Предмет и метод административного права

Описание работы

Цель реферата – рассмотрение административного права как отрасли права, занимающей важное место в правовой системе России.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
– раскрыть понятие и сущность административного права как отрасли права;
– изучить предмет и методы административного права;
– определить место административного права в системе российского права;
– дать понятие источников административного права;
– охарактеризовать виды источников отрасли рассматриваемого права.

Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:

Административное право РФ:понятие, предмет,метод, принципы и источники

Административное правоявляется одной из самых важных отраслей российского права, оно регулирует широкий спектр вопросов организации и деятельности системы органов испол­нительной власти, обеспечения законности и дисциплины.

Административное право регулирует и охраняет обществен­ный порядок в государстве,поэтому оно является наиболее важ­ной для общества отраслью права. Субъекты административ­ного права, представляющие государство и его органы, в своей деятельности применяют принудительные механизмы и право­вые средства, используют в пределах установленных законода­тельством административно-властные принудительные полномо­чия. Административное право является одной из сложнейших и объемных и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли пра­ва, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Административное право— центральная отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных отраслей права. В нем сфокусированы общественные отношения, являющие­ся предметом правового регулированиясо стороны иных от­раслей права (например, конституционного, уголовного, финан­сового, бюджетного, налогового, банковского права). Реформи­рование современного общества, развитие рыночных отношений, разделение государственной власти, построение современного пра­вового государства, формирование эффективной исполнительной власти и системы местного самоуправления — все эти процессы вызывают насущную потребность в адекватном административ­но-правовом и административно-процессуальном обеспечении.

Административное право является самостоятельной и фун­даментальной отраслью российского права и занимает веду­щее место в регулировании общественных отношений. Это отрасль публичного права, изучающая сферу государствен­ного управления и олицетворяющая один из двух главных методов правового регулирования— императивный метод вла­стных предписаний.

Поэтому административное право принято относить к одной из основных отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регули­рования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юриди­ческих лиц.

Система российского права состоит из отраслей права, кото­рые отличаются предметом и методом правового регулирования. Под предметом отрасли правапринято понимать круг обще­ственных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Предметом регулирования норм административного права яв­ляются общественные отношения, формирующиеся в сфере го­сударственного управления, организации и деятельности испол­нительной власти.

Административное право— это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых от­ношений всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями. Поэтому административно-правовые отношения — это, как пра­вило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона — орган, наделенный государственно-властными полномочиями, выступает в качестве управляющего (субъект управления), а другая — в качестве управляемого (объект уп­равления).

Специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, обусловливает особенности метода административного права.

В зависимости от характера регулируемых общественных от­ношений в теории права выделяют два метода правового воздей­ствия: диапозитивный и императивный.

Диспозитивныйметод правового регулирования, ориенти­рованный на общественные отношения равенства сторон, приме-

няется, как правило, для регламентации отношений, регулиру­емых отраслями частного права. В теории существуют и иные названия этого метода — метод децентрализованного регулиро­вания, гражданско-правовой метод.

Административное право как отрасль публичного права, ре­гулирующая отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически-властными полномочиями, использует метод централизованно­го, императивного регулирования (называемый еще админист­ративно-правовым методом).

Метод императивного регулирования рассчитанна отноше­ния неравенства их участников и односторонность юридически-власт-ных волеизъявлений одной из сторон. Между тем админи­стративно-правовые отношения — это не всегда отношения «вла­сти — подчинения». Государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизон­тального типа, когда субъекты обладают равным объемом власт­ных полномочий. Именно это обусловливает возможность исполь­зования в механизме административно-правового регулирования элементов диспозитивности. По мнению профессора Ю.М. Коз­лова, метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора (без прямых предпи­саний и запретов) образа действий, но обязательно в рамках ус­ловий, предусмотренных административно-правовой нормой. Ха­рактер требования, зафиксированного в правовой норме, позво­ляет выделить три основных способа (средства) правового регулирования: предписание (обязывание), запрет и дозволение. Предписаниесостоит в возложении юридической обязанно­сти совершения субъектом определенных действий, предусмот­ренных нормой права.

Запрет— это, по сути, тоже предписание, но заключающее­ся в возложении обязанности воздерживаться от совершения оп­ределенных действий.

Дозволение(управомочивание) — это предоставление участ­нику правовых отношений субъективных прав (на совершение определенных действий или на отказ от их совершения по свое­му усмотрению).

