Экологический налог для автомобилистов

Как будет рассчитываться сбор?

Если транспортный налог заменят экологическим, то новая система налогообложения будет производиться с учётом объёма и мощности двигателя автотранспорта.

При этом влиять на его величину будут региональные повышающие или понижающие коэффициенты: будет учтена общая экообстановка в области, качество дорожного полотна, количество машин, зарегистрированных в этой местности и т.д.

Ставки будут начислены, учитывая такие показатели, как:

  • Экокласс авто;
  • Объём его двигателя;
  • Длительность пользования машиной.

Поэтому самые большие суммы придётся уплачивать владельцам, чьи автомобили перешагнули возраст в 10 лет и создают угрозу экологической обстановке региона.

Основная цель, приписываемая налоговому сбору — обновление автопарка России относительно новыми машинами, соответствующими высоким стандартам.

Как показывает практика, этот процесс может занять не один год, а хозяева автомобилей будут вынуждены платить гораздо больше:

  • Окончательная сумма с учётом процентной ставки способна увеличиваться в 10 раз;
  • Старые авто будут обходиться хозяевам гораздо дороже. Усугубляет ситуацию то, что на подержаные автомобили и так требуются постоянные дополнительные расходы;
  • Бюджетным организациям придётся тоже сменить автопарк;
  • Предприниматели или юридические лица, осуществляющие грузоперевозки, возможно, не смогут продолжать свою деятельность, если авто, находящиеся на их балансе, существенно устарели.


Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.

Отражение в учете компаний расчета по транспортному налогу

У всех юридических лиц есть обязанность организовать на своем предприятии ведение бухгалтерского учета. Соответственно, при наличии транспорта в собственности налог на загрязнение окружающей среды – проводки – то есть транспортный налог должен быть отражен записями н бухгалтерских счетах.

  • Д20,23,25,26,44 К68 – налог начислен;
  • Д68 К51 – налог уплачен.

Выбор счета начисления зависит от того, какой счет в организации выбран в качестве затратного. К счету 68 целесообразно открыть субсчет для отражения именно транспортного налога.

Основой для расчета налога является мощность двигателя, так как именно она выступает в качестве налоговой базы.

Готовьте кошельки. Два новых налога могут ударить по подержанным авто

Фото: © РИА Новости/Владимир Песня

Скорее всего, речь идёт о реформировании транспортного налога. К примеру, за мощный автомобиль по классу “Евро-0” будет просто космический налог. На маломощный, но с классом “Евро-6” налог будет небольшим

Экологический налог на автомобиль – 2019

регион регистрации (ставки в субъектах РФ разнятся, так как они могут корректироваться региональными властями);

Против лома

В детали и сроки замминистра вдаваться не стал.

Сегодня в России 47 процентов автомобилей старше 10 лет, подсчитали в министерстве, а средний возраст транспорта в стране – около восьми лет. По регионам ситуация крайне неоднородна. Пожалуй, один из наиболее насыщенных автомобилями федеральных округов – Дальневосточный. “Если взять Владивосток, там практически тысяча автомобилей на тысячу жителей, то есть каждый горожанин имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка остается достаточно высоким: 82 процента авто старше 10 лет”, – говорит Рахманов. На таком фоне дальневосточного подержанного японского импорта европейская часть России в транспортном плане обновляется более быстрыми темпами. Влияет на это и более высокая платежеспособность населения.

Рахманов обращает внимание на то, что не только возраст автомобилей остается достаточно высоким, но и по экологическим классам половина парка относится к категориям “Евро-1” и ниже. “Это на самом деле создает серьезную экологическую угрозу, прежде всего для “миллионников”, ведь около 60 процентов выбросов в атмосферу в городах приходится на транспорт. Для контроля над экологической ситуацией в мегаполисах минпромторг предлагает вводить ограничения на сроки эксплуатации авто, в первую очередь легкого коммерческого транспорта. Вместе с тем Рахманов обещает учитывать позицию потребителей, которые по разным причинам голосуют в пользу подержанных машин. Если автомобиль экологичен, препятствий не будет, обещает он. Впрочем, по словам замминистра, в 2012 году в Россию уже ввезли около 40 тысяч старых иномарок.

И на них мошенники умудрились получить сертификаты четвертого экокласса. Сейчас в минпромторге разбираются с этими случаями.

Мнения опрошенных “РГ” экспертов в оценке “налоговой автореволюции” разделились. Одни считают, что она излишняя. “Сегодня практически каждая вторая эксплуатируемая в России машина (в мегаполисах даже чаще) – иномарка уже оснащена более “чистым” двигателем и требует заправки топливом достаточно высокого экологического класса”, – говорит Марина Емельянцева, юрист компании “Налоговик”. К тому же акциз на бензин класса 5 в 2014 году планируется взимать по ставке 5750 рублей за тонну, а за бензин, не соответствующий 3-му классу – 11 110 рублей, практически вдвое больше. Что, естественно, отразится на розничной цене и будет стимулировать автовладельцев пересаживаться на более экологически чистые авто. Да и вообще, говорит Емельянцева, еще ни одна налоговая реформа не приводила к существенному снижению фискального бремени, и вполне возможно, что эта замена одного налога на другой только увеличит нагрузку на автовладельцев. А с учетом российских расстояний приведет к раскрутке инфляции. И в любом случае ударит по семьям с небольшими доходами.

Не стоит волноваться раньше времени, советует эксперт проекта “Общественная Дума” Сергей Литвиненко. Для перехода на экологический налог, по его мнению, потребуется как минимум 5-7 лет. И ряд условий для обновления автопарка. “Германия, например, делала скидки тем, кто менял старые машины на новые и экологичные”, – напоминает Литвиненко. Так что пока неизвестно, проиграют автомобилисты или выиграют. Механизм замены пока не понятен, но новый налог не будет вводиться с целью уменьшения другого, поэтому для расчета размера ставок налоговое бремя наверняка будет увеличено, считает он. Гипотетически эксперт “РГ” рассчитал, что размер налога может вырасти в 10-15 раз. Например, при ставке транспортного налога в 5 рублей владелец легкового автомобиля “ВАЗ 2107” с мощностью двигателя 74 л. с. заплатит в год 370 рублей (5 рублей (налоговая ставка) Х 74 л.с. Х (12 /12) = 370 рублей), приводит он пример. “Представим, что размер экологического налога будет равен загрязнению на 1 км, умноженному на ставку и на общий выброс за год. Даже если владелец дешевой легковушки проедет за год тысячу км и выбросит на каждый из них 200 граммов СО2, а ставка налога будет равна 0,5 рубля, тогда он заплатит 100 тысяч рублей. А скорее всего, он проедет больше, тогда и налог будет намного выше”, – говорит Литвиненко.

