Уголок охраны труда в организации

Эффективный уголок по охране труда: 9 секретов

Уголок по охране труда – не только обязательный элемент системы охраны труда в организации, но и один из самых эффективных инструментов работы с персоналом. Как сделать так, чтобы он не просто висели пылился в коридоре для галочки, но и вызывал живой интерес у сотрудников?

Итак, что же предписывает нам закон по вопросу обеспечения предприятиями уголка по охране труда? Вот краткие выдержки Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда из Постановления от 17.01.2001 года №7 Министерства труда и социального страхования Российской Федерации:

– Уголок охраны труда создается с целью обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, оказания помощи в решении проблем охраны труда, создания системы информирования работников в области охраны труда, пропаганды вопросов охраны труда.
– Уголок охраны труда может быть представлен в виде стенда, витрины, экрана или компьютерной программы.
– В организациях с численностью персонала более 100 работников рекомендуется создание кабинета по охране труда, в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций – уголка охраны труда.

– Уголок охраны труда обеспечивает работников информацией о

• графиках проведения инструктажей и расписаниях учебных занятий по охране труда,
• приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда,
• планах по улучшению условий и охраны труда,
• вредных и опасных производственных факторах, и средствах защиты на рабочих местах,
• нарушениях требований законодательства об охране труда,
• случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин,
• новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов и т.д.

Это всего лишь рекомендации, требовать их 100-процентного выполнения никто не будет. Однако мы можем усовершенствовать механизм и заставить его работать на себя. И для этого нужно условно разделить информационное наполнение уголка на две части: базовое и вспомогательное.

Базовое наполнение – это все те документы, которые указаны в рекомендациях выше: вся нормативная документация, приказы, инструкции по охране труда, планы мероприятий, результаты специальной оценки условия труда, аудитов, графики обучения и инструктажей, статистика нарушений и т.д.

А вот вспомогательное наполнение уголка – это любая другая информация по охране труда в более свободном и творческом формате. И здесь действует два главных правила: креатив и частота.

Потому что никому не интересно читать штампы и канцелярит. Внимание к таким текстам пропадает уже после первого предложения. Давайте, положа руку на сердце, признаем: никто и никогда не читает инструкции по охране труда от начала и до конца. А вот краткие выжимки и основную суть, оформленную в красивую табличку с интересными рисунками, прочитает, куда большее количество людей.

Совсем не обязательно быть творческим человеком, уметь рисовать, писать стихи или быть графическим дизайнером. Здесь изобретать велосипед вам совсем не нужно. Вот несколько советов по наполнению нашей вспомогательной части уголка охраны труда:

Организация Работы Кабинета Охраны Труда и Уголка Охраны Труда!

Всем привет! Эта заметка на предмет одноименный темы — организация работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда. Тема освещена достаточно наглядно, поэтому, у тех кто думает создать у себя в организации кабинет или/и уголок охраны труда, не должно остаться вопросов.

Вот в какой последовательности раскрывается данная тема!

1. Условия создания и размещения кабинета охраны труда и уголка охраны труда

В целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний создаются:
— кабинет охраны труда;
— уголок охраны труда организации;
— уголок охраны труда структурного подразделения (участка).

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов).

Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы.

Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).

В организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций — уголок охраны труда, 100 и более — кабинет охраны труда

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово- экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда.

На службу охраны труда организации (специалиста по охране труда) или иное лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по охране труда возлагается:
— организация;
— руководство;
— контроль работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда рекомендуется проводить работу по формированию базовых кабинетов охраны труда при центрах охраны труда.

Их деятельность должна быть ориентирована на осуществление методической помощи в руководстве кабинетами охраны труда, функционирующими в организациях соответствующих сфер деятельности и регионов.

2. Основные направления деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда

Работа в кабинетах охраны труда и уголка охраны труда должна осуществляться по следующим основным направлениям:
— оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;
— создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;
— пропаганда вопросов труда.

Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение следующих мероприятий по охране труда:
— проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;
— обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой медицинской помощи;
— проведение инструктажа по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников;
— организация выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;
— проведение аналитических исследований условий труда в организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности.

Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинеты охраны труда. Уголок охраны труда структурного подразделения (участка) организации обеспечивает работников информацией о:
— планах работы кабинета охраны труда (если он создан в организации);
— графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда;
— приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий и охраны труда;
— вредных и опасных производственных факторов и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка);
— нарушениях требований законодательства об охране труда;
— случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;
— новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно- методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.

Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, его площадь рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации:
— до 1000 чел.- 24 м;
— свыше 1000 чел.+ 6 м на каждую дополнительную тысячу.

Кабинет охраны труда предприятия оборудуется по проекту, составленному на основе типового проекта.

3. Тематическая структура и оснащение кабинета охраны труда

Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение:
— общего и специальных разделов.

Общий раздел содержит:
— законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта Российской Федерации;
— локальные нормативные акты организации;
— информацию об управлении охраной труда в организации;
— общие сведения по обеспечению безопасных условий труда (об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуациях, аварий).

Специальный раздел определяется с учетом условий труда в организации и содержит:
— сведения, включающие отличительные особенности основных и вспомогательных технологических процессов;
— конкретный перечень вредных производственных факторов;
— соответствующие средства индивидуальной защиты и меры предосторожности;
— принятые на производстве знаки безопасности.

Кабинет охраны труда должен быть оснащен:
— нормативно-технической документацией по охране труда, учебными программами, методическими, справочными, директивными и другими материалами, необходимыми для обучения, инструктажа и консультаций работающих по вопросам трудового законодательства, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защиты;
— техническими средствами обучения (аудио-, видеоаппаратурой, компьютерной техникой, тренажерами, контрольно-измерительными приборами — шумомерами, газоанализаторами, манометрами, люксметрами и пр.);
— наглядными пособиями (плакатами, схемами, макетами, натурными образцами, манекенами, видеофильмами и другими средствами наглядной пропаганды безопасности труда).

Кабинет охраны труда может быть совмещен с кабинетом для проведения учебных занятий.

4. Организация работы кабинета охраны труда

Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:
— соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая сторона определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда;
— осуществление доступности посещения кабинета охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда;
— планирование работы (в соответствии с перспективными и текущими планами);
— осуществление контроля.

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:
— составляет план работы кабинета охраны труда, включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;
— организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда;
— организует проведение плановых мероприятий.

Для проведения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе:
— структурных подразделений и служб организации;
— привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти;
— органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
— органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда,
— объединений работодателей;
— центров охраны труда;
— образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области охраны труда.

5. Примеры кабинета охраны труда и уголка охраны труда в картинках

Кабинет охраны труда может быть совмещен с кабинетом для проведения учебных занятий.

Как оборудовать уголок по охране труда

Общий раздел. Содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе, об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Как создать уголок охраны труда на предприятии

Создание уголка охраны труда в организации должно быть сопряжено с принятием работодателем ряда отдельных нормативных документов. В частности, предполагается, что обустройство подобного места обеспечивается в соответствии с отдельным приказом работодателя. Помимо приказа о создании уголка охраны труда работодателю следует озаботиться и отдельными нормативными локальными актами, которые регулировали бы конкретную информацию, размещаемую в данном уголке. Однако эта информация может быть указана и в приказе, либо приложении к нему.

Помимо приказа о создании уголка охраны труда, следует также предусмотреть указание ответственных за его ведение лиц. Они также могут назначаться в соответствии с отдельным приказом работодателя. Либо данное назначение может предполагаться текстом основного документа, регламентирующего ведение уголка охраны труда.

Общий раздел содержит в себе сведения, общие для всей организации и охраны труда в Российской Федерации в целом. Так, в нем должна присутствовать следующая информация:

Как оформить уголок по охране труда в организации?

Охрана труда представляет собой совокупность мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья сотрудников в процессе их трудового функционирования. Одним из способов информирования трудового коллектива об охране и безопасности трудовой деятельности, а также о принимаемых в этих целях мерах является уголок по охране труда.

