Международная охрана авторских прав и смежных прав

Правовое регулирование

Система международных актов в сфере авторского права начала формироваться уже в XIX веке, когда была принята Бернская конвенция. Изначально она распространялась только на объекты литературного и художественного творчества, однако последующие изменения существенно расширили перечень охраняемых объектов. Нормы международных актов воспроизводятся в национальном законодательстве отдельных государств, а отступление от общепринятых принципов носит несущественных характер.

Права автора творческого объекта буду защищены уже с момента его создания. При этом не обязательно объявлять о таком создании или публиковать произведение, так как охрана предоставляется даже неопубликованным объектам. Выделим основной перечень международных актов, по которым осуществляется правовое регулирование:

  • в развитие положений Бернской конвенции, в 1952 году была одобрена Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция) – именно этот документ расширил первоначальный перечень охраняемых объектов;
  • с 1994 года применяется нормативное соглашение ТРИПС, предметом которого является регулирование правоотношений при использовании и защите творческой и интеллектуальной собственности;
  • соглашения и договоры, которые одобрены отдельными государствами (например, Россия заключила указанные договоры практически со всеми странами СНГ);
  • региональные акты и соглашения – например, для государств-участников Евросоюза утверждены единые нормативные акты в сфере авторского и патентного права.

Национальное законодательство России соответствует международным стандартам, так как наша страна является участником всех конвенций и соглашений.

Для стран-участниц Бернской и Женевской конвенций существенно упрощена процедура подтверждения и признания авторских прав. Для этого субъекту достаточно опубликовать свое творение на территории любого из указанных государств, либо закрепить права иным надлежащим способом. Личные и имущественные права предоставляются вне зависимости от гражданства или территории регистрации субъекта, поэтому равную защиту получат произведения резидентов и иностранных граждан.

Можно выделить единые правила подтверждения и признания авторских прав, которые действуют на международном уровне:

  • автором признается лицо, чьим творческим трудом создано уникальное произведение;
  • правообладателем может выступать не только автор, но и иное лицо, на законном основании получившее права на объект творчества – заказчик по договору авторского заказа, приобретатель по договору уступки, наследники и правопреемники, иные лица;
  • хотя международная система охраны не предусматривают регистрации результатов творческого труда, законодательство отдельных государства предусматривает такую процедуру для дополнительной защиты прав автора.

Даже если государство не входит в состав участников указанных выше конвенций и соглашений, оно признает авторские права в упрощенном порядке. Для этого нужно опубликовать творение на территории такой страны, либо надлежащим образом подтвердить авторство в других государствах.

Можно выделить единые правила подтверждения и признания авторских прав, которые действуют на международном уровне:

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Вторым по значимости международным договором, принятым в целях охраны авторских прав, является Всемирная (Женевская) конвенция «Об авторском праве» 1952 г., которая была разработана под эгидой ЮНЕСКО. В 1971 г. на дипломатической конференции в Париже в нее были внесены изменения. Права авторов и других обладателей авторских прав, как ука­зано в ст. I Женевской конвенции, должны охраняться постольку, посколь­ку они относятся к произведениям литературы, науки и искусства, включая письменные, музыкальные, драматические, кинематографические произ­ведения, а также произведения живописи, графики и скульптуры. Государ­ства в своем национальном законодательстве вправе расширить этот пере­чень. Однако права на указанные выше категории произведений должны быть защищены их законодательством в обязательном порядке. Конвенция предусматривает охрану прав на выпущенные в свет (опубликованные)

и не выпущенные в свет (неопубликованные) произведения граждан госу- дарств-участников, причем даже в том случае, если это произведение впер­вые было опубликовано на территории страны, не участвующей в Конвен­ции (ст. II).

Женевская конвенция закрепляет принцип национального режима охраны авторских прав иностранцев: опубликованным за рубежом про­изведениям, а также не выпущенным в свет произведениям иностранных авторов стран-участниц в данном государстве предоставляется такая же охрана, которая по его внутреннему законодательству уже предоставле­на произведениям собственных граждан, впервые опубликованным в дан­ной стране. Основное правило Конвенции, которое применяется к опре­делению срока охраны авторского права, так же как и вся Конвенция, базируется на принципе национального режима и заключается в следу­ющем: произведения, на которые распространяются положения Конвен­ции, должны в данном государстве охраняться в течение того же срока, что и произведения национальных авторов. Однако из этого правила есть два исключения: срок охраны авторских прав не может быть меньше одного из четырех вариантов определения минимальных сроков охраны, установленных в Конвенции для определенных случаев; ни одно госу­дарство-участник не обязано охранять произведения иностранных авто­ров, на которые распространяется Конвенция, в течение более длитель­ного периода времени, чем срок, определенный законодательством страны происхождения произведения.

Единственное право автора, которое прямо регламентируется Конвен­цией, — право на перевод (ст.

выпуск его в свет получено, то автору или обладателю его прав должно быть выплачено соответствующее вознаграждение.

Главное различие между Бернской и Женевской конвенциями состоит в том, что первая была направлена на установление относительно однооб­разного правового режима охраны авторских прав в странах-участницах, а вторая обеспечивает защиту авторских прав иностранцев в соответствии с национальным законодательством государств-участников.

Со второй половины XX в. в международном частном праве начала скла­дываться система международных договоров, посвященных охране смеж­ных прав авторов. Первым документом, принятым в этой области, стала Международная конвенция «По охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций» 1961 г. (Римская конвенция).

В 1971 г. в Женеве была подписана Конвенция об охране интересов про­изводителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. В настоящее время ее участниками являются около 60 государств мира, включая Российскую Федерацию. Каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без со­гласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики (ст. 2). При этом Конвенция устанавливает, что государства-участники сами опре-

деляют юридические меры, при помощи которых будет осуществляться такая охрана, из числа следующих: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законода­тельства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уго­ловных санкций (ст. 3). Кроме того, ст. 4 Конвенции оговаривает возмож­ность установления каждым государством-участником при помощи своего национального законодательства определенного срока действия предостав­ляемой охраны. Последний, однако, не может быть меньше двадцати лет начиная либо с конца года, в котором была сделана первая запись фонограм­мы, либо с конца года, когда она была впервые опубликована.

С 1988 г. в России действует Конвенция «О распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники», подписанная 21 мая 1974 г. в Брюсселе. Ее государства-участники взяли на себя обязательства принять меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала теми органами, для кото­рых такой сигнал не предназначается.

