Мероприятия по охране труда

Планирование и разработка мероприятий по охране труда

Планирование и разработка мероприятий по охране труда, включаемых в план, осуществляются нанимателем или уполномоченным им представителем с участием профсоюза(ов) или иного представительного органа работников.

К выполнению этой работы привлекаются соответствующие службы и подразделения организации, а также медсанчасть, здравпункт(ы), инженерно-врачебные бригады и другие формирования.

При необходимости для проведения консультаций по планированию и разработке мероприятий в установленном порядке привлекаются организации и специалисты, оказывающие услуги в этой сфере.

Основная цель мероприятий – сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основные задачи, решаемые мероприятиями:

  • устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраны и (или) условий труда;
  • сокращение численности работников, занятых в опасных и (или) вредных условиях труда, тяжелым физическим трудом;
  • доведение обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм, оснащение их необходимыми устройствами и средствами;
  • обеспечение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
  • внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.

Планирование и разработка мероприятий осуществляются на основе нормативных правовых актов по охране труда, ниже указанных исходных данных (сведений) и с учетом основных направлений планирования и разработки мероприятий по охране труда.

Исходные данные (сведения) для планирования и разработки мероприятий по охране труда:

  • анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
  • результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • анализ обеспеченности производственных объектов, рабочих мест, работников необходимыми средствами защиты, а также материально-технического обеспечения обучения и инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
  • результаты технических осмотров, освидетельствований, испытаний, экспертизы технического состояния производственных объектов (зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов и других), другая документация организации по вопросам охраны труда (приказы, распоряжения, акты, протоколы, журналы административно-общественного контроля и др.), а также требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования, используемого в организации;
  • предписания специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, службы охраны труда, других служб нанимателя, представлений профсоюза(ов);
  • документы и предложения соответствующих органов управления;
  • предложения структурных подразделений и служб организации, профсоюза(ов), а также отдельных работников.

При подготовке плана используются материалы научно-исследовательских учреждений по вопросам охраны труда, учреждений здравоохранения о состоянии здоровья и трудоспособности работников организации, информация о передовом опыте работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, соответствующие научные и проектно-конструкторские разработки.

Мероприятия, направленные на решение других задач, не предусмотренных выше, по обеспечению права работника на охрану труда включаются по соглашению сторон коллективного договора в соответствующие разделы, приложения коллективного договора организации. Такие мероприятия предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (их содержание), смывающими и обезвреживающими средствами, проведение обязательных медицинских осмотров работников, контроль соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда, уровней опасных и вредных производственных факторов, и др, а также предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций по условиям труда (оплата труда в повышенном размере, обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск и другие компенсации).

При отсутствии коллективного договора названные мероприятия оформляются в виде соответствующих локальных нормативных актов.

Основные задачи, решаемые мероприятиями:

План работы по охране труда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Ёлочка»

Председатель профсоюзного комитета Заведующий

___________Т.Ю. Талаллаева _______О.Ф. Федотова

10 января 2018г. 10 января 2018г.

по охране труда и безопасности жизнедеятельности

МДОУ детский сад № 6″Ёлочка” на 2018 год

Цель: создать условия для личной безопасности всех участников образовательного процесса.

Задача: формирование у работников и воспитанников МДОУ ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безо­пасности окружающих.

Отметка о выпол­нении

1.Организационно-технические мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда в ДОУ.

— о назначении ответственных
лиц за организацию безопасной
работы;

— назначении ответственных
за служебные помещения;

— назначении ответственного
по ОТ;

— создании комиссии по ОТ;

— создании комиссии по рас­
следованию несчастных слу­чаев

Проведение испытания оборудования на игровых площадках;

Ответствен­ный по ОТ, комиссия по ОТ

Общий технический осмотр здания, территории, кровли, ограждений

Ответствен­ный по ОТ, комиссия по ОТ

Заключение соглашения по ОТ между администрацией и проф­союзным комитетом

Заведующий, председатель профсоюзно­го комитета

Обеспечение работников сертифицированными СИЗ, ведение учёта выдачи СИЗ приложениприказу Министерства Здравоохранения .исоциального развития

Ответствен­ный по ОТ, завхоз

Проверка соглашения по ОТ между администрацией и проф­союзным комитетом

Комиссия по ОТ, профсо­юзный коми­тет

Регулярная проверка рабочих мест с целью контроля за со­блюдением работниками пра­вил техники безопасности, норм ОТ

Один раз в месяц

Комиссия по ОТ, ответст­венный по ОТ

Проверка территории, зда­ния, помещений на соответствие нормам и требованиям ОТ. Своевременное устранение причин, несущих угрозу жизни и здоровья работников и воспи­танников.

Комиссия по ОТ, ответст­венный по ОТ

Регулярная проверка освещения и содержание в рабочем состоя­нии осветительной арматуры

Два раза в месяц

Провести аттестацию 2-х рабочих мест

Ответственный по ОТ

Проведение испытаний спортивного оборудования (шведская стенка, скамейки и.т.д.)