По его мнению, государству нужно будет предусмотреть ряд льгот для тех, у кого минимальные выхлопы. Поддержать и производителей топлива “Евро-3” и “Евро-4”. В Германии, например, льготная норма – если автомобиль выделяет меньше 120 граммов CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 году максимально разрешенный “бесплатный выхлоп” немцы опустили до 110 граммов на километр, а в 2014-м – уже до 95. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей. Заодно она на руку хозяевам машин-гибридов: имея довольно мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги.

При разработке закона следовало бы предусмотреть переходный период для тех, кто не в состоянии будет перейти на эксплуатацию более “здорового” топлива, настаивает Марина Емельянцева. Должны быть установлены различия для тех, кто использует свой автомобиль только для личных нужд и ездит относительно немного, продолжает эксперт, и для тех, кто возит грузы или пассажиров, наматывая по 100 тысяч километров за год. Лучше вообще пойти другим путем, советует Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению аудиторско-консалтинговой группы “Градиент Альфа”. Экологическим сбором, предлагает она, лучше обложить производителей “вредных” для окружающей среды транспортных средств, а не население, тогда новый налог будет стимулировать “выбывание” старых автомобилей из оборота, но не ударит по людям.

Сейчас все платят одинаково вне зависимости от того, как часто пользуются автомобилем, а с введением экологического налога те, кто ездит редко (например, на дачу и обратно), будут платить меньше. Это плюс.

Произойдет вынужденное обновление парка на автомобили с лучшей топливной экономичностью и меньшими выбросами СО2. Автопрому придется подстраиваться под новые нормы, уменьшая массу транспортных средств при разработке авто следующих поколений, имеющих сниженные или “нулевые” выбросы СО2. Значит, шаги к прогрессу будут делаться намного быстрее и появится стимул для инноваций. Это тоже плюс.

А вот это уже, по мнению экспертов “РГ”, минусы:

уровень жизни населения далек от европейского, на который этот налог рассчитан, значит, его бремя упадет на более бедные слои населения, которые не могут обновить свои машины, а обеспеченные автомобилисты окажутся практически освобожденными от налога. Тогда получается, экологический налог станет налогом на бедность. И еще придется менять автомобильный парк государственных служб учреждений (больниц и т.п.), на что потребуется немало бюджетных денег.

Сегодня в России 47 процентов автомобилей старше 10 лет, подсчитали в министерстве, а средний возраст транспорта в стране – около восьми лет. По регионам ситуация крайне неоднородна. Пожалуй, один из наиболее насыщенных автомобилями федеральных округов – Дальневосточный. “Если взять Владивосток, там практически тысяча автомобилей на тысячу жителей, то есть каждый горожанин имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка остается достаточно высоким: 82 процента авто старше 10 лет”, – говорит Рахманов. На таком фоне дальневосточного подержанного японского импорта европейская часть России в транспортном плане обновляется более быстрыми темпами. Влияет на это и более высокая платежеспособность населения.

Новый экологический сбор для автомобилистов, который собираются ввести вместо старого транспортного налога, приведет к серьезным изменениям

На данный момент в правительстве Российской Федерации идет обсуждение о замене транспортного налога на экологический сбор для автомобилистов. Готовится ряд определенных мер, направленных на развитие отечественного автопрома, в числе которых: экологический сбор, разработка систем специальных утилизационных сборов, а также установка предельных сроков эксплуатации автобусов, грузовиков и коммерческого легкого транспорта.

Новый экологический сбор для автомобилистов вопрос не транспортный, а налоговый

В Минтрансе обсуждения идут лишь на экспертном уровне, четкая позиция по данному вопросу пока еще не сформирована. Инициатива проводится в соответствии с «Транспортной стратегией РФ до 2030 года». Газета «Известия» сообщила, что сумма экологического налога на авто будет рассчитываться, исходя из количества вредных выхлопов. Региональную дифференциацию отменят — размер налоговой ставки станет единым для всей страны.

Будет ли реализован экологический сбор для автомобилистов, в ведомстве будут решать до конца этого года.

Эксперт «Российской газеты» рассчитал, что размер налога может вырасти в 10-15 раз. Например, при ставке транспортного налога в 5 рублей владелец легкового автомобиля «ВАЗ 2107» с мощностью двигателя 74 л. с. заплатит в год 370 рублей (5 рублей (налоговая ставка) Х 74 л.с. Х (12 /12) = 370 рублей).

Новый экологический налог в России — плюсы и минусы

Недовольство высокими ставками транспортного налога довольно активно высказывалось автомобильным сообществом и вот, похоже, власти решили изменить ситуацию. Впрочем, теперь ситуация в корне изменится, и более всего от нового экологического налога пострадают владельцы старых автомобилей.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Новый экологический налог предусматривает плату не за факт обладания транспортным средством как таковым, а за количество вредных выбросов СО2 при езде. При этом на сегодняшний день Минпромторг уже достиг договоренности с Министерством финансов по общим принципам ухода от ныне действующего транспортного налога, опираясь на опыт Европы в отношении использования экологического налога.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

На сегодняшний день 47 процентов от общего автопарка Российской Федерации составляют автомобили, чей возраст превышает десять лет. При этом ситуация во многом различается в зависимости от региона.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

В частности, наиболее насыщенным транспортными средствами является Дальневосточный округ, но при этом средний возраст автопарка там остается высоким. В частности, 82 процента от всех автомобилей имеют возраст старше десяти лет, что связано с активным импортом подержанных автомобилей из Японии.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

При этом центральные регионы страны имеют лучшие результаты, на что оказывает влияние большая платежеспособность населения. Следует отметить также и тот факт, что на Дальнем Востоке многие автомобилисты предпочитают покупать подержанные автомобили в виду того, что за сходную сумму можно приобрести машину более высокого класса. Кроме того, здесь традиционно сохраняется недоверие к доступным иномаркам российской сборки.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Впрочем, экологический налог в России, по мнению властей, необходим не столько из-за относительной старости парка автомобилей, сколько в связи с экологическим классом ездящих по просторам страны автомобилей.

p, blockquote 8,0,1,0,0 –>

Так, половину автопарка Российской Федерации составляют транспортные средства с экологической категорией «Евро-1» и ниже, что таит существенную угрозу экологии. В особенности это касается крупных городов, где степень загрязнения атмосферы крайне высока.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

С целью контроля за экологической ситуацией в больших городах Минпромторг выступил с предложением об ограничении сроков эксплуатации автотранспортных средств, главным образом – легкового коммерческого транспорта. Это ведомство, по сути, не выступает против подержанных автомобилей, а заявляет в качестве главного критерия их экологическую чистоту.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

По информации Минпромторга за прошлый год в страну было ввезено порядка сорока тысяч старых автомобилей иностранного производства. При этом на них была незаконно оформлена документация о соответствии четвертому классу экологической чистоты.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Попытки внедрить экологический налог в России вызвали полярно различные мнения. Многие считают данную меру излишней ввиду того, что большая часть автомобилей и так соответствует современным нормам, но при этом должна заправляться топливом соответствующего экологического класса.

