Решение о согласовании перепланировки квартиры

Куда подавать документы для получения решения о согласовании перепланировки жилого помещения в Москве?

Подготовленный пакет документов подается в центр госуслуг «Мои документы» или через официальный сайт Мэра Москвы (в этом случае отправляются скан-копии всех документов, а индивидуальный проект перепланировки и техническое заключение заверяются электронными подписями авторов, в ином случае проектную документацию нужно будет предоставить в МФЦ в бумажном виде в течение 5 рабочих дней с момента регистрации запроса).

Правда, в некоторых случаях Мосжилинспекция принимает решение об отказе в согласовании перепланировки с мотивировкой. Отказ выдается в случае, если:

Решение о согласовании перепланировки квартиры

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 апреля 2005 года N 266

(с изменениями на 21 сентября 2005 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2005 года N 578.
____________________________________________________________________

На основании статей 26 и 28 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые:

форму заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения;

форму документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

“___” __________ 200_ г. ___________________ ___________________________

Виды перепланировки помещения

Визуально расширить нужное пространство, объединить гостиную с кухней для удобства, сделать размещение труб и сантехники практичным — всех этих целей можно достичь, сделав переустройство жилого помещения.

Узаконить переустройство жилья с госорганами в Балашихе можно бесплатно, оплатив только формирование проекта перепланировки.

Важно: Изменять план помещения можно, только опираясь на Жилищный кодекс (изменения от 22 января 2019 года) и Постановление Правительства РФ (ПП-№508 «Об организации переустройства/перепланировки жилых/нежилых помещений в многоквартирных жилых домах»)

Разрешенные виды перепланировки:

  • Расширение пространства ванной или туалета с использованием площади прихожей (нужно учесть требование к уровню напольного покрытия, которое в санузле должно быть на 3 см ниже).
  • Размещение нового трубопровода и перемещение водоподающих стояков (но важно оставить прежним угол слива).
  • Создание единого пространства из гостиной и кухни, если в кухне электроплита, а не газ.
  • Расширение площади лоджии путем устройства арки до 1 метра в ширину.

Запрещенные виды перепланировки:

  • Создание единого пространства гостиной и кухни с газовой плитой.
  • Увеличение пространства лоджий с присоединением площади жилых помещений.
  • Демонтирование несущих конструкций и стен.
  • Присоединение коммуникаций теплого пола к общедомовому теплоснабжению.
  • Перемещение ванны или туалета в спальню, гостиную и другие комнаты.
  • Установка батареи общедомового отопления на балконном пространстве.

Узаконить переустройство жилья с госорганами в Балашихе можно бесплатно, оплатив только формирование проекта перепланировки.

Для чего нужна перепланировка и зачем ее согласовывать

Жилищный кодекс РФ, в частности его четвертая глава, определяет перепланировку квартиры как изменение ее конфигурации, результаты которого вносятся в технический паспорт [1] . Не стоит путать перепланировку с переустройством, которое предполагает лишь замену, перенос или установку инженерных сетей, электрооборудования, ванн, раковин.

В процессе перепланировки, если она проведена грамотно, улучшаются условия проживания и повышается функциональность квартиры, но все изменения в обязательном порядке должны быть согласованы в жилищной инспекции. Зачем? Чтобы самовольно произведенные перепланировочные работы не повлекли за собой нарушение конструкции здания или ухудшение состояния остальных квартир в доме. Согласования требуют несколько видов перепланировочных мероприятий, а именно:

  • изменения в несущих стенах: заделка проемов в них или, наоборот, обустройство новых;
  • перенос санузлов, уменьшение или увеличение их площади;
  • перенос кухни на новое место или обустройство кухни-ниши;
  • изменения конструкции пола;
  • монтаж лестниц с изготовлением проемов в перекрытиях;
  • обустройство новых межквартирных проемов для объединения квартир;
  • возведение перегородок в квартире в многоквартирном доме;
  • обустройство антресоли (при условии, что ее площадь занимает не более 40% от площади помещения, в котором она будет располагаться, то есть комнаты или санузла, если же площадь больше, согласовать антресоль не получится);
  • возведение перегородок в домах с деревянными перекрытиями.

