Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции

Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции

Суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы (представления) в апелляционном порядке.

В апелляционной инстанции дела рассматриваются коллегиальным составом судей, за исключением районных судов.

Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам судопроизводства в суде первой инстанции с учетом особенностей данной стадии.

В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол по правилам (гл. 21 ГПК РФ).

В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Кроме того, он оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, то суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Однако, в интересах законности апелляционный суд вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются апелляционным судом.

Районный суд, суд субъектов Российской Федерации рассматривают апелляционную жалобу (представление) в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления вместе с делом в суд апелляционной инстанции, а Верховный Суд Российской Федерации – в срок, не превышающий трех месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы (представления) суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу, либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.

Постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения.

Частные жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение десяти дней со дня вынесения такого определения.

Остальные определения не подлежат обжалованию в апелляционный суд отдельно от решения суда, так как возражения относительно этих определений могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.

Так, не может быть обжаловано в апелляционном порядке определение о принятии искового заявления к производству суда (ст. 133 ГПК РФ). Однако возражения относительного этого определения, например, по мотиву неподсудности принятого к производству искового требования, могут быть включены в апелляционную жалобу и явиться основанием для отмены решения, если апелляционная инстанция признает приведенные доводы правильными.

По результатам рассмотрения частных жалобы, представления апелляционный суд всегда выносит определение, так как разрешает вопросы, носящие частный характер, и существа заявленного требования не затрагивает.

Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции может выносить промежуточные определения, предусматривающие право обжалования определений суда первой инстанции, например о принятии мер по обеспечению иска, о приостановлении производства по делу и т.п. Обжалование таких определений, вынесенных на стадии апелляционного производства, производится в суд кассационной инстанции.

Согласно ч. 5 ст. 329 ГПК РФ апелляционного определения вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, а также пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вопросы к тестам:

1. Сущность и значение апелляционного производства.

2. Сроки подачи апелляционных жалобы и представления.

3. Содержание апелляционной жалобы.

4. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

5. Права суда апелляционной инстанции по рассмотрению дела.

Тесты:

1. В рамках апелляционного производства обжалованию подлежат:

а) вступившие в законную силу решения и определения судов;

б) не вступившие в законную силу решения и определения судов первой инстанции;

в) не вступившие в законную силу постановления мирового судьи.

2. Апелляционное производство не может возбуждаться по инициативе:

а) не заинтересованных в исходе дела лиц;

в) лиц, участвующих в деле.

3. Апелляционные жалоба, представление подаются:

а) в суд апелляционной инстанции;

б) через суд, рассмотревший дело по первой инстанции;

в) по выбору лица возможны оба варранта.

4. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение:

б) месяца;

5. Течение срока апелляционного обжалования начинается:

а) со дня окончания рассмотрения дела по существу и вынесения решения;

б) со дня принятия судом первой инстанции решения в окончательной форме;

в) со дня вступления решения суда в силу.

6. Апелляционные жалоба, представление не могут содержать:

а) просьбу заинтересованного лица о приобщении дополнительных доказательств;

б) требования, не заявленные в суд первой инстанции;

в) просьбу о рассмотрении дела без участия лица.

7. Апелляционная жалоба подлежит оплате в размере:

а) 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

б) 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления;

в) не подлежит оплате.

8. Копии поступивших для возбуждения апелляционного производства документов:

а) направляются лицам, участвующим в деле судом, рассмотревшим дело по первой инстанции;

б) направляются лицам, участвующим в деле судом апелляционной инстанции;

в) остаются в суде, принявшем их.

9. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится:

а) без вызова лиц, участвующих в деле;

б) в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции;

в) решение данного вопроса отнесено к компетенции самого судьи.

10. Суд апелляционной инстанции:

а) может устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства всегда;

б) может устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства, только если будет доказано, что ранее данные доказательства не могли быть представлены суду по уважительным причинам;

в) не может устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства.

11. Постановления апелляционного суда принимается в форме:

б) определения;

в) судебного приказа.

12. Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу:

а) через 10 дней со дня его принятия;

б) со дня его принятия;

в) через месяц со дня его принятия.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 2993 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

9. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится:

Спорные вопросы судебной практики рассмотрения апелляционной инстанцией гражданских дел по правилам производства в суде первой инстанции

Дедюева Майя Вадимовна, судья Костромского областного суда, кандидат юридических наук.

Автор статьи анализирует проблемные вопросы практики, возникающие при рассмотрении судом апелляционной инстанции гражданских дел, особенно при переходе к рассмотрению дел по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, предлагает способы их решения.

Ключевые слова: апелляция, гражданские дела, переход к рассмотрению дел, извещение сторон, участие в деле.

Controversial issues of judicial practice of consideration by an appellate instance of civil cases in accordance with rules of proceeding in the court of the first instance

Dedyueva Majya Vadimovna, judge of Kostroma regional court, candidate of juridical sciences.

The author of the article analyses the problematic practice issues, occurs when the court of appellate instance considerate the civil cases, especially during to the transition to considerate cases by the rules of proceeding in the court of the first instance, excluding the peculiarities, which are provided in chapter 39 of the civil procedure code of the RF, suggests ways of their decision.

Key words: appeal, civil cases, transition to considerate cases, notification of the parties, participation in case.

Часть 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК) содержит семь оснований для безусловной отмены решения суда в апелляционном порядке: рассмотрение дела судом в незаконном составе, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство, принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, когда решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело, отсутствие в деле протокола судебного заседания, нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения . При этом в силу ч. 5 названной статьи суд переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК.

См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.01.2014). М.: Проспект, КноРус, 2014. С. 112 – 113.

Судебная практика Костромского областного суда показывает, что из перечисленных ч. 4 ст. 330 названного Кодекса оснований применяются только два. Судебная коллегия переходила к рассмотрению дела по правилам, установленным процессуальным законом для суда первой инстанции, в случае, если отсутствующие при рассмотрении дела лица не были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (п. 2 ч. 4 ст. 330), а также в том случае, когда суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (п. 4 ч. 4 ст. 330).

Р.В. Шакирьянов отмечал, что вопросы участия в апелляционном производстве лиц, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, а также лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, были хорошо разработаны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 “О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции” .

См.: Шакирьянов Р.В. К вопросу об эффективности внесенных в ГПК РФ изменений, касающихся апелляционного производства. Взгляд на апелляцию год спустя // Российский судья. 2013. N 5. С. 23 – 26.
См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 “О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции” // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. N 9.

Несмотря на наличие названных выше разъяснений, возникает ряд вопросов, которые судьями апелляционной инстанции разрешаются неоднозначно.