Читайте также:  Анкета на визу в Эстонию, как заполнить

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Причем ставки акциза для топлива класса «Евро-5» окажутся ниже, нежели на бензин «Евро-3», что само по себе приведет к активизации приобретения современных транспортных средств с более «чистым» мотором.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Эксперты полагают, что такая налоговая реформа может привести к существенному увеличению налогового бремени для автовладельцев и увеличению инфляции. Кроме того, не стоит сбрасывать и то, что основной удар придется по семьям с низким уровнем доходов. Все же старые автомобили, как правило, эксплуатируют не из-за желания автовладельца, а в связи с финансовыми трудностями, которые не позволяют купить новое авто.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Следует отметить, что часть аналитиков также приходит к выводу, что волноваться владельцам автомобилей пока рано. На внедрение нового налога потребуется срок порядка пяти-семи лет. Кроме того, государству придется прибегнуть к системе стимуляции и помощи гражданам в покупке новых автомобилей, как уже было сделано в Европе.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Впрочем, следует отметить, что экологический налог не преследует своей целью снижение предыдущего транспортного налога, а потому существенных преференций ждать все равно не стоит. В теории, налоговая ставка может возрасти в 10-15 раз, что станет очень серьезным бременем для автовладельцев.

p, blockquote 16,1,0,0,0 –>

К примеру, при размере ставки транспортного налога в пять рублей владелец ВАЗовской «семерки», имеющий двигатель мощностью в 74 лошадиные силы, ежегодно уплачивает в бюджет порядка 370 рублей.

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

В случае, если размер экологического налога будет равен загрязнению СО2 на один километр пройденного пути, помноженный на ставку и общее количество выбросов за год. Даже в случае годового пробега, составляющего одну тысячу километров и выбросе в атмосферу 200 граммов СО2 при налоговой ставке 0.5 рубля ему придется заплатить 100 тысяч рублей, а при больших пробегах, стало быть, еще больше. Само собой, такой налог окажется непосильным для подавляющего большинства граждан страны.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Специалисты полагают, что выходом из сложившейся ситуации может стать система льгот для граждан, владеющих автомобилями с минимальным количеством вредных выбросов. Кроме того, должна быть разработана системы поддержки и для производителей топлива экологических классов «Евро-3» и «Евро-4».

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

К примеру, в Германии в случае, если автотранспортное средство выбрасывает в атмосферу менее 120 граммов СО2 на километр пути, его владелец от уплаты экологического налога освобождается.

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

Впрочем государство предусмотрело ежегодное снижение данного лимита: в частности, в 2012 году он составил 110 граммов на один километра, а в следующем году будет составлять 95 граммов. Таким образом, для того, чтобы оставаться «в тренде» и не платить налог, владельцу придется обновлять свой автопарк на более экологически чистые модели.

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Кроме того, подобная схема стимулирует приобретение гибридных транспортных средств, в которых экологическая чистота достигается без ущерба для мощностных и динамических показателей машины.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Еще одним аспектом, который потребуется учесть при разработке закона, является наличие «переходного» периода для перевода автомобиля на эксплуатацию более экологичного топлива.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Следует создать различия для граждан, применяющих автомобили для личных целей и водителей, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками.

p, blockquote 24,0,0,1,0 –>

Эксперты предлагают облагать экологическим налогом в России производителей автомобилей, не соответствующих современным экологическим стандартам. Это позволит автопроизводителям активнее осваивать новые технологии и внедрять инновации в данной области.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Следует отметить, что экологический налог имеет свои преимущества и недостатки. К его плюсам следует отнести дифференциацию платы в зависимости от частоты использования автомобиля.

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

На сегодняшний день равную сумму вынуждены платить все, и те, кто пользуется автомобилем редко, и автомобилисты, постоянно использующие транспортное средство.

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Еще одним достоинством нововведения является, конечно же, и вынужденное обновление автопарка на автомобили с лучшей экономичностью и минимальным уровнем вредных выбросов. Кроме того, автомобилестроители будут вынуждены модернизировать автомобили, что также способствует развитию альтернативных – гибридных и электрических технологий.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Однако при этом очевидны и весомые недостатки. Вполне естественно, что уровень жизни подавляющего большинства россиян намного ниже европейского. При этом экологический налог в России ударит, первым делом, по наиболее незащищенным слоям общества. И это при том, что владельцы дорогих авто, имеющие высокий доход, от налога практически будут освобождены.

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

По сути, новый экологический налог имеет все шансы стать своего рода «налогом на бедность», что вызовет законное недовольство граждан и может послужить катализатором роста общественного напряжения в стране.

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

Кроме того, с внедрением экологического налога потребуется обновление автопарка государственных учреждений, включая больницы, что потребует дополнительных затрат из бюджета. Таким образом, вопрос о своевременности внедрения нового налога и его влияния на ситуацию в стране остается открытым.

p, blockquote 31,0,0,0,0 –> p, blockquote 32,0,0,0,1 –>

К примеру, при размере ставки транспортного налога в пять рублей владелец ВАЗовской «семерки», имеющий двигатель мощностью в 74 лошадиные силы, ежегодно уплачивает в бюджет порядка 370 рублей.

Экологический налог: антисоциальный и неосуществимый

Очередная идея запретительной меры от российских чиновников уже заставила изрядно понервничать владельцев старых автомобилей. Минтранс предлагает загородить проезд в населенные пункты старому неэкологичному транспорту.

Глава ведомства Максим Соколов выступил с предложением ввести новые дорожные знаки, запрещающие проезд “стариков” в населенные пункты. Так, автомобилисты будут якобы активнее пересаживаться на машины современных экологических стандартов. Купив себе какой-нибудь автомобиль стандарта “Евро-3”, радоваться свободе передвижения поспешно не стоит. Планку порога для проезда планируют постоянно повышать.

А тут еще премьер-министр России Дмитрий Медведев, вновь поднявший вопрос экологического сбора. Его в скором времени должны проработать в Минпромторге и отправить на суд депутатам. Пока не понятно, сколько захотят получать с владельцев машин, произведенным в те годы, когда о нормах “Евро” в России никто еще не знал. Но нынешняя верхняя планка налога в 60-70 тысяч рублей за очень мощные авто на аппетиты государства намекает недвусмысленно.