Для проведения некоторых работ согласование не требуется, например, это касается установки встроенных шкафов или замены остекления на балконе. Само собой, не нужно согласовывать косметический ремонт, поскольку в плане квартиры это не отображается.

В то же время монтаж и демонтаж перегородок, их перенос можно согласовывать в упрощенном порядке — не по проекту, а по эскизу. Это возможно, если стены не несущие, в доме бетонные перекрытия, не передвигается газовая плита, то есть нет таких работ, которые обязательно согласовывать по проекту.

Но далеко не все работы могут быть узаконены, и их перечень тоже нужно знать, чтобы принимать решение о перепланировке. Нельзя согласовать:

  • объединение комнаты и кухни, если последняя газифицирована;
  • демонтаж несущих конструкций (он возможен лишь частично после обследования);
  • объединение жилой комнаты и неотапливаемого помещения, например лоджии;
  • вынос батареи отопления на лоджию или балкон;
  • демонтаж общедомовой вентиляции;
  • объединение жилых помещений и чердака;
  • снос переливного порога в ванной и уборной: этот порог защищает прочие помещения от возможного затопления;
  • расширение так называемых «мокрых» зон за счет площади жилых комнат.

Запрет на эти «преобразования» обусловлен тем, что они могут не просто создать проблемы для жильцов соседних квартир, но и отрицательно сказаться на общей устойчивости конструкции здания.

Но далеко не все работы могут быть узаконены, и их перечень тоже нужно знать, чтобы принимать решение о перепланировке. Нельзя согласовать:

Какие документы нужны для согласования перепланировки квартиры

Чтобы получить разрешение на перепланировку, потребуется запастись целым пакетом документов, в числе которых:

  • заявление на перепланировку (заполняется в МФЦ);
  • договор социального найма или документы о праве собственности на квартиру, а именно — выписка из ЕГРН, которую также можно получить в МФЦ;
  • технический паспорт или поэтажный план и экспликация на квартиру, полученные в БТИ;
  • проект перепланировки и техническое заключение;
  • нотариально заверенное согласие всех собственников квартиры, однако если документы на перепланировку подаются совместно с другими собственниками, согласие не требуется.

В заявлении на перепланировку должны быть указаны фамилия, имя и отчество заявителя, местонахождение квартиры, упоминание о наличии проекта, дата и подпись ответственного лица.

Перепланировка, сделанная без согласования, считается незаконной, поскольку конфигурация помещения не соответствует той, которая указана в документации БТИ. Такую квартиру невозможно ни подарить, ни заложить, ни передать в наследство, продажа в ипотеку становится невозможной, а при совершении сделки за наличные риэлтеры существенно занизят ее цену.

Получение разрешительного документа

Чтобы претендовать на получения разрешения, связанного с непосредственным производством ремонтных работ, нужно в первую очередь оформить:

  • техпаспорт с внесенными изменениями. Он оформляется в БТИ в течение 10 дней;
  • правоустанавливающий документ на квартиру;
  • проект перепланировки с обязательным допуском саморегулируемой организации;
  • разрешительный документ в МФЦ, на подготовку которого может уйти до 1 месяца. Полученное разрешение будет действительно в течение 12 месяцев.

После проверки этого акта специалистом документ подписывается руководителем Жилкомиссии и заверяется печатью организации. Получить готовый акт можно будет в МФЦ.

Как согласовать перепланировку в квартире

Перепланировка — это попытка сделать свою квартиру более удобной и уютной. Но закон не разрешает делать всё, что хочется — есть правила и требования, которые надо соблюдать. Если рискнуть и сделать перепланировку до согласования с госорганами, в лучшем случае можно попасть на штраф, в худшем — лишиться квартиры. Разобрались, как правильно узаконить перепланировку.

Сразу определим: дизайн-проект квартиры — это не проект перепланировки. Дизайн-проект юридически бесполезен, его не примут во внимание ни БТИ, ни архитектурное бюро, ни суд. Основание для перепланировки — только официальный проект. Его имеют право делать:

  • компании с соответствующим допуском СРО — если при перепланировке не затрагивают несущие конструкции дома. Проверить, есть ли у компании допуск, можно в едином реестре членов СРО;
  • проектный институт — автор дома, если при перепланировке затрагивают несущие конструкции.