К числу таких вопросов относится вопрос о том, в каком объеме исследовать материалы дела: как суд первой инстанции полностью (ст. 189 ГПК) или как суд второй инстанции, т.е. только новые доказательства и иные при наличии соответствующих ходатайств (ч. 3 ст. 327 ГПК)?

Сторонники первого из перечисленных вариантов исходят из того, что в суде первой инстанции все участники процесса имеют право знакомиться с делом самостоятельно, но, несмотря на это, суд еще и исследует (оглашает) материалы дела. Если в суде второй инстанции после перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК, к делу будет привлечен новый участник процесса, то он вправе знакомиться с делом самостоятельно, но вправе рассчитывать и на то, чтобы дело ему огласил еще и суд, в противном случае его права на ознакомление с делом будут реализованы в меньшем объеме, нежели остальными участниками процесса.

В этой связи учеными справедливо отмечается, что такие лица уже лишены возможности рассмотрения дела по первой инстанции в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и возможности пересмотра судебного акта, принятого судом первой инстанции с их участием, апелляционной инстанцией .

См.: Женетль С.З., Алексеева Н.В. Новый взгляд на полную и неполную апелляцию в российском гражданском процессе // Российский судья. 2012. N 9. С. 6 – 8.

Но все же представляется верной позиция, когда имеющиеся в деле доказательства исследуются в объеме, который предусмотрен законом для суда второй инстанции, поскольку норма ч. 3 ст. 327 ГПК не содержит каких-либо исключений для ситуаций, когда суд перешел к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК. Эта позиция отвечает и требованиям разумности с учетом того, что большинству участвующих в деле лиц материалы дела уже оглашались в суде первой инстанции. При этом участвующие в деле лица имеют право самостоятельно знакомиться с делом, кроме того, вправе ходатайствовать перед судом об исследовании каких-либо доказательств, в этом случае такие доказательства будут оглашены судом.

Непростым является и вопрос о том, можно ли считать, что процессуальный закон нарушен и принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле в том случае, когда лица к участию в деле привлечены, но не в том процессуальном качестве (когда имеет место участие в деле в качестве третьего лица, но не соответчика)?

Представляется верным утвердительный ответ на этот вопрос. В том случае, когда судебное решение затрагивает права того или иного лица, следует ограничиться привлечением его к делу в качестве третьего лица. Если же разрешить спор без участия соответчика невозможно и суд вправе привлекать соответчика к делу по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 ГПК), но суд первой инстанции этого не сделал, то суд апелляционной инстанции после перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей гл. 39 ГПК с учетом мнения истца должен разрешать вопрос о привлечении такого лица к делу в качестве соответчика.

В силу положений ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. Надлежащим будет являться извещение, выполненное по правилам гл. 10 ГПК “Судебные извещения и вызовы” (ст. 113 – 120 ГПК). Следует обратить внимание на то, что вопрос о наличии именно надлежащего извещения является оценочным. Нередки случаи, когда суд первой инстанции приходит к выводу о том, что участники процесса извещены надлежаще, отражает это в протоколе судебного заседания и в судебном постановлении, а суд апелляционной инстанции такое извещение расценивает иначе, полагает, что надлежащим образом участник процесса не извещен.

Интересны не те случаи, когда суд первой инстанции грубо пренебрегает нормами об извещении, а такие, когда, например, ответчик извещается о времени и месте судебного заседания заказным письмом с уведомлением, но почтовое отправление возвращается, не будучи полученным адресатом, с отметкой о неявке последнего за получением.

Представляется, что вывод суда апелляционной инстанции по поводу того, был ли ответчик в данном случае извещен надлежаще, зависит от наличия в материалах дела бесспорных доказательств того, был ли он осведомлен о наличии в суде гражданского дела по иску к нему (например, представил письменные возражения против иска, лично участвовал ранее в судебном заседании и т.д.), а также от того, все ли возможные и разумные меры были предприняты судом первой инстанции для того, чтобы поставить ответчика в известность о судебном заседании (использована ли помимо извещения заказной почтой возможность извещения простым (не заказным) письмом, возможность извещения телефонограммой, посредством СМС-сообщения ), соблюдено ли требование о заблаговременном характере извещения.

См.: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 257 “Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений” // Бюллетень актов по судебной системе. 2014. N 2.

К числу неоднозначно решаемых вопросов относится и вопрос о том, какова последовательность выслушивания участников процесса в объяснениях, прениях, репликах, когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК: как в суде первой инстанции, когда начинают с истца (ст. 174 ГПК общее правило: истец, третье лицо на его стороне, ответчик и третье лицо на его стороне, затем другие участвующие в деле лица, ст. 190 ГПК – та же последовательность в прениях, та же последовательность в реплике), или как в суде второй инстанции, когда начинают с того, кто подал апелляционную жалобу, представление (ч. 3, 4 ст. 327 ГПК)?

Сторонники первого из приведенных выше вариантов полагают, что поскольку суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без каких-либо особенностей, то должен следовать тому порядку выступлений, который применяется судом первой инстанции.

Но представляется верным второй вариант, когда выступление в объяснениях, в прениях производится в той последовательности, которая предусмотрена законом для суда второй инстанции, поскольку нормы ч. 3, 4 ст. 327 ГПК не содержат каких-либо исключений для ситуаций, когда суд перешел к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ. Апелляционная инстанция и в этом случае продолжает оставаться второй инстанцией, проверочной применительно к уже вынесенному судом первой инстанции решению.

Читайте также:  Как заставить УК работать?

Когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК, то есть ли у участников процесса право выступить в реплике? Для суда первой инстанции такое право предусмотрено (ст. 190 ГПК), в ст. 327 ГПК, регламентирующей порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о реплике не упомянуто.

Между тем само по себе отсутствие упоминания о реплике в ст. 327 ГПК не означает, что участники процесса в суде апелляционной инстанции не вправе реализовать право на реплику. Об участии в прениях в ст. 327 ГПК упомянуто. Норма ст. 190, посвященная судебным прениям, говорит и о репликах в связи со сказанным, с которыми участвующие в деле лица могут выступить после произнесения речей. Таким образом, реплика понимается как краткое выступление, которое может последовать за произнесенными речами, как составная часть прений.

Кроме того, если даже считать, что выступления в реплике – это самостоятельная часть судебного процесса, отличная от судебных прений, то в силу ч. 4 ст. 1 ГПК суд вправе применить норму ст. 190 ГПК по аналогии, посчитав, что имеет место пробел, и ст. 190 регулирует схожую ситуацию.