В большинстве европейских городов автомобиль должен соответствовать минимум классу “Евро-4”, только тогда он сможет передвигаться по городским улицам. Я клею на лобовое стекло даже специальную наклейку, чтобы не возникало вопросов. Естественно, более старые машины загрязняются воздух сильнее, поэтому налог на них очень высокий.

Экологический налог на автомобиль

Экологический налог на авто – новая инициатива законодателей, которые предлагают заменить этим видом фискального платежа налог на транспорт. Обоснование нововведения сводится к необходимости сделать формулу расчета обязательств перед бюджетом более справедливой и объективной. В настоящее время налог рассчитывается с учетом четырех параметров:

  • мощность двигателя;
  • регион регистрации (ставки в субъектах РФ разнятся, так как они могут корректироваться региональными властями);
  • возраст транспортного средства;
  • стоимость автомобиля.

Предполагается, что в будущем налог должен быть привязан к объему вредных выбросов, производимых транспортным средством.

Разговоры об отмене транспортного налога до сих пор не нашли законодательного подкрепления. Теперь обсуждение перешло в русло трансформации порядка взимания этого налога вместо его полной отмены. Суть предложения в том, чтобы увеличить нагрузку на владельцев неэкологичного транспорта и снизить фискальное давление на собственников автомобилей с низким уровнем выбросов в воздух. Для разделения транспортных средств на категории безопасности для окружающей среды, предусматривается оперирование понятием «экологический класс автомобиля», налог будет взиматься в повышенном объеме с машин, в отработанных газах которых содержится наибольший объем вредных элементов. Классификация автомобилей по уровню экологичности предусматривает выделение 5 групп:

  • Евро-1 – старые автомобили, наносящие наибольший вред окружающей среде;
  • Евро-2 – как и в предыдущем случае, речь идет о машинах с бензиновым двигателем, которые наносят значительный ущерб экологическому состоянию окружающей среды, но вред от них меньше, чем от авто класса Евро-1;
  • Евро-3 – доля вредных элементов в выхлопных газах бензиновых и дизельных автомобилей еще ниже, чем в предыдущих вариантах;
  • Евро-4
  • Евро-5;
  • Евро-6, который начал действовать в Европе, но не введен в РФ.

Экологический налог на автомобиль в 2019 году не применяется в России, проект закона по нему планируется обнародовать в этом году, чтобы успеть обсудить эту инициативу и принять окончательное решение к 2020 году. Новые ставки налогообложения и формула расчета обязательств неизвестны, эти вопросы находятся на стадии разработки. По имеющимся комментариям чиновников становится понятно, что автомобили класса Евро 4, Евро-5 и Евро-6 будут либо освобождены от налогообложения, либо им предоставят значительные преференции. Одной из задач изменения схемы применения транспортного налога является стимулирование продаж нового автотранспорта, который отвечает современным требованиям по уровню экологичности.

Экологический налог на автомобиль пока не принят, но в будущем он может быть введен в НК РФ. Основу расчетов будут составлять экологический класс машины, объем вредных выбросов в выхлопных газах с учетом пробега транспортного средства за истекший налоговый период. Акцент планируется делать на объеме выбросов СО2, который зависит от типа двигателя, класса и качества используемого топлива, пройденного автомобилем километража. В итоге нагрузка на владельцев автомобилей старше 10 лет может возрасти в разы. Возможно, будет предусмотрено временное освобождение от налогообложения автомобилей с малой мощностью, или им будут предоставлены льготы в налогообложении.

Транспортный налог экологический класс автомобиля в действующей схеме расчета обязательств практически не учитывает – Налоговый кодекс разрешает региональным властям устанавливать дифференцированные ставки налогообложения, в том числе, за счет привязки к классу экологичности транспортного средства, к возрасту авто и его цене. В перспективе законодатели хотят ввести единые для всех регионов правила налогообложения автомобилей – это позволит уравнять в правах жителей всей страны, создать механизм расчета налога более справедливым.

Минусом такого шага станет непомерный рост фискальной нагрузки на граждан, которые не могут позволить себе приобретение автомобиля с высоким классом экологичности и заправлять его более качественным и дорогим бензином. Именно этот нюанс обозначен Минфином как наиболее проблемный. Министр транспорта в одном из своих комментариев сообщил, что возможность замены транспортного налога, который платят и те, кто фактически не пользуется машиной, и те, кто ежедневно активно эксплуатирует авто, более справедливым экологическим налогом есть. Но для этого министерству необходимо провести экспертные консультации, проанализировать все возможные варианты изменения действующего законодательства, рассмотреть потенциальные угрозы для владельцев авто.

Экологический налог на автомобиль в 2019 году не применяется в России, проект закона по нему планируется обнародовать в этом году, чтобы успеть обсудить эту инициативу и принять окончательное решение к 2020 году. Новые ставки налогообложения и формула расчета обязательств неизвестны, эти вопросы находятся на стадии разработки. По имеющимся комментариям чиновников становится понятно, что автомобили класса Евро 4, Евро-5 и Евро-6 будут либо освобождены от налогообложения, либо им предоставят значительные преференции. Одной из задач изменения схемы применения транспортного налога является стимулирование продаж нового автотранспорта, который отвечает современным требованиям по уровню экологичности.

Кто должен платить экологический сбор в 2020 году

  • Экологический сбор в 2020 году — это налог?
  • Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды
  • Кто должен вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду
  • Кто осуществляет платежи в бюджет по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары
  • Расчет платежа по ставке экологического сбора, нормативу утилизации и объему товара
  • Итоги

В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):

Нельзя резко дергать штурвал: к чему приведет замена транспортного налога экологическим сбором

Минтранс размышляет о замене транспортного налога экологическим сбором; как заявил министр транспорта Максим Соколов, этот вопрос в ближайшее время будет вынесен на экспертное обсуждение. Давайте тоже подумаем — плохо ли это для автомобилистов, и каким образом возможные изменения скажутся на отечественном авторынке.

Предположим, вы решили купить новый автомобиль, отвечающий самым передовым требованиям экологичности и безопасности. Естественно, у него достаточно мощный двигатель, в соответствии с современными представлениями об энерговооруженности. Из-за этого государства принимается буквально трясти с вас деньги, ведь транспортный налог сегодня рассчитывается, исходя из мощности силовой установки.