Комиссия по ОТ, ответст­венный по ОТ

Комиссия по ОТ, ответст­венный по ОТ

Профилактика пожарной безопасности (ПБ)

— о назначении ответственного

— установлении противопо-
жарного режима

Противопожарный инструктаж с работниками

Один раз в шесть месяцев

Ответствен­ный за ПБ

Регулярное оформление на­глядной агитации по ПБ

Ответствен­ный за ПБ

Устранение замечаний по предписаниям пожарного над­зора

Заведующий, ответствен­ный за ПБ

Проверка сопротивления изо­ляции электросети и заземле­ния оборудования

Проверка работоспособности огнетушителей и их перезарядка(замена)

1 раз в квартал

Ответствен­ный за ПБ

Контроль за соблюдением пра­вил ПБ на рабочем месте, про­тивопожарного режима

Заведующий, ответствен­ный за ПБ

Соблюдение правил ПБ при проведении массовых меро­приятий

Заведующий, ответствен­ный за ПБ

Изучение с воспитанниками правил ППБ; организация проведения мероприятий с детьми и их родителями по ПБ

Инструктивно-методическая консультация с педагогически­ми работниками по методике проведения занятий с детьми по ПБ

Ответственный по ПБ

Провести учебную пожарную тренировку

Ответственный по ОТ; ответственный по ПБ

Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Инструктивно-методическая консультация с педагогически­ми работниками по методике проведения занятий с детьми по ПДД

Ответственный по ОТ

Тематические занятия, беседы, познавательно-развлекательные мероприятия с воспитанниками и их родителями по правилам безо­пасности дорожного движения

Встреча с работниками ГИБДД

Воспитатели старшей группы

Выставка детских рисунков по безопасности дорожного дви­жения

Оформление уголка по безопас­ности дорожного движения

Воспитатели групп стар­шего возрас­та

Экскурсии с воспитанниками на улицы города с проведением беседы по ПДД.

Просмотр мультфильмов по ПДД

Обучение работников безопасным приемам работы и соблюдению правил безопасности на рабочем месте

Разработать программу, билеты по ОТ, ПБ для проверки знаний работников

Заведующая, ответствен­ный по ОТ

Провести проверку знаний ра­ботников

Ответствен­ный по ОТ, ко­миссия по ОТ

Учеба с работниками по пра­вильной эксплуатации средств пожаротушения

Ответствен­ный за ПБ

Учёба, практические занятия с работ­никами: «Оказание первой ме­дицинской помощи»

Ответствен­ный по ОТ, комиссия по ОТ

План мероприятий по охране труда на 2020 год

Черневского УПК яслей-

Протокол № 1 от 15.01.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор Черневского УПК
яслей-сада-средней школы

Протокол № 19 от 15.01.2020 г.

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА на 2020 год

Ожидаемая социальная эффективность

Мероприятия нормативного обеспечения охраны труда

Издать приказы по организации работы по охране труда, пожарной безопасности, трудовой дисциплины на 2020 год

Обеспечить проведение паспортизации санитарно-технического состояния (составить Паспорта санитарно-технического состояния условий и охраны труда за 2020 год)

Сохранение здоровья детей и работников

Контроль за состоянием нормативных документов по охране труда в УПК

Директор, ответственный за охрану труда

Сохранение здоровья детей и работников

Составление графика проведения Дней охраны труда на 2020 год

за охрану труда

Охрана жизни и здоровья обучающихся и работников

Оформление списка работающих, подлежащих медицинским осмотрам на 2020 год

Сохранение и контроль за состоянием здоровья работников

Пересмотр инструкций по охране труда по профессиям и видам работ

за охрану труда

Улучшение условий труда, снижение рисков профессиональных травм

Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Улучшение условий труда, снижение рисков профессиональных травм

Проведение проверок и периодического контроля за соблюдением действующего законодательства по охране труда

Организация работы постоянно действующей комиссии по охране труда с целью проверок соблюдения вопросов охраны груда, пожарной безопасности

Председатель комиссии по охране труда

Просвещение работающих, профилактика нарушений и выполнение требований охраны труда

Осуществление контроля за соблюдением пропускного режима

Члены комиссии по охране груда

Выполнение своих обязанностей работниками учреждения

Проведение внеплановых проверок по контролю за соблюдением работниками действующего законодательства по охране труда и правил внутреннего трудового распорядка

Члены комиссии административно-

Выполнение законодательных требований по охране труда

Осуществление контроля за соблюдением правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам: химия, физика, информатика, физическая культура и здоровье, обсуживающий и технический труд

Члены комиссии по охране труда

Обеспечение безопасных условий жизни для детей и работников, выполнение законодательных требований охраны труда

Профилактические мероприятия по профилактике и предупреждению травматизма

Проверка готовности учреждения к новому учебному году и работе в осенне-зимний период

Обеспечение безопасных условий учебы, работы и жизни для всех участников образовательного процесса

Осуществление целевой проверки безопасной эксплуатации оборудования учебных мастерских, компьютерного оборудования

Комиссия по охране труда

Обеспечение безопасных условий учебы, работы и жизни для всех участников образовательного процесса

Рассмотрение вопросов охраны труда на совещаниях при директоре, на заседаниях профкома

в соответствии с годовым планом работы

Директор, председатель профкома, ответственный за охрану труда

Обеспечение безопасных условий учебы, работы и жизни для всех участников образовательного процесса

Проведение осмотра зданий и сооружений с составлением актов осмотров

комиссия по осмотру зданий и сооружений

Обеспечение безопасных условий жизни детей и работников

Осуществление контроля за техническим состоянием лестниц и стремянок

Один раз в полугодие

Комиссия по охране труда

Обеспечение безопасных условий жизни детей и работников

Диагностирование столового оборудования

Сохранение здоровья и жизни детей и работников

Проведение технических осмотров автобуса

Сохранение здоровья и жизни детей и работников

Осуществление ежедневного контроля в группах детского сада и в кабинетах учреждения за состоянием охраны труда, с записью в журнале ежедневного контроля

Сохранение здоровья и жизни детей и работников

Проверка готовности учреждения к летней оздоровительной компании

Комиссия по охране труда

Сохранение здоровья и жизни детей и работников

Обучение работников, инструктажи, проверки знаний по охране труда

Проведение периодической проверки

знаний по вопросам охраны труда

Комиссия по проверке

Сохранение жизни и здоровья

детей и работников

Обучение работников и членов ДПД по программе пожарно-технического минимума на рабочих местах