Правильное решение — сначала сделать проект, а потом ремонт. Но часто происходит наоборот: люди делают перепланировку, а потом пытаются её узаконить. И не всегда успешно, потому что не учли многих нюансов.

Нужно ли согласие соседей на перепланировку . Если перепланировка затрагивает домовое имущество или изменения могут ухудшить условия жизни других людей, то да. Например, вы живёте на последнем этаже и хотите увеличить площадь за счёт мансарды, то есть вы забираете часть общего имущества себе. На такую переделку нужно согласие всех собственников вашего дома. При этом они должны присутствовать на общем собрании жильцов лично или дать нотариально заверенное согласие, если присутствовать не могут. Или вы хотите пристроить тамбур за счёт лестничной клетки, тогда надо получить согласие у ⅔ собственников , иначе проект не согласуют. Если вы планируете увеличить мокрые зоны, то нужно будет согласие только соседей снизу, так как такая перепланировка влияет непосредственно на них.

Решение о согласовании перепланировки квартиры

Источник: Правительство Московской области

Собственники жилья в новостройках, а тем более в старых домах нередко задумываются о перепланировке. Кардинальное изменение жилплощади позволит использовать ее более рационально и создать удобные зоны для всех членов семьи. Но при осуществлении перепланировки необходимо учесть и соблюсти все нормы законодательства во избежание нарушения закона и неудобства для соседей. О том, как правильно оформить перепланировку, а также из каких этапов состоит процедура, читайте в материале портала mosreg.ru.

Перепланировка жилого помещения

Перепланировка жилья предполагает изменение его конфигурации, которое требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка может включать:

– возведение, перенос и разборку перегородок, ликвидацию, перенос и устройство дверных проемов;

– разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир;

– устройство дополнительных кухонь и санузлов;

– изменение жилой площади за счет вспомогательных помещений;

– ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;

– устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переустройство жилого помещения

Переустройство жилого помещения предполагает установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые также необходимо внести в технический паспорт жилого помещения.

В рамках переустройства устанавливают бытовые электроплиты взамен газовых плит или кухонных очагов; переносят нагревательные сантехнические и газовые приборы. Также устанавливают или переоборудуют существующие туалеты или ванные комнаты, прокладывают новые или меняют существующие подводящие и отводящие трубопроводы, электрические сети и устройства для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Порядок оформления перепланировки (переустройства)

Перед тем как начинать перепланировку, ее необходимо согласовать с администрацией городского округа. Иначе она будет признана самовольной, и собственников жилья могут привлечь к административной ответственности.

Органами, ответственными за предоставление государственной услуги по переустройству или перепланировке жилого помещения, являются администрации городских округов и муниципальных районов Московской области. Администрация обеспечивает предоставление государственной услуги на базе МФЦ и регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области.

Оформление перепланировки жилья происходит поэтапно. На первом этапе происходит согласование проведения работ по переустройству или перепланировке жилого помещения. На втором этапе подтверждают завершение работ по переустройству или перепланировке жилого помещения.

На первом этапе согласования перепланировки жилого помещения понадобятся следующие документы:

– документ, удостоверяющий личность;

– заявление о перепланировке;

– правоустанавливающие документы на жилое помещение, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– проект переустройства или перепланировки, подготовленный и оформленный в порядке, установленном Административным регламентом, содержащий в обязательном порядке копию технического паспорта;

– согласие в письменной форме всех собственников или всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое или перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма.

Чтобы подтвердить завершение работ по переустройству или перепланировке жилого помещения (второй этап) в обязательном порядке необходимо представить следующие документы:

– документ, удостоверяющий личность;

– уведомление о завершении переустройства или перепланировки жилого помещения;

– журнал производства работ (предоставляется при осмотре помещения приемочной комиссией);

– акты скрытых работ (предоставляется при осмотре помещения приемочной комиссией).

Сроки согласования работ

Заявитель в уведомлении о завершении переустройства или перепланировки указывает желаемое время проведения осмотра (не ранее 3 рабочих дней и не позднее 10 рабочих дней с даты отправки уведомления).