Лишая участника процесса права на реплику, суд фактически лишает его права высказаться по поводу произнесенного в речах другими участниками процесса. Поэтому представляется верной позиция, когда участвующие в деле лица в суде второй инстанции имеют право выступить в репликах.

Согласно ст. 327.1 ГПК новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции (ч. 4). Но когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК, то означает ли это, что истец вправе вчинять новые исковые требования, а не только изменять или основание иска, или предмет иска, увеличивать или уменьшать размер уже заявленных исковых требований?

В силу ч. 1 ст. 39 ГПК истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Права предъявлять новый иск, т.е. с новым предметом и новым основанием, в рамках уже рассматриваемого дела у истца нет даже в суде первой инстанции.

Под новыми требованиями, которые суд апелляционной инстанции вправе принимать в случае перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, следует понимать требования, заявляемые истцом в порядке реализации предоставленного ему в суде первой инстанции права изменения иска, регламентированного ч. 3 ст. 39 ГПК.

Поэтому представляется верной позиция, когда у истца в суде апелляционной инстанции после перехода к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК, появляется право изменить либо основание иска, либо предмет иска, увеличить или уменьшить размер уже заявленных исковых требований. Изменять и предмет, и основание истец не вправе.

Когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК, то означает ли это, что решение суда должно проверяться в полном объеме или по-прежнему решение проверяется в обжалуемой части по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (представлении), возражениях относительно них, а проверить решение в полном объеме суд апелляционной инстанции обязан лишь в интересах законности?

Представляется верным, что решение суда в полном объеме должно проверяться лишь в интересах законности, так как норма ст. 327.1 ГПК не содержит указаний о проверке решения в полном объеме в том случае, когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК. Как было указано выше, апелляционный суд остается судом второй инстанции, и принятое по делу решение излагается в апелляционном определении, в отличие от суда первой инстанции, который при разрешении спора по существу принимает решение.

В том случае, если судом первой инстанции значимые для дела обстоятельства определены верно, но они доказаны посредством получения новых доказательств в суде апелляционной инстанции, не нужно ли отменять решение суда первой инстанции даже в том случае, если решение суда апелляционной инстанции с учетом новых доказательств будет таким же? Ведь вынесенное ранее судом первой инстанции аналогичное по сути решение было необоснованным и стало таковым лишь в апелляционной инстанции с получением новых доказательств. Представляется верным, что при получении новых доказательств, без которых решение суда первой инстанции не могло быть обоснованным, решение суда первой инстанции остается без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения. При этом, если резолютивная часть оспариваемого решения суда первой инстанции по содержанию совпадает с резолютивной частью определения суда апелляционной инстанции, но изменяются основания, по которым суд второй инстанции пришел к таким же выводам, то решение суда первой инстанции может быть изменено в части основания.

Как поступать, если к апелляционной жалобе приложены какие-либо документы и не указано, в каком качестве они прилагаются, и ходатайства о приобщении к делу данных документов в качестве дополнительных (новых) доказательств текст апелляционной жалобы не содержит. Должен ли судья, действуя по аналогии применительно к ч. 4 ст. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 322 и ст. 323 ГПК, оставлять апелляционную жалобу без движения, предложить заявителю жалобы указать, с какой целью к жалобе приложен документ (если в качестве нового доказательства, то обосновать, почему невозможно было представить доказательство в суд первой инстанции), и назначить срок для этого с разъяснением, что при неустранении недостатков в данный срок апелляционная жалоба подлежит возвращению?

Представляется, что нет, так поступать не следует, эти вопросы возможно выяснить непосредственно в суде апелляционной инстанции при явке лица, подавшего апелляционную жалобу. Если же такой явки в суд апелляционной инстанции не последует, то нужно исходить из того, что дополнительные (новые) доказательства в суде апелляционной инстанции принимаются лишь по ходатайству лица, их представляющего, если же такое ходатайство не заявлено, то разрешать вопрос о принятии документов, приложенных к апелляционной жалобе, в качестве новых доказательств необходимости нет. При разрешении названного вопроса нельзя пренебречь и тем, что определение об оставлении жалобы без движения обжалуется, соответственно вынесение такого определения может существенно отодвинуть то время, когда спор будет считаться разрешенным (момент вступления решения суда в законную силу.

Лишая участника процесса права на реплику, суд фактически лишает его права высказаться по поводу произнесенного в речах другими участниками процесса. Поэтому представляется верной позиция, когда участвующие в деле лица в суде второй инстанции имеют право выступить в репликах.

Статья 327 ГПК РФ. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции

1. Суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики допускаются к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

Дела в судах апелляционной инстанции, за исключением районных судов, рассматриваются коллегиально.

2. Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья-председательствующий, который объявляет, какое рассматривается дело, по чьим апелляционным жалобе, представлению оно подлежит рассмотрению и на решение какого суда поданы эти жалоба, представление, выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился, устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.

Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции коллегиально начинается с доклада судьи-председательствующего или одного из судей. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции.

3. После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает истец.

После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых принятых судом доказательств.

4. По окончании выяснения обстоятельств дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения.

5. В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол по правилам, предусмотренным главой 21 настоящего Кодекса.

6. В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.

3. О дне рассмотрения дела в апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, направляется извещение.

Апелляционная жалоба на решение суда

Апелляционная жалоба на решение суда по гражданскому делу, с учетом последних изменений законодательства. Узнайте правила подачи апелляционной жалобы, скачайте образец жалобы, в том числе заполненный, ознакомьтесь с примером апелляционной жалобы, задайте вопросы по ее оформлению юристам.

Другие документы, как правило, к апелляционной жалобе не прилагаются, поскольку они уже есть в материалах гражданского дела. Если есть необходимость приложить дополнительные доказательства, которые не были представлены в дело или были представлены, но отклонены судом первой инстанции, обязательно составляется ходатайство о дополнительных доказательствах. Такое ходатайство можно привести в тексте жалобы или оформить отдельным документом (тогда укажите это ходатайство, как приложение к жалобе).

Статья 327.1. Пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции

1. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.

2. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

3. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

4. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

9. При апелляционном рассмотрении гражданских дел, как и при их рассмотрении по первой инстанции, судам необходимо обращать внимание на выявленные нарушения законности, принимать меры к их устранению.

30. Особенности рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Апелляционное производство возбуждается с момента посту-пления в районный суд дела с апелляционной жалобой, представ-лением и приложенными документами.

Суд, принявший апелляционную жалобу (представление), на-значает день судебного заседания, время и место рассмотрения дела и извещает об этом всех лиц, участвующих в деле.

В апелляционной инстанции дело рассматривается районным судьей единолично, что, как отмечает И.И. Черных, «. едва ли правильно, тем более что апелляционное постановление окон-чательно»1.