Помимо указанных международно-правовых актов универсального ха­рактера, определенную роль в деле охраны авторских и смежных прав иг­рают региональные соглашения. В качестве примера здесь можно привести панамериканскую Конвенцию «О литературной и художественной соб­ственности», подписанную в 1889 г. в Монтевидео, и Соглашение о сотруд­ничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенное государствами — членами СНГ в 1993 г. в Москве.

Единственное право автора, которое прямо регламентируется Конвен­цией, — право на перевод (ст.

MCHPravo.ru : Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП

• отечественным производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства;

Глава 9. Охрана произведений российских авторов за рубежом

§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С развитием культурного обмена между Россией и другими странами, который заметно оживился в последнее время, расширяются масштабы использования произведений российских авторов за рубежом. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы правильного юридического оформления взаимоотношений российских авторов с зарубежными партнерами, а также защиты авторских прав в случае их нарушения. Необходимо учитывать, что правовое регулирование авторских отношений в данной области имеет ряд существенных отличий от их регулирования внутренним законодательством России.
Важной особенностью авторских прав является их строго территориальный характер. Иными словами, по общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, где это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.
Если произведения российских авторов на территории соответствующего иностранного государства не охраняются, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарай’ тирует охрану всех без исключения произведений.
Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, необходимо учитывать, что объем субъектив ных прав авторов определяется не российским законодательством, законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Законодательство большинства стран предоставляет произведениям иностранных авторов национальный режим.
Иными словами, иностранные авторы наделяются той же совокупностью прав, что и авторы, являющиеся гражданами данного государства. Поэтому, например, российские авторы на территории других государств могут пользоваться и такими правами, которых они не имеют на территории России.
Предоставление иностранным авторам того же объема прав, которым пользуются местные авторы (формальная взаимность), является распространенным, но отнюдь не единственным выражением принципа взаимности. Иногда указанный принцип реализуется в форме материальной взаимности, т.е. путем предоставления иностранным авторам такого объема прав, которым они пользуются в своем государстве. Например, законодательство ряда стран содержит специальное правило о сравнении сроков охраны произведений, смысл которого заключается в том, что охрана произведений иностранных авторов в данных странах не может быть более продолжительной, чем в стране происхождения произведения. Так, в соответствии с авторским законодательством Испании срок охраны произведений составляет период жизни автора и 60 лет после его смерти, однако произведения российских авторов будут охраняться лишь в течение жизни авторов и 50 лет после их смерти.

§ 2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ ПО ОХРАНЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Наилучшее условие для обеспечения охраны прав отечественных авторов за рубежом создаются при участии страны в международной системе охраны авторских прав. Как уже указывалось в § 2 главы 2, Российская Федерация в настоящее время участвует почти во всех основных международных конвенциях об охране авторских прав, в частности, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (с 13 марта 1995 г.), во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г. — с 27 мая 1973 г., в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г.), в Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (с 13 марта 1995 г.), а также в Конвенции 1974 г. о Распространении несущих программы сигналов, передаваемых через путники (с 20 января 1989 г.).
Кроме того, Россия является участницей Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г., Которое подписано 11 государствами, ранее входившими в состав СССР, а также связана Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, включенным в 1994 г. с Европейским союзом (СЗРФ. 1998. №16. Ст. 1802.). Наконец, формально сохраняют силу, хотя и не имеют большого практического значения двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав, подписанные еще Советским Союзом с рядом стран, в частности в Австрией Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей Швецией и др.
Из числа конвенций, к которым Российская Федерация пока не присоединилась, следует назвать Международную (Римскую) конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания 1961 г., Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (Текст указанных Конвенций см.: Авторское право и смежные права. Закон, конвея-, договоры и соглашения / Сост. С.А. Судариков. Минск, 1998. С. 131,144,202.) Присоединение России к указанным Конвенциям — вопрос лишь времени, поскольку обязательство РФ подписать данные Конвенции вытекает как из уже заключенного ею Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, так и из Соглашения ТРИПС (торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность) (Текст Соглашения ТРИПС см.: Там же. С. 160.), требования которого должны быть выполнены Российской Федерацией как условие вступления ее во Всемирную торговую организацию.
Последнее Соглашение, заключенное во время Маракешского раунда переговоров о создании Всемирной торговой организации (ВТО) 15 апреля 1994 г., представляет собой наиболее универсальный международный договор в области интеллектуальной собственности. Не подменяя собой правила действующих международных конвенций, Соглашение ТРИПС устанавливает требования, которым должно соответствовать законодательство об интеллектуальной собственности, в том числе авторское право стран — участниц ВТО. Поскольку Российская Федерация намерена вступить в ВТО, данное Соглашение также имеет для нее большое значение.
Среди конвенций, в которых Российская Федерация уже участвует, наиболее важное значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и Всемирная конвенция об авторском праве. Обе Конвенции исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам — гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами-гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия весьма несущественны, так как само участие государства как в одной, так и в другой Конвенциях означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.
Следует отметить, что в настоящее время уровень авторско-правовыx гарантий, требуемый и Бернской, и Всемирной конвенциями, практически совпадает, что, конечно, не означает отсутствия различий между ними. Не вдаваясь в их анализ, который достаточно тщательно проведен в литературе (См., напр.: Международные конвенции об авторском праве: Комментарий. М., 1982; Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. М., 1974; Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978; Он же. Международная охрана авторских прав. М., 1987; Кузнецов М.Н. Охрана авторских прав в международном частном праве. М., 1986 и др.), укажем лишь на то, что хотя присоединение РОССИИ к Бернской конвенции и ратификация редакции 1971 г. Всемирной конвенции произошли практически одновременно, их правила распространяются на разный круг произведений российских авторов. Если Всемирная конвенция в редакции 1971 г. действует лишь в отношении произведений российских авторов, впервые выпущенных в свет после 9 марта 1995 г., то Бернская конвенция должна применяться и к тем российским произведениям, которые были созданы и начали использоваться ранее 13 марта 1995 г. Данное различие вытекает из того, что в отличие от Всемирной конвенции Бернская конвенция действует с обратной силой. В соответствии с пунктом (I) статьи 18 Бернская конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу (для страны, присоединяющейся к Конвенции) не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. В практическом плане это означает, что если произведение российского автора еще продолжает охраняться в России, то хотя бы оно и было выпущено в свет до 13 марта 1995 г., с даты присоединения России к Бернской конвенции оно стало охраняться во всех странах Бернского Союза. Соответственно на территории Российской Федерации с 13 марта 1995 г. стали охраняться многие произведения иностранных авторов, которые ранее правовой охраной не пользовались, при условии, однако, что они не перешли еще в разряд общественного достояния вследствие истечения срока охраны.
Что касается такого специального договора, как Конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, то он действует в отношении России лишь с 13 марта 1995 г. Данная Конвенция почти не содержит норм материального характера и лишь обязывает участвующие в ней государства принять адекватные меры, обеспечивающие как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от распространения среди публики.
Основным обязательством, накладываемым на государства, участвующие в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, является обязанность «принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается (пункт (I) ст. 2). При этом государства-участники свободны в выборе способов исполнения принятого на себя обязательства (Подробнее см.: Матвеев Ю. Г. Международнаяохранаавторских прав. М., 1987. С. 148-159.).
Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего Союза ССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями. Иными словами, государства — участники настоящего Соглашения договорились о применении в отношениях между собой правил Всемирной конвенции в редакции 1952 г., а значит, согласились применять к произведениям авторов других государств национальный режим. Одновременно участники Соглашения заявили о своем намерении предпринять необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм и Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Содержание новых авторских законов государств, входивших ранее в СССР, свидетельствует о том, что большинством стран — участниц Соглашения принятые обязательства уже выполнены (Текст авторских законов некоторых стран СНГ см.: Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост. И. Силонов. М., 1998. С. 213, 237, 298.).
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, которое подписано 24 июня 1994 г. и вступило в силу с 1 декабря 1997 г., одержит обязательство Российской Федерации продолжать «совер-(Ленствование механизмов охраны прав интеллектуальной собственности с целью обеспечения к концу пятого года после вступления настоящего Соглашения в силу уровня защиты, аналогичного уровню, существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения прав» (п. 1 Приложения № 10). Кроме того, с момента вступления в силу настоящего Соглашения Россия должна предоставлять компаниям и физическим лицам Сообщества в отношении признания и охраны прав интеллектуальной собственности режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен ею любой третьей стране по двусторонним соглашениям. Правда, последнее правило не применяется в отношении преимуществ, предоставленных Россией любой третьей стране на основе эффективной взаимности, а также преимуществ, предоставленных Россией другой стране — республике бывшего СССР.