Приемочная комиссия осматривает жилое помещение, в котором проведены работы по переустройству или перепланировке, и проверяет исполнительную документацию (акты на скрытые работы, журнал производства работ, договоры с подрядной организацией), акты сдачи-приемки работ по переустройству и перепланировке.

Срок согласования проведения работ по переустройству или перепланировке жилого помещения (первый этап) составляет 12 рабочих дней с даты регистрации заявления в администрации городского округа.

Срок предоставления государственной услуги по подтверждению завершения работ по переустройству или перепланировке жилого помещения (второй этап) – 8 рабочих дней с даты поступления уведомления о завершении переустройства или перепланировки жилого помещения в администрацию.

Порядок действий при самовольной перепланировке

В случае осуществления самовольной перепланировки (переустройства) жилого помещения собственнику квартиры необходимо обратиться в районный суд с исковым заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном или переустроенном состоянии. Одновременно в суд представляются правоустанавливающие документы, проект (при наличии) и техническое заключение о соответствии перепланированного (переустроенного) жилого помещения строительным нормам и правилам.

После вступления решения суда в законную силу собственнику придется оформить техплан на помещение. Он нужен для внесения сведений в ЕГРН.

Услуги по подготовке технического паспорта, проекта, технического заключения и технического плана осуществляет ГУП МО «МОБТИ».

– уведомление о завершении переустройства или перепланировки жилого помещения;

Рассмотрение налоговых споров в суде: порядок обращения

Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
  • правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
  • жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.

Кроме того, на основании ч. 3 ст. 199 АПК заявитель вместе с заявлением может направить ходатайство о том, чтобы до момента рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения суд приостановил действие акта налоговой инспекции, который обжалуется.

Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:

Обжалование решения

Решение по налоговому спору приобретает законную силу через один месяц после его изготовления в полном объеме. В течение этого срока возможно оспаривание решения в апелляционной инстанции. Срок для пересмотра, пропущенный по уважительной причине можно восстановить.

Жалоба подается через суд, рассматривавший дело в первой инстанции. Копия обращения направляется другим участникам спора.

Апелляционный порядок пересмотра предполагает повторное разрешение спора. Новые доказательства принимаются и оцениваются судом только в случае, когда сторона обосновала невозможность их предоставления в предыдущей инстанции.

Пересмотр решения должен быть окончен за два месяца. Апелляционная тройка вправе оставить ситуацию без изменения, изменить решение или отменить его.

Основаниями для пересмотра налогового спора являются:

  • поверхностное выяснение обстоятельств спора;
  • недоказанность существенных обстоятельств;
  • несоответствие выводов обстоятельствам;
  • нарушение норм права как материального, так и процессуального.

В течение двух месяцев со дня приобретения решением законной силы, оно может быть оспорено в кассации. Этот срок, пропущенный по уважительной причине, тоже может быть восстановлен, но только если жалоба направлена не позже шести месяцев после вступления постановления суда в силу.

Кассация пересматривает дело только в пределах требований жалобы, дополнительные доказательства не оценивает, новые требования не рассматривает.


Апелляционный порядок пересмотра предполагает повторное разрешение спора. Новые доказательства принимаются и оцениваются судом только в случае, когда сторона обосновала невозможность их предоставления в предыдущей инстанции.

Можно ли избежать доначислений?

Нередко результатом выездной налоговой проверки становится доначисление налогов, пеней и штрафов, а также заморозка счетов. Суммы дополнительных сборов могут достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей. Именно такие решения налогоплательщики чаще всего и пытаются оспорить как в досудебном, так и судебном порядке.

Но во многом практика решения налоговых споров зависит не столько от законодательства, сколько от трактовки аргументов сторон арбитражным судьей. Для неподкованного в налоговой сфере налогоплательщика защита своих прав является сложной и зачастую невыполнимой задачей.

Чтобы грамотно и уверенно обосновать свою позицию, требуется привлечение профессионалов в области налогового арбитража. Это позволяет минимизировать или опротестовать все 100% налоговых доначислений, вернуть излишне уплаченные сборы или возместить финансовый ущерб из-за ошибочных действий ФНС на стадиях досудебного и судебного обжалования.

Опытные юристы помогут, например, выявить ошибки в результатах налоговой проверки и порядке проведения процедуры, найти признаки фальсификации доказательств со стороны налоговой и так далее. Все это будет предоставлено суду как основание для уменьшения или отказа от налоговых доначислений.