Степень использования отраслью права того или иного сред­ства в общем объеме правового регулирования определена осо- бенностями предмета данной отрасли. Механизм администра­тивно-правового регулирования в большей мере использует пред­писания и запреты. В то же время административное право ис­пользует и дозволение, дающее субъекту либо возможность вы­бора действий, установленных административно-правовой нормой (жесткий вариант дозволения), либо возможность действовать по своему усмотрению (мягкое дозволение). Таким образом, для регулирования отношений, входящих в предмет административ­ного права, используется метод императивного регулирования, иногда дополняемый элементами диспозитивности. Основными способами административно-правового регулирования предста­ют предписания и запреты, в меньшей степени используются дозволения.

Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности. Рассматривая вопрос о системе административного права, сле­дует отметить, что в отечественной юридической науке суще­ствуют различные взгляды на понятие «система администра­тивного права».

С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права — под­отрасли — правовые институты — правовые нормы. Традицион­но в отечественной правовой науке административное право вклю­чает две части: общую и особенную. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины. Общая частьвключает юридические нормы и институты, ре­гулирующие общественные отношения общего характера (прин­ципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.). Общая часть содержит институты, устанавливающие админист­ративно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъек­тов административного права, обеспечивающие законность дея­тельности исполнительной власти, регламентирующие принуж­дение по административному праву. Особенная частьпред­ставляет собой совокупность правовых норм и институтов, регу­лирующих отношения в сферах государственного управления —экономической, социально-культурной, административно-поли­тической. Иной подход к определению системы административ­ного права предлагал профессор А.П. Коренев. Он считал, что административное право состоит из трех частей. Помимо общей и особенной части он выделял административную юрисдикцию. Эта часть включает правовые нормы и институты, которые опре­деляют административное правонарушение, административную ответственность, а также производство по делам об администра­тивных правонарушениях.

Специфика государственно-управленческой деятельности определяет важную особенность отрасли административного пра­ва. Регулируя широкий круг управленческих отношений, ад­министративно-правовые нормы проникают в сферы действия иных отраслей права. Административное право тесно взаимо­действует с отраслями публичного права. Наиболее тесные свя­зи прослеживаются между административным и конституци­онным правом. Конституция РФ устанавливает основы админи­стративно-правового статуса граждан РФ, определяет правовой статус Правительства РФ, основы формирования и деятельнос­ти органов исполнительной власти, разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Согласно Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Нормы административного права, основываясь на конституци­онных положениях, расширяют и конкретизируют их, устанав­ливая административно-правовой статус субъектов администра­тивного права и т.п.

Источники административного права —это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

В законодательном массиве административного права следует выделять:

· общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию РФ), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.);

· законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);

· международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые-административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (например, постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Как источник права постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства.

Читайте также:  Как проверить японский автомобиль по номеру кузова

Административное право является самостоятельной и фун­даментальной отраслью российского права и занимает веду­щее место в регулировании общественных отношений. Это отрасль публичного права, изучающая сферу государствен­ного управления и олицетворяющая один из двух главных методов правового регулирования— императивный метод вла­стных предписаний.

1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

  1. предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
  2. запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
  3. дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

2. Функции и принципы административного права

Рассматривая функции административного права, следует обратить внимание на соотношение функций государственного управления и государственного регулирования.

По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование — непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий. А ведь именно это же характеризует и государственное управление.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

Управляя, государство регулирует, а регулируя — управляет.

Выделяют следующие функции административного права:

  1. правоисполнителъная, следующая из того, что административное право — это юридическая форма реализации исполнительной власти;
  2. правотворческая, выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;
  3. организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,
  4. координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5)правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.

  1. Принцип равенства перед законом.Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
  2. Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

8. Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Источники административного права

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Задачами законодательства об административных правонарушениях, согласно законодательству об административных правонарушениях, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В основе административной ответственности всегда лежит административное правонарушение. Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, за нарушение которых законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Административное право понятие предмет и метод правового регулирования

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Методже административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет.Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм административного права; предписание и запрет – наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

В общих чертах сущность методов административного правового регулирования раскрывается перечнем следующих правовых средств воздействия на административно-правовые отношения:

1. установление определенного порядка действий или принятия решений – предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме. Например, государственные служащие должны соблюдать положения соответствующих административных регламентов осуществления государственных функций или должностных регламентов, а также законов, в которых перечисляются их обязанности;

2. запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установлениеправоограничений или определенныхтребовании. Например, федеральные органы исполнительной власти не имеют права принимать нормативные правовые акты в виде писем либо телеграмм; государственные служащие не вправе появляться на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; жалобы граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых являются предметом жалобы; не может быть составлен протокол об административном правонарушении неправомочным лицом;