Ответственный за охрану труда

Знание правил поведения работниками в случае экстремальных ситуаций

Проведение инструктажей с работниками

Обучение педагогов оздоровительного лагеря по вопросам безопасной жизнедеятельности и обеспечения сохранения здоровья детей в период оздоровления

До начала работы лагеря

Зам. директора по ОД

Сохранение жизни и здоровья детей и работников

Информационное просвещение и пропаганда охраны труда

Обновление информационных стендов «Охране труда» в кабинетах, уголках по охране труда

Ответственный за охрану труда, заведующие кабинетами

Просвещение всех участников образовательного процесса

Проведение Дней охраны труда

Директор, председатель профкома,

ответственный по ОТ

Просвещение участников образовательного процесса по выполнению правил охраны труда

Размещение на сайте информации по вопросам охраны труда

Ответственный за сайт

Проведение информационно- разъяснительной работы среди несовершеннолетних по вопросам формирования навыков ЗОЖ и ОБЖ

Педагоги, классные руководители

Сохранение жизни и здоровья обучающихся

Участие в смотре-конкурсе по охране труда

Ответственный за охрану труда

Сохранение жизни и здоровья детей и работников

Проведение технических осмотров автобуса

Какую сумму возместит ФСС России

Чтобы узнать, на какую сумму можно получить возмещение из ФСС России, необходимо узнать у главного бухгалтера размер взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год. Бухгалтерия должна вычесть из этой суммы:

  • расходы предшествующего календарного года на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

На полученную сумму можно составить план финансового обеспечения и подготовить заявление в ФСС России.

Если страхователи с численностью работников до 100 человек два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, не финансировали предупредительные меры:

  • объем средств на финансовое обеспечение рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.

Сумма финансового обеспечения предупредительных мер в текущем финансовом году не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России за год в целом.

Рекомендуем составить документы для подачи в территориальные органы ФСС РФ, но не подписывать их у руководителя организации и главбуха, а сначала показать сотрудникам территориальных органов ФСС РФ для проверки. Специалист фонда просмотрит документы, внесет замечания и дополнения, и вы сможете подать руководству уже «отредактированный» документ на подпись.

6.Мероприятия по предупреждению террористических актов

Мероприятия

Сроки

Куратор

Ответств.

Инструктажи педперсонала и учащихся по темам:

-действия по предупреждению установки взрывчатых веществ;

-действия при обнаружении подозрительных предметов;

-о порядке действий при получении анонимных сообщений с угрозами совершения актов терроризма

Преподаватель ОБЖ классные руководители

Установка поста охраны ( дежурного) на 1 этаже школы.

Зам. директора по АХР

Ежедневная проверка и опечатывание подсобных помещений, подвалов

Зам. директора по АХР

Отработка практических действий по эвакуации персонала школы и учащихся по сигналу тревоги

1 раз в четверть

Наблюдение за автотранспортом, находящимся в пределах зоны безопасности школы

Обследование территории и прилегающих помещений во время проведения массовых мероприятий с учащимися

Оповещение педколлектива, учащихся , родителей об экстренных телефонах

Зам. директора по АХР

Цель, задачи и содержание мероприятий по охране труда.

Основная цель улучшения условий труда — достижение соци­ального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Читайте также:  Смена полиса при смене места жительства

В задачи охраны труда входит разработка законоположений, правил, норм и инструкций, организационно-технических и гигиенических мероприятий по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, изучение причин и разработка мер предотвращения травматизма, профзаболеваний и профотравлений.
Охрана труда и пожарная безопасность невозможны в отрыве от организации и технологии производства, устройства зданий и сооружений, конструирования и эксплуатации технологического и вспомогательного оборудования. Мероприятия по технике безопасности и пожарной безопасности разрабатывают на основе новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

Мероприятия по охране труда предусматривают:

• модернизацию технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования;

• внедрение систем автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическим процессом, применением промышленных роботов в опасных и вредных производствах;

• совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов;

• внедрение систем автоматического контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

• внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;

• установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций и сооружений;

• снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, неблагоприятно действующих механических колебаний и излучений на рабочих местах;

• устройство новых и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

• устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей зоне помещения;

• приведение освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, на территории к нормам;

• перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников в соответствии с требованиями;

• нанесение на производственное оборудование (органы управления и контроля, элементы конструкции), коммуникации и другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности в соответствии с требованиями норм;

• механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства в соответствии с требованиями норм;

• механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей в соответствии с требованиями норм;

• расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений в соответствии с требованиями;

• приобретение и монтаж сатураторных установок для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и других тонизирующих напитков;

• устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе;

• устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории предприятия (цеха), строительной площадки в целях обеспечения безопасности работников, внедрение системы мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

• проведение экспертизы условий труда в проектной и технологической документации при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов производственного назначения;

• организация проведения работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

• организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников предприятия в соответствии с требованиями;

• организация кабинетов, уголков, передвижных лабораторий, приобретение для них необходимых приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т. п., проведение выставок по охране труда и безопасности дорожного движения;

• разработка, издание (размножение) инструкций по охране труда, а также приобретение других нормативных правовых актов и литературы в области охраны труда.

• внедрение систем автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическим процессом, применением промышленных роботов в опасных и вредных производствах;

Организация работы по охране труда в организации в соответствии с законодательством России

Организация работы по охране труда в организации возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить работникам безопасные условия труда, отвечающие государственным требованиям (п. 4 ч. 2 ст. 22, ст. 212 Трудовой кодекс РФ). Основные направления организации работы по охране труда в организации установлены в главах 33-36 Трудового кодекса РФ и Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. Организация работы по охране труда в организации это подготовка, принятие и выполнение решений с целью обеспечить безопасность жизни, сохранить здоровье и работоспособность работников в процессе трудовой деятельности.