В соответствии со ст. 327 ГПК РФ в апелляционной инстан-ции действуют те же правила производства, что и в суде первой инстанции, но с некоторыми особенностями.

Судья районного суда, рассматривающий апелляционную жалобу, представление и являясь судом второй инстанции, не просто заново рассматривает и разрешает дело, а проверяет дея-тельность мирового судьи. Поэтому на судью, по существу рас-сматривающего и разрешающего дело повторно, возлагается обязанность по проверке законности и обоснованности реше-ния, вынесенного мировым судьей. Реализации этих задач спо-собствует оценка имеющихся в деле материалов и установлен-ных фактов, а также предоставленная законом возможность установления новых фактов и исследования новых доказа-тельств по делу (ч. 3 ст. 327 ГПК РФ).

В апелляционной инстанции все принципы гражданского су-допроизводства действуют в полной мере, что подразумевает полную реализацию лицами, участвующими в деле, всех прав и обязанностей, предоставленных законом. Так, они могут пред-ставлять новые доказательства. В то же время в необходимых случаях, руководствуясь принципами истины и состязательности, суд содействует им в получении доказательств. В рамках провер-ки законности и обоснованности решений мировых судей он мо-жет повторно допрашивать всех свидетелей, экспертов и т.д., назначить проведение экспертизы, т.е. в апелляционном порядке могут быть исследованы любые предусмотренные законом дока-зательства, имеющие значение для дела (ст. 55 ГПК РФ).

В то же время действие некоторых принципов в апелляцион-ном производстве имеет свою специфику. Так, принцип диспози-тивности, предполагающий возможность совершения таких дей-ствий, как отказ от апелляционной жалобы, представления, отказ от иска и заключение мирового соглашения, в гл. 39 ГПК РФ не содержится. Однако, как справедливо отмечает И.И. Черных, «. это не означает, что такие действия в апелляционном суде не могут совершаться. Право истца отказаться от иска и право сто-рон заключить мировое соглашение в апелляционной инстанции следует, во-первых, из того, что дело в этой инстанции рассмат-ривается по правилам производства в суде первой инстанции; во-вторых, согласно абз. 4 ст. 328 суд апелляционной инстанции вправе прекратить производство по делу, в частности, при отказе истца от иска и заключении сторонами мирового соглашения (абз. 4 и 5 ст. 220 ГПК РФ)»1. Принятие отказа от жалобы или отзыва прокурора оформляется определением судьи о прекраще-нии апелляционного производства (ст. 326 ГПК РФ), если реше-ние или определение не было обжаловано другими лицами.

В то же время законодатель в ст. 322 ГПК РФ не дает сторо-нам возможности включать в апелляционную жалобу требования, не заявленные мировому судье. Это означает, что истец не может изменить основание или предмет иска, а ответчик — заявить но-вое встречное требование на данной стадии процесса.

При заседании апелляционного суда совершаются все необхо-димые процессуальные действия, а само заседание, как отмеча-лось выше, проводится в том же порядке, что и в суде первой инстанции.

Это также означает, что при рассмотрении дела в апелляцион-ной инстанции обязательно ведется протокол судебного заседа-ния по правилам ст. 228-232 ГПК РФ.

После судебных прений судья удаляется в совещательную комнату для постановления судебного акта. Порядок его вынесе-ния и объявления регулируется нормами гл. 16 ГПК РФ, тогда как форма судебного акта апелляционного суда, вступление его в законную силу — гл. 39 ГПК РФ.

Это также означает, что при рассмотрении дела в апелляцион-ной инстанции обязательно ведется протокол судебного заседа-ния по правилам ст. 228-232 ГПК РФ.

Статья 389.13. Порядок рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции

СТ 389.13 УПК РФ

1. Производство по уголовному делу в суде апелляционной инстанции осуществляется в порядке, установленном главами 35-39 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим апелляционным жалобе и (или) представлению. После этого председательствующий объявляет состав суда, фамилии, имена и отчества лиц, являющихся сторонами по уголовному делу и присутствующих в судебном заседании, а также фамилии, имена и отчества помощника судьи и (или) секретаря судебного заседания и переводчика, если переводчик участвует в судебном заседании. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства и поддерживают ли они ходатайства, заявленные в апелляционных жалобе и (или) представлении.

3. Судебное следствие начинается с краткого изложения председательствующим или одним из судей, участвующих в рассмотрении уголовного дела апелляционной инстанции, содержания приговора или иного обжалуемого судебного решения, существа апелляционных жалобы и (или) представления, возражений на них, а также существа представленных дополнительных материалов.

4. После доклада председательствующего или судьи суд заслушивает выступления стороны, подавшей апелляционные жалобу, представление, и возражения другой стороны. При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяется судом с учетом мнения сторон. Затем суд переходит к проверке доказательств. В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в апелляционных жалобе, представлении, стороны вправе представить в суд апелляционной инстанции дополнительные материалы.

Читайте также:  Как получить акт передачи квартиры в доме-новостройке

5. Свидетели, лица, в отношении которых уголовные дела выделены в отдельное производство в связи с заключением с ними досудебного соглашения о сотрудничестве, допрошенные в суде первой инстанции, допрашиваются в суде апелляционной инстанции, если суд признает их вызов необходимым.

6. Ходатайства сторон об исследовании доказательств, в том числе ходатайства об исследовании доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции (новых доказательств), и о вызове в этих целях в судебное заседание свидетелей, экспертов и других лиц разрешаются судом в порядке, установленном частями первой и второй статьи 271 настоящего Кодекса. При этом суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства только на том основании, что оно не было удовлетворено судом первой инстанции.

6.1. Доказательства, которые не были исследованы судом первой инстанции (новые доказательства), принимаются судом, если лицо, заявившее ходатайство об их исследовании, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

7. С согласия сторон суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть апелляционные жалобу, представление без проверки доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции.

8. Суд апелляционной инстанции вправе исследовать доказательства с использованием систем видеоконференц-связи.

9. По завершении судебного следствия суд выясняет у сторон, имеются ли у них ходатайства о дополнении судебного следствия. Суд разрешает эти ходатайства, после чего переходит к прениям сторон.

3. Рассмотрение апелляционных жалоб и представлений на итоговые решения по делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, а также на промежуточные решения районного суда и гарнизонного военного суда осуществляется судьей областного и им равного суда единолично.

Условия и порядок присвоения специальных званий в органах внутренних дел (полиции).

Прием на службу сотрудников ОВД оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел. Приказ объявляется сотруднику под расписку. На каждого сотрудника кадровым аппаратом ОВД заводится личное дело и он вносится в реестр сотрудников ОВД.