3. предоставление возможностивыбора одного из вариантов должного повеления, предусмотренных в административно-правовой норме. В данном случае гражданин, руководитель государственного органа, государственный служащий, должностное лицо может выбрать по своему усмотрению, но строго в соответствии с законом одну из нескольких форм (и методов) деятельности. Например, начальник органа внутренних дел выносит постановление о применении к виновному лицу административного наказания, выбирая его из нескольких наказаний, установленных в санкции статьи КоАП РФ; судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения;

4. предоставление возможности действовать (или не действовать)по своему усмотрению, т. е. совершать (или не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия при наличии определенных условий.Усмотрение применяется как в процессе реализации субъективных прав граждан, гак и при использовании государственными служащими предоставленных им правомочий. Например, гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.Дозволение —это предоставление возможности и права на совершение действий, установленных в административно-правовой норме. Однако субъект права по своему усмотрению может и не совершать таких действий. Этот способ может использоваться государственным служащим в рамках осуществляемой им управленческой деятельности, когда выбор того или иного варианта управленческого поведения будет определять эффективность всей административной работы.

Методы административного права как способы воздействия на общественные отношения следует отличать отметодов изучения административного права, которые, в сущности, представляют собой способы толкования административно-правовых норм.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1107 | Нарушение авторского права страницы

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

1. Предмет административного права

2. Метод административного права

Административное право – очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Предмет и метод административного права 5 (стр. 1 из 2)

Предмет и метод административного права

Общественные отношения, регулируемые административным правом

Административное право – отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.

а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и • учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Система административного права и его принципы

Система административного права – это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты. Нормы административного права по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления эти нормы составляют первую (общую) часть, нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления, они составляют вторую (особенную) часть, и нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности, составляющие третью часть).

Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

  • демократизм нормотворчества и реализации права
  • равенство граждан перед законом и правоприменителем
  • взаимная ответственность государства и личности
  • федерализм
  • гуманизм
  • законность

Источники административного права

Источники административного права – это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах.

Источниками административного права являются акты государственных органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм.

К источникам административного права относятся:

  • законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы)
  • постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации
  • акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации

Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Административно-правовая норма – это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Виды административно-правовых норм:

  • материальные и процессуальные
  • обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные
  • общероссийские, территориальные, межтерриториальные и местные
  • срочные и бессрочные

Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Субъектами административно-правовых отношений являются:

  • граждане России
  • иностранные граждане и лица без гражданства
  • государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации
  • общественные (негосударственные) объединения
  • служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений
  • представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами

Объект административно-правового отношения – это то, по поводу чего возникает правоотношение -действие, поведение субъекта права.

Юридические факты являются основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, т.е. это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы :

1 ) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

Наука административного права исследует:

  • правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;
  • правовой статус органов государственного управления;
  • правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;
  • административно-правовой статус государственных и общественных служащих;
  • правовые формы и методы управления;
  • способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
  • административный процесс и его виды;
  • системы общего, отраслевого и межтерриториального управления и регулирование управления в указанныхсистемах нормами административного права;
  • административно-юррисдикционную деятельность государства.

4. Понятие и виды источников административного права.

Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовых норм. Таковыми являются юридические акты государственных органов, содержащие нормы административного права, т.е. нормативные акты. Во избежание путаницы в дальнейшем, следует вспомнить из курса теории государства и права что понимается под нормативным актом. Нормативный акт – это официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

В отличие от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, постановление, приказ о наложении взыскания, поощрения), предписания нормативных актов носят более или менее общий характер, направленный на регулирования определенного вида общественных отношений и применяются они неоднократно.

Индивидуальные акты, в отличии от нормативных, – акты однократного применения. Индивидуальные акты иногда называют правоприменительными, поскольку они всегда заключаются в применении какого-либо нормативно-правового акта в данной конкретной ситуации.

Следуя данному нами определению источника административного права, следует особо подчеркнуть, что индивидуальные акты источником права являться не могут!

Нормативные акты (а значит и источники права) классифицируются по различным признакам. Наиболее значимой для нас будет являться их классификация по юридической силе. По юридической силе источники административного права можно разделить на две группы: 1. Законы; 2. Подзаконные акты. В свою очередь законы и подзаконные акты можно также классифицировать по юридической силе, выстроив своего рода цепочку иерархии правовых норм. Довольно условно такая классификация может выглядеть следующим образом:

1) Источники административного права, имеющие силу закона:

а) Международные правовые акты, ратифицированные РФ;

б) Конституция РФ;

в) Федеральные конституционные законы;

д) Федеральные Законы;

е) Всевозможные Уставы, Положения и т. д., имеющие силу закона;

  • демократизм нормотворчества и реализации права
  • равенство граждан перед законом и правоприменителем
  • взаимная ответственность государства и личности
  • федерализм
  • гуманизм
  • законность

Информация об изменениях:

Законом Ульяновской области от 31 марта 2009 г. N 26-ЗО пункт 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

10) выплата ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50 процентов платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – жилой площади) в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области. Данная мера социальной поддержки оказывается независимо от вида жилищного фонда и распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

10) выплата ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50 процентов платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – жилой площади) в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области. Данная мера социальной поддержки оказывается независимо от вида жилищного фонда и распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Как получить помощь для ветеранов

Они могут бесплатно установить зубные протезы и получить протезно-ортопедические изделия.