Читайте также:  Уволят ли беременную, когда узнают?

§ 3. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

До недавнего времени российские авторы практически были лишены возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с передачей прав на использование произведений за рубежом. Согласно ч. 3 ст. 478 ГК РФ 1964 г. за иностранными правопреемниками авторов — граждан России авторские права признавались на территории России лишь в случае передачи им этих прав в порядке, установленном законодательством СССР. В соответствии с законодательством СССР право на использование за пределами СССР как ранее публиковавшегося, так и не опубликованного на территории СССР или за его пределами произведения советского автора могло быть предоставлено последним или его правопреемником иностранному пользователю только через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП) (См. п. 2 Устава Всесоюзного агентства по авторским правам, утвержденного конференцией учредителей 20 сентября 1973 г. (Авторское право: Сборник нормативных актов/ Отв. ред. В.А. Сластененко. М., 1985). С. 305-310.). Исключение было сделано для агентства печати «Новости», Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, а также для тех авторов, которые публиковали за рубежом прочитанные там лекции, доклады, выступления на конференциях, съездах, симпозиумах и т.п. Таким образом, договоры с иностранными пользователями произведений российские авторы могли заключать только при посрел, стве ВААП или непосредственно через это агентство.
Существенное ограничение прав авторов в данной области содержали и некоторые типовые авторские договоры. Так, все типовые издательские договоры предусматривали передачу издательству всех правомочий авторов по использованию произведения за рубежом причем указывалось, что данное условие сохраняло силу в течение всего срока действия авторского права на произведение. Если произведение было издано в СССР, для его использования за границей требовалось еще и разрешение советского первопользователя. В случае нарушения указанного выше порядка договор автора или его правопреемника с иностранным пользователем признавался недействительным. В связи с этим права иностранного пользователя не охранялись на территории СССР, а доходы, полученные автором, считались незаконными.
В последующем положение дел в рассматриваемой области коренным образом изменилось. Монополия ВААП, связанная с заключением договоров об уступке авторских прав на использование произведений советских авторов за границей, с 1 января 1991 г. была ликвидирована постановлением Совета Министров СССР от 26 октября 1990 г. «О мерах по демонополизации в области экспорта и импорта авторских прав» (СП СССР. 1990. № 30. Ст. 143.).
Советские авторы и их правопреемники получили право распоряжаться принадлежащими им авторскими правами за границей самостоятельно. В этих целях им была предоставлена возможность заключать договоры об использовании за границей их произведений как самостоятельно, так и при посредничестве ВААП, издательств, специализированных агентств и других организаций, действующих на основе поручений авторов (их правопреемников) и обладающих правом на заключение соответствующих сделок.
Сейчас заниматься такого рода посреднической деятельностью могут практически любые российские организации при условии, что эта деятельность соответствует их уставной правоспособности. За свои услуги по заключению экспортных и импортных договоров в области авторских прав они получают комиссионное вознаграждение, размер которого определяется в договорах с авторами и иными правообладателями.
Действующее российское авторское законодательство вообще не устанавливает каких-либо ограничений или дополнительных условии для передачи прав на использование произведений российских авто ров иностранным пользователям. Договоры с ними заключаются общем порядке и могут подчиняться по выбору сторон российскому или иностранному законодательству. При отсутствии соглашения о подлежащем применению праве применяется российское законодательство в соответствии с правилом, по которому применяется право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее зна-дение для содержания авторского договора.
Размер вознаграждения за использование произведений российских авторов за рубежом определяется авторским договором. Вознаграждение может выплачиваться как в рублях, так и в иностранной валюте. Гонорары, полученные российскими авторами, учитываются в составе их совокупного годового дохода и подлежат налогообложению. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по курсу Центрального банка России, действующему на дату получения дохода. Для устранения двойного налогообложения суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств, учитываются при внесении авторами (их правопреемниками) подоходного налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами России, может превышать сумму налога, подлежащего уплате этими лицами в России. Зачет может быть произведен лишь при условии представления автором (правопреемником) заключения об уплате им налога за пределами России, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Наилучшее условие для обеспечения охраны прав отечественных авторов за рубежом создаются при участии страны в международной системе охраны авторских прав. Как уже указывалось в § 2 главы 2, Российская Федерация в настоящее время участвует почти во всех основных международных конвенциях об охране авторских прав, в частности, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (с 13 марта 1995 г.), во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г. — с 27 мая 1973 г., в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г.), в Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (с 13 марта 1995 г.), а также в Конвенции 1974 г. о Распространении несущих программы сигналов, передаваемых через путники (с 20 января 1989 г.).
Кроме того, Россия является участницей Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г., Которое подписано 11 государствами, ранее входившими в состав СССР, а также связана Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, включенным в 1994 г. с Европейским союзом (СЗРФ. 1998. №16. Ст. 1802.). Наконец, формально сохраняют силу, хотя и не имеют большого практического значения двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав, подписанные еще Советским Союзом с рядом стран, в частности в Австрией Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей Швецией и др.