Нормативно-правовые акты для стенда по охране труда

Ну и, чтобы работники были в курсе, на основании какого из НПА от них требуют выполнение конкретных требований охраны труда, можно разместить информационный лист с основными законами и подзаконными актами:

Информации много, которой следует поделиться с работниками, главное, не перестараться и доносить только самое важное и полезное, и чтобы органично все оформить, нужно с умом выбрать стенд по охране труда на предприятии.

Стенды по охране труда служат для передачи информации работникам, помогая снизить или предотвратить травматизм на предприятии, побудить сотрудников соблюдать правила охраны труда.

1.9. Организация кабинета и уголка охраны труда

1.9. Организация кабинета и уголка охраны труда

В соответствии с «Рекомендациями по организации работы кабинета по охране труда», утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. № 7 кабинет охраны труда и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы.

Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с количеством работников 100 и более, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда, в организациях с числом работников менее 100 и в структурных подразделениях организаций – уголка охраны труда.

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты и уголки охраны труда.

Содержание работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению их деятельности между службами и специалистами организации (с внесением сведений об этом в соответствующие положения и должностные инструкции) утверждаются руководителем организации с учетом специфики деятельности организации, рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Читайте также:  Арест: за какие нарушения ПДД применяется в 2020 году?

Организация и руководство работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда, в том числе функции контроля, как правило, возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста по охране труда) или иное лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по охране труда.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда рекомендуется проводить работу по формированию базовых кабинетов охраны труда. Они могут быть созданы при научно-исследовательских институтах, центрах охраны труда и должны быть ориентированы на осуществление методической помощи в руководстве кабинетами охраны труда, функционирующими в организациях соответствующих сфер деятельности и регионов.

Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:

оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;

создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;

пропаганда вопросов охраны труда.

Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охране труда, в том числе организуемых совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, в т. ч.:

проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;

обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, оказанию первой доврачебной медицинской помощи;

проведение инструктажей по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников;

организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;

проведение аналитических исследований состояния условий труда в организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности.

Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинет охраны труда.

Уголок охраны труда структурного подразделения (участка) организации обеспечивает работников следующей информацией:

планы работы кабинета охраны труда (если он создан в организации);

графики проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда;

приказы и распоряжения по вопросам охраны труда организации, планы по улучшению условий и охраны труда;

вредные и опасные производственные факторы и средства защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка);

нарушения требований законодательства об охране труда;

случаи производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятые меры по устранению их причин;

новые поступления в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т. д.

Тематическая структура кабинета и уголка охраны труда должна включать общий и специальные разделы.

Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта РФ, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Перечень специальных разделов и их содержание (сведения, включающие отличительные особенности основных и вспомогательных технологических процессов, конкретный перечень вредных производственных факторов, соответствующие им средства коллективной и индивидуальной защиты и меры предосторожности, принятые на производстве знаки безопасности и т. д.) определяются с учетом условий труда в организации. Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства в организации.

Оснащение кабинета и уголка охраны труда определяется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино-и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.

Кабинет охраны труда целесообразно оборудовать на основе предварительно разработанного в организации проекта в специально выделенном помещении или помещениях.

Для новых и реконструируемых производственных объектов месторасположение кабинета охраны труда определяется на стадии проектирования.

Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, его площадь рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек – 24 м 2 ; при количестве работников более 1000 человек добавляется 6 м 2 на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади для кабинета охраны труда можно производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год.

Для уголка охраны труда может быть либо выделено отдельное помещение, либо оборудована часть помещения общего назначения.

При организации работы кабинета и уголка охраны труда предусматривается:

соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач в области охраны труда;

доступность посещения кабинета или уголка охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда;

планирование работы (перспективное и текущее);

контроль работы кабинета (уголка) охраны труда.

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета (уголка) охраны труда в организации:

составляет план работы кабинета (уголка) охраны труда, включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок с указанием лиц, ответственных за их проведение;

организует оборудование, оснащение и оформление кабинета (уголка) охраны труда;

организует проведение плановых мероприятий.

В целях координации и повышения эффективности работы кабинетов и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам по труду субъектов РФ, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам (уголкам) охраны труда подведомственных организаций и их структурных подразделений, к организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению.

Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом (уголком) охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов по труду субъектов РФ, органов государственного контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области охраны труда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:

Стенд по охране труда на предприятии: что должно быть

Обязательное условие размещения стенда – он должен быть доступен всем сотрудникам. Это может быть проходная, коридоры, отсек здания с раздевалками, комната отдыха и так далее.

Итак, что должно быть на табло:

  • Меры и правила безопасности на рабочем месте и в организации в целом, а также информация о состоянии и оценке ОТ на данный момент;
  • Обучающая информация, контакты спасательных служб, скорой и меры при возникновении аварийной ситуации;
  • Объявления, информирующие о планируемых мероприятиях: конкурсах, учениях, инструктажах и так далее;
  • Правила оказания первой помощи при необходимости;
  • Ссылки на действующие законы, подпись руководителя организации.

Техника безопасности в картинках

Справка! На разных табло можно изменять информацию о технике безопасности: например, если разные рабочие участки имеют разную специфику, то и правила ТБ могут быть разными. Изменяться могут даже правила пожарной безопасности.

Угол с информацией лучше обустроить таким образом, чтобы он привлекал внимание. Табло может быть несколько, если это необходимо, а информация лучше всего усваивается через иллюстрации.

Просто поставить информационный уголок нельзя, для этого предварительно нужно издать приказ, подписанный руководителем. В приказе необходимо отразить порядок замены информации, расположение стенда и другую важную информацию, а также заверить подписью правильность и актуальность предоставляемых материалов.


Рекомендуется размещать на стендах флаеры и брошюры в свободном доступе, а информация должна повторять ту, которую доносят до сотрудников на инструктажах.

Стенды по охране труда в школе

Все стенды по охране труда мы изготавливаем из вспененного ПВХ. Такая основа отлично сохраняет форму, даже в условиях повышенной влажности, не боится ультрафиолета.

Рекомендации об уголке по охране труда организации

Рубрика: Рекомендации об уголке по охране труда организации.

Трудовым законодательством обязанности по охране труда возложены на работодателя (ч.

2 ст. 22 и ч. 1 ст. 212 ТК РФ). В части 2 статьи 212 Трудового кодекса говорится, что работодатель должен осуществлять, в том числе информирование работников об условиях труда на рабочем месте. Информирование работников по охране труда лучше осуществлять согласно Постановления Минтруда РФ от 17 января 2001 г.

№ 7 через организацию работы кабинета охраны труда или уголка охраны труда.


Одним из способов информирования трудового коллектива об охране и безопасности трудовой деятельности, а также о принимаемых в этих целях мерах является уголок по охране труда. Порядок организации указанного информационного пространства определяется постановлением Минтруда России

Оборудование кабинета или уголка по охране труда

В организациях с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью работающих менее 100 человек рекомендуется создание уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда (Постановление Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7).

Кабинет (уголок) охраны труда создается в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Он оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения (например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы).

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда. Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он может быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы.

Содержание работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению их деятельности между службами и специалистами организации (с внесением сведений об этом в соответствующие положения и должностные инструкции) утверждаются руководителем организации с учетом специфики деятельности организации, рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Организация и руководство работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда, в том числе функции контроля, как правило, возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста по охране труда) или иное лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по охране труда.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда рекомендуется проводить работу по формированию базовых кабинетов охраны труда. Они могут быть созданы при научно-исследовательских институтах, центрах охраны труда и должны быть ориентированы на осуществление методической помощи в руководстве кабинетами охраны труда, функционирующими в организациях соответствующих сфер деятельности и регионов.

Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда являются:

– оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;

– создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда;

– пропаганда вопросов труда.

Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охране труда, в том числе организуемых совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:

– проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда;

– обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой медицинской помощи;

– проведение инструктажа по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны труда работников;

– организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;

– проведение аналитических исследований состояния условий труда в организации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовой деятельности.

Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинет охраны труда.

Уголок охраны труда структурного подразделения (участка) организации обеспечивает работников информацией о: планах работы кабинета охраны труда (если он создан в организации); графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда; приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий и охраны труда; вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка); нарушениях требований законодательства об охране труда; случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин; новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.

Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны труда предполагает включение общего и специальных разделов.

Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта РФ, локальные нормативные акты организации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Перечень специальных разделов и их содержание (сведения, включающие отличительные особенности основных и вспомогательных технологических процессов, конкретный перечень вредных производственных факторов, соответствующие им средства коллективной и индивидуальной защиты и меры предосторожности, принятые на производстве знаки безопасности и т.д.) определяются с учетом условий труда в организации. Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства организации.

Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда диктуется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино- и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.

Читайте также:  Дефекты мебели для списания

Кабинет охраны труда целесообразно оборудовать на основе предварительно разработанного в организации проекта, в специально выделенном помещении или помещениях.

Для новых и реконструируемых производственных объектов месторасположение кабинета охраны труда определяется на стадии проектирования.

Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, его площадь рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек – 24 кв. м, свыше 1000 человек – добавляется 6 кв. м на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади для кабинета охраны труда можно производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год.

Для уголка охраны труда может выделяться как отдельное помещение, так и оборудоваться часть помещения общего назначения.

Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:

– соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания и форм работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач, в части охраны труда;

– осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда;

– планирование работы (в соответствии с перспективным и текущим планами работы);

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в организации:

– составляет план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;

– организует оборудование, оснащение и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда);

– организует проведение плановых мероприятий.

В целях координации и повышения эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений.

Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области сервиса охраны труда.

Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда предусматривает:

Что происходит после допроса в качестве свидетеля?

Когда доказательств недостаточно, чтобы поменять статус свидетеля на подозреваемого или же предъявить обвинение, следствие начинает активную работу по подтверждению виновности потенциального подозреваемого (а юридически – пока ещё свидетеля).

В эти мероприятия входит:

  • Проведение экспертиз.
  • Запрос сведений и документов.
  • Дополнительные оперативные мероприятия (слежка, прослушка, досмотр корреспонденции…).
  • Выемка документов.
  • Опрос иных свидетелей.

По итогам сбора всех доказательств – следователь предъявляет обвинение, которое может в дальнейшем предъявляться с коррективами и в новых «редакциях». По мере выяснения новых обстоятельств, добавления новых статей и прочих не самых приятных «сюрпризов», установленных следствием.

После того, как обвинение будет предъявлено в окончательной редакции – начинается стадия ознакомления с материалами дела. В рабочее время, с правом делать выписки по делу.

Процедура ознакомления может длиться и несколько дней и даже месяцев – зависит от объёмов уголовного дела. Следователь не может ограничить вас во времени ознакомления без веских причин, если только не усматривается явное затягивание времени ознакомления.

После того, как обвинение будет предъявлено в окончательной редакции – начинается стадия ознакомления с материалами дела. В рабочее время, с правом делать выписки по делу.

Уголовное расследование (стр. 1 из 2)

1. Формы предварительного расследования и их соотношение

2. Сущность и значение ускоренного производства

Список использованной литературы

1. ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ИХ СООТНОШЕНИЕ

Уголовно – процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание. В соответствии с ч. 1 ст. 150 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. К ведению следователя уголовно – процессуальный закон относит подавляющее большинство уголовных дел, представляющих значительную сложность в расследовании, и по преступлениям, где обвиняемому грозит строгое наказание, в частности, лишение свободы.

Уголовно – процессуальным законодательством предусмотрено два вида дознания – дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 157 УПК РФ), и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (глава 32 УПК РФ).

Первый вид дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве только неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. В новом УПК РФ не дан перечень неотложных следственных действий, в отличие от прежнего УПК РСФСР. На практике ими могут быть осмотр, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей и других по усмотрению лица, производящего дознание. Срок такого дознания – десять суток со дня возбуждения уголовного дела. После производства неотложных следственных действий орган дознания направляет уголовное дело прокурору в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. Эта разновидность дознания является этапом, предшествующим предварительному следствию. Дознание обеспечивает для следствия первичный материал. Обычно оно проводится, когда следователь по тем или иным причинам не может немедленно приступить к расследованию сам. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно – розыскные мероприятия только по поручению следователя /10, с. 144/.