После назначения лица на должность на него распространяются нормы закона о службе в органах внутренних дел, которые устанавливают порядок прохождения службы, служебные права и обязанности сотрудни­ков, порядок прекращения службы и т. д., то есть его правовой статус.

Лица, назначенные на должность рядового и начальствующего со­става, а также стажеры, курсанты и слушатели образовательных учрежде­ний МВД России могут подлежать призыву на военную службу или направлению на альтернативную гражданскую службу.

При назначении на должность сотруднику приказом начальника ор­гана внутренних дел может быть установлен испытательный срок от двух до шести месяцев, кроме лиц, окончивших образовательные учреждения МВД России.

Кроме того, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Россий­ской Федерации» сотрудник принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Принятым на службу в органы внутренних дел сотрудникам с уче­том их квалификации, образования, отношения к службе, выслуге лет и занимаемой штатной должности, присваиваются специальные звания, ко­торые можно разделить на две группы:

1) по их наименованию, то есть они зависят от того, в какой службе (подразделении) органов внутренних дел будет служить новый сотрудник, определены специальные звания «полиции», «юстиции», «внутренней службы»;

2) по последовательности (сроку) присвоения специальные звания.

В зависимости от последовательности (срока) присвоения специаль­ные звания подразделяются на первые и очередные. Кроме того, очеред­ные звания могут быть присвоены досрочно или на ступень выше.

Первые и очередные специальные звания младшего начальствующе­го состава присваиваются министрами внутренних дел по республикам, начальниками ГУ МВД, УМВД по другим субъектам Российской Федера­ции и другими начальниками, которым такое право предоставлено Мини­стром внутренних дел Российской Федерации.

Гражданам, принятым на должность среднего и старшего началь­ствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше подполковника полиции (юстиции, внутренней службы), если они не имеют более высокого воинского звания или специального звания.

Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваивается Министром внутренних дел Российской Федерации.

Очередные специальные звания присваиваются в последовательном порядке при совокупности следующих условий:

а) соответствия очередного звания званию, предусмотренному по за­нимаемой штатной должности;

б) истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании;

в) отсутствия обстоятельств, влекущих приостановление в присвое­нии очередного звания.

Сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего началь­ствующего состава установлены следующие (ст. 42 Закона о службе в ОВД):

– рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции – один год;

– младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции – один год;

– сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции – два года;

– старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции – три года;

– прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции – пять лет.

Сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего началь­ствующего состава полиции (юстиции, внутренней службы) устанавлива­ются следующие:

– в звании младшего лейтенанта – один год;

– в звании лейтенанта – два года;

– в звании старшего лейтенанта – три года;

– в звании капитана – три года;

– в звании майора – четыре года;

– в звании подполковника – пять лет.

Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специ­альное звание лейтенанта полиции (юстиции, внутренней службы) при­своено по окончании высшего образовательного учреждения со сроком обучения пять лет и более и которые проходят службу в органах внутрен­них дел по полученной или родственной специальности, срок выслуги в звании лейтенанта присваивается независимо от срока пребывания в предыдущем специальном звании.

Срок выслуги в звании полковника полиции (юстиции, внутренней службы), а также в званиях высшего начальствующего состава не уста­навливаются.

Очередные специальные звания среднего и старшего начальствую­щего состава присваиваются:

– до подполковника полиции (юстиции, внутренней службы) вклю­чительно – заместителями Министра внутренних дел Российской Федера­ции, министрами внутренних дел по республикам, начальниками ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации и иными начальника­ми, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Рос­сийской Федерации;

– полковника полиции (юстиции, внутренней службы) включительно

– Министром внутренних дел Российской Федерации.

Специальные звания высшего начальствующего состава присваива­ются Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел.

Представления о присвоении очередных специальных званий начальствующего состава направляются в кадровые аппараты вышестоя­щих органов внутренних дел не позднее чем за 10 дней до истечения срока выслуги в имеющемся звании.

Приказы о присвоении очередных специальных званий издаются, как правило, в день истечения срока выслуги сотрудника в предыдущем звании.

Сотруднику органов внутренних дел в качестве меры поощрения может быть присвоено очередное специальное звание:

1) досрочно, но не выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, а сотруднику, имею­щему ученую степень или ученое звание, – на одну ступень выше специ­ального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел (за исключением специальных званий высшего началь­ствующего состава);

2) на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел.

Присвоение сотруднику органов внутренних дел очередного специ­ального звания приостанавливается в случае:

– нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа ис­полнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения – до назначения на должность в органах внутренних дел;

– приостановления службы в органах внутренних дел;

– привлечения сотрудника в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбуждения в отношении его уголовного дела – до прекращения уголовного преследования;

наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Приказы о присвоении очередных специальных званий издаются, как правило, в день истечения срока выслуги сотрудника в предыдущем звании.

Обозначение полицейских в системе МВД РФ на погонах

Основное предназначение системы органов правопорядка — обеспечивать законность и соблюдение прав граждан. Указанные функции предусматривают выполнение следующих задач:

    соблюдения и контроля исполнения российских законодательных актов; охрану правопорядка среди граждан, что особенно актуально для мест массового скопления и в общественных учреждениях; расследования преступных деяний и поиск виновных; профилактические мероприятия, нацеленные на предотвращение отступлений от законности.

Сотрудники ведомства задействованы, начиная от сферы охраны мест содержания заключенных, заканчивая дорожной полицией, заботящейся о безопасности дорожного движения.

Устройство системы МВД, в отличие от армии, не предусматривает наличия специальных званий маршалов и ефрейторов. В остальном степени старшинства в МВД аналогичные воинским званиям, начиная от рядового и заканчивая генералом.

Дополнительно к чину прилагают слово «полиция», говоря о действующем сотруднике, и соответствующее дополнение относительно вышедших в отставку.

Все звания в полиции России подразделяются на пять основных групп, по возрастанию. Ниже перечислены указанные группы, рассматривая от высшей к низшим.


Дополнительно к чину прилагают слово «полиция», говоря о действующем сотруднике, и соответствующее дополнение относительно вышедших в отставку.

Приложение. Порядок присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и .

Порядок присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава

(с изменениями на 14 ноября 2016 года)

2. Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются:

2.2. Подчиненным сотрудникам до капитана полиции, капитана внутренней службы включительно – начальниками организаций, подчиненных территориальным органам МВД России.

3. Первые специальные звания рядового состава, а также специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями (начальниками), имеющими право назначения на должность.

4. Специальные звания сотрудникам, прикомандированным к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации), присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722.