1.Организация работы по охране труда в организации начинается с утверждения Положения об организации работы по охране труда. Если в организации больше 50 человек, работодатель создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Работодатель разрабатывает положение о создании и функционировании системы управления охраной труда в организации.

2.Организация работы по охране труда в организации предполагает обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (ч. 2 ст. 212 и ст. 214 ТК РФ).

Работа по охране труда включает проведение с работниками инструктажей по охране труда, организацию их стажировок на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

Эта работа включает:

  • проведение вводного инструктажа по охране труда (с оформлением в журнале регистрации вводного инструктажа установленной формы);
  • проведение первичных инструктажей по охране труда с оформлением стажировки,
  • проведение повторных, целевых, внеплановых инструктажей по охране труда (с оформлением в журнале регистрации инструктажей);
  • разработку программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
  • разработку перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте;
  • разработку перечня вопросов, программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
  • разработку перечня должностей тех руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку перечня профессий работающих, которые должны проходить стажировку перед допуском к самостоятельной работе;
  • оформление приказа руководителя организации о создании комиссии (комиссий) по проверке знаний работников по вопросам охраны труда (все члены комиссии и председатель комиссии в обязательном порядке обязаны сами пройти проверку знаний по вопросам охраны труда);
  • разработку программы обучения по вопросам охраны труда;
  • разработку вопросов экзаменационных билетов для проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку графика проведения проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • оформление протоколов заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда;
  • внесение записей о проведенной проверке знаний по охране труда в удостоверения установленной формы.
  • 3.Работодатель организует проведение обязательных медицинских осмотров работников организации (предварительного – при приеме на работу, периодического – в период работы). Эта работа включает:
  • разработку списка лиц, обязанных проходить периодический медицинский осмотр;
  • разработку графика проведения медицинских осмотров;
  • оформление приказа об обеспечении прохождения медицинского осмотра;
  • разработку плана мероприятий по улучшению условий труда в организации;
  • разработку перечня работ, для выполнения которых обязательно проведение медицинских осмотров.

4.Работодатель обязан организовать разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Эта работа включает:

  • разработку (с учетом штатного расписания) перечня инструкций по охране труда, который утверждается руководителем организации;
  • разработку, утверждение у руководителя организации инструкций по охране труда для профессий и видов работ. Инструкции должны быть обязательно согласованы с инженером по охране труда и подписаны руководителем структурного подразделения;
  • регистрацию инструкций по охране труда в журнал регистрации инструкций по охране труда;
  • ведение учета выдачи инструкций по охране труда в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

5.Планирование мероприятий по охране труда, а именно:

  • разработка плана мероприятий по охране труда;
  • утверждение сметы расходов, направленной на мероприятия по охране труда.

6.Работодатель обязан обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Эта работа включает:

  • разработку перечня профессий, а также категорий работников, которым выдаются СИЗ;
  • оформление ответственным лицом своевременных заявок на получение спецодежды (с указанием размера одежды и обуви);
  • ведение учета выдачи СИЗ ( личные карточки учета СИЗ).

7.Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Эта работа включает:

  • издание приказа руководителя организации о создании комиссии по специальной оценке условий труда ;
  • оформление перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда;
  • заключение гражданско – правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • испытания (исследование) и измерение вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформление карт специальной оценки условий труда;
  • оформление протокола комиссии организации о завершении работы по специальной оценке условий труда;
  • отчет по результатам специальной оценки условий труда;
  • оформление перечня рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам специальной оценки условий труда подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • оформление перечня рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам специальной оценки условий труда подтверждено право на доплаты за работу с вредными или опасными производственными факторами;
  • разработку и оформление плана мероприятий по улучшению условий труда.

8.Работодатель обязан обеспечить санитарно – бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. Это включает:

  • обеспечение работников организации санитарно-бытовыми помещениями, содержание их в исправном состоянии;
  • правильную эксплуатацию систем приточно-вытяжной вентиляции;
  • ведение журнала ремонта и эксплуатации оборудования;
  • разработку графика осмотров, очистки, ремонта вентиляционной системы;
  • обеспечение нормальной освещенности рабочих мест.

9.Работодатель обязан обеспечить организацию контроля в организации за состоянием условий труда на рабочем месте. Эта работа включает:

  • оформление инструкции о проведении контроля соблюдения законодательства по охране труда в организации;
  • ведение ответственными лицами журнала ежедневного контроля состояния охраны труда;
  • ведение ответственными лицами журнала административно — общественного контроля состояния охраны труда;
  • оформление акта ежеквартального контроля состояния охраны труда в организации, с указанием обнаруженных недостатков и мероприятий по их устранению;
  • издание приказа руководителя организации о проведении Дня охраны труда с назначением комиссии для проведения Дня охраны труда;
  • издание приказа руководителя организации о состоянии охраны труда в целом по организации.