Из числа конвенций, к которым Российская Федерация пока не присоединилась, следует назвать Международную (Римскую) конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания 1961 г., Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (Текст указанных Конвенций см.: Авторское право и смежные права. Закон, конвея-, договоры и соглашения / Сост. С.А. Судариков. Минск, 1998. С. 131,144,202.) Присоединение России к указанным Конвенциям — вопрос лишь времени, поскольку обязательство РФ подписать данные Конвенции вытекает как из уже заключенного ею Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, так и из Соглашения ТРИПС (торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность) (Текст Соглашения ТРИПС см.: Там же. С. 160.), требования которого должны быть выполнены Российской Федерацией как условие вступления ее во Всемирную торговую организацию.
Последнее Соглашение, заключенное во время Маракешского раунда переговоров о создании Всемирной торговой организации (ВТО) 15 апреля 1994 г., представляет собой наиболее универсальный международный договор в области интеллектуальной собственности. Не подменяя собой правила действующих международных конвенций, Соглашение ТРИПС устанавливает требования, которым должно соответствовать законодательство об интеллектуальной собственности, в том числе авторское право стран — участниц ВТО. Поскольку Российская Федерация намерена вступить в ВТО, данное Соглашение также имеет для нее большое значение.
Среди конвенций, в которых Российская Федерация уже участвует, наиболее важное значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и Всемирная конвенция об авторском праве. Обе Конвенции исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам — гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами-гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия весьма несущественны, так как само участие государства как в одной, так и в другой Конвенциях означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.
Следует отметить, что в настоящее время уровень авторско-правовыx гарантий, требуемый и Бернской, и Всемирной конвенциями, практически совпадает, что, конечно, не означает отсутствия различий между ними. Не вдаваясь в их анализ, который достаточно тщательно проведен в литературе (См., напр.: Международные конвенции об авторском праве: Комментарий. М., 1982; Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. М., 1974; Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978; Он же. Международная охрана авторских прав. М., 1987; Кузнецов М.Н. Охрана авторских прав в международном частном праве. М., 1986 и др.), укажем лишь на то, что хотя присоединение РОССИИ к Бернской конвенции и ратификация редакции 1971 г. Всемирной конвенции произошли практически одновременно, их правила распространяются на разный круг произведений российских авторов. Если Всемирная конвенция в редакции 1971 г. действует лишь в отношении произведений российских авторов, впервые выпущенных в свет после 9 марта 1995 г., то Бернская конвенция должна применяться и к тем российским произведениям, которые были созданы и начали использоваться ранее 13 марта 1995 г. Данное различие вытекает из того, что в отличие от Всемирной конвенции Бернская конвенция действует с обратной силой. В соответствии с пунктом (I) статьи 18 Бернская конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу (для страны, присоединяющейся к Конвенции) не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. В практическом плане это означает, что если произведение российского автора еще продолжает охраняться в России, то хотя бы оно и было выпущено в свет до 13 марта 1995 г., с даты присоединения России к Бернской конвенции оно стало охраняться во всех странах Бернского Союза. Соответственно на территории Российской Федерации с 13 марта 1995 г. стали охраняться многие произведения иностранных авторов, которые ранее правовой охраной не пользовались, при условии, однако, что они не перешли еще в разряд общественного достояния вследствие истечения срока охраны.
Что касается такого специального договора, как Конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, то он действует в отношении России лишь с 13 марта 1995 г. Данная Конвенция почти не содержит норм материального характера и лишь обязывает участвующие в ней государства принять адекватные меры, обеспечивающие как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от распространения среди публики.
Основным обязательством, накладываемым на государства, участвующие в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, является обязанность «принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается (пункт (I) ст. 2). При этом государства-участники свободны в выборе способов исполнения принятого на себя обязательства (Подробнее см.: Матвеев Ю. Г. Международнаяохранаавторских прав. М., 1987. С. 148-159.).
Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего Союза ССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями. Иными словами, государства — участники настоящего Соглашения договорились о применении в отношениях между собой правил Всемирной конвенции в редакции 1952 г., а значит, согласились применять к произведениям авторов других государств национальный режим. Одновременно участники Соглашения заявили о своем намерении предпринять необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм и Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Содержание новых авторских законов государств, входивших ранее в СССР, свидетельствует о том, что большинством стран — участниц Соглашения принятые обязательства уже выполнены (Текст авторских законов некоторых стран СНГ см.: Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост. И. Силонов. М., 1998. С. 213, 237, 298.).
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, которое подписано 24 июня 1994 г. и вступило в силу с 1 декабря 1997 г., одержит обязательство Российской Федерации продолжать «совер-(Ленствование механизмов охраны прав интеллектуальной собственности с целью обеспечения к концу пятого года после вступления настоящего Соглашения в силу уровня защиты, аналогичного уровню, существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения прав» (п. 1 Приложения № 10). Кроме того, с момента вступления в силу настоящего Соглашения Россия должна предоставлять компаниям и физическим лицам Сообщества в отношении признания и охраны прав интеллектуальной собственности режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен ею любой третьей стране по двусторонним соглашениям. Правда, последнее правило не применяется в отношении преимуществ, предоставленных Россией любой третьей стране на основе эффективной взаимности, а также преимуществ, предоставленных Россией другой стране — республике бывшего СССР.