Для многих компаний и частных лиц кажется невозможной сама мысль, что решение налоговой службы можно оспорить. Вместе с тем, если плательщик налогов уверен, что вел экономическую деятельность законно, грамотно отразил все операции в отчетах и выплатил положенные суммы, он имеет полное право подвергнуть сомнению результаты налоговых проверок и отказаться от дополнительно начисленных сумм.

Для многих компаний и частных лиц кажется невозможной сама мысль, что решение налоговой службы можно оспорить. Вместе с тем, если плательщик налогов уверен, что вел экономическую деятельность законно, грамотно отразил все операции в отчетах и выплатил положенные суммы, он имеет полное право подвергнуть сомнению результаты налоговых проверок и отказаться от дополнительно начисленных сумм.

Судебное урегулирование налоговых споров

Поддержка малого и среднего бизнеса, а также налогоплательщиков не имеющих отношения к предпринимательской деятельности в процессе направленном на судебное урегулирование налоговых споров, является одним из направлений практики нашей компании. Сложность налогового права и запутанность содержания Налогового кодекса РФ приводят к необходимости обратиться за квалифицированной помощью. Выявления спорной ситуации может возникнуть не сразу, а лишь после накопления долга, пеней или при получении судебного приказа. При обнаружении долга с которым Вы не согласны, действовать необходимо оперативно, проверив информацию обращаться в суд для отмены судебного приказа, остановки исполнительного производства и разрешению спора с ФНС. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров на практике не приводит к положительному результату, а лишь затягивает решение задачи.

Конфликты с ФНС РФ относятся к наиболее распространенной категории дел в развивающемся обществе. Дела связанные с обжалованием действий или бездействий государственных органов и должностных лиц, незаконным привлечением к ответственности, отказом в возврате или зачёте налоговых переплат, имеют место в каждом регионе России. Судебное урегулирование налоговых споров является действенной мерой защиты Ваших прав и законных интересов, направление жалоб и обращений в ФНС РФ не дают подобного результата.

  • Анализ направленной документации;
  • Составление искового заявления для урегулирования налогового спора;
  • Направление уведомление и обращений в ФНС РФ;
  • Составление заявления на отмену судебного приказа;
  • Представление интересов в суде по делам об урегулирование налоговых споров;
  • Стоимость услуги составляет 30 000 рублей .

Судебное урегулирование налоговых споров

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в гл. 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Обратите внимание! Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Пример. Наиболее типичные претензии о нарушений прав лица, рассматриваемые в жалобах:

– нарушение сроков исчисления имущественного налога;

– неправомерное выставление требования об уплате налогов;

– отказ в предоставлении налоговых вычетов;

– вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

– отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается налоговым органом в двух случаях:

1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).

В связи с тем что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.

2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Закон и порядок. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Обратите внимание! Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

Обратите внимание! В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Налоговым законодательством закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

С 1 января 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.

Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

С учетом того что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Закон и порядок. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.

Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.

Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:

– лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приема документов, получив при этом отметку о принятии на втором экземпляре жалобы;

– по почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

Обратите внимание! Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений налогового органа в досудебном порядке.

В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Закон и порядок. В случае подачи жалобы (апелляционной жалобы) уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 Налогового кодекса).

Обратите внимание! Образцы жалобы (апелляционной жалобы) на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения представлены на страницах 18 и 19 брошюры, образец жалобы на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц – на странице 20.

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

1) жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба (апелляционная жалоба) подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;

4) ранее подавалась жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу).

Обратите внимание! Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой (апелляционной жалобой) в сроки, установленные налоговым законодательством для ее подачи, за исключением случаев, когда жалоба уже подавалась по тем же основаниям или заявитель отзывал жалобу полностью или в части.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы).

Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать ее полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Этап 2. Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Этап 3. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Обратите внимание! Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе ее рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Закон и порядок. Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, ее подавшим.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

– оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

– отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

– отменяет решение налогового органа полностью или в части;

– отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

– признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Этап 4. Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Этап 5. Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

Принятие обеспечительных мер при обращении в суд

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора часто не приносит желаемого результата. Проверяющие могут не согласиться с доводами, изложенными налогоплательщиком в жалобе как руководствуясь разъяснениями Минфина и ФНС России, так и, исходя из своего внутреннего убеждения, которое часто подкрепляется желанием сохранить уровень доначислений по проведенной проверке. Однако в этом случае не стоит опускать руки: как показывает практика, довольно часто компаниям удается отстоять свою правоту в суде. Срок для подачи заявления в суд составляет три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Последнее уточнение появилось почти два года назад, в августе 2013 года (Федеральный закон от 02 июля 2013 года № 153-ФЗ), и позволило налогоплательщикам защитить свои права, если налоговый орган не торопится с вынесением решения по жалобе.

При этом затягивать с обращением в суд не стоит: как только решение инспекции вступит в законную силу (по общему правилу, это происходит после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика в соответствии со ст. 101.2 Налогового кодекса РФ) инспекция в течение двадцати дней направит требование об уплате задолженности, которое, по сути, является начальным этапом процесса принудительного взыскания налоговой задолженности. Если организация не исполнила это требование в течение восьми рабочих дней, налоговая инспекция вправе перейти к следующим этапам принудительного взыскания (см. п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

В частности, задолженность может быть взыскана за счет денег на банковских счетах компании или ее электронных денежных средств (для этого налоговая инспекция направляет в банк соответствующее требование), а при их отсутствии – за счет другого имущества (решение о погашении задолженности направляется судебным приставам для исполнения). Таким образом, сразу после того, как стало известно о принятии решения по жалобе (или если истек срок на принятие налоговым органом решения по жалобе), нужно начинать готовить документы для обращения в суд. При этом в случае если в оспариваемом акте речь идет о доначислении и предложении уплатить сумму недоимки и штрафных санкций, одновременно с подачей заявления о признании ненормативного акта налогового органа недействительным целесообразно также подать заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налоговой инспекции. Это позволит приостановить проведение инспекцией процедуры принудительного взыскания задолженности. Дело в том, что суд должен рассмотреть такое заявление не позднее следующего дня за днем его поступления (см. п. 1.1 ст. 93 АПК РФ). Если незамедлительно подать в суд заявление о приостановлении исполнения решения налоговиков, есть шанс предупредить блокировку своих счетов.

Согласно ч. 4 ст. 93 АПК РФ, если лицо заявило ходатайство об обеспечении и предоставило встречное обеспечение, суд обязан удовлетворить такое ходатайство. Кроме того, вышестоящий суд также рекомендует Арбитражным судам удовлетворять ходатайство о приостановлении исполнения оспариваемого ненормативного акта при предоставлении встречного обеспечения (см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 года № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ»).

При подаче заявления о принятии обеспечительных мер необходимо учитывать, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта или решения (см. ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Принятие обеспечительных мер допускается на любой стадии арбитражного процесса в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, в случае если непринятие обеспечительных мер может затруднить исполнение судебного акта, а также в случаях, если непринятие обеспечительных мер может сделать невозможным исполнение судебного акта (см. ч. 2 ст. 90 АПК РФ, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 55).

В качестве обстоятельств, свидетельствующих о необходимости принятия обеспечительных мер, судами могут приниматься следующие неблагоприятные для налогоплательщика последствия:

  • невозможность уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, платежей в кредитные организации (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2014 года по делу № А21-10053/2013);
  • невыплата заработной платы работникам (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2014 года по делу № А21-8561/2013).

Банковская гарантия – одна из форм встречного обеспечения по заявлению о предоставлении обеспечительных мер (см. ч. 1 ст. 94 АПК РФ). В настоящее время судебная практика исходит из того, что предоставление банковской гарантии на спорную сумму в полном объеме, является надлежащим встречным обеспечением в рамках рассмотрения споров о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов (см. Постановление ФАС Московского округа от 12 июля 2010 года № КА-А40/7181-10 по делу № А40-175895/09-20-1371).

  • невозможность уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, платежей в кредитные организации (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2014 года по делу № А21-10053/2013);
  • невыплата заработной платы работникам (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2014 года по делу № А21-8561/2013).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

Читайте также:  Роль и основные функции управляющей компании в сфере ЖКХ
Добавить комментарий