Социальная поддержка ветеранов труда

К ветеранам труда приравниваются лица, награжденные почетными отличительными знаками либо орденами и медалями, полученными за усердие в восстановлении объектов государственного значения, или трудящиеся на оборонных предприятиях во время Великой Отечественной войны.

Статья 22. Меры социальной защиты ветеранов труда

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Помощь в Петербурге

Дополнительные меры социальной поддержки ВТ предусматривает законодательство Санкт-Петербурга:

  • денежные выплаты ветеранам труда федерального значения;
  • компенсация половины коммунальных услуг;
  • льгота на проездной в городском транспорте;
  • скидка при покупке билетов на пригородные электрички и автобусы в дачный период (27.04 – 31.10).

Право на льготы в Санкт-Петербурге имеют не только жители города, но и лица, проживающие на территории без постоянной регистрации, однако не использующие меры поддержки в своем регионе.

Выплата ветеранам на территории Петербурга составит 874 рубля. Сумма подлежит ежегодной индексации.


Новосибирск оплачивает половину стоимости слухового аппарата, при назначении врача. Рязань дополнительно оплачивает 30% за услуги ЖКХ за членов семьи ветерана.

Государственные меры социальной поддержки ветеранов труда

З вание «Ветеран труда» и меры социальной поддержки ветеранов труда в Российской Федерации было введено в 1995 году с принятием Федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах».

В данном Федеральном законе о ветеранах нет никаких упоминаний о том, что ветераны труда и соответственно меры социальной поддержки ветеранов труда бывают разные:

федеральные ветераны труда и, соответственно, федеральные меры социальной поддержки ветеранов труда и

региональные ветераны труда и, соответственно, региональные меры социальной поддержки ветеранов труда.

Изначально данный закон о ветеранах №5-ФЗ вплоть до января 2005 года гарантировал получение звание «Ветеран труда» и оказание мер социальной поддержки ветеранов труда на федеральном уровне и, что самое главное, финансирование этих мер из федерального бюджета.

Параллельно в некоторых субъектах Российской Федерации были приняты региональные законы, устанавливающие свои региональные звания ветерана труда и свои региональные меры социальной поддержки ветеранов труда, например – «Ветеран труда республики …».

Таким образом, возникла некоторая путаница между понятиями «федеральные ветераны труда» и «региональные ветераны труда», и «меры социальной поддержки федеральных ветеранов труда» и «меры социальной поддержки региональных ветеранов труда».

С 1995 года, когда был принят Федеральный закон “О ветеранах” №5-ФЗ, и вплоть до января 2005 года звание «Ветеран труда» присваивалось на основании указанного Федерального закона «О ветеранах» в редакции того времени.

Закон «О ветеранах» №5-ФЗ в редакции того времени определял не только условия получения удостоверения «Ветеран труда», но и определял список всех положенных ветерану труда мер социальной поддержки.

Это было очень удобно, так как каждый трудящийся гражданин четко представлял:

  • порядок получения звания «Ветеран труда» и
  • что это звание ветерана труда дает ему в финансовом отношении, то есть, на какие социальные льготы он может рассчитывать.
  • порядок получения звания «Ветеран труда» и
  • что это звание ветерана труда дает ему в финансовом отношении, то есть, на какие социальные льготы он может рассчитывать.

Ветераны труда

К данной категории граждан относятся люди, которые отличились особыми трудовыми достижениями. Этот статус могут получить далеко не все. Необходимо соответствовать установленным требованиям:

  • стаж мужчины должен быть не менее 40 лет, а женщины не менее 35 лет при обязательном наличии значимых наград и званий;
  • трудовая деятельность началась до 18 лет во времена ВОВ;
  • те, кто получил данный статус ранее.

Важным моментом является тот факт, что одного стажа недостаточно для получения статуса ветерана труда. При наличии нужного стажа обязательно надо иметь специальные почетные звания или значимые награды за трудовую деятельность. Перечень данных наград и званий установлен законодательством.

Существует определенный список льгот, которые могут быть заменены в натуральном виде на получение денежной ежемесячной компенсации. К таким льготам относят:

Предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда

3) льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пределах Чеченской Республики;

Читайте также:  Формы промежуточной отчетности
Добавить комментарий