Читайте также:  Жалобы на управляющие компании в Санкт-Петербурге

Интеллектуальная собственность. Правовое обеспечение

Законодательство РФ в сфере защиты интеллектуальной собственности

Законодательство РФ в области защиты ИС состоит из Конституции РФ (ст. 44), международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, федеральных законов и актов. Гражданско -правовая защита ИС предусмотрена частью 4 Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.2008г. на основании Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» от 18.12.2006 № 231-ФЗ.

Согласно ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность — это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Виды интеллектуальных прав принято классифицировать на:

  • авторское право;
  • права, смежные с авторскими;
  • патентное право;
  • нетрадиционные объекты ИС (производственные секреты, топология микросхем и прочее);
  • средства индивидуализации юридических лиц (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак);
  • единая технология (технические данные).

Интеллектуальные права делятся на три вида (ст. 1226 ГК РФ):

  1. Имущественные права. Они ассоциируются с автором, их можно продавать на основании договора. К категории имущественных прав относится исключительное право, которое включает права: пользоваться продуктом интеллектуальной деятельности (далее — ПИД) (ст. 1229 ГК РФ); распоряжаться ПИД (ст. 1233 ГК РФ); позволять пользоваться ПИД (ст. 1233 ГК РФ); защищать ПИД (ст. 1252 ГК РФ).
  2. Личные неимущественные права. Они неотделимы от личности автора, включают права на авторство, имя (ст. 1228 Кодекса). Передача прав иному лицу не допускается.
  3. Иные личные неимущественные права возникают в отношении различных видов объектов права. Это права: следования (ст. 1293 ГК РФ), на патент (ст. 1357 ГК РФ), доступа (ст. 1292 ГК РФ), на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

Интеллектуальная собственность подразделяется на две основные сферы прав: авторское право и смежные с авторскими права и промышленная собственность.

В категорию авторского права входят произведения искусства или науки, а также компьютерные программы. Смежные права — права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам и прочим объектам ИС, ставшим общественным достоянием.

Промышленная собственность — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов ИС. Включает в себя:

  • патентную собственность, которая охраняет объекты ИС;
  • права на средства индивидуализации, которые распространяются на фирменные наименования и коммерческие названия компаний, товарные знаки, названия мест происхождения товаров;
  • секреты производства, которыми признаются любые сведения об объектах ИС в научно- технической сфере и способах их применения.

Регулятором в сфере интеллектуальной собственности в России является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), которая осуществляет функции:

  • регистрации изобретений (объектов) и договоров в отношении объектов ИС;
  • правовую защиту интересов государства в этой сфере;
  • контроль и надзор в сфере охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций осуществляющих научно-исследовательские работы в данной сфере.

Для того чтобы защитить права на объект ИС, необходимо зарегистрировать право, в противном случае признание права возможно не иначе как на основании судебного решения.

Правовое обеспечение интеллектуальной собственности

В правовом обеспечении ИС различают охрану прав и их защиту. Охрана прав представляет собой общий правовой порядок в сфере ИС, закрепленный в нормативных актах, осуществляемый во внесудебном и судебном порядке. К внесудебной форме защиты относится самозащита, установленная автором в договоре, заключенном между правообладателем и приобретателем права ИС. К судебным формам защиты относятся гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты.

Самозащита интеллектуальной собственности в договоре

Личные неимущественные права неотделимы от личности автора, и их передача не допускается. Переход имущественных прав от правообладателя к иному лицу возможен. Правообладатель имущественных прав вправе передать авторские права на основании гражданско-правового договора (ст. 1233 ГК РФ). Уступка прав на ИС происходит по договору отчуждения исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), а передача авторского права на время путем предоставления права использования ИС другому лицу происходит согласно гражданско-правовым договорам: отчуждения (ст. 1234 ГК РФ), лицензионных (ст. 1238 ГК РФ), трудовых (ст. 1288 ГК РФ), по государственному (муниципальному) контракту (ст. 1298 ГК РФ).

Административно-правовая защита интеллектуальной собственности

Реализация этой формы защиты осуществляется в короткие сроки. Административная защита является необходимой на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 02.08.2019 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

Административной ответственности за совершение нарушений авторских и смежных прав подлежат следующие правонарушения:

  • нарушение авторских и смежных прав, изобретательских прав (ст. 7.12 КоАП РФ);
  • нарушение установленного порядка патентования (ст. 7.28 КоАП РФ);
  • продажа товаров, выполнение работ ненадлежащего качества (ст. 14.4 КоАП РФ);
  • продажа товаров, выполнение работ при отсутствие ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ);
  • обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ);
  • незаконное использование средств индивидуализации товаров (ст. 14.10 КоАП РФ);
  • незаконное перемещение через таможню товаров и ТС (ст. 16.1 КоАП РФ) и прочее.

При обеспечении правовой защиты ИС, установленной КоАП РФ, необходимо отметить проблемы, усложняющих правовое регулирование: пассивное отношение авторов и правообладателей к защите прав на ИС, отсутствие методики расчетов убытков при нарушении прав на ИС, отсутствие в законе понятия «контрафактная продукция», неэффективность административно-правовых санкций, отсутствие борьбы с «пиратством».

Решение указанных проблем требует внесения изменений в административное законодательство, чтобы санкции за нарушение прав приобрели превентивное значение.

Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности

Такую форму защиты права на объект ИС используют для восстановления нарушенного права в суде. В гражданском законодательстве выделяют две группы защиты прав на ИС: универсального характера, применяемая для защиты не только права на объект ИС, но и иного субъективного права (ст. 12 ГК РФ), и направленная исключительно на объекты ИС.

Статья 12 ГК РФ предусматривает следующие способы защиты прав на ИС в суде:

  • признание права авторства (ст. 1252, 1265 ГК РФ);
  • восстановление положения существовавшего до нарушения права (ст. 301 ГК РФ);
  • возмещение убытков (ст. 1300, 1301 ГК РФ);
  • принуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 308.3, 396 ГК РФ);
  • компенсация морального вреда (ст. 151, 1251 ГК РФ);
  • изъятие материалов, используемых для нарушения прав (ст. 1252 ГКРФ);
  • прекращение или изменение правоотношений (ст. 450, 451 ГК РФ);
  • публикация решения суда о допущенном нарушении (ч. 1 ст. 1252 ГК РФ);
  • принятие иных мер, предусмотренных законодательством РФ (ст. 1231 ГК РФ).