6. Первое специальное звание присваивается гражданину с даты назначения на должность в органах внутренних дел, а в случае установления испытания при поступлении на службу в органах внутренних дел – с даты вступления в силу контракта о прохождении службы в органах внутренних дел.

8. Гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах внутренних дел, а также сотрудникам, переведенным в другое подразделение, для сотрудников которого установлены иные специальные звания, специальные звания рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации, руководителями (начальниками), указанными в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка, согласно процедуре, установленной Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и настоящим Порядком.

9. Гражданам, которым были присвоены специальные звания рядового состава и начальствующего состава, вновь поступающим на службу в органах внутренних дел в подразделения, для сотрудников которых установлены иные специальные звания, специальные звания присваиваются:

9.1. Среднего и старшего начальствующего состава – Министром внутренних дел Российской Федерации.

9.2. Рядового состава и младшего начальствующего состава – руководителями (начальниками), имеющими право назначения на должность.

10. Присвоение специального звания оформляется приказом.

11. Проекты приказов о присвоении специальных званий (за исключением первых специальных званий рядового состава и среднего начальствующего состава, присваиваемых курсантам и слушателям очной формы обучения образовательных организаций высшего образования системы МВД России) готовятся на основании представлений (рекомендуемый образец – приложение N 1 к настоящему Порядку).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 сентября 2014 года приказом МВД России от 2 июля 2014 года N 559.

12. Представления составляются кадровыми подразделениями соответствующих органов, организаций, подразделений МВД России, а также подчиненных им территориальных органов МВД России или организаций, в которые граждане поступают на службу или в которых сотрудники проходят службу. Представления в отношении сотрудников, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации), составляются Департаментом государственной службы и кадров МВД России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722.

13. Представления подготавливаются с использованием компьютерной техники. При этом не допускается использование сокращений, а также внесение в представления исправлений.

14. При присвоении очередного специального звания представление составляется не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока выслуги в имеющемся специальном звании.

15. В случае отсутствия у руководителя (начальника) прав по присвоению специальных званий представление направляется руководителю (начальнику), который наделен соответствующими правами.

16. Приказы о присвоении специальных званий издаются по мере поступления представлений, но не реже одного раза в месяц.

17. В приказах о присвоении специальных званий указывается дата присвоения специального звания.

18. Присвоение очередных специальных званий младшего начальствующего состава и очередных специальных званий среднего и старшего начальствующего состава производится отдельными приказами.

19. В тексте приказа присваиваемые специальные звания указываются в нисходящем порядке. При большом количестве представлений присваиваемые специальные звания могут указываться в нисходящем порядке по каждому подразделению.

20. При наличии в приказе о присвоении специальных званий равных присваиваемых званий они указываются в следующем порядке: специальные звания полиции, внутренней службы, юстиции.

21. Объявление приказа (выписки из приказа) о присвоении специального звания производится непосредственным или прямым руководителем (начальником) на совещаниях, собраниях или перед строем личного состава при поступлении соответствующего приказа (выписки из приказа).

23. Сотрудник, которому приостановлено присвоение очередного специального звания, не позднее дня истечения срока выслуги в имеющемся специальном звании ознакомляется с решением под расписку. Решение приобщается к личному делу сотрудника. В случае отказа сотрудника от ознакомления с решением составляется соответствующий акт в произвольной форме. При отсутствии возможности ознакомления сотрудника с решением копия решения направляется сотруднику заказным письмом с уведомлением о вручении.

Специальное звание по должности

Порядок присвоения первых и очередных специальных званий сотрудникам ОВД

Порядок присвоения первых и очередных специальных званий сотрудникам органов внутренних дел регламентируется:

главой 6 «Присвоение специальных званий» Федерального закона № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел РФ»:

статья 41 «Общие условия присвоения и сохранения специальных званий»,

статья 42 «Сроки выслуги в специальных званиях»,

статья 43 «Присвоение первых и очередных специальных званий»,

статья 44 «Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше»,

статья 45 «Приостановление присвоения очередного специального звания»,

статья 46 «Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу;

Приказом МВД России от 09.01.2013 № 3 (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении Порядка присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава».

Специальные звания высшего начальствующего состава до генерал-полковника внутренней службы, генерал-полковника полиции, генерал-полковника юстиции включительно:

присваиваются Президентом РФ по истечении не менее 2-х лет службы в предыдущем специальном звании и не менее 1 года в замещаемой должности

по представлению Министра внутренних дел РФ.

Пункт 2 Указа Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575 (ред. от 27 марта 2019 г.) “Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел РФ”

гражданину с даты назначения на должность в органах внутренних дел,

Должности рядового состава

К рядовым сотрудникам полиции аттестационные органы предъявляют не такие высокие требования, как к высшему составу власти. Достаточно иметь хорошее физические данные и готовность служить Родине. В ряды работников полицейских отделений берут юнош, прошедших службу в армии.

Специальные звания для начала службы в органах:

  • рядовой полиции;
  • рядовой внутренней службы;
  • рядовой юстиции.


Сроки выслуги для среднего и старшего начсостава:

VIII. Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 “Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел РФ” (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460)

159.2. Вносимое руководителю (начальнику) территориального органа, организации, подразделения МВД России, – рассматривается аттестационной комиссией соответствующего территориального органа, организации, подразделения МВД России.

Порядок и сроки присвоения званий в полиции

Начиная данную тему, сразу следует вспомнить о требовании, что для получения спецзвания, работающему в ОВД, должен быть проведен личный учет следующих моментов :

  • квалификация данного сотрудника;
  • образование, с которым он устроился на должность;
  • отношение к самой службе;
  • срок работы на данном месте;
  • текущая должность;
  • еще ряд условий, которые могут повлиять на принимаемое решение.

В зависимости от того, как присваивают спецзвания, они бывают очередными и первыми. Как угадывается из названия, с первыми сотрудник начинает свой путь после трудоустройства, а процесс работы, который чаще связан с достижениями и карьерным продвижением, сопровождается периодическим получением очередных званий. Обязательно учитывается тот момент, что имеется четкая взаимосвязь спецзвания полиции, которая зависит от текущей, занимаемой в текущий момент должности.

Сотруднику, у которого намечается получение звания рядового, оно может стать присвоенным лишь теми, кто имеет подобное право для рядовых и младшего состава.

Возможность присвоить претенденту специальное звание (как первое, так и очередное) имеется только у начальников, которые получили такое право. Граждане, которых приняли на старшие должности начальствующего состава, могут получить не более майора, если только не имеется большего по запасу.