Второй вид дознания представляет собой самостоятельное расследование. Такое дознание производится по делам о менее серьезных преступлениях, перечень которых приведен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. К ним относятся дела о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153 – 157, 158 частью первой, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 188 частью первой, 194, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частью первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228. 2, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 242 – 245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 – 258, 260 частью первой, 261 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 315, 319, 322 частью первой, 322. 1 частью первой, 323 частью первой, 324 – 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). По уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести дознание проводится по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).

Общим для дознания и предварительного следствия является то, что они урегулированы единым уголовно – процессуальным законодательством, и их материалы представляют основание для рассмотрения дела в суде. Доказательства, полученные органом дознания в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем /11, с. 125/.

Различие между предварительным следствием и дознанием выражается в следующем:

– во – первых, органами, осуществляющими производство дознания и предварительного следствия. Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а дознание – органом дознания. Перечень органов дознания изложен в ст. 40, 151 и 157 УПК РФ. К ним относятся: 1) органы внутренних дел;

2) судебные приставы; 3) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений и гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; 6) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; 7) главы дипломатических представительств и консульских учреждений; 8) дознаватели пограничных органов ФСБ; 9) дознаватели таможенных органов; 10) органы Федеральной службы безопасности; 11) начальники учреждений и органов уголовно – исполнительной системы Минюста РФ. Следует иметь в виду, что орган дознания – это система, состоящая из начальника и лиц, производящих дознание. Так, например, в органах внутренних дел процессуальное руководство органа дознания осуществляют: начальник ОВД, начальник криминальной милиции и начальник милиции общественной безопасности /11, с. 127/;

– во – вторых, дознание и следствие отличаются по срокам производства. Дознание как форма расследования должно быть закончено не позднее 20 суток (ст. 223 УПК РФ), а предварительное следствие – не позднее двух месяцев (ст. 162 УПК РФ);

– в – третьих, дознание и следствие различаются процессуальной самостоятельностью осуществляющих их органов. Следователь обладает большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватель;

– в – четвертых, дознание имеет более простую процедуру. Помимо сокращения сроков, при производстве дознания не выполняются некоторые процессуальные действия, характерные для следствия.

В целях быстрого, эффективного раскрытия и расследования преступлений органы предварительного расследования находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие выражается в двух формах: процессуальной и организационной. Так, на месте происшествия следователь является руководителем следственно – оперативной группы, в которую входят оперуполномоченный уголовного розыска, участковый уполномоченный милиции, специалист, кинолог и др. Следователи на практике часто дают письменные поручения органам дознания о производстве следственных или розыскных действий по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ), или направляют отдельное поручение в другую местность (ч. 1 ст. 152 УПК РФ). Также органы предварительного следствия и дознания составляют согласованный план следственных и оперативно – розыскных мероприятий, направленный на более успешное раскрытие и расследование преступлений /11, с. 128/.

2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Уголовно – процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает две формы ускоренного производства – особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением и производство по делам частного обвинения.

Предусмотренной главой 40 УПК РФ рассмотрение уголовного дела с применением особого порядка судебного разбирательства является ускорением прохождения уголовного дела путем исключения всей стадии судебного разбирательства/6, с. 32/. Это следует из ч. 1 ст. 314 УПК РФ, предусматривающей, что обвиняемый вправе при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы.

Особенности производства в особом порядке состоят в следующем.

Обвиняемый заявляет ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства только до начала судебного разбирательства: при окончании предварительного расследования или на предварительном слушании (ст. 315 УПК РФ).

Судебное заседание проводится с обязательным участием подсудимого и его защитника.

Рассмотрение ходатайства подсудимого начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения с изложения обвинения частным обвинителем.

Судья опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, согласен ли он с обвинением и поддерживает ли свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, заявлено ли это ходатайство добровольно, осознает ли он последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства. При участии в судебном заседании потерпевшего судья выясняет у него отношение к ходатайству подсудимого.

Судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу. При этом могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

1. ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ИХ СООТНОШЕНИЕ

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования. В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому). При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Уголовное расследование

8.1. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

Предварительное расследование – это регламентированная законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

Читайте также:  Сколько трудовых книжек может иметь гражданин РФ

Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное преследование; всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечить участие обвиняемого в производстве по уголовному делу и не допустить дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения.

Значение предварительного расследования состоит в том, что органом расследования устанавливаются данные о преступлении, лице, его совершившем, и обеспечивается реализация уголовной ответственности, установленной законом. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Гарантией законности проведенного расследования служит прокурорский надзор и судебный контроль за действиями и решениями следователя и дознавателя.

8.2. Формы предварительного расследования

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 УПК).

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.

Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.

Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 УПК.

8.3. Общие условия предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 УПК) правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений.

Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

В соответствии с гл. 21 УПК можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: правила о подследственности; правила о соединении и выделении уголовных дел; производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие; формы окончания предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; сроки предварительного расследования; расследование дела группой следователей.

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела – это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовное дело обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями прокуратуры.

Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т. е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел установлена ч. бет. 151 УПК. В соответствии с ней расследование некоторых уголовных дел (например, некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Правила о соединении и выделении уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам (ст. 153 УПК).

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. Соединение уголовных дел производится на основании постановления руководителя следственного органа. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в отношении:

1) отдельных обвиняемых по уголовному делу о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого;

2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;

3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом дела или множественностью его эпизодов. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство (ст. 154 УПК).

Производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК). Если следователь по каким-либо причинам не может лично возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, и приступить к его расследованию, то закон наделяет орган дознания правом возбудить такое дело и провести по нему в течение 10 дней неотложные следственные действия.

УПК не дает перечня неотложных следственных действий. К числу таковых согласно п. 19 ст. 5 УПК могут относиться действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Указанный 10-дневный срок не подлежит продлению. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Формы окончания предварительного расследования (ст. 158 УПК). Производство предварительного расследования может быть завершено в следующих формах:

1) составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением уголовного дела через прокурора в суд;

2) прекращением уголовного дела;

3) составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера.

Следователь и дознаватель, установив в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона. Данное представление подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением следователя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. В соответствии со ст. 160 УПК, если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, следователь, дознаватель принимают меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо помещению в детские или социальные учреждения.

Следователь, дознаватель принимают меры к обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого.

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Следователь или дознаватель предупреждают участников производства по уголовному делу о недопустимости разглашения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК.

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В любом случае, разглашение имеющихся данных о частной жизни участников производства по уголовному делу без их согласия не допускается.

Обязательность рассмотрения ходатайств (ст. 159 УПК). Следователь и дознаватель обязаны принять и рассмотреть каждое ходатайство, заявленное участниками процесса. При этом подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела.

В случае отказа в удовлетворении ходатайства, следователь (дознаватель) выносит об этом мотивированное постановление.

Кроме того, к числу общих условий предварительного расследования принято относить положения о сроках предварительного расследования и о расследовании дела группой следователей.

Сроки предварительного расследования. Время начала производства предварительного следствия связывается с этапом возбуждения уголовного дела и характеризуется тремя правилами: расследование проводится только после возбуждения уголовного дела; оно проводится в строго определенном порядке; следователь и дознаватель обязаны приступить к расследованию немедленно после принятия дела к своему производству.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий два месяца со дня возбуждения уголовного дела (ст. 162 УПК). В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем иного специализированного следственного органа, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Расследование дела группой следователей (ст. 163 УПК) может осуществляться при сложности и большом объеме уголовного дела. О создании следственной группы указывается в постановлении о возбуждении дела либо выносится отдельное постановление. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Руководитель следственной группы:

– принимает уголовное дело к своему производству;

– организует работу следственной группы и руководит действиями других следователей;

– составляет обвинительное заключение и направляет дело прокурору;

1) о выделении уголовного дела в отдельное производство;

2) его приостановлении и возобновлении;

3) прекращении уголовного дела;

4) привлечении в качестве обвиняемого;

5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

7) возбуждении перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, проводимых по решению суда.

Руководитель и члены следственной группы вправе принимать участие в следственных действиях, проводимых другими следователями.

5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

Добавить комментарий