А кто же тогда пользуется налоговыми льготами? Владельцы старых «Жигулей», чьи маломощные ДВС были разработаны еще в прошлом тысячелетии. В результате парковки возле наших домов превратились в выставку достижений советского автопрома, который потихоньку врастает в землю. Большинство хозяев «шестерок», «семерок» и тому подобной допотопной техники даже и не знают толком про транспортный налог. Свою «недвижимость» они утилизировать не хотят: это хлопотно, пусть лучше стоит, ржавеет. Каши не просит, авось когда-нибудь пригодится. А ведь парковочные места в мегаполисе — дефицит.

Кроме того, это «грязная» и абсолютно небезопасная техника. В таких машинах даже подушек безопасности нет. Между тем, именно владельцам «Жигулей» почему-то предоставляются максимальные преференции. Прямо все с ног на голову перевернуто: получается, при помощи налоговых инструментов государство стимулирует граждан покупать и до бесконечности использовать автохлам.

Минтранс размышляет о замене транспортного налога экологическим сбором; как заявил министр транспорта Максим Соколов, этот вопрос в ближайшее время будет вынесен на экспертное обсуждение. Давайте тоже подумаем — плохо ли это для автомобилистов, и каким образом возможные изменения скажутся на отечественном авторынке.

Читайте также:  Что делать, если квартиросъемщики отказываются съезжать?

Автомобилистов обложат еще одним налогом

Государство повышает акцизы на бензин, но не желает отказываться от транспортного налога. Сбор с каждой лошадиной силы по-прежнему будет поступать в бюджеты местных уровней — депутаты Госдумы отклонили законопроект, предусматривающий отмену транспортного налога для владельцев автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. Вместо этого в ближайшее время у автомобилистов может появиться еще одна статья расходов — экологический налог. Заменит ли он впоследствии транспортный, или, по российской традиции, государство будет собирать и тот, и другой, неизвестно.

Освободить граждан, владеющих автомобилями мощностью до 150 л. с., от уплаты транспортного налога предложили депутаты от ЛДПР Сергей Катаносов и Дмитрий Савельев. Депутаты аргументировали свою позицию тем, что большинство владельцев таких машин — граждане с «невысокими» доходами, и необходимость оплачивать транспортный налог может привести к социальной напряженности, тем более что с 2011 года транспортный налог уже «закладывается» в акцизы на бензин. Авторы законопроекта привели пример Оренбургской области: доходы бюджета от транспортного налога, который по-прежнему платят владельцы таких машин, в 2013 году составили 450 миллионов рублей, что в десять раз меньше доходов от акцизов. «Положительный социальный эффект от отмены налога перекроет эффект экономический», – аргументировал свое предложение Сергей Катасонов.

Новая схема замены транспортного налога акцизами, включенными в стоимость бензина, в 2012 году была одобрена президентом Владимиром Путиным, заявившим: «В целом нужно стремиться к тому, чтобы все перекладывать в акциз и потихонечку от транспортного налога уходить. Это более справедливо: в зависимости от того, сколько человек ездит, он столько и покупает дизельного топлива, бензина и так далее, столько и платит».

«Когда зашла речь о том, что транспортный налог отменят, регионы дружно взвыли: «На что же мы будем содержать дороги, ремонтировать и строить новые, и тогда, соответственно, транспортный налог оставили», – рассказал корреспонденту Autonews начальник аналитического отдела Экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков.

В итоге инициатива депутатов ЛДПР не нашла понимания у других парламентариев. Так, член думского комитета по бюджету и налогам, член «Единой России» Раиса Кармазина уверена, что регионы должны решать сами – отменять или не отменять транспортный налог. Она напомнила, что в случае принятия законопроекта федеральные власти не смогут компенсировать выпадающие доходы субъектам федерации.

«Хорошо быть добренькими, но надо быть и справедливыми по отношению к остальным гражданам, – резюмировала она. – А на 400 миллионов рублей можно построить детский сад или жилье». Кроме того, уверена Кармазина, автомобили мощностью в 150 л. с. стоят 700-800 тысяч рублей, и их владельцев нельзя отнести к категории «малоимущие».

Впрочем, популярна и обратная точка зрения. «У нас в России больше половины автомобилей имеют мощность меньше, чем 150 лошадиных сил. Налог на такие машины, как правило, укладывается в 1-2 тысячи рублей. У меня, допустим, налог около 600 рублей. При этом себестоимость просто администрирования одного налога на одного человека: начислить налог, распечатать, а если человек не оплатил, то и, соответственно, судебных приставов напрячь — она приближается к 300 рублям. Я полностью поддерживаю ЛДПР в этом отношении, что надо было его отменять. Администрирование этой массы тысячерублевых и «несколькосотрублевых» налогов экономически неэффективно. Куча людей работает ради работы», – считает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Фактически, считают эксперты, депутаты Госдумы узаконили ситуацию, при которой автомобилисты платят двойной-тройной дорожный налог, скрытый в стоимости бензина, и плюс к этому еще один «официальный». Но, когда вводились повышенные акцизы на топливо, разговор шел совсем о другом. Теперь же любая попытка его отменить обречена на провал.

«Отменять транспортный налог нужно грамотно. ЛДПР, как всегда, выступила с популистским решением. Есть закон о бюджете, где прямо сформулировано: если вы предлагаете законопроект, который сокращает бюджетный доход, то вы должны предложить какую-то компенсацию — то, чем восполнить потери. Вот когда увеличивали акцизы, вот тогда это было логично: вот на эту сумму мы увеличиваем акцизы, а транспортный налог сокращаем, тогда получается баланс, а сегодня, как говорится, бюджет уже сверстан с транспортным налогом, и его надо показывать», – поделился тонкостями законодательной деятельности Виктор Похмелкин.

Просто так отменить транспортный налог не получится, уверены эксперты. Сделать это возможно, лишь в очередной раз повысив акцизы на бензин. Тем более что причин для этого у государства хватает. Дорожные фонды полупусты, а собираемость дорожного налога далека от желаемой.

«Акцизы платятся на заправке, расходов на администрирование — ноль. Собираемость в этом случае — 100%. У налога же она в разные годы по-разному, порядка 50-70%, здесь же ты не можешь купить бензин и не заплатить налог. Наконец, это налог обратной связи, транспортный налог у нас очень странный, он рассчитывается от лошадиных сил, но это очень часто не имеет никакого отношения ни к количеству поездок, которые ты совершаешь, ни к стоимости машины. А так все очень хорошо: чем больше ездишь, тем больше покупаешь бензина, тем больше платишь налогов. Все получается по справедливости. Конечно, цена топлива при этом увеличится, но, с другой стороны, нужно брать деньги на строительство, ремонт дорог. Сейчас все, что собирается в дорожные фонды различных уровней, по разным подсчетам, покрывает от 20% до 50% расходов. Все остальное финансируется целевым образом из бюджетов. И, на мой взгляд, от этого никуда не уйти, этот процесс будет неизбежен», – уверен Андрей Мухортиков.