Читайте также:  Продажа автомобиля без снятия с учета

Когда речь идет о составе офицерских уровней, присвоение может быть проведено только лишь министром. Очередные же спецзвания для начсостава будут присваиваться последовательно. Обязательно, чтобы у присвоенного звания оказалось соответствие имеющейся у повышаемого должности, при том, что срок работы на предшествующем звании соответствует необходимому периоду нахождения на нем. Ниже будут разобраны исключительные ситуации, которые могут нивелировать эти два фактора.

Если начальник в органах внутренних дел задерживает присвоение званий в полиции, и это является необоснованным, то он понесет дисциплинарную ответственность. Проще говоря, начальник не имеет права как-то менять порядок присвоения новых званий по своей прихоти – он обязан подчиняться правилам, которые разработаны для всех сотрудников.

Раз речь зашла о сроках по выслуге, после которых может быть получено новое звание, следует их перечислить подробнее:

  1. Рядовой должен отработать год.
  2. Младший сержант – период тот же (год).
  3. Работая сержантом, следует отслужить уже два года.
  4. У старшего сержанта длительность будет составлять три года.
  5. У прапорщиков значение достигает пяти лет.
  6. Сроков для старшины или старшего прапорщика не имеется.

После чего можно перечислить аналогичные сроки для среднего (и старше) начсостава:

  1. Для младших лейтенантов – это 1 год службы без нареканий и прочих негативных моментов. Что будет верно для любой должности – дисциплинарные меры, принятые в отношении работника, означают невозможность какого-либо карьерного роста, пока меры не сняты. Уголовное дело должно не просто быть закрыто, нужно подтверждение, что есть реабилитирующие основания для закрытия.
  2. Для лейтенантов этот срок уже 2 года.
  3. У следующих за ними старших лейтенантов ­– ­ 3.
  4. Капитан полиции имеет длительность в 3 года.
  5. Для майора – 4 года, подполковник должен отслужить 5 лет.
  6. Когда спецзвание лейтенанта получено вместе с окончанием ВУЗа, срок учебы в нем был 5 лет и деятельность ведется по той же специальности обучения лейтенанта, то срок выслуги для него сокращается до года.
  7. Для званий полковника, как и для высшего начальственного состава, подобные сроки не существуют.


В зависимости от того, как присваивают спецзвания, они бывают очередными и первыми. Как угадывается из названия, с первыми сотрудник начинает свой путь после трудоустройства, а процесс работы, который чаще связан с достижениями и карьерным продвижением, сопровождается периодическим получением очередных званий. Обязательно учитывается тот момент, что имеется четкая взаимосвязь спецзвания полиции, которая зависит от текущей, занимаемой в текущий момент должности.

Приказ МВД России от 09.01.2013 N 3 (ред. от 14.11.2016) Об утверждении Порядка присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 января 2013 г. N 3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРИСВОЕНИЯ ОЧЕРЕДНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ДОЛЖНОСТЯМ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА,

ДО ПОДПОЛКОВНИКА ПОЛИЦИИ, ПОДПОЛКОВНИКА ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ,

ПОДПОЛКОВНИКА ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, А ТАКЖЕ ПЕРВЫХ

И ОЧЕРЕДНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДОЛЖНОСТЯМ

РЯДОВОГО СОСТАВА И МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА

В соответствии с частью 3 статьи 41 и частью 1 статьи 46 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

1. Утвердить прилагаемый Порядок присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава.

2. Признать утратившими силу пункты 10.4, 10.5, раздел XII, абзац второй пункта 18.6, раздел XIX, сноску 1 к пункту 19.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038 , приложения N 9 и N 10 к Инструкции.

Зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля 2000 г., регистрационный N 2190, с изменениями, внесенными приказами МВД России от 16 ноября 2001 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2002 г., регистрационный N 3282), от 8 апреля 2005 г. N 250 (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2005 г., регистрационный N 6586), от 5 мая 2006 г. N 321 (зарегистрирован в Минюсте России 31 июля 2006 г., регистрационный N 8128), от 9 декабря 2008 г. N 1074 (зарегистрирован в Минюсте России 15 января 2009 г., регистрационный N 13082), от 14 марта 2012 г. N 170 (зарегистрирован в Минюсте России 20 апреля 2012 г., регистрационный N 23902), от 25 июня 2012 г. N 630 (зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2012 г., регистрационный N 25025), от 19 октября 2012 г. N 961 (зарегистрирован в Минюсте России 30 ноября 2012 г., регистрационный N 25988).

к приказу МВД России

от 09.01.2013 N 3

ПРИСВОЕНИЯ ОЧЕРЕДНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ДОЛЖНОСТЯМ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА,

ДО ПОДПОЛКОВНИКА ПОЛИЦИИ, ПОДПОЛКОВНИКА ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ,

ПОДПОЛКОВНИКА ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, А ТАКЖЕ ПЕРВЫХ

И ОЧЕРЕДНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДОЛЖНОСТЯМ

РЯДОВОГО СОСТАВА И МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА

1. Настоящий Порядок определяет процедуру присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации .

2. Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются:

2.1. Подчиненным сотрудникам, в том числе сотрудникам подчиненных территориальных органов МВД России или организаций, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно – руководителями (начальниками) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России) и региональном уровнях, управлений внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г. Москве, управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, образовательных, научных и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России) .

Сноска исключена. – Приказ МВД России от 14.11.2016 N 722.

Далее – “органы, организации, подразделения МВД России”.

2.2. Подчиненным сотрудникам до капитана полиции, капитана внутренней службы включительно – начальниками организаций, подчиненных территориальным органам МВД России.

3. Первые специальные звания рядового состава, а также специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями (начальниками), имеющими право назначения на должность.

4. Специальные звания сотрудникам, прикомандированным к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации), присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.

5. Руководитель (начальник), замещающий вышестоящую должность в органах внутренних дел Российской Федерации , обладает правами по присвоению специальных званий, которые предоставлены руководителю (начальнику), замещающему нижестоящую должность в органах внутренних дел .

Далее – “органы внутренних дел”.

Часть 4 статьи 41 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954).

6. Первое специальное звание присваивается гражданину с даты назначения на должность в органах внутренних дел, а в случае установления испытания при поступлении на службу в органах внутренних дел – с даты вступления в силу контракта о прохождении службы в органах внутренних дел.

7. Первые и очередные специальные звания присваиваются гражданам и сотрудникам в соответствии со статьями 8, 41, 43 и 46 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

8. Гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах внутренних дел, а также сотрудникам, переведенным в другое подразделение, для сотрудников которого установлены иные специальные звания, специальные звания рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации, руководителями (начальниками), указанными в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка, согласно процедуре, установленной Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и настоящим Порядком.

