремонт деталей нецелесообразен, мастер приёмщик предложит установить детали б/у, в хорошем состоянии. Таким образом достигается значительное снижение стоимости кузовного ремонта . Каждую позицию сметы с Вами согласуют.

    О громным преимуществом является то, что после доп. осмотра и согласования оптимизированного ремонта Ваш автомобиль поступает в ремонт без очередей и записи.
    Результат:
    1. Вы получаете вторую выплату по скрытым повреждениям (или ее добавляют к сумме выплаты по первичному осмотру)
    2. Автомобиль отремонтирован по оптимальной стоимости (где была возможность сэкономить без потери качества – мы сэкономили)
    3. У Вас появилась возможность получить третью выплату по страховой компании. Получив две выплаты или одну объединенную, Вы можете написать требование пересчитать выплату в сторону увеличения и получить доплату (но только после получения вышеописанных выплат).
    Есть возможность обратиться в суд и получить доплату, если в требовании откажут.
    При возникновении любых вопросов, обращайтесь по телефону +7(499) 769-55-88 и спросите Владимира, он поможет.


    В 80% случаев после правильно проведенного дополнительного осмотра денег на качественный ремонт хватает, и доплачивать не приходится.
    Ниже я приведу проверенную инструкцию о том, как правильно назначить доп осмотр по скрытым повреждениям и как получить вторую выплату.
    Следуйте инструкции, а если что-то не понятно – звоните нам, мы проконсультируем. Телефон +7(499)769-55-88

    Авария со вторым дном

    Довольно часто автовладельцы, чтобы поскорее получить деньги на ремонт машины соглашаются на предложение страховщика о выплате без технической экспертизы. Ведь на нее надо записываться, она тоже требует времени и все дальше отодвигает момент, когда автомобиль будет отремонтирован и им можно будет пользоваться. Поэтому многие идут на то, чтобы заключить со страховой компанией соглашение об урегулировании убытков. Страховщик уплачивает оговоренную сумму, и все его обязательства перед автовладельцем исполнены.

    Но как быть, если этой суммы для ремонта оказалось недостаточно? Практика показывает, что взыскать больше со страховщика уже не получится. Однако бывают исключения.

    Таким исключением стала история водителя, ремонт автомобиля которого обошелся ему в три раза дороже, чем заплатила страховая компания.

    Итак, некто Денис Журавлев в январе 2017 года попал в аварию. В его автомобиль врезался “Рено”. Он обратился к своему страховщику за возмещением ущерба по ОСАГО. Страховщик после первичного осмотра экспертом автомобиля признал случай страховым, заключил с автовладельцем соглашение об урегулировании страхового случая и выплатил ему 55 тысяч рублей.

    Журавлев обратился в сервис, где ему отремонтировали машину. Но денег, выплаченных страховой компанией для приведения машины в доаварийное состояние, оказалось явно недостаточно. Тогда автовладелец обратился к тем же экспертам, которые проводили первичный осмотр, для дополнительного осмотра. Они нашли скрытые повреждения, которые не были указаны в первичном акте. Эксперты также установили, что все повреждения автомобиля относятся к одной аварии. Но при этом величина расходов на ремонт составила почти 155 тысяч рублей.

    Согласно выводам независимого эксперта, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 тысяч рублей. То есть пострадавший после визуального осмотра получил на руки в три раза меньше.

    Страховщик отказал автовладельцу в удовлетворении заявления на доплату, сославшись на заключенное между ними соглашение.

    Тогда Журавлев направил в адрес страховой компании претензию о расторжении соглашения и доплате страхового возмещения на основании независимой оценки. Но и оно осталось без удовлетворения. После этого автовладелец подал иск в суд.

    Впрочем суды, что первой, что апелляционной инстанции, встали на сторону страховщика. Они исходили из того, что истец реализовал свое право на получение страхового возмещения, заключив то самое злосчастное соглашение. Обязанность по оплате оговоренной страховой выплаты страховщиком исполнена. Доказательств, что соглашение заключалось под влиянием существенного заблуждения, суду не было представлено.

    Однако Верховный суд с такими выводами не согласился. Он подтвердил, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения. После исполнения страховщиком обязательства по выплате в размере, согласованном сторонами, оснований для взыскания каких-либо дополнительных убытков нет.

    Но вместе с тем при наличии оснований для признания соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об его оспаривании и о взыскании суммы страхового возмещения.

    ВС напомнил, что согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что истец, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершил бы ее, знай он о действительном положении дел.

    Как указывает сам автовладелец, он исходил из отсутствия скрытых повреждений, способных привести к значительному увеличению стоимости восстановительного ремонта. Он бы не заключил соглашения, если бы знал о действительном положении дел. Это судебными инстанциями учтено не было, указывает Верховный суд.

    Кроме того, подчеркивает Верховный суд, при заключении этого соглашения Журавлев, не имея специальных познаний, полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля. Он исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки.

    По этой причине Верховный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

    Стоит еще раз повторить, что такое решение Верховного суда идет, конечно, во благо автовладельцам, но это новый поворот в судебной практике. Поэтому надо ожидать всплеска исков от автовладельцев, которые также заключали мировые соглашения, а потом за свой счет оплачивали скрытые повреждения.

    Напомним, что страховые компании в приоритете возмещают ущерб натуральным способом. То есть направляя пострадавший в аварии автомобиль на ремонт в сервис, с которой у компании заключен договор. Такой порядок удобен страховщику, потому что позволяет избежать судебных исков, в том числе от недобропорядочных юристов, приобретших право цессии у реального пострадавшего. Это выгодно автовладельцу, потому что в этом случае страховщик оплачивает ремонт без вычета износа.

    И именно при натуральном возмещении ущерба невозможна ситуация, когда скрытые повреждения остаются незамеченными.

    Однако у страховых компаний до сих пор остается право на выбор возмещения: либо ремонтом, либо деньгами. Не все страховщики имеют право направлять автомобиль на ремонт. Поэтому соглашения об урегулировании страховых случаев еще будут заключаться.

    Журавлев обратился в сервис, где ему отремонтировали машину. Но денег, выплаченных страховой компанией для приведения машины в доаварийное состояние, оказалось явно недостаточно. Тогда автовладелец обратился к тем же экспертам, которые проводили первичный осмотр, для дополнительного осмотра. Они нашли скрытые повреждения, которые не были указаны в первичном акте. Эксперты также установили, что все повреждения автомобиля относятся к одной аварии. Но при этом величина расходов на ремонт составила почти 155 тысяч рублей.

  • Добавить комментарий