При обеспечении правовой защиты ИС необходимо отметить следующие спорные моменты гражданско-правовой защиты прав на ИС в судебном порядке. Критерии оценки ИС отсутствуют. Законом также не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения прав на ИС (ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ). В связи с этим защита прав на ИС зависит от сложившейся судебной практики в конкретном регионе. Исходя из сложившейся судебной практики и разъяснений Верховного суда РФ, критериями оценки прав на ИС являются новизна и оригинальность. Например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.06.2017г. по делу № А56-23644/2016, согласно которого суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции в части того, что суд апелляционной инстанции установил, что Соглашение не отвечает признакам произведения, как объекта авторского права (новизны, творческого характера создания произведения, оригинальность (уникальность, неповторимость) произведения, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.

Таким образом, если создатель сможет доказать в суде авторство и объект ИС, созданный творческим трудом, обладает признаками новизны и оригинальности, то суд признает за ним право на ИС. Если же автор (создатель, правообладатель) не докажет свое право, то суд откажет в иске. Вот о таком судебном споре из своей практики расскажу.

Судебный спор

Аркадий давно работает в рекламном агентстве фотографом, иногда подрабатывает на стороне. В прошлом году директор компании, с которым Аркадий знаком много лет, предложил подработку в виде изготовления фотографий города Тобольска для изготовления настольного календаря на 2019 год. Договорились об условиях выполнения заказа. Договор заключать не стали, но заказ оформили письменной заявкой. Фотографии Аркадий сделал быстро и также передал через курьера, взяв расписку. Деньги должны были быть перечислены на банковскую карту. Ни завтра, ни позже деньги не поступили. Аркадий перезвонил, и ему ответили, что от календаря директор отказался, а фотографии уничтожены. В начале 2019 года Аркадий по служебным делам заехал в одну из строительных компаний, где на стене за креслом директора увидел красочный настенный календарь со своими фотоснимками. Календарь ему не отдали, но фото страниц календаря сделать разрешили. Так Аркадий узнал типографию, где фотоснимки напечатаны, и заказчика. Оказалось, что фотографии заказчик не уничтожил, а заказал календари для дальнейшего использования.

Досудебный порядок

Я собрал доказательства: заявку на осуществление съемки, расписку в получении фотоснимков, скриншот переписки, TIFF-файл со всеми слоями, подтверждающий творческую работу над фото, свидетельские пояснения, доказательства изготовления календарей, отчет специалиста и подал исковое заявление в суд.

Судебное решение и способы защиты в суде

Суд первой инстанции в иске отказал в связи с недоказанностью факта, по причине непредставления в суд фотоаппарата, с помощью которого были изготовлены фотоснимки. Не согласившись, я обжаловал судебное решение в суде апелляционной инстанции. Судебная коллегия областного суда рассмотрела дело, установила, что суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о недоказанности факта. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что между истцом и ответчиком не заключен договор авторского заказа. В итоге судебная коллегия областного суда отменила решение суда первой инстанции и вынесла судебное решение о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за нарушение имущественных прав и морального вреда, а также взыскала с ответчика судебные траты и издержки.

Приведенный пример из моей судебной практики показывает, что доказать авторство в суде достаточно сложно. Вероятность выигрыша увеличится, если Вы выберете надлежащий способ защиты нарушенного права и представите суду надлежащие доказательства:

  1. Доказательства факта нарушения прав автора на объект ИС. Например, Решение АС Новосибирской области от 14 мая 2018 года по делу № А45-33318/2017.
  2. Доказательства принадлежности исключительных прав истцу. Например, Решение АС Кемеровской области от 28 мая 2019 года по делу № А27-3997/2019.
  3. Доказательства фиксации надлежащим образом нарушения права истца. Например, Решение АС Омской области от 20 июня 2019 года по делу № А46-2212/2019 и прочее.

Вместе с тем основным способом защиты нарушенного права в суде является создание 01.02.2013г суда по интеллектуальным правам — специализированного арбитражного суда, рассматривающего дела по спорам, связанными с защитой интеллектуальных прав (ст. 43.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», ч. 4 ст. 34 АПК РФ). Кроме того, суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции пересматривает дела, которые были рассмотрены судами первой инстанции, а также дела, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами, а также проверяет законность и обоснованность административных актов (ч. 3 ст. 274 АПК РФ).

Вместе с тем, если установлено наличие вины и в действиях нарушителя имеется состав преступления, то автор вправе прибегнуть к уголовно-правовой защите права.

Уголовно-правовая защита прав интеллектуальной собственности

Специфика совершения данной категории преступлений заключается в том, что предметом присвоения (незаконного использования) прав на ИС является не конкретная вещь, а абстрактная категория права на объект ИС: имя, произведение, изобретение и прочее. Преступный результат при хищении состоит в причинении автору (правообладателю) материального ущерба, размер которого определяется стоимостью изъятого имущества. При оценке размера ущерба в случаях нарушения прав ИС учитываются понесенные автором убытки, а также упущенная выгода, которая была бы получена при реализации произведения ИС. В большинстве случаев цифру может указать только судебная экспертиза, которая назначается на основании ходатайства (ст.195 УПК РФ).

Однако не все так однозначно. С одной стороны, термин «убытки правообладателя как объект оценки» не нашел отражения ни в Федеральном законе 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», ни в Федеральных стандартах оценки, ни в положениях Национального Совета по оценочной деятельности (НСОД), ни в стандартах СРО оценщиков. С другой стороны, убытки и вина нарушителя, а также причинно-следственная связь между совершенным деянием и убытками должны быть доказаны истцом. В связи с изложенным, полагаю, что только после всестороннего анализа обстоятельств дела можно определить какое решение является правильным: обратиться в суд за возмещением понесенных убытков или же просить суд взыскать компенсацию. И здесь следует обратиться к практике суда по интеллектуальным правам. Суд неоднократно разъяснял в судебных решениях о том, что наличие убытков является лишь одним из факторов, влияющих на размер взыскиваемой компенсации, но никак не основанием ее взыскания. По мнению суда, компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (п. 3 ст. 1252, ст. 1301 ГК РФ) (Постановление суда по интеллектуальным правам от 11.06.2014 № С01-385/2014 по делу № А43-8973/2013).