9. Гражданам, которым были присвоены специальные звания рядового состава и начальствующего состава, вновь поступающим на службу в органах внутренних дел в подразделения, для сотрудников которых установлены иные специальные звания, специальные звания присваиваются:

9.1. Среднего и старшего начальствующего состава – Министром внутренних дел Российской Федерации.

9.2. Рядового состава и младшего начальствующего состава – руководителями (начальниками), имеющими право назначения на должность.

10. Присвоение специального звания оформляется приказом.

11. Проекты приказов о присвоении специальных званий (за исключением первых специальных званий рядового состава и среднего начальствующего состава, присваиваемых курсантам и слушателям очной формы обучения образовательных организаций высшего образования системы МВД России) готовятся на основании представлений (рекомендуемый образец – приложение N 1 к настоящему Порядку).

12. Представления составляются кадровыми подразделениями соответствующих органов, организаций, подразделений МВД России, а также подчиненных им территориальных органов МВД России или организаций, в которые граждане поступают на службу или в которых сотрудники проходят службу. Представления в отношении сотрудников, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации), составляются Департаментом государственной службы и кадров МВД России.

13. Представления подготавливаются с использованием компьютерной техники. При этом не допускается использование сокращений, а также внесение в представления исправлений.

14. При присвоении очередного специального звания представление составляется не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока выслуги в имеющемся специальном звании.

15. В случае отсутствия у руководителя (начальника) прав по присвоению специальных званий представление направляется руководителю (начальнику), который наделен соответствующими правами.

16. Приказы о присвоении специальных званий издаются по мере поступления представлений, но не реже одного раза в месяц.

17. В приказах о присвоении специальных званий указывается дата присвоения специального звания.

18. Присвоение очередных специальных званий младшего начальствующего состава и очередных специальных званий среднего и старшего начальствующего состава производится отдельными приказами.

19. В тексте приказа присваиваемые специальные звания указываются в нисходящем порядке. При большом количестве представлений присваиваемые специальные звания могут указываться в нисходящем порядке по каждому подразделению.

20. При наличии в приказе о присвоении специальных званий равных присваиваемых званий они указываются в следующем порядке: специальные звания полиции, внутренней службы, юстиции.

21. Объявление приказа (выписки из приказа) о присвоении специального звания производится непосредственным или прямым руководителем (начальником) на совещаниях, собраниях или перед строем личного состава при поступлении соответствующего приказа (выписки из приказа).

22. Присвоение сотрудникам очередных специальных званий приостанавливается в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 45 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. При приостановлении присвоения сотрудникам очередных специальных званий кадровыми подразделениями соответствующих органов, организаций, подразделений МВД России, а также подчиненных им территориальных органов МВД России или организаций, в которых сотрудники проходят службу, составляются решения о приостановлении присвоения специального звания (рекомендуемый образец – приложение N 2 к настоящему Порядку).

23. Сотрудник, которому приостановлено присвоение очередного специального звания, не позднее дня истечения срока выслуги в имеющемся специальном звании ознакомляется с решением под расписку. Решение приобщается к личному делу сотрудника. В случае отказа сотрудника от ознакомления с решением составляется соответствующий акт в произвольной форме. При отсутствии возможности ознакомления сотрудника с решением копия решения направляется сотруднику заказным письмом с уведомлением о вручении.

к Порядку присвоения очередных

специальных званий, соответствующих

должностям среднего и старшего

начальствующего состава, до подполковника

полиции, подполковника внутренней службы,

подполковника юстиции включительно,

а также первых и очередных специальных

званий, соответствующих должностям

рядового состава и младшего

С какого числа, месяца и года

По какое число, месяц и год

Наименование должностей, частей, соединений, органов, организаций, подразделений МВД России, образовательных, научных и иных организаций

1. Гриф “Секретно” проставляется в правом верхнем углу представления в случае наличия секретных сведений.

2. Строка “штатная численность подразделения, лимит, численность постоянно проживающего на обслуживаемой территории населения” заполняется в случаях, если специальное звание по штатной должности устанавливается в зависимости от штатной численности рядового состава и начальствующего состава или численности постоянно проживающего на обслуживаемой территории населения.

3. Строка “присвоив личный номер” заполняется в случаях представления к присвоению первых специальных званий лицам, не имеющим специальных званий рядового состава и начальствующего состава.

4. В строке “Образование” указываются: наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, год окончания, специальность и квалификация, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, о профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании. При окончании нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих профессиональное образование одного уровня, указываются все организации, осуществляющие образовательную деятельность. Если представляемый к присвоению очередного специального звания проходит обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, производится соответствующая запись с указанием курса, факультета и наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. В строке “Имеющееся звание” указываются присвоенное специальное звание и дата присвоения. В случае если сотруднику, переведенному из другого подразделения, было присвоено иное равное специальное звание (полиции, внутренней службы, юстиции), специальные звания указываются последовательно в хронологическом порядке с указанием реквизитов приказов об их присвоении и дат присвоения специальных званий. При представлении к присвоению первого специального звания указываются воинское звание, классный чин или дипломатический ранг, при их наличии, и даты присвоения. При отсутствии воинского звания, классного чина и дипломатического ранга в строке производится запись “не присваивалось”.

6. Раздел “Краткая характеристика” заполняется непосредственным руководителем (начальником) сотрудника. В названном разделе указываются личные и деловые качества представляемого к присвоению специального звания, отношение к служебным обязанностям и достигнутые результаты. Для граждан, которым установлено испытание при поступлении на службу в органы внутренних дел, производится запись о признании стажера выдержавшим испытание.

7. В разделе “Заключение непосредственного руководителя (начальника)” указывается отсутствие у представляемого неснятых дисциплинарных взысканий, предусмотренных в пунктах 2 – 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” , а также производится запись о возможности присвоения специального звания.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

8. В разделе “Заключение по представлению к присвоению звания” указывается решение руководителя (начальника), имеющего право присвоения соответствующих специальных званий.

9. Раздел “Трудовая деятельность, военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, иная государственная и муниципальная служба” заполняется в порядке, установленном для заполнения соответствующего раздела послужного списка в личном деле.

к Порядку присвоения очередных

специальных званий, соответствующих

должностям среднего и старшего

начальствующего состава, до подполковника

полиции, подполковника внутренней службы,

подполковника юстиции включительно,

а также первых и очередных специальных

званий, соответствующих должностям

рядового состава и младшего

Примечание. В строке “Руководитель (начальник)” указывается руководитель (начальник), имеющий право присвоения соответствующих специальных званий. При приостановлении присвоения специальных званий полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции указывается руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудник проходит службу, а в отношении сотрудников, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации), – начальник Департамента государственной службы и кадров МВД России.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

подполковника юстиции включительно,

Добавить комментарий