10.Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Это работа включает:

  • оформление приказа руководителя организации о назначении комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве;
  • оформление материалов расследования несчастного случая на производстве (объяснительные от потерпевшего и свидетелей, медицинские заключения о характере и тяжести травмы, причинах смерти потерпевшего, а также о нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения);
  • оформления акта о несчастном случае на производстве формы Н-1;
  • оформление факта несчастного случая на производстве в журнале регистрации несчастных случаев;
  • разработку плана мероприятий по устранению нарушений, приведших к несчастному случаю;
  • оформления акта о непроизводственном несчастном случае формы НП;
  • ведение журнала регистрации непроизводственных несчастных случаев;
  • оформление приказа руководителя организации о проведении мероприятий по устранению причин несчастного случая, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения;
  • ведение журнала регистрации микротравм

11.Организация работы по обеспечению электробезопасности в организации. Эта работа включает:

  • издание приказа руководителя организации о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
  • издание приказа руководителя организации о проведении проверки знаний у неэлектротехнического персонала для присвоения группы по электробезопасности I;
  • разработку перечня должностей и профессий, требующих присвоения неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности;
  • разработку перечня должностей и профессий, требующих присвоения электротехнологическому персоналу соответствующей группы по электробезопасности;
  • оформление актов принятия (допуска) электроустановок в эксплуатацию;
  • контроль наличия технических паспортов основного электрооборудования, зданий и сооружений объектов, сертификатов на электрооборудование;
  • разработку инструкций по эксплуатации электроустановок;
  • контроль наличия протоколов проверки сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
  • контроль наличия схем электроснабжения;
  • оформление учета и содержания средств защиты в журнале учета и содержания средств защиты;
    оформление журнала испытаний средств защиты из электроизолирующих и полимерных материалов;
  • оформления протоколов испытаний средств защиты, для средств защиты, принадлежащих сторонним организациям;
  • оформление проверки знаний по технике безопасности у персонала, имеющего группу по электробезопасности I в журнале по проведению проверки знаний по технике безопасности у персонала, имеющего группу по электробезопасности

12.Предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами. Эта работа включает:

  • получение доплат за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами (по результатам специальной оценки условий труда);
  • предоставление дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами (по результатам специальной оценки условий труда);
  • разработку перечня тех профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, которые дают право на обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами;
  • разработку перечня профессий тех и должностей работников предприятия, которые обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами.

13.Порядок организации работ повышенной опасности в организации. Эта работа включает:

  • разработку перечня профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку перечня работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску;
  • оформление согласно установленной форме наряда-допуска;
  • предоставление необходимых СИЗ перед выполнением работ;
  • допуск к выполнению работ повышенной опасности определенной категории работников организации (мужского пола не имеющих медицинских противопоказаний, не моложе 18 лет, имеющих достаточный опыт, умеющих оказывать первую доврачебную помощь).

14.Организация работы по обеспечению пожарной безопасности, включающая:

  • издание приказа руководителя организации о назначении противопожарного режима в организации;
  • издание приказа руководителя организации о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность;
  • разработку общеобъектовой инструкции по вопросам пожарной безопасности;
  • оформление средств наглядной агитации, уголков по пожарной безопасности;
  • содержание первичных средств пожаротушения;
  • плановый осмотр первичных средств пожаротушения, своевременная перезарядка огнетушителей;
  • своевременное проведение инструктажей по пожарной безопасности (вводного, первичного, целевого, внепланового);
  • издание приказа руководителя организации о создании добровольных пожарных дружин;
  • разработку плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • разработку планов эвакуации работников и материальных ценностей на случай пожара;
  • оформление согласно установленной форме нарядов-допусков на проведение огневых работ;
  • ведение журнала регистрации огневых работ.
Читайте также:  Срок действия дисциплинарного взыскания

15.Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах. Создание уголков и кабинетов по охране труда.

По вопросу организации работы по охране труда организации в соответствии с законодательством России презентация Валерия Анатольевича Корж Директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ. Скачать презентацию Валерия Анатольевича Корж Директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ «Организация работы по охране труда организации в соответствии с законодательством России»

В каждой организации должен быть разработан комплект нормативных правовых актов по охране труда. Эти локальные нормативные , правовые акты являются непосредственной базой управления и функционирования системой охраны труда в организации.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Организация работы по охране труда в организации возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить работникам безопасные условия труда, отвечающие государственным требованиям (п. 4 ч. 2 ст. 22, ст. 212 Трудовой кодекс РФ). Основные направления организации работы по охране труда в организации установлены в главах 33-36 Трудового кодекса РФ и Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. Организация работы по охране труда в организации это подготовка, принятие и выполнение решений с целью обеспечить безопасность жизни, сохранить здоровье и работоспособность работников в процессе трудовой деятельности.

Статья 43 УК РФ. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Статья 43 УК РФ. Понятие и цели наказания (действующая редакция)

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Статья 43. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

3) предупреждение совершения нового преступления.

Раздел VII. Уголовное право

Этот принцип служит базой для законодательного конструи­рования УК и его применения на практике. В ст. 3 УК РФ сформу­лированы три тезиса, определяющих содержание принципа закон­ности в уголовном праве и имеющих важное теоретическое и прак­тическое значение. Первый тезис звучит следующим образом: нет преступления без указания о том в законе.

Статья 43 УК РФ. Понятие и цели наказания

  1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
  2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

Во-вторых, виновный даже после осуждения продолжает оставаться членом общества, и все иные его права и свободы, за исключением ограниченных или аннулированных назначенной мерой наказания, у него сохраняются. Поэтому недопустимо причинять ему физические мучения, унижать его человеческое достоинство, налагать на него иные правоограничения, выходящие за рамки назначенного наказания.

Статья 43. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Комментарий к статье 43

Наказание есть не просто негативная санкция уголовно-правовой нормы, а важнейший правовой институт комплексного (межотраслевого) характера. Институт наказания – смежный для уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Функции наказания весьма многообразны, и поэтому в теории уголовное наказание рассматривается в разных аспектах – как правовой институт, как форма реализации уголовной ответственности, как фактор предупреждения преступлений и т.д.

В ч. 1 ст. 43 УК РФ наказание определяется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Поскольку в определении отражаются свойства определяемого явления, то из него можно уяснить основные признаки уголовного наказания.