Возможно, со временем транспортный налог как таковой и будет отменен, но платить меньше за использование своих автомобилей граждане вряд ли станут, а больше — наверняка. Минфин и Минпромторг уже обсуждают введение нового налога для автомобилистов — экологического. В таком случае государство сможет, с одной стороны, сдержать свое обещание, отменив наконец транспортный налог, с другой — в деньгах ничего не потеряет, а даже приобретет. О возможном вводе нового налога в минувшем году сообщил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. По его словам, этот шаг поможет очистить российские дороги от автохлама — автомобилей в возрасте от 10 лет и старше. Эксперты считают, что переход на новый вид налогообложения может занять 5-7 лет. Впрочем, государство может форсировать события и объявить о введении нового налога в 2015 году. И первое время, не исключают эксперты, экологический налог будет собираться вместе с транспортным.

«Как хотели сделать раньше? Убрать дорожный налог, а деньги на дороги брать из стоимости бензина. Соответственно, и поступали бы они в бюджеты тех регионов, где машины эксплуатируются. А платить и за мощность, и за экологический класс — это, по-моему, совершенно неправильно», – отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, экологический налог при правильном подходе будет полезен не только для государства, но и для самих владельцев старых машин.

«Во всем цивилизованном мире сделано так. Если у тебя автомобиль старый, экологический класс у него ниже, значит, ты отравляешь других людей, когда ездишь в разы больше, поэтому ты должен и платить больше. И это, кстати, стимулирует машину поменять. А пока такого стимула нет: у тебя отсутствует транспортный налог или он очень маленький, поскольку, скорее всего, машина маломощная. То есть, наоборот, наше государство стимулирует ездить на автохламе. Плюс, скорее всего, эта машина небезопасная, потому что системы безопасности только в последнее время стали активно развиваться. Соответственно, вероятность того, что в случае ДТП ты погибнешь или покалечишься, в этой машине гораздо выше, чем в современной. Поэтому во всех развитых странах старье гнобят экономически. Поэтому это правильная идея, и я ее поддерживаю. Но все зависит от того, как они ее сделают. Я и налог на роскошь поддерживал, но они сделали его через одно место», – считает эксперт.

По мнению Виктора Похмелкина, идея обновить автопарк страны за счет санкций против владельцев старых автомобилей во многом антисоциальна, таким образом власть будет собирать не экологический налог, а фактически налог на бедность. Многим владельцам старых машин взять деньги на новые просто негде. И здесь необходим дифференцированный подход.

Андоей Мухортиков также считает введение экологического налога в нашей стране преждевременным. Помимо сбора денег с владельцев старых автомобилей у государства есть еще масса более эффективных и менее бьющих по водителям мер. К тому же даже в случае введения экологического налога существует большая вероятность, что при сборе его власти вновь столкнутся со старыми проблемами.

«Экология должна несколько другим способом регулироваться. Она должна регулироваться экологическими нормами на топливо и на производимые и ввозимые машины. Можно запретить ввоз и производство машин экологического класса такого-то. А введение такого налога не снимает проблему ни собираемости, ни, собственно, проблему обратной связи», — резюмировал Андрей Мухортиков.

Освободить граждан, владеющих автомобилями мощностью до 150 л. с., от уплаты транспортного налога предложили депутаты от ЛДПР Сергей Катаносов и Дмитрий Савельев. Депутаты аргументировали свою позицию тем, что большинство владельцев таких машин — граждане с «невысокими» доходами, и необходимость оплачивать транспортный налог может привести к социальной напряженности, тем более что с 2011 года транспортный налог уже «закладывается» в акцизы на бензин. Авторы законопроекта привели пример Оренбургской области: доходы бюджета от транспортного налога, который по-прежнему платят владельцы таких машин, в 2013 году составили 450 миллионов рублей, что в десять раз меньше доходов от акцизов. «Положительный социальный эффект от отмены налога перекроет эффект экономический», – аргументировал свое предложение Сергей Катасонов.

Налог новый, экологический. С 2020 года

С 1 января 2020 года Налоговый кодекс пополнится новым налогом — экологическим. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков сохранится на прежнем уровне. Но жизнь показывает — он повысится. В этой статье разберемся, к чему готовиться уже сейчас, и как не стать налогоплательщиком экологического налога с негативными последствиями.

Новый законопроект практически дублирует существующую ст. 16 ФЗ закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): остаются неизменными налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки и коэффициенты, налоговый период. Откуда же берется рост налоговой нагрузки?

По данным Коллегии Счетной палаты за 2017 год исполнение доходов федерального бюджета, администрируемых Росприродназором, составило 3,8 млрд рублей, или 44,2% от первоначального прогноза.

Было признано, что Росприроднадзор собирает деньги в бюджет плохо. Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», администрирование ФНС страховых взносов привело к росту их поступления на 7,2% (или 455,7 млрд рублей) по сравнению с 2016 годом, при этом темп роста поступлений опередил темп роста средней заработной платы. Таким образом, выбор сборщика платежа предопределен — ФНС, демонстрирующая постоянный рост поступлений денег в бюджет. В Росприроднадзоре, правда, попытались заметить, что если экологический налог будет собирать ФНС, то уж на природу он точно не пойдет, но аппаратный вес Росприроднадзора даже близко не стоит с налоговиками.

Как сохранить маржинальность бизнеса, и максимально нивелировать негативные факторы роста НДС мы расскажем на нашем уникальном семинаре «Бизнес в эпоху перемен: реальная оптимизация налогов», который пройдет 27-28 сентября в Москве, в расширенном формате, но закрытом режиме без фото и видео съемки.

Теперь необходимо обратиться к теории, что важно для дальнейшего понимания проблемы. Ст. 4.2 закона «Об охране окружающей среды» подразделяет объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия на четыре категории: 1 — значительное, 2 — умеренное, 3 — незначительное и 4 — минимальное. Категории определяются на основании Постановления Правительства от 28 сентября 2015 г. N 1029, в частности для отнесения к 4 категории требуется наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды. Если их нет — нет и платы за НВОС, об этом, в частности, говорится в Письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354: «Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС».

Указанная позиция верна, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается) — Письмо Росприроднадзора от 20.03.2017 N ВС-06-02-29/5525 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

П. 1 ст.1 главы «Экологический налог» определяет налогоплательщиков как организации и ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду.