Уголовно – правовая защита ИС осуществляется в отношении нарушения авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), нарушения изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (ст. 180 УК РФ), незаконного получения и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую тайну (ст. 183 УК РФ).

Проблема привлечения виновных за совершение преступлений в отношении прав на ИС в том, что действующее уголовное законодательство РФ не позволяет правоохранительным органам эффективно бороться с преступлениями в сфере ИС по причине отнесения данной категории дел к преступлениям небольшой тяжести. Например, Приговор Кировского районного суда г. Томска от 30.11.2017 по делу № 1-487/2017, согласно которому обвиняемый, действуя вопреки воле правообладателей без соответствующих договора и разрешения, с целью получения прибыли, из корыстной заинтересованности, незаконно использовал объекты авторского права: компьютерную программу для ЭВМ CorelDRAW Graphics Suite Х7, стоимостью 36 905 рублей и программу Компас -3D версии 16.1.10 стоимостью 110 000 рублей, всего на общую сумму 146 905 рублей, что является крупным размером. В итоге обвиняемый был осужден по ч. 2 ст. 146, ч. 2 ст. 272, ч. 2 ст. 273 УК РФ, и ему назначено наказание:

  • по ч. 2 ст. 146 УК РФ в виде 4 месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработка;
  • по ч. 2 ст. 272 УК РФ в виде 1 года исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработка;
  • по ч. 2 ст. 273 УК РФ в виде 6 месяцев лишения свободы.
Читайте также:  Мотив в уголовном праве: что это такое, виды

На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ окончательное наказание назначено путем поглощения менее строгого наказания более строгим в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев. На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком 1 год.

Из приведенного примера видно, что незначительная мера наказания, предусмотренная за преступления в сфере ИС, высокая прибыль правонарушителей, минимальный риск задержания и судебного преследования приводят к тому, что количество преступлений в сфере незаконного присвоения и использования интеллектуальной собственности растет, в результате автор (правообладатель) несет убытки и моральный вред.

Вывод

В условиях современного развития права ИС нуждается в эффективной правовой защите. Лица, незаконно использующие чужую ИС, не только причиняют значительный материальный ущерб авторам (правообладателям), извлекая доходы, но и нарушают права и законные интересы общества и государства, подрывают основополагающие принципы экономики. Сложность доказывания данной категории дел в судах, незначительная мера наказания, предусмотренная за преступления в сфере ИС, несомненно, требует внесения изменений в действующее законодательство, чтобы санкции за нарушение прав на интеллектуальную собственность приобрели превентивное (предупреждающее) значение.

  • авторское право;
  • права, смежные с авторскими;
  • патентное право;
  • нетрадиционные объекты ИС (производственные секреты, топология микросхем и прочее);
  • средства индивидуализации юридических лиц (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак);
  • единая технология (технические данные).

Международные знаки охраны авторских и смежных прав. Международно-правовая охрана авторских прав. Национальность объекта авторского права.

В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве

Введен специальный знак охраны авторских прав в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения.

Конвенция исходит из принципа национального режима:

1. Выпущенные в свет произведения граждан любого государства-участника, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на его территории.

2. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.

3. Любое государство-участник может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам лиц без гражданства, постоянно проживающих на его территории.

Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора — исключительное право автора на перевод и переиздание своего произведения. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система.

Автор утрачивает исключительное право на перевод, если он в течение семи лет не воспользовался этим правом. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование — применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.

Знак правовой охраны смежных прав

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение, вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Субъектами смежных прав по российскому законодательству являются следующие категории правообладателей:

1. исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);

2. производители фонограмм (изготовители фонограмм);

3. организации эфирного или кабельного вещания;

4. изготовители баз данных;

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.

Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач

Международная охрана смежных прав

Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трём категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 году Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания («Римской конвенции»).

В отличие от большинства международных конвенций, которые как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римская конвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о смежных правах и принять их.

Со времени принятия Конвенции в 1961 году множество государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к смежным правам настолько, что их внутреннее законодательство «превысило» минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.

Одной из самых крупных международных реакцией на всё возрастающие потребности в правовой охране смежных прав стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 года. В нём предусматривалось предоставление дополнительной охраны имущественных и неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года. Для России ДИФ вступил в силу с 5 февраля 2009 года.

Знак охраны авторского права

Статьей 1271 ГК РФ предусматривается, что для целей оповещения о своих правах правообладатель может использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.

Использование знака охраны авторских прав является правом, а не обязанностью правообладателя.

Положения о возможности использования знака охраны авторских прав (с) появились в российском законодательстве вследствие традиции, заложенной нормами Всемирной конвенции об авторском праве.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Международные знаки охраны авторских и смежных прав. Международно-правовая охрана авторских прав. Национальность объекта авторского права.

Международные знаки охраны авторских и смежных прав. Международно-правовая охрана авторских прав. Национальность объекта авторского права.

Международные знаки охраны авторских и смежных прав. Международно-правовая охрана авторских прав. Национальность объекта авторского права.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Законодательство

На территории Российской Федерации действуют исключительные права объекты интеллектуальной собственности, установленные Гражданским кодексом РФ и международными договорами:

«Соглашение о международной регистрации знаков», заключено в Мадриде 14.04.1891;

«Парижская «Конвенция по охране промышленной собственности» 1883 г.;

«Стокгольмская «Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности» 1967 г.;

«Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков», Ницца, 15.06.1957 г.;

«Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886;

«Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм», Женева, 29.10.1971 г.;

«Всемирная конвенция об авторском праве, пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года» и другими.

«Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков», Ницца, 15.06.1957 г.;

Виды свидетельств

В некоторых случаях свидетельство может оформляться несколько раз в зависимости от обстоятельств смерти: для этого на документе ставят одну из возможных пометок:

  • Предварительное – для точного установления причины смерти необходимо провести другие исследования или получить дополнительные сведения; тем не менее, это не является основанием в отказе выдачи предварительного свидетельства. Обратите внимание, что не позднее 45 дней должно быть выдано другое свидетельство с пометкой “взамен предварительного” или “взамен окончательного”.
  • Окончательное – причина смерти точно установлена, дополнительных мероприятий не требуется.
  • Взамен предварительного – ставится на новом свидетельстве, выдаваемого вместо документа с пометкой “предварительное” после установления точной причины смерти.
  • Взамен окончательного – если уже был выдан документ с отметкой “окончательное”, но потом обнаружились ошибки в причине смерти, выдается новое свидетельство с данной пометкой.