1. Наказание есть мера государственного принуждения. Прежде всего, наказание есть принуждение, его назначение и исполнение осуществляются вопреки воле осужденного. Наказание всегда назначается от имени государства, Российской Федерации, т.е. носит публичный характер, и выражает официальное порицание преступника и его деяния. Назначение и исполнение уголовного наказания являются исключительной прерогативой уполномоченных на то государственных органов. Все участники правоотношений обязаны подчиняться вступившим в законную силу решениям о наказании. Принудительный характер наказания означает и обязанность осужденного претерпеть лишения и ограничения, связанные с отбыванием назначенного наказания.

От иных мер принуждения, применяемых, например, за административные правонарушения, уголовное наказание отличается количественно (включает больше ограничений) и качественно (назначается только за совершение преступлений, и его назначение влечет правовое последствие в виде судимости).

2. Уголовное наказание – это особая мера государственного принуждения, назначаемая только судом. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции РФ никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд является единственным государственным органом, который постановляет обвинительный приговор и назначает уголовное наказание. Освобождение от наказания также осуществляется только судом. Внесудебный порядок освобождения от наказания возможен только в силу актов амнистии или помилования.

3. Наказание имеет личный (индивидуальный) характер. В соответствии с принципом вины (ст. 5 УК РФ) ответственность наступает только за виновно совершенное деяние. Наказание может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и ни к кому другому. Коллективной ответственности и наказания современное уголовное право не знает.

Это верно и для случаев прикосновенности к преступлению – заранее не обещанное приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), и заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ). Эти деяния причинно не связаны с совершенным преступлением, не являются видом пособничества, т.е. не образуют соучастия, а ответственность за них наступает потому, что они сами по себе содержат признаки самостоятельного состава преступления. Их общественная опасность состоит в том, что они затрудняют деятельность правоохранительных органов по поиску, изобличению и наказанию лиц, виновных в совершении преступления. Например, если Иванов прячет в подвале своего друга Петрова, совершившего убийство, то он несет ответственность не за убийство, совершенное Петровым, а за свои (именно свои!) действия по укрывательству преступника.

Но личный характер наказания не означает, что оно не может причинять страдания (наносить вред) и не касаться непричастных к преступлению лиц, например членов семьи осужденного.

4. Наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Содержание наказания заключается в лишении субъекта предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или духовных благ или их ограничении, что причиняет ему страдания. Это могут быть свобода, имущество, честь и т.д. Разные виды наказания различаются именно своим содержанием. Вследствие осуждения преступник может лишиться и многих других благ (семьи, уважения окружающих и т.д.), но они не входят в содержание наказания, поскольку необходимость их лишения не указана в законе. На это обращал внимание известный русский юрист Н.С. Таганцев: “Необходимо отделить от наказания и нравственные муки, угрызения совести, испытываемые преступником, хотя бы они были столь сильны, что для их прекращения он спешил отдаться в руки правосудия, выстрадать свою вину. Необходимо выделить далее вызванные преступлением изменения в отношениях к виновному его семьи, знакомых, общества, потерю любви, уважения, доверия и притом даже и тогда, когда такая потеря выражается во внешней, осязаемой форме: не будет наказанием в юридическом смысле отцовское проклятье, хотя оно сопровождалось составлением рассерженным отцом духовного завещания, лишающего виновного сына наследства; не будет наказанием отказ от дома, неподача руки, проигрыш при выборах и т.п., как скоро во всех этих лишениях не заключается юридического ограничения личности и ее прав” .

Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 2. М., 1994. С. 6.

Также не входят в содержание наказания, например лишения свободы, средства исправительного воздействия (общественно полезный труд, обучение, воспитательная работа и т.д.). Ведь труд, образование, занятия спортом сами по себе являются благом.

Содержание наказания выступает в юридической форме правоограничений – лишении или ограничении прав и свобод человека и гражданина. Эти ограничения могут устанавливаться только федеральным законом. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исчерпывающе определены основания установления таких ограничений: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Иногда к признакам наказания относят и судимость. Если судимость есть признак наказания, то, когда нет наказания, не должно быть и судимости. Но судимыми являются и лица, к которым наказание не применялось (условно осужденные в период испытательного срока), и лица, которые освобождены от отбывания наказания (досрочно или по отбытии срока наказания). Кроме того, судимость характеризует не наказание как таковое, а лицо, которому оно назначено. Поэтому судимость более правильным было бы признать не признаком наказания, а правовым последствием его назначения, выражающимся в особом правовом состоянии лица.

Цели наказания относятся к числу системообразующих характеристик, они влияют на построение и направленность многих правовых институтов (например, назначение наказания, освобождение от отбывания наказания) и характер санкций уголовно-правовых норм. Так, в ч. 1 ст. 60 УК РФ предписывается: “Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершение преступлений назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания”. Цели наказания определяются уголовной политикой государства: формулируя цели, законодатель показывает, какого желаемого конечного результата стремится достичь государство, применяя уголовное наказание за совершаемые преступления. Вопрос о целях тесно связан с проблемой эффективности уголовного наказания, да и уголовного права в целом.

Из принципа гуманизма (ч. 2 ст. 7 УК РФ) следует, что наказание не имеет целью причинение физических или нравственных страданий. Государство не мстит преступникам, наказание не преследует цель просто покарать преступника, действие наказания обращено в будущее. Ч. Беккариа писал: “Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление. Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же” .

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 373.

Кара не цель наказания, а его сущность, т.е. неотъемлемое (атрибутивное) свойство. То, что не обладает свойством кары, что не способно причинять страдания, не может являться наказанием. В данном случае речь идет не об индивидуальном восприятии кары (разные люди могут по-разному переживать лишение одного и того же блага), а об общепринятом представлении о ней. Как писал Н.С. Таганцев, “лишение или ограничение благ и прав является страданием с точки зрения общих условий человеческой жизни, известной средней ощущаемости страданий, безотносительно к тому, как смотрит на него и ощущает его наказываемый” . И только потому, что наказание объективно обладает свойством причинять страдания, перед ним может ставиться цель предупреждения преступлений. А поскольку наказание само по себе есть кара, нет смысла ставить перед ним цель кары.

Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 2. М., 1994. С. 92.

В ч. 2 ст. 43 УК РФ законодательно закреплены цели наказания: “Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений”. Таким образом, наказание преследует три основные цели:

– восстановление социальной справедливости;

– предупреждение совершения новых преступлений.

Нарушение закона есть одновременно отрицание идеи социальной справедливости. В этом смысле преступление есть деяние, отрицающее справедливое устройство общественной жизни, дезорганизующее ее. Назначая наказание виновному лицу, суд от имени государства принимает меры к восстановлению социальной справедливости. Восстановление социальной справедливости означает и возмещение ущерба применительно как к отдельному потерпевшему, так и к обществу в целом. Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную им социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

Восстановление социальной справедливости как цели наказания не следует сводить к принципу справедливости (ст. 6 УК РФ), хотя они, конечно, взаимосвязаны: только справедливое наказание может способствовать восстановлению социальной справедливости. В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” говорится: “Обратить внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации” . Принцип справедливости наказания характеризует не социально-превентивную функцию института наказания, а предъявляет определенные требования к конкретно назначаемому наказанию – оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Здесь идет речь о справедливости по отношению к преступнику. Несправедливым будет как слишком строгое, так и слишком мягкое наказание.

Читайте также:  Сопровождение сделок в Новосибирске

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 4.

Цель исправления осужденного предполагает нейтрализацию антиобщественных взглядов и установок осужденного, формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, правилам человеческого общежития. Эта цель достигается путем применения к осужденному как наказания, так и других средств исправления, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) (труд, обучение, профессиональная подготовка, воспитательная работа и общественное воздействие). Поскольку уголовно-правовые нормы составляют низший, элементарный уровень правил человеческого общежития, цель исправления можно считать достигнутой, если после отбытия наказания осужденный больше не совершает преступлений независимо от мотивов правопослушного поведения – осознал ли он упречность своего поведения, раскаялся ли в содеянном или же боится вновь подвергнуться наказанию.

Цель предупреждения (превенции) совершения новых преступлений, как правило, подразделяют на две – специальное (частное) предупреждение (предупреждение преступлений со стороны осужденных) и общее предупреждение (со стороны иных лиц).

Адресатом цели специального предупреждения являются лица, отбывающие наказание (осужденные). Эта цель достигается путем создания условий, затрудняющих или лишающих преступника физической возможности совершать новые преступления (помещение в исправительное учреждение; запрет занимать определенные должности), и установления за ним контроля со стороны специализированного государственного органа. Совершение преступления осужденным во время отбывания наказания свидетельствует о том, что в отношении его цель частного предупреждения не была достигнута.

Адресатом цели общего предупреждения являются просто иные лица, т.е. неосужденные. Но, вообще говоря, действительным адресатом этой цели являются не все граждане, а только неустойчивые, т.е. те, кто не совершает преступлений только из-за страха перед наказанием. Большинство же людей не совершают преступлений в силу внутренних убеждений, для них устрашение не имеет мотивирующего значения. И есть лица, для которых угроза наказания также не имеет мотивирующего значения, но в силу других причин (например, террористы-смертники). Общепредупредительная цель достигается, во-первых, посредством издания уголовного закона, устанавливающего ответственность за совершение преступлений (угроза наказания), во-вторых, путем применения наказания к конкретным лицам (как подтверждение реальности угрозы). Неотвратимость ответственности имеет больший предупредительный эффект, чем строгость наказания. Совершение преступления не осужденным, а иным лицом свидетельствует о том, что в отношении данного лица общепревентивная цель не была достигнута.

Цели наказания, закрепленные в законе, должны быть независимыми и самостоятельными. Это значит, что ни одна из них не является средством достижения другой и что они могут достигаться независимо одна от другой, т.е. при реальном применении наказания какие-то цели могут быть достигнуты, а какие-то нет. Например, гражданин совершил преступление, но ни во время отбывания наказания, ни после его отбытия он больше преступлений не совершал. Следовательно, одна цель наказания (общее предупреждение) в отношении его не была достигнута, но частнопредупредительная и исправительная цели были достигнуты.

Кроме того, цели применения наказания должны быть реальными (практически достижимыми), т.е. достигаться с помощью уголовно-правовых средств, и иметь объективные (доступные проверке) показатели эффективности. Под эффективностью понимается способность некоторого средства достигать поставленной цели. Степень совпадения цели и результата является показателем эффективности выбранного средства. Проблема средств достижения целей наказания и их эффективности является весьма сложной и недостаточно разработанной в теории.

Цели наказания характеризуются разными механизмами воздействия: общее предупреждение – это психическое воздействие угрозы наказания; частное предупреждение – физическое и психическое воздействие условий отбывания наказания; исправление – психическое воздействие отбытого наказания. У них разные показатели эффективности: для общего предупреждения – уровень первичной преступности; для частного предупреждения – уровень преступности среди лиц, отбывающих наказание; для исправления – уровень рецидивной преступности.

Но, как уже говорилось, не для всех граждан угроза наказания имеет мотивирующее значение. Поэтому уровень первичной преступности как показатель эффективности цели общего предупреждения является достаточно условным. Столь же условным показателем для цели исправления является и уровень рецидивной преступности. Как свидетельствуют данные криминологических исследований, основными причинами рецидива являются недостатки в трудовом и бытовом устройстве освобожденных от наказания, а неудовлетворительная работа учреждений и органов, исполняющих наказания, по исправлению осужденных не относится к числу основных.

Следует отметить, что возможность реализации целей зависит и от характера наказания. Например, перед смертной казнью не ставится цель исправления. А перед пожизненным лишением свободы, поскольку законом предусмотрена возможность условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания (ч. 5 ст. 79 УК РФ), цель исправления ставится.