При отсутствии критериев объекта НВОС, организации и ИП налогоплательщиками не являются (например, грузовые транспортные средства не являются стационарными источниками выбросов и не являются объектами НВОС). П.2 этой же статьи указывает, что не являются налогоплательщиками организации и ИП, осуществляющими деятельность на объектах 4 категории при условии подтверждения соответствующим свидетельством о постановке на учет.

Отсюда возникает несколько проблем:

Читайте также:  Военная служба по контракту в горячих точках

1. Необходимо определить является ли объект оказывающим НВОС.

2. Если да, получить свидетельство о постановке на учет объекта 4 категории.

По данным полученным через портал Росприроднадзора «ПТО УОНВОС», в настоящее время в федеральном реестре объектов НВОС зарегистрировано 91 223 объектов, в региональном — 158 805, итого 250 028 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 134 807 объектов были поданы, но отклонены Росприроднадзором, как не соответствующие критериям НВОС.

Ответственность за не постановку объекта НВОС предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ (от 30 до 100 тысяч рублей). С 2020 года ответственность будет наступать уже по п.2 ст.116 НК РФ: ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям. Санкция — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Много ли объектов не поставлено на учет сказать сложно, но, например, в декабре 2017 года судами общей юрисдикции было рассмотрено 37 дел по ст. 8.46 КоАП РФ. Все решения вынесены в пользу Росприроднадзора (в подавляющем большинстве это штраф 30 тысяч рублей). Отметим, что если Росприроднадзор вел учет объектов НВОС, то налоговики будут вести учет налогоплательщиков, оказывающих НВОС.

Согласно абз.2 ч.1 ст.16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Это же положение содержится в ст.1 главы Экологический налог.

П. 2 ст. 3.1. главы «Экологический налог» определяет налоговую базу, как объем или массу фактически образованных и размещенных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку.

В судебной практике и сейчас встречаются споры по определению объема отходов и их превышения установленным лимитам: например, АС Республики Татарстан 01.08.2018 вынесено решение по делу № А65-41566/2017, которое интересно своей типичностью. Росприроднадзор обратился в Арбитражный суд с заявлением к ООО о взыскании 1 911 520 руб. 04 коп. платы за НВОС за 2014 г. В ходе проверки был выявлен факт размещения обществом на полигонах отходов в большем объеме, чем указано организацией в отчете за спорный период. Ответчик пытался возразить, что Росприроднадзор не доказал наличие у общества отходов в указанном объеме, к тому же общество не является собственником отходов и, как следствие, лицом, обязанным вносить плату за НВОС, так как передало отход специализированной организации для размещения на полигоне.

Интересны выводы суда, которые несложно переложить и на налоговые споры после 2020 года: факт несоответствия количества строительного материала, приобретенного обществом, и количества размещенных в последующем отходов не опровергает достоверность актов передачи отходов третьему лицу. Для целей Закона не имеет определяющего значения количество имевшихся строительных материалов равно как установление причинно-следственной связи между количеством построенных обществом объектов и массой образовавшегося в результате такого строительства отходов. Ключевое значение придается количеству размещенных отходов, которое в рассматриваемом случае подтверждается актами самого общества, составленными в рамках договорных отношений с третьим лицом.

К тому же специализированной организации отходы были переданы по договору оказание услуг по сбору отходов в целях их дальнейшего размещения. Условия о передаче отходов в собственность третьего лица названный договор не содержит. В связи с этим прием отходов третьим лицом для их дальнейшей транспортировки и передачи для размещения не влечет за собой переход к третьему лицу права собственности на них, а значит плату за НВОС должен осуществлять их собственник.

Правда, Росприроднадзор не смог доказать, что образовавшаяся разница отходов представляет собой бой бетонных изделий и расчет платы по наиболее высокой плотности отходов оказался необоснованным и неверным. С организации взыскали 594 тыс. рублей.

Несложно представить, что если бы истцом был не Росприроднадзор, а ФНС, предмет спора не ограничился бы только объемом и плотностью неучтенных отходов, в частности могли быть поставлены и вопросы о приобретении строительных материалов, обоснованности расходов на их перевозку, несоответствия объемов отходов, закупленным материалам и т.д. Но даже если бы организация оказалась кристально чистой, а нарушения ограничились только экологическим налогом — добавились бы штраф и пени.

Вообще, глава Экологический налог усеяна отсылочными нормами к природоохранному законодательству, что дает возможность государству в будущем, не меняя положения НК РФ и «не повышая» налоговой нагрузки, вносить изменения в природоохранное законодательство (на уровне Постановлений Правительства), ужесточая требования к НВОС, производственному экологическому контролю, перечню загрязняющих веществ и т.д. Открытым остается и вопрос квалификации сотрудников ФНС при проверке правильности исчисления экологического налога, имплантации экологического налога в автоматизированные системы контроля ФНС и т.д.

Конечно, природу необходимо беречь, а негативный эффект от экологического налога даже близко не приблизиться к эффекту от роста НДС до 20%, но в совокупности со снижением покупательской способности населения и ростом инфляции, помноженном на усиление фискальной функции ФНС — бизнес (прежде всего производство и стройка) получат дополнительный рост налоговой нагрузки.

Об экологическом налоге, НДС 20%, а также легальных способах оптимизации налогообложения мы подробно говорим на расширенном закрытом семинаре 27-28 сентября 2018 года в Москве. Приходите!

Несложно представить, что если бы истцом был не Росприроднадзор, а ФНС, предмет спора не ограничился бы только объемом и плотностью неучтенных отходов, в частности могли быть поставлены и вопросы о приобретении строительных материалов, обоснованности расходов на их перевозку, несоответствия объемов отходов, закупленным материалам и т.д. Но даже если бы организация оказалась кристально чистой, а нарушения ограничились только экологическим налогом — добавились бы штраф и пени.

Для автомобилистов могут ввести “экологический” налог

В детали и сроки замминистра вдаваться не стал.

Сегодня в России 47 процентов автомобилей старше 10 лет, подсчитали в министерстве, а средний возраст транспорта в стране – около восьми лет. По регионам ситуация крайне неоднородна. Пожалуй, один из наиболее насыщенных автомобилями федеральных округов – Дальневосточный. “Если взять Владивосток, там практически тысяча автомобилей на тысячу жителей, то есть каждый горожанин имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка остается достаточно высоким: 82 процента авто старше 10 лет”, – говорит Рахманов. На таком фоне дальневосточного подержанного японского импорта европейская часть России в транспортном плане обновляется более быстрыми темпами. Влияет на это и более высокая платежеспособность населения.