По большому счету, документы с пометками “взамен…” нужны в первую очередь органам государственной статистики, вам же для практического использования подойдет свидетельство с любой пометкой – все они юридически равноценны.

При получении свидетельства проверьте правильность его заполнения: в случае ошибок оно будет недействительно, и вам придется получать его заново, когда времени до похорон уже не остается. О порядке заполнения свидетельства о смерти мы расскажем далее на этой странице.

Как зарегистрировать смерть

“>установлении факта смерти или Признание человека умершим

Где получают?

Регистрация смерти оформляется в органах ЗАГС. Месторасположение органа ЗАГС, который выдает свидетельство о смерти, определяется по месту ее регистрации:

  • По адресу прописки покойного или месту жительства родственников.
  • По месту, где было найдено тел или наступила смерть.
  • По месту расположения организации, выдавшей свидетельство о смерти или по суду, который вынес решение о смерти.
  • При смерти в пути – ближайший ЗАГС по месту снятия пассажира с транспортного средства.
  • При смерти в экспедиции или турпоходе – в органе ЗАГС ближайшего к месту гибели населенного пункта.

При оформлении свидетельства о смерти вы можете попросить выдать справку № 33, нужную для социальной помощи по погребению.

После прохождения регистрации смерти и подачи документов ЗАГС записывает акт смерти и выдает свидетельство о смерти. В нем содержатся:

  • ФИО, дата и место рождения и смерти.
  • Номер акта.
  • Место регистрации факта смерти.
  • Дата выдачи и составления свидетельства.

Если дату смерти установил суд, то ей считается дата, когда суд вынес решение или оно вступило в законную силу.
Свидетельство о смерти подписывается оформившим лицом и руководителем органа ЗАГС, удостоверяется печатью. Выдается в день обращения, госпошлина за получение бланка не уплачивается.


После прохождения регистрации смерти и подачи документов ЗАГС записывает акт смерти и выдает свидетельство о смерти. В нем содержатся:

Как получить копию (дубликат) медицинского свидетельства о смерти?

Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2009 N 14-6/10/2-178 «О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти», в случае утери медицинского свидетельства лицом, его получившим, на основании его письменного заявления составляется новое медицинское свидетельство с пометкой в правом верхнем углу «дубликат» на основании находящейся на хранении медицинской документации.

При этом необходимо отметить, что получить дубликат медицинского свидетельства о смерти может либо человек, получивший ранее оригинал медицинского свидетельства, либо близкие родственники (наследники) покойного, способные подтвердить родство с умершим.

Выдача дубликата медицинского свидетельства строго определенному кругу лиц объясняется необходимостью соблюдения врачебной тайны и конфиденциальности персональных данных. Дело в том, что в соответствии со ст. 13 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и являются персональными данными, не подлежащими разглашению. Однако согласно ч. 7 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», «в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни».

  • непосредственная причина (как правило, осложнения основного заболевания, указанного в «первоначальной причине смерти»);
  • промежуточная причина;
  • первоначальная причина (болезнь или травма, вызвавшая цепь событий, непосредственно приведших к смерти; обстоятельства несчастного случая или акта насилия, которые вызвали смертельную травму);
  • внешняя причина при травмах (отравлениях).

Как получить медицинское свидетельство о смерти?

Чтобы получить данный медицинский документ, необходимо обратиться в те учреждения, которые занимаются их оформлением и выдачей.

Кто выдает медицинское свидетельство о смерти? Оформляется свидетельство следующими лицами:

  • Участковыми врачами в поликлиниках;
  • Врачами-патологоанатомами в морге;
  • Судебно-медицинскими экспертами на основании проведенной экспертизы.

В Москве участковым врачам запрещено выдавать медицинские свидетельства. Они выдаются только в регистратуре морга, куда поступил труп.

Родственники умершего могут отказаться от проведения вскрытия, если только не требуется обязательное проведение судебно-медицинской экспертизы. Свое нежелание они должны оформить заявлением, и подать его в патологоанатомическое отделение.

Чтобы получить свидетельство требуется на следующий день после поступления тела в морг, представить в регистратуру паспорт покойного и его полис, а также документ, удостоверяющий личность получателя свидетельства.

Если невозможно предоставить паспорт покойного, необходимо вместо него представить выписку из домовой книги по месту прописки умершего.

Для этого лицу, желающему получить копию, требуется подать соответствующее заявление. Ему будет выдана копия свидетельства с пометкой «дубликат».

Какие данные внесены в свидетельство

ФИО покойного, гражданство, дата и место смерти. А также дата составления свидетельства, номер соответствующей актовой записи, полное наименование органа ЗАГСа, зарегистрировавшего смерть. Получая, документ нужно его тщательно вычитать, проверяя правильность дат, информацию о месте смерти, наличие гербовой печати, визы должностных лиц. Внесение изменений и зачеркиваний категорически запрещено.

ФИО покойного, гражданство, дата и место смерти. А также дата составления свидетельства, номер соответствующей актовой записи, полное наименование органа ЗАГСа, зарегистрировавшего смерть. Получая, документ нужно его тщательно вычитать, проверяя правильность дат, информацию о месте смерти, наличие гербовой печати, визы должностных лиц. Внесение изменений и зачеркиваний категорически запрещено.

Бланк документа

Внесены исправления в

Что указано в свидетельстве

Справка из загса о смерти содержит информацию об усопшем, а именно:

  • место кончины;
  • дата;
  • ФИО;
  • гражданство погибшего;
  • дата рождения;
  • отметка соответствующего органа.

Помимо этого, здесь указан день, когда эта бумага была выдана на руки.

Все эти данные оформляются на бланке в машинном виде, где нанесены водяные знаки, подтверждающие оригинальность. Если с получением оригинала все более менее понятно, то как получить дубликат свидетельства о смерти родственника?

Бланк свидетельства о смерти


Чаще всего, срок на получение в действующих на время запроса органах составляет одни сутки. Но порой люди задаются вопросом — как получить копию свидетельства о смерти, и сколько времени это займет? На самом деле для осуществления этой процедуры потребуется такое же количество времени и практически аналогичные документы.

Добавить комментарий