Нарушение закона есть одновременно отрицание идеи социальной справедливости. В этом смысле преступление есть деяние, отрицающее справедливое устройство общественной жизни, дезорганизующее ее. Назначая наказание виновному лицу, суд от имени государства принимает меры к восстановлению социальной справедливости. Восстановление социальной справедливости означает и возмещение ущерба применительно как к отдельному потерпевшему, так и к обществу в целом. Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную им социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

Цели наказания за преступление согласно УК РФ

39. Понятие и цели уголовного наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Соотношение уголовного наказания с иными мерами уголовно-правового характера.

Статья 43. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Признаки : наказание представляет собой меру государственного принуждения.

ü Наказание м/б назначено только от имени гос-ва и в интересах всего общества;

ü исключительным правом на назначение наказания обладает только гос-во;

ü наказание м/б назначено лишь за то деяние, кот в соответствии с УЗ является преступлением;

ü наказание устанавливается только УЗ;

ü наказание носит индивидуальный характер; наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; принудительный характер наказания означает, что лицо обязано подчиниться вступившему в законную силу приговору суда, и претерпеть лишения и ограничения, связанные с применением наказания; наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод; наказание влечет за собой судимость.

Цели применения наказания:

ü восстановление социальной справедливости.

ü Наказание должно быть справедливым;

ü исправление осужденного, чтобы лицо изменило свое отношение к закону, правам и свободам гр. ;

ü предупреждение совершения новых преступлений.

Наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам :

1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России – УК РФ. Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).

2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки – это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

3. По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

4. По направленности (адресату) меры государственного принуждения.

Уголовные наказания носят строго личный характер: понести наказание должен сам виновный, а не кто-то другой (представитель и проч.). Например, родители подростка, совершившего преступление не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Более того, уголовное наказание может налагаться только на физическое лицо.

У проступков круг адресатов широк: ими могут быть как физические, так и юридические лица (за исключением дисциплинарных проступков), отсутствует строго личный характер мер. Например, на родителей ребенка, совершившего административное правонарушение, может быть наложен штраф; если собака укусила прохожего, то ее хозяин может нести ответственность как владелец источника повышенной опасности, согласно гражданско-правовым и административным нормам.

Преступление всегда влечет наказание, которое носит признак кары – это наиболее суровая мера государственного воздействия. Оно представляет собой существенное ограничение либо лишение прав и свобод граждан.

За проступки применяются меры взыскания, в основном, восстановительные и профилактические, которые не ставят похожи на возмездие.

Например, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику), в интересах другого лица (кредитора) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение вреда, уплату неустойки и т.д. Это компенсационный характер, иными словами, направленность на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов контрагента.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. В ТК РФ предусмотрены замечание, выговор, увольнение (расторжение трудового договора по инициативе администрации в связи с нарушением со стороны работника условий трудового договора).

В качестве административных взысканий могут применяться штраф, исправительные работы, административный арест и др., а также замечание, выговор. Эти меры в некоторых чертах походят на уголовное наказание, однако существенно отличатся тяжестью правовых последствий для виновного и носят, в основном, восстановительный либо сугубо профилактический характер.

6. По правовым последствиям.

Наказание за преступление влечет за собой судимость. Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ). Применяемые за проступки меры воздействия не влекут судимости.

Следует отличать уголовное наказание от сходных мер государственного принуждения. Прежде всего, необходимо иметь в виду отличие наказания от других уголовно-правовых мер воздействия — воспитательного и медицинского характера.

Принудительные меры воспитательного характера согласно статье 90 УК РФ могут быть назначены вместо наказания несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. К таким мерам относятся:

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

— возложение обязанности загладить причиненный вред;

— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры медицинского характера в соответствии со статьей 97 УК РФ могут быть назначены лицам:

— совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости;

— у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

— совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

3. По процессуальной форме.

Комментарий к Ст. 43 Уголовного кодекса

1. Наказание – это мера государственного принуждения, которая является одной из форм реализации уголовной ответственности. С помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к законопослушному поведению, соблюдению уголовно-правовых запретов.

2. Под целями наказания в уголовном праве понимаются конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе.

3. Социальная справедливость характеризуется четырьмя аспектами, выражающими интересы: а) осужденного; б) потерпевшего; в) общества и г) государства. Справедливость означает соразмерность между преступлением, которое человек совершил, и наказанием, которое он за это понес. Согласно принципу справедливости суд должен назначить такое наказание, которое соответствует характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК). При этом цель восстановления социальной справедливости и принцип справедливости нетождественны. Между ними такая же разница, как между конечным результатом, т.е. целью, к которой стремится законодатель, и средствами, т.е. основными правилами, с помощью которых эта цель может быть достигнута.

4. Исправление осужденного согласно ст. 9 УИК РФ – это формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (социальное исправление). В уголовном праве подтверждением достижения этой цели является несовершение лицом новых преступлений после хотя бы раз отбытого наказания либо освобождения по каким-либо основаниям от его отбывания (юридическое исправление).

5. Цель предупреждения совершения новых преступлений заключается в удержании лиц от совершения преступлений путем угрозы наказанием либо его реальным применением. Предупреждение нарушений уголовно-правовых запретов возможно как со стороны лиц, уже совершивших преступление, так и со стороны иных лиц. В связи с этим в теории уголовного права предупреждение преступлений подразделяется на частное (частную превенцию) и общее (общую превенцию).

6. Цель восстановление социальной справедливости означает максимальную компенсацию вреда, причиненного преступлением личности, обществу и государству, путем лишения или ограничения прав, соответствующего тяжести совершенного деяния и личности виновного.

Добавить комментарий