Рахманов обращает внимание на то, что не только возраст автомобилей остается достаточно высоким, но и по экологическим классам половина парка относится к категориям “Евро-1” и ниже. “Это на самом деле создает серьезную экологическую угрозу, прежде всего для “миллионников”, ведь около 60 процентов выбросов в атмосферу в городах приходится на транспорт. Для контроля над экологической ситуацией в мегаполисах минпромторг предлагает вводить ограничения на сроки эксплуатации авто, в первую очередь легкого коммерческого транспорта. Вместе с тем Рахманов обещает учитывать позицию потребителей, которые по разным причинам голосуют в пользу подержанных машин. Если автомобиль экологичен, препятствий не будет, обещает он. Впрочем, по словам замминистра, в 2012 году в Россию уже ввезли около 40 тысяч старых иномарок.

И на них мошенники умудрились получить сертификаты четвертого экокласса. Сейчас в минпромторге разбираются с этими случаями.

Мнения опрошенных “РГ” экспертов в оценке “налоговой автореволюции” разделились. Одни считают, что она излишняя. “Сегодня практически каждая вторая эксплуатируемая в России машина (в мегаполисах даже чаще) – иномарка уже оснащена более “чистым” двигателем и требует заправки топливом достаточно высокого экологического класса”, – говорит Марина Емельянцева, юрист компании “Налоговик”. К тому же акциз на бензин класса 5 в 2014 году планируется взимать по ставке 5750 рублей за тонну, а за бензин, не соответствующий 3-му классу – 11 110 рублей, практически вдвое больше. Что, естественно, отразится на розничной цене и будет стимулировать автовладельцев пересаживаться на более экологически чистые авто. Да и вообще, говорит Емельянцева, еще ни одна налоговая реформа не приводила к существенному снижению фискального бремени, и вполне возможно, что эта замена одного налога на другой только увеличит нагрузку на автовладельцев. А с учетом российских расстояний приведет к раскрутке инфляции. И в любом случае ударит по семьям с небольшими доходами.

Не стоит волноваться раньше времени, советует эксперт проекта “Общественная Дума” Сергей Литвиненко. Для перехода на экологический налог, по его мнению, потребуется как минимум 5-7 лет. И ряд условий для обновления автопарка. “Германия, например, делала скидки тем, кто менял старые машины на новые и экологичные”, – напоминает Литвиненко. Так что пока неизвестно, проиграют автомобилисты или выиграют. Механизм замены пока не понятен, но новый налог не будет вводиться с целью уменьшения другого, поэтому для расчета размера ставок налоговое бремя наверняка будет увеличено, считает он. Гипотетически эксперт “РГ” рассчитал, что размер налога может вырасти в 10-15 раз. Например, при ставке транспортного налога в 5 рублей владелец легкового автомобиля “ВАЗ 2107” с мощностью двигателя 74 л. с. заплатит в год 370 рублей (5 рублей (налоговая ставка) Х 74 л.с. Х (12 /12) = 370 рублей), приводит он пример. “Представим, что размер экологического налога будет равен загрязнению на 1 км, умноженному на ставку и на общий выброс за год. Даже если владелец дешевой легковушки проедет за год тысячу км и выбросит на каждый из них 200 граммов СО2, а ставка налога будет равна 0,5 рубля, тогда он заплатит 100 тысяч рублей. А скорее всего, он проедет больше, тогда и налог будет намного выше”, – говорит Литвиненко.

По его мнению, государству нужно будет предусмотреть ряд льгот для тех, у кого минимальные выхлопы. Поддержать и производителей топлива “Евро-3” и “Евро-4”. В Германии, например, льготная норма – если автомобиль выделяет меньше 120 граммов CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 году максимально разрешенный “бесплатный выхлоп” немцы опустили до 110 граммов на километр, а в 2014-м – уже до 95. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей. Заодно она на руку хозяевам машин-гибридов: имея довольно мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги.

При разработке закона следовало бы предусмотреть переходный период для тех, кто не в состоянии будет перейти на эксплуатацию более “здорового” топлива, настаивает Марина Емельянцева. Должны быть установлены различия для тех, кто использует свой автомобиль только для личных нужд и ездит относительно немного, продолжает эксперт, и для тех, кто возит грузы или пассажиров, наматывая по 100 тысяч километров за год. Лучше вообще пойти другим путем, советует Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению аудиторско-консалтинговой группы “Градиент Альфа”. Экологическим сбором, предлагает она, лучше обложить производителей “вредных” для окружающей среды транспортных средств, а не население, тогда новый налог будет стимулировать “выбывание” старых автомобилей из оборота, но не ударит по людям.

Сейчас все платят одинаково вне зависимости от того, как часто пользуются автомобилем, а с введением экологического налога те, кто ездит редко (например, на дачу и обратно), будут платить меньше. Это плюс.

Произойдет вынужденное обновление парка на автомобили с лучшей топливной экономичностью и меньшими выбросами СО2. Автопрому придется подстраиваться под новые нормы, уменьшая массу транспортных средств при разработке авто следующих поколений, имеющих сниженные или “нулевые” выбросы СО2. Значит, шаги к прогрессу будут делаться намного быстрее и появится стимул для инноваций. Это тоже плюс.

А вот это уже, по мнению экспертов “РГ”, минусы:

уровень жизни населения далек от европейского, на который этот налог рассчитан, значит, его бремя упадет на более бедные слои населения, которые не могут обновить свои машины, а обеспеченные автомобилисты окажутся практически освобожденными от налога. Тогда получается, экологический налог станет налогом на бедность. И еще придется менять автомобильный парк государственных служб учреждений (больниц и т.п.), на что потребуется немало бюджетных денег.

Рахманов обращает внимание на то, что не только возраст автомобилей остается достаточно высоким, но и по экологическим классам половина парка относится к категориям “Евро-1” и ниже. “Это на самом деле создает серьезную экологическую угрозу, прежде всего для “миллионников”, ведь около 60 процентов выбросов в атмосферу в городах приходится на транспорт. Для контроля над экологической ситуацией в мегаполисах минпромторг предлагает вводить ограничения на сроки эксплуатации авто, в первую очередь легкого коммерческого транспорта. Вместе с тем Рахманов обещает учитывать позицию потребителей, которые по разным причинам голосуют в пользу подержанных машин. Если автомобиль экологичен, препятствий не будет, обещает он. Впрочем, по словам замминистра, в 2012 году в Россию уже ввезли около 40 тысяч старых иномарок.

Экологический налог с 2020 года в России

Экологический налог в России с 2020 года закрепляется в Налоговом Кодексе РФ. Он распространяется на те субъекты хозяйственной деятельности, которые наносят ущерб окружающей среде. Из этого правила есть исключение. Ниже о том, кого коснутся изменения, по каким ставкам им придется уплачивать налоги, и кто исключен из-под налогообложения.


На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.

Добавить комментарий